Что лучше университет или институт. Отличия института от университета

Сталкиваясь с проблемой выбора вуза, абитуриенты и их родители находятся в замешательстве. Название профессии, которую вы получите, будет одинаково во всех вузах, но смысловое содержание и навыки будут отличаться.

Что такое вуз

Этим сокращением именуют все университеты, институты, академии. По итогу обучения выдают документ о получении степени бакалавра, специалиста или магистра. Для желающих вузы предоставляют возможность продолжать обучение и научную деятельность. Высшие учебные заведения отличаются уровнем аккредитации (он должен быть IV) и процентом педагогов с научными степенями. Также они отличаются наличием аспирантов и высоким уровнем квалификации.

Что собой представляет институт

Чтобы понять, в чем разница между институтом и университетом, нужно подробнее рассмотреть, что собой представляют эти вузы.

Институт - это заведение для получения высшего образования, повышения квалификации или проведения исследований в определенной области.

Чаще всего институты проводят обучение по узкопрофильным специальностям. Существует великое множество институтов: юридический, медицинский и т.д. Все специальности касаются основной области и обслуживают одну специфику деятельности. Институт может быть отдельным и обособленным заведением, а может быть частью, входящей в состав одного университета. В законодательной базе четко прописано, в чем отличие между институтом и университетом:


Что собой представляет университет

Этот вид учебных заведений более объемный и представляет много разных специальностей, иногда даже не связанных между собой одной спецификой деятельности.

Различия между университетом и институтом в предоставляемых услугах. В университете есть аспирантура, докторантура и больше возможностей для самореализации себя в научной сфере. Университет выбирают люди, которые хотят продолжать исследовать интересующий вопрос на протяжении долгого времени, создавать научные открытия и получать ученые степени. Большинство университетов предоставляют такие возможности, в чем и заключается разница между институтом и университетом. Также отличительная черта - высокое качество преподавания и большой список известных бывших студентов, добившихся успеха в сфере, по которой получали образование.

Для получения этого статуса университет должен отвечать прописанным в законодательстве требованиям, они и определяют, в чем разница между институтом и университетом:


Институт или университет? Основные сходства

Помимо отличий, существуют также и похожие моменты, из-за которых часто путают эти учебные заведения:

  • И университет, и институт дают образование IV уровня аккредитации, что является высшим образованием - готовят бакалавров и магистров.
  • Имеют аспирантуру и докторантуру, а также возможность повышения квалификации.
  • Есть возможности для исследовательской и научной работы.

Основные различия

Для университетов же нужен больший объем студентов, возможностей для обучения, факультетов и специальностей. Для получения статуса института нужно только проводить обучение специалистов одной направленности, одной специализации. В этом главная разница между институтом и университетом, потому как университет осуществляет обучение более чем по семи специализациям. В университете можно получить любую профессию, они часто никак не связаны, будь то дизайн, юриспруденция или информационные технологии.

Институт дает узкий профиль знаний, а университет своей деятельностью дает более широкий охват навыков будущей профессии и сфер жизни в целом. Но при этом обучение в институте помогает узнать одну профессию со всех сторон, что полезно для такой специальности, как медицина. Зная, какая разница между институтом и университетом, можно смело выбирать вуз в зависимости от ваших целей в жизни.

Для университетов характерно иметь все возможности для получения студентами нужной научной информации: большие библиотеки наряду с электронными, курсы за выбором студента и факультативы. В институтах материально-техническая база слабее.

Из всего вышеперечисленного следует, что институт слабее по своим возможностям и профессиональной значимости, но это все можно изменить, если подать документы на аккредитацию, выполнить все требования и стать университетом.

Требования для получения статуса университета

Статус университета не дается раз и на всю жизнь. Для его поддержания вузу нужно проходить аккредитации, повышать квалификацию преподавателей и соблюдать правила. Институт может стать университетом и наоборот.

Согласно закону, существуют общие требования для статуса университета:


Что лучше выбрать?

Многие абитуриенты думают, что любое высшее образование ценится одинаково, а работодатели обращают внимание только на опыт работы. Но это не так. Нужно хорошо разобраться, в чем разница между институтом и университетом. Во многих областях ценится образование, полученное в конкретных вузах. Это касается в первую очередь медицинских учреждений, транспортных и культурных организаций. Для этих областей нужна качественная узконаправленная профессиональная подготовка, которую могут дать только специализированные институты.

Если же профессия требует широту взглядов, развитие большого количества навыков и умений, то стоит выбрать университет. Много специальностей позволяют найти идеальную для себя профессию, чтобы в будущем работа приносила радость. А большой выбор факультативов сделает обучение интересней и поможет научиться чему-то новому.

Большая часть поступающих не интересуются заранее, в чем разница между институтом и университетом, а по окончанию обучения жалеют о потраченном времени и средствах. Для начала стоит выбрать желаемую профессию, а уже потом подбирать высшее учебное заведение под цели и задачи.

Многие абитуриенты задаются вопросом об отличиях института от университета. Всю разницу можно узнать в законе о высшем образовании. В нашей стране есть масса институтов, которые впоследствии стали университетам. Почему? Это мы и обсудим в данной статье.

В целом ВУЗы, изменившие свой статус, остаются теми же, что и до наступления перемен. Но некоторые изменения все-таки присутствуют.

Что такое университет и институт

Университет – это ВУЗ, который занимается подготовкой сотрудников по ряду дисциплин, закладывая основу научных знаний. Термин университета появился в далеком двенадцатом веке, а институт – это понятие достаточно молодое.

Институт подготавливает студентов по базовой программе, которая соответствует высшему образованию.

Таким образом, из двух определений можно сделать вывод, что институт готовит узкоспециализированные кадры, а университет обучает специалистов широкого профиля. В обоих случаях, человек, окончивший тот или иной ВУЗ, становится обладателем высшего образования.

На практике это разграничение является достаточно условным. Ваш потенциальный работодатель вряд ли заметит такой нюанс в резюме.

Сегодняшний день сулит хорошую возможность устроиться людям, обладающим различными навыками. Нередко бывает, когда одной специальности мало, и найти хорошую работу просто нереально.

Оба типа ВУЗов подготавливают как бакалавров, так и магистров. Образцы дипломов практически не отличаются.

Какие особенности можно встретить в институте

Институт предлагает вам обучаться сугубо в одной отрасли деятельности с получением высшего образования. Во главе угла стоит директор, а штат насчитывает примерно 30-35 учителей и несколько аспирантов на 100 студентов дневного отделения. Именно таких условий придерживаются молодые учебные заведения со стажем работы до 5 лет.

Если ВУЗ постарше, то штат сразу увеличивается многократно. Финансирование института в течение 5 лет колеблется от 1,5 до 5 млн. рублей. Благодаря такому денежному потоку вполне возможно обновлять техническую базу и привлекать к сотрудничеству различных именитых деятелей.

Чтобы институт хорошо работал и развивался, существует одно условие – квалификация учителей. 55% преподавателей обязаны иметь ученую степень.

Сфера деятельности вуза:

  1. Обучение кадров по узкой специальности.
  2. Проведение научных исследований на постоянном основании.
  3. Подготовка и повышение квалификации преподавателей.

По завершении обучения вы можете получить бакалавра, а затем магистра. Что касается учебы на младшего специалиста – этой возможности институт не предлагает. В результате институт – это ВУЗ, который обладает низким социальным статусом в сравнении с тем же университетом или академией.

Особенности университетов и обучения в таких ВУЗах

Университет обладает наивысшим статусом среди учебных комбинатов. В таких заведениях выполняется обучение первого высшего и второго образования по всевозможным направлениям подготовки.

Не важно, какое у ВУЗа название – в любом образовательном учреждении со статусом «университет» можно получить диплом металлурга, автомеханика или специалиста по компьютерной безопасности, а также реально найти много других специальностей.

Помимо обширного списка направлений, в университете постоянно проводится переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава. Что касается исследований и науки, в таком типе ВУЗ а проводится постоянная работа по каждому изучаемому направлению.

В университете постоянно можно наблюдать прогресс к новым открытиям и уникальным разработкам. Помимо обычного обучения студентов, преподавательский состав старается внести добротный вклад в научное будущее.

Вот основные направления, в которых работает любой университет:

  1. Активная научно-исследовательская работа по ряду направлений.
  2. Подготовка кадров, а также их переподготовка.
  3. Постоянное усовершенствование программы обучения по всевозможным специальностям.

В результате университет – это своего рода научный институт, который работает над новыми разработками и открытиями. Нередко встречаются ВУЗы, которые объединяют в себе несколько институтов. Такие объединения могут поспособствовать тому, что филиалы становятся одним единственным университетом.

Что описано в законодательстве

Посмотрев на описание работы института и университета, можно сделать вывод, что первый тип учреждения при соблюдении ряда правил способен переквалифицироваться в другой. Тем самым ВУЗ, ставший университетом, сразу же повышает свою аккредитацию.

В законе 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляется ряд условий, определяющий статус каждого ВУЗа.

Какие предъявляются критерии оценки:

  1. В учебном заведении должно быть 4 аспиранта на 100 студентов дневного отделения.
  2. 60% профессорского состава должны обладать научными степенями (звания).
  3. Проводить исследования в 5 и более отраслях.
  4. Уровень финансирования за пятилетку – не менее 10 000 000 рублей.
  5. В обучении должны быть применены инновационные методологии. Например, электронная библиотека и так далее.

Наличие этого всего в ВУЗе является хорошим подспорьем для повышения аккредитации.

Радикальные отличия между институтом и университетом

Предлагаем вам ознакомиться с исчерпывающим списком различий между двумя типами вузов:

  1. Университет предлагает разнопрофильное обучение, а институт – узкопрофильное.
  2. Университет – комплексная единица в сфере образования, институт – скорее составляющая.
  3. Институт работает в одной отрасли, «универ» обладает возможностью обучать различным специальностям.
  4. Университет проводит подготовку и повышение квалификации кадров, чего нет в институте.

Куда лучше поступать

По прочтению статьи вы наверняка захотите поступать в университет, и это будет отчасти правильным решением. По окончании ВУЗа вы станете широкопрофильным специалистом.

На сегодняшний день выбор ВУЗов очень разнообразен от высших школ, институтов до академий и университетов. Между всеми высшими учебными заведениями существует разница, которая для многих абитуриентов не играет ни какой роли. И, тем не менее, различия, например, между университетом и институтом довольно существенные.
Отличительные особенности университета.

Университет - это учебное заведение высшей категории, осуществляющее подготовку высокоспециализированных научных сотрудников в различных областях знаний, а также предоставляет в обязательном порядке услугу по переподготовке научно-педагогических и научных сотрудников в широком диапазоне знаний. В университете кроме специальных предметов изучаются и общеобразовательные. Также в университете проводятся научно-исследовательские работы, охватывающие широкий спектр наук. Университеты могут быть государственными и национальными. Чтобы получить статус университета, учебное заведение должно соответствовать определенным критериям:
должно являться как ведущим научно-исследовательским, так и методическим центром в областях своей обширной деятельности;
на каждую сотню студентов-очников должно приходиться как минимум по четыре аспиранта;
проводящиеся научные исследования должны затрагивать не менее пяти различных областей наук, причем затраты на финансирование данных испытаний за одну пятилетку должны составлять не менее 10 млн. рублей;
большая часть (от 60%) профессоров-преподавателей должны иметь звания или ученую степень;
высшее заведение в статусе университет должно применять в своей деятельности только современные инновационные технологии и методы обучения.
Отличительные особенности института.
В институте осуществляется подготовка кадров в определенной области знаний, а также может проходить повышение квалификации работников в той или иной сфере деятельности, но эта услуга не является обязательной. Помимо этого в институте также как в университете проводятся прикладные и фундаментальные научные исследования, но в какой-то одной области знаний. Институты, как правило, имеют определенную специализацию: медицина, сельское хозяйство и другие. Для получения статуса института учебному заведению необходимо:
на сто студентов-очников иметь не менее двух аспирантов;
затраты на финансирование научно-исследовательской деятельности за одну пятилетку не должны превышать 5 млн. рублей;
около 50% преподавательского состава должны иметь звания или ученые степени;
использование современных технологий и инновационных методов в подготовке или переподготовке специалистов.
А в случае, если в течение года по окончанию аспирантуры в институте смогли защититься не меньше 25% аспирантов, то он может уже претендовать на более высокое звание - академия.
Любое учебное заведение, имеющее свой государственный статус, должно обязательно подтверждать его через каждые пять лет. Подтверждение статуса происходит на аккредитационной коллегии ФС по надзору в области образования и науки. Проводится комплексная оценка деятельности того или иного образовательного учреждения. Основные показатели, которые влияют на определение статуса ВУЗа:
состав преподавателей,
количество аспирантов,
научно-исследовательская деятельность,
профильное образование.
Если при проверке учебное заведение было понижено в статусе, то руководство этого ВУЗа должно в течение месяца подать все необходимые документы на оформление и получение пониженного статуса. Повысить статут можно будет только спустя год.
По мнению министра образования А. Фурсенко: из 1000 ВУЗов, существующих на территории России, должно быть всего около 50 университетов и до 200 академий или институтов. {social}

Абитуриент из года в год впадает в ступор: среди высших учебных заведений кроме названий ему встречаются столь желанные и одновременно незнакомые слова «университет», «академия» и «институт». Тут возникает и разумный вопрос, чем же отличаются типы заведений и какому отдать предпочтение.

Все три определения призваны разграничить все вузы по виду получаемых знаний (узкоспециальные и фундаментальные) и по структуре (университет состоит из институтов).

Университет готовит специалистов самых различных направлений, начиная от дизайнеров, и заканчивая физиками-ядерщиками. Как и в любом другом вузе, в университете ведется научная работа. Как правило, она носит фундаментальный характер, то же касается и знаний с навыками. Таким образом, университет призван не только помогать в освоении конкретной специальности, но и развивать студента как личность. Поэтому в университетских программах встречаются предметы общеобразовательного характера.

Академию принято называть промежуточным звеном от института к университету. Как правило данный тип вуза готовит специалистов в одной отрасли. Например, в Белорусской государственной академии физической культуры готовит работников физической культуры и спорта. Студенты же обучаются по специализациям, связанных с конкретным видом спорта. В структуре академии также как и в университете могут состоять институты.

Институт, как правило, отвечает за подготовку узкоспециализированных кадров. То есть программа этих вузов отвечает только требованиям по получению профессии. В качестве структурной единицы институт разделяет сферы обучения на специализации.

В теории, разделение вузов на типы логично и понятно. Однако действительность выглядит несколько иначе. Разделение на университеты и институты носит только номинативный характер и может служить показателем лишь численности профессуры, а также увеличенным набором студентов. К сожалению, все вузы страны должны следовать единой программе, разработанной в Министерстве образования, которая придерживается золотой середины. В итоге студенты абсолютно всех вузов учат высшую математику, медицину и ряд других обязательных дисциплин.

Ярким примером может служить недавнее образование Института журналистики БГУ из факультета журналистики. Принципиальных изменений студенты так и не увидели: преподаватели те же, программа - прежняя. Перефразируя известную поговорку - те же пары, только в профиль.

Именно поэтому абитуриенту так сложно выбрать место будущей профессии. Тут вступают в игру такие критерии как престижность вуза, конкурс и качество образования в целом. Кстати, ошибочно принято считать, что вузы «второй волны» поступления менее престижны, чем «первой», на самом деле, при нынешних условиях любой вуз может дать необходимые знания и навыки для будущей работы. А вот какой карьерный рост вы получите из почвы высшего образования, зависит только от собственных усилий. Сегодня в стране действует более полусотни вузов разной формы собственности.

Каждый год тысячи абитуриентов стоят перед самым главным выбором в своей жизни – выбором профессии. Множество ВУЗов предлагают свои услуги по одним и тем же специальностям. Но что предпочесть: университет или институт? Где будет учиться интереснее? Какое образовательное учреждение предоставит возможность получения более глубоких и практиконаправленных знаний? Найти ответ на этот вопрос настолько же важно, как и не прогадать с выбором будущей деятельности.

Первые университеты возникли еще в 12 веке и представляли собой общность профессоров и учащихся. В наше время университетом называются такие высшие учебные заведения, которые осуществляют подготовку специалистов по дисциплинам, являющимся основой научных знаний.

Институт – заведение достаточно молодое. Реализует подготовку студентов по программам для высшего образования.

Профиль деятельности

Слово «университет» переводится с латинского как «совокупность». И на самом деле, подготовка в университете ведется по различным профилям. Кроме того, что под крышей университета объединены учебные программы в самых разных областях знаний, студент изучает помимо специальных предметов и общеразвивающие.

Чтобы учебное заведение получило статус института достаточно осуществлять подготовку специалистов одной направленности.

Научно-исследовательская деятельность

И в институте и в университете обязательной составляющей учебного процесса является научная работа. Однако направленность исследовательской работы может институтом выбираться, в то время как университет должен проводить как фундаментальные исследования, так и прикладные. Причем исследовательская работа должна охватывать широкий спектр наук.

Послевузовское образование

Если институту не возбраняется осуществлять деятельность по послевузовскому образованию, то университет обязан предоставлять такую услугу. Однако институт может заниматься повышением квалификации лишь работников-практиков, в то время как университет готовит научно-педагогические и научные кадры.

Обеспеченность кадрами и средствами обучения

Чтобы институт смог получить статус университета, необходимо не только развивать образовательную базу, но и иметь в штате значительное количество научных работников, большую библиотеку по всем предлагаемым научным направлениям, техническую обеспеченность учебного процесса.

Выводы сайт

  1. Институт является цельной образовательной единицей, а университет может включать в себя несколько институтов.
  2. Институт готовит специалистов только по одному направлению, обучение в университете разнопрофильное.
  3. Научная деятельность университета должна быть разноплановая и развиваться в нескольких направлениях.
  4. В отличие от института, университет обязан осуществлять программы переподготовки кадров и повышения квалификации.