Мпк комсомолец башкирии. С. бережной малые противолодочные и малые ракетные корабли вмф ссср и россии. Спущен на воду

Количество

36 + 5 единиц

Постройка

Пр.12412 - 29 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Владивостокский ССЗ - 9 единиц

МПК-12

с 22.04.1978 - ПСКР-800, с 28.03.1996 - Беркут

ПСКР-801

с 28.03.1996 - Ворон

ПСКР-803

с 28.03.1996 - Кондор

ПСКР-805

с 28.03.1996 - Коршун

ПСКР-807

с 28.03.1996 - Кобчик

ПСКР-809

с 28.03.1996 - Кречет

ПСКР-812

с 28.03.1996 - Сокол

ПСКР-816

с 28.03.1996 - Ястреб

ПСКР-818

с 22.07.1998 - Находка

Ярославский ССЗ - 20 единиц

МПК-140

МПК-144

МПК-60

с 27.07.1982 - Комсомолец Башкирии, с 15.02.1992 - МПК-60

ПСКР-802

с 28.03.1996 - Куница, с 30.07.1996 - Ярославль

МПК-76

ПСКР-804

с 19.01.1996 - Тольятти

МПК-93

ПСКР-806

с 19.01.1996 - Калининград

МПК-146

Григорий Куропятников

ПСКР-808

с 28.03.1996 - Гриф

МПК-116

МПК-124

ПСКР-810

с 7.04.1995 - Николай Каплунов

ПСКР-811

с 28.03.1996 - Орлан

ПСКР-813

ПСКР-814

с 28.03.1996 - Сарыч

ПСКР-815

с 23.08.1987 - Григорий Гнатенко

ПСКР-815

с 28.03.1996 - Соболь, с 10.09.1997 - Чебоксары

ПСКР-817

с 28.03.1996 - Ягуар, с 25.07.2000 - Минск

Пр.1241ПЭ - 7+1 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Ярославский ССЗ - 7+1 единиц

МПК-211

МПК-3

МПК-218

МПК-206

МПК-208

МПК-291

с 24.08.1996 - Новороссийск

МПК-292

с 10.09.1997 - Кубань

МПК-293

не достроен

Пр.12416 - 0+4 единицы

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Хабаровск, ССЗ им. 60-летия СССР - 0+4 единицы

не достроен
не достроен
не достроен
не достроен

Переданы МПЧВ: МПК-12 25.04.1980, МПК-291 24.08.1996, МПК-292 24.08.1996.

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
стандартное: 399 (пр.1241ПЭ - 444)
полное: 455 (пр.1241ПЭ - 495)
Размеры, м:
длина: 56,4 (пр.1241ПЭ - 56,1)
ширина: 10,21 (пр.1241ПЭ - 10,22)
осадка: 2,1 (габаритная – 3,3) (пр.1241ПЭ - габаритная – 3,58)
Скорость полного хода, уз: 32,87 (пр.1241ПЭ - 30,53)
Дальность плавания: 1622 мили (12,73 уз) (пр.1241ПЭ - 1940 миль (12,2 уз), 1600 миль (14 уз))
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х10000 л.с. дизели М-507А (пр.1241ПЭ - 2х9000 л.с. дизели М-521-ТМ5), 2 ВФШ, 2 ДГ по 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт
Вооружение: 1х1 76 мм АК-176М (252 выстрела) – СУ МР-123 «Вымпел-А»
1х6 30 мм АК-630М – 3000 выстрелов (пр.12416 – модуль ЗРАК 3М87 «Кортик» 1х(8 ПУ ЗУР, 2х6 30 мм) (ЗУР 9М311))
4х1 400 мм ОТА-40-204А – 4 торпеды СЭТ-40, СЭТ-72 (пр.1241ПЭ – 2х2 533 мм ДТА-53 – 4 торпеды, пр.12416 – 2х4 ПУ РПК «Медведка» (8 ПЛУР К77Р))
2х5 РБУ-1200М "Ураган" (30 РГБ-12)
1х4 ПУ МТУ-4С ЗРК 9К34 «Стрела-3» (ЗУР 9М36) или 9К310 «Игла-1» (ЗУР 9М313) (МПК-60 - «Стрела-3», пр.1241ПЭ – ЗРК «Игла-1М») – 16 ЗУР
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1)
1х7 55 мм гранатомет МРГ-1 «Огонёк» (гранаты РГ-55, ГРС-55)
РТВ: НРЛС МР-220 «Рейд», НРЛС «Кивач-2М» или «Печора» (пр.1241ПЭ – РЛС общего обнаружения «Позитив-Э», НРЛС «Лиман»), РЛС РТР «Вымпел-Р2» (на зав.№504-520, 107-109), ГАК МГК-345 «Бронза» (пр.12416 – ОГАС МГ-369 «Звезда-М1-01»), ОГАС МГ-329 «Шексна», противодиверсионная ОГАС МГ-7 «Браслет», ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407К
Комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) – выстрелы АЗ-ТСТ-60, АЗ-ТСП-60УМ (с 1991), АЗ-ТСТМ-60У (с 1994)
ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216) – выстрелы АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50 (с 1989), АЗ-СК-50 (с 1991), АЗ-СМЗ-50 (с 1993) – на МПК-60
Экипаж, чел: 43 (5 офицеров, 8 мичманов) (ПСКР – 44 (7 офицеров, 8 мичманов))

Общий вид

Распределение по флотам

БФ : МПК-60, 76, 140, 144, ПСКР-802, 804, 806, 810, 815 (зав.№519), 817
ЧФ : МПК-3, 93, 116, 124, 146, 206, 208, 211, 218, 291, 292, ПСКР-808, 811, 813, 814, 815 (зав.№518), Григорий Куропятников
ТОФ : МПК-12, ПКСР-801, 803, 805, 807, 809, 812, 816, 818

Бортовые номера

Григорий Куропятников: 045(1984), 148(1988), 012(1990)
МПК-12: 044(1980), 017(1983), 101(1985), 178(1988?), 136(2000)
МПК-60: 225(1980), 235(1981), 201(1984), 245?(1988), 254(1990), 316(1998)
МПК-76: 267(1985), 219(1986), 214(1987), 216(1990), 322(03.1998)
МПК-93: 095(1982), 060, 062(1990)
МПК-116: 097(1985), 054, 062(1989), 056(1990)
МПК-124: 055, 057(1990)
МПК-140: 250(1980), 210(1992)
МПК-144: 084, 239(1980), 250(1985), 236(1987), 261(1990), 306(1997)
МПК-146: 079
МПК-206: 093(1991)
МПК-208: 094(1991)
МПК-291: 086(1991), 043(1997), 363(2016)
МПК-292: 149(2001), 449(2016)
ПСКР-801: 140(1987), 091(1991), 132(1993)
ПСКР-802: 035(1981), 071(1984), 052(1987), 031(1990)
ПСКР-803: 056(1982), 120?, 142, 173(1988), 130(2000)
ПСКР-804: 010(1982), 098(1984), 019(1987), 021(1990)
ПСКР-805: 113(1983), 130(1984), 037(1987), 161(1990), 182(1993)
ПСКР-806: 054, 026(1990), 024(1993)
ПСКР-807: 078, 143(1991), 152(1994)
ПСКР-808: 049(1985), 133(1987), 041(1990)
ПСКР-809: 096(1985), 669(1988), 176(1988), 134(1998)
ПСКР-810: 077(1992)
ПСКР-811: 042(1986), 105(1986), 132(1989), 040(1990)
ПСКР-812: 063(2000)
ПСКР-813: 136(1987), 013(1990)
ПСКР-814: 131(1987), 042(1990)
ПСКР-815 (зав.№519): 012, 052(1996)
ПСКР-815 (зав.№519): 052(1996)
ПСКР-816: 037(1994)
ПСКР-817: 065(1992)
ПСКР-818: 192(1988), 080(1990), 023(1993)

Списание

1996 – МПК-140 (31.07)
2001 – МПК-12, ПСКР-801, ПСКР-803
2002 – МПК-60 (10.04), МПК-76 (10.04), МПК-144 (10.04), ПСКР-804, ПКСР-806
2007 – ПСКР-805, ПСКР-807
2008 – ПСКР-802 (28.12), ПСКР-808 (28.12), ПСКР-809 (7.10)
2009 – ПСКР-811 (20.02), ПСКР-814 (20.02)
2011 – ПСКР-818
2014 – ПСКР-816
2017 – ПСКР-815 (зав.№519) (планируется как памятник в Чебоксарах)
2018 – ПСКР-817

Экспорт

Болгария : 2 единицы
Противолодочные корабли, с 1992 противолодочные корветы Решителни 13 (до 1.03.1989 МПК-146), Бодри 14 (до 4.02.1992 МПК-124). На Решителни установлена противодиверсионная ОГАС МГ-7 «Браслет»

Индия : 4 единицы
Абай Р33 (до 10.03.1989 МПК-211), Аджай Р34 (до 24.01.1990 МПК-218), Акшай Р35 (до 10.12.1990 МПК-206), Аграй Р36 (до 30.01.1991 МПК-208)

Куба : 1 единица
Kорвет корвет №321 (до 1989 МПК-3). Установлены 2*2 25 мм 2М-3М, затем сняты. Переоборудован в патрульный корабль BP321: сняты 2х2 533 мм ДТА-53, СУ МР-123 «Вымпел-А»

Украина : 5 единиц
Корвет Ужгород U207 (до 1.08.1997 МПК-93) списан 7.11.2012, Хмельницький U208 (до 1.08.1997 МПК-116), пограничные сторожевые корабли без смены названий (затем переклассифицированы в корабли Морской охраны) Григорий Куропятников 012, с 1999 BG-50 в 06.1992, ПСКР-813, с 8.08.1995 Полтава 013, с 1999 BG-51 в 06.1992, списан 2.12.2010, Григорий Гнатенко 014, с 1999 BG-52 в 06.1992. Корветы переклассифицированы в противолодочные корветы

Пр. 12412- 8 (36) ед

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

Стандартное 420

Полное. 475

Главные размеренна, м:

Длина наибольшая (по KBJI). 56,1 (49,5)

Ширина наибольшая 10,2 (8,74)

Осадка при полном водоизмещении . 2,2

Экипаж, чел. (в том числе офицеров) 36 (5)

Автономность по запасам провизии, сут 10

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тип ДД

(суммарная мощность, л. с.). 2 х М-507 (20 000)

Количество х тип движителеи 2 х ВФШ

Количество х тип (мощность источников тока ЭЭС, кВт). 1 х ДГ

(200) + 1 х ДГ (100)

Скорость хода, уз:

Полная. более 32

Экономическая. 14

Дальность плавания ходом 14 уз, мили. 1600

Вооружение:

Зенитный ракетный комплекс:

Наименование «Стрела-3»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x4 (ПЗРК)

Боезапас. 16 ЗР

Артиллерийские комплексы:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1 x 1 - 76/60 (АК-176М)

Боезапас. 208 выстрелов

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1x1- 30-мм (АК-630М)

Боезапас. 2000 выстрелов

СУАО «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

Количество ТА х труб (тип ТА). 4 x 1 - 400-мм

(палубные неповоротные)

Боезапас. 4 торпеды СЭТ-40

Количество РВУ х стволов (тип РВУ). 2x5 - 123-мм (РБУ-1200М)

Боезапас. 40 РГБ-12

Количество кормовых бомбосбрасывателей. 2

Боезапас. 12 ГБ ББ-1

СУО «Гром»

Радиоэлектронное:

PJIC обнаружения НЦ и ВЦ Рейд» (МР-220)

PJIC навигационная. «Кивач-2»

Комплекс средств РЭБ «Вымпел-Р2»

Количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 2 х 16 - 82мм


16* Без обтекателя ГАС.

17* С подкильной и опускаемо-буксируемой антеннами.

Схема наружного вида МПК пр. 12412:


1 - ангар рабочего тела и ПОУ опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»; 2 - бомбосбрасыватель с шестью глубинными бомбами ББ-1; 3 - ПУ СППП ПК-16; 4 - ПУ ПЗРК «Стрела-3»; 5 - спасательные плотики ПСН-6; 6 - 30-мм АУ АК-630М; 7 - визирная колонка СУАО «Вымпел»; 8 - АП РЛС «Рейд»; 9 - приемная антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 10 - АП радиопеленгатора; 11 - передающая антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 12 - моторный катер; 13 - АП РЛС СУАО «Вымпел»; 14 - ходовой мостик; 15 - 45-см прожектор; 16 - АП РЛС «Кивач-2»; 17 - ходовая рубка; 18 - РБУ-1200М; 19 - 76-мм АУ АК-176; 20 - противодиверсионный гранатомет МРГ-1; 21 - подкильная антенна ГАК «Бронза»; 22 -400-мм ТА; 23 - шахта опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»!


Малые противолодочные корабли пр. 12412 (шифр «Молния-2») разработаны ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина на базе ракетного катера пр. 1241 («Молния»). Отличаются от него составом вооружения, энергетической установкой, обводами корпуса и формой надстроек. Они предназначены для борьбы с подводными лодками в закрытых морях (Балтийском и Черном) и охраны водного района. Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки выполнены из легких сплавов. На некоторых кораблях, для действий на мелководье, устанавливалась вертолетная ГАС «Ока». Контейнер с лебедкой и рабочим телом размещается за надстройкой с правого борта у среза ПУ ПЗРК. Всего в период с 1980 по 1988 гг. на Ярославском ССЗ и во Владивостокском ССЗ для отечественных заказчиков (ВМФ и МЧПВ) было построено 36 МПК пр. 12412 различных модификаций. Причем из них не менее 20 единиц вошло в состав МЧ ПВ КГБ СССР. Кроме того, восемь катеров, строившихся по пр. 1241ПЭ (с PЛC «Позитив-Э» вместо РЛС «Рейд» и без комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»), предназначались для иностранных заказчиков. Однако только пять из них были проданы за границу. Один катер не достроили, а два оставшихся - передали МЧ ФПС РФ.

МПК-3* (зав. № 902, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 28.02.1988 г.; 21.12.1988 г.; 29.09.1989 г.

Первоначально строился по заказу МЧ ПВ КГБ СССР, но в январе 1989 г. корабль передали ВМФ СССР. Входил в состав ЧФ. В ноябре 1989 г. корабль исключили из боевого состава флота, в январе 1990 г. его передали правительству Кубы и присвоили литерное обозначение № 321.

МПК 211* (зав. № 901, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

13.03.1987 г.; 20.04.1988 г.; 28.06.1989 г.

Входил в состав ЧФ. 1.04.1989 г. (на стадии приемных испытаний) корабль исключили из боевого состава флота, а в декабре 1989 г. передали правительству Индии и переименовали в Abhay.

МПК-218* (зав. № 903, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

22.12.1988 г.; 9.01.1990 г.; 28.09.1990 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в июле 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Akshay.

МПК-206* (зав. № 904, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 22.12.1988 г.; 9.01.1990 г.; 28.09.1990 г.

Входил в состав ЧФ. 19.06.1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в сентябре 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Ajay.

МПК-208* (зав. № 905, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

11.08.1989 г.; 20.07.1990 г.; 28.12.1990 г.

Входил в состав ЧФ. 11.02.1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в декабре 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Agray.

МПК-140 (зав. № 501) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 14.10.1977 г.; 5.02.1979 г.; 31.12.1979 г.

Входил в состав БФ. 31.07.1996 г. корабль, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В конце 1996 г. его разобрали на металл.

МПК-144, 1998 г. (фото И.Бородулина)


Созданы на базе ракетного катера «Молния» проекта 1241, имеют кодовое наименование «Молния-2». В отличие от РКА они несут иной состав вооружения, оснащены ГАС «Бронза» с двумя антеннами (подкильной и опускаемой) и не имеют газовых турбин. Существует пограничный вариант МПК (проекты 12412П и 12412ПЭ, отмечены знаком *), строившийся как для ВМФ, так и для МЧПВ.


МПК-140 (зав. № 501). 14.10.1977 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.2.1979 и весной 1979 г. переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1979 и 3.3.1980 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. 31.7.1996 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1996 расформирован.

МПК-144 (зав. № 502). 6.3.1978 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.1.1980 и весной 1980 г. переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 4.11.1980 и 20.11.1980 включен в состав ДКБФ. В период с 21.10 по 21.12.1987 на СРЗ-7 в Таллине прошел текущий ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 23.12.1993 входит в состав ЛенВМБ КБФ.


Один из МПК проекта 12412, Черноморский флот, 1991 г.



«Новороссийск», бывший МПК-291 (проект 12412ПЭ), 1996 г.


МПК-60, с 27.7.1982 по 15.2.1992 – «Комсомолец Башкирии» (зав. № 503). 22.12.1978 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 10.6.1980 и летом 1980 г. переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1980 и 25.2.1981 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 23.12.1993 входит в состав ЛенВМБ КБФ.

МПК-76 (зав. № 505). 22.4.1980 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 27.10.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 8.6.1981 и летом 1981 г. переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 29.12.1981 и 9.2.1982 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 23.12.1993 входит в состав ЛенВМБ КБФ.

МПК-93 (зав. № 507). 5.5.1981 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 8.2.1982 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 6.7.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1982 и 7.2.1983 включен в состав ЧФ. 14.7.1997 расформирован, 1.8.1997 передан ВМС Украины, переименован в «Ужгород» (U 207) и переклассифицирован в корвет. 8.9.1997 исключен из состава ВМФ РФ.

МПК-146 (зав. № 509). 29.5.1982 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.6.1983 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй

24.12.1983 и 18.1.1984 включен в состав ЧФ. 1.3.1989 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Болгарии. Переименован в «Решительни» и 1.6.1989 расформирован.

МПК-116 (зав. № 512). 20.10.1983 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 9.7.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.1.1985 и весной 1985 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 9.9.1985 и 12.11.1985 включен в состав ЧФ. 14.7.1997 расформирован, 1.8.1997 передан ВМС Украины, переименован в «Хмельницький» (U 208) и переклассифицирован в корвет. 8.9.1997 исключен из состава ВМФ РФ.

МПК-124 (зав. № 513). 21.4.1984 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 17.6.1985 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 18.12.1985 и 15.2.1986 включен в состав ЧФ. 4.2.1992 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Болгарии, переименован в «Бодри» и 1.4.1992 расформирован.



МПК-116


МПК-211 (зав. № 901)*. 10.3.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ и 13.3.1987 заложен на стапеле Ярославского ССЗ, спущен на воду 20.4.1988 и весной 1989 г. отправлен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 28.6.1989, а 1.4.1989, еще в стадии сдаточных испытаний, исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индии и 31.12.1989 расформирован.

МПК-3 (зав. № 902)*. 26.2.1988 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 4.3.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.12.1988 и весной 1989 г. отправлен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 29.9.1989, а в конце 1989 продан ВМС Кубы и исключен из состава ВМФ СССР.

МПК-218 (зав. № 903)*. 20.2.1989 зачислен в списки кораблей ВМФ и вскоре заложен на стапеле Ярославского ССЗ, спущен на воду весной 1990 г. Переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, а 11.2.1991 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индии и 1.6.1991 расформирован.

МПК-206 (зав. № 904)*. 22.12.1988 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 15.1.1990 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 9.1.1990 и весной 1990 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 28.9.1990, а 19.6.1991 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индии и 1.9.1991 расформирован.

МПК-208 (зав. № 905)*. 11.8.1989 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 15.1.1990 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.7.1990, вскоре отправлен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 28.12.1990, а 11.2.1991 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индии и 15.12.1991 расформирован.

МПК-291, с 24.8.1996 – «Новороссийск» (зав № 906)*. 16.5.1990 заложен на стапеле Ярославского ССЗ для последующей продажи ВМС Ирака и 31.1.1991 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.4.1991 и вскоре отправлен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 27.11.1991, после чего был законсервирован и в Стрелецкой бухте Севастополя поставлен на отстой. 25.2.1994 ввиду международных экономических санкций, введенных против Ирака, исключен из состава ВМФ и 31.8.1994 расформирован, а 24.8.1996 передан в состав Новороссийской ОБСКР, переклассифицирован в ПСКР и 12.5.1997 после расконсервации включен в боевой состав департамента морских сил ФПС. Участвует в охране границы, экономической зоны и рыболовных промыслов у Кавказского побережья РФ на Черном море.

МПК-292, с 10.9.1997 – «Кубань» (зав. № 907)*. 16.5.1990 заложен на стапеле Ярославского ССЗ для последующей продажи ВМС Ирака и 31.1.1991 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.4.1991 и вскоре отправлен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 27.11.1991, после чего был законсервирован и в Стрелецкой бухте Севастополя поставлен на отстой. 17.5.1994 ввиду международных экономических санкций, введенных против Ирака, исключен из состава ВМФ и 31.8.1994 расформирован, а 24.8.1996 передан в состав Новороссийской ОБСКР, переклассифицирован в ПСКР и 9.4.1998 после расконсервации включен в боевой состав департамента морских сил ФПС. Участвует в охране границы, экономической зоны и рыболовных промыслов у Кавказского побережья РФ на Черном море.

МПК-293 (зав. № 908)*. 31.1.1991 зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1991 г. заложен на стапеле Ярославского ССЗ для последующей продажи ВМС Ирака, но 4.2.1992 ввиду международных экономических санкций, введенных против Ирака, снят со строительства, 1.4.1992 расформирован и вскоре на стапеле разделан на металл.

«Александр Кунахович» (проект 1141), 1990 г.

Опытный МПК на подводных крыльях с дизель-газотурбинной ЭУ. Кодовое наименование проекта – «Сокол». Оснащен крыльями фиксированного типа с автоматически управляемыми закрылками; движители – шесть тянущих и толкающих гребных винтов. Обладал высокой мореходностью, но ограниченной дальностью плавания.

«АЛЕКСАНДР КУНАХОВИЧ» (зав. № 801). 27.5.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.7.1974 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 26.10.1975, вступил в строй 31.12.1977 и 17.2.1978 включен в состав КЧФ. Явился опытовым кораблем с ГТУ на подводных крыльях. 24.6.1991 выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ОС, а 10.3.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 24.5.1996 расформирован.

МПК «Александр Кунахович» с установленными в кормовой части ПУ ПЛРК «Медведка»

Водоизмещение полное 465 Т, нормальное 415,1 т, стандартное 320 т; длина 49,97 м, ширина с крыльями 21,1 м, корпуса 9,9 м, осадка с крыльями 7,27 м. Мощность ГТУ 3x1800 л.с., дизелей 2x800 л.с.; скорость полного хода 52 уз., экономическая 8 уз.; дальность плавания 1230 миль; автономность 7 суток. Вооружение: 2x6 30-мм АУ АК-630 и 2x4 500-мм ПЛРК «Медведка». Экипаж 45 человек, в том числе 6 офицеров.

Малые противолодочные корабли проекта 11451 – 2+1 ед.

МПК-215 на ходовых испытаниях, 1987 г.

Серийные МПК, созданные на базе проекта 1141; имели то же кодовое наименование – «Сокол». Отличались типом ЭУ (дизели заменены газовыми турбинами экономического хода), вооружением и гидроакустическим оборудованием. Планировалось построить крупную серию таких МПК, но до развала СССР вошли в строй только два корабля.

МПК-215 (зав. № 501). 17.4.1982 заложен на стапеле Феодосийского ПО «Море» и 12.7.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 8.8 1987, вступил в строй 31.12.1987 и 19.2.1988 включен в состав КЧФ. 27.7.1997 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский.

МПК-215 (проект 11451), 1987 г.

МПК-220, с 3.4.1998 – «Владимирец» (зав. №502). 12.5.1984 заложен на стапеле Феодосийского ПО «Море» и 6.4.1989 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.8.1990, вступил в строй 30.12.1990 и 14.3.1991 включен в состав КЧФ. 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

МПК-231 (зав. № 503). В 1989 г. заложен на стапеле Феодосийского ПО «Море» и 31.1.1991 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 28.7.1994 из-за отсутствия финансирования снят со строительства, исключен из списков судов ВМФ и вскоре на стапеле разделан на металл.

Водоизмещение полное 468,1 т, нормальное 415,1 т. стандартное 362 т; длина 49,97 м, ширина с крыльями 21,1 м, корпуса 9: 9 м, осадка с крыльями 7,27 м. Мощность ГТУ 2x1800л.с., дизелей 2x1200 л.с,; скорость полного хода 60,5 уз., экономическая 12,2 уз.; дальность плавания 1230 миль; автономность 7 суток. Вооружение: 1 ПУ ЗРК «Стрела-3» (8 ЗУР}, 1x1 76-мм АУ АК-176 и 1x6 30-мм АУ АК-630М, 2x4 224-мм ТА. Экипаж 39 человек, в том числе 5 офицеров.

Малые противолодочные корабли проектов 12412 и 12412ПЭ-15+1 ед.

МПК-144, 1998 г. (фото И.Бородулина)

Созданы на базе ракетного катера «Молния» проекта 1241, имеют кодовое наименование «Молния-2». В отличие от РКА они несут иной состав вооружения, оснащены ГАС «Бронза» с двумя антеннами (подкильной и опускаемой) и не имеют газовых турбин. Существует пограничный вариант МПК (проекты 12412П и 12412ПЭ, отмечены знаком *), строившийся как для ВМФ, так и для МЧПВ.

МПК-140 (зав. № 501). 14.10.1977 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.2.1979 и весной 1979 г. переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1979 и 3.3.1980 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. 31.7.1996 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1996 расформирован.

МПК-144 (зав. № 502). 6.3.1978 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.1.1980 и весной 1980 г. переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 4.11.1980 и 20.11.1980 включен в состав ДКБФ. В период с 21.10 по 21.12.1987 на СРЗ-7 в Таллине прошел текущий ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 23.12.1993 входит в состав ЛенВМБ КБФ.

Один из МПК проекта 12412, Черноморский флот, 1991 г.

«Новороссийск», бывший МПК-291 (проект 12412ПЭ), 1996 г.

МПК-60, с 27.7.1982 по 15.2.1992 – «Комсомолец Башкирии» (зав. № 503). 22.12.1978 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 10.6.1980 и летом 1980 г. переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1980 и 25.2.1981 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 23.12.1993 входит в состав ЛенВМБ КБФ.

МПК-76 (зав. № 505). 22.4.1980 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 27.10.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 8.6.1981 и летом 1981 г. переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 29.12.1981 и 9.2.1982 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 23.12.1993 входит в состав ЛенВМБ КБФ.

МПК-93 (зав. № 507). 5.5.1981 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 8.2.1982 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 6.7.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1982 и 7.2.1983 включен в состав ЧФ. 14.7.1997 расформирован, 1.8.1997 передан ВМС Украины, переименован в «Ужгород» (U 207) и переклассифицирован в корвет. 8.9.1997 исключен из состава ВМФ РФ.

МПК-146 (зав. № 509). 29.5.1982 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.6.1983 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй

24.12.1983 и 18.1.1984 включен в состав ЧФ. 1.3.1989 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Болгарии. Переименован в «Решительни» и 1.6.1989 расформирован.

МПК-116 (зав. № 512). 20.10.1983 заложен на стапеле Ярославского ССЗ и 9.7.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.1.1985 и весной 1985 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 9.9.1985 и 12.11.1985 включен в состав ЧФ. 14.7.1997 расформирован, 1.8.1997 передан ВМС Украины, переименован в «Хмельницький» (U 208) и переклассифицирован в корвет. 8.9.1997 исключен из состава ВМФ РФ.