Основные идеи исследования организаций на основе изучения кон. демобилизацию промышленного производства, т.е. предприятия, переведенные на военное производство, возвращались к выпуску мирной продукции. Этапы развития теории организации

Этапы развития теории организации производства.

Впервые применил «систему» организации и управления предприятием Р.Аркрайт (1732 -1792 г.г.) - английский текстильный фабрикант. Он установил для рабочих «фабричный кодекс», согласно которому рабочие должны были работать строго по расписанию.

Наука об организации производства зародилась во второй половине XIX в.

Один из основоположников этой науки Ф.У. Тейлор (1856-1915 г.г.) - американский инженер, в своем труде «Принципы научного управления» писал, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя. Ф. Тейлор впервые осуществил организацию элементов производства внутри предприятия:

Отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;

Дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим, как правило, одну повторяющуюся операцию;

Ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;

Разработал системы учета и контроля;

Предложил аппарат функциональных руководителей - мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего.

Используя принцип дробления работы на операции и приемы, Г. Форд-старший (1863-1947 г.г.) -известный американский промышленник по производству автомобилей, ввел в 1913 г. на своем автомобильном заводе ленточный конвейер, позволивший сократить цикл сборки с полутора дней до 93 мин.

Система Г. Форда также как и система Ф. Тейлора, носит двойственный характер, так как в ней соединены утонченные методы эксплуатации с рядом научных положений в области организации труда.

В числе других организаторов капиталистического производства, внесших заметный вклад в разработку теории и практики его организации, следует назвать:

Г. Эмерсона (1853-1931 г.г.), выдвинувшего 12 принципов, соблюдение которых обеспечивает повышение производительности труда в любой сфере деятельности.

К этим принципам относятся:

1. точность формирования целей, к достижению которых должен стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

3. компетентность консультации - необходимость специальных знаний (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

4. дисциплина;

5. справедливое отношение к персоналу;

6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7. диспетчерование;

8. нормы и расписания;

9. нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10. нормирование операций, т.е. установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

11. составление письменных стандартных инструкций, обеспечивающих четкое закрепление всех правил выполнения работ;

12. вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

А. Фаиоля (1841-1925 г.г.), создателя системы управления производством, основанной на выделении шести групп функций - технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных;

Работавшего в России и Польше К. Адамецки (1866-1933 г.г.) - создателя теории построения производственных процессов во времени, разработавшего графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Интересную идею о науке организации выдвинул российский ученый энциклопедист Богданов (псевд.; настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович, экономист, философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, врач.

Истина, по Богданову, есть организующая форма коллективного опыта.

Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии, выступив одним из пионеров системного подхода в современной науке.

Большую роль в развитии современных систем организации, планирования и управления сыграло создание в середине 50-х годов XX в. системы сетевого планирования и управления, разработанное американскими учеными М. Уокером, Д.Келли и математиком Д. Мальмкольмом (системы СРМ и PERT).

Представляет интерес и «теория зет», выдвинутая в конце 70-х начале 80-х годов нашего века проф. У. Оучи (США) о возможности перенесения японских методов организации производства в другие страны.

Современное строительное производство начало также развиваться на принципах поточности в промышленности, т.е. непрерывности и равномерности.

Строительный поток является важнейшим и обязательным элементом индустриализации, без осуществления которого невозможно использовать в полной мере преимущества строительства из сборных элементов, изготовленных на заводах.

Поточный метод - научный метод строительного производства, обеспечивающий высокую организацию технологического процесса строительства, ликвидацию потерь времени, труда и ресурсов за счет устранения его неритмичности, прерывности.

Опыт показал, что поточный метод резко уменьшает неритмичность производства и снижает потребность в производственных мощностях.

Поточный метод создает благоприятные условия для значительного (на 20 - 30%) роста производительности труда за счет специализации исполнителей и приобретения ими мастерства при непрерывно повторяющихся процессах, а также вследствие высокой организации труда, избавляющей от простоев, авралов и других случайностей.

Способствуя экономии труда, времени и ресурсов, поточный метод приводит к снижению себестоимости строительства до 6-12%.

Начало применения поточных методов в строительном производстве в нашей стране относится к 30-м годам XX века. За семь десятилетий строители и ученые разработали теорию и развили практику строительного потока.

Теория строительного потока разрабатывалась в трудах профессоров А.В, Барановского, М.С. Будникова, А.А.Тармаша, А.И. Неровецкого, М.В. Вавилова, Б.П. Горбушина, В.В. Чихачева, В.И. Батурина, Н.И. Пентковского и др.

В развитии поточных методов строительства в нашей стране можно выделить четыре периода:

Первый период (1930 - 1948 г.г.) - разработка начальных основ поточности в строительстве и экспериментальное применение потока при возведении в основном одинаковых жилых домов;

Второй период (1948 - 1961 г.г.) - становление современной теории потока и экспериментальное применение его в разных видах строительства;

Третий период (1961 - 1967 г.г.) - переход от экспериментирования к массовому применению поточных методов в строительстве, переход к современным методам проектирования организации строительства, к разработке основ сетевых методов планирования и управления;



Четвертый период (1967 - по наст, время) – массовое применение в масштабе страны сетевого моделирования, внедрение ЭВМ в проектировании организации поточного строительства и создание системы автоматизированного проектирования и строительства (САПР, АСУС),

разработка локальных экономико-математических моделей строительного производства, исследования организационно-технологической надежности строительного производства, применение поточного строительства в рыночных условиях и конкуренции.

Тема 2. Календарное планирование строительного производства

Сущность календарного планирования, его роль в строительстве

Календарное планирование является неотъемлемым элементом организации строительного производства на всех его этапах и уровнях. Нормальный ход строительства возможен только тогда, когда заблаговременно продумано, в какой последовательности будут вестись работы, какое количество рабочих, машин, механизмов и прочих ресурсов потребуется для каждой работы.

Недооценка этого влечет за собой несогласованность действий исполнителей, перебои в их работе, затягивание сроков и, естественно, удорожание строительства. Для предотвращения таких ситуаций и составляется календарный план, который выполняет функцию расписания работ в рамках принятой продолжительности строительства. Очевидно, что изменчивая обстановка на стройке может потребовать существенной корректировки такого плана, тем не менее при любых ситуациях руководитель строительства должен четко представлять, что нужно делать в ближайшие дни, недели, месяцы.

Продолжительность строительства назначается, как правило, по нормам (СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений" с учетом изменений к ним) в зависимости от величины и сложности строящихся объектов. В отдельных случаях продолжительность строительства может планироваться отличной от нормативной (чаще всего в сторону ужесточения сроков), если того требуют нужды производства, специальные условия, природоохранные программы и проч. Для объектов, возводимых в сложных природных условиях, допустимо увеличение продолжительности строительства, но это всегда должно быть надлежащим образом обосновано.

В строительной практике часто применяются упрощенные методы планирования, когда, например, составляется лишь перечень работ со сроками их выполнения без должной оптимизации.

Однако такое планирование допустимо лишь при решении небольших текущих задач ходе строительства. При планировании же больших объектов работ на весь период строительства нужна тщательная работа по выбору наиболее целесообразной последовательности СМР, их продолжительности, числа участников, необходим учет множества факторов, о которых упоминалось выше. По этим причинам в строительстве находят применение различные формы календарного планирования, позволяющие по-своему оптимизировать планируемый ход работ, возможность маневров и т.д.

Линейные календарные графики

Сетевые графики

Кроме того, в зависимости от широты решаемых задач, необходимой степени детализации решений существуют различные виды календарных планов, находящие применение на разных уровнях планирования.

При разработке календарных планов в ПОС и ППР наилучшие результаты достигаются, когда составляются несколько вариантов календарного плана, и выбирается наиболее эффективный.

2. Виды календарных планов (графиков )

Разделяют четыре вида календарных графиков, в зависимости от широты решаемых задач и вида документации, куда они входят. Все виды календарных графиков должны быть тесно увязаны друг с другом.

Сводный календарный план (график) в ПОС определяет очередность возведения объектов, т.е. сроки начала и окончания каждого объекта, продолжительность подготовительного периода и всего строительства в целом. Для подготовительного периода, как правило, составляется отдельный календарный график. Существующие нормы (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») предусматривают составление в ПОС календарных планов в денежной форме, т.е. в тыс. руб. с распределением по кварталам или годам (для подготовительного периода - по месяцам).

Для сложных объектов, особенно водохозяйственных и гидротехнических, составляются дополнительно сводные графики, ориентированные на физические объемы.

При составлении календарных планов строительства гидротехнических и водохозяйственных сооружений требуется, как уже отмечалось, тщательная увязка хода строительных работ со сроками пропусков расходов воды в реке, сроками перекрытия русла и наполнения водохранилища. Все эти сроки должны быть четко отражены в календарном плане, При реконструкции таких объектов должны быть обеспечены минимальные перерывы в эксплуатации гидроузла или гидросооружения.

На стадии разработки сводного календарного плана решаются вопросы разделения строительства на очереди, пусковые комплексы, технологические узлы. Календарный план подписывается главным инженером проекта и заказчиком (как согласовывающей инстанцией).

Объектный календарный график в ППР определяет очередность и сроки выполнения каждого вида работ на конкретном объекте с начала его возведения до сдачи в эксплуатацию. Обычно такой план имеет разбивку по месяцам или дням в зависимости от величины и сложности объекта.

Объектный календарный план (график) разрабатывается составителем ППР, т.е. генподрядчиком или привлеченной для этого специализированной проектной организацией.

При разработке календарных планов на реконструкцию или техническое переоборудование промышленного предприятия необходимо согласование всех сроков с этим предприятием.

Рабочие календарные графики обычно составляются производственно-техническим отделом строительной организации, реже линейным персоналом в период производства СМР. Такие графики разрабатываются не неделю, месяц, несколько месяцев. Наибольшее применение имеют не дельно-суточные графики. Рабочие календарные графики – это элемент оперативного планирования, которое должно вестись постоянно в течение всего периода строительства.

Цель рабочих графиков с одной стороны - детализация объектного календарного плана и с другой - своевременная реакция на всевозможные изменения обстановки на стройке. Рабочие графики - наиболее распространенный вид календарного планирования. Как правило, они составляются очень быстро и зачастую имеют упрощенную форму, т.е., как показывает практика, не всегда должным образом оптимизируются. Тем не менее они обычно лучше других учитывают фактическую обстановку на стройке, так как составляются лицами, непосредственно участвующими в этой стройке. Это особенно относится к учету погодных условий, особенностей взаимодействия субподрядчиков, реализации различных рационализаторских предложений, т.е. факторов плохо поддающихся заблаговременному учету.

Часовые (минутные) графики в технологических картах и картах трудовых процессов составляются разработчиками этих карт. Такие графики обычно тщательно продуманы, оптимизированы, но они ориентированы лишь на типичные (наиболее вероятные) условия работы. В конкретных ситуациях они могут требовать существенной корректировки. Часовые графики производства работ составляются главным образом для монтажа сборных конструкций зданий и сооружений; в них определяются сроки и последовательность установки в проектное положение отдельных сборных элементов. На часовых графиках в соответствии с ЕНиР указывается машинное время; необходимое для установки каждого элемента, а также состав бригады монтажников.

Принципы и последовательность проектирования календарных планов

Календарный план строительства объекта разрабатывается на основании сравнения различных его вариантов и выбора наилучшего, т. е. такого, в котором работы намечено выполнить передовыми методами (максимальная механизация и применение высокопроизводительных машин), в заданный срок, с минимальными затратами материальных ресурсов и соблюдением требований охраны труда.

Продолжительность возведения объекта не должна превышать директивных норм, предусмотренных в СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений" с учетом изменений к ним.

Календарный план производства работ на объекте разрабатывают в следующей последовательности:

1) устанавливается перечень строительно-монтажных работ, по которому в дальнейшем будет составляться календарный план;

2) подсчитываются объемы работ, подлежащие выполнению на объекте;

3) определяется требуемое количество основных материалов, деталей и конструкций, с указанием их размеров, веса, марок и других данных;

4) выбирается метод производства основных строительно-монтажных работ путем сравнения различных вариантов и принятия наилучшего;

5) подсчитываются по нормативам трудоемкость работ и количество машино-смен, необходимых для выполнения всех строительно-монтажных работ;

6) устанавливается технологическая последовательность и продолжительность выполнения строительно-монтажных работ и работ по монтажу технологического оборудования, производится их взаимная увязка во времени и составляется график производства работ по строительству объекта;

7) составляются графики движения рабочих по профессиям и сводный, графики использования машин и транспортных средств, а также графики расхода и завоза основных материалов и сборных конструкций.

Процесс организации производства, предусматривающий про-ектирование, построение, обеспечение функционирования и со-вершенствование производственных систем, включает ряд взаимо-связанных видов работ. При этом следует исходить из того, что организация производства может быть направлена на создание или совершенствование существующей производственной системы. В первом случае цель организации - создать производственную систему нового предприятия или какого-либо нового подразделения на действующем предприятии, во втором - организация связана с улучшением действующей системы, т. е. с реорганизацией про-изводства, либо всего предприятия, либо одного или нескольких его подразделений.В работе по организации производства необходимо определить организационную цель, т. е. определить результат, ожидаемый от проведения конкретной организационной работы. В качестве организационных целей могут быть выбраны такие результаты орга-низационной деятельности, как повышение ритмичности и эффек-тивности производства, улучшение качества продукции, снижение запасов товарно-материальных ценностей и т. д. В ряде случаев одновременно выдвигается несколько организационных целей, что требует их согласования.Процесс определения организационной цели предполагает совместную работу руководителя предприятия и специалистов в области организации производства.

Установление видов деятельности и определение круга участни-ков работ. После того как цели организации определены, нужно установить виды деятельности, необходимые для их достижения, т. е. составить перечень работ, которые должны быть выполнены. Следует учитывать чрезвычайную сложность и важность этого этапа организационной работы. Для ее выполнения и создания общей схемы проведения работ и их выполнения необходимо при-влекать работников с высоким научным кругозором и большим опытом работы в области организации производства. Затем надо определить те подразделения предприятия, привлеченные органи-зации и конкретных исполнителей, которые будут участвовать в реализации организационных целей. При этом может возникнуть потребность во внесении изменений в действующую структуру аппарата предприятия или в создании новых, в том числе времен-ных, подразделений. Выполнение всех предусмотренных работ необходимо закрепить за соответствующим подразделением, учреждением и/или конкрет-ным исполнителем.

Исследование состояния организации и анализ результатов. Ис-следование подобного рода - это оценка фактического состояния производственной системы, относящаяся к сфере решения данной организационной задачи. В процессе исследования должно быть получено представление обо всех характерных чертах системы, о протекающих в ней процессах и внешних связях, об эффек-тивности ее функционирования, о необходимости осуществления организационных изменений и т. д. Исследование фактического состояния системы предполагает определение количественных показателей и качественных характеристик, а также оценку орга-низационного уровня системы путем сопоставления полученных параметров и характеристик со средними или нормативными (эта-лонными). В ходе анализа результатов исследования необходимо выявить причины негативных явлений или отклонений от среднего и нормативного уровня и сформулировать предложения по орга-низации производства.

Разработка вариантов организационной концепции и выбор опти-мального варианта. Результаты анализа могут подтвердить возмож-ность достижения поставленной цели или показать, что она не-состоятельна и нуждается в корректировке. Сформулированная в окончательном виде цель может быть достигнута различными пу-тями. В связи с этим в процессе организации производства должно быть выдвинуто и проработано несколько возможных вариантов организационной концепции. При этом необходимо не только охарактеризовать изменения в существующей производственной системе или дать характеристику вновь создаваемой системе, но и оценить предлагаемые затраты на ее осуществление и экономичес-кую эффективность внедрения. Изучив предлагаемые варианты

концепции, руководитель предприятия принимает за основу один из вариантов.

Разработка проекта организации (реорганизации) производства и его реализация. На этой стадии необходимо наполнить конкретным содержанием выбранную концепцию. Эта задача решается на ос-нове разработки проектов: организации производства в объедине-нии (на предприятии) или каком либо подразделении, входящем в его состав; организации одной или нескольких функциональных подсистем предприятия; организации производства. Может быть разработан также организационный проект целевого назначения для решения какой-либо конкретной задачи, например, улучшения качества продукции, повышения сменности работы оборудования, снижения затрат на производство и т. д. Реализация разработанного организационного проекта предпо-лагает создание специального распорядительного плана, устанав-ливающего конкретные сроки выполнения тех или иных работ, предусматривающего выделение необходимых ресурсов, меропри-ятия по подготовке и переподготовке кадров, последовательность перехода к новой системе организации и т. д. Реализация проекта организации или реорганизации производства предполагает непо-средственное участие в этой работе руководителя предприятия.

кретных ситуаций. Практическое применение в теории организации системного подхода затруднялось тем, что системы в данном подходе представляют собой застывшие, зачастую абстрактные модели, которые трудно приспособить к изменениям как внутри организации, так и в ее внешнем окружении; кроме того, возникали сложности при использовании конкретных знаний о специфике организаций и их развитии. Это обстоятельство послужило толчком для возникновения ситуационной теории, или ситуационного подхода, к изучению организаций и процессов управления.

В 1940-1950-х гг. развивалась эмпирическая школа в теории управления. Представители этой школы П. Друкер, А. Чандлер, Р. Дэйвис особое значение придавали распространению конкретного опыта управления фирмами. При этом существующие организационные структуры корректировались на основании эмпирических исследований в зависимости от области деятельности, географического положения фирмы, состояния рынка и т.д.

Толчком к созданию ситуационной теории послужили исследования Т. Бернса и Г. Сталкера, проведенные ими в 1960-1961 гг. на 20 машиностроительных, электронных и текстильных фирмах Англии и Шотландии . Основным результатом их исследований стало предположение о том, что в зависимости от вида внешней среды (стабильной или изменчивой) наиболее эффективными организационными структурами могут быть «механистическая» или «органическая».


Основные положения структурно-функционального подхода. Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Наибольшее теоретическое и практическое значение данный подход получил именно в теории организаций. Основателем концепции функционализма считают Э. Д ю р к г е й м а, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б.Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

Отправной точкой структурно-функционального анализа является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому. Здесь не имеется в виду математическое понимание функции, скорее «функция» ближе к биологическим наукам, где она означает «жизненный или органический процесс, рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад она вносит в сохранение организма» .


Основы общей теории систем. Во многих областях знания объект исследования представляют в виде системы, а последующее его изучение проводят на основе базовых принципов системного подхода. Существуют биологические, технические, информационные и другие системы. Однако ни в одной области системный подход не получил столь широкого распространения и не использовался с таким эффектом, как в теории организаций.

Концептуальные модели системного подхода к объяснению сложных явлений современной жизни или системного анализа появились в виде общей теории, которой приписывалась способность объяснить все явления современного материального и нематериального мира. Одним из основоположников системного подхода считают Г. Спенсера, английского естествоиспытателя и исследователя социальных явлений. По Спенсеру, весь социальный мир представляет собой некое целое или организм, который можно представить как совокупность взаимодействующих частей - сердца, почек, мозга и других органов, которые в целом выполняют функцию жизнеобеспечения или, иными словами, выживаемости данной системы. Перенося проблемы биологического организма на социальный уровень, Спенсер не смог выявить чисто социальных явлений, присущих исключительно человеческому обществу. Вместе с тем отдельные элементы его «организмической» теории и в настоящее время актуальны и способствуют проведению всестороннего анализа социальных общностей, в частности социальных организаций. Однако истинными творцами общей теории систем признаются А.А. Богданов и Л. фон Берталанфи. Особенно весомый вклад в теорию сделан Богдановым. Он разработал ряд основных положений общей теории систем: принцип обратной связи, феномен открытой системы (т.е. системы, взаимодействующей с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом) . Берталанфи разработал базовые принципы функционирования системы, баланса между входом и выходом, определил принцип «изоморфизма», согласно которому все системы (биологические, технические, социальные, информационные и др.) обладают общими чертами, определяемыми как системные черты .

В соответствии с общей теорией систем под системой понимается некоторое сложное целое, обладающее ярко выраженными границами и относительно независимыми составляющими, связанными между собой так, что изменение положения или состояния одной части с неизбежностью приводит к изменению состояния других частей.


Значение человеческого фактора в организации. Еще Ф.Тейлор в своих работах писал о необходимости изучения человеческого фактора в организации. Он указывал, что организация только тогда будет работать эффективно, когда учитываются все самые важные потребности работников, когда организация является не только механизмом для производства прибыли, но и сплоченным коллективом, члены которого благожелательно относятся друг к другу.

Но представители школы научного управления практически не рассматривали отношения между членами организации. Более того, они фактически отрицали значимость горизонтальных связей, рассматривая исключительно вертикальные, властные связи в направлении только сверху вниз - от руководителей к подчиненным. Невнимание к человеческому фактору самым отрицательным образом сказывалось на работе «рациональных организаций», которым не удавалось повышать эффективность деятельности несмотря на наличие ресурсов. Вновь актуализировалась проблема отчуждения и аномии.


Предпосылки появления теории научного управления. Ранний период развития теории организаций характеризуется в первую очередь слабостью системы управления организацией, неопределенностью функций управления. Это обусловлено в основном тем, что в одном лице соединялись собственник и управляющий, следствием чего была незначительная численность управляющих и отсутствие специализации в осуществлении управленческих задач.

В результате отделения собственника предприятия от процесса управления производством, произошедшего после распада фабричной системы организации труда и возникновения крупного машинного производства, появился специализированный аппарат управления, в задачи которого входили контроль за деятельностью рядовых членов организации и проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности их работы.

Одной из первых теоретических школ, рассматривающих проблемы теории организаций, стала так называемая классическая школа научного управления. Основу организационных теорий этой школы составляет идея рационализации всех компонентов организации, другими словами, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность. Достижению всеобщей целесообразности рациональности служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего формального контроля. Очевидно, что создание системы такого контроля возможно только при условии четкого распределения функций (прав и обязанностей) между членами организации, а следовательно, требует разработки взаимосвязанных ролевых требований, отсечения ненужных действий, упрощения и максимальной рационализации существующих технологий.


Социально-экономические условия возникновения теории организа ций. Довольно долго сложившиеся формы организационного устройства некоторых сторон социальной жизни не изменялись. Это во многом объясняется отсутствием потребностей в организованных объединениях в сфере материального производства. В тот период единичные, уникальные товары и услуги производили ремесленные гильдии, а прочую необходимую продукцию производили на основе принудительного труда с помощью прямого экономического, физического или другого вида принуждения. Но в обоих случаях не удовлетворяются главные требования к массовому производству продуктов и услуг: высокая производительность и высокое качество. Если в случае ремесленного производства можно создавать качественные продукты, но нельзя достичь высокой производительности, то в производстве на основе принудительного труда невозможно добиться высокого качества продукции (принуждаемый работник может перетаскивать камни или рыть каналы, но он является принципиальным тормозом повышения качества).

Только возникшая конкуренция и желание наладить более прибыльное производство породили стремление создавать наиболее совершенные организационные структуры.

В результате освоения материала главы 1 студент должен: знать

Историю возникновения и развития менеджмента, в том числе производственного менеджмента в России и за рубежом;

уметь

Использовать в практической деятельности информацию, полученную в результате изучения различных систем управления предприятием;

владеть

Методами сравнительного анализа лучших практик в менеджменте.

История возникновения науки об организации и управлении производством

В отдельную область знаний вопросы организации и управления производством выделились на рубеже XIX-XX вв. Толчком в этом плане стало появление паровой машины, электротехники и других изобретений, обеспечивающих поистине революционное развитие промышленности. Возникла потребность выработки и внедрения адекватных, научных методов организации и управления производством.

Первым, кто подошел к организации производства с научных позиций, был американский инженер Фредерик У. Тейлор (1856-1915). Книги Тейлора «Основы научного управления предприятием», «Управление фабрикой» и др. положили начало обширной литературе по научной организации производства.

Целью Тейлора было создание системы научной организации труда на предприятии, обеспечивающей достижение максимальных результатов с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Способом достижения этой цели Тейлор избрал рационализацию всех элементов производства: средств труда (машин, оборудования, производственных зданий), предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии) и живого труда рабочих и служащих. По мысли Тейлора, на заводе или фабрике ничего нельзя делать «как бог на душу положит», по рутине, по слепой привычке. Все, даже всякая мелочь, должно быть предварительно научно исследовано.

Все формы, условия и приемы работы, надзора за ней, руководства ею - все должно быть заранее предвидено, целесообразно построено и точно установлено. Основные элементы концепции Тейлора и их характеристика представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Основные элементы концепции Ф. У. Тейлора

Характеристика

Расчленение процесса организации работы предприятия на составные части

Установление цели деятельности как предприятия в целом, так и отдельного работника.

Выбор средств деятельности (г.е. предметов и средств труда).

Подготовка средств деятельности к работе. Применение средств деятельности в соответствии с заранее разработанным планом.

Контроль результатов деятельности предприятия в целом и отдельных работников

Рационализация

Рационализация использования оборудования (каждый станок, инструмент и т.н. должен быть приспособлен к определенной части работы).

Улучшение ухода за орудиями производства, производственными помещениями, коммуникациями. Оптимизация передвижения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции но территории завода

Создание планово-распределительного бюро

Устанавливает, как должна быть организована работа во всех подразделениях предприятия.

Разрабатывает соответствующие инструкции для всех работ и работников.

Выделяет представителей бюро в каждом подразделении предприятия

Формирование корпуса мастеров четырех категорий

Мастера, выдающие задания рабочим. Мастера, наблюдающие за работой.

Мастера, принимающие готовую продукцию. Мастера, ведающие ремонтом оборудования

Учет хода производства

Используются графики, диаграммы и т.п.

Всегда известно, что где делается.

Нет незаменимых людей, все работают по инструкции

Окончание табл. 1.1

Главная цель системы Тейлора - добиться роста производительности труда, в первую очередь, за счет обеспечения заинтересованности рабочих в выполнении и перевыполнении установленных норм. Он писал: «Норма выработки должна быть увеличена настолько, чтобы ее мог выполнять только первоклассный рабочий; разница между первоклассным и плохим рабочим такая же, как между хорошей ломовой лошадью и ослом» .

Основой философской системы Тейлора была концепция так называемого «экономического человека», единственным движущим стимулом которого являются его потребности. Тейлор полагал, что посредством соответствующей системы оплаты можно добиться максимальной производительности труда.

Соотечественник Ф. У. Тейлора Гаррингтон Эмерсон (1853- 1931) в 1912 г. сформулировал «12 принципов производительности», представляющих систему взглядов автора на организацию производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

Основной целью реализации своих принципов Г. Эмерсон считал устранение потерь в самом широком смысле. Как и Тейлор, Эмерсон придавал первостепенное значение росту производительности труда. Однако, в отличие от Тейлора, он считал, что этот рост определяется не только увеличением оплаты труда, но и «идеалами» рабочих.

Свою систему организации предприятия создал французский инженер Анри Файоль (1841-1925), в течение ряда лет возглавляющий крупное металлургическое объединение. Свои взгляды он изложил в книге «Общее и промышленное управление», вышедшей в свет в 1916 г. Все операции, имеющие место на предприятии, Файоль разбил на шесть групп:

  • механические (производство, переработка);
  • коммерческие (покупка, продажа, обмен);
  • финансовые (изыскание капиталов и управление ими);
  • охрана имущества и работников;
  • счетные (подсчет издержек, статистика, балансы);
  • административные (предвидение, организация, распорядительство, согласования, контроль).

Основное внимание А. Файоль сосредоточивал на административных операциях, которые расшифровывал следующим образом: установление программы действий; наблюдение за исполнением этой программы; обеспечение единого, энергичного и компетентного руководства; хороший подбор персонала; четкое определение полномочий; согласование усилий всех участников производства; четкое формулирование принятых решений; поощрение инициативы и ответственности; предупреждение ошибок и недоразумений; соблюдение дисциплины; подчинение индивидуальных интересов работников общим интересам предприятия.

Весомый вклад в теорию и практику организации промышленного производства внес Генри Форд (1863-1947), основатель известной автомобильной корпорации. Развивая идеи Тейлора, Г. Форд заменил ручной труд машинным, обеспечил создание массового сборочного конвейера. Он сформулировал следующие принципы организации производства (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Принципы организации производства Г. Форда

«Вертикальное» строение производства

Включение в состав корпорации звеньев технологической цепи, предшествующих основному производству (в частности, производству автомобилей) и следующих после этого производства (угольные шахты, рудники, металлургические заводы, железные дороги, порты и т.п.)

Организация массового производства

Непрерывный выпуск в значительных объемах одного и того же типоразмера в течение длительного времени при строгой повторяемости производственного процесса во всех подразделениях предприятия

Максимальное

разделение

Дробление производственного процесса на мельчайшие односложные операции с тем, чтобы их мог выполнить самый неквалифицированный рабочий («от сохи»)

Типизация,

унификация

оборудования,

предметов

Использование ограниченного числа типов специализированного оборудования, инструментов, видов сырья, полуфабрикатов, материалов, запасных частей и т.п.

Окончание табл. 1.2

Последовательность смены фазисов

Размещение оборудования и рабочих в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса

Рациональная

подготовка

производства

Своевременная подача предметов труда, приспособлений, инструмента непосредственно к рабочим местам

Механизация

транспорта

Перемещение грузов только с помощью механизмов (подъемные краны, лифты, конвейеры, транспортеры)

Поточность

производства

Согласованное выполнение всех операций во времени и перемещение предметов труда с помощью конвейеров через рабочие места в соответствии с заданным быстрым темпом протекания производственного процесса

«Вертикальное» строение производства делало Г. Форда независимым от конъюнктуры, позволяя максимально синхронизировать работу всех элементов технологической цепи. Массовый характер производства вел к удешевлению единицы продукции (в данном случае автомобиля), повышал возможности механизации и автоматизации трудовых процессов. Полнейшее разделение труда позволяло экономить на зарплате низкоквалифицированных рабочих. Унификация оборудования и предметов труда упрощала их обслуживание и использование. Последовательность смены фазисов обеспечивала прохождение предметами труда в процессе производства кратчайшего пути.

Принцип рациональной подготовки производства Г. Форд проводил в жизнь самым упорным образом. Он говорил: «...необученный рабочий употребляет больше времени на разыскивание и доставку материалов и инструмента, чем на саму работу. Мы стали доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Мы следуем двум серьезным принципам при всех работах: заставлять рабочего по возможность не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны».

Механизация транспорта по Г. Форду заключалась в том, что не предметы труда перемещаются по путям, а пути перемещаются вместе с предметами труда. В результате нет надобности передвигать каждую единицу обрабатываемого изделия отдельно. У Форда никто не носит грузы вниз: корытообразные пути позволяют использовать даровую силу притяжения земли.

Наиболее революционный из всех принципов Форда - поточность - позволил, в отличие от Тейлора, отказаться от хронометража, детальных инструкций для рабочих, большинства мастеров (погонял и надсмотрщиков). Ритм работы у Форда задает конвейер, и рабочий не может отстать от него.

  • Тейлор Ф. Административно-техническая организация промышленногопредприятия. 1916.

У истоков современной классической школы теории управления и организации стоял Фредерик Тейлор (1902 год «Управление предприятием», 1911 год «Принципы научного управления»). Концепции Тейлора основана на инженерном подходе к рационализации управления и состоит из следующих компонентов: · Дифференциация производственных функций на управленческие и исполнительские · Глубокая дифференциация производственного процесса и узкая специализация рабочих · Научно обоснованное нормирование времени выполнения каждой операции производственного процесса на основе фотографий рабочего дня и хронометражных наблюдений · Отбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения трудовых процессов · Введение сдельной оплаты труда Анри Файоль – главный управляющий французского горнодобывающего концерна, последователь Тейлора. 1916 год «Общее и промышленное управление» повествует о необходимости управления по пяти функциям: планирование, организация, распоряжение, координация, контроль. Файоль исходил из следующих предпосылок: 1. Предприятие должно производить продукт, который пользуется спросом на рынке и отвечает требованиям покупателей по качеству и пр. 2. Цена должна быть минимальной (по возможности), так как это увеличивает спрос и реализует эффект масштаба. 3. «сегодня нужно работать лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня!» 4. Покупатель всегда прав Фаойль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность личных интересов корпоративным, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь (непрерывные команды по уровням иерархии), порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Харрингтон Эмерсон – 1912 год «12 способов эффективности». Генри Форд – «Моя жизнь, мои достижения» - в 1903 году он основал компанию «Форд-мотор». Разработанная им система базировалась на принципах: · Постоянное обучение · Нормальный образ жизни · Напряженный, целеустремленный труд · Интересы дела выше личных · Ориентация на потребителя · Ориентация на новшества (инновации) · Ориентация на понятные и простые решения · Честность в конкурентной борьбе · Воспитание в себе и в коллективе стремления работать качественно и ответственно · Забота о рабочих (нижняя планка зп рабочих Форда была в 2 раза выше, чем у конкурентов) · Стремление к унификации и стандартизации составных частей и тех.процессов · Беречь время потребителей · Четкая организация труда и производства Элтон Мэйо – 1933 «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» - начало школы человеческих отношений. Обращают внимание на важность благоприятного психологического климата в трудовом коллективе. Мэйо разработал основные тезисы: · Люди мотивируются соц.потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми · В результате промышленной революции и рационализации работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет в соц.взаимосвязях · Люди отзывчивы к соц.влиянию группы равных людей, а не к побуждениям и контролю руководства · Работник откликается на распоряжения руководителя, если тот удовлетворяет социальные потребности подчиненных Мэйо писал о важности неформальный отношений в коллективе, о неэффективности только формального лидерства. Мери Фоллетт – психологические аспекты управления, конфликты в организации, конструктивные конфликты. Абрахам Маслоу – 1943 год «Психологический анализ», 1954 «Мотивация и личность». Он считал, что человек не может полностью достигнуть цели, и, удовлетворив одну потребность, стремится к другим. 1. Люди – это социальные животные, потребности которых постоянно растут 2. Неудовлетворенность побуждает человека к действию 3. Потребности образуют иерархию (пирамиду) Д. МакГрегор – 1960 год «Человеческая сторона предприятия». Он настаивал на переходе от формального управления к неформальному лидерству. Представители школы человеческих отношений положили начало бихевиористскому направлению менеджмента. Другое направление - эмпирическое (считает, что решает всё опыт – управлению может научить только практика). Друкер – 1957 год «Практика управления» - о целевом управлении, т.е. постановки общих задач перед работникам, чтобы они сами рассчитывали время, ресурсы и пр. Томпсон и Стрикленд – 1980 год «Стратегический менеджмент» - передовой опыт американских компаний по разработке и реализации стратегий. Особое внимание уделено стратегии маркетинга, анализу состояния компании. Мескон, Альберт, Хедоури – 1988 год «Основы менеджмента» - анализ всех направлений менеджмента, начиная от Тейлора. Школа социальных систем – начиналась с исследования операций (комплексное изучение и однозначное решение сложных задач) Честер Барнард – «Функции руководителя» - обосновал необходимость применения комплексного подхода к управлению Г. Саймон – 1960 год «Новая наука принятия управленческих решений» - иерархия власти и целеполагания, принятие решений в связи с практикой управления, последовательный поиск и несовершенные знания. В России. Классическая школа развивалась применительно к условиям становления гос.собственности и централизованного гос.планирования. Александр Багданов – 1913 год «Между человеком и машиной» - о новаторских и прогрессивных установках Тейлора, у культурном развитии и здоровье рабочего. Разработывал тектолоию, всеобщую организационную науку (межотраслевую, применимую ко всем сферам жизни) – о триединстве вещей, людей, идей. Отмечал важность системного подхода и что организованное целое больше суммы его частей. Алексей Гастев – писал о проблемах производства и научной организации труда. С 1920 года высказывался о необходимости социализации трудового процесса («трудовая установка») – активировала массы на повышение производительности труда. Его разработки получат развитие в неоклассической школе человеческих отношений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. Основные этапы развития науки об организации производства.:

  1. 84. Основные этапы развития психологческой науки в СССР.
  2. 2. Основные исторические этапы развития предмета экономической науки.
  3. Основные исторические этапы развития науки. Понятие научной рациональности и её типология.
  4. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
  5. 3. Понятие истории науки. Соотношение логического и исторического в развитии философии, и методологии науки. Этапы становления форм научного сознания.