Значение носового дыхания для развития детей. Формирование правильного дыхания у детей. Защитная функция носа

То, как мы дышим - быстро или медленно, поверхностно или глубоко, грудной клеткой или животом - влияет на наше настроение, уровень стресса, кровяное давление, иммунную функцию и многие другие процессы в организме.

Большинство людей не контролирует свое дыхание. Следует отметить, чем выше частота дыхания, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем со здоровьем.

Итак, как же дышать правильно и с пользой для здоровья?

Первое и самое важное правило здорового дыхания - всегда дышите носом, даже во время физических упражнений.

Дыхание через нос является наиболее правильным и оптимальным, в то время как дыхание ртом снижает оксигенацию тканей, повышает частоту сердечных сокращений и кровяное давление, а также имеет множество других неблагоприятных последствий для здоровья.

Преимущества носового дыхания очевидны.



Во-первых, носовое дыхание помогает бороться с инфекциями. Наш нос - единственный орган, который способен правильно «подготовить» воздух, которым мы дышим. Воздух, проходя через носовые ходы, нагревается, увлажняется, кондиционируется и смешивается с оксидом азота, который выполняет две важных функции: убивает патогенные микроорганизмы и действует как сосудорасширяющий агент в дыхательных путях, артериях и капиллярах.

При дыхании через рот отсутствуют барьеры, препятствующие попаданию болезнетворных микробов в организм.

Во-вторых, носовое дыхание обеспечивает лучший кровоток и объем легких. Расширение сосудов под воздействием оксида азота увеличивает площадь поверхности альвеол, в результате чего кислород в легких поглощается более эффективно.

Носовое дыхание (в отличие от дыхания через рот) улучшает кровообращение, повышает уровень кислорода в крови и уровень углекислого газа, замедляет частоту дыхания и увеличивает общий объем легких.

Постоянное дыхание через рот вызывает сужение дыхательных путей.
При дыхании через рот происходит чрезмерная стимуляция легких кислородом, но поскольку поступающий таким образом воздух не увлажнен, а сосуды недостаточно расширены, то фактическая абсорбция кислорода через альвеолы значительно ниже, чем при носовом дыхании.

В-третьих, носовое дыхание участвует в терморегуляции организма, помогая поддерживать температуру тела.

В-четвертых, дыхание через нос улучшает мозговую деятельность и функционирование всех органов и систем организма.

Гипоталамус - небольшая область в промежуточном мозге, включающая в себя большое число групп клеток (ядер), которые регулируют нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз организма. Гипоталамус отвечает за многие функции в нашем организме, особенно те, которые мы считаем автоматическими: сердцебиение, кровяное давление, жажда, аппетит, циклы сна и бодрствования. Он также отвечает за выработку химических веществ, влияющих на память и эмоции.

Носовое дыхание, как часть дыхательного процесса в организме, также контролируется гипоталамусом. При увеличении воздушного потока через правую ноздрю наблюдается повышение активности левого полушария мозга, отвечающего за логику и анализ, а при увеличении воздушного потока через левую ноздрю наблюдается повышение активности правого полушария мозга, отвечающего за обработку невербальной информации и пространственную ориентацию.

При дыхании через рот мы отказываем в оптимальной оксигенации нашему сердцу, мозгу и всем другим органам, в результате чего могут развиться аритмии и другие сердечные заболевания.

В пятых, носовое дыхание помогает при высоких физических нагрузках, в том числе во время тренировок.

В легких кислород извлекается из поступающего воздуха прежде всего на выдохе. Когда мы выдыхаем воздух через нос, в дыхательных путях создается сопротивление, что приводит к замедлению скорости выдыхаемого воздуха, при этом в это же самое время увеличивается поглощение кислорода легкими. Углекислый газ - это не просто отходы жизнедеятельности нашего организма, он играет большую биологическую роль, одной из которых является помощь в утилизации кислорода.

Когда уровень углекислого газа в нашем организме слишком низкий, происходит нарушение кислотно-щелочного равновесия, изменяется pH крови, что приводит к ухудшению способности гемоглобина выделять кислород нашим клеткам (эффект Вериго – Бора). Эффект Вериго-Бора был открыт независимо друг от друга русским физиологом Б.Ф. Вериго в 1892 году и датским физиологом К. Бором в 1904 году, и заключается он в зависимости степени диссоциации оксигемоглобина от величины парциального давления углекислоты в альвеолярном воздухе и крови. При снижении парциального давления углекислого газа в крови сродство кислорода к гемоглобину повышается, что препятствует переходу кислорода из капилляров в ткани.

Носовое дыхание создает примерно на 50 % больше сопротивления воздушному потоку у здоровых людей, чем дыхание через рот, а также помогает замедлить дыхательный цикл, уменьшить количество дыхательных движений, что приводит к увеличению поглощения кислорода на 10-20 %.

Таким образом, если мы хотим улучшить свои физические показатели, во время физических нагрузок следует дышать носом. Интенсивность занятий спортом необходимо регулировать в соответствии с дыханием. Если вы чувствуете, что дыхания носом вам не хватает, необходимо снизить темп тренировки. Это временное явление, через довольно быстрый промежуток времени организм начнет приспосабливаться к повышенному уровню углекислого газа.

В шестых, носовое дыхание обладает терапевтическим действием. При правильном дыхании через нос можно снизить артериальное давление и снизить уровень стресса.

Дыхание через рот может привести к нарушению прикуса, изменению анатомии лица у детей, ухудшает качество сна, в результате чего мы выглядим и чувствуем себя уставшим. Также при дыхании через рот ускоряется потеря воды, в результате чего возможно обезвоживание.

При дыхании через рот пропускается много важных этапов в этом физиологическом процессе, что может привести к проблемам со здоровьем, таким как храп, ночное апноэ. Дыхание через рот способствует гипервентиляции, которая фактически снижает оксигенацию тканей. Дыхание ртом также приводит к снижению уровня углекислого газа в организме и снижению способности легких отфильтровывать токсичные загрязнения, поступающие из воздуха.

Дыхание ртом можно использовать в экстренных случаях. При гипоксии наш организм рефлекторно реагирует на недостаток кислорода, начиная зевать, пытаясь таким образом увеличить количество поступающего воздуха.

В следующий раз мы рассмотрим несколько техник контролируемого дыхания, которые помогут вам улучшить свое здоровье.

Дышите правильно и будьте здоровы!

Источники: http://www.whogis.com/ru/

Не каждый понимает, насколько важно свободное носовое дыхание. Более того, мало кто знает, что даже несущественное его нарушение может значительно повлиять на состояние многих систем органов человека и на общее самочувствие. Важно своевременно лечить любые заболевания верхних дыхательных путей, в том числе и банальный насморк, который некоторые люди не считают болезнью.

Как осуществляется носовое дыхание

Как известно, носовая полость разделена на 2 равнозначные части перегородкой. Каждая доля включает 3 носовые раковины, образованные костными выступами, под которыми находятся 3 хода. В них располагаются особые отверстия, соединяющие назальную полость с придаточными пазухами. Все эти образования выстланы специфической слизистой оболочкой.

Попадая в носовую полость, воздух преодолевает довольно извилистый путь пока дойдет до носоглотки. Благодаря такой витиеватой траектории движения, он соприкасается со значительной площадью поверхности назальных углублений. Данная особенность позволяет более тщательно очистить воздух от различных микрочастиц: пылинок, вирусов, бактерий, аллергенов и т. п.

Такой процесс обработки становится возможным за счет нескольких факторов:

  • мелких щетинистых волосков, задерживающих наиболее крупные частички;
  • вырабатываемой специальными клетками слизи, к которой прилипают мелкие крупинки.

Кроме этого, назальная жидкость обладает довольно интересной структурой. В нее входят особые антитела, способные эффективно бороться с множеством микроорганизмов за счет проявления бактерицидного действия в отношении патологической флоры.

В здоровом состоянии слизистая пленка обновляется ориентировочно каждые 10-20 минут. Отслужившая оболочка при помощи ресничек клеток переносится в пищеварительный тракт. Если же слизистая пленка под влиянием внешних факторов становится довольно густой и трудноудаляемой либо тонкой и очень жидкой, то происходит закупорка придаточных пазух. Это создает препятствие для свободной циркуляции воздуха и затрудняет дыхание.

Чем мощнее выражена инфекционная агрессия, тем больше приходится трудиться слизистой оболочке носовой полости над выработкой назальной жидкости. Ведь в ней скапливаются патогенные микроорганизмы и токсические продукты их распада и жизнедеятельности.

Значение носового дыхания

Носовое дыхание у детей и взрослых осуществляется через нос с придаточными пазухами, гортань, глотку и трахею. Назальную полость образно называют также «воротами легких», и она выполняет несколько функций:

  • дыхательную;
  • обонятельную;
  • резонаторную;
  • защитную.

Проходя через полость носа, воздух очищается , увлажняется и согревается. К тому же слизистая оболочка наделена нервными окончаниями (рецепторами), обеспечивающими рефлекторную связь с другими органами. Импульсы, поступающие во время выдоха и вдоха, имеют довольно большое значение для поддержания естественного функционирования всей системы органов дыхания.

Именно через нос человек определяет запахи, благодаря выполнению обонятельной функции люди стараются оградиться от вдыхания воздуха, содержащего вредные примеси, а также от употребления недоброкачественной пищи.

Носовая полость также сообщается с ушными каналами. Именно поэтому затрудненное дыхание нередко провоцирует нарушение слуха . Часто возникающая заложенность носа приводит к развитию хронических заболеваний, таких как ринит, гайморит, отит, головные боли и т.д.

Подобные недостатки выключенного назального дыхания в подавляющем большинстве случаев сказываются на характере звучания речи:

  • произношение становится хриплым, неровным;
  • появляется гнусавость.

Это происходит по причине затруднения либо полного отсутствия функционирования резонаторов голоса. Однако при выполнении специальных дыхательных упражнений количество проблем с носовым дыханием обычно существенно снижается.

Многочисленные исследования ученых доказывают преимущество назального дыхания перед ротовым. В случае заложенности носа нарушается газообмен в легких, что приводит к серьезным заболеваниям.

Регулярные осложнения, затрагивающие верхние дыхательные пути, безусловно, больше сказываются на растущем организме. Постоянное вовлечение в газообмен рта нередко становится причиной деформации лицевого скелета и грудной клетки, неправильного прикуса, нарушения вентиляции легких и появления других патологий. В связи с этим важно понимать, что нужно обращать внимание на носовое дыхание и в случае возникновения даже незначительных изменений предпринимать требуемые меры.

Всем известно, насколько важным является дыхание для поддержания жизненных функций организма. Но мало кто задумывается о том, как может влиять даже незначительное нарушение нормального носового дыхания на состояние различных систем органов человека.

Различные аномалии верхних дыхательных путей, не выявленные своевременно и не вылеченные заболевания (аденоиды, синуситы, риниты, искривление носовой перегородки и др.), а так же ряд других причин может приводить к развитию трудно устранимых или неустранимых вообще патологических изменений в слизистой оболочке носа, к нарушению нормального носового дыхания, что в дальнейшем способствует возникновению заболеваний различных систем организма.

Из-за затруднения носового дыхания, происходит «переход» на дыхание через рот. Такие люди обычно спят с открытым ртом, сон у них беспокойный, прерывистый и, нередко сопровождается храпом. Как бы долго они не спали, пациенты с нарушенным носовым дыханием постоянно жалуются, что не высыпаются, поэтому обычно выглядят вялыми и апатичными. У школьников, студентов, по этой причине часто отмечается снижение успеваемости, происходит ослабления памяти и внимания, у взрослых людей отмечается снижение работоспособности, они становятся раздражительными.

В носу вдыхаемый воздух очищается, увлажняется, согревается. При дыхании через рот в лёгкие поступает неочищеннный (это при нашей-то экологической обстановке!!!), сухой и холодный воздух, что неминуемо влечёт за собой заболевания лёгких и бронхов.

Часты у таких пациентов и жалобы на головную боль, как результат затрудненного оттока крови и лимфы от головного мозга, такое состояние объясняется застойными явлениями в полости носа.

Наиболее опасно «неправильное дыхание» для растущего организма. Постоянное дыхание через рот приводит к деформации лицевого скелета. У таких детей часто формируется неправильный прикус. В результате длительного затрудненного носового дыхания деформируется грудная клетка. Нарушается вентиляция легких, снижается насыщение крови кислородом, уменьшается количество эритроцитов и содержание гемоглобина.

При дыхании через рот наблюдается меньшее сопротивление току воздуха, в результате чего подавляется развитие положительного и отрицательного давления в грудной полости., необходимого для нормального функционирования сердца.

Таким образом, нарушение носового дыхания отражается не только непосредственно на органах дыхания, но также может привести к значительным патологическим изменениям во всем организме. Когда человек переходит на дыхание через рот, нарушается весь механизм функционирования различных органов и систем. Нарушается дыхательный ритм, отток крови и питание мозга, и как следствие - ухудшение памяти, мыслительных способностей, нарушение состава крови, функций сердечно сосудистой системы…

Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, чта человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом («ух!»). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.

Носовое дыхание. Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастании лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. У Гигиена дыхания. Каждый человек должен активно добиваться, «Ггобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания-это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.

Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхатель­ную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диф­фузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участ­вует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью

Значение носового дыхания для организма

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глу­боким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого коли­чества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика че­репа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утом­ляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к рас­стройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей — эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искрив­ляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очи­щение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Related Posts

    Нижняя стенка полости носа образована В формировании скАта носа участвует На латеральной стенке полости носа…

    перфорация дна полости носа возможна при резекции верхушки корня зуба при хроническом полипозном этмоидите отсутствует…

    Кровоснабжение полости носа происходит из a. sphenopalatina, аа. ethmoidales anterior et posterior, a. nasopalatina (ветвь…

    Свежие записи

  • Выберите рубрику — Вандышев А. Р. Медицина катастроф. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с 17 Органы чувств №1 Стоматология 18 Органы чувств № 2 Стоматология 28 студ. слюнные стоматологи 32 студ. Пищевод стоматологи 33 студ. кишечник стоматологи 34 студ. Печень стоматологи 8. Список литературы по теме занятия Alpha Bio Tec SPI Подлинный Спиральный Иплантат Cоциология А. А. Тимофеев РУКОВОДСТВО по челюстно — лицевой хирургии и хирургической стоматологии том 1 Алгоритм Классической техники при установке имплантатов AlphA Bio Tec АНТИБИОГРАММА Артикаин с вазоконстриктором БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ К КУРСОВОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 СТОМАТОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА Биоэтика в работе практикующего врача-стоматолога Боль в стоматологии Борьба с перек­рестной инфекцией во время стоматологического Брекеты Бухгалтерский учет и аудит Виниры Вич в стоматологии Возможно ли одновременное проведение непосредственной имплантации Возрастные и индивидуальные особенности костно-мышечных структур глубокой области лица и их использование в стоматологии Вопрос ответ Вопросы ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы для экзамена, 2009. Стоматология. (1) ВОПРОСЫ К КОМПЬЮТЕРНОМУ ТЕСТУ (после цикла) ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы к тестам стоматологи Вопросы к экзамену по детской стоматологии (V курс) Вопросы организации стоматологической помощи в России Вопросы по ортопедической стоматологии Вопросы по стоматологии зачет Воспалительные заболевания - сиалоадениты Воспалительные заболевания в челюстно-лицевой об­ласти у детей Выравнивание зубов Гаврилов Ортопедическая стоматология Геморрагические синдромы и диатезы Гигиена полости рта Гигиена полости рта — метод профилактики стоматологических заболеваний ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ В СТОМАТОЛОГИИ Дезинфекция в стоматологии Детская стоматология все бырты в одном Детская терапевтическая стоматология Диспансеризация детей у стоматолога Заболевания зубов и полости рта Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии, ВЧЛХ, ЛФК Задачи к экзамену по терапевтической стоматологии (III курс) Зеленский, Мухорамов_Детская хрургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия Зубная коронка Зуботехническое дело в сто­матологии Имплантация Имплантация зубов Использование свойств имплантата для обеспечения успешности непосредственной имплантации Исправление прикуса История кафедры хирургической стоматологии Кариес Кариес зубов Классификация стоматологических предраковых заболеваний Классификация стоматологических цементов+ СИЦ КЛИНИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Книги Коллекция рентгенограмм по стоматологии Компания Alpha Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы Лазеры и лазерные установки в стоматологии: описание, классификация и характеристики ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК для студентов — стоматологов Лекарственные средства в стоматологии ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ Лекции за 1 курс по общей стоматологии Материаловедение — наука о свойствах материалов, их происхождении, строении и возможных изменениях, происходящих в этих материалах под влиянием различных факторов МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Маткматика и Физика Мепивакаин без вазоконстриктора Мепивакаин с вазоконстриктором МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Методичка — Пропедевтика терапевтической стоматологии Методичка этика право менеджмент На приеме у стоматолога НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В АМБУЛАТОРНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Неотложные состояния в стоматологической практике Новости Новости ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ Общее обезболивание в детской стоматологии Общие вопросы Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению. Профилактика Организация стоматологической помощи населению Организация терапевтического Отделения стоматологической поликлиники Ортодонтия Ортопедическая стоматология Ортопедическая стоматология Прикладное материаловедение Ортопедическая стоматология Учебник М. З. Миргазизова ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Ортопедия Ортопедия и зуботехника в условиях современного высокотехнологичного окружения и ужесточающийся конкуренции Оснащение и оборудование стоматологического кабинета Основные методы рентгенодиагностики, применяемые в стоматологии. Рефер ОСНОВЫ ОРТОДОНТИИ Основы терапевтической и ортопедической стоматологии Отбеливание зубов Ответы на вопросы Ответы на экзаменационные вопросы для стоматологического факультета(зи Ошибки В ортопедической стоматологии Пародонтит Патан стомат (сит задачи) ответы Патофизиология для стоматолога Педагогика Первичная профилактика стоматологических заболеваний (методичка) ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА КОММУНАЛЬНОМ УРОВНЕ Планы практических занятий для специальности стоматология Показания Полная верхнечелюстная реабилитация с опорой на имплантаты ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА-ТЕРАПЕВТА Право Право, юриспруденция Предисловие терпевтической стоматологии Предпринимательство в здравоохранении Стоматологическая клиника Применение имплантатов в стоматологии Применение термопластических материалов в стоматологии Примеры задач к экзамену по пропедевтике стоматологических заболеваний Проект стоматологического центра Производство ПРОКЛАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СТОМАТОЛОГИИ Протезирование ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОФИЛАКТИКА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие Психология ПУТИ РАЗВИТИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РАЗВИТИЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №______ Реставрация зубов Руководство по ортодонтии 2020 Руководство по ортопедической стоматологии РУКОВОДСТВО ПО ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Семинары стоматологам Скачать Современные методы дезинфекции и стерилизации в стоматологии СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МЕСТНОГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ ССС стоматологи, методичка для студентов Статьи стоматолог клиника Стоматологи — Тема № 3 ВСМК — занятие 1 Аудиторная (новая 11.01.08) Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Аудиторная Стоматологи — Тема № 6 ВСМК — занятие № 1 Стоматологи барьеры, вопросы, обращения Стоматологи Тема № 3 ВСМК(занятие № 1+занятие № 2) СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ИМПЛАНТОЛОГИЯ Стоматологическая клиника «Береги зубы смолоду» Стоматологическая клиника с нуля Стоматологический СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЕВРОПЕ Стоматология: Учебник Таблицы по количеству введения анестетика в детской стоматологии при проводниковой анестезии ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН практических занятий по кожным и венерическим болезням для студентов IV курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН ПРАКТИЧНИХ занять по шкірним та венеричним хворобам на для студентів IV курсу СТОМАТОЛОГІЧНОГО факультету Терапевтическая стоматология Тест по хирургической стоматологии 3 курс Тесты для стоматологического факультета Тесты для студентов стоматологического факультета ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Требования к стоматологическому креслу Удаление зуба Установка дентальных имплантатов Физиотерапия в стоматологии Философия Хирургическая стоматология. Робустова Т. Г ЧАСТИЧНЫЕ СЪЕМНЫЕ ПРОТЕЗЫ Чистка зубов Экзаменационное задание для института стоматологии Экзаменационные билеты по пропедевтике Экзаменационные вопросы Экзаменационные вопросы для стоматологического факультета ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Экология Экономика Эргономика работы врача-стоматолога и ассистента Этика в стоматологииавторитет врач ЭТИОЛОГИЯ и ПАТОГЕНЕЗ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ Этические проблемы в стоматологии
  • Свежие комментарии