Мировое дерево иггдрасиль и 9 миров. Вселенная Викингов. Мировое дерево Иггдрасиль. Что это такое

Те, кто не знаком близко со скандинавской мифологией и аниме-культурой, вряд ли слышали о древе Иггдрасиль и о том, насколько оно важно для всего сущего. Многие люди недооценивают важность мифологических сюжетов, в которых зачастую скрыты очень нужные для человечества знания под видом метафор и аллегорий. Что же это за дерево такое, как оно выглядит и в чем его особенность, подробно рассказывается в этой статье.

Что это такое?

Ясень Иггдрасиль, Мировое Древо, Космическое Мира, Игдразил - это все об одном и том же символе, который заключает в себе всю концепцию строения и бытия нашей вселенной. Обычно его изображают в виде исполинского дерева с широкой кроной и корневой системой, схожих по размерам (как отражение в воде).

Германо-скандинавская мифология утверждает, что корни этого дерева связывают три нижних мира, ветви - три верхних, а также, переплетаясь между собой, они дополнительно удерживают в равновесии три срединных мира, к которым относится и наш, физический мир. В сказаниях утверждается, что Мировое древо выросло еще до появления богов, планет, то есть, по сути, является основой всего мироздания.

Как выглядит дерево Мира с точки зрения мифов?

Описание древа Иггдрасиль лучше начать с представления того, что наша Вселенная - это сосуществование нескольких параллельных миров, девяти, по сведениям из эзотерических раритетных трудов, которые находятся на трех уровнях:

  • Нижний, или подземный уровень, состоящий из трех миров.
  • Средний - уровень людей.
  • Высший, небесный.

Древо Иггдрасиль имеет три корня, каждый из которых пронизывает все три уровня, питаясь от особого источника: средние миры питает Урд, нижние - Кипящий Котел (на скандинавском это звучит, как Хвергельмир), а небесные миры питаются от источника Мимира. Именно благодаря Космическому Древу все эти девять миров взаимодействуют, образуя единую Вселенную. В исторических источниках Иггдрасиль часто изображают с животными или птицами в ветвях, иногда с драконоподобным ящером (или змеем), который извивается между корней.

Каждый лист Иггдрасиля (иногда плоды) часто изображается в виде звезды и символизирует прошлое и будущее, то есть судьбу, при этом само древо покоится на вершине горы, иногда - некоего столба или колонны.

Небесные миры: где живут боги?

Верхний уровень состоит из трех миров (впрочем, как и все остальные уровни), каждый из которых имеет своих жителей, энергетику и символические образы:

  • Асгард возвышается над всеми мирами. Именно там находится вожделенная Вальхалла и обиталище верховных богов-асов, таких как Тор, Один, Фригг. Здесь живут Хранители вселенского прядка, которые следят за гармонией во всех мирах.
  • Ванахейм. Здесь царит покой, умиротворенность, и при этом изобилие. В этом мире проживают божества, уступившие асам право первенства, хотя иногда на этой почве между ними все равно возникают разногласия. Близнецы Фрейр и Фрея, их отец Ньорд - самые яркие представители этой территории, отвечающие за плодовитость любого рода, продолжения рода и сексуальность в целом. Сельское хозяйство - тоже их парафия. По преданиям, вход в это место находится в районе Черного моря, некоторые исследователи даже указывают на Керченский пролив и утверждают, что Ванахейм и Сарматия - это одна и та же точка на карте, только параллели разные.
  • Льесальвхейм считается миром светлых энергий и вечного веселья: в нем живут эльфы (альвы, как их называют германцы), добрые духи и другие положительные существа. Людей здесь совсем нет. У этого мира имеется второе название - Альвхейм, что дополнительно указывает, кто в нем обитает.

Средний мир - мир людей

Ветви Иггдрасиля простираются очень широко, охватывая также все три срединных мира, в которых проживают следующие смертные существа:

  • Мидрагд (дословно так и переводится: среднее место) - основное пространство для проживания людей, в котором заключены физические объекты: материки, океаны и моря. Энергии этого пространства настроены на самый низкий уровень, доступный для понимания, и все материальное, что существует во Вселенной, но при этом чувства, сильная воля и крепкий дух - это тоже свойства Мидгарда.
  • Етунхейм - мир, который населяют основные противники высшего мира и их обитателей. Это Етуны - великаны, которые по возрасту старше некоторых богов и неимоверно сильные. От Асгарда этот мир отделен только рекой Ивинг. Считается, что Утгард (второе название этого места) является сосредоточением интеллекта, силы ума и безграничной фантазии. Все эти аспекты выступают самыми сильными во всех мирах.
  • Муспельхейм - этот мир в переводе означает «огненная земля», и вот почему: его населяют существа из огня, которых называют турсами. Они владеют мощной силой преображения, причем в оба направления: как на созидание, так и на разрушение. Этот мир существовал еще до появления всех остальных и всегда считался обителью страсти. По древним легендам, правитель Муспельхейма, огненный бог Сурт, во время Рагнарека (апокалипсис в скандинавской мифологии) сожжет собой все живое.

Нижние, или подземные миры

В самом низовье древа Иггдрасиль расположено три темных царства, которые населяют не самые дружелюбные существа:

  • В Хельхейме царствует дочь Локи, а дорогу к ней охраняет верный пес Гарм. Это место - завершение пути всего, что умерло своей смертью: будь то старый человек, осенний лист или увядший цветок. Также сюда попадают те, кто умер от голода или жажды, завершая свой жизненный цикл в мире мертвых.
  • Нифльхейм - древнейший мир холода, тьмы и полнейшего застоя, когда нет возможности сделать малейшее движение. По легендам, именно из соединения энергий этого мира с энергиями Муспельхейма родилось первое существо, давшее жизнь всем остальным. Его звали Имиром.
  • Свартальфахейм располагается между миром людей, Мидгардом, и миром мертвых, Хельхеймом, и является прибежищем двергов (цвегри, дворги, или попросту гномы). Эти темные духи подземного мира являются властелинами всех драгоценностей, хранящихся под землей, и непревзойденными умельцами, которые изготовили оружие самих верховных богов.

Символика животных, которые связаны с Мировым деревом

В разных частях этого волшебного дерева обитают животные и птицы, имеющие особый, скрытый смысл. Например, среди ветвей древа Иггдрасиль живут четыре оленя, которые активно поедают его листья, символизируя то, что нет ничего вечного.

В кроне, на самой вершине, сидит огромная птица, похожая на орла (один из ипостасей Одина), а на его макушке, ближе к межбровью - ястреб, который зорко следит за всем происходящим. Ведрфельнир (так его имя) символизирует то, что ничто не скроется от глаз великого бога.

На противоположной стороне, у корней Дерева жизни, суетится похожий на дракона змей Нидхегг, который жаждет умертвить волшебный ясень, подгрызая ему корни. Это еще один мифический символ постоянной битвы между жизнью и смертью во всей вселенной, во всех мирах. По стволу всего дерева неустанно скачет белочка, которая переносит слова-сообщения от ворона к змею и обратно.

Ее имя - Рататоск, что означает Древозуб, или Острозуб (по разным источникам). Внешне милое существо на самом деле коварное: оно искажает смысл передаваемых сообщений, обильно добавляя бранные слова, чтобы разжечь ненависть между двумя собеседниками, которые никогда не видели друг друга, так как не могут оставить свой пост.

Что дает дереву силу для функционирования?

Большое значение для древа Иггдрасиль имеют норны - это аналоги которых имеются во многих культурах (мойры, парки). Самая юная, Скульд, является богиней будущего, женщина средних лет Вердани - это богиня настоящего, Урд - дряхлая старушка, ведающая прошлым.

Живут эти богини в Миргарде у волшебного источника, который называют Урдом (по имени одной из норн). Он считается священным, с живой водой. Ежедневно поливают богини древо жизни, которое со всех сторон истязают животные, и таким образом восстанавливают его, поэтому стоит оно вечнозеленое и раскидистое, связывая не только девять миров, но и три временных пространства: прошлое, настоящее и будущее.

Связь с древними рунами

Переплетение дорог между девятью мирами образует руны, таинственные буквы древних скандинавов. Всего их двадцать четыре. Девять из них, которые не меняют своего изображения при повороте на 180 градусов, обозначали сами миры, что говорит о хорошо развитой системе аналогов миров, соединяющих их путей и происходящего во Вселенной. По этой причине Иггидрасиль довольно часто изображали в обрамлении с этими буквами, подчеркивая их важность.

Символ Древа жизни в разных культурах

В наше время довольно часто можно встретить фото древа Иггдрасиль в виде татуировок, амулета-кулона, рисунка, вырезанного на маленьком кусочке дерева, или просто как принт на одежде. Очень часто эти изображения дополняют рунические надписи.

Что это - дань моде или владение скрытыми знаниями, которые открывают дверь в неведомый мир? Стоит заметить, что образ священного Дерева жизни присутствует у многих народностей: у саксов это Ирминсуль, у майя - Ячкхе, в исламской традиции его называют Деревом счастья, а в индуизме - Деревом Асвафа. Это говорит о том, что суть данного образа как единства Вселенной еще не единожды будет затрагиваться мировыми искателями тайных знаний.

Именно с этой стороны и нужно рассматривать легенду о Мировом Древе Иггдрасиль в Скандинавской мифологии.

Иггдрасиль:

Игг - разновидность ясеня;

Дра - дерево;

Силь - вселенское.

Считается, что Иггдрасиль - это ясень, но на нем растут все плоды и цветут все цветы, которые существуют в мире. Ягоды его обладают свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени, а на листьях записаны судьбы людей. Следовательно, это и есть символ всего живого на земле, символ основы миров.

В Северной традиции существует направление под названием "Сейт", занимающееся путешествиями по разным направлениям действительности. Богиня Сейта - Фрейя.

По легенде, существуют "девять миров", именно их символами являются девять необратимых Рун. "Девять" - число вечной жизни и вечного возобновления.

Вертикальная опора - ось, которая представляет противостояние сознательного и бессознательного, света и тьмы. Горизонтальная плоскость - электрическая разрушительная энергия огня и магнитная созидательная энергия льда.

Хель (Хагалаз) - самый низший из миров. Царство мертвых, холода, мрака и неподвижности. Хозяйка в мире Смерти - Великанша Хель, дочь бога Локи и Ангрбоды. Ее жилище зовется Мокрая Морось, стены которого свиты из ядовитых змей, а двери выходят на север.

Через этот мир мы устанавливаем связь со своим Родом, прошлыми воплощениями, интуицией. Здесь происходит понимание своей цели в жизни.

Чуть выше находится Свартальфахейм (Эйваз)- мир темных альвов, карликов, двергов (цвергов). Это мир гномов, которые населяют мир под землей.

«Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях. Был старший Модсогнир, а второй - Дурин.» [Младшая Эдда, Видение Гюльви].

Гномы знают волшебство, которым никогда не делятся. Они - искусные мастера, которые творят вещи, непосильные для людей и Асов. Они - самые искуснейшие мастера ювелирного и кузнечного дела. В области создания магических ценностей - они первые. Запасы золота и ценностей у них больше, чем в остальных мирах, за исключением миров Асгард и Хель.Среди них много мудрецов. Самое умное существо на свете - карлик Квазир, а второй после него - мудрец - Альвис.

Однако, существуют и обитатели Лессальфахейма, которые населяют землю и воздух над землей - эльфы. Они бесплотны, очень редко показываются, но их задача - делать мир радостным и веселым. Мы можем встретить эльфов в цветах, деревьях и в солнечном свете.

Наша проработка этого мира - изготовление амулетов и артефактов. Это работа с денежными потоками, мелким бизнесом и умением зарабатывать и принимать деньги.

Нифльхейм (Иса) - Страна Туманов, Царство Снега. Ясной погоды здесь не бывает никогда. Энергетика этого мира - пассивная.

Нифльхейм (инь) считается одним из двух первозданных миров. Кода он столкнулся с Муспельхеймом (янь), в южных областях начали таять льды и из под них появилось первое живое существо - великан Имир.

Застрять в этом мире надолго - очень опасно, ведь Обитель Холода способна "высосать" тепло из самого, казалось бы закаленного путника.

Здесь, в Нифльхейме ведется работа с Кармой и Дхармой.

Мидгард (Йера) - двойник нашего мира, мир людей, срединный город, находится на центральной оси Древа.

Стены Мидгарда сделаны из ресниц первосущества - великана Имира. Огорожен мир океаном, в котором плавает змей Мидгарда - Ермунганд. По поверьям, змей стал живым носителем магии, защищающей мир людей.

Боги благоволили Мидгарду и поэтому соединили его с небом радужным мостом, которому дали название - Биврест (с др. исл. "радуга").

Главным защитником этого мира от йотунов и мирового змея, является Тор.

Проработка Мидгарда - принятие духовных и материальных ценностей, служение богам, понимание прекрасного.

Йотунхейм (Наутиз) - окраинная зона земли, где обитают демоны и великаны.

Здесь высокие горы заслоняют горизонт так, что этот мир может показаться одним из самых темных.

В этом мире расположены Ярнвид (Железный Лес), Гастропнир (крепость знаменитой йотунской врачевательницы), Источник Мимира.

Город Утгард является самым крупным йотунским поселением во всех Девяти мирах.

Владыка Утгарда - Утгард-Локи. Он есть и колдун, и военный вождь, хотя пользуется гораздо большей властью и уважением подданных, чем сам король Йотунхейма.

Этот мир живет по своим законам и не подчиняется мировому порядку, установленному Одином, Вили и Ве.

Проработка этого мира - развитие уровней мышления.

Ванахейм (Ингуз) - мир ванов, расы богов и духов, которые сосредоточены на сельском хозяйстве. Они - покровители плодородия и связаны с культом природы и земли.

В Ванахейме самый приятный климат и всегда стоит прекрасная погода. Это настоящая житница Девяти миров.

Появились ваны внезапно, возможно из-за пределов Девяти миров. Сами ваны говорят, что заселили Ванахейм тогда, когда тазовая часть Имира (как самая плодородная) превратилась в устойчивый континент.

Одна из обителей Фрейи, которую так и называют - "дом Фрейи", находится в Ванахейме. Фрейя - одна из самых популярных богинь Северной традиции. Богини любви и плодородия, владычица ванов.

Проработка Ванахейма - умение управлять людьми и управление большим бизнесом.

Муспельхейм (Дагаз) - Огненное Царство, Страна Огненных Великанов.

По легенде, из искр Муспельхейма боги создали звезды. Часть из них они установили неподвижно, а часть - разместили по кругу так, чтобы двигаясь они могли указывать время.

Муспельхейм - буквально Выженная земля. Лишь двадцатая часть огненного Царства доступна для людей, остальная территория залита жидкой лавой или охвачена огнем.

Проживают здесь огненные этины. Народ жизнерадостный и буйного характера. Смех у них очень заразительный, а любимое занятие - пускать фейерверки. Владыка этинов - Сурт, а госпожа - Синмара.

Муспельхейм - канал, соединяющий человека с космосом.

Проработка Муспельхейма - управление эмоциями и умение общаться с людьми.

Альфахейм (Соулу) - родина светлых альвов. Мир света, духов и прекрасных эльфов. Королевство, расположенное над миром людей.

Эстара Т’Шираи:

Иллюзии здесь - естественная часть реальности: это игра, это искусство работы с формами и неотъемлемая часть природы этого мира и его обитателей.

Время здесь течет очень неравномерно, а цикл времен года разнится в зависимости от местности.

Род Ландрет, сейдмад:

"Я обычно попадаю в их мир через врата, которые открываются рядом с одной из больших ветвей Иггдрасиля. В целом, все времена года там идеализированы и отражены в самом ландшафте. Общество у них устроено на средневековый лад: всем заправляет местная знать - собственно, альвы. Но, помимо них, есть множество простолюдинов (веттир - духов), выполняющих самые разнообразные функции. Жилища там меняются в соответствии со временами года; одни знатные альвы обитают в великолепных особняках, другие - в замках, третьи - в роскошных дворцах. Я часто бываю во владениях герцога Осени и в герцогстве Весны, а иногда заглядываю и в горный замок Старого герцога Зимы. В стране Лета для меня обычно слишком жарко. Все эти названия дал этим землям я сам - на основе того, какому времени года они лучше всего соответствуют. Кроме них, есть и владения поменьше: воздушное, морское, речное, озерное, лесное, степное, холмистое и другие, соответствующие разным ландшафтам."

Альвы в прекрасных отношениях с асами и ванами, а вот с йотунами общего языка не находят.

Проработка этого мира - материализация фантазий.

Асгард (Гебо) - небесный город, обитель богов-асов. Золотое королевство. Белое королевство. В нем находится двенадцать замков. Никто не может попасть в этот мир без приглашения.

Это самый маленький мир из Девяти и проживает здесь самая малочисленная раса - асы.

Асгард - шедевр красоты, с вершины Древа открывается вид на остальные восемь миров.

Асгард создали из шейных позвонков Имира три брата - Один, Вили и Ве.

Это самое приятное место для отдыха во всех Девяти мирах.

Проработка Асгарда - принятие в себе Бога.

Дерево Иггдрасил ь; Мировое дерево в германо- скандинавской мифологии - исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.Однако все культуры мира проникнуты этим «грандиозным” образом Древа — жизненной силы Мироздания. Во всех мировых религиях и мифологиях неизбежно возникает образ космической оси, жизненно важный для всех традиций символ средоточия, равновесия и гармонии.

У нас в школе предлагается два уникальных метода практики и познания этой жизненной силы: Путем синтеза трех энергий рейки, рун и Мирового Древо Иггдрасиль это Система Рейки Иггдрасиль авторство Николая Журавлёва, путем практики Световых Кристальных Энергий- (CКЭ®) в системе Рейки Флоры на шестнадцатой ступени Рейки Иггдрасиль (Ясень), Автор системы Мастер — Учитель Рейки Андреас Шнайдер

В Скандинавской мифологии дерево Иггдрасиль соединяет небо и землю. С точки зрения сугубо практической Древо является отражением позвоночного столба человека. Иггдрасиль опирается на три корня, один из корней уходит к асам, второй — к инистым великанам, третий — в Нифльхейм («Мир тумана”). Кроме того, возле каждого из корней течет по источнику; каждый источник в той или иной мере является источником мудрости и познания. Корень, уходящий к гигантам, скрывает источник Мимира («Память”). Возле корня, ведущего к богам (или людям), находится источник Урд («То, что свершилось”). Под третьим корнем — корнем Нифльхейма скрывается источник Хвергельмир («Кипящий котел” или «Источник, который звенит”), где варится питье богов. Корень мирового ясеня, который простирается к инеистым великанам, наделен особым значением для богов и людей.

Основы Дерево Иггдрасиль

Изначальная мудрость была скрыта в источнике, текущем из-под корня мирового древа в земле великанов, и им обладал мудрейший из них - Мимир. Сам Всеотец Один явился туда и попросил дать ему напиться из источника, но за знания нужно было платить, и Мимир потребовал у бога его глаз в залог. Великан получил часть всевидения бога - он скрыл глаз в источнике мудрости, Один - всеведение первых существ. Этот обмен ценностями между богами и великанами пронизывает всю скандинавскую мифологию и соединяет все миры, подобно корням мирового дерева. Другой источник Урд - его имя означало «Судьба». В этом источнике обитают три девы(норны): первая носит то же имя Судьбы, вторая именуется «Становление», третья — «Долг, Обязанность». Вместе с тем их имена означают неизбежность течения времени: имя Урд означает свершившееся, прошедшее время. Это девы судьбы, которые приходят к каждому новорожденному младенцу и наделяют его судьбой - доброй или злой. В судьбах, в том числе и смерти человека, сведущи те же норны, которые присутствуют при его рождении.

Обитатели Иггдрасиля

Судьбы всех существ решаются у мирового древа и воплощения всех миров сходятся у его ствола, в кроне и у корней. У подножия Иггдрасиля обитает дракон Нидхёгг. А в его ветвях обитает огромный мудрый орел, меж глаз которого сидит ястреб; белка Грызозуб снует вверх и вниз по его стволу - она переносит вести, которыми обмениваются дракон Нидхёгг и орел. Четыре оленя объедают его листву, и упоминается еще о множестве змей, грызущих вместе с Нидхёггом его корни, а ствол ясеня подвержен гнили. Поэтому норны должны ежедневно поливать ясень из источника Урд и даже удобрять его - воду они черпают вместе с грязью, что покрывает берега. Вода этого источника священна - что ни попадает в нее, становится белым. Она настолько живительна, что ясень остается вечнозеленым.

Иггдрасиль и девять миров

Иггдрасиль- дерево имеет замечательное строение. На его листьях записаны судьбы людей. Из них сочится роса, вещество, напоминающее священный напиток богов. Ягоды Иггдрасиля обладают неким свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени. Древо Иггдрасиль прорастает сквозь девять миров . Первые три - это «верхний мир» шаманов, суперэго человека. Три последующих - «срединный мир» и сознание, а три последних - это «подземный мир», подсознание и неизведанное. Образ Иггдрасиля свидетельствует о постоянном круговороте, о непрестанном его разрушении и возрождении . Древо возвышающееся, древо-фаллос, символ отца, и одновременно дуплистое, населенное множеством существ, символ матери. Древо мужского и женского единства и цельное восприятие Мира в котором жили наши предки, живём мы и будут жить наши потомки.

В германской модели вселенной и человечества существует много "измеpений", или "миpов".

"Большой мир", или макрокосм, представлен Мировым Древом Иггдрасиль. По преданию, это "дpево" состоит из девяти сфер , или миров.

Символическая модель Иггдрасиля изображена на рисунке. Истинное устройство мира не может быть отражено в двумерной или трехмерной модели.

Совершенно ясно, что "древо" является символом многомерной структуры pеальности.

Дерево, на котором висел Один, в северной мифологии называется Иггдрасиль и символизирует Древо Жизни. Старонорвежское слово «игг» является другим именем Одина, но, лучше переводить его как «я», что указывает на присутствие изначального Духа внутри нас. Слово «драсил» означает «скакун» в значении переносчика или транспортировщика. Следовательно, «скакун моего «я» - это сила, проводящая изначальный Дух, творческое и созидающее начало, через жизненные странствия и опыт многомерной реальности ради взращивания человеческого и расширения его пределов. Поэтому древо Иггдрасиль является также Древом Бытия Духа, вовне и внутри времени.

Таким образом, Космическое Древо - это многомерная Вселенная, в которой высшее "Я" отправляется в странствие к совершенству на протяжение многих жизней.

Древо Иггдрасиль иногда изображалось символом снежинки (цветка жизни), подразумевающим сходное устройство Космоса: древо с вертикальным стволом, пересеченным двумя энергетическими линиями. Эта структура обозначает динамику жизненной силы, текущей вверх по центральному стволу и распространяющейся вовне от источник.

Кроме образов закодированных в метафорической форме, Скандинавская традиция донесла до наших дней ещё более важные сведения: Иггдрасиль имеет достаточно чёткую геометрическую конфигурацию, и представляет собой фигуру сакральной геометрии. И примечательна эта фигура не только тем, что её можно крутить, вертеть, вращать и рассматривать с разных сторон как кубик рубика, но ещё и тем, что она является матрицей волнового генетического кода.

Согласно традиции, центральное космическое древо служит опорой трем мирам. Однако в классическом варианте каждый из этих трех миров представлен треугольником.

Дерево жизни скандинавской традиции имеет явную связь с горой меру и системой миров древних Ариев.

Нордическое мировое дерево, Иггдрасиль , можно сравнить с древом жизни.

Вертикальная колонна, или ось, означает раздел между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, в то время как горизонтальная плоскость определяет границы между расширяющимися, электрическими по природе силами огня, и сжимающимися магнетическими силами льда. По горизонтали - энергия и плоскость физических сил; по вертикали - психический образ сознания и бытия. Все они встречаются в потенциальной гармонии в Мидгарде. Все они используются магом для достижения желаемого результата. Отмечу, что данная модель полностью идентична психофизиологическому комплексу человека и перекликается с психологическими схемами известного швейцарского психиатра К.Г. Юнга.

Иггдрасиль можно изобразить так, что он будет похож на каббалистическое древо , но содержит двадцать четыре пути , соответствующие рунам. Руны - аспекты плетения, которое называется «плетением Урд (Вюрд)», объединяющим Вселенную и различные миры.

Чтобы понять смысл Иггдрасиля надо вспомнить герметический принцип: "Что наверху, то и внизу".

Таким образом Иггдрасиль символизирует также и человеческий микрокосмос. В начальных звуках названия этого ясеня содержится достаточно явное указание. Немецкое Ih. Ещё ближе голландское Ik. Это стоящее вертикально человеческое "Я". Животные "я" не имеют. В подтверждение данной трактовки работают и другие символы.

В ветвях Иггдрасиля живёт орёл - наша мыслительная способность на индивидуальном уровне и, соответственно, ноосфера на глобальном. В корнях обирает дракон Нидхогг - понятно, что применительно к человеку - это Кундалини крестцового сплетения. По стволу Иггдрасиля вверх-вниз снуёт белочка Рататоск. Это та энергия, которая активизирует чакры человека и связывает тёмные слепые силы крестца с силами мышления.

Говоря о Древе Мира в нордической Традиции, нельзя обойти вниманием славянский материал, так как Арийское язычество - одно из самых живучих в Европе, оставило нам культурное наследство ничуть не меньшее, чем язычество нордических ариев.

Рассмотрим немного подробнее три классических пространства: Асгард (высший мир), Мидгард (миры физического плана) и Хель (низшие миры) - в скандинавской Традиции, и соответствующие им Правь, Явь и Навь - в славянской.

Правь (от слов "правда";"правильный" - Верхний Мир, скандинавский Асгард. Здесь обитают иные боги. Согласно скандинавской Традиции, высоко в Небе Мира, на вершине Мирового Древа, восседает мудрый Орел. Этот священный образ - образ Орла, венчающего Мироздание, - один из самых загадочных в мирых Традициях. Орел известен магам практически всех народов . Отсюда берут начало и Имперские Орлы ариев (в том числе и российский двуглавый орел), и Феникс - огненный орел магический инициаций и откровений...

Средний Мир, пронизанный мощным стволом священного Ясеня, славяне называют Явь , (от слова "явный"). Как уже было упомянуто, здесь возможны проявления всех остальных миров, так как в Мидгарде все они встречаются в потенциальной гармонии и равновесии. Если это равновесие нарушить - на Земле наступают природные катаклизмы, катастрофы, войны и другие подобные явления.

Нижний Мир, лежащий под глубочайшими корнями Древа Мира - Навь , имеет один корень с такими старинными русскими словами как "навьи", "навы" - мертвые, "навка" (мавка) - русалка, "нав", "навной" - домовой, и восходит к еще более древней индоевропейской основе, связанной с процессом умирания и погребальными обрядами, Хель в скандинавской традиции.
Это - пекельное царство славянских мифов, называемое иногда адом без придания последнему термину христианской нагрузки.


Ствол дерева - центральная ось Вселенной. Вокруг него - 9 миров.

1. Хел
Население: Непроявленные и развоплощённые сущности

2. Нифльхейм
Население: Элементали Льда, Воды, Тени

3. Свартальвхейм
Население: Гномы

4. Йотунхейм
Население: Инеистые Великаны - Йотуны

5. Мидгард
Население: люди

6.Муспельхейм
Население: Огненные Великаны

7. Альвхейм
Население: Эльфы

8. Ванахейм
Население: Ваны

9. Асгард
Население : Вышние Боги


Крона Мирового дерева - мир Асгард . Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (богами-асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи - из Великанов). Д уши воинов, которые умерли с мечем в руках, проживают в Валгалле и ждут последней битвы.

Срединная Земля - мир Митгард. Это еще одно творение Асов. Митгард - жилище людей, тот самый мир, где все мы живем. Нас всех сделали Один, Вилли и Ве из деревьев, дав жизнь и разум. Митгард подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Митгард Асы (явно) и Ваны (косвенно). В целом Митгард - это нечто большее, чем просто земля. Это центр симметрии Вселенной, но не просто точка, вокруг кружатся звезды, а именно объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе влияния этих противоположностей. Вот почему Митгард в большинстве случаев оказываются между молотом и наковальней. Когда очередные сущности хотят подраться или проверить силу, достается в основном Серединной Земле. Даже последний бой - Рагнарек - произошел в Митгарде.

Миры Свартальфахейм (Ванахейм) и Лёссальфахейм (Альфхейм) - они находятся на центральной оси дерева. Изначально это были миры карликов - черных (Сварт-) и светлых (Лёсса-). И те, и другие были созданы из червей, которых Один, Вилли и Ве посчитали бесполезными, поэтому псделали из них гномов и эльфов.

Корни дерева - миры Муспельхейм и Нифльхейм. Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм - изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны - огненные и снежные.
Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда.
Нифльхейм, напротив, весьма посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом.

Корни дерева - мир Йотунхейм. Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан по имени Имир. Тогда еще не было твердой земли, и он находился в пустоте. Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве - первые из Асов - убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну. После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.

Корни дерева - мир Ванахейм. Это мир, о котором почти ничего нельзя сказать. Когда он появился и откуда взялись его обитатели не известно, сами Ваны практически нигде не участвуют. Эта страна к западу от Митгарда и Асгарда, населенная добрыми, умными и очень богатыми духами. Эти духи не выходят за пределы Ванахейма и не встречаются с Асами и людьми. Воевали они единожды - тогда Асы напали на их страну, но Ваны обратили их в бегство и осадили Асгард, после чего Асы незамедлительно сдались и обменялись с Ванами заложниками.

Самый нижний мир - Хельхейм (Хел), который населяют духи умерших, так называемых "соломенных мертвецов" - те, кто умер не на поле боя. Они либо сидят на почетных местах - это некоторые великаны, а также поверженные Асы Бальдр, Ход и Нана; либо работают, добывая Хел сокровища; либо проходят преображение - это значит, что сначала демонический пес Гарм съедает их мясо, потом дракон Нидхег грызет их кости, после этого они попадают в котел, и только потом возрождаются на землю.