Анастасия римлянка. О чем просят святую Анастасию: жизнь и страдания красивейшей жительницы Рима. Молитва преподобномученице Анастасие Римляныне

Житие святой преподобномученицы Анастасии Римляныни

Анастасия Римляныня Солунская (Фессалоникийская), канонизированная Православной Церковью в лике преподобномученицы, родилась в Греции, в Салониках, или, иначе, Фессалониках, крупном греческом городе – он и сейчас считается в стране вторым по величине. Салоники издавна были известны и на Руси под древним названием Солунь.

Прозвание «Римляныня» гречанка Анастасия получила потому, что, когда в возрасте трех лет осиротела, заботу о девочке взяла на себя римлянка-христианка София, настоятельница женской христианской общины, расположенной неподалеку от Вечного города. В этом монастыре она в раннем возрасте приняла иночество, навсегда и всей душой посвятив себя Богу. Все события происходили в III веке после Рождества Христова – в тот период, когда эпоха гонений на первых христиан достигла едва ли не высочайшего пика. Когда к власти пришел император Декий, а правление его было почти три года, с 249 по 251 годы, Анастасии исполнился 21 год. Она выросла настоящей красавицей – стройная, изящная, и многие знатные римляне добивались ее благосклонности, предлагали замужество и жизнь в богатстве и почтении окружающих. Святая Анастасия отвечала одно: «Господь Бог – мой единственный Жених» и отказывала всем.

Отвергнутые искатели руки молодой инокини написали на нее донос Декию, где указали, что она отказывает знатным женихам во взаимности на том основании, что верует в Христа как в Бога единого и единственного Жениха. Анастасию вывели из монастыря и привели к градоначальнику по имени Пров. Получившая от Софии благословение на подвиг во имя Христово, Анастасия не оказала сопротивления, сама вышла навстречу воинам, посланным за нею, хотя знала, что ждет ее в случае, если она не покорится воле правителя-язычника.

Когда Пров увидел, как молода и хороша собой христианская инокиня, он попытался соблазнами убедить ее отречься. Он говорил ей, что не лучше ли жить в довольстве и богатстве, купаться в наслаждениях, чем отдать жизнь за Того, Кто был распят, и неизвестно, что ждет ее потом, после страданий и гибели за Него? Не лучше ли поклониться языческим богам сегодня и провести остаток такой долгой жизни впереди в богатстве, веселье и всеобщем почтении и славе? Но на все уговоры святая отвечала одно – ее муж, ее радость, слава, богатство и почет – Господь Иисус Христос, и никакими посулами или угрозами ее невозможно отлучить от Него.

Она была столь упорна в своем сопротивлении, что вышедший из себя Пров подверг святую неописуемым пыткам. Издевательства над юной мученицей продолжались и были столь изощренны и бесчеловечны до безумства, что весь народ, даже те, кто был далек до христианства, возмутился. В какой-то момент измученная, истерзанная девушка попросила воды. При ней был человек по имени Кирилл. Кирилл сжалился и подал ей воды, за что и поплатился жизнью – его объявили скрытым христианином и казнили. А ее муки окончились, когда видя, что народ готов к смуте, палачи прекратили истязания, и страдания земной жизни святой Анастасии были прерваны отсечением головы.

Останки были брошены за пределами города на съедение диким зверям. Но Господь не дозволил, чтобы честные мощи его преданной мученицы были подвергнуты глумлению. Им Он уготовил иную участь, сохранив их в веках. Наставница святой Анастасии Солунской по указанию Господню нашла ее тело и вместе с двумя христианами предала его земле, как полагается по христианскому обычаю.

Для нас это удивительно, но Господь по воле Своей сохраняет физические доказательства существования святых Его, сколько бы веков, а иногда и тысячелетий не отделяло бы их и нас во времени. Так случилось и с мощами святой первомученицы Анастасии Римляныни Солунской.

Ковчег с частицей мощей Анастасии Римляныни упоминается в описи Благовещенского собора Московского Кремля конца XVII века. В первой половине XIX века архиепископ Волынский Модест (Стрельбицкий) привез в Житомир, главный город Волыни, честную главу первомученицы Анастасии Римляныни как дар Антиохийского Патриарха Иерофея. Архиепископ Антоний (Храповицкий), уникальный православный философ, богослов, один из образованнейших людей своего времени, преемник владыки Модеста на епископском престоле Волынском и Житомирском, приложил все усилия, чтобы православная святыня была открыта для поклонения для всех христиан Волыни.

В 1903 году с разрешения Священного Синода она была торжественно перенесена в собор Преображения Господня города Житомира. Волей предшественника его на епископском престоле архиепископа Модеста владыка Антоний устроил в цокольном этаже собора над местами упокоения архиепископов Модеста и его предшественников Агафангела и Тихона Свято-Анастасиевскую церковь. В раке, выполненной из кипарисового дерева, оббитого серебром, были упокоены святые мощи Анастасии Солунской. В 1935 году церковь подвергли осквернению и закрыли, и тогда мощи удивительным образом исчезли. В 1941 году ее открыли опять, и мощи так же чудом возвратились. После войны храм был закрыт вновь, и мощи вновь исчезли при непонятных обстоятельствах, но почитание ее на Волыни (Юг Украины) не прекращается: весной 1999 года в городе Житомире был открыт женский монастырь первомученицы Анастасии Римляныни Солунской.

Значение иконы

Как это зачастую бывает, в веках случается путаница совпадающих имен святых, чьи жизнь и подвиги близки по сути и совпадают по времени, и поэтому очень часто они сливаются в единый образ. Такое же слияние мы видим, когда читаем о первомученице Анастасии Узорешительнице, которая младше Анастасии Солунской по времени, отчего Анастасию Солунскую называют еще Старшей, а Узорешительницу – Младшей. По разным данным, Старшая погибла примерно в 250 году после Р.Х., а Младшая – около 304 года, и память ее празднуется 22 декабря/4 января.

О значении иконы можно сказать в основном то, что и обо всех иконах ранних христианских мучеников, – всякое их житие, земная судьба, короткая, но яркая, освещенная великим подвигом, свидетельствует: есть вещи, что стоят больше, чем самый драгоценный дар – жизнь, реальное существование здесь и сейчас. Они превыше инстинкта самосохранения, первого в ряду инстинктов всего живого. Есть те, кто полагает всю историю первого христианства за историю непонятных самоотречений. Но именно они, первые христиане, и созидали своим подвигом будущее христианства в мире. Как тут не задуматься: вот, он или она, такие молодые, такие полные сил, могли бы завести семью, жить в благополучии и довольстве. А они шли на отречение от всего, в первую очередь, от себя самих, значит, за этой добровольной жертвой стоит-таки нечто великое, ради чего стоит поступиться всем, что дорого любой живой душе? Высокая трагедия Божественной тайны становилась вдохновительным примером для многих и многих, кому довелось увидеть воочию или из уст в уста услышать о ней, ведь нет выше подвига, чем «отдать жизнь за други своя», как за нас – «за други своя» – отдал на Голгофе земную жизнь Сам Господь Бог, чтобы мы могли жить вечно в Царствии Его. Они продолжили Его дело, чтобы мы сегодня могли приходить к Нему, не боясь ничего и ничем не рискуя… Будем же ценить этот бесценный дар, который завоевали для нас они, первомученики, и с ними – юная и прекрасная духом и телом святая Анастасия Солунская из греческого города Салоники.

Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249-251).

Преподобномученица Анастасия Римляныня. Икона с житием

Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: "Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете". Святая твердо ответила: "Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие - Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!" Начались жестокие пытки.

Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык.

Мучение святой Анастасии Римской. Афон (Дионисиат). Фреска, 1547 год

Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.

Примечание. Как сообщается в Православной энциклопедии, уже в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныне и Анастасии Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), поэтому возникают трудности с идентификацией их мощей, изображений и посвященных им храмов.

***

Молитва преподобномученице Анастасие Римляныне:

  • Молитва преподобномученице Анастасие Римляныне . Преподобномученица Анастасия Римляныня была предана жесточайшим мучениям и смерти во времена императора Декия. Ей молятся об хранении девства, укреплении веры в гонениях и плену.

Во времена гонений на христиан много пострадало истинно верующих в Иисуса. Язычники пытали и казнили учеников Христа, его последователей. Не обошла эта мученическая участь и невест Христовых. Причисляла к ним себя и Анастасия Римляныня. Верой и правдой служила она Господу и не отказалась от него даже при Погибла в муках и была причислена к лику святых.

Анастасия Римляныня. Житие в монастыре

Во времена правления царя Декия в 249-251 годах, когда военным начальником был Пров, неподалеку от Рима существовал малоизвестный уединенный женский монастырь. Подвизалось в нем несколько постниц, в числе которых оказалась добродетельная игуменья София. В свое время приветила она блаженную деву Анастасию из города Рима, которая трех лет отроду осталась без отца и матери. София сама воспитывала девушку, учила ее всем добродетелям. В трудах, подвигах, посте была Анастасия самая праведная, лучшая в монастыре. В возрасте двадцати лет стала она настоящей красавицей. Слава о красоте ее дошла до Рима, многие граждане знатного рода желали взять Анастасию в жены. Но святая дева чтила Христа, соделалась его невестою. День и ночь проводила она в молитвах и никому не желала дарить свое девство. Не раз покушался диавол отвести деву от ее равноангельской жизни, склонял к утехам в миру, смущал нечестивыми мыслями, лукавствами, другими своими ухищрениями. Но нисколько не удавалось змию совратить Анастасию, сила веры Христовой оберегала ее.

Не имея никакой власти над девой, диавол наслал на нее земных лютых мучителей. В те времена начались сильные гонения на христиан. Враждующие, неверующие язычники оклеветали добродетельную деву перед военачальником Провом. Придя к этому нечестивому человеку, они рассказали, что живет в монастыре Анастасия Римляныня - красавица, коих нет на свете, но насмехается и отвергает она всех честных мужей, считает себя невестой распятого Христа.

Наставления матушки Софии

Услышав девицы, Пров послал воинов в монастырь, чтобы те привели ее. Немедленно отправились они туда, топорами взломали двери. Испуганные послушницы разбежались, но Анастасию не выпустила матушка София. Сказала она деве, что пришел ее час, должна она принять мученический венец за жениха своего Христа. Берегла она ее и воспитывала с трех лет только для венчания с Господом.

Вышла София к ворвавшимся воинам, спросила, кого те ищут. На что те ответили, что нужна им Анастасия Римляныня, ждет ее военачальник Пров. Игуменья попросила время, чтобы собрать девушку, нарядить, дабы понравилась она господину. Слуги поверили им. София тем временем украшала Анастасию не мирскими одеждами, а снаряжала ее духовными красотами. Ввела ее в церковь, поставила перед алтарем и с плачем стала внушать ей, что предстоит деве показать свою настоящую веру и любовь к Господу, стать верной Христовой невестою. Предстояло Анастасии не допустить обольщения славою и подарками. Не должна страшиться она временных телесных мук, которые приведут ее к вечному миру. Открылся перед Анастасией чертог жениха ее, сплетен для нее венец, и пусть она, обагренная кровью, испытавшая все муки телесные, предстанет перед Господом своим. Крепко стоять за веру завещала София ученице своей, не щадить жизни, тогда вознесется душа ее.

Крепкая вера Анастасии

На все наставления игуменьи Софии Анастасия Римляныня Солунская отвечала, что готова она идти до конца, чтобы доказать любовь свою к Христу. Готова выдержать все испытания и муки телесные, дабы воссоединиться с женихом своим небесным.

Больше двух часов слуги ждали Анастасию. Не дождавшись, ворвались в церковь и увидели, что не в наряды обряжается дева, а умиленно беседует с матушкой. Схватили они ее тогда, заковали в цепи и повели в город к военачальнику. Стояла она перед ним и взор свой направляла при этом в небо, губы шептали молитву. Все удивлялись красоте ее.

Пров предложил Анастасии отречься от распятого, принять мирскую жизнь. Сразу же ей обещали найти достойного мужа, чтобы жила она в богатстве и славе, рожала детей, радовалась благам земным. На что дева твердо заверила, что не прельщает ее это предложение, ни за что не отречется она от своей веры, небесного жениха своего Иисуса Христа. И если было бы возможно, испытала бы она ради него мучения сто раз.

Пытки и гибель великомученицы

Приказал военачальник бить Анастасию в лицо, приговаривая, так ли она должна отвечать властелину светлейшему. После побоев, дабы посрамить деву, сорвали с нее все одежды. На срам этот Римляныня с гордым видом ответила, что пусть покроют мучители тело ее одеждой из крови, она готова выдержать любые испытания за веру свою.

По приказу Прова ее распяли между столбами и привязали вниз лицом. По спине ее били палками, а снизу жгли огнем. Анастасия под пытками, задыхаясь от пламени, только произносила: "Помилуй мя, Господи..." Палачи устали от этих пыток, дева же продолжала молиться. Тогда, сняв ее со столбов, привязали к колесу, вращая его, переломали все кости и вырвали жилы, все время Анастасия поднимала очи свои к небу и просила Господа, чтобы не оставил он ее, видя пытки, причислил к святым мученицам.

Долго истязали тело девы. Отрезали ей руки и ноги. Истекавшая кровью, она продолжала возносить славу Господу, тогда вырвали ей язык. Даже собравшиеся горожане были поражены жестокости, стали роптать. Приказал тогда военачальник вывезти Анастасию за город и отсечь ей голову, оставить непогребенную на растерзание животным.

Промыслом Божьим нетронуто было тело святой. Утром нашла его немощная София. Долго рыдала она над телом, не знала, как донести его до места и захоронить. Чудом были посланы ей в помощь два добродетельных мужа, которые собрали тело по кускам, замотали в саван, отнесли в почетное место и, прославляя Господа, захоронили Анастасию.

Почитание

Во времена царствования Диоклетиана пострадала и великомученица Анастасия Узорешительница. Древние агиографические произведения не разделяют четко сведения о двух девах - Анастасии Римляныни и об Узорешительнице. Соответственно, называют их в церкви Старшая и Младшая Анастасия. До сих пор не могут с точностью определиться в принадлежности изображений, мощей, посвященных храмов. По ряду источников Константинопольских, День Анастасии Римляныни отмечают 12 октября. Но в то же время византийские календари указывают День памяти святой 29 октября.

На Руси самое раннее упоминание почитания девы Анастасии Римляныни относится к 29 октября, исходя из данных месяцеслова Архангельского Евангелия (1092), а также Мстиславова Евангелия (конец XI века). В начале XII в. на Руси осуществили перевод нестишного Пролога, краткое житие святой здесь упоминает дату рождения 12 октября. День памяти указывается 29 октября.

Вторая редакция этого же Пролога уже в XIII веке содержит вместо жития Анастасии Римляныни описание Анастасии Узорешительницы. Здесь под 30 октября описано житие Анастасии Солунской. Великие описывают подробное житие Анастасии Римляныни, озаглавлено оно "Житие Анастасии Солунской".

Мощи

В своей описи в 1680 году упоминает ковчег с содержанием частиц мощей Анастасии Римляныни.

В 1860 году архиепископ Волынский доставил в Житомир дар от Антиохийского Патриарха Иерофея - это была глава святой девы Анастасии. Завещана она Житомиру. Глава Анастасии была доступна для всех верующих, об этом позаботился архиепископ Антоний. В 1903 году по распоряжению Святого Синода главу Анастасии Римляныни перенесли в Житомирский Преображенский собор. В соборе, в цокольной его части, был открыт Свято-Анастасиевский храм. Именно здесь до поры до времени хранились мощи святой девы в шикарной кипарисовой раке. Преподобномученица Анастасия Римляныня оберегала народ во время Великой Отечественной войны. Только в 1999 году в Житомире открылся монастырь Анастасии Римляныни.

Гимнография

В разных редакциях Студийского Устава указаны разные службы: 29 октября совершают службу Анастасии Римляныни и Аврааму Затворнику. Причем в Евергетидском Типиконе указывается служба с "Аллилуйя", в Мессинском - обоим святым отпустительные общие тропари, то есть служба сразу двоим без знака. Типикон 1610 года и тот, который употребляется сейчас в Русской Православной Церкви, также предписывает службу 29 октября без знака двум святым.

Молитва Анастасии Римляныни, произнесенная в крепкой вере, помогает и оберегает молящихся. В славянских и греческих богослужебных Минеях, которые употребляются и в наши дни, служба Анастасии помещена с каноном Иосифа, указан который в Евергетидском Типиконе. В этом же Типиконе указывается корпус стихир, размещен он и в греческой Минее, немного отличной от славянской. Общий тропарь "Агница твоя, Иисусе" находится в славянской Минее, указанный в Мессинском Типиконе.

Иконография

В древнерусском и византийском искусстве изображается Анастасия Римляныня подобно преподобномученице Анастасии Узорешительнице. Иконы имеют общую традицию создания. В ряде источников сохраняется наименование ее Римляныней. В схиме ли, мантии, или монашеском облачении запечатлена Анастасия Римляныня, икона почитается всеми верующими христианами. Гравированные святцы Тепчегорского представляют деву с пальмовой ветвью и крестом в руках. В Строгановском подлиннике держит Анастасия сосуд.

С 1903 года в Житомирском Преображенском соборе хранилась глава Анастасии. В 1935 году, в смутные времена гонений на верующих, церковь была осквернена и закрыта, мощи исчезли таинственным образом. В 1941 году храм каким-то чудом был открыт, и возвратились сюда мощи святой. Анастасия Римляныня словно стала защитницей верующих. После войны собор закрыли еще раз, и мощи снова были утрачены.

Часто Анастасию Римляныню путают со святой девой Анастасией Узорешительницей, а также с Анастасией Римской. С этим и связаны неточности при изображении преподобномученицы на некоторых иконах.