Портовый флот. Анонсы. Флот строится на российских верфях

Три сестры

В истории, как и в жизни, все неоднозначно. Прозванные застойными семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века стали временем расцвета пассажирского флота в нашем крае. Начиная с 1975-го в состав Мурманского морского пароходства были приняты современнейшие для того времени теплоходы «Мария Ермолова», «Алла Тарасова» и «Клавдия Еланская». Наши моряки называли их любовно - три сестры. Впрочем, «сестер», или, как еще говорили, «артисток», было больше. В Югославии по заказу министерства морского флота построили для пароходств серию из восьми пассажирских судов, на бортах которых красовались имена народных артисток СССР.

Первым был красавец-лайнер - «Мария Ермолова». Длина судна составляла 100 метров, ширина 16,2 м. Это современное комфортабельное трехпалубное судно, снабженное успокоителями качки, располагало открытыми и закрытыми палубами, большим музыкальным салоном, барами, кинотеатром, рестораном. Каждая каюта оборудована душем, туалетом и кондиционером. Судно могло принимать на борт 262 пассажира. Через год к нам пришла «Алла Тарасова». А 30 декабря 1977-го был поднят Государственный флаг СССР на третьем пассажирском лайнере – «Клавдия Еланская». Так, в течение трех с небольшим лет, Мурманское морское пароходство стало обладать самым молодым в стране пассажирским флотом. В 1978 году его средний возраст составлял всего 6 лет.

С получением новых лайнеров необходимо было перестраивать всю работу пассажирского флота. До 1975 года суда пароходства практически не ходили за границу. Новым теплоходам, общей пассажиро-вместимостью 786 мест, предстояло найти достойное применение. Пассажирская служба ММП во главе с Семеном Коганом сумела решить эту задачу. Суда не только выполняли рейсы на местных линиях, но и сдавались в аренду английской туристической фирме СТС, «Интуристу», перевозили военный контингент на Кубу. Возобновились регулярные круизные рейсы в Арктику, которые были очень популярны среди соотечественников, выполнялись ежегодные Балтийские круизы на линии Ленинград - Рига - Таллинн - Гдыня - Варнемюнде. Туристы из разных уголков СССР стали частыми гостями на борту белоснежных лайнеров.

Хочу затронуть здесь один из важных вопросов на морском флоте и, в частности - на пассажирском флоте. Это вопрос о женщинах в экипажах судов.

В любом экипаже грузовых судов ММП было всего лишь несколько лиц женского пола - буфетчица, дневальная, повар, кухонная рабочая, и пожалуй всё. На пассажирских судах, как каботажного так и загранплавания, женского пола было в экипажах до 40%, т.е. 30-50 девушек и женщин, при общем количестве экипажа до 120 человек. Приличное количество женского пола было и на ледоколах, и на рыболовецких плавбазах. С получением трёх новых современных пассажирских судов, в ММП началась совершенно новая эпоха в жизни экипажей. В штате многочисленного экипажа морского судна, почти всегда, в среде традиционно-ориентированных моряков, конечно же, появлялось желание для близких связей с ними. Для этого и существовали на судах в СССР такие должности, как помощники капитана по политической части - помполиты. Помполиты выявляли и регулировали эти внебрачные связи. Они разрывали такую "связь" путем списания одного из партнеров в распоряжение отдела кадров. Если связь выявлялась среди холостяков, то их старались поженить. Муж уходил в море, а жена же оставалась на берегу. Каждый моряк желал работать на судах загранплавания, но из-за неосторожной "связи", можно было на долго "загреметь" в каботаж.

Вы спросите, а почему же не приветствуются семейные пары на флоте? Ответов может быть несколько. Когда супруги не имеют возможности уделять друг другу достаточно внимания, на помощь могут прийти окружающие... И не факт, что такие контакты останутся чисто дружественными. Если же супруги работают в одной сфере, то производственные проблемы также часто ведут к семейным конфликтам. Ну, а если один из супругов в начальниках – тут уже не избежать кучи проблем: от простых коррупционных схем до зависти и претензий коллег. Кстати, одно время на флоте практиковали разрешать жёнам, при наличии свободного места, просто так, пассажирками, идти в рейс с мужьями. От этого пришлось вскорости отказаться, так как вызвало кучу нареканий: не все члены экипажа имели такую возможность (по большей части, только комсостав), возникали проблемы с расселением, жёны маялись от безделья и порой являлись причиной чисто мужских разборок. Насмотревшись на условия жизни и судовые будни, они начинали ещё больше терроризировать своих мужей, подозревая их и по делу, и без повода. Да и мужья в присутствии второй половинки на судне чувствовали себя не совсем в своей тарелке. Один мой знакомый даже развёлся на этой почве. Как он мне объяснил, жену, ранее скромную в запросах и даже скупую, после рейса как подменили. Она, увидев впервые в жизни полки западных магазинов, стала в дальнейшем предъявлять мужу такие требования, что он просто не «потянул»…

Флот – обитель матерей-одиночек и разведёнок, одиноких мужчин и донжуанов, имеющих по несколько семей и платящих уйму алиментов.

Молоденькие девушки-морячки часто вносят смятение в умы мужской части экипажа, выступая в качестве катализатора недюжинных межличностных конфликтов. Частенько их легкомысленное поведение или невинный флирт выливаются в разборки, заканчивающиеся списанием на берег и крахом карьеры для поддавшихся на их провокации. Как тут не вспомнить морское поверье: «Женщина на борту – к беде!»

Ну, это всё проблемы, как бы, единичные. Но есть вещи, которые затрагивают многих и могут осложнить жизнь всему экипажу. Я имею в виду правильную комплектацию экипажа и подбор его членов. Здесь многое зависит от капитана, его жизненного опыта, знания людей и… способности противостоять давлению со стороны отдела кадров и руководящих структур судоходной компании. Не секрет, что многие из начальников пытаются всеми правдами и неправдами продвинуть своих протеже – детей, родственников, знакомых и так далее – в плавсостав. Раньше такая работа считалась одной из самых престижных и денежных.

Мне особенно памятен 1980-й год - год Московской олимпиады. «Клавдия Еланская» доставляла европейских туристов в порт Таллин, где проходила олимпийская парусная регата. Мне довелось в этот период работать на судне дублером капитана. Это были незабываемые круизы, которые проходили по многим портам Европы.

А вот начало экономических реформ 90-х годов, обернулось крахом для пассажирского флота. Если в советское время флот стоял на дотации государства, то с момента акционирования компаний, превратился в убыточный. Первым нашим пассажирским судном, ставшим лишним для ММП, оказалась «Мария Ермолова». Ее передали в Новороссийское морское пароходство, где она отработала до 2006 года. Затем лайнер еще раз продали, а после ремонта и переоборудования, она начала работать на круизных линиях Каспия. А вот, что писали о работе «Марии Ермоловой» в 2006 году: «Открыт круизный маршрут по Каспию. Первый рейс теплохода «Мария Ермолова» по программе Каспийской круизной линии состоится 5-11 октября». Вот что сообщила директор ТОО фирмы «Турист» Евгения Слюсарева: «Вчера из Астрахани в свой первый рейс по Каспийскому морю отправился круизный теплоход «Мария Ермолова». Рейс приурочен к международному фестивалю «Каспий - море дружбы», который пройдёт в г. Актау Республики Казахстан. На борту теплохода в Казахстан прибудет обширная делегация астраханских предпринимателей и чиновников с целью укрепления двусторонних партнёрских связей и демонстрации потенциала Астраханской области. Круиз пройдет по маршруту Актау – Баку – Махачкала – Астрахань - Актау. Участников ожидает насыщенная программа, в которую включены экскурсии, посещение музеев, шопинг, всевозможные выставки прямо на борту теплохода и масса развлекательных программ».

Теплоход «Алла Тарасова» в 1998 году был куплен зарубежным судовладельцем США, затем судно было реконструировано за 13 млн. долларов в Швеции, превращено в современнейший комфортабельный теплоход и теперь совершает вояжи в Европу, Канадскую Арктику, Северную и Южную Америку и Антарктиду. Теперь он называется «Отличный искатель приключений» - «Клиппер Эдванчер» - «Алла Тарасова» - совершает круизные рейсы в Антарктиде. «Clipper Adventurer» осенью 2007 года приходил в Мурманск и стоял на морском вокзале у южной стенки. И так сошлось, что рядом стояла белоснежная красавица «Клавдия Еланская», единственная из трех «сестер-близняшек», оставшаяся работать на Севере. Можно было наглядно сравнить, насколько время наложило свой отпечаток на каждую из «артисток». С совсем недавно, уже в 2015 году, я увидел в интернете еще одно новое название судна - «Sea Adventurer».

И лишь «Клавдия Еланская» до сих пор совершает рейсы на линии Мурманск – Островной. Только она связывает этот когда-то крупный военный гарнизон, который по старой памяти еще часто называют Гремихой, с Большой землей. Но долго ли останется теплоход при деле не очень ясно. «Морем сюда завозится все: от продуктов питания и предметов первой необходимости до автомобилей, снегоходов и другой техники, - говорит один из жителей Островного. - На «Клаве» уезжают в отпуска и возвращаются обратно. Иногда даже гоняют на выходные в Мурманск со своими машинами, ночуя во время пребывания в городе на борту в каюте. Благодаря статусу ЗАТО, который имеет Островной, для содержания судна выделяются бюджетные финансовые дотации. Потому стоимость проезда по карману многим - всего 340 рублей с человека; примерно столько же (зависит от веса) платится за автомобиль. Но, говорят, скоро с Островного статус ЗАТО могут снять: останутся ли тогда здесь люди? Еще несколько лет назад здесь была база атомных подводных лодок Северного флота, и жизнь кипела, население достигало 35 тысяч человек. Сейчас, когда атомоходы вывели, осталось едва больше двух тысяч...»

Последнее сообщение в мурманской печати меня очень порадовало: 11 марта 2014 года состоялся визит межрегиональной рабочей группы по круизному туризму на теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская». Об этом сообщила пресс-служба ОАО «Мурманское морское пароходство». В рабочую группу вошли представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства и Министерства экономического развития Мурманской области, Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области, Национального парка «Русская Арктика», Мурманского пароходства и туроператоры, участвующие в формировании и реализации арктического туристического продукта. Предложенный маршрут включает в себя доставку туристов из Мурманска на архипелаг Земля Франца Иосифа (ЗФИ), Соловецкие острова и в Архангельск. Гости осмотрели лайнер, проверили состояние кают и наличие в них условий для проживания пассажиров, оценили существующие на судне места для комфортного отдыха и развлечений туристов, выяснили необходимые для планирования маршрута нюансы. По итогам этой поездки в Правительстве Мурманской области прошло заседание с участием всех заинтересованных лиц, на котором обсуждались детали маршрута и вопросы организационно-технического характера. Все участники высказали свои варианты и предложения, определили направления для дальнейшей разработки турпродукта. Мурманское морское пароходство - компания - первооткрыватель высокоширотных туристических рейсов, имеющая богатую историю круизных плаваний. С участием специалистов пароходства было разработано немало туристических маршрутов в Арктику, завоевавших популярность далеко за пределами нашей страны, благодаря которым о заполярном Мурманске узнали во всем мире. В 1966 году Мурманским пароходством был организован первый арктический круиз по линии Архангельск - Игарка с заходом на Диксон и в Дудинку, а на обратном пути - на остров Вайгач, Соловки и в порт Архангельск. С 1967 года «Вацлав Воровский» начал выполнять арктические высокоширотные круизы с заходом на ЗФИ. Здесь впервые туристов высадили на остров Хейса, который был окружен плавающими айсбергами и льдами. Вокруг бродили белые медведи, а на льдинах лежали огромные моржи - настоящая полярная экзотика.

«Клавдия Еланская» в советские годы перевозила иностранных и российских туристов по маршруту Мурманск - ЗФИ - Диксон - Дудинка - Норильск - бухта Варнек (Новая Земля) - Соловки - Архангельск. Такие рейсы были востребованы среди пассажиров - запись на эти круизы растягивалась на годы вперед. По словам туроператоров, и сегодня много желающих увидеть своими глазами эту удивительную и загадочную Арктику с ее ледяными просторами, неповторимой флорой и фауной.

Последние 13 лет перед уходом на пенсию, я проработал капитаном-наставником СБМ. И все эти годы в моем подчинении, кроме 13 грузовых судов типа «Дмитрий Донской», дизельных и атомных ледоколов, были и пассажирские суда – «Клавдия Еланская» и «Поларис». Последние годы капитаном на теплоходе «Клавдия Еланская» был мой воспитанник и очень хороший товарищ - капитан Рапацевич Николай Васильевич, с которым мы работали, начиная с 1987 года, еще на тх «Вацлаве Воровском». Николай Васильевич стал при мне одним из лучших капитанов Мурманского пароходства. Это был не просто замечательный капитан, но и очень хороший организатор экипажа, а также грамотный и профессиональный судоводитель, а главное - прекрасный моряк. Он каждый год, в день рождения судна - 30 декабря, устраивал замечательные праздники не только для своего экипажа, но и для многих капитанов и ветераном судна, которые когда-либо работали на этом теплоходе. Я, практически каждый год, приглашался Николаем Васильевичем на этот судовой праздник. Это был всегда настоящий судовой праздник! Это был незабываемый праздник, который навсегда оставался в памяти тех, кто был на этом дне рождения судна. И эти стихи я посвящаю ему и другим настоящим капитанам!

На вахте только Капитан. Быть в море - вот его призванье. Ему не страшен ураган, стоит один, как изваянье. Мы все заложники судьбы, и что нас ждет - никто не знает, как хороши былые дни... Пусть кто-то смерть и призывает. Но Капитан всегда готов вступить в борьбу с морской стихией, ему не нужно громких слов... Он не стремится стать Мессией. Держись же, божий человек, всех пассажиров заберешь ты, нам не забыть тебя вовек. Есть капитаны крепче стали.

Рецензии

Уважаемый Вячеслав Васильевич, доброго времени литературной вахты.
Помню вас молодым, ироничным, искрящимся энергией на причале у Морвокзала, рядом с похожим на ослика т/х "Канин". Таким вы для меня и для многих ваших сотоварищей по пассажирскому флоту ММП и останитесь. Понравился ваш стиль и откровенность повествования. Стиль отточен на хороших книгах, а правда прямо из жизни.
Помню, как уничижительно отзывались на т/х "Вацлав Воровский" о самом Викторе Конецком: "И пишет о том, что все знают. И этого описал неправильно. А меня, такого перца, вообще не заметил и не отметил." И прошло время. И уже мало кто знает то, что "было известно всем". Этим и ценна ваша фиксация фактов тогдашней незамысловатой, но нашей единственной и неповторимой жизни. Иногда диву даешься, вспоминая, как доставали в Гремихе колбасу или покупали подержанные автомобили дороже новых. И заграница казалась сказочной, не то что тепер: раз – и там, "ол инклузив". А я моряком пиво на Западе пил несколько раз всего, не по карману было. Молодым эти особенности тяжело объяснить. Богач-бедняк.
Но была в той жизни и античная простота и красота, зафиксированная вами. Молодость человечества, так сказать, когда мы могли заниматься игрой свободного от излишних западных обременений ума, не переживая особенно за завтрашний день. Как говорили: "На наш век железа хватит." Спасибо вам за доставленное удовольствие и нахлынувшие приятные воспоминания. Многие из сюжетов напоминают по прошествии лет Кафку. Но мы же хоть и не рождены, но воспитаны были Кафку сделать былью.
Моряки торгового флота того времени были свободными людьми, знающими мир и материально независимыми, по тогдашним понятиям и потребностям. «Мужа я себе нашла на Кольском полуострове. Сам моряк, полярка вся, слава тебе Господи». Вот не помню, чтобы кто-то из коллег ругал ММП. Как не помню, кстати, ни одного офицера ВМФ, который бы хвалил свою службу. С большой теплотой вспоминаю работу на пассажирском флоте. Интересно было прочитать, например, кто откуда взялся. Ведь на любое судно приходишь и воспринимаешь его как оформленную единицу. А экипаж формировался, оказывается (:)) , за десятилетия до встречи и в разных уголках страны. Формировался, а потом формировал молодых моряков. В основном добром. Чего стоил один «песталоцци» Михаил Гансович Каск. Я удивлялся Конецкому, откуда он выуживал свои мрачные типажи. Потом понял – из БМП. Наши же моряки были лучними людьми. Лучше них - только морячки.
Еще раз спасибо и держитесь подальше от врачей.
Богдан.

Мурманчане старшего поколения хорошо помнят теплоход, названный в честь великой русской актрисы. Судно было построено на югославской верфи и передано советскому заказчику в 1975 году. Собственником судна стало Мурманское морское пароходство Министерства морского флота СССР

О ней уже при жизни говорили как о великой актрисе. Более пятидесяти лет играла она на сцене Московского Художественного театра, и с начала тридцатых годов чуть не каждая ее новая работа становилась событием театральной жизни. За долгие годы деятельности в театре она сыграла десятки выдающихся ролей. Сегодня – 115 лет со дня ее рождения.

Алла Константиновна Тарасова родилась (25 января) 6 февраля 1898 года в Киеве в семье профессора медицинского факультета Киевского университета. Училась в Киево-Печёрской женской гимназии. С 1916 года - актриса МХАТа.

Она была ведущей актрисой этого театра, выдающейся ученицей Станиславского и Немировича-Данченко, замечательной исполнительницей ролей своих современниц и классического репертуара – Елены Тальберг в «Днях Турбиных» М.Булгакова, Елены в «Страхе» А.Афиногенова, Лизы в «Победителях» Б.Чирскова, Негиной и Юлии Гугиной в пьесах Островского, Насти в «На дне» М.Горького, Маши в «Трех сестрах» А.Чехова, Анны Карениной. Театр всегда был родным домом для Тарасовой.

В кино ее судьба сложилась не так счастливо – не более десятка ролей было сыграно актрисой в кинофильмах. Но три из них вошли в золотой фонд советского искусства, стали классикой отечественного экрана. Катерина в «Грозе» (1934), Екатерина в «Петре Первом» (1937-1938), Кручинина-Отрадина в «Без вины виноватых» (1944) – в трех этих образах интересно и глубоко раскрылся оригинальный талант актрисы, все основные грани ее художественной индивидуальности.

Мурманчане старшего поколения хорошо помнят теплоход, названный в честь великой русской актрисы. Судно было построено на югославской верфи и передано советскому заказчику в 1975 году. Собственником судна стало Мурманское морское пароходство Министерства морского флота СССР.

А в 1992 году уже ОАО «Мурманское морское пароходство» продало «Аллу Тарасову» западным судовладельцам, которые перестроили судно на датской верфи. В июне 1997 года судно было переименовано в Clipper Adventurer и получило прописку на Багамах, бессменным портом его приписки стал Нассау – столица Багамских островов.

Ныне Clipper Adventurer совершает круизы в полярные района Земли.

На фото: теплоход «Алла Тарасова» на работе в Заполярье (вместе с другой «актрисой» – «Марией Ермоловой»); «Clipper Adventurer» в высоких широтах.

This site requires a Java Script enabled browser. Please enable Java Script to view book.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 / 96

1(слева). Приказ Народного комиссариата морского флота от 22.09.1939 № 239 «Об организации Мурманского государственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства».

2(справа).Здание управления Мурманского морского пароходства. 1970г.

3(слева).Пароход «С. Перовская» - одно из первых судов пароходства

4(справа).Пароход «Селенга» - одно из первых судов пароходства

5(слева).Танкер «Ненец». 1959г.

6(справа).Пароход «Тбилиси».1960г.

7(слева).Пароход «Сухуми» у причала в г. Архангельске.1961г.

8(справа).Теплоход «Степан Халтурин».1965г.

9(слева).Теплоход «Петродворец».1970г.

10(справа). Пароход «Вологда».1972 г.

11(слева).Пароход «Североморск». 1972г.

12(справа).Теплоход «Шура Кобер» в Мурманском порту. 1972г.

13(слева).Теплоход «Саша Бородулин» у о.Визе. 1973г.

14(справа).Теплоходы «Алла Тарасова» и «Мария Ермолова» у причала Мурманского морского вокзала. 1983г.

15(слева).Теплоход «Кандалакша» в порту Дудинка. 1984г.

16(справа).Суда «Вацлав Воровский» и «Алла Тарасова».1987 г.

17(слева).Теплоход «Капитан Чухчин» в Арктике. Апрель 1989г.

18(справа).Судно «А. Ляпидевский» у берегов Швеции. Декабрь 1989г.

19(слева).Судно «А.Сибиряков». 1989г.

20(справа).Дизельэлектроход «Обь» в Антарктиде в бухте Дело. Январь 1956г.

21(слева).Д/э «Ангара» в Мурманском порту. 1957г.

22(справа). Д/э «КуйбышевГЭС» идет на помощь попавшему в аварию теплоходу «Степан Халтурин». Северное море. 1956г.

23(слева).Д/э «Наварин» во льдах реки Св. Лаврентия. Июль 1969 г.

24(справа). Д/э «ВолховГЭС». 1972г.

25(слева).Д/э «Индигирка» под разгрузкой в порту Дудинка. 1973г.

26(справа).Д/э «Наварин» на о. Шпицберген. 1989г.

27(слева).Ледокол «Ермак» на 81 параллели. 1957 г.

28(справа). Ледорез «Ф. Литке»

29(слева). Ледокольный пароход «С.А. Леваневский» в Мурманском порту.
1966 г.

30(справа). Ледокол «Капитан Воронин» на проводке судов в Финском заливе.1965г.

31(слева).Ледокол «Москва» в море Лаптевых.Август 1966г.

32(справа).Ледокол «Капитан Мелехов» на проводке судов на Балтике. Май
1970 г.

34(справа). .Ледокол «Капитан Белоусов».1973 г.

35(слева). Ледокол «Капитан Николаев» ММП. 31.01.1978 на ледоколе был поднят государственный флаг СССР. 1978 г. .

36(справа). Атомоход «Ленин». 1960 г.

37(слева). Атомный ледокол «Сибирь».1980г.

38(справа). Атомоход «Леонид Брежнев» (с 1986 г. «Арктика») - первенец серии атомоходов второго поколения. Впервые совершил надводное плавание в географическую точку Северного полюса, положил начало круглогодичному плаванию. 1983г.

39(слева). Атомоход «Россия».1986 г.

40(справа). Атомный ледокол «Вайгач» в Арктике. Август 1989 г.

41(слева). Атомный лихтеровоз «Севморпуть» у причала. 1991 г.

42(справа). Караван судов Мурманского морского пароходства в море Лаптевых. 1941-1945

43(слева). Выгрузка техники с д/э «Байкал» на ледяной припай на о. Гофмана (Земля Франца-Иосифа).Сентябрь 1957г.

44(справа). Д/э «Байкал» выводит лихтер «Тунгуска» и пароход «Холмогоры» из льдов на чистую воду. Пролив Вилькицкого.22 сентября 1957 г.

45(слева).Разгрузка д/э «Байкал». Плашкоут приведён катером к ледяному припаю. Арктика. 1957г.

46(справа). За работой шеф-повар д/э «Ангара» Батурин А.Н. 1957г.

47(слева). Танкер «Ненец» в Японском море во время шторма. 1959 г.

48(справа). Теплоход «Сухуми» в Обской губе. Рагрузочные работы.Октябрь
1961 г.

49(слева). Разгрузка теплохода «Степан Халтурин» в одном из арктических рейсов. 1965г.

50(справа). Теплоход «Степан Халтурин» в порту Зелёныё Мыс на Колыме.Сентябрь 1966 г.

51(слева). Порт Игарка.1966г.

52(справа). Разгрузка д/э «Обь» в районе Мирного.Март 1969 г.

53(слева). Палубная команда д/э «Наварин» за покраской надстройки.1969 г.

54(справа). Пароход «Адам Мицкевич» под погрузкой» в г. Баренцбург. 1971г.

55(слева). Теплоход «Станиславский» под погрузкой в порту г. Кливленд.1973г.

56(справа). Теплоход «Станиславский» после длительного рейса в Европу и Америку в Мурманском порту. 1973г.

57(слева).Теплоход «Капитан Хромцов» пришел в Мурманский порт с грузом норильской медно-никелевой руды. 1977г.

58(справа). Теплоход «Михаил Кутузов» в доке.Финляндия. 1982г.

59(слева). Теплоход «Клавдия Еланская» в круизном рейсе у берегов о. Шпицберген. 1982г.

60(справа). Караван судов под проводкой атомохода «Арктика». 1982г.

61(слева).Груз для полярной станции с теплохода «Саша Бородулин» помогает доставить вертолет с а/л «Ленин». 1982г.

62(справа). Встреча экипажа атомохода «Сибирь» с полярниками станции «Северный полюс». 1987г.

63(слева). Теплоход «Зареченск» с грузом апатита идет к причалам порта г. Росток (ГДР). 1987г.

64(справа). Предвыборное собрание на пароходе «Державин». Выступает кандидат в депутаты Мурманского городского Совета депутатов трудящихся начальник политотдела ММП Лихачев Александр Георгиевич. 1951г.

65(слева).Члены экипажа д/э «Ангара» в часы досуга (игра в домино). 1957г.

66(справа). Китайские гости на ходовом мостике д/э «Байкал». г. Синьган (Китай). Январь 1958г.

67(слева). Моряки с д/э «Байкал» у витрины магазина в г. Сингапуре.Январь 1958 г.

68(справа). Члены экипажа парохода «Тбилиси» с кубинцами. г. Гавана (Куба). 1960 г.

70(справа). Капитан теплохода «Степан Халтурин» Фёдоров А.В. у Ниагарского водопада.1960-е гг.

71(слева). Футбольная команда т/х «Донской» перед матчем с моряками Северного пароходства (победа со счетом 3:0). 1972г.

72(справа). Шахматный турнир на т/х «Звенигород». 1972г.

73(слева). Занятия в Заочной школе моряков на ледоколе «Мурманск». 1973г.

74(справа).Возложение венка моряками теплохода «Зареченск» на могилу советских воинов в Трептов-парке. г. Берлин.1983г.

75(слева). Капитан теплоход «Вася Шишковский» Миронов В.И. (первый справа) с ливанцами. (теплоход «Вася Шишковский» - первое советское судно, побывавшее в Ливане). 1984г.

76(справа).Фомин Иван Владимирович -начальник Мурманского арктического пароходства начала 1950-х гг.1972г.

77(слева). На атомоходе «Ленин» начальник пароходства Левин Ю.Г. (первый слева), главный инженер-механик атомохода, Герой Социалистического Труда Следзюк А.К. 1964г.

78(справа). Начальник пароходства Игнатюк В.А. (второй слева) беседует с делегатами комсомольской конференции 4-м механиком т/х «Донской» Станским И., электриком атомохода «Ленин» Раубе А., 4-м помощником капитана т/х «Бухтарма» Ашмянцевым В. 2 февраля 1972 г.

79(слева). Матюшенко Николай Иванович, в 1992-1993 гг. - начальник Мурманского морского пароходства, в 1993-1996 гг. - генеральный директор ООТ ММП, в 1996-1997 гг. - генеральный директор ООО ММП. 1996г.

80(справа). Капитаны Воронин В.И. (в первом ряду 4-й слева) и Сорокин М.Я (5-й слева) с группой работников Управления «Главсевморпуть» на совещании в Москве. 1950 г.

81(слева). Пинежанинов Андрей Федорович - первый капитан дизельэлектрохода «Ангара». 1957г.

82(справа). Федоров А.В. - капитан теплохода «Степан Халтурин». 1967г.

83(слева). Смолягин Вячеслав Степанович - капитан ледокола «Капитан Воронин». 1971г.

94(справа). Анохин А.И., капитан дальнего плавания, автор ряда книг по судовождению. 1983-?

95(слева).Каск М.Г. -капитан теплохода «Вацлав Воровский», кавалер ордена Знак Почета, один из первых работников, получивших звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР». 1983г.

96(справа). Улитин Г.А. - капитан атомохода «Арктика», кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Почетный полярник. 1987 г.

Порт Усть-Луга обладает собственным портофлотом, существенно повышающим уровень его эксплуатационных возможностей и автономности.

Начинался же все с нескольких буксиров азимутального типа, построенных по заказу «Компании Усть-Луга» на судостроительном заводе «Пелла»: с 2006 по 2008 гг. были построены «Белуга», «Севрюга» и «Навага» мощностью по 3 200 л.с. и в начале 2009 г. был спущен на воду буксир «Таймень» 4 200 л.с. Этот буксир обладает мощностью 4500 л.с. и при необходимости может работать с судами океанского класса.

В апреле 2017 года буксирный флот пополнился еще двумя буксирами -«Кижуч» и «Черная барабулька», мощностью 5 тыс. л.с. Это самые современные буксиры, работающие сегодня в российских портах.

Сегодня в порту работает несколько компаний, предоставляющих услуги по буксировке, но основным оператором по-прежнему является ООО «БАЛТИЙСКОЕ МОРСКОЕ БУКСИРНОЕ АГЕНТСТВО» (БМБА) .

Компания является судовладельцем и оператором буксирного и технического флота, ведущим свою деятельность в основных российских портах на акватории Финского залива. В состав флота БМБА входят современные азимутальные портовые буксиры ледового класса, мощностью от 3200 лс до 4000 лс, оснащенные средствами внешнего пожаротушения, имеющие возможности эскортирования, пригодные для работы с крупнотоннажными сухогрузными и нефтеналивными судами.

Флот компании также включает малые буксиры и суда технического флота, позволяющие оказывать услуги по обеспечению подводно-технических, дноуглубительных, гидрографических и гидростроительных работ.

Все суда оснащены аварийно-спасательным оборудованием и снабжением и могут нести аварийно-спасательную готовность по пожаротушению и ЛАРН.

Мысль о переходе в портовый флот закрадывается в голову моряка при разных обстоятельствах. Это может быть очередная ссора с женой, уставшей ждать мужа по 8 месяцев, или взгляд ребенка, в котором читается: «Дядя, ты кто?» Даже если вы планировали бороздить океаны до седин, в жизни немало ситуаций, когда нужна работа ближе к дому, и почти все они связаны с семьей.

Что такое портовый флот? Это буксиры, заправщики, плавучие доки – суда, работающие в одном порту или между соседними портами. Они обслуживают те самые корабли, на которых вы ходите в дальние рейсы. Разберемся, что можно ожидать от занятости на таких судах.

Работа на буксирах: за и против


Плюсы:

- мало непредсказуемых ситуаций;

Труд на буксире размеренный и спокойный. Кто-то жалуется на рутину, но многие после долгих лет, проведенных в далеких морях, предпочитают тащить в портовых водах баржу на низкой скорости и знать, что риск форс-мажора стремится к нулю.

Короткие рейсы.

Есть буксиры, которые уходят в море на 3-4 месяца, но в портовых водах обычный режим – неделя через неделю. Полноценная личная жизнь и активное участие в семейных делах вполне реальны с таким графиком.

Минусы: