Плюсы и минусы реформ никиты сергеевича хрущева

Председатель Совета министров Маленков,Первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв и министр внутренних дел Берия.

Хрущёвы удалось устранить Берию и «объединённую опозицию»(Молотов,Маленков,Каганович).Так,к осени1957г Хрущев сумел взять власть в свои руки.

Политика десталинизиции, развенчание культа личности сталина . Критика культа личности, реорганизация структуры и обновления кадров вн дел и гос безопасности,реабилитация жертв репрессий.

Общполиит жазнь . Реформа в с-м правосудия,новое уголовное законодательства,положение о прокурорском надзоре,расширялись законотворческие полномочия союзных республик,были сняты обвинения с депортированных народов им было разрешено вернуться на родину

Обновление аппарата власти .место председателя верховного совета СССР занял брежнев,с поста министра обороны был снят жуков,возрастал культ хрущёва.

Эконом курс в деревне. новая аграрная политика:повышение закупочных цен на сх продукцию,увеличение финансирвания отраслей агросферы,изменялась с-ма планирования сх про-ва.в1956г размер капиталовложений в сх сосавил 18%от общего(7-в1955).Были снижены налоги с личных подсобных хоз-в.предпринимались шаги по улучшению тех оснащения совхозов и колхозов.

С1954г началось освоение целених земель. Вся совокупность эконом мер позволила добиться определённых успехов в разв-и аграрного проихводства,но коренного улучшения в сх не последовало. А результатом непродуманных и непоследованных мер стало обострение продовольственной проблемы,в связи с сокращением гос резервов зерна СССР начал регулярно покупать его..

Реформация упраления пром-стью. 1957закн о перестройке упр-я пром-тью:отменялась отраслевая с-ма руководства,управляли в осн совнархозы,было создано 105эконом р-нов.но эта реформа тоже закончилась нечем.администтративная форма управления сохранялась.

Соцсфера . Мероприятия по улучшению благосостояния народа,раб день для подростков установлен 6тичасовой,для остальных-на 2часа сокращён.в июле56 закон о гос пенсиях(пенсии ув в 2р).повышались зп,отменялось платное образование.

41. Внешн пол СССР в 50-60-х годах. Политика "холодной войны".

В 1955г в Женеве (СССР, США, Англии и Франции) советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе.

авг1955г СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил. СССР ликвидировал военные базы на территории Финляндии и Китая. В 1958г в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963г в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (к нему присоединились около 100 государств).

Летом 1962г по решению советского руководства на Кубе тайно были размещены советские ядерные ракеты средней дальности. Обнаружив их, США объявили воздушную и морскую блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогично поступил и СССР. 22-27 октября Дж.Кеннеди и Н.С.Хрущев заключили временный компромисс: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, а США гарантировали безопасность Кубы и соглашались вывезти ракеты с военных баз в Турции и Италии.

В окт1956г в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии.

В авг1961г в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин между двумя частями города была воздвигнута Берлинская стена.

"Холодная война" - период в развитии междунар отн-й и внеш полит СССР, длившийся почти 40 лет после окончания Второй мировой войны. Сутью "холодной войны" было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран капиталистич и так называемой социалистич системы.

Причины "холодной войны":

· принципиальная противоположность двух мировых систем, экономические, политические, идеологические различия между ними;

· стремление каждой из них к усилению своего влияния в мире, к распространению его на новые страны и народы; политика насаждения своих ценностей

· ;готовность каждой из сторон защищать свои позиции всеми возможными средствами

· политика угроз, уже в первые послевоенные годы приведшая к взаимному недоверию, формирование каждой стороной "образа врага".

1этап - конец 40-х- 60-е гг. - крайняя острота противостояния: претензии Сталина на пересмотр границ в Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими итальянскими колониями в Африке;речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г. с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от "распространения влияния СССР";"Доктрина Трумэна" (февраль 1947 г.). Меры по "спасению Европы от советской экспансии" (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины - доктрины "сдерживания" и "отбрасывания" коммунизма;создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития; "железный занавес", сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов.

Апогей - 1949-1950-е гг.: создание НАТО, Совета Экономической Взаимопомощи и Орг-ии Варша Договора. Противостояние двух военно-политических блоков и наращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных;Берлинский кризис, создание ФРГ и ГДР; конфликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г.

Берлинский кризис, создание ФРГ и ГДР; конфликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г.

2этап хв - 1970-е гг. - разрядка международной напряженности:оговоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией;соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении вооружений (ПРО и ОСВ);Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. (попытки мирного сосуществования двух систем, его сложности и противоречия); военно-политический паритет между СССР и США. Третий этап - конец 1970-х - середина 1980-х гг.:конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ; рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки; ввод советских войск в Афганистан;"доктрина Брежнева" - ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него; попытки продолжения политики "холодной войны" в условиях кризиса мировой социалистической системы.

41.Внешн полит СССРв 50-60 гг.Политика "холодн.войны"

Термин "хол.война" появ в США.В ноябр 47г вышли в свет статья ведущего политич обозрев под обширн назв "Холодн.война.О внешней политике США".Это война,кот велась 45 лет непрерывно до разруш СССР.В нач 50 рук-во США и НАТО разработ всесторон концепцию "хол войны",как особого типа войн,соответств геополитич обстановке,слож после ВМВ и новым средствам борьбы.Цель:свержение прав-ва противостоящ гос-ва и подчинен своим интересам.Гл.цель в борьбе с СССР-уничтож социалист строя,сов. гос-ва и подчин страны интерес американского капитала,что явл гл. усолов достиж мир господства и созд мировой державы США.В 50гг "х.в" была принята военными теоретиками НАТО,как особ форма современ войны наравне с тотальной ядерной,огранич и локальными войнами.В соответств с этой концепцией была разработана долговрем программа целенаправл действий с использ превосходного эконом потенциала капиталистич стран и достиж науки и техники.Считалось,что СССР отстает от США по развит:пром-ти-на 15 лет,техническому-5-10 лет,транспорта-10,ядерного оружия-5-10.Гонка вооруж была тяжела для сов общества,знач снизив его возможн в соц-экономич соревновании с мировой системой капитализма.В США в 50-60гг создаетяся мощная научн база по изучен состояния и разработке методов разрушен СССР и мировой системы социализма.С ним тесно сотруднич центры по подготовке спец-тов по антикоммунизму.Придавая большое знач информационно-психологич войне,рук-во США создает мировой центр рук-ва инф-ей.(ЮСНА) и мощные пропагандисткие центры-"Голос Америки","Свобода","Свободная Европа","Немецкая война".В 40-50гг в США и Зап. Европе развернулась активн борьба с коммунистич движениями,усилилось буржуазное влияние на социал-демократич движ.Особ знач приобрет фальсификация,искажение и очеренение истории сов гос-ва и росс истории в целом,для этого изгатавливаются фальшивые док-ты.

В феврале 1956 г. состоялся 20 съезд КПСС. На закрытом заседании 20 съезда Хрущев сделал доклад «О культе личности и его последствиях». Впервые сказано было о нарушениях законности, о массовых репрессиях, просчетах и порочных методах руководства, допущенных по вине Сталина в силу недостатков его характера. Этот вызвавший подлинное потрясение доклад был произнесен при закрытых дверях только перед советскими делегатами и открыл дорогу управляемой десталинизацией.

В ночь с 24-25 февраля Хрущев зачитывал делегатам «секретный доклад», показавший развитие и упрочение культа личности, его проявления и последствия за прошедшие 20 лет. В докладе Хрущев развенчал миф о Сталине как гениальном продолжателе дела Ленина а так же миф о Сталине –«военачальнике», создав облик нерешительного некомпетентного человека. Доклад также показал ответственность Сталина за депортацию кавказских народов, фабрикацию фальшивых заговоров 1949 г. (Ленинградское дело) и 1953 г. (Дело врачей-убийц). Доклад Хрущева рисовал новый образ Сталина – тирана, день за днем создававшего свой культ, образ некомпетентного, не желавшего никого слушать диктатора, «оторванного от народа» и ответственного за катастрофическое экономическое положение страны 1953 г.

После 20 съезда в июне 1956 г. было принято постановление «О преодолении культа личности и его последствии», в котором были названы объективные и субъективные причины и условия возникновения культа личности Сталина. Были приняты меры по либерализации политического режима: расширены права Советов, укреплена их финансовая база, проведены очередные выборы в Советы, расширены права профсоюзов, ограничены привилегии работников аппарата. В 1957 г. восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов.

После 20 съезда на время было ослаблено идеологическое давление на культуру, ответственность за политику прошлых лет возложена на Сталина и других. ЦК КПСС принял постановление «об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», оценки творчества Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и др. были признаны несправедливыми.

Все эти меры по демократизации общества и оздоровлению экономики способствовали росту влияния Хрущева. Если Хрущев и выглядел как носитель власти, фактически не уступавший той, которой злоупотребил Сталин, его роль, как во внутриполитическом, так и в международном плане не означала полной преемственности с амбициями и практикой предшественника.

52. Социально-экономическое и политическое развитие ссср в середине 60-х – середине 80-х гг. Реформы, их противоречивый характер и незавершенность, нарастание кризисных явлений.

Общественно-политическая жизнь. Новое советское руководство во главе Л. И. Брежневым, уловив господствовавшие в обществе настроения, выдвинуло лозунг стабильного развития, движения «к прогрессу без потрясений». Во внутренней политике проводился умеренно-консервативный курс. В общественной жизни усиливались охранительные тенденции. Росла бюрократизация советского общества: возрастало всевластие бюрократии, непомерно увеличивался управленческий аппарат (к началу 80-х он насчитывал 18,5 млн. чел.), полным ходом шло огосударствление всех сторон жизни общества. Ожесточался идеологический диктат. Любая общественная деятельность строго контролировалась партийными и государственными органами. Отступления от официальных идеологических принципов незамедлительно пересекались.

В 1977г. принимается новая Конституция, получившая название «Конституции развитого социализма». Она носила двойственный характер: формально провозглашались многочисленные права и свободы, но в реальной жизни значительная часть их не осуществлялась, отсутствовал законодательное оформленный механизм их реализации и т.п. Многие положения Конституции расходились с реальностью.

Расширялось диссидентское движение. Несмотря на свою немногочисленность (в разное время от 0,5 до 1 – 2 тыс. чел.) и крайнюю неоднородность (в нем участвовали левые социалисты, монархисты, деятели националистических, религиозных, рабочих организаций), это движение оказывало определенное влияние на некоторые стороны общественно-политической жизни.

Во второй половине 70-х – начале 80-х гг. в советском обществе неуклонно нарастали стагнационные и кризисные явления, социальные противоречия. После смерти Л. И. Брежнева в 1982г. новое руководство во главе с Ю. В. Андроповым (ноябрь 1982 – февраль 1984 гг.) взяло курс на укрепление трудовой дисциплины и ужесточение внутриполитического курса. А во время нахождения на высшем посту К. У. Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) произошел полный возврат к политике брежневского периода.

Социально-экономическое развитие . В начале 60-х гг. наблюдалось замедление темпов экономического роста, увеличения национального дохода, производительности труда. Начался поиск новых методов управления экономикой, подходов к планированию и организации производства.

В 1965г. началась крупномасштабная экономическая реформа. В сельском хозяйстве она стала осуществляться после решения мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС, в соответствии с которым вводился новый порядок планирования, колхозы и совхозы освобождались от прямого и административного вмешательства, в два раза повышались закупочные цены, создавались благоприятные условия для развития личных подсобных хозяйств. В промышленности начало реформе было положено постановлениями сентябрьского Пленума 1965г. ЦК партии. Предприятия получали большую свободу, расширялась сфера деятельности хозяйственного расчета, возрастала роль экономических показателей (рентабельности и прибыли), улучшалось планирование. Особое внимание обращалось на экономические методы хозяйствования и управления. Реформа дала продолжительные результаты: VIII-я пятилетка (1965 – 1970 гг.) была одной из самых успешных, продукция промышленности возросла на 50%, а национальный доход увеличился на 45%. Однако реформа не носила законченного характера.

Причинами ее незавершенности стали: отсутствие эффективного механизма осуществления намеченных мер; внутренние противоречия (расхождения интересов общества и предприятий); половинчатость (реформа остановилась на уровне предприятий); противодействие бюрократий. В 70-е гг. строились новые предприятия, интенсивно осваивались северный и восточный районы страны, была решена сложная проблема достижения военно-стратегического паритета с США. В то же время происходило снижение темпов экономического роста, экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, возможности которой уменьшались в виду сокращения трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов, внутри нее росли диспропорции. Неэффективно использовались средства, полученные от экспорта сырья. Серьезный кризис нарастал в сельском хозяйстве.

Противоречия в развитии социальной сфере 6 реализация крупных социальных программ (особенно строительства жилья), но в то же время вся социальная сфера финансировалась по так называемому «остаточному принципу»; росли доходы населения, но увеличивался разрыв в уровне жизни представителей разных социальных слоев и т.п.

Нарастание кризисных явлений

Социальный заказ правящего класса в 1965 - 1984 гг. состоял в том, чтобы любой ценой сохранить существующее положение. Курс на стабильность требовал от властей укрепления «властной вертикали», которую в эти годы упорно разъедали ведомственный монополизм и падающая политическая активность, апатия советских людей. Поворот нового руководства к более жесткому, более консервативному курсу был продиктован стремлением правящего класса восстановить разрушенную хрущевской «оттепелью» целостность советской системы.

Укрепление Советского государства, и, прежде всего Советов, рассматривалось как главные вопросы внутренней политики. Однако на практике повысить роль местных Советов не далось. Они по-прежнему целиком зависели от центра и оставались бессильными и безгласными. Верховный Совет СССР по существу был декоративным органом, призванным «единогласно» одобрять подготовленные аппаратом решения. Высший законодательный орган практически не контролировал правительство, расходы отдельных министерств и ведомств. Советы мало влияли на реальную жизнь общества.

С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она остается стержнем советской политической системы.

Все крупные государственные и хозяйственные вопросы решались в партийных «инстанциях». Общественному мнению навязывался тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и ее становлении как партии всего советского народа».

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек, однако былое значение членства в партии снижалось.

Правящий класс был заинтересован в стабильности высшего политического руководства, жесткой централизации управления, позволяющей на деле контролировать общество и саму номенклатуру.

Кадровые перестановки в 1965 - 1984 гг. в высших эшелонах власти были сведены к минимуму, формируются клановые структуры, наращивается бюрократический аппарат.

На рубеже 70 - 80-х гг. в мире начинается «микроэлектронная революция». По этому показателю СССР отставал от западных стран на десятилетия. Сырьевые ресурсы страны все больше истощались. Лишь малая часть советской экономики составляли современные производства высокой технологии, которые полностью работали на военные заказы. Экономика страны работала в основном на ВПК. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. В стране не было единой денежной системы.

К середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к частному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы. Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.

Однако, в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской власти.

Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

Смерть в ноябре 1982г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Но попытки Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.

Избрание в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к обновлению страны.

В условиях монопольного господства в обществе одной партии - КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата перемены не могли начаться «снизу», народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать.

Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса.

Провозглашая курс на ускорение, М.С. Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал.

Внутренняя политика. После смерти Сталина в 1953 г. началась борьба за власть. Был расстрелян Берия - глава карательных органов, которого давно боялись и ненавидели. ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв, правительство- Г.М.Маленков, в 1955-1957 гг. - Н. А Булганин. На XX съезде КПСС доклад Хрущёва о культе личности Сталина. Началась реабилитация жертв сталинизма. В 1957 г. Молотов, Каганович, Маленков и др. пытались сместить Хрущёва с его поста, но он на июльском пленуме ЦК КПСС изгнал их из Политбюро, а позднее и из партии. В 1961 г. XXII съезд КПСС объявил курс на построение коммунизма к концу XX в. Хрущёв вызывал недовольство верхушки, поскольку часто принимал решения без учёта ее мнений и интересов. В октябре 1964г. он был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР.

Экономика. В 1953г. снизили налоги с крестьян и временно увеличили вложения в легкую промышленность. Крестьянам разрешили свободно покидать деревню, и они хлынули в города. В 1954 г. началось освоение целины в Казахстане, однако оно проводилось безграмотно и лишь привело к истощению почв, а не разрешению продовольственной проблемы. Активно, часто без учёта климатических условий внедрялась кукуруза. В 1957 г. отраслевые министерства заменены территориальными единицами - совнархозами. Но это дало лишь недолгий эффект. Велось строительство миллионов квартир, увеличился выпуск товаров народного потребления. С 1964г. крестьянам стали платить пенсии.

Внешняя политика. В 1955 г. создана организация Варшавского договора (ОВД). Началась разрядка в отношениях с Западом. В 1955 г. СССР и США вывели из Австрии свои войска и она стала нейтральной. В 1956г. советские войска подавили в Венгрии антикоммунистический мятеж. В 1961 г. закрыт доступ в Западный Берлин из Восточного (берлинский кризис). В 1962 г. произошёл Карибский кризис из-за размещения Советским Союзом ракет на Кубе. Во избежание ядерной войны СССР убрал ракеты с Кубы, США- из Турции. В 1963 г. был подписан договор о запрете ядерных испытаний на земле, в небе и воде. Ухудшились отношения с Китаем и Албанией, обвинившими СССР в ревизионизме, отходе от социализма.

В культуре началась «оттепель», произошло частичное раскрепощение личности (проза Д. А. Гранина, В. В. Дудинцева, А. И. Солженицына). Главные достижения науки: в области физики - изобретение лазера, синхрофазотрона, запуск баллистической ракеты и спутника Земли, полет Ю. А. Гагарина в космос (1961).

Частичная демократизация советского общества (Хрущевская "оттепель" - 1953-1964 гг.)

В марте 1953 года умер Сталин. На этом закончилась целая эпоха. Началась борьба за власть, Берия, будучи силовым министром стоял на сохранении сталинского режима (пытался ввести ЧП). Хрущев настаивал на свержении культа личности (он располагал секретной партийной документацией). Каждый стемился стать первым лицом. Но Хрущеву повезло, вернув с Урала Жукова, и тем самым заручившись поддержкой армии, ему удалось нейтрализовать Берию. Его обвинили в привышении полномочий и шпионаже - он был арестован и растрелян.

В 09.1953 года Хрущев был избран 1 секретарем ЦК. В жизни страны с этого момента начинается оттепель: В печати стали появляться статьи о вреде культа личности Сталина. Открыли для свободного посещения Кремль. Хрущев начинает поездки по стране (это было новшество в политической жизни). Был ликвидирован ГУЛАК. Миллионы безвинно репрессированных людей вернулись домой. А в хозяйственной деятельности Хрущева в первые годы прославился освоением целины (Казахстан, Ю-Сибирь, Урал, Поволжье, С-Кавказ). Целью было решить острую зерновую проблему. Для этого привлекалась молодежь и армия. В первые годы целина дала хорошие урожаи, но вскоре стали сказываться негативные моменты: отсутствие систематизации, бесхозяйственность, нехватка зернохранилищ, техники, горючего. На 20-том съезде КПСС в 02.1956 г. Хрущев официально разоблачил культ личности Сталина (злоупотребления, репрессии, развал С/Х, бездействие в начале ВОВ). Перед съездом была создана спец. комиссия, которая расследовала это дело. Опубликовано было только через 33 года. Эпоха правления Хрущева была противоречивой, как и личность самого лидера. Противоречия сказывались в экономике, политике и идеологии. Промышленность. В 1957 году отраслевые министерства были заменены Совнархозами (вместо 10 - 100). Целями было: упростить управление и ослабить бюрократию. Обе цели провалились (вместо центр.бюрократии появилась местная, появилось местничество - ухудшалось качество).

Реформы С/Х (освоение цилины, повышение закупочных цен, с колхозов списали долги, увеличили подсобное хоз-во), также окончились неудачно. Ликвидировали МашТракСтанции, технику передали в колхозы, но они не могли расплатиться за нее и содержать, пытались укрупнить колхозы, но это не помогло ежегодно они разорялись. В 1956 родилась «кукурузная эпопея», после посещения Хрущевым США, в приказом порядке было дано задание засевать поля кукурузой, из-за не тех климатических условий, урожая не получилось. Провалилась идея сдачи мяса, было уничтожено много молочного скота. Не смотря на все, жизненный уровень народа повышался. Повысили мин. зарплату и пенсию. Сократили пенсионный возраст (М-60 лет, Ж-55 лет). Развивалось жилищное строительство. За 10 лет жил фонд увеличился на 80%. В культурной жизни страны тоже наступила оттепель. Были проведены реформы образования: Увелич. срок обучения на 1 год (с 10 до 11). Ввели 2 дня производ. обучения. Студенты Технарей обязательно работали простым рабочими. Частично это удалось. Потеря Хрущевым авторитета. В области истории: пересмотр роли Сталина в истории страны. При этом имелись и перегибы.

Весь мир в тот период был охвачен НТР. Но наша НТР развивалась в рамках ВПК: освоение космоса (первый спутник, Гагарин), применение атомной энергии (создан инст-т ядерн исслед, перв атомный ледокол), хим. пром. В отношении литературы были свои перегибы: идеалогия вмеш в творческий процесс, низкий худ. вкус власти. Гласность в ней допускали до определенного предела, особенно то что касалось Сталина, репрессий и власти. Хрущев с трибуны критиковал и махал кулаком и учил, как писать. В то же время возникали новые журналы (в.ч. иностр.лит). В Москве открылся театр "Современник", в быт входило телевиденье. Конец политической карьеры Хрущева. На протяжении всего периода правления Хрущева у него постоянно была оппозиция. Неоднократно его пытались сместить, но не удачно. Вначале 60-х годов авторитет Хрущева стал падать, это было вызвано повышением цен на продукты. Стали нарастать кризисные явления в экономике, замедлялись ее темпы. Каждая область боролась за создание своего Совнархоза. Началось возрождение министерств. В 1962 году был создан ВСНХ (высший совет народного хозяйства), который встал над гос. планом, гос. строем и другими органами. Централизация управления, усиливались. Недовольство общества нарастало. В 1963 году исчез хлеб (неурожай на целине). В итоге были использованы резервы, стали закупать хлеб в США. Однако это проблему не решило, и была введена карточная система. Хрущев был обречен.

Введение

В истории СССР и России послевоенные годы по хар-ру социально - экономического развития можно подразделить на три периода: 1. взлет (1950 - 1970); 2. застой (1971-1985); 3. кризис и смена социально - экономической сис-мы (1985-1990 - е гг). В 50-60 - е годы экономика страны динамично развивалась. Смерть в 1953 г И.В. Сталина стала началом конца созданной им тоталитарной сис-мы и началом перехода к новому курсу во внутренней политике. Избранный на пост Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев стал провобить курс, связанный с соц-ой ориентацией эк-ки. В эти годы в пром-ти страны и на транспорте широко внедрялись технические новшества. В ходе второй мировой врйны началась третья НТР, которую подразделяют на два этапа: 1945-сер 60-х гг; сер 60-х гг - конец 80-х гг. Лидерами первого этапа современной НТР были США и СССР. Советский Союз в эти годы осуществил кардинальные изменения в техническом развитии. В период 1950-1970 гг в стране была осуществлена коренная перестройка топливного баланса: возросла добыча нефти и газа. Существенное развитие получил морской транспорт. Такое достижение НТР, как изобретение реактивного и турбовинтового самолета, нашло широкое применение в нашей стране. С 1958 г в СССР прекращен выпуск паровозов. Получил развитие авто транспорт, возросли масштабы автодорожного строительства. В 1970 г вступила в строй Останкинская телевизионная башня. В 1965 г была проведена экономическая реформа.

Она выразилась, с одной стороны, в централизации управления народным хоз-ом путем ликвидации совнархозов и воссоздания отраслевых министерств. С другой стороны, возрождался хозрасчетный принцип ведения хоз-ва на предприятии. 1971-1985 гг. Эти годы охватывают 9-ую, 10-ую, 11-ую пятилетки. В эти годы создана Единая энергетическая система СССР. С середины 70-ых гг стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике. Наблюдались замедление научно - технического прогресса; моральный износ оборудования; наметился ресурсный кризис, выражавшийся в перемещении добычи природных ресурсов в труднодоступные районы, в удорожании добываемого сырья для пром-ти. Таким образом, экономический, а затем и политический кризис, разразившийся в стране в конце 80 - х годов, был обусловлен многолетней неэффективной экономической политикой, проводимой руководством страны. Это привело к экон-ому истощению государства.

Реформы Хрущева (1953-1964гг.)

После смерти Сталина наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Равновесие являлось крайне неустойчивым.

Политика нового руководства в весенние дни 1953г. была противоречивой, отражая противоречия в его составе. По требованию Жукова из заключения вернулась большая группа военных. Но продолжал существовать ГУЛАГ, везде висели прежние лозунги и портреты Сталина.

Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия - через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков - заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа, "заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей", призывая в "2 - 3 года добиться созидания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности". Но Берия и Маленков не имели связей в среде высших военных руководителей, которые не доверяли им. Главное же было в настроениях партаппарата, который желал сохранения режима, но без репрессий по отношению к аппарату. Объективно ситуация сложилась благоприятно для Хрущева. Хрущев проявил в эти дни необычайную активность. В сентябре 1953 г. Н.С.Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. В реальной политике наметился поворот. И этот поворот необходимо было подкрепить решениями экономического характера. В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производства предметов потребления. "Теперь на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой промышленности у нас есть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления". Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую "подпитку" отраслей нематериального производства, ориентированных на выпуск товаров для народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности. Так был взят курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье.

На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. Хрущев, надо отдать ему должное, по происхождению, да и по интересам, всегда был ближе к нуждам крестьян, чем кто-либо из других высших политических руководителей.

Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

1953-1957 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики, что означало перенесение центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.

Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т.е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено: снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна), увеличение приусадебных участков. Это был один из вариантов нового аграрного курса.

Программа преобразований сельского хозяйства , осуществлявшаяся Н.С. Хрущевым , несколько отличалась от стратегического замысла Г.М.Маленкова. Кроме указанных мер, Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). Особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.

В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет(1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.

По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.

Административно-экономическая реформа. В 1957 г.Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.

В целях ограничить возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы , которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.

Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа в целом не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Социальная политика. Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

1958-1964 гг. В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начался процесс вытеснения экономических стимулов в развитии хозяйства административным принуждением. В сельском хозяйстве эта тенденция проявилась наиболее отчетливо.

Колхозная политика. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрениий, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.). В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей, учитывая, что они к тому же не имели достаточного количества технических кадров.

Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства . У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства. Работники колхозов преращались в наемных рабочих.

В результате возникших трудностей семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дифицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).

Промышленность . В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.

Дальнейшее развитие административной системы. Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) . Последовательно усложнялась система общегосударственого планирования народного хозяйства.

Изменилась система органов управления аграрным сектором. С марта 1962г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ ).

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций . С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные . В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

Реорганизация административной системы стала постоянным явлением. Непрерывные перетряски аппарата и персональные перемещения серьезно беспокоили партийных и государственных чиновников, стремившихся к стабильности своего личного положения. Н.С.Хрущев же заявлял о готовности расшвырять всех, как котят. Аппаратчикам казалось, что десталинизация не принесла желанной уверенности в завтрашнем дне. В бюрократических кругах нарастало недовольство Н.С.Хрущевым, желание подчинить его аппарату. Крупным шагом на этом пути стала кампания против творческой интеллигенции, в результате чего Хрущев-реформатор потерял прочную опору в ее среде.

Недовольство Хрущевым высказывали также представители всех звеньев партийного аппарата (после разделения его на две независимые системы и образования своеобразного двоевластия). Поэтому заговор против Н.С.Хрущева становился неизбежным.

Социальная политика. Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги . Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).

В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной . Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).

Это вызвало стихийные выступления рабочих . В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

ИТОГИ. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации . Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.

Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам .

После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни . В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура , которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

Предыдущие статьи:
  • XX съезд КПСС, начало десталинизации, политическая оттепель и ее противоречия.
  • СССР в послевоенный период до 1953 г., укрепление командно-административной системой,послевоенные судебные репрессии.
  • СССР на международных конференциях в ходе второй мировой войны, три самые известные конференции, принципы послевоенного устройства мира.
  • Причины великой отечественной войны, три периода, причины первых неудач красной армии в 1941 и 1942 годах, итоги и уроки войны, историческое значение победы.
  • Международные отношения в 1933-1941 г., причины и предпосылки второй мировой войны.
Следующие статьи:
  • Основные направления экономического и политического развития страны 1965-1984 гг., механизм торможения социально экономического прогресса.
  • Международные отношения и внешняя политика СССР в 1946-1984 г., холодная война.
  • Кризис партийно-советской государственной системы, распад СССР и создание СНГ
  • Предпосылки образования древнерусского государства в IX - XI вв. норманнская теория. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси.