Миогимнастика в ортодонтии. Упражнение для красивых полных губ

Содержание:

Что и для чего нужны упражнения на артикуляцию?

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика в картинках поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей

  1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

  2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.

  3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  5. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.

  6. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

  7. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

  8. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным

  9. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить ее эмоционально, в игровой форме.

  10. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  11. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  12. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Как организовать ее проведение?

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Приступаем к занятиям!

Упражнения для губ

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны (можно без помощи рук =))

2. Хоботок (Трубочка)


Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

3. Улыбка (Заборчик)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

4. Бублик (Рупор)


Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок
Чередование положений губ.

6. Кролик
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

10. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

12. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

14. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Для щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка

Статические:

1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится)

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические:

1. Часики (Маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы
На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
Мал, да удал.
Два сапога — пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:
— стону,
— мычанию,
— свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «P»

1. Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье

Внимание!

5. Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

6. Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Выработка правильного произношения звука «Л»

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Внимание!

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).

Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а»,»ы», «о», «у».

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Лошадка едет тихо

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука « «.

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Дует ветерок
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание!
Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения
шипящих звуков («Ш», «Ж», «Щ», «Ч»)

1. Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).



Губы доставляют нам очень много хлопот. Круговая мышца, которая кольцом охватывает ротовую щель, не крепится ни к одной кости, зато в нее вплетается больше десятка других мышц. Такое "плавающее" положение круговой мышцы рта позволяет нам артикулировать и выражать эмоции, но оно же является провоцирующим фактором для морщин. Особенно если есть дурные мимические привычки (поджимать губы) или бытовые привычки (курить, пить коктейль через трубочку).

Круговая мышца рта:

Со временем круговая мышца рта ссыхается, уменьшается в размерах - и как результат, уменьшается красная кайма губ, сами губы становятся узкими, а вокруг них (как раз поперек мышечных волокон) образуются кисетные морщины.
Наша задача - укрепить круговую мышцу рта, улучшить ее кровообращение и питание, тогда следствием будет разглаживание кожи. С этой задачей хорошо справляется упражнение, которое я называю "Хоботок" - потому что губы в нем вытягиваются вперед широким хоботком.

Но сначала - разминка!

Разминка для губ

1. Придерживая пальцами уголки губ (чтобы не образовывались морщины), заверните губы на зубы и похлопайте губами. От 10 до 20 раз.
2. Не убирая пальцев, изобразите губами открытое «О», затем открытое «Э». Сильно артикулируя, беззвучно произносите О-Э. От 10 до 20 раз.
***************
Укрепляем круговую мышцу рта: упражнение «Хоботок»

Исходное положение: сидя или стоя, позвоночник выпрямлен как в упражнении «Струна». Мышцы свода черепа натянуты назад и вверх. Губы напрягите и вытяните широким «хоботком». Пальцы обеих рук положите на губы: указательные – на верхнюю, большие – на нижнюю (фото слева).

Выполнение: «Вдавливаем» пальцы в область вокруг рта, направляя движение строго перпендикулярно зубам, заставляя губы слегка выворачиваться и отделяться от зубов (фото справа).
Начните с 10 надавливаний, сделайте паузу 10 сек. и снова десять раз надавите. Постепенно увеличивайте число нажатий и доведите их до 20 в каждом подходе.

Важно! Не ослабляйте напряжение губ - при надавливании губы должны сохранять форму колечка. Если они потеряли эту форму и почти сомкнулись – это значит, что вы ослабили напряжение мышцы. Напрягите губы снова и восстановите форму.

Техника безопасности: вытягивая губы, не делайте из них «куриную гузку», формируйте широкое колечко, следя, чтобы на верхней губе не образовывались морщины. Пальцы совершают короткие сильные движения строго перпендикулярно плоскости зубов, не смещая кожу.

Если у вас что-то не получается, начните с упрощенного варианта упражнения.

Упрощенный вариант упражнения «Хоботок»

Выполнение: губы напрягите и вытяните широким «хоботком», как будто вы хотите внутренней поверхностью губ «приклеиться» к зеркалу. Задержите губы в напряженном состоянии от 5 до 10 сек, затем расслабьтесь. Повторите. Начните с 5 повторов, постепенно доведите до 10.

Расслабление: после выполнения упражнения подуйте через расслабленные губы со звуком "Пфффф", как будто сдуваете невидимую пушинку. Сделайте пальцевый душ для области возле губ.
***************

И очень важный совет! Мы часто неосознанно поджимаем губы, что является причиной появления и углубления морщин возле рта. Возьмите за правило «держать язык за зубами»: когда не говорите, поднимайте кончик языка к верхнему небу и кладите его за верхние зубы на десны. Вы почувствуете, что в таком положении напрячь губы практически невозможно. И лицо сразу будет казаться мягче и моложе.

Желаю удачи!

Юлия Зартайская, ваш инструктор по фейскультуре

Доброго времени суток, дорогие друзья блога!
Артикуляционная гимнастика для языка и , щек и неба просто необходима детям с отклонениями в речи. Это — не прихоть логопеда, а суровая необходимость. Хорошо ли говорит ваш ребенок? Многих родителей умиляет, когда их малыш смешно коверкает слова. Но насколько все это безопасно, не скажется ли на его дальнейшем развитии, может уже пора бить во все колокола или подождать, пока оно само собой авось как-нибудь образуется?

Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтоб убедиться, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда. Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».

  • Ребенок переставляет местами слоги, проглатывает части слова, не может правильно связать слова между собой.
  • Высунутый язык подергивается, отклоняется в сторону.
  • При разговоре складывается впечатление, что ребенку во рту что-то мешает.
  • Он гнусавит, даже если не заложен нос.
  • Еду приходится перемалывать в блендере, потому что малыш не любит жевать
  • Ребенка понимаете только вы и близкие родственники, хоть ему и больше 3 лет.
  • Затрудняется ответить на вопросы, что он делал, что видел, не может пересказать мультик.
  • Ему трудно высунуть язык и подвигать им в разные стороны, поднять вверх.
  • Не может надуть щеки и сделать «тпру» губами.
  • Не может пощелкать как лошадка.

Возможные проблемы

Теперь подсчитайте ответы, если 50% ответов «да», то стоит обратить внимание на артикуляцию ребенка. Запишитесь на консультацию к логопеду, если результат 70%. И несомненно вам просто необходима помощь специалиста, если вы набрали 90%. Конечно, вы можете проигнорировать наши советы и ждать, когда ребенок сам всему научится. В таком случае вы должны знать о последствиях плохой артикуляции у детей:

— проблемы с успеваемостью;
— нарушается фонематический слух;
— нарушение письменной речи;
— заниженная самооценка;
— трудности с общением;
— тяжелая адаптация в коллективе;
— снижение познавательной активности.

К использованию этой гимнастики прибегают не только детки, но и знаменитости, а именно, актеры, певцы, дикторы. Подобные упражнения помогают сделать речь понятной и четкой, работают над улучшением дикции. Даже если ваш ребенок не мечтает о карьере голливудской звезды, отклонения в речи могут потянуть за собой ряд неприятных последствий.

Сегодня мы разберемся в том, какие цели преследуют родители и логопеды, обучая детей артикуляционной гимнастике, чем отличаются упражнения для дошкольников и школьников. Я расскажу о видах артикуляционной гимнастики и о последствиях бездействия. Мы изучим несколько самых распространенных упражнений, и в этом нам поможет занимательное видео.

Виды гимнастики

В артикуляционной гимнастике существует несколько видов: динамическая и статическая, активная и пассивная. Все эти виды включают в себя упражнения для щек, губ и языка. Только выполняются они немного по-разному. В то время как динамические упражнения заключаются в чередовании поз, статические же основаны на удержании одной позиции несколько секунд.

Специалисты во время занятий рекомендуют использовать и те и другие упражнения. Пассивные и активные упражнения выполняются одинаково. Разница в том, что активные действия совершает сам ребенок, а с пассивными действиями помогает родитель или логопед.

Пассивные движения совершаются по той же траектории и с тем же напряжением, что и активные движения, и направлены они на оживление бездействующих или плохо работающих мышц. Со временем пассивные движения становятся пассивно-активными, а в дальнейшем малыш начинает делать их сам. Пассивный способ подходит для детей раннего дошкольного возраста.

Цель занятий

Образовательные . Во время занятие с логопедом ребенок приобретает новые навыки и знания, он слушает и пытается понять, что хотят от него взрослые, учиться выполнять инструкции.

Воспитательные. Даже в зрелом возрасте бывает трудно преодолевать трудности. Занимаясь и пытаясь справиться со своим недугом, малыш развивает свою волю. Он получает от нас похвалу, когда добивается определенных успехов, хоть ему и было очень тяжело.

Коррекционные. Это самая важная цель, ведь именно дефект артикуляционного аппарата подтолкнул нас к занятиям. У ребенка после курса занятий должна укрепиться моторика, именно те мышцы, которые отвечают за правильную и складную речь.

Материалы и оборудование

Если детей младшего школьного возраста еще можно заставить делать упражнения, объяснив их важность, то для младших ребят приходится использовать игровые приемы артикуляционной гимнастики, занятия проходят в форме сказок, с использованием красочных плакатов.

Используются яркие цветные фотографии и занимательные видео, чтобы привлечь внимание маленьких пациентов. Для лучшего запоминания упражнения из артикуляционной гимнастики представлены на картинках с описанием и зарифмованы в стихах. Кроме вещей, которые привлекают внимание, каждому ребенку нужно иметь индивидуальный носовой платок.

Зеркало ребенку необходимо, чтобы наблюдать за своими действиями и запоминать упражнения, так как в силу возраста или дефекта он не чувствует положения своего языка.

Описание упражнений на видео

  1. Домик – открыть широко рот.
  2. Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.
  3. Труба – вытягиваем губы трубочкой.
  4. Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.
  5. Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».
  6. Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).
  7. Конфета - рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.
  8. — язык прогибается, образуя чашечку.
  9. Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.
  10. Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.
  11. — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.
  12. – рот открыт, а язык присосать к нёбу.
  13. – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.
  14. Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».
  15. Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.
  16. Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).
  17. Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.
  18. Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.
  19. Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».
  20. Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.
  21. Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.
  22. Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.
  23. Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.
  24. Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.

Видео с гимнастикой

И вот наконец вы познакомились с общим комплексом упражнений «Веселой артикуляционной гимнастикой», который находится в конце статьи на видео. Внимательно смотрите за картинками и повторяйте упражнения, которые вы только что начали осваивать.

Если статья показалась вам интересной, вы можете рассказать о ней друзьям в социальных сетях. Оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости, потому что у нас много интересного! Всего доброго!

Видео - Николаева Марина

Иногда достаточно вовремя обнаружить начавшиеся проблемы в формировании челюсти у ребенка и обратиться к специалисту за помощью. Тогда можно предотвратить многие аномалии за счет простых, доступных и бесплатных методов, потратив всего лишь время на занятия с любимым чадом.

Что такое миогимнастика?

Это определенный комплекс упражнений для лицевых и жевательных мышц, которые находятся вокруг зубного ряда и тем или иным способом влияют на его формирование. С их помощью можно изменить начавшиеся дефекты прикуса, улучшить дикцию, а также частично повлиять на правильное формирование челюсти и овала лица. Не удивительно, что миогимнастика в ортодонтии занимает столь важное место.

Особенно эффективным ее применение оказывается для детей 4-7 лет. Считается, что уже после достижения ребенком 9 лет данные упражнения не способны выступать в роли лечебного метода. И все же их часто прописывают в дополнение к другим ортодонтическим воздействиям на зубочелюстную систему.

Разработал первые диагностические параметры и гимнастические комплексы такого плана А.Роджерс еще в прошлом столетии. На основе его работы сегодня в стоматологии разрабатывают новые упражнения, стараясь предотвратить или исправить большинство проблем в функционировании мышц челюсти.

Миогимнастику лица чаще всего назначают в таких вариациях:

  • как самостоятельный метод лечения;
  • в качестве подготовки к любым ортодонтическим вмешательствам;
  • или как дополнительное влияние по ходу такой коррекции;
  • для закрепления результата после специального лечения;
  • и как метод профилактики будущего функционирования челюсти.

Врачи говорят о том, что важно изначально провести соответствующую диагностику и только потом определиться с теми упражнениями, которые будут адекватными в каждом конкретном случае. Поэтому самолечение полностью исключается. Только специалист может установить, что именно подходит ребенку и подобрать лучший вариант.

Принцип действия

Чтобы добиться ожидаемого результата нужно придерживаться таких основных принципов лечения:

  • последовательность – сначала изучаются и активно используются простые упражнения, и только после их освоения можно приступать к более сложным комплексам;
  • систематичность – заниматься нужно ежедневно, регулярно, на постоянной основе, не делая длительных перерывов;
  • сознательность – лучше всего миогимнастика помогает в том случае, когда ребенок понимает, что от него требуется и с большим желанием выполняет правильные движения;
  • активность – мышцы должны совершать максимальную амплитуду;
  • индивидуальный подход – только учитывая строение челюсти конкретного ребенка можно говорить о каких-либо упражнениях, так как они не универсальны и в каждом клиническом случае применяются свои сочетания;
  • возрастные рамки – самым лучшим периодом для эффективных результатов оказывается возраст с 4 до 7 лет;
  • комплексный подход – наибольшими достижениями могут похвастаться те пациенты, которые использовали миогимнастику совместно с другими способами лечения зубочелюстных аномалий, например, комплекс Рокабадо часто дополняют аутогенной тренировкой и точечным массажем.

Плюсы и минусы

Эффективность миогимнастики определяется такими преимуществами:

  • восстанавливает полную функциональность жевательных мышц;
  • нормализует общий тонус лица;
  • улучшает работу нижней челюсти, делая ее более подвижной;
  • влияет на развитие необходимых суставов.

Достоинством метода является то, что он применим не только в ортодонтии, но и в логопедии, положительно воздействуя на дикцию.

Правда, есть и некоторые недостатки:

  • во время выполнения специальных упражнений довольно сложно контролировать правильность воздействия на нужные мышцы и точно устанавливать требуемую длительность занятия;
  • к сожалению, не все формы прикуса и других челюстных аномалий поддаются такому воздействию, а для взрослых они и вовсе оказываются малоэффективными.

Так, излишним будет совершать гимнастические мероприятия при , гипертрофии лицевых мышц, парестезии щек и других аномалий, спровоцированных патологическим строением самой кости.

Миогимнастика при неправильном прикусе

В зависимости от формы окклюзии и интенсивности дефекта, назначают следующие упражнения.

  1. Встать ровно, руки вытянуть и завести назад. Подбородок также приподнять и стараться выдвинуть его как можно сильнее вперед. Периодически возвращать в исходное положение. За один сеанс сделать до 10-15 повторений. За день нужно не меньше трех подходов.
  2. Постепенно усиливают нагрузку и уже через 30 дней усложняют. Вытягивая нижнюю челюсть вперед, стараются расположить резцы перед верхними.
  3. В дополнение предлагается совершать специальное упражнение по Рубинову. Для этого требуется смыкать и раскрывать рот без каких-либо смещений хотя бы 3-5 минут. Повторять за день не меньше пяти раз.
  1. Нужно сильно сжимать и разжимать зубные ряды. Чтобы проконтролировать, насколько хорошо справляется ребенок, можно прижать пальцы к лицу в области роста моляров.
  2. Для придания усиления, делают то же самое, но с увеличенным сопротивлением. Располагают указательный и средний палец на фронтальной части ряда и при раскрытии рта стараются помешать активным движениям челюсти. Таким образом, человек прикладывает гораздо больше усилий, хорошо прорабатывая нужные мышцы.
  3. Еще одно упражнение делается с использованием карандаша или палочки подходящего размера. На этот предмет надевают резиновую трубочку и прикусывают резцами.

Лечение предполагает такое воздействие:

  1. Языком стараются дотянуться и сильно надавить на заднюю часть неба. Делают это 3-5 минут или до первого чувства усталости мышц.
  2. Запрокидывают голову и совершают открытие и закрытие рта. Когда идет смыкание челюстей, нужно языком тянуться к дальнему краю неба.
  3. На протяжении некоторого времени подтягивают нижнюю челюсть вперед до полного перекрытия верхних резцов.

Если обнаружен : широко раскрывают челюсти, нижнюю стараясь сместить в ту сторону, где наблюдается проблемная зона. А дальше смыкают их в таком же положении и удерживают до пяти секунд.

  1. Стараются нижний ряд зубов оттянуть вперед так, чтобы он оказался впереди верхнего. Удержать положение требуется как минимум 10 секунд.
  2. Усложняют предыдущий вариант одновременными поворотами головы сначала влево, потом вправо. Повторы совершают 10 раз.
  3. Нужно поставить ноги на ширине плеч, голову запрокинуть, а руки отвести за спину. Стараться выдвигать нижнюю челюсть так, чтобы достичь смыкания зубов краями.

Упражнения для языка

Также в некоторых случаях нужна миогимнастика для коррекции положения и функционирования языка. Чаще всего ее назначают в случаях проблем с глотанием. Применяются такие упражнения:

  1. «Часики» – с тщательно сомкнутыми губами делают движения языком по кругу, проводя по внутренней стороне губ.
  2. «Непослушный язычок» – положить его в вытянутом положении, слегка выдвинув вперед. Закрывая рот, делать так, чтобы получилось «шлепнуть» его верхним рядом.
  3. «Красим потолок» – пусть ребенок представит, что язык – это кисточка, а небо – потолок. Нужно стараться провести им по верхней части слизистой с максимальной тщательностью, ничего не пропуская.
  4. «Отбойный молоток» – рот широко открывают, а языком дотягиваются до неба. В таком положении стараются быстро сомкнуть губы, сымитировав удар молотка.

В случаях с подрезанием уздечки языка предлагаются такие упражнения:

  1. Облизывают губы поочередно верхнюю и нижнюю. Движения должны проводиться от одного края к другому, а также стараются достать подбородок и край носа.
  2. Аналогично проводят им так, чтобы посчитать все зубы в ряду.
  3. Упираются кончиком поочередно в каждую щеку.
  4. Совершают щелкающие звуки, как всадник, с открытым ртом.

Повторять комплекс до десяти раз.

При трудностях глотания для разрабатывания функции передней части данного органа:

  • Язык удерживают в положении «столбика».
  • Нарезают резиновые колечки от пипетки, накладывают их на кончик языка и прижимают к альвеолам. В таком положении сглатывают и закрывают рот без смыкания зубных рядов. Важно при этом постоянно следить, чтобы резиновые колечки не соскользнули. Глотать до 10-12 раз за один подход. Начать можно с пяти или даже двух.
  • Удерживать такое же кольцо языком со сжатыми зубами. Постепенно увеличивают время выполнения от 5 до 15 минут.

Для коррекции работы средней части органа отлично подходит:

  • цоканье по 50-60 раз;
  • прижимать языком колечки к небу с сомкнутыми зубами и приоткрытыми губами.

Задняя часть разрабатывается следующим образом:

  • прополоскать горло простой теплой водой некоторое время;
  • выполнять зевающие движения.

Для губ

При проблемах их смыкания делают похожие упражнения, но в другом сочетании:

  • плотно сжав рот, проводят языком по кругу;
  • вытягивают его вперед, располагая на нижней губе, а верхней стараются ее ударить;
  • открыв рот, размещают кончик языка на небе, а при закрытии пытаются имитировать стук молотка;
  • выдвигают нижний ряд до перекрытия верхних резцов и удерживают 10 секунд такое положение;
  • усложняют действия, выполняя их с поворотами в стороны;
  • вытягивают нижнюю челюсть, запрокинув при этом голову назад.

То есть, часть упражнений повторяется аналогично некоторым другим проблемам.

Для круговых мышц рта

Следующие варианты миогимнастики особо эффективны при наличии межгубного пространства и привычке не дышать носом:

  1. Попеременно вытягивают губы вперед, как будто задувают свечку и потом растягивают их в широкой улыбке. Одновременно с этим можно пытаться выговаривать звуки.
  2. Сжать плотно губы, а носом в это время набрать максимум воздуха, чтобы раздуть щеки. Теперь можно кулаками на них резко надавить и выдохнуть. Губы при этом не разжимаются.
  3. Если присутствует такая проблема, как протрузия резцов, то опять же плотно сжимают челюсти и стараются набрать побольше воздуха. Но делают это под каждую из губ, верхнюю и нижнюю попеременно.
  4. Между рядами зажимают картонную полоску и удерживают ее до часа. Но при первых упражнениях начинают всего лишь с минуты.
  5. Для дополнительной тренировки дают ребенку дуть на какой-либо легкий перемещающийся предмет – перышко или кусочек ваты.
  6. Мизинцами растягивают уголки рта, а мышцами при этом пытаются их свести вместе.
  7. Делают ватные валики и закладывают под губы возле уздечки с обеих сторон. Стараются произносить глухие звуки (п, м, б).

Как повысить эффективность упражнений?

Чтобы добиться наилучших результатов, нужно придерживаться определенной техники и следующих правил:

  1. Активно работать мышцами с максимальной амплитудой.
  2. Но при этом выдерживаются физиологические пределы допустимых движений.
  3. Постепенно увеличивают скорость, интенсивность и сложность каждого упражнения.
  4. Для сохранения безопасности, нужно давать мышцам отдыхать ровно столько времени, сколько они перед этим работали.
  5. Каждое движение повторять до тех пор, пока не почувствуете усталость.
  6. Для занятий выделять определенное время и точно следовать ему на регулярной основе.

Видео: о миогимнастике.

Специальные приспособления

Также в ортодонтии дополнительно используются такие вспомогательные средства:

  • Вестибулярные пластинки – их надевают на время сна с целью нормализации дыхания и коррекции положения языка и нижней челюсти. Вкладывать ее нужно с помощью большого пальца, одновременно вытягивая особое кольцо.
  • Металлический диск – ориентирован на отучение ребенка от вредных привычек по типу сосания пальца, а также исправление ротового дыхания и дистального прикуса. Нужно сомкнуть диск губами, а нижнюю челюсть при этом выдвинуть слегка вперед. Требуется следить, чтобы его положение было строго горизонтальным.

Во всех упражнениях исходное положение - сидя на кровати по-турецки, плечи опущены, спина прямая.

Упражнение 1. Втягивайте губы трубочкой, надувайте щеки и перемещайте воздух попеременно из одной щеки в другую. При этом произносите гласные «о», «а», «у». Повторите упражнение 3-4 раза.


Упражнение 2. Сделайте вдох через нос, выдох через рот. При этом губы должны быть расслаблены. Затем повторите упражнение, но только вытянув губы трубочкой, как в поцелуе. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 3. Вдохните через рот сквозь сжатые зубы и задержите дыхание. Выдохните через левый угол рта, а затем через правый. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 4. Сожмите губы, но не поджимайте их. Напрягите уголки рта, будто засасываете два кусочка лимона к задним зубам. Зубы не сжимайте. Попробуйте приподнять уголки рта в едва заметной улыбке. Теперь, наоборот, слегка опустите. Подвигайте пальцы в уголках рта крохотными пульсирующими движениями вверх-вниз до счета 30. Расслабьтесь.

Упражнение 5. Сожмите губы (но не поджимайте), зубы не стискивайте. Постукивайте указательным пальцем по середине губ. Медленно отнимайте палец от губ (но не до конца), пока не почувствуете жжение. После этого делайте пальцем быстрое пульсирующее движение вверх-вниз до счета 30. Расслабьтесь.

Эффект: исчезает возрастная «печальная маска» - опущение губ; увеличиваются губы и убираются морщинки вокруг них.

Упражнения для рта - комплекс упражнений "между делом"

Данный комплекс упражнений для укрепления круговой мышцы рта особенно рекомендуется для офисных работников

Во всех упражнениях исходное положение - сидя, упор спиной в спинку стула, руки расслабленно лежат на коленях.

Упражнение 1. Расширив ноздри, глубоко вдохните через нос, надуйте щеки и с силой толчками выдыхайте воздух через сомкнутые губы. Повторяйте это упражнение 3-4 раза.


Упражнение 2. Произносите звуки «а», «и», «у», «о», «ы», повторяя их 5-6 раз.

Упражнение 3. Сделайте вдох через нос, пытаясь вытянуть губы вперед трубочкой. Тремя пальцами удерживайте уголки рта. Спокойный выдох через рот. Выполните упражнение 4 раза. Движение должно быть энергичным.

Упражнение 4. Медленно открывайте и закрывайте рот, задерживаясь в положении с открытым ртом.


Упражнение 5. Приоткройте рот наполовину, втяните губы внутрь. Напрягитесь и задержите положение на несколько секунд, затем расслабьтесь и повторите все это 5 раз.

Упражнение 6. Поднимайте каждый угол рта отдельно, затем вместе.

Упражнение 7. Сжав губы, заверните их внутрь, пока они не исчезнут.

Упражнение 8. Поочередно опускайте углы губ, удерживая это положение несколько секунд.

Упражнение 9. Указательные пальцы поместите на углы рта и попытайтесь улыбнуться. Пальцами создавайте напряжение. Затем расслабьтесь. Повторите 20 раз.

Упражнение 10. Опускайте оба угла губ вместе, удерживая это положение несколько секунд.

Упражнение 11. Поднимайте правую сторону губ вверх, затем опускайте вниз; то же - левой стороной.


Упражнение 12. Двигайте обеими сторонами губ вверх и вниз.

Упражнение 13. Поместите пальцы рук над губами и начинайте постепенно их сводить вместе. Пространство между ними должно потеплеть и стать мягче. Медленно расслабьте мышцы рта.

Эффект: укрепление всех мышц вокруг рта, расправление вертикальных складок у рта, разглаживание морщин на верхней губе.

Упражнения для щек - комплекс упражнений "утренний"

Этот комплекс упражнений для щек выполняется сразу после пробуждения.

При выполнении этих упражнений исходное положение - сидя на кровати по-турецки, плечи опущены, спина прямая.

Упражнение 1. Спокойно и глубоко вдохните через нос - крылья носа напрягаются. Медленно, равномерно до конца выдохните через рот 2-3 раза с интервалом 3-4 с.

Упражнение 2. Глубоко вдохните через нос. Задержите дыхание - внутренние мышцы лица напрягаются, к лицу приливает кровь. Не вдыхая, при сомкнутых губах, надувайте щеки. Через 2-3 с с силой и напряжением толчками выпустите воздух через рот. Повторите 2-3 раза.

Упражнение 3. Глубоко вдохните через нос, одновременно втягивая щеки. После небольшой, на секунду, задержки дыхания сделайте выдох через рот (медленный, равномерный) при слегка сомкнутых губах, щеки надуты. Повто¬рите 2 раза.

Упражнение 4. Наберите воздух в рот и «покатайте шарик» вверх, вниз, вправо, влево.


Упражнение 5. Прижмите указательные пальцы к верхней части щек. Откройте рот и медленно раздвиньте губы так, чтобы они образовали овал. Улыбнитесь и почувствуйте, как напрягаются мышцы под пальцами. Повторите 10 раз.

Упражнение 6. Сожмите губы и надуйте щеки. Приложите пальцы к щекам и нажмите, держа губы сомкнутыми и не выпуская воздух. Сосчитайте до 10, затем расслабьтесь и повторите упражнение 10 раз. Постепенно доведите счет до 30.

Упражнение 7. Левой рукой захватите правую щеку таким образом, чтобы большой палец попадал на внутреннюю со стороны рта часть щеки, а остальные плотно прилегали к коже, идущей от крыльев носа к уголкам губ. Вдыхая через нос, попытайтесь улыбнуться. Мышцы щеки сократятся, а пальцы рук будут им противодействовать. Во время отдыха пальцы разжимаются. Сделайте по 2 раза для правой и левой сторон.

Упражнение 8. Надуйте левую щеку и выдохните через левый уголок рта. Затем надуйте правую щеку и выдыхайте через правый уголок рта. Повторите 3-4 раза.

Упражнение 9. Правой рукой фиксируйте левую половину шеи. Три пальца левой руки - на левом углу рта. Делайте вдох через рот, сокращенные мышцы оттягивают вниз левый угол рта, рука удерживает его на месте. Во время выдоха мышцы расслабляются.

Упражнение 10. Представьте две точки: одну посередине верхней, другую посередине нижней губы. Откройте рот и растягивайте обе точки так, чтобы образовался правильный овал (верхняя губа при этом прижата к зубам). Пальцы поместите, не надавливая, на верхнюю часть щек. Удерживая «овал», улыбнитесь уголками рта. Теперь опустите уголки. Быстро повторите.

Упражнение 11. Откройте рот и закатите нижнюю губу внутрь, устроив ее на нижних зубах. Оттяните уголки рта к задним зубам и плотно закатите их внутрь рта. Верхняя губа прижата к зубам. Указательный палец - на подбородке, чтобы обеспечить легкое сопротивление. Открывайте и закрывайте челюсть медленным черпающим движением. Выдвигайте подбородок на 1 см после каждого движения. Когда подбородок будет смотреть в потолок, задержитесь и сосчитайте до 30. Расслабьтесь.

Упражнение 12. Выдвиньте нижнюю губу вперед как можно дальше. Затем резко втяните ее внутрь и накройте ее напряженной верхней губой. При правильном выполнении вы ощутите напряжение мышц в области щек.


Упражнение 13. Попробуйте мигнуть одним глазом, не закрывая его. Вы должны почувствовать, как приподнимаются мышцы щек. Повторите 10 раз, а затем сделайте то же с другой щекой.

Эффект: укрепляются мышцы щек и шеи, поднимается обвисшая кожа щек, исчезает эффект «запавших» глаз, улучшается овал лица.