Дети в аду гражданской войны. При большевиках, как они себя называли, нам, русским, хорошо не будет - Русский Интерес

Первая шальная мысль о бегстве из Москвы пришла мне в голову еще во время неожиданной командировки в Швейцарию, в разгар апреля. Зеленые лужайки, чистые улицы, люди на велосипедах и горы вдалеке – очень захотелось поселиться в этой сельской идиллии.

Помню, как смотрела с завистью на швейцарскую мамашу, которая везла своего двухлетнего малыша в велотележке на прицепе. Светило солнце, кругом цветы и синее-синее небо. Сразу вспомнилось, как мы недавно пытались пробраться по слякоти в наш родной Измайловский парк и по пути пару раз свалились с сыном прямо в эту самую слякоть.

Проект «Кенгуру»

«В Австралии такой воздух, такой воздух... Прямо целительный. Это давно поняли в Англии, и поэтому в Австралию ссылают людей - на исправление. Нет, я убежден. Люди в Австралии становятся лучше!» - это непридуманный диалог из фильма «Дети капитана Гранта».

Посещение разных средиземноморских стран с ребенком укрепило желание слинять куда-нибудь в теплые края. Купаться в теплом и чистом море ему категорически нравилось, как и бегать почти голышом, без привычных финских непромокаемых комбинезонов и сапог. Сначала я просто мечтала вслух, как когда-нибудь, может быть, перееду в Италию, буду жить на берегу моря или озера, и вспоминать полярные ночи своего детства (а родилась я на Крайнем Севере) как страшный сон.

Вскоре о климатической иммиграции мы стали думать всерьез и вместе с мужем. Чуть не купили домик на берегу Азовского моря, рассматривали вариант переезда в Краснодарский край и даже в Египет. «Зачем Египет?» - заметил приятель во время дружеских посиделок за чаем. «Когда есть Канада, Новая Зеландия и Австралия». Этот разговор стал критическим на пути к нашей новой жизни. Перевели документы, сдали экзамены, прошли медицинское обследование. Визу мы ждали примерно полтора года, при этом особенно тяжелыми казались последние полгода, сидели буквально на чемоданах, в полной неопределенности: то ли уедем, то ли нет.

В конце-концов врата рая открылись, последние коробки с вещами были отправлены, всей семьей под плач родных и скупые слезы друзей мы сели на самолет Британских Авиалиний и отправились на другой конец света. Менять географическую зону и место жительства мне приходилось и до этого. А вот страну – никогда. Ребенку же на момент отъезда почти исполнилось шесть лет, полгода мы тщательно готовили его к переезду, рассказывая про то, как замечательно мы заживем на пятом континенте.

Чтобы долгий перелет и расставание с бабушками и друзьями не травмировал малыша, мы взяли в путешествие любимого плюшевого мишку. Медвежонок был не простой, а французский, привезенный из Парижа. Поэтому я давила на то, что ему-то не привыкать путешествовать. Он даже, можно сказать, соскучился по взлетам и посадкам и загадочным странам.

Австралийская идиллия рисовалась мне примерно так: домик, зеленый весь в цветах дворик, гамак, велосипеды на крыльце, серфинг и батут. Ребенок с удовольствием и вприпрыжку идет в австралийскую школу, много бегает по траве, играет в футбол и катается на велосипеде.

Как и у большинства россиян, мои представления об Австралии ограничивались образами кенгуру, коалы, сиднейской оперы, красной горы посреди материка, и, конечно, бронзовых белокудрых серфингистов, куда же без них.

О новом месте жительства я знала кое-что по передачам Кусто, по книжке Даррела «Путь кенгуренка», да биографии модного фотографа Хельмута Ньюмена, который был сослан в Австралию из Сингапура в период Второй Мировой Войны. Ах да, еще видела настоящих аборигенов с диджериду на неделе Австралии в Москве.

Первые два месяца прошли в полнейшем слиянии с природой. Уставшие от хмурой московской зимы мы погрузились в радости отельного отдыха «все включено». Купались каждый день в заливе (сын тут же захотел записаться в спасатели), ездили на океан и в горы, покупали ящиками манго, питались сплошными морепродуктами и исследовали детские площадки. Австралия – дача, растянутая на страну.

Рай для детей – идеальная среда обитания, которая заслуживает высших баллов по всем параметрам: экология, природа, возможности для физического развития, спорта, гармоничного, в общем, развития. Однажды мы вышли с сыном из дома. И вдруг: над нами пролетела стайка попугайчиков с розовыми животиками. Подумалось: уж и видела их столько раз, а как все-таки это радостно.

Радостно иметь возможность видеть это почти каждое утро. Прямо по расписанию. Глядеть во все глаза на это море, огромное самое синее в мире небо, улыбаться пусть термоядерному, но солнцу. Крутить педали велосипеда среди болот и лужаек, и одуревать от красоты этой самой болотистой, невероятно ухоженной, где каждая палка посчитана, местности.

Сидеть на пирсе и наблюдать за пеликанами, которые грациозно (это не ради красивого словца) летят куда-то. Австралия - не просто страна из голливудского фильма. Тут много нескромной кричащей красоты, а много и неприметной глазу, которая по капельке наполняет душу позитивом. Мы полюбили наше новое ПМЖ, где нет осени, а есть позднее лето, ранняя зима, зима в разгаре и поздняя зима, чистота вокруг, это солнце, зеленая, зеленая трава, бесконечные красные крыши домиков и непрерывность пляжей.

Ребенок довольно неплохо адаптировался в школе, сначала ему помогал русский друг, выполнявший функцию переводчика. Первую книгу на английском мы вместе с малышом прочитали спустя пару месяцев после приезда, более или менее бегло он заговорил через полгода. Помню, как учил произносить определенный артикль the. Ты, говорит, язык не высовывай, а говори так: и ловко произносил этот чертов звук, над которым я билась все школьные годы.

Мне повезло, что ребенок экстраверт, до этого часто путешествовали, так что барьера в общении у него не было. Однако переезд в другую страну не прошел для него бесследно. Первым признаком стресса стало появление «друзей» - не настоящих, а плюшевых. К игрушечному мишке, нашему спутнику, прибавились бананы в пижамах, коала – космонавт, утенок – ковбой и куча разных прочих сущностей. Иногда малыша не было видно, так и спал, в крепости из плюшевых мишек.

Нередко он не хотел ходить в школу, мотивируя тем, что там все «англичанины». Чтобы ему было комфортно, мы подружились с русскими в нашей округе и собирались для занятий и совместного творчества, праздновали вместе день рождения. Через год у сына появился первый австралийский друг. Теперь у него куча друзей в школе, по ушу и футбольных приятелей. С русскими детьми он по-прежнему очень дружен.

Однажды мы ехали в школу на велосипедах (мамина мечта!), учили таблицу умножения и разговаривали о том, о сем. Вдруг ребенок чуть не расплакался. «Все, - говорил он, - тут неправильно. Зима не зима, а лето - не лето. И месяцы тут неправильные. Вот в Москве все правильно, а здесь - наоборот».

В 2009 году мы получили австралийское гражданство. Два года адаптации прошли незаметно, и вскоре мы прилетели в Россию, чтобы повидать бабушек и дедушек.

Говорят, что к хорошему быстро привыкаешь. После пяти лет жизни «вниз головой» кажется привычным, что море в пяти минутах от дома, что в небе – другие звезды, велосипеды, батут, серфинги – все это есть в моем новом доме, как и мечталось. Ребенок привык жить без снега, проводить много времени на улице и говорить на двух языках. «Англичанинами» больше никого не называет, и вполне ассимилировался, сохранив культурный колорит. Скайп помогает поддерживать диалог с родными. Говорит он практически без акцента на английском, учится в обычной школе, катается, как и мечтала его мама на велосипеде, занимается ушу, играет в футбол. Он прекрасно читает по-русски, любит смотреть КВН и русские фильмы, знает, что его родина – Россия, а растет он в Австралии.

Не все идеально в этом раю, но мне, как влюбленному в природу человеку, в нашей иммиграции нравится именно этот «зеленый» компонент. Если раньше за природой приходилось куда-то ехать по пробкам, лететь, делать визы, то теперь - достаточно распахнуть дверь на улицу. А прекрасный ландшафт, если верить Ушинскому, имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души. Что же до эмиграции – можно сказать, что все прошло успешно.

Среди проблем, которые чаще всего волнуют людей, желающих иммигрировать в Евросоюз , – возможность безболезненно перевезти с собой детей. Родители задаются множеством вопросов. Насколько легко оформить документы на ребенка? Сколько будет стоить оформление? В какую страну проще иммигрировать с детьми? И где ребенку будет проще всего адаптироваться? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Трудности адаптации

Начнем с адаптации… Наиболее сложными для ребенка становятся первые 2-3 недели, затем он привыкает к новой обстановке и новым друзьям. По опыту наших многочисленных клиентов, уехавших жить в Европу с детьми, можем заявить: ребенок адаптируется к незнакомому окружению в разы проще, чем взрослые. И чем младше ребенок, тем быстрее происходит адаптация.

Это для взрослого человека существует множество нюансов укоренения в новой культуре и обществе. Мы выкраиваем время в плотном графике для изучения языка и в итоге даже процесс постижения языковых азов может растянуться на долгие месяцы. Ребенок же овладевает теми же азами за 1-2 месяца, пока общается со сверстниками в детском саду или школе. Через полгода он уже может спокойно говорить на разные темы, а спустя год станет болтать с местным акцентом.

Куда эмигрировать из России с детьми ?

Если у вас нет личных предпочтений по выбору страны для иммиграции с детьми , то основываться следует на нескольких показателях:

  • качество медицинского обслуживания;
  • качество образовательных учреждений;
  • экологическая чистота;
  • криминогенная обстановка;
  • политическая, социальная и экономическая среды.
  • В одной из своих недавних публикаций мы затрагивали тему выбора страны в соответствии с последними рейтингами. Нужно заметить, что во всех странах ЕС приемлемые условия для жизни детей: система образования, инфраструктура, возможности для дополнительного развития (например, спортивного или культурного) достаточно высоки.

    При выборе страны также необходимо отталкиваться от фактора доступности. К примеру, по вышеперечисленным показателям одними из лидеров в Европе являются Германия, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Франция. Однако вход для мигрантов в них предельно лимитирован. А многие страны и вовсе ужесточают миграционную политику в связи с последними событиями .

    В то же время отдельные страны ЕС пока еще доступны для мигрантов из стран бывшего СНГ и предоставляют ВНЖ или гражданство по упрощенной схеме за инвестиции в экономику. К таковым относятся Великобритания, Швейцария, Австрия, Испания, Португалия, Мальта, Венгрия, Кипр, Греция . Как видим, в списке присутствуют флагманы Евросоюза по уровню жизни и страны, абсолютно комфортные для проживания с детьми.

    Обладая гражданством одной из стран Евросоюза, вы сможете отправить ребенка в любое из доступных вашему бюджету престижных учебных заведений в другой стране. Иными словами, для того чтобы отправить ребенка в частную школу Великобритании, можно не получать дорогостоящий статус в этой стране, а воспользоваться гораздо более экономным и привлекательным предложением Венгрии.

    Гражданство для детей в Европе через ВНЖ

    Одним из наиболее экономичных путей получения детьми гражданства является ваше участие в программе «ВНЖ за инвестиции», которую предлагают сразу несколько стран Евросоюза. Затем в зависимости от государства вам предложат в течение 2-5 лет получить и гражданство. Это неплохой путь, если на начало участия в программе вашему ребенку исполнилось не более 13-14 лет. Тогда к своему совершеннолетию он сможет получить паспорт вместе с вами.

    Венгрия

    На данный момент – самая доступная программа для получения европейского ВНЖ для всей семьи. За инвестиции в размере 300 тыс. евро (+60 тыс. евро на оформление) вы сможете получить статус ВНЖ всего за 3 недели и перевезти ребенка в Европу. Качество школьного и вузовского образования здесь не уступает среднеевропейскому, а полученные дипломы открывают дороги в престижные европейские компании. Спустя 6 месяцев вы сможете стать обладателем статуса ПМЖ.

    Греция

    Чрезвычайно выгодным сейчас можно по праву назвать предложение Греции. Для получения статуса ВНЖ необходимо вложить в экономику 250 тыс. евро . Статус ваша семья сможет получить всего лишь через 1 месяц . А после этого – пользоваться качественным образованием и медициной европейского уровня.

    Испания и Португалия

    Обе страны многими экспертами называются идеальными для проживания с детьми. Здесь теплый климат, прекрасная инфраструктура, одни из лучших дошкольных учреждений, частных школ и вузов Европы. А испанская медицинская система считается лидером в ЕС. Обе страны предлагают похожие условия для получения ВНЖ: инвестиции в размере 500 тыс. евро (+10 тыс. евро на оформление) с гарантией возврата в течение 5 лет. Статус выдается через 3 месяца , поэтому если хотите 1 сентября отправить ребенка на учебу, начните готовить документы в мае.

    Швейцария

    Если вы обладаете достаточным состоянием для того, чтобы дать детям лучшее в мире образование и обустроить их жизнь в максимально безопасной стране с высочайшим уровнем жизни, то стоит обратить внимание на программу Швейцарии. ВНЖ для всей семьи здесь можно получить лишь за 3 месяца . Для этого нужно выбрать один из способов: инвестировать в бизнес 1 млн. евро или платить аккордный налог от 100 тыс. франков в год.

    Великобритания

    Не меньшие преимущества получат ваши дети, если вы озаботитесь получением ВНЖ в этой стране. Получить статус здесь вы сможете за 8 недель . Сумма вложений стартует от 2 млн. фунтов . Чем выше сумма, тем раньше вы сможете получить гражданство одной из самых престижных стран мира. Стоит заметить, что данное предложение распространяется на инвесторов с состоянием, так как использовать заемный капитал не получится.

    Приобретение гражданства детьми

    Многих людей, желающих иммигрировать в Европу, интересует вариант максимально быстрого получения гражданства для всей семьи. Отдельные страны предлагают весьма привлекательные условия для этого. Однако отметим, что это предложения для состоятельных людей.

    Мальта

    Получить паспорт Мальты и перевезти туда детей можно за 14 месяцев , инвестировав довольно крупную сумму:

  • 650 тыс. евро в фонд Национального развития Мальты;
  • 350 тыс. евро – в покупку недвижимости (или не менее 16 тыс. в год – в аренду);
  • не менее 150 тыс. евро в государственные ценные бумаги (акции, облигации).
  • Важно, что за каждого ребенка в возрасте вплоть до 27 лет придется дополнительно инвестировать в фонд 25 тыс. евро .

    Кипр

    Оформить гражданство Кипра для себя и детей можно всего за 3-4 месяца , однако сумма инвестиций намного крупнее – от 2,5 до 5,5 млн. евро . Существует несколько вариантов.

  • Не менее 2,5 млн. евро нужно вложить в недвижимость (самый популярный вариант).
  • Не менее 5 млн. евро нужно положить на банковский депозит.
  • Не менее 5 млн. евро нужно инвестировать в экономику.
  • Комбинация из нескольких вариантов не менее чем на 5,5 млн. евро .
  • Оформление каждого ребенка обойдется дополнительно в 25 тыс. евро .

    Австрия

    В этой стране стоимость оформления детей входит в стоимость инвестиций, однако сама их сумма чрезвычайно крупная – от 6 млн. евро . Австрийский паспорт вы получите через 1 год . Однако учитывайте, что за указанную сумму вы и ваши дети получаете гражданство страны с высочайшим уровнем жизни, лучшими вузами мира, поэтому получаемые вами выгоды велики. Вы сможете передать своим детям бизнес одной из самых стабильных экономик Европы.

    Иммиграция с детьми

    Не стоит опасаться иммигрировать с детьми в незнакомую для них страну. Выгоды от получения ими гражданства намного превышают тот небольшой дискомфорт, который они ощутят в первое время после переезда. В конце концов, в ваших силах сделать этот переезд максимально быстрым и безболезненным для них. Выберите наиболее подходящее для вас предложение и обратитесь к специалистам за консультацией, чтобы узнать подробности процедуры оформления документов. Ваши сегодняшние вложения в получение статуса ВНЖ или гражданства завтра положительно отразятся на ваших детях, которые получат возможность учиться, работать и жить в условиях развитых европейских стран.

    Оказывается многих волнует тема "дети эмигрантов хотят назад и возвращаются когда вырастут" .

    Одни хотят, другие не хотят. Все зависит от того, как ребенок живет в иммиграции, в каком возрасте он уехал из своей страны, а еще больше зависит от родителей и от тех людей, которые остались у него на родине. Лично я не знаю ни одного эмигранта во втором поколении, который бы вернулся в Россию, но допускаю, что такие есть.

    Наш ребенок назад не хочет ему некогда хотеть. Он уехал из России слишком маленьким для того, чтобы оставить там какие-то крепкие связи, кроме бабушки. Но поскольку бабушка круглыми сутками с нами на связи по интернету, то никакой утраты он не ощущает.

    А еще есть такой момент: мы изначально не позиционировали свой переезд в Болгарию как какую-то тотальную эмиграцию, не в смысле самого слова, а в смысле чего-то глобального, какой-то перемены в жизни и потери, чего-то трагического и эпохального. Нет. Мы просто ездили-ездили везде и "немного" задержались в Болгарии, не рвали связей и не утратили отношений с тем местом откуда уехали. Регулярно ездили в гости в Россию, постоянно поддерживали и поддерживаем контакты и, вероятно, поэтому он не чувствует себя лишенцем в этом отношении.

    Я знаю людей, чьи дети хотят вернуться и даже требуют этого от родителей. Им там лучше. Когда они приезжают в Россию у них там все весело и хорошо, все понятно и привычно. Это говорит только о том, что они не вписались в болгарскую среду, не выучили язык и не находят общего языка с родителями, если родителям тут нравится, а детям нет. Я совершенно убеждена в том, что для маленьких детей (до 12 лет) хорошо там, где хорошо маме и папе, при условии нормальных семейных отношений, конечно.

    Пару лет назад я писала в ЖЖ такой пост:

    Вдруг, оказалось, что сегодня у нас годовщина пребывания в стране вечнокрасных помидоров Болгарии.

    Я даже поразилась цифре! Я привыкла на вопрос"Сколько вы тут живете?" отвечать: "5 лет". А тут, оказалось, что уже не пять - уже скоро 10, блин! Фигасебе, подумала я, как жизнь-то проходит! А я все никак не соберусь ремонт в бане сделать и, вообще, я много чего не успела сделать, потому что не замечаю течения времени. И мебель у нас все та же, что и в начале... а я-то думаю, чего это обои так запылились... Оказывается, их уже два раза положено было переклеить. Вот такие мы счастливые и совсем не бытовые люди. Кстати, о счастье: в мой первый день приезда в эту страну у меня, внезапно, остановились наручные часы, хорошие, дорогие, швейцарские, любимые. И с тех пор я не ношу часов.
    Сообразно событию решила проанализировать ситуацию и сделать выводы. Для сначала провела опрос среди домочадцев в количестве полтора человека: муж и сын. Вопроса было три:
    1. Как Вы оцениваете свою жизнь в Болгарии?
    2. Нравится ли Вам тут?
    3. Не хотите ли на Родину вернуться?
    На первый вопрос получила сначала вытаращенные глаза: "Чего это ты спрашиваешь?! Мы, что уезжаем??!!", потом невнятное мычание из разряда, а как надо оценивать, а зачем, никак не оцениваю, что такое "оцениваю".
    В общем, резюмирую: народ, вообще, не заморачивается, живет себе как живется - тем и доволен, ничто ни с чем не сравнивает, назад никто не оглядывается. А кое-кому и оглядываться не на что - за плечами только памперсы.
    Второй вопрос тоже вызвал недоумение и затруднения. Пошли банальные ответы из туристических путеводителей: "Ну, здесь много достопримечательностей и фруктов, здесь тепло, есть море и горы".
    На третий вопрос "полтора человека" хором ответили "Нет!".

    Так вот, наш ребенок никогда не просился назад в Россию. Напротив, был случай, когда мы приехали в Россию, а он через три дня спросил у меня когда мы поедем домой. Это куда, поинтересовалась я, - в Болгарию, удивился он моей непонятливости.

    Посвящать ли ребенка в причины нашей эмиграции и что, вообще, рассказывать ему о его родине?

    Ну, конечно, посвящать, я думаю. То есть, ничего не скрывать, тем более, если спрашивает. Хотя наш не спрашивал и не спрашивает. Наверное потому что знает, что никаких причин нет - это просто жизнь. Мы живем здесь, а он живет с нами, потому что так живут все нормальные дети. Во всяком случае в нашей семье так принято. Мы поедем в другое место и он с нами тоже. До тех пор пока не вырастет и не начнет сам выбирать, что ему делать и как жить.

    Он не занимается сравнительными анализами где хуже, а где лучше. Мне кажется дети не склонны к таким вещам - они принимают мир таким какой он есть и просто живут в нем.
    Рассказываем ли мы ему про Россию? Специально - нет, но у нас нет никаких запретов на разговоры и вопросы. Он живет в том же мире, что и мы и если мы видим что-то и обсуждаем, то и он это видит и слышит.

    Учить ли ребенка русскому языку?

    Существование такого вопроса в головах русских людей меня повергло в крайнее удивление. А почему нет? В чем выгода не знать языка? Мне кажется, что чем больше языков знает человек, тем лучше для него не только в социальном плане, но и в физическом: говорят у билингвов и полиглотов реже наступает маразм и мозги быстрее работают.

    Про национальное самоопределение я писать не буду - это из разряда причин эмиграции и уже личное дело каждого.

    Мы не запрещаем своему ребенку говорить на русском языке и учить его. Также как учим его болгарскому и английскому, а еще и на немецкий замахиваемся.
    Учим ли мы ребенка русской литературе? Да. А почему нет? Он просто читает книжки русских авторов или на русском языке. Истории? Тоже учим по мере поступления вопросов.

    В общем, я не вижу причин отказывать ребенку в знаниях. Лишь бы он хотел их получать и вам бы хватило на это времени и сил.

    Третий самый странный вопрос:

    Простят ли нам наши дети эмиграцию? То, что мы увезли их с родины на чужбину.

    А почему вообще стоит вопрос о прощении? Стало быть, размышляя так и поступая так, вы заранее знаете, что поступаете неверно? Совершаете ошибку, эмигрируя из России? То есть навешиваете на себя вину.

    В таком случае я, наверное, должна винить своих родителей за то, что они когда-то перевезли нас с сестрой с Камчатки на материк?
    Тогда странно, почему мне все равно. Может быть я неправильная дочь, наверное правильные дочери должны обвинять и не прощать своих родителей за то, как они прожили свою жизнь, и при этом вырастили их, таких красивых и образованных.

    В общем, я не думаю, что у нашего ребенка будет стоять такой вопрос - прощать нас за эмиграцию в Болгарию. В моей голове это не укладывается, потому что никакой вины я за собой не чувствую. Однако, если он когда нибудь и упрекнет меня в этом, то я буду думать, что просто недостаточно крепко привила ему хорошие манеры.

    ЧАСТЬ 3

    .
    Сравнительный анализ систем социализации
    в США, России и Франции

    В этой статье я привожу некоторые самые существенные различия в системах социализации детей эмигрантов из России, исходя из того, что основными агентами социализации являются школа, сверстники и, конечно, семья.
    А) Школа
    Советская традиция образования предполагала полную узурпацию функций образования и воспитания, освободив максимально наших родителей от заботы о детях для трудовых подвигов. Они должны были только кормить и одевать своих детей. У нас была самая развитая и доступная система послешкольного воспитания и образования. Мамы могли отдать своих детей в спортивные клубы, драмкружки, танцевальные залы и изостудии. Кроме того, дома своих внуков ждали бабушки. Проведя исследования в Европе и США, я могу с уверенностью сказать, что наши дети были самыми опекаемыми и обучаемыми в мире.
    Во Франции школы берут на себя ответственность за качество преподавания, но все, что касается воспитания личности ребенка, эта ответственность традиционно отдается родителям. Французские папы и мамы должны привезти ребенка в школу, забрать из школы, организовать его досуг. Дурным тоном считается, если дети гуляют на улице без присмотра родителей.
    Но тяжелей всего приходится американским родителям. Если их дети плохо учатся, то это – их вина и недосмотр. Более того, система общественного образования устроена так, что без активной инициативы со стороны родителей, детям просто не вытянуть. Американская школа работает как сложная фабрика, где каждый ребенок движется по своему собственному плану. Курсируя между учителями, классами, передвигаясь по этажам, дети теряются, забывают учебники. Они могут по ошибке попасть не на тот курс и потом три месяцев слушать курс, в котором они ничего не понимают. Между курсами и классами нет никакой преемственности. Если ребенок что-то пропустил, то ему потом уже не догнать своих сверстников. Кроме того, предполагается, что родители будут работать волонтерами (добровольцами) на выходные, помогать мыть окна, проверять домашние задания, просто играть с детьми.
    Приводя в такую школу своих детей, эмигранты из бывшего Советского Союза бывают шокированы. Мало того, что их детей не учат (а именно так они оценивают качество и уровень образования в США), так их теперь вызывают в школу два раза в неделю и сообщают на автоответчик о каждом опоздании ребенка на урок.
    Теперь, когда и наша система образования, кажется, претерпевает революции, хочется предупредить: только соразмерное распределение ответственности за воспитание и образование детей между школой и семьей дает хорошие результаты. Дорогие частные школы, в которые в России принимают по критерию платежеспособности родителей, дают такой же высокий процент наркомании и девиаций, как и среда беспризорников, потому что родители-снобы также мало проводят времени со своими детьми, как и родители-алкоголики. Это такая обеспеченная беспризорность. Западные частные школы проводят жесткий отбор как детей, так и родителей, тестируя их социальную мотивацию.
    Если в семье эмигрантов хватает ресурсов, чтобы переориентироваться на новые условия обучения, то их дети учатся хорошо. Но, к сожалению, много и случаев «выпадения» детей из школьного процесса, запущенности.

    В) Сверстники .
    Дети, которые приехали со своими родителями в США уже в сознательном возрасте, тем более, если они успели поучиться в российских школах, жалуются на то, что их американские сверстники не умеют дружить и не любят друг друга. Здесь они абсолютно солидарны с детьми наших эмигрантов во Франции. Эмоциональная дистанция между нашими детьми в нашей школе очень маленькая. Чаще всего они учатся в одном классе на протяжении всех десяти лет, и потом воспринимают друг друга как братьев и сестер. Наши дети не только вместе учатся, но дружат после школы, вместе встречают дни рождения, и обычно знают друг о друге много личных деталей. Детям из России бывает дико, когда вчерашние соученики только кивают друг другу при встрече, а не бросаются друг к другу с объятьями.
    В наших коллективах, начиная со школьной скамьи, очень важными, я бы сказала, доминирующими, являются неформальные отношения, отношения любви, симпатии, зависимости. Эта неформальная структура доминирует над формальными, деловыми отношениями. Именно она влияет на формирование идентичности детей. Без скрытой коллективной эмоциональной поддержки дети (да и взрослые) чувствуют себя растерянно, испытывают тревогу, впадают в депрессию.
    Еще один шокирующий наших детей фактор: отсутствие дисциплины в классах. Отношения в традиционной советской школе иерархичны, предполагают довольно жесткие отношения подчинения, а учителя, завучи, директора наделяются безусловным авторитетом. Отношения между детьми и учителями в западных школах более свободны. Во Франции авторитет учителя определяется его компетентностью, а в США – его дружественным отношением к детям.
    Почему мы такие образованные, умные и несчастные? Этот вопрос не дает покоя, когда видишь очевидные преимущества нашего школьного образования и те усилия, которые мы вкладываем в наших детей. Во-первых, в западных школах больше ответственности и возможности реального выбора делегируется семье и ребенку, что в конце концов помогает сформироваться взрослому, ответственному человеку, не боящемуся неопределенности и жизненных перемен. В условиях советской традиции воспитания все ресурсы личности ребенка бросаются на образование, на тренировку интеллекта.
    Кроме того, в западной традиции гораздо больше времени уделяется гуманитарному образованию – литературе, языкам, истории. Знания о человеке и обществе помогают ориентироваться детям в самых разных социальных ситуациях.
    Наконец, по мнению специалистов, высшее образование в западных странах более эффективно, чем наше, советское и постсоветское. Таким образом, если кривая развития у западного ребенка идет вверх, по нарастающей, то кривая развития ребенка из России идет резко вверх, вплоть до окончания школы, сдачи порою жестоких вступительных экзаменов, а потом начинает снижаться. Перелом происходит после второго курса.

    С) Семья .
    Сравнение моделей семьи очень важно и для оценки и сравнения ситуаций развития, в которых находятся российские, американские и французские дети, и для того, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются наши соотечественницы, вступающие в межкультурные браки.

    Основной причиной женской эмиграции сейчас я бы назвала кризис отечественной модели семьи. Если первые эмигранты из России в конце восьмидесятых руководствовались, в основном, экономическими мотивами, то сегодняшние эмигранты ищут более высокого качества отношений в другой культуре. Молодые девушки еще не разочаровались в семье как таковой, но то, как они жили или жили их родители, их уже точно не устраивает. Смущает и их готовность «сидеть дома и не работать», выйдя замуж. Опыт межкультурных браков пока не позволяет рассматривать и их рецепт безусловного счастья.
    Прежде всего потому, что семейные модели в католической Франции, протестантской Америке и православной России контрастируют.

    Наша семья, по определению отечественного психолога Владимира Дружинина, является сумасшедшей смесью православия и язычества. Мужчина при такой модели обладает невероятной властью и авторитетом, но всю ответственность за семью он делегирует жене, матери. Основная его роль – инициировать семью, а семейная поденщина его уже не интересует. Отношения в семье напоминают схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют, все разрешается через битие горшков.
    Но и эта модель деформировалась в результате того, что в войнах и военных конфликтах мы просто физически теряли огромные мужские популяции. В модели нашей семьи потерялась фигура отца, и уже новой генерации юношей пришлось занимать место ребенка. Не зря говорят об инфантилизме наших мужчин. В свое время этот феномен был очень точно описан Ириной Грековой в ее «Корабле вдов». В такой, дисгармоничной модели, женщина уготована или роль несчастной, покорной жертвы, или роль героини, которая заменит детям и отца, и мать, если муж физически или символически отсутствует.
    Такая модель семьи сохранялась в советские времена за счет того, что была развита система послешкольного образования и воспитания, и перегруженным женщинам, которым приходилось успевать и дома, и на работе, было кому перебросить детей, переадресовать часть своей ответственности за семью.
    Перестройка стала критической точкой напряжения в терпении и покорности россиянки. Груз был непомерным, бедность реальной, и они стали искать другие способы. Последствием кризиса отечественной модели семьи стала и волна разводов, превосходящая и американские, и французские показатели, и нарастающая женская эмиграция, и социальное сиротство, когда бросают уже не только мужей, но и детей.

    Нормальной семьей вслед за Маргарет Мид В.Н. Дружинин называет семью "по католическому типу" : в ней власть и ответственность распределены между мужем и женой, но основную ответственность за семью несет муж как социально более принимаемый и физически более сильный. И дети, и жена находятся в равной эмоциональной близости как к отцу, так и к матери, в целом семья построена по детоцентристкому типу. В основании католической модели лежит принцип гармонии, сбалансированности, пришедший из античности, вознесенный в эпоху Возрождения.
    Американская модель семьи обозначается как протестантская; для нее характерна балансировка власти и ответственности то в пользу отца, то в пользу матери. Отношения партнерские, паритетные. Между членами семьи существует конкурентность. Ребенок растет как потенциально равноправный взрослый. Поощряется выражение позитивных эмоций, не принято жаловаться.
    Для православного сознания основная норма – это предельная концентрация и внутренняя сосредоточенность. Оно иронично настроено по отношению к внешней позе, равнодушно к комфорту. Более того, телесная удовлетворенность кажется основной помехой для душевной ясности и открытости. Для православия характерно внутреннее напряжение на грани гибели и распада. Надрыв, как говорил Достоевский. Вместе с тем, православная традиция обладает харизмой, которой нет ни в какой другой религиозной традиции. Она фактически снимает все границы в эмоциональном самовыражении человека, вплоть до его гибели или полном растворении в другом, или в Боге. Я повторяю: такие реализации для психологически сильных и выносливых людей, образы которых могут производить сильнейшее впечатление и поклонение окружающих. Но тиражировать ее как норму я бы не стала.
    Кстати, необузданная эмоциональность наших женщин оказывает на западного мужчину довольно сильное воздействие. Но интересно другое: после распада браков с русскими женщинами, после живодерских бракоразводных процессов и вереницы сеансов у психоаналитиков, они все равно ищут русскую. «Это как неизлечимая болезнь, я не могу ее забыть”, «Русские так красивы!», «Когда я вижу русскую, мое кровяное давление зашкаливает!», «Я не могу избавиться от этого наваждения!». Но, согласитесь, что это ряд чрезмерных эмоций. Психологически иностранцы «подсаживаются», если использовать терминологию наркоманов, на иглу ярких и тотальных образов, стимулируемых поведением сильных, неистовых людей из России.
    Есть еще одно измерение, по которому три парадигмы различаются. Это временное измерение. Я бы сказала, что православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было, имеет невероятную ценность. Смерть оказывается идеалом как вечное прошлое. Католическая модель – это интерес к настоящему. Вот почему она легко подвержена модернизациям, и адаптируется под текущую жизнь. Протестантизм – это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем. Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы нас раздражают именно своим нежеланием замечать трагическое прошлое, или невыразительное настоящее. Одни уходят в бездеятельную рефлексию, другие пытаются принять и упорядочить жизнь вокруг, а третьи пытаются строить совместное будущее, быстро договариваясь о предпринимаемых группой действиях. Протестантская модель прикрывает слабых, и ориентирована на внешний мир. Православная – для исключительно сильных особей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Аутичная модель, где психика никогда не закончится и всегда доминирует над внешним миром. Католическая модель частной жизни – для умеренной публики, возможно, поэтому я лично тяготею к католической модели, которая совпадает с нормальной.