Новые санкции США – к чему готовиться рынку недвижимости России? США ввели санкции против всех военных партнеров России29.01.2018

Санкционное законодательство США (PL 115-44) даёт чёткое представление о параметрах и направлениях американской политики санкций в 2018 году. Закон, принятый Конгрессом США 2 августа 2017 года, предполагает конкретные виды отчётности органов исполнительной власти о ходе и направлениях реализации санкционной деятельности против России. Это позволяет спрогнозировать события, которые произойдут в 2018 году и которые во многом будут отражать суть санкционного давления на Россию.

Необходимо понимать, что дух и буква PL 115-44 законодательно определяют Россию как противника США, которому необходимо активно противодействовать и в отношении которого требуется оказывать всеобъемлющее давление. По своей сути PL 115-44 задаёт рамки американской политики в отношении России, в значительной степени исключая возможности для партнёрства и конструктивного взаимодействия. В России не должно быть иллюзий по поводу возможностей развернуть негативные тенденции в ближайшем будущем. Нам также следует избегать недооценки механизмов давления на Россию. Они требуют тщательного анализа и мониторинга.

Итак, в 2018 году органы исполнительной власти представят Конгрессу как минимум семь отчётных документов. Условно их можно разделить на три группы.

Первая группа – это доклады, ключевую роль в подготовке которых будет играть министерство финансов. Американский минфин является ключевым (хотя и не единственным) инструментом реализации санкционной политики. Впрочем, Конгресс даёт минфину возможность работать в тесной координации с ЦРУ, госдерпартаментом и другими ведомствами, чья информация может существенно расширять возможности финансовой разведки.

Наиболее ожидаемый документ в этой группе – отчёт о российских олигархах и окологосударственных организациях. Его необходимо подготовить к февралю 2018 года. Он должен содержать в себе список ключевых фигур российского внешнеполитического процесса и близких к государству олигархов и предпринимателей. Конгресс обязывает авторов отчёта дать оценку связей всех лиц из этого списка с правящей элитой и лично президентом России. В тексте должна содержаться информация о любых известных коррупционных эпизодах, связанных с данными лицами. Должна присутствовать информация об источниках их доходов во всех возможных формах, их коммерческой деятельности за пределами России, а также аналогичные сведения о членах их семей. Должна быть представлена информация и об окологосударственных структурах, их деятельности, бенефициарах и тому подобное.

Попадание в отчёт тех или иных лиц или компаний автоматически не означает их включение в санкционные списки. Однако в законе недвусмысленно указывается на то, что отчёт является одним механизмом их пополнения. По крайне мере одно из требований к нему – оценка возможности и целесообразности применения против включённых в него лиц и организаций дополнительных санкций и их включение в чёрный список минфина, а также возможного эффекта для экономики России, США и их союзников.

В теории отчёт может включать в себя самый широкий круг россиян и российских организаций. Однако большой вопрос вызывает алгоритм и методология составления такого отчёта в столь сжатые сроки. Он требует обработки огромного массива информации, ведь фактически речь может идти обо всём государственном секторе России. Это серьёзно повышает вероятность ошибочных оценок, которые могут ударить по самим США. В теории американцы могут пойти по пути компактного отчёта, включив в него список наиболее антизападных, по их мнению, фигур. Однако тонкость состоит в том, что текущая редакция закона не предполагает постоянного обновления отчёта. Поэтому антироссийское лобби может предпринимать активные усилия по максимальному расширению списков.

Следующий отчёт также должен появиться в феврале. Он касается возможностей расширения санкций против лиц и организаций, попавших в чёрный список минфина согласно Указу президента США № 13662. Указ давал возможность вводить санкции для противодействия российской политике по Украине. Тонкость состоит в том, что именно по этому указу проходят секторальные ограничения против финансового и энергетического секторов России, а закон PL 115-44 добавляет в их число также железные дороги, металлургические и обрабатывающие сектора. Пока этот отчёт также должен носить одноразовый характер.

В отличие от первых двух отчётов, следующий потребует более длительной подготовки – его представят только в августе 2018 года, и он будет обновляться ежегодно до 2021 года (впрочем, ничто не мешает расширить эти сроки). Отчёт касается любых незаконных финансовых операций, связанных с Россией или осуществляемых россиянами. Он должен содержать информацию о конкретных нарушениях, результатах расследований по ним, а также сведения о работе с частным сектором по профилактике данного вида деятельности. Попадание в этот отчёт чревато уже уголовными делами. Важно и то, что он должен раскрывать результаты взаимодействия американских ведомств с их коллегами в ЕС и других странах. Иными словами, он подразумевает интернационализацию деятельности американцев. Данный отчёт также является механизмом поиска «дыр» в правоприменительной практике по вопросу антироссийских санкций и включит в себя меры по устранению зафиксированных недостатков.

Следующая группа объединяется разделом PL 115-04 «О противодействии российскому влиянию в Европе и в Евразии». Закон обязывает правительство США взять на себя роль «защитника» суверенитета и безопасности всех стран Евразии, которые являются или могут являться «жертвами» российского влияния. В отношении данной группы ключевым ведомством выступает государственный департамент. Кроме того, реализация политики на данном направлении предполагает широкое применение мягкой силы с опорой на некоммерческие организации в США и странах Евразии (список некоторых из них прямо перечисляется в законе). На следующий год под эти задачи выделяется 250 миллионов долларов – весьма значительная сумма с учётом того, что она идёт во многом на идеологическую и образовательную работу и не требует вложений в инфраструктуру.

На первый взгляд, эта сумма распыляется по значительному объёму задач и стран. Здесь и защита избирательной инфраструктуры, и борьба с коррупцией, и улучшение законодательства, и помощь НКО и СМИ, и борьба с «пропагандой». Однако с учётом низкой затратности такого рода мероприятий и их концентрации только на противодействии России, такая деятельность превращается в серьёзный ресурс давления. По крайней мере выделяемая сумма значительно превышает все расходы, которая сама Россия тратит на институты своей мягкой силы.

PL 115-04 обязывает государственный департамент отчитываться каждый год о проделанной работе по данному направлению, эффективности затраченных средств, достигнутых результатов. Отдельный отчёт подаётся о взаимодействии с зарубежными организациями и их вкладе. Иными словами, американцы ожидают, что их затраты должны быть также усилены затратами на аналогичную деятельность со стороны их союзников в странах ЕС и других государствах. Появление отчёта ожидается 1 апреля.

Следующие два отчёта также должны подаваться ежегодно на постоянной основе президентом США.

Первый из них – отчёт о СМИ, которыми владеет и которые поддерживает Россия. Это тоже своего рода «чёрный список», должно иметь как минимум репутационные последствия. Расчёт здесь как на стигматизацию собственно российских СМИ, так и тех, которые получают поддержку от России в той или иной форме.

Второй – о влиянии России на выборы в Европе и Евразии. Этот отчёт важен в качестве механизма интернационализации американского подхода к предполагаемому российскому «вмешательству в выборы». В отличие от США в Европе и за её пределами позиция американцев воспринимается со скепсисом. Публикация ежегодного отчёта позволит постоянно держать эту тему в поле зрения, агрегируя все сколько-нибудь заметные события и толкая западный дискурс на эту тему к американской позиции.

Наконец, ещё один отчёт связан с имплементацией установки закона на обеспечение энергетической безопасности Украины и других стран, понимаемой как независимость от российских поставок или любых связей с Россией. Речь идёт о содействии реформам энергетического сектора страны, его либерализации, повышении эффективности и тому подобном. Однако здесь же фигурирует противодействие российским энергетическим проектам («Северный поток» и другие) и в целом «российской агрессии». Здесь же прямо говорится о том, что целью американской политики должно стать продвижение экспорта американских энергоносителей в Европу, в том числе для создания рабочих мест в США (то есть американцы используют политический инструмент в конкуренции за рынки сбыта). О достижениях в деле реализации «Акта о поддержке свободы Украины», а также результатах работы по данному направлению госсекретарь должен будет отчитаться в феврале, а затем предоставлять отчёты каждые полгода.

В сухом остатке PL 115-04 задаёт конкретную бюрократическую процедуру и нарратив, в значительной степени определяющий американскую политику в отношении России. В 2018 году будет представлено как минимум 7 отчётов, каждый из которых с большой вероятностью станет поводом для дальнейшего отчуждения России и США. России необходима продуманная политика умных действий, которые позволят управлять конфронтацией, минимизировать ущерб и сохранять внешнеполитическую инициативу.

США не идут на сближение с РФ

Ожидается, что в 2018 году США объявят новые санкции против России. Они, по сути, станут первыми глобальными финансовыми санкциями против нашей страны (прежние, в основном носили персональный и секторальный характер) и могут очень серьезно повлиять на российскую экономику. Эксперты МК попытались спрогнозировать , что ждет россиян, и на что, в первую очередь, необходимо обращать внимание, чтобы пережить новый год с минимальными финансовыми затруднениями.

Западные, главным образом, американские санкции против России, введенные после присоединения Крыма к нашей стране, можно разделить на три категории: персональную, касающуюся конкретных бизнесменов, политиков и официальных служащих, а также государственных компаний; секторальную, распространяющуюся на добывающий и банковский сектора; экономическую, целью которой является нарушение баланса торговых взаимоотношений России с внешним миром в целом.

Российские олигархи заполонили Парк-авеню

У высокопоставленных чиновников и приближенных к власти олигархов отобрали визы, добывающим предприятиям пришлось менять американские и европейские технологии и оборудование на азиатские аналоги, госкорпорации потеряли доступ к зарубежным кредитам. Экономику России тряхнуло, но к полному коллапсу не привело.

Между тем Вашингтон повышает ставки и готовит нашей стране в 2018 году, который пройдет под знаком Желтой Земляной Собаки, новый пакет политических и экономических ограничений. Новые санкции начнут постепенно вводить с 29 января.

А уже к февралю американская администрация должна представить в Конгресс детальный доклад с «информацией о самых влиятельных российских олигархах», об их отношениях с властью, о фактах коррупции, размерах состояний и источниках доходов.

По итогам должен быть разработан законопроект, масштабы которого выходят далеко за рамки тех мер, которые до настоящего времени принимались против нашей страны. Беспрецедентным проверкам подвергнутся не только самые богатые россияне, но и члены их семей, а также все те, кто занимается с ними бизнесом на Западе.

По словам Дэниела Фрида, бывшего координатора по санкциям администрации экс-президента США Барака Обамы, российские олигархи наводнили Вашингтон лоббистами и адвокатами, поэтому над ними срочно необходимо наладить контроль.

Долг платежом красен

В свою очередь, Минфин США до начала мая должен будет представить Конгрессу отчет о последствиях введения новых возможных экономических санкций. Доклад не означает, что ограничения будут введены, но они ясно дают понять, к чему следует готовиться. Конгресс должен подтвердить, что новые ограничения укладываются в политику Вашингтона в отношении против Москвы. Сомневаться в том, что документ в том или ином виде будет утвержден, не приходится - предварительный список санкций уже одобрен Сенатом и президентом США Дональдом Трампом.

Первым пунктом новой торговой санкционной директивы значится запрет на покупку американскими инвесторами новых российских гособлигаций и бойкот на операции с уже обращающимися выпусками. Эта мера предусмотрена законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который Трамп подписал 2 августа 2017-го.

Атака российского государственного долга может стать серьезным фактором давления на курс рубля. Укрепление российской валюты к доллару США в 2016-2017 годах во многом было обусловлено высокой активностью зарубежных биржевых игроков. Нерезиденты занимали доллары по низким ставкам вне России, конвертировали средства в рубли и покупали на них российские ОФЗ, зарабатывая таким образом на разнице между реальными ставками в США и России.

По оценке Bank of America, зарубежные инвесторы контролируют $51 млрд российского суверенного долга. На облигации федерального займа (ОФЗ) приходится более $37,2 млрд. Банк России констатирует, что в последние месяцы присутствие нерезидентов на рынке ОФЗ расширялось. Если в августе их доля в российском госдолге едва достигала 30%, то сейчас она превышает 33%.

Приток капитала в таких масштабах поддерживает финансирование дефицита российского бюджета и является якорем стабильности для курса рубля. Введение санкций в отношении ОФЗ может спровоцировать их распродажу не только американскими, но и другими инвесторами. По оценке руководителя дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиба» Ольги Стериной, даже если меры коснутся только новых выпусков облигаций, они приведут к сокращению позиций иностранцев в суверенном долге России на 10%, что эквивалентно оттоку капитала более чем в 200 млрд рублей.

Вследствие потери интереса к ОФЗ, снизится доверие к любым российским инвестиционным инструментам, в том числе, и к рублю. По мнению ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, массовый выхода иностранцев из ОФЗ может довести курс доллара до 65 рублей. Также увеличатся темпы инфляции.

Оборонительных рецептов у России в этом случае не так много. Валютные ОФЗ можно будет предложить внутренним покупателям. По разным оценкам, отечественные банки накопили около 2 трлн рублей, не задействованных в инвестиционных проектах или сделках по купле-продаже. За счет этих средств они могли бы нивелировать эффект ухода нерезидентов из ОФЗ. Впрочем, на это все равно потребовалась бы валюта, которую банкиры стали бы искать на внутреннем рынке, подогревая спрос к долларам и евро.

Минфин также может переориентировать размещение ОФЗ на финансовые группы, не подпадающие под санкции, в том числе, из стран Азии. По словам главы Минфина России Антона Силуанова, в ближайшее время на Московской бирже китайские инвесторы смогут покупать российские ОФЗ, имитированные в юанях. Правда, есть и неприятный момент - Минфину, скорее всего, придется повышать процентные ставки по этому виду займов, чтобы привлечь к нему финансистов из Поднебесной.

Абонент вне зоны доступа

На втором месте новой санкционной программы Вашингтона находится отключение России от межбанковской операционной системы SWIFT. Это ограничение может затронуть каждого гражданина нашей страны, пользующегося банковскими картами. SWIFT обеспечивает быстрый обмен информацией о платежах, выданных гарантиях и аккредитивах. Этой системой пользуется около 11 тысяч организаций более чем в 200 странах. Россия считается одним из самых активных участников SWIFT: наши банки занимают второе место в мире по количеству операций (уступая только американским кредитным учреждениям), и пятнадцатое - по объему сделок.

В случае отключения от SWIFT наша страна рискует оказаться в финансовой изоляции, так как на эту систему опирается вся мировая банковская структура. На грани срыва окажутся договора по экспорту и импорту, возрастет время и число задержек перевода средств, операции по транзакциям станут дороже. Российским банкам придется проводить внутренние расчеты через корреспондентские счета ЦБ, а по внешним — договариваться напрямую с контрагентом. Появятся посредники, которые за определенный процент будут помогать зафиксировать сделку через SWIFT.

В целом, процесс обмена финансовой информацией станет намного медленней и дороже, а поиск альтернативных путей грозит отнять много времени, поскольку кроме скорости и цены, пользователей будет серьезно волновать степень защиты.

Вместе с тем, если Вашингтон, а вслед за ним и Евросоюз действительно решат наказать Россию с помощью SWIFT, то ограничения, скорее всего, затронут только часть наших банков. Даже предпринимая в свое время аналогичные меры против Ирана, западным странам удалось отключить от SWIFT лишь 14 из 30 кредитных организаций.

Тем не менее, как полагает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, «отключение России от SWIFT означает фактическое отключение российской банковской системы от мировой: курс доллара может скакнуть к 70-80 рублям, что окажется существенным шоком для отечественной экономики».

График обвала рубля

Самых масштабных валютных скачков, касающихся санкционного противоборства, эксперты ожидают накануне и сразу после принятия американского закона о новых санкциях против России, а затем по мере претворения этих претензий в жизнь. Первое может случиться на рубеже января-февраля 2018 года, и существует риск, что его отголоски будут ощущаться вплоть до марта.

Скачок будет связан с решением Конгресса США о введении в действие нового пакета санкций. «Никто не сомневается, что Вашингтон ужесточит давление на экономику России, однако пока не ясно, насколько далеко американцы готовы зайти на этой раз: возможно, будет частично определен порядок операций с ОФЗ и подтверждена позиция в отношении заимствований, а вопрос сохранения доступа к SWIFT оставят до следующего раза.

Кстати, ситуация с облигациями будет относительно прозрачна: когда доходность российских ОФЗ будет расти, станет очевидно, что биржевые игроки их срочно покупают для будущей массовой продажи. В этот момент доходность ОФЗ может вырасти с нынешних 4-5% до 9-10%. Когда этот показатель начнет резко падать, будет понятно, что инвесторы выходят из данного инструмента и необходимо готовиться к очередному обвалу рубля», - полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.

Следующего опасного для рубля периода следует ждать в мае, когда Минфин США выпустит прогноз о том, как новые санкции отразятся на экономическом положении нашей страны. Если курс на развертывание американской санкционной программы подтвердится, то удар может оказаться двойным - в июне состоится очередной саммит ОПЕК, где может быть принято решение о расторжении сделки об ограничении добычи нефти, что также отрицательно скажется на котировках рубля.

Более отдаленное будущее санкционного противостояния России и Запада, и то, как эта борьба отразится на стоимости российской валюты, эксперты прогнозировать не спешат. «Нам предстоит пережить еще много обстоятельств, которые будут влиять как на российскую экономическую ситуацию в целом, так и на ее составляющие - курс рубля, инфляцию, котировки нефти, - полагает Суверов. - Пробуя спрогнозировать будущее, стоит опираться как на уже упомянутые геополитические факторы, так и на рядовые события, в частности, на итога заседаний мировых центральных банков по поводу процентной ставки по кредитам. Движения возможны разноплановые - и вверх, и вниз. Одно можно сказать определенно - российской экономике и рублю необходимо отстоять достигнутые позиции и удержаться на них до следующего финансового периода. Однако год предстоит жаркий».

Новые экономические санкции против России

В декабря 2017 года произошло снижение максимального срока финансирования российских банков, находящихся под санкциями США, с 30 до 14 дней и компаний нефтегазового сектора - с 90 до 60 дней.

С февраля 2018 года запрет на предоставление технологий и услуг в новых проектах подсанкционных нефтегазовых компаний распространится не только на российские, но и на зарубежные проекты. В санкционные списки могут включить предприятия железнодорожной, транспортной и металлургической отраслей.

Президент США Дональд Трамп может получить единоличное право ввести санкции против зарубежных инвесторов российских экспортных трубопроводов, а также других российских компаний из санкционных списков.

Минфин США опубликовал перечень политиков и олигархов, имеющих связи с Владимиром Путиным — кремлевский доклад в развитие закона о санкциях, подписанного Дональдом Трампом в августе прошлого года. В списке фамилии Усманова, Абрамовича, Керимова, Касперского, Авена, Потанина и Тинькова.

В документе содержится 210 имен — это 114 высокопоставленных чиновников и руководителей госкомпаний, а также 96 олигархов, сообщает из Вашингтона ТАСС. Такие же данные у агентства Блумберг.

Среди включенных в «кремлевский доклад» бизнесменов — Роман Абрамович, Олег Дерипаска и Юрий Мильнер, которые до сих пор не были под санкциями, которые США и Европа вводили против России после аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году.

Эти люди не будут автоматически сталкиваться с какими-либо санкционными мерами, такими как замораживание активов в США и отказ в американских визах, однако их включение в список может побудить банки и другие организации в Соединенных Штатах и Европе не вести бизнес с ними, пишет Блумберг.

Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал доклад «прямой и очевидной попыткой приурочить какие-то действия к выборам [президента России] так, чтобы оказать на них влияние». И добавил, что «никакого влияния не будет».

Как готовился «кремлевск ий доклад»

2 августа 2017 года президент США подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». В нем говорилось о том, что в течение 180 дней минфин США в сотрудничестве с главой национальной разведки и госсекретарем США должны подготовить и внести в конгресс довольно обширный доклад о связях российского бизнеса и власти.

В следующие несколько месяцев наиболее активно в российских и зарубежных СМИ обсуждалась лишь та часть доклада, которая должна содержаться информация о связях российских олигархов с президентом России Владимиром Путиным.

Администрация должна собрать информацию и о членах семей, включая супругов, детей, родителей и родственников — активах, инвестициях и бизнес-интересах. В докладе также должна была содержаться информация об активах олигархов за рубежом и перечислены случаи коррупции, связанные с олигархами.

Кроме того, американские чиновники собирались включить в доклад информацию о российских предприятиях с госучастием (в законе они называются «полугосударственными»), включая их роль в экономике, сведения о руководстве и основных акционерах и интересах таких компаний за рубежом. Под такое описание, к примеру, могут подходить Внешэкономбанк и ПАО «Газпром».

В этих материалах должна была содержаться оценка эффекта от введения санкций в отношении олигархов (запрет на въезд в США и заморозку активов), а также российских государственных и полугосударственных компаний. Американская администрация должна была оценить, как это повлияет на сами компании и бизнесменов, а также на экономику России, США и союзников Штатов.

Также администрация США должна была предоставить доклад с оценкой потенциального эффекта от запрета на покупку российского госдолга.

Внесение этих докладов в Конгресс не означает, что санкции будут введены автоматически. Но попадание в список олигархов может нести угрозу репутационного характера — западные партнеры могут перестать вести с ними бизнес, чтобы избежать возможных проблем.

Посол США в России Джон Хантсман ранее заявлял Русской службе Би-би-си, что применение возможных антироссийских санкций будет гибким. Он отказался раскрыть детали работы над документом.

« Ч тобы не хотели быть близкими к Путину»

Публично работа над санкционным списком не обсуждалась. Эксперты влиятельного вашингтонского аналитического центра Atlantic Council Андерс Ослунд, Андрей Илларионов, Андрей Пионтковский и Дэниел Фрид составили список критериев, по которым те или иные персоналии могут быть включены в кремлевский доклад. Дэниел Фрид — бывший координатор санкционной политики Госдепартамента при президенте США Бараке Обаме.

В «кремлевском списке», по их мнению, могут оказаться люди, которые «держат деньги» российского президента, бизнесмены, оказывающие услуги Кремлю, партнеры олигархов из ближнего круга президента, менеджеры госпредприятий, а также «золотая молодежь» — дети близких к российскому режиму олигархов.

«Должны быть разные стимулы, чтобы люди не хотели быть близкими к Путину», — сказал Ослунд Русской службе Би-би-си.

Он не исключал, что в списке будет человек 40-50. В Давосе на «русской» сессии Всемирного экономического форума глава Атлантического совета Фредерик Кемп заявил, что к работе над докладом в Вашингтоне относятся очень серьезно, и не исключил, что в список попадут от 40 до 400 человек. «Коммерсант» со ссылкой на источники писал о том, что в докладе будет 50 человек, вместе с семьями — 300.

Стресс, ожидание и желание «не светиться»

Непублично россияне пытались узнать детали списка и предотвратить попадание в него. «Здесь (в Вашингтоне — Би-би-си) достаточно много деятельности лоббистов и адвокатов, которые представляют разных людей, которые беспокоятся», — сказал Ослунд. — Но это те люди, которые вне опасности».

Российский Forbes назвал состояние некоторых российских бизнесменов «чудовищным стрессом».

В России среди крупного бизнеса «не осталось никого, кто бы не имел отношений с американскими лоббистами», согласился в разговоре с Русской службе Би-би-си источник, близкий к администрации президента. Он говорил на условиях анонимности, так как не уполномочен комментировать эту тему публично.

«Но это не означает, что американские лоббисты озолотились на русских бизнесменах», — говорит собеседник Би-би-си.

Россияне старались особо «не светиться» из-за «возможности «попасть под радары» американской администрации», — говорит он. Паники среди чиновников и бизнеса нет, уверяет он. Информации о подготовке доклада мало и все просто ждут, говорил он в середине января. Об этом же писали и «Ведомости» со ссылкой на несколько участников форума в Давосе. В начале года было много нервов, но теперь все немного выдохнули, так как устали бояться, цитируют «Ведомости» одного из участников форума.

Судя по данным на сайте американского сената, которые изучила Русская служба Би-би-си, суммы, которые официально получали американские лоббисты, действительно невелики. За прошлый год уже находящиеся под санкциями США Газпромбанк и «Новатэк», а также «Ямал СПГ» (не находится под санкциями, но контролирующим акционером является «Новатэк»), заплатили американским компаниям-лоббистам всего 300 тысяч долларов. В случае с Газпромбанком в пояснениях к тому, за какие услуги компания платит лоббистам, значится «банковское законодательство и нормативные акты, включая применяемые санкции».

У компании «Ямал СПГ» перечислены «опасения, касающиеся кредитного финансирования». Кроме того, упоминается Билль 2277, известный как «Акт о предотвращении агрессии со стороны России», а также указ президента США о блокировке собственности лиц, способствующих дестабилизации ситуации на Украине.

У «Новатэка» в одном из документов сфера применения указана как «вопросы, связанные с энергетикой».

Всего же попавшие под санкции российские компании с 2014 года заплатили американским лоббистам до 3 млн долларов.

Публично российские чиновники, менеджеры и бизнесмены последние несколько недель говорили о санкциях с абсолютным спокойствием. Новых американских санкций не нужно бояться, заявил в интервью «России 24″ председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков. «Нужно просто относиться к санкциям, как к дождю. Вы знаете, как мы относимся к дождю? Ну есть и есть, будем под дождем работать», — сказал Горьков.

А глава ВТБ Андрей Костин в интервью Fox ответил на вопрос об опасениях попасть в «кремлевский доклад» так: «Я гораздо меньше обеспокоен персональными санкциями — вы знаете, мы все знаем, что рано или поздно мы умрем».

Горьков и Костин не находятся под санкциями США, ограничения действуют только в отношении ВЭБа и ВТБ.

Банки закупают валюту

Российские банки в ожидании публикации минфина США решили запастись валютой, пишет «Уралсиб». Рост задолженности банков перед ЦБ по операциям «валютный своп» вырос до 335 млрд рублей, это максимум с апреля 2014 года. «Складывается впечатление, что ряд банков в последние дни конвертировал практически всю имеющуюся у них ликвидность в иностранную валюту», — пишут аналитики банка.

На минувшем аукционе российского минфина в среду был зафиксирован спрос на госбумаги. Он превысил предложение более чем в три раза. Минфин предложил 40 млрд рублей, а спрос составил 136 млрд рублей.

По статистике ЦБ, примерно треть инвесторов в российские ОФЗ — иностранцы. Аналитики Райффайзенбанка предполагают, что высокий спрос спровоцировали покупатели, которые таким образом пытаются защитить свои средства от заморозки в случае введения персональных санкций.

Полный список чиновников из списка выглядит так:

1. Руководитель администрации президента Антон Вайно

2. Первый замруководителя администрации президента Алексей Громов

3. Первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко

4. Замруководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов

5. Замруководителя администрации президента Владимир Островенко

6. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков

7. Руководитель протокола президента Владислав Китаев

8. Помощник президента Андрей Белоусов

9. Помощник президента Лариса Брысева

10. Помощник президента Владислав Сурков

11. Помощник президента Игорь Левитин

12. Помощник президента Владимир Кожин

13. Помощник президента Юрий Ушаков

14. Помощник президента Андрей Фурсенко

15. Помощник президента Николай Цуканов

16. Помощник президента Константин Чуйченко

17. Помощник президента Евгений Школов

18. Помощник президента Игорь Щеголев

19. Советник президента Александр Бедрицкий

20. Советник президента Сергей Глазьев

21. Советник президента Сергей Григоров

22. Советник президента Герман Клименко

23. Советник президента Антон Кобяков

24. Советник президента Александра Левицкая

25. Советник президента Владимир Толстой

26. Председатель Совета по правам человека Михаил Федотов

27. Советник президента Вениамин Яковлев

28. Полномочный представитель президента в Совете Федерации Артур Муравьев

29. Полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх

30. Полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов

31. Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова

32. Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов

33. Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич

34. Полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов

35. Полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Олег Белавенцев

36. Полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Алексей Гордеев

37. Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло

38. Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев

39. Полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов

40. Полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских

41. Начальник управления администрации президента по внешней политике Александр Манжосин

42. Начальник управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Чернов

43. Начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия Олег Говорун

44. Премьер-министр Дмитрий Медведев

45. Первый вице-премьер Игорь Шувалов

46. Руководитель аппарата правительства Сергей Приходько

47. Зампредседателя правительства Александр Хлопонин

48. Зампредседателя правительства Виталий Мутко

49. Зампредседателя правительства Аркадий Дворкович

50. Зампредседателя правительства Ольга Голодец

51. Зампредседателя правительства Дмитрий Козак

52. Зампредседателя правительства Дмитрий Рогозин

53. Министр Открытого правительства Михаил Абызов

54. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев

55. Руководитель МЧС Владимир Пучков

56. Министр связи Николай Никифоров

57. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень

58. Министр культуры Владимир Мединский

59. Министр обороны Сергей Шойгу

60. Руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин

61. Министр образования Ольга Васильева

62. Министр энергетики Александр Новак

63. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка

64. Министр финансов Антон Силуанов

65. Министр иностранных дел Сергей Лавров

66. Руководитель Минздрава Вероника Скворцова

67. Руководитель Минпромторга Денис Мантуров

68. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев

69. Министр юстиции Александр Коновалов

70. Министр труда Максим Топилин

71. Руководитель Минприроды Сергей Донской

72. Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов

73. Министр спорта Павел Колобков

74. Министр транспорта Максим Соколов

75. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко

76. Директор СВР Сергей Нарышкин

77. Спикер Госдумы Вячеслав Володин

78. Специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов

79. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев

80. Руководитель ФТС Владимир Булавин

81. Начальник Генштаба Вооруженных сил Валерий Герасимов

82. Руководитель ГРУ Игорь Колобов

83. Заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев

84. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко

85. Мэр Москвы Сергей Собянин

86. Генпрокурор Юрий Чайка

87. Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин

88. Руководитель Росгвардии Виктор Золотов

89. Директор ФСО Дмитрий Кочнев

90. Директор ФСБ Алдександр Бортников

91. Руководитель Росархива Андрей Артизов

92. Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин

93. Начальник главного управления специальных программ президента Александр Линец

94. Управляющий делами президента Александр Колпаков

95. Директор государственной фельдъегерской службы Валерий Тихонов

96. Предправления «Газпрома Алексей Миллер

97. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин

98. Президент Сбербанка Герман Греф

99. Гендиректор «РЖД» Олег Белозеров

100. Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин

101. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов

102. Бывший гендиректор «Россетей» Олег Бударгин

103. Председатель gравления «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук

104. Гендиректор Росатома Алексей Лихачев

105. председатель правления и президент «Транснефти» Николай Токарев

106. Председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов

107. Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов

108. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев

109. Президент «Башнефти» Андрей Шишкин

110. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь

111. Предправления - гендиректор «РусГидро» Николай Шульгинов

112. Председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков

113. Президент алмазодобывающей компании «Алроса» Сергей Иванов

114. Главный исполнительный директор компании «Сахалин Энерджи» Роман Дашков.

Кроме того, в этом списке значятся российские бизнесмены:

1. Александр Абрамов

2. Роман Абрамович

3. Араз Агаларов

4. Фархад Ахмедов

5. Вагит Алекперов

6. Игорь Алтушкин

7. Алексей Ананьев

8. Дмитрий Ананьев

9. Василий Анисимов

10. Роман Авдеев

11. Петр Авен

12. Елена Батурина

13. Алексей Богачев

14. Владимир Богданов

15. Леонид Богуславский

16. Андрей Бокарев

17. Олег Бойко

18. Николай Буйнов

19. Олег Дерипаска

20. Александр Джапаридзе

21. Леонид Федун

22. Глеб Фетисов

23. Михаил Фридман

24. Александр Фролов

25. Филарет Гальчев

26. Сергей Галицкий

27. Валентин Гапонцев

28. Сергей Гордеев

29. Андрей Гурьев

30. Юрий Гущин

31. Михаил Гуцериев

32. Саит-Салам Гуцериев

33. Зарах Илиев

34. Дмитрий Каменщик

35. Вячеслав Кантор

36. Самвел Карапетян

37. Евгений Касперский

38. Сергей Кациев

39. Сулейман Керимов

40. Игорь Кесаев

41. Данил Хачатуров

42. Герман Хан

43. Виктор Харитонин

44. Александр Клячин

45. Петр Кондрашов

46. Андрей Косогов

47. Юрий Ковальчук

48. Андрей Козицын

49. Алексей Кузьмичев

50. Лев Кветной

51. Владимир Лисин

52. Анатолий Ломакин

53. Зиявудин Магомедов

54. Игорь Макаров

55. Искандер Махмудов

56. Александр Мамут

57. Андрей Мельниченко

58. Леонид Михельсон

59. Юрий Мильнер

60. Борис Минц

61. Андрей Молчанов

62. Алексей Мордашов

63. Вадим Мошкович

64. Александр Несис

65. Год Нисанов

66. Александр Пономаренко

67. Сергей Попов

68. Владимир Потанин

69. Михаил Прохоров

70. Дмитрий Пумпянский

71. Мегдет Рахимкулов

72. Андрей Раппопорт

73. Виктор Рашников

74. Аркадий Ротенберг

75. Борис Ротенберг

76. Дмитрий Рыболовлев

77. Айрат Шаймиев

78. Радик Шаймиев

79. Кирилл Шамалов

80. Юрий Шефлер

81. Альберт Шигабутдинов

82. Микаил Шишханов

83. Леонид Симановский

84. Андрей Скоч

85. Александр Скоробогатько

Санкционное законодательство США (PL 115-44) даёт чёткое представление о параметрах и направлениях американской политики санкций в 2018 году. Закон, принятый конгрессом США 2 августа 2017 года, предполагает конкретные виды отчётности органов исполнительной власти о ходе и направлениях реализации санкционной деятельности против России. Это позволяет спрогнозировать события, которые произойдут в 2018 году и которые во многом будут отражать суть санкционного давления на Россию.

Необходимо понимать, что дух и буква PL 115-44 законодательно определяют Россию как противника США, которому необходимо активно противодействовать и в отношении которого требуется оказывать всеобъемлющее давление. По своей сути PL 115-44 задаёт рамки американской политики в отношении России, в значительной степени исключая возможности для партнёрства и конструктивного взаимодействия. В России не должно быть иллюзий по поводу возможностей развернуть негативные тенденции в ближайшем будущем. Нам также следует избегать недооценки механизмов давления на Россию. Они требуют тщательного анализа и мониторинга.

Итак, в 2018 году органы исполнительной власти представят Конгрессу как минимум семь отчётных документов. Условно их можно разделить на три группы.

Первая группа - это доклады, ключевую роль в подготовке которых будет играть министерство финансов. Американский минфин является ключевым (хотя и не единственным) инструментом реализации санкционной политики. Впрочем, конгресс даёт минфину возможность работать в тесной координации с ЦРУ, госдерпартаментом и другими ведомствами, чья информация может существенно расширять возможности финансовой разведки.

Наиболее ожидаемый документ в этой группе - отчёт о российских олигархах и окологосударственных организациях. Его необходимо подготовить к февралю 2018 года. Он должен содержать в себе список ключевых фигур российского внешнеполитического процесса и близких к государству олигархов и предпринимателей. Конгресс обязывает авторов отчёта дать оценку связей всех лиц из этого списка с правящей элитой и лично президентом России. В тексте должна содержаться информация о любых известных коррупционных эпизодах, связанных с данными лицами. Должна присутствовать информация об источниках их доходов во всех возможных формах, их коммерческой деятельности за пределами России, а также аналогичные сведения о членах их семей. Должна быть представлена информация и об окологосударственных структурах, их деятельности, бенефициарах и тому подобное.

Попадание в отчёт тех или иных лиц или компаний автоматически не означает их включение в санкционные списки. Однако в законе недвусмысленно указывается на то, что отчёт является одним механизмом их пополнения. По крайне мере одно из требований к нему - оценка возможности и целесообразности применения против включённых в него лиц и организаций дополнительных санкций и их включение в чёрный список минфина, а также возможного эффекта для экономики России, США и их союзников.

В теории отчёт может включать в себя самый широкий круг россиян и российских организаций. Однако большой вопрос вызывает алгоритм и методология составления такого отчёта в столь сжатые сроки. Он требует обработки огромного массива информации, ведь фактически речь может идти обо всём государственном секторе России. Это серьёзно повышает вероятность ошибочных оценок, которые могут ударить по самим США. В теории американцы могут пойти по пути компактного отчёта, включив в него список наиболее антизападных, по их мнению, фигур. Однако тонкость состоит в том, что текущая редакция закона не предполагает постоянного обновления отчёта. Поэтому антироссийское лобби может предпринимать активные усилия по максимальному расширению списков.

Следующий отчёт также должен появиться в феврале. Он касается возможностей расширения санкций против лиц и организаций, попавших в чёрный список минфина согласно Указу президента США № 13662. Указ давал возможность вводить санкции для противодействия российской политике по Украине. Тонкость состоит в том, что именно по этому указу проходят секторальные ограничения против финансового и энергетического секторов России, а закон PL 115-44 добавляет в их число также железные дороги, металлургические и обрабатывающие сектора. Пока этот отчёт также должен носить одноразовый характер.

В отличие от первых двух отчётов, следующий потребует более длительной подготовки - его представят только в августе 2018 года, и он будет обновляться ежегодно до 2021 года (впрочем, ничто не мешает расширить эти сроки). Отчёт касается любых незаконных финансовых операций, связанных с Россией или осуществляемых россиянами. Он должен содержать информацию о конкретных нарушениях, результатах расследований по ним, а также сведения о работе с частным сектором по профилактике данного вида деятельности. Попадание в этот отчёт чревато уже уголовными делами. Важно и то, что он должен раскрывать результаты взаимодействия американских ведомств с их коллегами в ЕС и других странах. Иными словами, он подразумевает интернационализацию деятельности американцев. Данный отчёт также является механизмом поиска «дыр» в правоприменительной практике по вопросу антироссийских санкций и включит в себя меры по устранению зафиксированных недостатков.

Следующая группа объединяется разделом PL 115-04 «О противодействии российскому влиянию в Европе и в Евразии». Закон обязывает правительство США взять на себя роль «защитника» суверенитета и безопасности всех стран Евразии, которые являются или могут являться «жертвами» российского влияния. В отношении данной группы ключевым ведомством выступает государственный департамент. Кроме того, реализация политики на данном направлении предполагает широкое применение мягкой силы с опорой на некоммерческие организации в США и странах Евразии (список некоторых из них прямо перечисляется в законе). На следующий год под эти задачи выделяется 250 миллионов долларов - весьма значительная сумма с учётом того, что она идёт во многом на идеологическую и образовательную работу и не требует вложений в инфраструктуру.

На первый взгляд, эта сумма распыляется по значительному объёму задач и стран. Здесь и защита избирательной инфраструктуры, и борьба с коррупцией, и улучшение законодательства, и помощь НКО и СМИ, и борьба с «пропагандой». Однако с учётом низкой затратности такого рода мероприятий и их концентрации только на противодействии России, такая деятельность превращается в серьёзный ресурс давления. По крайней мере выделяемая сумма значительно превышает все расходы, которая сама Россия тратит на институты своей мягкой силы.

PL 115-04 обязывает государственный департамент отчитываться каждый год о проделанной работе по данному направлению, эффективности затраченных средств, достигнутых результатов. Отдельный отчёт подаётся о взаимодействии с зарубежными организациями и их вкладе. Иными словами, американцы ожидают, что их затраты должны быть также усилены затратами на аналогичную деятельность со стороны их союзников в странах ЕС и других государствах. Появление отчёта ожидается 1 апреля.

Следующие два отчёта также должны подаваться ежегодно на постоянной основе президентом США.

Первый из них - отчёт о СМИ, которыми владеет и которые поддерживает Россия. Это тоже своего рода «чёрный список», должно иметь как минимум репутационные последствия. Расчёт здесь как на стигматизацию собственно российских СМИ, так и тех, которые получают поддержку от России в той или иной форме.

Второй - о влиянии России на выборы в Европе и Евразии. Этот отчёт важен в качестве механизма интернационализации американского подхода к предполагаемому российскому «вмешательству в выборы». В отличие от США в Европе и за её пределами позиция американцев воспринимается со скепсисом. Публикация ежегодного отчёта позволит постоянно держать эту тему в поле зрения, агрегируя все сколько-нибудь заметные события и толкая западный дискурс на эту тему к американской позиции.

Наконец, ещё один отчёт связан с имплементацией установки закона на обеспечение энергетической безопасности Украины и других стран, понимаемой как независимость от российских поставок или любых связей с Россией. Речь идёт о содействии реформам энергетического сектора страны, его либерализации, повышении эффективности и тому подобном. Однако здесь же фигурирует противодействие российским энергетическим проектам («Северный поток» и другие) и в целом «российской агрессии». Здесь же прямо говорится о том, что целью американской политики должно стать продвижение экспорта американских энергоносителей в Европу, в том числе для создания рабочих мест в США (то есть американцы используют политический инструмент в конкуренции за рынки сбыта). О достижениях в деле реализации «Акта о поддержке свободы Украины», а также результатах работы по данному направлению госсекретарь должен будет отчитаться в феврале, а затем предоставлять отчёты каждые полгода.

В сухом остатке PL 115-04 задаёт конкретную бюрократическую процедуру и нарратив, в значительной степени определяющий американскую политику в отношении России. В 2018 году будет представлено как минимум 7 отчётов, каждый из которых с большой вероятностью станет поводом для дальнейшего отчуждения России и США. России необходима продуманная политика умных действий, которые позволят управлять конфронтацией, минимизировать ущерб и сохранять внешнеполитическую инициативу.

Иван Тимофеев

Подпишитесь на нас

Окончание, по результатам обнародования списка, 30-31.01.18, здесь -

К предыдущему посту - поступило пара характерных комментов:

Хамон Смердяков
3 января 2018, 20:39:22
Бедствия Абрамовичей, Вексельбергов и прочей сволочи меня лично не коснутся. Я уже много лет живу в автономном режиме и с этим государством стараюсь ничего общего не иметь.
videoelektronic
3 января 2018, 19:19:29
Ну и х--ня же написана!
В реальности, т.н. "богатые" в РФ давно уже власти никакой не имеют и служат лишь декорацией для реальной власти людей в погонах.
Американские меры приведут лишь к тому, что декорации будут либо заменены, либо просто сняты (скорее всего заменены).

Ну что тут скажешь товарищам?
Как простого российского обывателя, "живущего автономно", могут коснуться американские санкции против богатеев из первой тысячи списка Форбс?
И почему богатые очень даже "власть имеют"? Наряду с силовиками, конечно же.

В общем, писала не раз, последний еще в ноябре 2017-го -

Но, раз такое говорят, не услышали, что ж, отвечаем подробно, цитатой, читаем внимательно -

Заговор олигархов против Путина

Российских чиновников и купцов открыто обязали провести в России заговор с устранением легитимного президента.
США запустили механизм активизации государственного переворота в России.

В России долго говорили о том, что коррупция как системообразующий фактор политической системы выросла в угрозу национальной безопасности и с этим нужно срочно что-то делать. Непуганые идиоты в российской власти только ушами поводили, как ослы на пастбище. Никто не реагировал всерьёз и думал, что пронесёт. Похоже, пронести должно уже в скором времени, но в медицинской смысле, а не в смысле избавления.

Российской элите предстоит делать судьбоносный выбор: или они убьют Путина, или Путин убьёт их. Причём убийство Путина вовсе не есть гарантия решения всех проблем бедных российских олигархов. Скорее всего, с этого проблемы олигархов только начнутся.

Российский правящий класс ждёт переоценка ценностей и возможно начало карьеры с нуля. Или судьба Остапа Бендера после неудачного пересечения румынской границы. Данная статья серьёзно заставляющая задуматься о ближайшей перспективе неизбежности очередной социальной трансформации революционного масштаба в России. Бить или не бить — вот в чём вопрос.
Президент сделал самое странное за многие годы заявление. Его смысл в том, что все крупные предприятия России должны быть готовы к оперативному переходу на военное положение для производства оборонной продукции.

Заговор олигархов против Путина

Во-первых, нам не с кем вести полномасштабную войну. НАТО в целом просто небоеспособно. Что касается отдельно Америки, то у нее просто нет необходимых для такой войны ресурсов.

Во-вторых, какую оборонную продукцию могут производить «все крупные предприятия России»? Ведь у нас огромные запасы обычных вооружений. Так одних только автоматов на складах имеется 15 миллионов. 6 тысяч танков в строю и 8 тысяч в резерве.

Не лишне напомнить, что Гитлер начал войну с нами, имея около 3,5 тысяч танков. Причем в это число входили внешне похожие на танки, но по вооружению аналогичные современным бронетранспортерам танкетки. Что касается БМП и БТР, то их у нас тоже много тысяч. По остальным позициям аналогичная ситуация.

Этому заявлению президента может быть только одно объяснение - оно имеет скрытый смысл, который должен понять только адресат - крупный бизнес. Но если у вас есть объективное понимание общественных отношений и качественная технология анализа общественных процессов, вполне возможно понять, что скрывается за любыми по степени странности заявлениями. Что касается заявления президента, то если не вдаваться в технические вопросы и опустить промежуточные шаги анализа, в результате получим цепочку событий - последовательности циклов процесса реализации понятного в части своей цели проекта.
В цепочке события выступают маркерами, демонстрирующими направленность вектора процесса. Первое событие - принятие в США закона, в соответствие с которым американские власти могут конфисковать зарубежные активы российского бизнеса общей стоимостью порядка триллиона долларов. Второе событие - прошедшая пару недель назад встреча президента с крупным бизнесом. В этом событии самое важное то, что информация о встрече, в которой участвовало 45 самых крупных российских бизнесменов, прошла только по западным СМИ. Третье событие - телефонный разговор В.В. Путина с Д. Трампом, состоявшийся 21 ноября и вроде бы по нашей инициативе. Четвертое событие - сделанное 22 ноября заявление президента о возможности мобилизации промышленности на военные нужды. Пятое событие - слишком затянувшаяся ситуация с объявлением об участии президента в выборах.
Очевидно, что цель США, как инициатора демонстрируемого этой цепочкой событий процесса, состоит в устранении В.В. Путина с политической сцены России и мира. Для США такой проект выглядит вполне своевременным - история с вмешательством России в американские выборы сильно полиняла и явно заканчивается пшиком. И при этом расследование в итоге поставила под удар ее инициаторов - в жизни семейства Клинтонов обнаружились более яркие русские «следы» и в большем количестве. Наконец, эта история не только порядком всем надоела, но уже очевидно, что она неспособна повредить Трампу.

В такой ситуации для прикрытия провала наезда на Д. Трампа конгрессу США требуется впечатляющая победа над каким-нибудь другим врагом Америки. После самой России ее президент, безусловно, выглядит самым большим и опасным врагом США. Логично, что лидеры конгресса сменили объект «охоты» - с оказавшегося не по зубам собственного президента на нашего. Анализ последних двадцати лет действий американских политиков свидетельствует, что такой проект в их стиле - смеси мании величия с местечковой компетентностью.

Именно наступление на олицетворяемое Путиным «русское зло» стоит за намерением конгресса США конфисковать активы российских бизнесменов и чиновников под предлогом их криминального происхождения. После принятия необходимого для реализации замысла закона российский правящий класс был поставлен перед выбором - или он не допускает Путина к выборам, или лишается всех зарубежных активов. Это значит, что скорее всего это не президент пригласил к себе крупный бизнес, а он сам к нему пришел обсудить проблему.

Имеющимся у бизнеса российским активам в этой ситуации ничто не угрожает и поэтому для бизнесменов не существует угрозы остаться ни с чем. Тогда как у чиновников за рубежом хранится, выражаясь словами героя кино, буквально «все, что нажито непосильным трудом». Соответственно, для чиновников ситуация выглядит критической. Это значит, что на стороне президента остаются только силовики - все контролируемые ими активы находятся в России, но уход Путина может создать угрозу доминирующему положению их корпорации в общей структуре власти. А это грозит потере контроля над активами.

Получается, США спровоцировали на российском политическом олимпе серьезный конфликт между «пиджаками» и «мундирами». И рассчитывают с помощью шантажа заставить крупный бизнес и высшее чиновничество, как минимум, не допустить Путина к выборам, как максимум, провести в Кремль устраивающие США фигуры - президента и его ближайшего окружения.

Судя по динамике событий конфликт уже явно достиг своего апогея. Так необходимость нестандартного для имеющихся условий телефонного формата общения президентов может быть объяснена только чрезвычайными обстоятельствами. При этом часовая продолжительность телефонного разговора свидетельствует о важности и сложности обсуждаемого вопроса. А сегодня у Кремля имеется только один такой важности и сложности вопрос - предстоящие президентские выборы и «участие» в них США. Тогда как КНДР, Сирия, Украина, это все из разряда текучки. Так что в телефонном разговоре скорее всего обсуждался только один важный вопрос - атака конгресса на российские «пиджаки».

Судя по тому, что уже на следующий день президент собрал совещание силовиков на котором сделал заявление о возможности мобилизации промышленности на военные нужды, Д. Трамп сказал, что ничем помочь не может. Соответственно, можно было объявлять «пиджакам» о том, что ждет их бизнес в случае, если они вздумают предпринять наступление на властные позиции «мундиров».

Объяснение, как «пиджаки» могут пойти на штурм верховной власти, дает наша собственная история. Обе наши революции, 1905 и 1917 года, были организованы крупным российским бизнесом.
При этом его главным оружием в обоих случаях была всеобщая забастовка, которая приводила к параличу управления страной. Так действующая власть принуждалась сдаться на устраивающих организаторов революции условиях. В 1905 году им требовалась легализация политической деятельности. А в 1917 году организаторам требовалось ликвидировать самодержавие.
Современное общество за век сильно усложнилось. В первую очередь в части инфраструктуры жизнедеятельности - она стала намного чувствительнее к негативному воздействию, а система связей сформирована гораздо более широкой гаммой и при этом более уязвимых отношений.
Поэтому всеобщая забастовка продолжительностью больше трех дней станет для общества современной развитой страны полномасштабной техногенной катастрофой. Не случайно в развитых странах не бывает всеобщих забастовок - только отраслевые и короткие по продолжительности.

Организовать всеобщую забастовку крупный бизнес способен без проблем. Здесь очень важно, что весь промышленный потенциал страны находится в провинции. Дело в том, что столичный бизнес всегда играет роль дворни верховной власти и достаточно надежно ею контролируется. В провинции ситуация другая - за четверть века элитные сообщества там уже вполне консолидировались и бизнес в них пользуется очень большим влиянием. А часто даже является теневым лидером. К слову сказать, что по этой же причине главные события революции 1905 года разворачивались в Москве, а не в Питере.

В этом смысле наблюдавшаяся на протяжении последнего года достаточно массовая смена губернаторов и генералов имеет цель исправить для «мундиров» ситуацию - ужесточить контроль за провинциальными элитами. Но пока крупный бизнес имеет все возможности организовать всеобщую забастовку. И даже получить в этом деле поддержку чиновничества. В результате повторить сюжет 1917 и 1991 годов. Нужно напомнить, что в обоих случаях «власть смыло в три дня».

Президенту ничего не оставалось, как озвучить угрозу применить единственный в таких условиях вариант действий «мундиров» - объявление военного положения, как основания для введения внешнего управления на любых предприятиях. Чтобы в случае организации всеобщей забастовки представители силовых ведомств при поддержке сил Росгвардии перехватили управление всеми важными предприятиями.

Но это по плану. И нет сомнений, что в Москве его вполне можно будет успешно осуществить. Но будет ли он успешно осуществлен в провинции - большой вопрос. Дело в том, что в условиях неуклонно углубляющегося социально-экономического кризиса сегодня в отношениях центра с регионами повторяется ситуация, имевшаяся в Петрограде во второй половине 1917 года. Напомним, что тогда Временное правительство было «властью без силы», а Советы были «силой без власти».

Последнее телевизионное общение президента с народом продемонстрировала, что провинциальные власти действуют под девизом «государство, это мы». И в случае большого конфликта между «пиджаками» и «мундирами» верховная власть вероятнее всего может ждать от провинциальных властей только ритуальных «поклонов». Как это имело место в событиях августа 1991 года. Это значит, что пусть и по другому поводу, в иных обстоятельствах и в другом составе сегодня повторяется властный конфликт 1917 и 1991 годов. При этом у конфликта имеется традиционный внешний инициатор - Запад.

Трудно сказать, чем закончится эта заваруха. Последние полвека наглядно продемонстрировали, что на мировой арене главную роль уже играет интеллектуальный потенциал. Тогда как силовой потенциал сохраняет относительную эффективность только в отношениях недалекими в интеллектуальном отношении противниками. Именно поэтому на протяжении последних пяти десятилетий главной проблемой нашей верховной власти остается слабость ее интеллектуального окружения - оно и близко не соответствовало масштабу страны и ее статусу на мировой арене. Что и было исходной причиной краха СССР.

Власть руководствуется принципом «не надобны умные - надобны верные». Потому, что у власти просто нет целей, для достижения которых требуются «умные». Да и у США с Евросоюзом аналогичная ситуация. Иначе как бы они дошли до нынешнего состояния? Так что власти от придворных интеллектуалов требуется только умение имитировать умственную деятельность. Чтобы у общества создавалось впечатление, что власть «не лаптем щи хлебает». Хотя на самом деле именно так и обстоят дела.

«Являются ли американские санкции серьезным ударом для российской элиты? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с тем, что же все-таки подписал Трамп. Российские политологи анализируют эти санкции на основе тех материалов, которые дают российские СМИ. А СМИ - это орган пропаганды, от которого объективно идет искажение информации. Для того чтобы понять суть американских санкций, необходимо детально ознакомиться с документом, который опубликован на сайте Конгресса США. Из этого документа видно, что предмет санкций, который не акцентируется ни в одном из российских средств массовой информации, сводится к совершенно другому. Давайте разберемся, в чем суть американских санкций, и для кого они, в первую очередь, представляют опасность.

На самом деле, с точки зрения механизмов сдерживания и ограничения деятельности российских компаний, недавно принятые американские санкции ничего нового не привносят, разве что введены два новых инструмента. Разрешено накладывать арест на счета не только нерезидентов, но и резидентов США, в том числе на граждан и юридических лиц любых стран, если они подпадают под эти санкции. Вторым моментом является ограничение размера сотрудничества с российскими сырьевыми компаниями. Но эти инструменты вовсе не являются смысловой частью санкций. Не ради них Конгрессом США был принят закон об антироссийских санкциях, как это пытаются представить российские СМИ.

Документ об антироссийских санкциях составляет более 100 страниц, но сама смысловая часть, которая выражает суть санкций, составляет шесть страниц. Это системный вызов США со стороны российской олигархии и всего правящего класса России, который поддерживает действующий курс Президента Путина. Причем меры, предусмотренные против российской элиты, являются тем однозначным вариантом, который исключает какие-либо компромиссы.

Страница 32 данного закона говорит о поводе, почему введены санкции. Повод заключается в сообщении американской разведки о том, что по указанию Путина была осуществлена попытка влияния на президентскую кампанию в США, что расценивается, как вмешательство во внутренние дела США. Понятно, что этот высосанный из пальца повод не является настоящей причиной антироссийских санкций. Таким образом, формальным (или юридическим) поводом для санкций против России послужило вмешательство в президентские выборы.

Самое интересное начинается в разделе 241 на странице 93 данного закона, где говорится, что в течение 180 дней с момента вступления закона в силу (то есть до февраля 2018 года) министр финансов по согласованию с Директором национальной разведывательной службы и руководителем Государственного Департамента должны передать в Конгресс детальные отчеты о финансовой деятельности руководящих и влиятельных внешнеполитических фигур и олигархов Российской Федерации.

Таким образом, речь идет о проверке финансовой деятельности на предмет коррупционной составляющей не только российского политического руководства, включая всех членов Правительства РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, но и олигархов. При этом российские олигархи подлежат финансовой проверке независимо от того являются ли они налоговыми резидентами России. Так, к примеру, Тимченко, осуществляя свою деятельность на территории России, и освобожденный от уплаты налогов в российский бюджет, будет невозможно спрятаться за паспортом гражданина Финляндии, поскольку его финансовая деятельность также является объектом проверки в соответствии с законом о санкциях, принятым Конгрессом США.

Американцы исходят из того, что так или иначе собственность российских олигархов находится за рубежом, и они ее скрыть не смогут. На странице 105 закона о санкциях сказано, что в целях содействия НАТО и Евросоюзу США обязаны работать индивидуально со странами Европы и Евразии по выявлению коррупционных составляющих, связанных с российскими компаниями. Речь идет о работе американских структур со странами Евросоюза и СНГ, включая Белоруссию и Казахстан, используя при этом все рычаги политического и экономического воздействия на эти страны, вплоть до угрозы введения против них санкций в случае отказа от сотрудничества.

Иными словами, не имеет значения, например, то обстоятельство, что Тимченко является гражданином Финляндии. Главное, что он относится к ближнему кругу Владимира Путина. Значит, с Финляндией будут работать в индивидуальном порядке. Что касается стран НАТО, где российские олигархи держат большую часть своей собственности, США будут работать, опираясь на устав НАТО, который предусматривает, что спецслужбы стран НАТО обязаны оказывать содействие стране - члену НАТО, если от нее поступила информация об агрессивных действиях третьей страны, направленных против ее интересов.

Такой третьей страной США назвали Российскую Федерацию. А, следовательно, спецслужбы всех остальных стран НАТО согласно уставу НАТО обязаны оказывать содействие США в проведении проверки по выявлению коррупционной составляющей российских или аффилированных с ними компаний, действующих в этих странах.

Рассматриваемый закон о санкциях ставит перед проверяющими органами четыре задачи:

1) Выявление влиятельных людей в российской политике и олигархов по степени их близости к политическому режиму России;

2) Определение их финансового состояния (то есть, наличие у них чистых активов на счетах и имуществом);

3) Оценка связи между политическими деятелями России и олигархами с Президентом Путиным персонально или с другими лицами российской элиты;

4) Определение признаков коррупции, связанные с вышеуказанными лицами, а также источников доходов этих лиц и членов их семей.

Закон о санкциях

Другими словами, это означает, что каждое понятие имеет очень жесткое наполнение, которое дано в самом широком смысле. То есть любой человек, где бы он ни работал, дворником ли, любовницей, тайным советником или серым кардиналом, если он влияет на управление и состояние дел в России и на принятие тех или иных решений, то он уже автоматически попадает в этот классификатор.

При этом объектом проверки финансовой деятельности российских политических деятелей и олигархов являются также и их близкие родственники. Так, недавно стало известно, что разводится Абрамович. Думается, что любовь тут не причем. Просто его юристы провели анализ и сделали вывод о том, что Абрамович подпадает под закон об антироссийских санкциях. Такое глубокое копание со стороны министерства финансов США, Национальной разведывательной службы США и Госдепартамента США и означает, почему Абрамович разводится со своей женой Дарьей Жуковой.

Абрамович разводится со своей женой не потому, что он ее разлюбил, а потому что в законе о санкциях написано, что под членами семьи понимаются близкие родственники: супруги, дети, родители, братья и сестры. Бывшая жена с юридической точки зрения уже не является членом семьи. А поскольку американцы ужасные формалисты, то эта информация, возможно, и не пойдет в отчет Конгрессу США. Так что в ближайшее время следует ждать и других разводов. Например, развод пресс-секретаря Президента Дмитрия Пескова со своей женой, являющейся гражданкой США.

В соответствии с американским законом о санкциях проверке подлежат все активы, инвестиции, а также любые деловые интересы, включая деловые связи и любую информацию, связанную с получением доходов, российских политических деятелей и олигархов. Иными словами, если какой-то бизнес оформлен на подставных или доверенных лиц, то все равно это подлежит проверке на коррупционную составляющую. А то, что при желании коррупционную составляющую всегда можно найти, не вызывает никаких сомнений.

Указанный закон также говорит и о необходимости идентифицировать нероссийские аффилированные бизнесы российских олигархов. Речь идет не только об американских бизнесах наших олигархов, но и об их бизнесах в других странах. Кроме того, закон предусматривает оценку создания (учреждения) российских полугосударственных организаций и их роли в Российской Федерации. Под полугосударственными организациями закон о санкциях понимает те организации, где определенная доля собственности принадлежит государству.

Таким образом, речь идет о переоценке результатов приватизации государственных компаний. Например, по недавно заключенной сделке Сечина, связанной с продажей акций «Роснефти», будет производиться проверка с точки зрения коррупционной составляющей. Это говорит о том, что американцы намерены провести полный аудит российской приватизации. Все влиятельные компании, где есть хоть какая-то доля государства, подпадают под действие закона о санкциях. В этот список также попадают и те негосударственные компании, в руководстве которых сидят дети и близкие родственники путинских друзей.

Конгресс США перед проверяющими структурами поставил следующую задачу. Подготовить по каждой государственной (или аффилированной к ней негосударственной) компании, полугосударственной и негосударственной компании (если в руководстве компании сидят родственники российских олигархов либо российской политической элиты) информацию об утечке капиталов, аффилированных лицах, структуре управления, схемах ухода денег и т.п. То есть закон о санкциях предусматривает представление Конгрессу США отчета с подробной информацией обо всех отношениях собственности вокруг каждой компании, включая также и зарубежные компании, аффилированные с российскими компаниями. Как минимум, должна быть произведена проверка в сфере банковского регулирования, рынка ценных бумаг, страхования и недвижимости.

Под этот закон подпадают не только вышеуказанные российские компании, но и все без исключения российские олигархи, все члены Правительства РФ, все депутаты Государственной Думы и все члены Совета Федерации, а также их близкие родственники. Так, например, проживающие за границей совершеннолетние дети депутатов Государственной Думы, каковых имеется в огромном количестве, также подлежат проверке на предмет источников доходов. Вся недвижимость российской политической элиты и их близких родственников, как и их банковские счета, находящиеся за рубежом, видны как на ладони, и будут подлежать проверке на предмет коррупционной составляющей. Все это наглядно показывает, как США путем ареста активов или другими подобными средствами могут взять за хобот всю нашу политическую элиту.

Закон об антироссийских санкциях - это вовсе не ограничение размера сотрудничества западных компаний с российскими сырьевыми компаниями, как это преподносится в российских СМИ, а ультиматум нашим олигархам, и не только олигархам. Ультиматум заключается в том, что, если олигархи и российская политическая элита, влияющие на управление страной, и при этом имеющие активы за рубежом, которые зарегистрированы, как на себя, так и на близких родственников или на подставных либо на доверенных лиц, до февраля 2018 года не сменят действующее руководство России, а речь идет конкретно о Президенте Путине, то все вышеуказанные активы будут арестованы, как коррупционные. Понятно, что для олигархов и большей части российской политической элиты это катастрофа, соизмеримая с потерей для них дальнейшего смысла жизни.

Продюсеры ЦРУ хотят показать россиянам захватывающий сериал, который превзойдет по популярности «Игру престолов». Этот сериал будет называться «Игра кошельков», в котором американцы планируют вскрыть нешуточные схемы, в результате чего, мы много узнаем о тех людях, которых сейчас принято называть российской элитой.

Что в этой ситуации будут делать наши олигархи и кремлевская политическая элита? Срок ультиматума нашим олигархам истекает в феврале 2018 года в аккурат к президентским выборам в России. Если до этого момента олигархи не решат проблему Путина, то им будет очень грустно. Самое интересное то, что, если даже они и решат проблему Путина, то им будет грустно все равно. Что значит закон о санкциях, подписанный Трампом? Это означает, что американцы, приняв этот закон, сожгли за собой все мосты. Задний ход американцы теперь дать не смогут, иначе это будет их поражением. Бескомпромиссные условия, выдвинутые США российским олигархам, надо либо выполнять, либо послать США куда подальше, потеряв при этом зарубежную недвижимость и счета. Какой вариант выберут наши олигархи, не трудно догадаться, учитывая, что российские олигархи, как впрочем, и кремлевская элита, никогда ранее в патриотизме замечены не были.

А что будет, если российские олигархи выполнят условия до февраля 2018 года, и в России тем или иным способом сменится верховная власть? Угрожает ли что-то в этом случае деньгам олигархов? Ответ прост. Как бы ни поступили олигархи, ровным счетом ничего не поменяется. Тогда встает вопрос. А зачем тогда олигархам что-то делать? Дело в том, что, несмотря на принятие закона, предусматривающего раскулачивание российских олигархов, защитить свою собственность или придти к определенной сделке можно не только на этапе до начала ареста так называемых коррупционных активов, но и после того, как эти активы уже будут арестованы. Не веря нашим олигархам и хорошо зная их проституированную сущность, американцы решили разговаривать с ними уже на самом последнем этапе после наложения ареста на все их активы. Здесь США рассчитывают действовать с позиции силы, и если они и будут договариваться, то они будут договариваться на этапе применения последствий этого акта.

Поскольку проблема Путина так и не была решена нашими олигархами, хотя им для решения этого вопроса давалось какое-то время, то их с позиции силы будут показательно потрошить.
Примечательно, что другой наш олигарх Олег Дерипаска пытался дать показания перед Конгрессом США, воспользовавшись поправкой 1987 года, по которой должностных лиц освобождали от ответственности, если они соглашались предоставить Конгрессу интересующую информацию, и получали за это личный персональный иммунитет собственности. Однако Конгресс Дерипаске отказал, ссылаясь на то, что его информация является общеизвестной.
Данный факт свидетельствует о том, что США не нуждаются в признательных показаниях российских олигархов об их коррупционных активах, поскольку они намерены самостоятельно установить их коррупционные источники, и в результате, полностью освободить российских олигархов от тяжелого бремени управления их имуществом.

Ясно одно, что механизм закона о санкциях уже запущен. И он, естественно не может родить мышь. Это означает, что российских олигархов на Западе, даже независимо от того, станут ли они поддерживать Путина или нет, будут расчехлять по полной программе, отбирая у них все имеющиеся активы, ссылаясь на их коррупционные источники. Решение об этом западной элитой принято окончательно и бесповоротно. Стало совершенно ясно, что американских хозяев российские приказчики больше не устраивают, и они хотят их поменять. А кто должен заменить российских олигархов? Судя по тому, что послом США в России присылают члена Бильдербергского клуба, скорее всего, здесь будут смотрины. США по линии посольства еще будут изучать политическую элиту, а потом принимать окончательное решение по соответствующим кандидатурам.

Следует лишь отметить, что гниль коррупции привела к тому, что может рухнуть государство. Любые заверения кремлевской элиты в патриотизме и защите устоев государства ничего не стоят, поскольку патриотизм начинается с борьбы с коррупцией. Если сердцевина дерева не прогнила, то у него есть шансы устоять от внешних воздействий. Но если этого нет, то внешние воздействия неумолимо обрушат дерево российской государственности. Это очень плохо, когда наши проблемы, которые мы должны были решать внутри, кто-то решает извне.»

Олигархи друзья Путина

Всё это выглядит очень страшно. Однако есть и другая точка зрения. И исходит она из совершенно американских кругов. Тут считают, что ничего у олигархов не выйдет.

«В одиннадцать лет, последовавших за арестом Ходорковского, Путин сконцентрировал власть таким образом, что всепроникающая коррупция делает всех богачей в российской элите взаимозависимыми. «Многие в это время побывали на государственной службе, но она неизменно подпадала под три связанных друг с другом условия: им нужно было заплатить за поступление на службу, а еще, хотя они могли использовать свою должность для приумножения богатства, они не имели права увеличивать политическое влияние или пользоваться им», — рассказывает автор New York Times.

Отказ от публичной демонстрации независимой политической активности был условием, чтобы оставаться богатым и находиться в безопасности. Три года назад миллиардер Михаил Прохоров предпринял слабую попытку попробовать это условие на прочность, но потерпел неудачу и «вернулся в строй».

По мнению Маши Гессен, российские богачи не только по уши увязли в коррумпированной системе, но и потеряли способность формулировать политические цели и добиваться их. Так что «те, кто предсказывают скорый госпереворот, — переворот в исполнении олигархов как независимых действующих лиц, которые умеют организовать коалиции, чтобы преследовать свои экономические интересы, - сильно ошибаются».

Из-за падения экономики российские богачи теперь должны прежде всего опасаться за собственную шкуру. В этой ситуации они могут «сбросить» своих более слабых сотоварищей. Это уже случилось с Владимиром Евтушенковым и Максимом Ноготковым, у которых более сильные и богатые отобрали компании. «Между тем у господина Путина, который до сих пор сидит в середине сплетенной им за 15 лет запутанной системы, такого риска нет», — комментирует автор New York Times.

По предположению Маши Гессен, из-за экономических проблем России больше российских богачей отправится в изгнание или в тюрьмы, а их имущество будет перераспределяться. Для оставшихся 140 миллионов россиян проблемы в экономике - это проблемы в экономике, то есть бесконтрольная инфляция и ежедневные трудности. «Но вряд ли, что богатые, поедающие самих себя, те, кто стал бедным, будут бросать вызов власти господина Путина», — подытоживает обозреватель американской газеты.»



---
То есть, оберут наших буржуев как липку в любом случае, о чем вряд ли будет кто-нибудь сожалеть, кроме них самих, прочие поаплодируют представлению.
То, что они могут устроить Путину, стране, народу (тут все взаимосвязано,как ни относись к президенту) - локальный апокалипсис, показано наглядно.
То, как Путин собирается защищаться - тоже обозначено.
Неужели кто-то по-прежнему полагает, что, в случае развития событий по экстремальному сценарию "нашла коса на камень" - ему удастся "отсидеться за печкой"?

Напоминаю предысторию, чтобы понять, что все сказанное не алармизм и не домыслы -
1.
2.