Угрызения совести: как избавиться? Как избавиться от угрызений совести

Уже совершив какой-то недостойный поступок, мы думаем, как избавиться от угрызения совести. А может, мы преувеличиваем масштабы и зря терзаем себя?

Почему возникают угрызения совести?

Если вы совершите какой-то поступок, который противоречит вашим жизненным принципам, или скажете то, что не следовало, после этого вас будут мучить мысли, терзать сомнения. Такие переживания — признак того, что вы человек совестливый, правильный, неэгоистичный. Какие же ситуации могут вызвать у нас такие муки?

  • Игнорирование просьб и указаний, связанных с профессиональной деятельностью.
  • Недостойное поведение в состоянии алкогольного опьянения во время какой-нибудь пьянки, например, корпоратива.
  • Ваши высказывания, например, вы в сердцах кого-то оскорбили или сказали лишнее — то, что должно было оставаться тайной.
  • Совершение каких-то действий, которые противоречат вашим моральным принципам. Например, вы не приехали в офис в выходной, хотя должны были, и теперь боитесь, что начальство узнает об этом.
  • Тайны и секреты от близких — родителей или мужа.
  • События, приведшие к трагическим последствиям (болезни, смерти).

Список можно продолжать до бесконечности. У каждого свой порог совестливости. Кто-то может мучиться даже из-за испачканной блузки подруги, а кто-то пожалуется на коллег начальству и будет абсолютно спокоен.

Как избавиться от угрызений совести?

По какой бы причине вас ни мучили переживания, от этого нужно попытаться избавиться, чтобы поберечь свою нервную систему. Для этого есть несколько правил.

  1. Не паникуйте и не считайте себя плохим человеком. Да, вы сделали что-то, что идет вразрез с нормами и вашими принципами. Но это не повод клеймить себя. Ошибки допускают все. Примите это, возможно, все не так страшно.
  2. Не держите все в себе. Зацикливание на этой ситуации и постоянные негативные мысли могут пагубно отразиться на вашем психическом состоянии.
  3. Полностью проанализируйте ситуацию. Ответьте себе на вопрос: «Почему я сказал (сделал) это?». Оцените степень последствий за сделанное (сказанное). Возможно, все уже забыли о вашей выходке, а вы все еще грызете себя за нее.
  4. Если вы все-таки допустили ошибку, но ничего серьезного из-за этого не произошло, как можно быстрее забудьте об этом, отвлекитесь на что-то положительное.
  5. Нет ничего лучше, чем действовать. Извинитесь, поговорите с тем, кому могли навредить ваши слова или действия. Возможно, извинениями дело не обойдется, и нужно приложить усилия, выполнить какие-то действия.
  6. Если вы что-то скрыли и совсем не можете молчать — признайтесь и искренне раскайтесь. Очистив свою душу, вы сможете простить сами себя.
  7. Если речь идет о чем-то действительно серьезном, например, по вашему мнению, именно вы стали причиной болезни или смерти человека, то вышеперечисленные способы могут не принести желаемого результата. В таком случае лучше обратиться за помощью к психологу.

Не жалейте о содеянном и не терзайте себя. Умейте вовремя отпускать плохие мысли и признавать свои ошибки.

Дорогие друзья! Мы понимаем, что угрызения совести знакомы каждому человеку, и мы очень рады, что вы хотите разобраться с этим вопросом. Ведь угрызения совести могут быть нашим другом, но могут быть и невидимый враг, умаляющий вашу ценность и достоинство. Когда вы чувствуете, что вас не отпускают угрызения совести, научитесь распознавать, с кем вы имеете дело: с другом или врагом. Что происходит на самом деле — ощущаете ли вы настоящее раскаяние в грехах или душевную смуту, поднятую внутренним врагом? Надеемся, что наш материал будет хотя бы немного полезен вам.

Что такое истинные угрызения совести? – это понятие ставит в центр внимания истинную вину, представляющую грех против Бога. Угрызения совести, как и истинное чувство вины - следствие греха. Давайте вспомним, что в начале Бог сотворил мужчину и женщину по Своему образу и подобию. Это значит, что мы должны отображать личность Бога во всем, что мы делаем. Чувство вины сопровождает всякое действие, искажающее истину о Боге. Подобные действия - оскорбление Бога и грех в Его глазах. Нас всех мучает совесть, когда мы виноваты. Библия определенно говорит нам о том, что каждый из нас отвечает за свое поведение и даст за него отчет Богу. «Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех» (Лев 5:17). «… каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим 14:12). «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор 11:27).

Все мы грешны и потому никто из нас, людей, не способен искупить ни себя самого, ни кого-либо другого. И нужно было Сыну Божию, Иисусу Христу придти на землю, жить среди нас, принести Себя в жертву за всех людей, чтобы примирить нас с Богом. Дорогие друзья, Бог не только простил вас, Он снял с вас грех. «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс 102:12). Подумайте – может ли когда-нибудь встретиться восток и запад? Или есть еще слова в Иер. 31:34 …- – «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». И еще об этом в Евр.8:12 — «…потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». А как часто мы не прощаем себя, и годами мучаем себя за то, за что уже давно получили прощение у Бога?! Что же происходит с нами в этом случае? – Есть такое понятие – ложная вина. Что это такое? — Ложное чувство вины основано на осуждении себя в том, что мы не оправдали своих или чьих-либо ожиданий. Но надо разобраться – а каковы были эти ожидания? Часто они совершенно безосновательны! Порой ложное чувство ложной вины возникает, когда вы вините себя, даже если вы не сделали ничего дурного, или когда вы продолжаете винить себя даже после того, как исповедали свой грех перед Богом и раскаялись в нем, и Господь простил вас. Даже исповедь не всегда освобождает от чувства вины. В Откр 12:10 сказано, что Сатана клевещет на христиан, он любит отягощать верующих ложной виной и самоосуждением. Один из его излюбленных ходов - возвращать наше прошлое, напоминать нам о наших неудачах и заставить вас почувствовать себя непрошенными и непринятыми Богом.

Многие люди считают, что угрызения совести и стыд - одно и то же, но это не так. Испытав угрызения совести за содеянное, вы начинаете стыдиться себя, то есть переживаете чувство стыда. Это постоянное чувство собственного несовершенства вызывает сильное ощущение своего недостоинства и постоянного страха отвержения и оставленности. Глубокие следы стыда зачастую остаются в душе на всю жизнь. Стыд порождает внутреннюю потребность контролировать свои эмоции и поведение; порождает внутреннее одиночество, которое способствует нездоровым привязанностям. Если вы живете со страхом отвержения, одиночества или своей ненужности, никчемности, вы, в конце концов, превратитесь в личность, одержимую страхом. Вы можете носить одежды личного успеха, но гнездящийся в глубине души страх того, что вас разоблачат как «нуждающегося», создает желание скрыть от людей ваше подлинное «я». Это уменьшает способность к любви и близости в отношениях с людьми. Нам становится трудно выражать свои чувства, сопереживать другим, смотреть в лицо неудаче, принимать критику, оставаться одному, принимать решения и брать на себя ответственность… Вспомним слова Писания — «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. <…> В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1Ин 4:16, 18). И слова Господа, записанные пророком Исайей — «Не бойся, ибо Я - с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис 41:10).

Когда вы ощущаете стыд за дурной поступок, на поверхность всплывает страх отвержения, и гнев становится простейшим оружием против человека, который разоблачает вас — «Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утишитесь» (Пс 4:5). Если бы мы брали паузу, проводили бы это время в размышлении, исследуя свои сердца и обращаясь за помощью к Господу, не было бы перекосов в нашем отношении к себе самим, и к окружающим нас людям.
Большинство людей не понимают, каким разрушительным фактором может стать ложное чувство вины в отношениях между людьми.

«Как реагировать на ложные угрызения совести?» — Когда вы в очередной раз начнете прокручивать в голове старые грехи, в которых вы раскаялись, поймите, что это - козни сатаны, желающего повергнуть вас в уныние. Спросите себя: «Что я слышу?» — (А если вы в уме прокручиваете старые грехи – вы слышите обвинение!) «Что я чувствую?» (Естественно, что при этом вы чаще всего чувствуете угрызения совести.) И самый главный вопрос!!! Не забудьте о нем!!! — «Где же правда?» (А правда в том, что вы полностью прощены!!!) И конечно, всегда в качестве ориентира используйте Священное Писание. Поскольку вы приняли Христа как своего Спасителя, и Спаситель умер, чтобы искупить ваш грех, постарайтесь сосредоточиться на Божьей истине: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). И еще один совет — включите этот стих в вашу молитву. В отличие от сатаны, выдвигающего ложные обвинения, Святой Дух никогда не обвиняет истинных христиан. Как добросовестный Отец, Бог иногда попускает нам пережить последствия грехов, чтобы мы переменились. (Прочтите Евр 12:4–11.) Но, Он производит в вашем сердце желание творить Его волю. (Флп 2:13) «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».

Итак, есть два вида вины: один — друг, который говорит правду и мягко ведет вас к покаянию и прощению. А другой - тайный враг, который насмехается и осуждает человека, вызывая у него стыд
и ощущение униженности. Апостол Петр предупреждает нас о том, что мы не должны позволять сатане вводить нас в заблуждение — «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет 5:8). В Библии говориться о том, что сатана – клеветник и обманщик… Поэтому нам важно хорошо понять, в чем же конкретные отличия истинной вины от ложной. Это поможет нам увидеть, когда мы мучаем себя напрасно… Истинная вина — основана на фактах и ведет к покаянию, принимает прощение и примиряет с Богом и людьми. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32). Ложное чувство вины — основано на чувствах и приводит к чисто мирскому страху перед плохими последствиями. Наполняет человека жалостью к себе, приводит к депрессии и ведет к отчуждению от Бога и других людей.

«Если, согрешая, я должен испытывать угрызения совести, почему же я чувствую себя при этом (когда согрешаю) счастливым?» — в Писании не сказано, что грех непривлекателен. Обаяние и прелесть греха в том и состоит, что он действительно сулит счастье. Если бы грех был неинтересен, непривлекателен – кто стал бы грешить? Но Библия предупреждает, что наслаждение, которое приносит грех, мимолетно — «Веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна…» (Иов 20:5). Очень часто это ощущение счастья заканчивается сильнейшими угрызениями совести и тяжелейшей депрессией…

Поскольку ложное чувство вины может оставаться незамеченным всю жизнь, лишь немногие люди видят в нем «преступника», который наносит вред отношениям и разрушает близость.

«Как я узнаю, какие грехи таятся в глубине моей души, если я даже не осознаю, где правда?» — Вы можете спросить друзей, сдержите естественное желание самозащиты и выслушайте правду, которую откроет вам Бог. Доверьтесь Богу. Он знает тайны вашего сердца и откроет их тем, кто искренне ищет правду. Его голос будет любящим и мягким, подбадривающим и обнадеживающим. «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1:8–9).

Ни одно чувство не проникает так глубоко в душу, как чувство вины, но именно его труднее всего обнаружить и понять. Мы уже говорили, что человек может ощущать себя виноватым — без вины. Помните? — чувство ложной вины. Если вы чувствуете себя виноватым, это еще не означает, что вы ослушались Бога или нарушили Его нравственные законы. Истинная вина - это результат честного самопознания и раскрытия тайных проступков и грехов, за которые вы ответственны перед Богом. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною» (Пс 18:13–14). Поэтому нам и надо предпринять духовное исследование… Как это сделать? — Спросите себя: «Нет ли на мне нераскаянного греха?» – если вы обнаружили такой грех – покайтесь в нем перед Богом и тем человеком, перед которым вы согрешили (если это возможно). Попросите Бога простить вас и отвернитесь от своего греха… Для этого просите Бога дать вам силу Святого Духа, чтобы не совершать такой грех в будущем. Поймите, друзья, Господь может использовать вашу вину в позитивных целях, чтобы привести вас к свету Его истины. Истинные угрызения совести ценны потому, что Бог использует их, чтобы убедить вас сменить все отрицательное — на положительное.

Совесть, подсказывает нам, что хорошо, а что дурно. Она способна познавать волю Божию и отличать ее от воли человеческой. Она одобряет доброе, и осуждает злое. «Они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2:15). Часто мы говорим о «чистой совести». Очищенная совесть, может свободно служить Богу. «…Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр 9:14). Добрая совесть может выдержать нападки врага. «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет 3:16). Но есть и оскверненная совесть – т.е. нечистая совесть, которая не была воспитана или поддалась чужому влиянию. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (Тит 1:15). Совесть может стать бесчувственной и даже сожженной. Сожженная совесть – умерла, стала нечувствительной к действию Святого Духа из-за намеренного и неоднократного нарушения воли Божьей, так в 1 Тим 4:2 говорится о лицемерных лжесловесниках, «сожженных в совести своей»

Но что делать, если у человека сложился комплекс вины (комплекс ложной вины – так будет точнее)? — Корни ложного чувства вины уходят в раннее детство. Если вы слышали неоднократные укоры в том, что вы «непослушный» или «плохой», в вашем сердце начинал звучать голос: «Как тебе не стыдно!» Тогда ваши чувства начинали убеждать вас: «Любовь других определяется моим поведением». «Мое поведение не соответствует ожиданиям других людей». «Я могу оказаться отвергнутым и покинутым». Так у многих из нас создается отрицательное отношение к себе, начинают складываться неправильные стереотипы отношения к другим людям, которые укореняются и остаются с нами даже во взрослом возрасте. Тогда истинные угрызения совести (настоящая скорбь о грехе) после поступков, которые задевают других, очень быстро, практически тотчас же переходят в ложное чувство вины (страх отвержения другими).

Чтобы перестать формировать в себе комплекс ложной вины нам надо научиться различать голос истинной вины. Он — напоминает нам, что мы все виновны в разных грехах. – Проверьте — «Нет ли у вас ощущения, что вы неудачник и не имеете никакой ценности, в отличие от других?» Если есть, то это не голос истинной вины… Голос истинной вины формирует ваш характер — «Волнует ли вас, как вы выглядите в глазах остальных людей?» Ответьте себе честно. Он говорит о любви Божьей и подбадривает нас, допускает неудачу — «Ощущаете ли вы унижение и растерянность, когда вы сделали что-то дурное?» — «Нет ли у вас ощущения, что вас невозможно исцелить, что вы - просто жертва вашего прошлого?» Если есть – то это ложное чувство. Голос истинной вины поднимает дух и дает радость, когда вы общаетесь с Богом и говорит о будущем с оптимизмом. — «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11).

Чтобы избавиться от комплекса ложной вины надо научиться распознавать голос врага. Сатана любит скрываться под маской слуги Божьего. Грубо обвиняя и осуждая людей с чуткой совестью, он пускает в ход свое могущественное орудие - ложную вину, используя вину и страх, чтобы вызвать у них сильное духовное уныние. Научитесь распознавать дьявольскую ложь. Он часто обращается к вам, используя необоснованное заявление: «Ты должен…» — «Ты должен быть энергичней и способней». «Ты должен пережить свою утрату гораздо быстрее». «Ты должен больше делать для бедных». «Ты никогда не должен выказывать гнева и разочарования». «Ты не должен кричать или показывать слабость». «Ты должен быть безупречным другом, мужем (или женой), родителем или подчиненным».

В глазах Божьих нет больших и маленьких грехов. Его прощение покрывает все грехи, но некоторые из нас никак не могут простить себя, не понимая, что этим ставят себя выше Бога. Эти измученные души должны давать отпор клевете сатаны и напоминать ему: «Я искуплен кровью Христовой!» В Библии Бог нигде не говорит, что Он прощает все наши грехи, кроме… (лжи, обмана, гнева). Заучите наизусть следующие отрывки из Писания: 1 Ин 1:9 — «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». Ис 1:18 — «…Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю». Рим 8:33–34 «Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».

Итак – 1) Найдите истинный источник вашей вины: проанализируйте, почему вас мучают угрызения совести и определите, истинная ваша вина или ложная. 2) Возьмите на себя ответственность за свой грех: согласитесь с Богом, что вы виновны в грехе и возместите ущерб, нанесенный тем, против кого вы согрешили. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1Ин 1:9). 3) Поймите, что Бог говорит с вами всерьез: постарайтесь поверить в то, что говорит Бог и поблагодарите Его за то, что бесконечно прощает вас. 4) Перестаньте сосредотачиваться на прошлом: не цепляйтесь за прошлую боль, перестаньте осуждать себя и постарайтесь простить других людей. 5) Не жалейте времени на обновление вашего ума: заучивайте отрывки из Писания, говорящие о Божьем прощении и помните, что «во Христе вы новая тварь». «Отложите прежний образ жизни ветхого человека, обновитесь духом ума вашего» (Еф 4:22–23). 6) Научитесь отличать голос Святого Духа от голоса сатаны: отвечайте сатане словами Священного Писания. 7) Обратитесь к Богу с молитвой о принятии вами Его прощения и позвольте Христу переменить вас. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20). Поймите, что ваши чувства не изменятся в одночасье, и что чувства всегда идут вслед за мыслями. «Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное» (Евр 10:36).

Молитва — «Святой Боже, Отец Небесный, помоги мне избавиться от чувства ложной вины. Научи меня различать жестокую ложь сатаны и полагаться на Твое Слово, которое непреложно. Сделай меня чутким к касанию Твоего Духа. Благодарю Тебя, Отец за Твою всесовершенную любовь и бесконечное прощение. Молюсь во имя Твоего Сына Иисуса Христа. Аминь».

Совесть - самая главная черта характера человека духовного. А характер - суть Эго, и передаётся он из воплощения в воплощение. Сколько же надо прожить жизней, чтобы обрести эту черту?! Сколько же надо пройти испытаний, накопить жизненного опыта, обрести способность самостоятельно принимать нравственные обязанности, чтобы Совесть стала неотъемлемой частью человека, которого смело можно назвать Человеком с большой буквы?!

Совесть является внутренним нравственным законом каждого человека, и каждый может заявить, что он не без-Совестный. Его совесть отражает внутренний мир и осмысление своей жизни через многие причины: через воспитание, через боль, через душевные переживания, через всё то, что сделало этого человека именно таким, какой он есть сейчас, сию минуту. Но даже через мгновение человек может осознать себя совсем по-иному. Это или внутреннее озарение, или внешнее событие.

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону », - сказал однажды Иммануил Кант. Но когда возникло у людей чувство совести? Пример из Библии наглядно показывает, что она не появилась у первых людей человечества. Каин убил богопослушного Авеля. Это было первое убийство на Земле. Несмотря на то, что Каин заслуживал смертного приговора за совершенное им преступление, сострадательный Творец пощадил его и дал ему возможность раскаяться. Но Каин только всё больше ожесточал своё сердце. Подстрекая к восстанию против Божественной власти, он стал родоначальником дерзких, распутных грешников. Этот отступник, руководимый сатаной, соблазнил и других. Его пример и влияние оказывали столь сильное разлагающее действие, что земля растлилась и наполнилась насилием до такой степени, что возопила об уничтожении. Ни о каких угрызениях совести Каина нет даже намёка.

Угрызения совести, муки совести, раскаяние, сожаление, терзание, мучение, страдания, душевные переживания по поводу чувства вины - это удел людей противоположного Каину сознания. Тех, у кого есть Со-Знание Высокого Предназначения Человека. Такие люди даже в шутку не скажут: «У нас свобода совести: хочешь, имей совесть - хочешь, не имей » (Андрей Кнышев).

Угрызениями совести очень страдала за свою прошлую, молодую, жизнь Тереза Авильская — испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений. Она писала: «Так от рассеяния к рассеянию, от суеты к суете, от греха к греху я дошла до того, что мне было стыдно обращаться к Богу с молитвой: я чувствовала себя такой недостойной, что под предлогом смирения боялась молиться… Совесть обличала меня, а духовники оправдывали. Бедная душа моя! Когда я вспоминаю, как она лишена была всякой помощи, свободно предаваясь развлечениям и удовольствиям, которые считались дозволенными, то не могу не пожалеть себя » . Но угрызения совести помогли ей стать той, которой поклоняется всё человечество. «Лучше сломаться, чем согнуться », - почувствовала она и была верна этому всю свою оставшуюся жизнь.

Лично мне тоже пришлось мучиться угрызениями совести. Больше двадцати лет проработала историком в школе. Сколько неправды я внесла в умы своим ученикам, придерживаясь школьной программы! А получила такие знания я в институте. Тысячи книг прочитала, чтобы уроки мои были интересными, чтобы каждый абзац учебника истории могла обозреть широко. Считалась хорошим учителем. Да и сама стала считать себя такой, уходя на пенсию, пока не открыла «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской. Я читала её, и мне становилось страшно - насколько мои знания мизерны, да и те «пошли не в ту степь»… Я с головой ушла в Учение Жизни. Перелопатила все книги Живой Этики и сопутствующие ей. Меня истерзали муки совести за то, что дала ученикам знания совершенно неправильные. А ведь они меня любили и верили каждому моему слову!!! Из тысяч ребят, которых мне пришлось учить в общей сложности 30 лет, только один паренёк из десятого класса не брал всё на веру, имел своё мнение и мог задать вопросы, на которые я не была способна ответить вразумительно. Но тогда мне неоткуда было получить знания, которые я могла бы применить в разговорах с ним…

Пришёл момент, когда я уже не могла не обратиться к своим бывшим ученикам со своими извинениями и желанием рассказать им правду. Я искала выход, и он нашёлся. Я пошла в радиокомитет и попросила дать мне возможность прочитать несколько лекций по 20 минут. Но в радиокомитете я встретила человека, который был немного знаком с Живой Этикой, и он предложил подготовить беседы на основе моих лекций. Так родился цикл бесед по истории с применением Учения Жизни. Беседы в форме интервью заинтересовали многих. А я сразу же сообщила о радиопередачах нескольким своим бывшим ученикам, про которых знала, что им не всё равно. Удалось провести две телепередачи с моим участием, но на телевидении нам развернуться по Живой этике не удалось. Там сказали, что сразу посыпались требования от всех вер и конфессий - делать передачи о них, а не о «рериханутых», как нас назвали недоброжелатели. Но совесть моя немного поуспокоилась. Только душа болеть не перестала - ведь и сегодня детям вбивают не те знания, которые им необходимы, и я с этим ничего не могу поделать, хоть и не молчу. Будут ли сегодняшние школьные учителя испытывать нечто подобное моим угрызениям совести, когда они поймут, что учили детей не тому и не так?!

«Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью» , - заявил Адольф Гитлер. Что он имел в виду? Массовое уничтожение евреев и славян? Реки крови ни в чём неповинных людей? Бомбардировки мирных городов и сёл, куда он пришёл завоевателем? В отношениях между близкими людьми, поощряя своими словами всякие подлости, предательства, лицемерие и всё тому подобное? Мне кажется - всё! Но только по отношению к другим! Не к себе!!! Себя он обожал и требовал к себе чести, совести, порядочности.

«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» , - сказал в своё время Дени Дидро. Осознал ли Гитлер, хоть перед смертью, величайшее зло, сотворённое им против человечества?!

В противовес примеру с Гитлером - пример Сталина является антиподом. Недавно в интернете я увидела статью «Жестокая правда о казни Космодемьянской. Зверская прихоть Сталина?» (По материалам сайта svpressa.ru). В ней говорится, цитирую: «СП» опубликовала статью «Правда о Зое Космодемьянской», в которой была обнародована информация о том, что юная героиня никогда не была партизанкой, а являлась красноармейцем диверсионно-разведывательной бригады Артура Спрогиса. В ночь с 27 на 28 ноября 1941 года в деревне Петрищево она подожгла жилой дом, где расположились фашистские штабные офицеры, и замаскированный под конюшню полевой пункт радио- и радиотехнической разведки. За что была подвержена зверским издевательствам, а потом повешена.

В статье кратко цитировался секретный приказ Ставки ГКО № 0428 от 17 ноября 1941 года, в соответствии с которым действовали бойцы Спрогиса: «Лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом… Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20 - 30 км вправо и влево от дорог … Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами. При вынужденном отходе наших частей… уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Приказ жестокий. Но можно ли Сталина обвинить в преступлении за этот приказ? Цитирую дальше: «Нужно хорошо представлять себе обстановку, в которой подписывался этот приказ. Соотношение сил под Москвой оказалось далеко не в нашу пользу: по состоянию на 30 сентября у гитлеровцев насчитывалось здесь около 2 миллионов штыков, 14 тысяч орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолётов. Нельзя забывать, что на Москву устремились объединенные войска всей Европы: итальянские и румынские дивизии, четыре венгерских бригады, которые поддерживались 4-м воздушным флотом и румынской авиацией. Кроме того, по состоянию на октябрь 1941 года, в вермахте была сформирована 250-я пехотная дивизия испанских добровольцев (18 тысяч человек), 638-й пехотный полк французских добровольцев, а также бельгийские, шведские, хорватские воинские соединения.

У нас к тому времени на всех фронтах московского направления были сосредоточены 1 миллион 250 тысяч бойцов, 7600 орудий и миномётов, 990 танков, 660 самолётов. То есть объединенные силы Европы имели значительный перевес. Чтобы их победить, нужны были чрезвычайные меры. Я бы даже сказал: невиданные в истории меры. На такие не была способна ни одна страна. Вспомним, Европа сдалась практически без боя и легко встроилась в фашизм».

Давайте, вспомним и мы, но - войну с Наполеоном, Москву сожгли не французы! Её сожгли русские! Сталин последовал примеру патриотов-москвичей, потому что - цитирую: «Нельзя также забывать, что в России фашисты вели войну иначе, чем в Европе. Здесь они действовали на уничтожение целой нации. Потеря государственности в данном случае сопровождалась бы гибелью практически всего населения. Поэтому «гуманность Сталина» (к фашистам; зам. моё) в такой ситуации, прояви он ее, несомненно, обернулась бы неизмеримо большими жертвами и потерями» (советских людей; зам. моё). Под Москвой стоял вопрос о жизни и смерти государства. Фашисты были сильней, и любой ценой нужно было перерезать линии их снабжения, лишить более или менее комфортного жилья, отдыха. Такие задачи и ставил приказ. Неизвестно, чем бы закончилось самое кровопролитное сражение Второй мировой войны, если бы фашистам дали полную возможность отдыхать в натопленных деревенских избах и откармливаться колхозными харчами. К тому же многие бойцы бригады Спрогиса взрывали и поджигали только те избы, где квартировались фашисты и размещались штабы».

Страдал ли Сталин угрызениями совести, уничтожая эти населённые пункты в Подмосковье? Нет! Он спасал Родину!

В наше сегодняшнее непростое время ярко раскрываются души миллионов людей. Очень многие понимают, что их совесть — это сознание и чувство моральной ответственности за свое поведение, служащие руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. И они делают выбор по своему видению жизненных ситуаций как своих, так и государственных.

Почему не каждый человек может спокойно жить дальше, сделав плохое дело или не совершив хорошего? Почему нас настигают угрызения совести? Как с ними бороться? Долгое время ученые не могли найти ответы на эти вопросы.

Первоначально считалось, что муки совести - это продукт деятельности определенной зоны мозга человека, которая якобы находится в области лба. Как оказалось, причина действительно кроется в нашем организме: не только в сером веществе, но и в генах. Кроме того, сильное влияние оказывает воспитание индивида, его характер. Но ощущать укоры совести в той или иной мере способны все, без исключения. Согласитесь, каждый из нас хоть раз в жизни начинал корить себя за какой-либо поступок. Мы раз за разом прокручивали в голове злосчастную ситуацию, чтобы найти из нее более приемлемый выход.

Что такое совесть?

Совесть, или, как еще говорят, позднее сожаление, настигает нас в моменты, когда мы понимаем, что сделали что-то плохое, поступили неправильно. Она приходит в виде бесконечного потока мыслей. Но это не просто обычные думы, сопровождающие нас на протяжении дня. Это съедающие, нагнетающие и надоедливые фразы: «Если бы я поступил по-другому, ничего плохого не случилось бы», «Это не мои проблемы, каждый выкручивается как может, я помогать не обязан», «А если есть шанс все еще исправить?» и так далее. Безусловно, каждый испытывает муки совести по-разному, ведь мышление у всех отличается.

Да, раскаяние - это не что иное как голос разума, заложенный матушкой-природой еще на ранних этапах формирования человеческого сознания. Он «живет» в нас для того, чтобы мы могли отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. Только единственное природа не учла: думать о последствиях мы начинаем лишь после того, как что-то натворили.

Быть может, это вовсе не маяк, дающий нам шанс сделать верный выбор, а наказание за неверный? Ведь сожаление порой доставляет массу неудобств. И одно из них - невозможность думать о чем-либо ином, кроме своего нечестного проступка. Совесть помогает нам впредь сначала думать, а потом уже делать. Однако не все умеют учиться на своих ошибках.

Стыд и совесть - одно и то же?

Вспомним тот момент, когда в детстве мы краснели из-за того, что приходилось выслушивать упреки родителей по поводу очередной шалости. В те моменты лицо мгновенно заливалось краской. Нам было стыдно. Мы сожалели о своем поступке в данный момент - здесь и сейчас. Чаще всего это как раз и происходило под нажимом других людей, которые, пытаясь научить уму-разуму, пристыжали нас.

А что следовало далее? Да ничего! Мы напрочь забывали обо всех проблемах и брани родителей. От негативных ощущений не оставалось и следа. Дискомфорт проходил достаточно быстро. Ведь, как известно, стыдно нам бывает перед другими людьми, а совестно - перед самим собой. В случае с родителями была допущена ошибка. Взрослые просто пристыдили, вместо того чтобы объяснить. Возможно, если бы они детально расставили все по полочкам, мы бы не только почувствовали стыд, но и совесть. И впредь не совершали бы ничего подобного.

Исходя из этого, можно найти еще ряд отличий между двумя этими понятиями. Стыдно обычно становится сразу после содеянного. Человек пытается исправиться извинением. Он делает все, чтобы разрешить ситуацию, после чего наступает успокоение или даже гордость. Раскаяние же приходит незаметно и порой даже неожиданно. Иногда человека начинают донимать муки совести из-за ситуации, произошедшей неделю назад. Почему так происходит?

Как уже было сказано, именно общество вынуждает индивида признать свою вину. По правилам этикета, он извиняется и забывает о проблеме, так как мозгу был дан сигнал - «отбой». Прощение для нас играет роль самоуспокоения: ведь никаких претензий нет. Угрызения совести появляются лишь в том случае, когда мозг либо «не понял», что извинение и прощение было, либо их действительно не последовало.

«Место жительства» совести в организме человека

Мало кто знает, но существует очень интересная теория. Согласно ей, у каждого органа имеется еще и духовная функция, помимо физиологической. Например, сердце отвечает за душевную боль. Болезни ушей, как оказалось, возникают из-за того, что человек болезненно воспринимает отказы и упреки со стороны других людей. Одновременно желудок, переваривая пищу, вместе с ней «впитывает» впечатления. А за совесть в человеческом организме якобы отвечают почки.

Духовная и физиологическая функции этого парного органа схожи. На физическом уровне почки очищают организм от шлаков и токсинов. На духовном они аналогично пытаются «вывести» все самое плохое, отравляющее наше сознание. Правда, не всегда получается.

Зачем грызет совесть?

Совершенно ясно, что сожаление мы испытываем после того, как совершим проступок и пока не услышим заветного: «Я прощаю тебя». Но зачем человеку оправдываться перед самим собой? Почему нельзя просто забыть о конфликте как о страшном сне и не забивать голову всякой ерундой? Все объясняется легко: муки совести - это не оправдания, которые мы выдумываем сами для себя, дабы успокоиться. Речь идет про ответственность перед теми, кто был обижен.

Мозг человека устроен так, что ему нужно обязательно во всем убеждаться, даже в правоте своего «хозяина». Поэтому мысли по поводу произошедшего - это не что иное, как способ избавиться от надоедливых и порой таких занудных упреков совести. К сожалению, оправданиями и поисками доказательств собственной невиновности не спастись.

Как бороться с муками совести?

Оказывается, к так называемому голосу разума можно даже не прислушиваться, игнорировать его. Наш мозг так и делает в некоторых случаях. К примеру, когда в голове человека есть мысли поважнее самобичевания по поводу того или иного курьеза. Как избавиться от мук совести? Нужно всего-то научиться себя уважать. Ведь если человек имеет низкую самооценку, он будет бояться сделать что-то неправильно. Следовательно, индивид будет постоянно невольно напоминать себе о проколах.

Некоторые имеют особенность выдумывать себе ложные оправдания, которые, по их мнению, могли бы избавить их от угрызений. Но не тут-то было! Ведь тот, кто ищет оправдания, никогда не оказываются правым в итоге. Следовательно, нужно исключить выдумки причин невиновности и как следует поругать себя за содеянное.

И у есть совесть…

Муки совести в судьбе известных литературных героев - достаточно частое явление. Многие из них в той или иной степени задумывались о правильности своих поступков, оправдывались перед самими собой или же продолжали себя грызть. Самым совестливым персонажем русской литературы по праву считается Раскольников. Стоит только вспомнить, как поначалу он бредил тем, что его хотят схватить, посадить, уличить. Герою даже не было стыдно. Мол, старуха-процентщица сама виновата. Раскольников не считал себя «тварью дрожащей». Он уверял себя, что «право имеет» на убийство тех, кто якобы мешает жить порядочным людям. Но после содеянного все изменилось. Муки совести загнали его в угол до такой степени, что он буквально начал И не успокоился до тех пор, пока не получил по заслугам за убийство старушонки.

Анна Каренина - еще одна совестливая героиня. Вот только она корила себя не за убийство, а за измену мужу. Женщина самостоятельно выбрала себе наказание - бросилась под поезд.

Так, в своих произведениях, основанных на психологизме, авторы показывают, какая же все-таки страшная штука - совесть. Ее упреки способны свети с ума, довести до самоубийства. Поэтому не нужно совершать тех поступков, за которые вам было бы мучительно стыдно.

Вина... Порой это тяжелое чувство становится для нас тяжким бременем. "Почему Я - плохой человек?" - звучит тоскливый вопрос в голове... Угрызения совести такого типа - это страдание, а от страдания всегда хочется избавиться. Этим, конечно, сразу пользуются ушлые псевдописатели, которые предлагают нам свой продукт а-ля "как избавиться от чувства вины за 10 дней?", где учат не просто перестать ощущать вину, а кичиться: "да, я очень плохой человек и это хорошо - я пойду по трупам и меня ничего не остановит".

Однако же даже воспользовавшись такими ловкими советами, у большинства нас ничего не получится. Потому что природа ощущения "Я такой плохой человек" лежит очень глубоко в нашем подсознании, в ощущении морали и нравственности, в мировоззрении и в наших желаниях. Все это значит, что обуздать угрызения совести можно только в случае, если получится раскрыть первопричины таких состояний.

Ÿ Почему возникает чувство, что Я - самый плохой человек?
Ÿ Что толкает человека быть «плохим»?
Ÿ Что делать, если кажется, что я - плохой человек, и это ощущение мешает жить?

Сегодня словосочетание "плохой человек" стало довольно модным. Понятия "добра" и "зла", "хорошего" и "плохого" очень часто выворачиваются в ту сторону, которая нужна. Спекуляций на этот счет не счесть: чего только стоят тесты а-ля "плохой ли я человек?" или "какой злой персонаж из кинофильмов мне больше всего подходит?" За всей этой мишурой понятия о добре и зле словно бы размываются, стираются рамки и форматы, и мы уже стоим перед новой реальностью, где все дозволено и можно быть таким, каким пожелаешь. Даже злодеем всех времен и народов, а также галактик.

На фоне всего этого все же остаются люди, для которых ощущение себя, как плохого человека приносит страдание. В народе говорят - мучаются угрызениями совести. Оторваться как-то от этого чувства вины у таких людей никак не получается, как бы он ни старался и какие практики бы не применял. Ощущение себя плохим человеком словно бы въедается в них и не отпускает.

Почему одни люди мучаются от ощущения собственной плохой натуры, а другие - нет?

В корнях того, что один человек не ощущает за собой вины, а другой - наоборот ощущает все тяготы угрызений и мук совести, лежит природном наборе векторов человека, их внутренних состояний наполненности, развития. Если, скажем, человек обладает кожным вектором , то он сам никогда не склонен испытывать ощущение вины, оно ему чуждо в принципе. Для него "вина" - это лишь слово, значение которого он до конца не осознает, точно так же, как и "обида". Кожник никогда не держит зла долго - с него все обиды, как с гуся вода. Именно кожные и проводят курсы, предназначенные помочь учащимся не унывать от ощущения "Я - такой плохой человек".

Совсем по-другому ощущают себя люди с анальным вектором и зрительным векторами . И без понимания разницы психотипов таких людей невозможно разобраться, откуда берется мысль о том, что Я - такой плохой человек.

Я такой плохой человек: каюсь, мучусь, но ничего не могу поделать

Разделение поступков на добрые и злые - прерогатива зрительного вектора. Именно он оценивает мораль и нравственность человека по отношению к себе, к другому, к обществу. Чем выше развитие зрительного вектора, тем выше он ценит красоту. И в первую очередь красоту внутреннюю, душевную. Через культурные ценности зрительная мера вводит понятия, что такое хорошо и что такое плохо, для всех остальных. Нельзя убивать, нельзя воровать - все это нельзя, потому что плохо. Развитый зрительный человек никогда не совершает таких поступков, а если совершает, то мучается ощущением, что сделал плохой поступок.

Но людей с одним только зрительным вектором не бывает на свете. В нем обязательно есть еще какой-нибудь вектор. В сочетании с неразвитым кожным, у человека вообще может отсутствовать ощущение стыда - он может делать все, что угодно и никогда не казнится за это. Например, брать деньги за тренинги "Как перестать волноваться, что ты такой плохой человек?", которые не дают никакого эффекта.

Другое дело, когда речь идет о сочетании анального и зрительного векторов. Дело в том, что именно в анальном векторе лежат ощущения "обиды" и "вины", как краеугольные камни психического квадрата такого человека. Обладая хорошей памятью, анальник хорошо помнит все на свете. Если человек развит, то он выносит свои знания наружу и создает историю для следующих поколений. Если же нет, то он накапливает внутри себя никому не нужный опыт: обиды (за то, что не дали то, что должны были дать) с одной стороны и чувство вины (за то, что я сам не дал то, что обязан был дать) с другой стороны.

Очень часто анально-зрительный человек в состоянии нехваток делает такое, за что потом ощущает чувство вины, но все же повторяет это дело раз за разом. Он понимает, что это плохо, что так делать нельзя, но все равно делает это. Так происходит потому, что анальный человек, чтобы сбросить свои фрустрации, стремится обмазать другого грязью - это самый примитивный способ утоления внутренней боли. И очень часто он им пользуется, даже не отдавая себе отчет в своем поступке. Но для его зрительного вектора такое поведение - неприемлемо. Поэтому он часто ловит себя на горячем - упрекает сам себя "Почему я такой плохой человек?"

Ярким примером такого феномена может служить женщины, у которых есть сочетание анального и зрительных векторов. Они очень любят сплетничать за спиной у товарки или коллеги. Да не просто сплетничать, а обсуждать в самых негативных тонах и красках. В такие моменты они испытывают истинное удовольствие, обмарав ее с ног до головы, обсудив все ее грехи и обсосав косточки. Но как только виновница сплетен появляется на горизонте, они улыбаются и ведут себя более чем дружелюбно. При этом что-то внутри подсказывает, что поступают они очень и очень плохо. "Что за натура у меня такая гадкая?" - думает каждая из них, но уже через день или два обязательно повторит процедуру сплетни.

При сочетании анального, зрительного и кожного векторов в одном человеке, могут быть интересные сценарии. Анально-кожно-зрительный человек может, например, быть крупным коррупционером, грабя народ, или изменять жене, и зрительное подсознательное будет постоянно мучить его вопросом "почему я такой плохой человек?", раскачиваясь на анальном чувстве вины, но противостоять искушению он не в силах.

Ощущение, что "Я - плохой человек" может возникнуть и у звуко-зрительных людей, когда звуковой вектор находится в состоянии ненависти ко всем вокруг из-за депрессии. Такой злой "гений" может хотеть Апокалипсиса, конца света. Собственные звуковые мысли о ненависти воспринимаются зрительным вектором как чрезвычайная черствость и больно ранят самое себя. На этой контрарности возникают мучения еще хуже, чем внутри анально-кожного изменщика, ведь там они животного происхождения, а здесь - эмоционально-душевного, что на порядок выше.