Мрк вышний волочек проекта 21631. Балтфлот спасают черноморскими «Буянами-М. Обстановка на Каспии

Портальный кран «Ганц» - это отличные технические характеристики, надёжность конструкции и простота эксплуатации. Разработана эта машина венгерской компанией Ganz Danubius. Предприятие основано графом Иштваном Сечени в 1835 году. Изначально Ganz Danubius владела одной судоверфью и занималась судостроительством. После Великой отечественной войны, предприятие наладило производство плавучих кранов, грузоподъёмностью до 100 тонн.

Изготовление оборудования было поставлено на широкий поток, и уже в конце 40-х годов прошлого столетия, компанией было выпущено больше 6 000 единиц техники. Кран «Ганз» относится к портальному типу, и передвигается по рельсовым путям. Эта модификация предназначена для работы в речных и морских портах и складских терминалах секторного типа. Часто используется для нужд складских предприятий. Применяется оборудование для перегрузки штучных грузов и сыпучих материалов.

Общее техническое описание

Кран «Ганц» универсальный, поэтому может работать крюком и грейферным захватом. В первом случае, номинальная грузоподъёмность составляет 32 тонны, во втором – 16 т. Выпускается модель на 4-х опорах, что обеспечивает повышенную устойчивость, относится к двухпутному типу. Движущая часть крана представлена 3-колёсными тележками, из которых две оснащаются приводом. Балансировка этого узла обеспечивается вертикально расположенным шарниром. Силовой агрегат ведущих тележек сочленяется с редуктором коническо-цилиндрического типа. Остановка выполняется за счёт двухколодочного тормоза. Электродвигатель и тормозная система крепятся к редуктору, который интегрирован с рамой катка.

Портал полноповоротный, с радиусом вращения в 360 градусов. Благодаря грамотному расположению и панорамному остеклению кабины, достигается отличный обзор, что положительно влияет на удобство и безопасность работы.

Отдельного внимания заслуживает электропривод. Грузоподъёмные элементы конструкции и ходовая часть комплектуются двумя электродвигателями. На поворотном устройстве и блоке управления вылетом стрелы предусмотрено по одному электромотору. Запитываются силовые установки от трёхфазной сети переменного тока, с напряжением 380 В. Запуск осуществляется посредством электромагнитных контролеров, для автоматической работы грейферного захвата предусмотрено дополнительное устройство дифференциала.

Электрическая схема портального крана предусматривает индивидуальную защиту каждого двигателя на случай значительных перепадов напряжения в сети или короткого замыкания. За счёт использования системы рекуперации неизрасходованной электроэнергии, энергоэффективность кранов «Ганц» выше, чем у аналогов. Помимо этого, на грузозахватных механизмах и блоке вылета стрелы вмонтированы концевики, прерывающие ход подконтрольного элемента в двух направлениях. Если срабатывает «теплушка» одного электропривода, остальные узлы портального крана продолжают функционировать в штатном режиме.

Кран построен по схеме, упрощающей монтаж и демонтаж оборудования. Основные узлы и механизмы отличаются высоким рабочим ресурсом, и если соблюдать все требования по техническому обслуживанию и ремонту, прописанные в инструкции по эксплуатации, вероятность внезапных поломок и незапланированного простоя крана сводится к нулю.

Схема управления

Элементы управления основными и вспомогательными системами скомпонованы в кабине, что упрощает работу оператора. Общее питание систем запускается включением главного автомата, для проверки работоспособности управляющих электроцепей предусмотрена отдельная кнопка.

Управление грузозахватными механизмами выполняется контроллерами с нессиметричной схемой и выключателем педального типа. Дифференциал подключен к лебёдке грейферного ковша. Этот элемент обеспечивает отключение электродвигателя при подъёме и опускании механизма после раскрытия ковша.

Операции по подъёму и опусканию груза выполняются переводом рычажков контроллеров в финальное положение. Промежуточное расположение джойстика отвечает за перемещение грузозахватов на небольшие расстояния при пониженных скоростях.

При опускании груза, промежуточное положение контроллера выполняет функцию однофазного тормоза.

Чтобы закрыть грейфер после зачерпывания груза, применяются два способа управления:

  1. Нажимается педаль и оба котроллера перемещаются в крайнее положение. В этой ситуации, сразу после смыкания челюстей ковша, подъём начинается автоматически. Когда грейфер пополз вверх, педаль отпускается.
  2. Одна из рукоятей контроллера переводится в рабочее положение. Это механический режим, и для поднятия ковша необходимо передвинуть второй джойстик, совместив его с первым.

Преимущества и недостатки

Для любых механизмов и оборудования характерны свои достоинства и недостатки. Это касается и портальных кранов «Ганц». Несмотря на то, что владельцы отзываются о технике положительно, имеются у рассматриваемой модификации и конструктивные недоработки.

Положительные моменты:

  • Высокая производительность. Данный аспект во многом обусловлен компоновкой крана и возможностью управления грейферным ковшом в автоматическом режиме.
  • Надёжность. В конструкции отсутствуют технически сложные узлы и электроника. Кроме этого, электрическая схема не предусматривает торможения отдельных блоков, что также способствует увеличению рабочего ресурса комплектующих деталей.
  • Простота. Все управляющие элементы собраны в кабине оператора.
  • Универсальность. Кран работает с крюковым захватом и грейферным ковшом, поэтому подходит для выполнения любых погрузочно-разгрузочных операций. Этот нюанс повышает рентабельность использования техники в целом.
  • Безопасность. Благодаря многоступенчатой защите, выход из строя электротехнического оборудования вследствие перегрузок и перепадам напряжения в сети полностью исключается.
  • Цена. Стоимость варьируется в пределах 70 000-150 000 долларов, в зависимости от года выпуска и технического состояния. При интенсивном использовании, окупается приобретение достаточно быстро.

Отрицательные моменты:

  1. Вес. Конструкционная масса крана 192 тонны. Это требует усиления крановых путей.
  2. Схема передвижения. Перемещаться данная модификация может только по рельсам, что заметно ограничивает рабочий радиус.
  3. Сложность монтажных работ. Собрать или демонтировать «Ганц» без привлечения специалистов практически нереально.
  4. Ремонт. Не всегда можно достать нужные запчасти: кран не унифицирован с российскими аналогами.

Видео: о портальном кране Ganz.

Заключение

Кран от венгерских производителей зарекомендовал себя с положительной стороны, и продолжает эксплуатироваться в портах и на территориях промышленных предприятий. Однако большинство моделей, которые продолжают оставаться в строю, сильно изношены и нуждаются в модернизации.

ВМФ не получит малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 "Вышний Волочек" в 2017 году, заявил осведомленный источник в оборонно-промышленном комплексе корреспонденту Mil.Press FlotProm .

По его словам, задержка вызвана необходимостью провести все необходимые испытания корабля и подтвердить готовность его систем. При этом, добавил источник, задержка передачи корабля заказчику не связана с заводом-изготовителем или испытаниями оружия МРК. Он предположил, что передача "Вышнего Волочка" флоту произойдет в конце первого квартала 2018 года.


Источник на Зеленодольском заводе им. Горького подтвердил эту информацию корреспонденту Mil.Press FlotProm .

В отделе информационного обеспечения Черноморского флота изданию сообщили, что госиспытаниям мешает плохая погода, в частности – шторма.
О сложных погодных условиях, мешающих испытаниям корабля, Mil.Press FlotProm 13 декабря.

В мае 2017 года гендиректор Зеленодольского завода им. Горького Ренат Мистахов , что "Вышний Волочек" передадут флоту в октябре.

Справка Mil.Press FlotProm

В августе корабль по внутренним водным путям. Заводские ходовые испытания . После их успешного завершения "Вышний Волочек" на госиспытания.

МРК проекта 21631, шифр "Буян-М", разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Это многоцелевые корабли типа "река-море", оснащенными современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения, в том числе 8 ракетами "Калибр". Водоизмещение – 949 тонн при длине в 75 м и ширине 11 м. Максимальная скорость – 25 узлов. Дальность плавания – 2500 миль, автономность – 10 суток. Экипаж – 52 человека.

Спуск на воду и прием в боевой состав Российского Флота нового корабля - это всегда событие. Чем больше водоизмещение, разнообразнее системы вооружений и внушительнее мореходные качества, тем ярче освещается торжественная церемония средствами массовой информации. В 2014 году к празднованию Дня Военно-Морского Флота была приурочена сдача оборонному ведомству двух новых единиц, усиливающих Каспийскую флотилию. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М», получившие в название имена старинных русских городов «Углич» и «Град Свияжск», на первый взгляд, не внушают такого почтения, как атомные крейсера и подводные ракетоносцы. Но их роль в обороноспособности России еще предстоит оценить по достоинству.

Корабль для закрытых морей

Проект «Буян-М» изначально задумывался как тип корабля, предназначенного не для океанских просторов, а для действий в закрытом море. Об этом сегодня известно из открытых источников, но специалисту по судам и так ясно, что водоизмещение в 950 тонн при довольно низких бортах и небольшой осадке не предполагает плаванья в водах с возможным волнением свыше пяти баллов. Закрытых морей, омывающих берега Российской Федерации, всего три: Каспийское, Черное и Азовское. Последние два водных объекта, кстати, совсем недавно представляли в аспекте национальной безопасности довольно небольшой интерес. Рост активности флотов стран НАТО в черноморском бассейне наблюдается лишь в последнее время, после начала известных событий в Украине.

Обстановка на Каспии

Что касается то флотилия, отвечающая за стабильность морской обстановки в регионе, безусловно, нуждалась в обновлении и усилении. Именно для этого оперативного сектора и предназначались корабли проекта 21631 «Буян-М». При этом в качестве вероятного противника рассматривались отнюдь не Республика Казахстан - стратегический партнер России и проводит дружественную внешнюю политику. На настоящий момент Азербайджан (тоже не враждебный) практически не имеет военно-морского потенциала. Туркмения закупает технику в Российской Федерации и, проводя независимую внешнеполитическую линию, заинтересована во взаимовыгодных торгово-экономических отношениях и сотрудничестве в оборонной сфере. Эти страны, бывшие в исторически недавнем прошлом республиками Советского Союза, угрозы безопасности нашим границам не представляют. Остается только Иран. Это находится в экономической изоляции, и заподозрить его в агрессивных поползновениях по отношению к великому северному соседу тоже очень трудно. Что называется, своих забот хватает.

Можно было бы сделать вывод об отсутствии региональных угроз для России в прикаспийском пространстве. Так зачем же нужен здесь малый ракетный корабль проекта 21631? Для ответа на этот вопрос следует изучить характеристики его систем вооружений, мореходные данные и особенности конструкции.

Река-море

Создавался проект и строился корабль в Татарстане. Завод им. А. М. Горького находится в славном волжском городе Зеленодольске. Уже сам по себе этот факт говорит о многом. Корпус судна позволяет ему ходить не только по морям, но и запросто путешествовать по голубым артериям рек, пронизывающим всю страну с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значение для обороны теоретически имеют и речные флотилии, им довелось повоевать в годы Великой Отечественной, но с тех пор военная доктрина претерпела серьезные изменения. МРК проекта 21631 «Буян-М» не годится для использования в качестве монитора (класс кораблей, предназначенный для поддержки пехоты, - фактически плавучая артиллерийская батарея). Об этом говорит и довольно скромное пушечное вооружение: всего два стомиллиметровых орудия. К тому же для действий в речных протоках среди островов не требуются столь серьезные меры по поддержанию скрытности, да и скорость великовата (25 узлов). А еще в пользу преимущественно морского характера красноречиво говорит состав ракетного вооружения. Способность к речному плавания кораблей «Буян-М» проекта 21631 предполагает широкие возможности переброски этих боевых единиц практически на любой вероятный театр военных действий. В случае надобности, конечно.

Артиллерия и ПВО

Радиус боевого применения относительно невелик. Автономность составляет десять суток. Малый ракетный корабль проекта 21631 может осуществлять плавание в не более, чем на две с половиной тысячи миль. Помимо уже упомянутых 100-мм орудий «Универсал» (А-190М), бортовая артиллерия представлена спаренной установкой «Дуэт» на корме, двумя тумбовыми пулеметными установками МТПУ калибра 14,5 мм и еще тремя скорострельными 7,62-мм стволами.

Средствами корабельной ПВО служат две установки «Гибка», в основе которой - распространенные в сухопутных войсках и эффективные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Для отражения массированной воздушной атаки этого оружия может не хватить, оно предназначено для борьбы со штурмовой авиацией и ударными вертолетами. Главная ставка сделана на другие приемы, позволяющие избежать авиаудара, но об этом несколько позже.

Главный калибр

МРК проекта 21631 «Буян-М» создавался для ведения ракетного огня по кораблям и береговым базам вероятного противника. Для этого и предназначено его основное вооружение, составляющее в совокупности УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс). В корпусе размещены восемь шахт, из которых может осуществляться вертикальный пуск ракет, как дозвуковых (противокорабельных 3М54, класса «поверхность - суша» 3М14, противолодочных 91РТ), так и сверхзвуковых («Оникс» 3М55). Таким образом, при очень скромных размерах и малочисленном экипаже (примерно 35 человек) малые ракетные крейсеры «Буян-М» проекта 21631 могут оказаться очень опасным противникам для морских целей намного большего тоннажа.

Стратегический корвет

Комплекс «Калибр», платформой для которого могут стать ракетные корабли проекта 21631, оснащен крылатыми ракетами с дальностью боевого применения, равной 2600 км. С географической точки зрения, это означает, что «Оникс», запущенный из точек, расположенных в акваториях Каспийского и Черного морей, теоретически может достигнуть целей, находящихся в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях и в других метах, очерченных на карте Евразии окружностью указанного радиуса, включая и стратегически важный Суэцкий канал.

Традиционно корветы, к классу которых относится проект 21631 (шифр «Буян-М»), считаются боевыми единицами тактического звена. Характеристики вооружений «Града Свияжска» и «Углича», состоящих в настоящее время на вооружении Каспийской флотилии, ненавязчиво намекают на их стратегическую природу.

Корабль-невидимка

Очертания современного малого ракетного корабля в сочетании с его высокой скоростью, водометом и относительно небольшими размерами (74 метра), дают основания рассчитывать на то, что обнаружить его в водах, насыщенных самыми разными судами, будет непросто. На экране радара отличить «Буян-М» проекта 21631 от рыболовецкого сейнера или даже крупной яхты трудно. К тому же он, как и все строившиеся в России боевые корабли, снабжен всем комплексом электронного противодействия, способным вывести из строя системы связи и РЛС средств поражения вероятного противника. Поглощающие высокочастотные излучения покрытия и наклонные плоскости силуэта еще более уменьшают вероятность обнаружения этого быстрого и маневренного корабля с мощным ракетным вооружением.

Ситуация на Черном море

В процессе постройки или ходовых испытаний сейчас пребывают пять кораблей «Буян-М» проекта 21631. Это «Великий Устюг», «Вышний Волочек», «Серпухов», «Орехово-Зуево» и «Зеленый Дол». Первоначально все они предназначались для службы на Каспии, но стремительно изменившаяся в последний год геополитическая картина в районе черноморского бассейна побудило командование Российского флота пересмотреть эти намерения. «Серпухов» и «Зеленый Дол» будут направлены в Севастополь. Морские силы ЧФ нуждаются в пополнении новейшими единицами, способными оказывать противодействие так называемой «минно-тральной группе НАТО», составляющей немалую силу. Разумеется, в случае военного конфликта Крым не остался бы беззащитным, и при нынешнем положении дел его прикрытие могли бы обеспечить комплексы «Бал» и «Бастион», способные контролировать всю акваторию вплоть до Босфорского пролива, но для надежного обеспечения мира требуется постоянное присутствие боевых единиц и демонстрация их возможностей. Основная нагрузка выполнения этой задачи ляжет на фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и РК «Москва», но и «Буянам» работы хватит.

Прибрежные корабли с дальним прицелом

Из истории флотов и морских сражения вдумчивый политик может сделать вывод о том, что не бывает универсального оружия, годящегося на все случаи и способного успешно действовать при любых сценариях развития конфликта. В некоторых ситуациях нужны мощные крейсера и линкоры больших размеров, в других не обойтись без авианосных соединений, в третьих наиболее эффективным средством могут стать только подводные лодки. В наш неспокойный век мобильные ракетные корабли «Буян-М» проекта 21631 также занимают свое место во флотском строю, защищающим интересы России в непосредственной близости от ее берегов, но с дальним прицелом.

Заказно еще пять кораблей этого типа.