Природа. Пейзаж в произведении.  Тема природы в творчестве русских писателей

В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого произведения и А. П. Чехов. Ограниченность объема повествования требовала от писателя нового подхода к слову. В ткани новеллы не было места многостраничным описаниям, пространным рассуждениям, раскрывающим авторскую позицию. В связи с этим исключительно важным оказывается выбор детали, в том числе детали пейзажа, который не исчез со страниц даже самых маленьких зарисовок зрелого Чехова.

Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором. Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие, подчеркивает психологическое состояние героев, придает рассказанным историям более глубокий смысл.

Для описания природы Чехов пользуется простыми и привычными приметами, часто Ограничиваясь лишь одной-двумя фразами. Так, например, в рассказе “О любви” пейзаж вводится только в начале новеллы: “Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя...”, и в самом конце: “...дождь перестал, и выглянуло солнце”. Но, несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается ассоциативно связано с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев. Счастье учителя словесности из одноименного рассказа соединено в нашем восприятии с “дивно хорошим” летом, а внутренние переживания героя рассказа “Ионыч”, доктора Старцева, ждущего свидания с Котиком, неотделимы от ночного кладбищенского пейзажа.

Короткий штрих в описании состояния природы может изменить на противоположное впечатление от произведения, придать отдельным фактам дополнительное значение, по-новому расставить акценты. Так, выглянувшее в конце упоминавшегося уже рассказа “О любви” солнце заставляет нас обрести надежду на преодоление людьми своей несвободы. Без этой детали произведение оставляло бы ощущение такой же безысходности, какая заключена в словах, завершающих рассказ “ Крыжовник ”: “ Дождь стучал в окна всю ночь ”. Описание “грустной августовской ночи” в “Доме с мезонином” создает предчувствие чего-то недоброго, хотя в тот момент мы не знаем, что пока еще счастливым влюбленным придется расстаться. Картина однообразно и глухо шумящего, равнодушного моря, изображенная в рассказе “Дама с собачкой”, перебивает ход мыслей читателя, напоминая “о высших целях бытия, о...человеческом достоинстве”.

Сохраняя традиционную функцию пейзажа, необходимого для раскрытия характеров героев, Чехов пользуется приемом параллельного описания природы и душевного состояния персонажей. Когда Никитин, учитель словесности, “чувствовал на душе неприятный осадок”, “шел дождь, было темно и холодно”. Неуют холодного темного леса с протянувшимися по лужам ледяными иглами соответствует тоскливым мыслям студента Ивана Великопольского, в то время как вид родной деревни, освещенной багровой полосой зари, возникает тогда, когда герой охвачен “сладким ожиданием счастья”. Мягкий лунный свет отвечает трепетному состоянию уже упоминавшегося Старцева, подогревает в нем страсть; луна уходит за облака, когда тот теряет надежду и на душе его становится темно и мрачно. Чудный романтический пейзаж, нарисованный рассказчиком “Дома с мезонином”, превращается в унылый вид местности, где взамен цветущей ржи и кричащих перепелов появляются “коровы и спутанные лошади”, когда “трезвое, будничное настроение овладело” героем.

Кроме углубления психологического анализа пейзаж необходим для более образной характеристики обстановки, в которой разворачиваются события. В описании места действия повести “Палата № 6” лес репейника и крапивы, торчащие из забора острия гвоздей напоминают о колючей проволоке, подчеркивают сходство больницы с тюрьмой, предваряя рассказ о несвободе человека.

Духовному плену, в котором пребывают герои многих рассказов Чехова, противостоит чувство свободы, порождаемое образами родной природы. Бескрайний пейзаж, вызывающий мысли о величии и красоте родной земли, в рассказе “Крыжовник” контрастирует с описанием ограниченного мирка Николая Ивановича Чимши-Гималайского. После описания суеты душной и тесной жизни “в футляре”, в которую оказался погружен целый город, запуганный нелепым Беликовым так, что даже погода во время его похорон заставляет быть всех в калошах и с зонтами, в рассказе “Человек в футляре” вдруг, как окно в другой мир, возникает прекрасная сельская картина, залитая лунным светом, от которой веет свежестью и покоем.

Пейзаж полон жизни там, где есть возможность просвета в тусклом коловороте будней. Внезапное прозрение учителя словесности, пережившего упоение “мещанским счастьем”, освещено ярким мартовским солнцем и озвучено шумом скворцов в саду, поэтому есть надежда, что бегство Никитина от пошлости состоится. Герой рассказа “Дама с собачкой” Гуров видит безжизненный пейзаж: “забор, серый, длинный, с гвоздями”, напоминающий нам забор из “Палаты № 6”, и признает себя вечным пленником, которому “уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах ”. Тень решетки на полу палаты № 6 усиливает ощущение беспросветности положения доктора Ратина; зато, когда смерть разрывает сети, опутавшие его разум и волю, “стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных”, проносится перед глазами умирающего, олицетворяя прорыв в иную реальность.

Смерть торжествует над жизнью и в повести “Черный монах”, пейзаж в которой имеет особенное значение. Гибель сада Песоцкого, служащего символом полнокровной, многокрасочной жизни, подчеркивает ужас мира, позволяющего быть счастливым только сумасшедшему. На фоне естественной красоты картин русской природы, пронизывающих повествование, еще безумнее кажутся мысли магистра Коврина, одержимого манией величия; а осязаемая конкретность каждой детали описания, будь то тропинка во ржи, река на закате или обнаженные корни деревьев, контрастирует с абстракцией черного призрака.

В использовании пейзажа проявляется отношение Чехова к своим героям. Беликов ни разу не появляется на фоне природы. Николая Ивановича Чимшу-Гималайского окружают “канавы, заборы, изгороди”. Это люди, потерявшие человеческий облик. Пока в душе доктора Старцева теплился огонек, рассказ о его жизни сопровождался описаниями природы; автор даже подарил ему любимый клен в саду. Похожий на языческого бога Ионыч больше не стоит такого подарка. Чем живее душа, тем созвучнее она существу природы. Органично вписаны в пейзаж старинной усадьбы сестры Волчаниновы, героини рассказа “Дом с мезонином”, симпатичные автору так же, как и увидевший их рассказчик, оказавшийся художником-пейзажистом. Неотделим от пейзажа в рассказе “Крыжовник” купающийся под дождем Иван Иваныч, слитность кото-

рого с природой подчеркнута движением качающихся на исходящих от него волнах белых лилий. Этому герою доверено высказывать самые близкие автору мысли.

Иван Иваныч, Буркин - хорошие люди. Увиденные их глазами спокойные реалистические пейзажи всегда напоминают о прекрасном. Душа лунной ночью “кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно ”(“ Человек в футляре”). “Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна” (“Крыжовник”), “Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало” (“О любви”). Больной, охваченный страхом Коврин, видит беспокойный импрессионистический пейзаж: “Бухта, как живая, глядела на него множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз и манила к себе” (“Черный монах”). Потерявшему трезвое мировосприятие Никитину грезится нечто сюрреалистическое: “Тут от увидел дубы и вороньи гнезда, похожие на шапки. Одно гнездо закачалось, выглянул из него Шебалдин и громко крикнул: “Вы не читали Лессинга!” (“Учитель словесности”). Праздному взору художника, гостя Волчаниновых, открываются романтические пейзажи, напоминающие о галантной живописи XVIII века. Эстетствующий Рябовский рисует многозначительный символический пейзаж: “...черные тени на воде - не тени, а сон, ...в виду этой колдовской воды с фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных, задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного, блаженного, хорошо бы забыться, умереть, стать воспоминанием” (“Попрыгунья”).

Символизм свойствен и чеховскому пейзажу, но в нем нет пафоса и назидательности Рябовского. В рассказах писателя слова “сад”, “дождь”, “луна”, “утро”, “осень”, “весна” и другие нужны не только для обозначения места и времени действия или погоды. Это символы, позволяющие наполнить произведения глубоким философским смыслом. Рассмотрим подробнее некоторые из таких деталей пейзажа.

Одним из сквозных образов творчества Чехова является дождь - символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Непрерывный дождь, с разговоров о котором начинается рассказ “Душечка”, так же однообразен и скучен, как и антрепренер Кукин, с чьего лица не сходит выражение отчаяния даже в день счастливой свадьбы. Дождь идет, когда учитель словесности Никитин начинает осознавать мнимость доставшегося ему счастья. Вид серого неба и мокрых деревьев предваряет повествование героя рассказа “О любви” Алехина о жизни, в которой счастье несовместимо с порядочностью. Шумом до^кдя сопровождается описание уродливого счастья помещика Чимши-Гималайского, достигнутого ценой потери живой души. Дождливая погода омрачает день похорон Беликова, ставшего мертвецом ещё при жизни. В то же время интеллигентный, философски мыслящий Иван Иваныч, умеющий противостоять рутине обывательщины, с наслаждением подставляет лицо под дождь.

Образ сада также постоянно присутствует в рассказах Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования. Сад полон музыки счастья, это приют влюбленных, где даже тюльпаны и ирисы просят, “чтобы с ними объяснялись в любви” (“Учитель словесности”). Никитин и Манюся, Коврин и Таня, Художник и Мисюсь, Старцев и Екатерина Ивановна встречаются в садах, когда их души наполнены чистым, искренним чувством. Сад отзывчив к душевному состоянию героев, влияет на их настроение. Утомленный, с расшатанными нервами, Коврин попадает в холодный сад, затянутый едким дымом; но “взошло солнце и ярко осветило сад”, и “в груди его шевельнулось радостное чувство, какое он испытывал в детстве, когда бегал по этому саду” (“Черный монах”). Сад требует постоянного ухода, поэтому он символизирует и работу, движение, неразрывную связь поколений: “Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение. От раннего утра до вечера около деревьев, кустов, на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди с тачками, мотыгами, лейками...” (“Черный монах”). В общем, сад - это идеал полноценного бытия: “Когда зеленый сад, еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, ...то хочется, чтобы вся жизнь была такою” (“Дом с мезонином”). Поэтому гибель сада всегда символизирует смерть.

Символом смерти традиционно считается и луна. Лунный свет заливает множество пейзажей Чехова, наполняя их печальным настроением, покоем, умиротворением и неподвижностью, сходными с тем, что приносит смерть. За рассказом о смерти Беликова следует описание видного до горизонта поля; “и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом;ни движения, ни звука”. Коврин, незадолго до смерти любуясь наполненной лунным светом бухтой, поражается согласию цветов, мирному, покойному и высокому настроению. Луна освещает холодный труп доктора Ратина, узника палаты № 6. Но наиболее четко мысль о родстве луны и смерти выражена в рассказе “Ионыч”, когда Старцев видит кладбищенский “мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель”, где “веет прощением, печалью и покоем”.

Луна - многозначный символ. Отразившись в.воде, она вызывает в душе прилив темной страсти, изменяет мироощущение, омрачает рассудок. В сумраке появляется перед Ковриным на берегу реки Черный монах, и его “бледное, страшно бледное, худое лицо” могло оказаться выглянувшей из-за туч луной. Если сад был символом светлой, возвышающей человека любви, то луна толкает к запретному чувству, побуждает к неверности. В рассказе “Дама с собачкой” Гуров с Анной Сергеевной делают первые шаги навстречу друг другу, поражаясь необычному сиреневому морю с идущей по нему от луны золотой полосой. Ольга Ивановна из рассказа “Попрыгунья”, зачарованная “лунным блеском”, бирюзовым цветом “воды, какого она раньше никогда не видела”, решается на измену мужу. Неопытная Аня, героиня рассказа “Анна на шее”, делает первый шаг на пути испорченной кокетки, когда “луна отражалась в пруде”. Эротические фантазии овладевают возбужденным лунным светом Старцевым: “...перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось тягостным...” (“Ионыч”).

Так просто, естественно, немногословно Чехов рисует в своих рассказах пейзажи, не только составляющие единый и стройный образ русской земли, но и обогащающие произведения неисчерпаемой глубиной смысла.

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Музыка для счастья – нежная гитара

Первый аккорд – легкий, дуновение ветра, едва-едва пальцы касаются струн. Исчезающе тихий звук, ми-минор, проще и нет ничего...
Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...

Второй аккорд – ловко переставленны пальцы левой руки, правая уверенно и мягко ведет по струнам. Вниз, вниз, вверх – просто и дает самый простой звук. Готовится не метель и не шторм – всего лишь снегопад. Ничего сложного в нем быть не может. Снежинки начинают лететь чаще – передовые отряды основных сил, сверкающие ледяные звездочки.

Дальше аккорды сменяют друг друга тягуче и ласково, так, что ухо почти не замечает перехода от одного звука к другому. Перехода, который всегда звучит резко. Вместо боя – перебор. Восьмерка. Вступление отыграно и пусть это не инструментал, который звучит торжествующе и радостно во время летнего ливня или тягуче и завораживающе в метель, пусть это всего лишь сложенные вместе аккорды музыка удивительно подходит снегу за окном, белым бабочкам зимы, ледяным крохотным звездам, которые все танцуют, танцуют свой танец в ночном небе...

В музыку вплетается пение – тихое, слова не различимы, ускользают от восприятия, мешаются с снегопадом и мерным, естественным стуком сердца. Четкий ритм и спокойная сила звучат в них. Нет конца у песни, она просто мягко сплетается с танцем снежинок и незаметно уходит, оставляя небо и снег наедине...
Холод и тьма скрадывают звуки и движения, примиряют город с зимой...

А Повелитель Снегопада, отыгравший на одной из крыш свою партию, мягко убирает в чехол свою гитару, властную над стихиями. На плечах и на волосах его снег, вспыхивают и гаснут рыжие веселые искры – снежинки отражают свет далеких огней. В окнах дома напротив – свет. Там люди, которые не знают, как плетут кружево стихий...

Лестница – обычная лестница девятиэтажного дома. Двери, вечно занятый кем-то лифт, тусклый свет лампочки на площадке... Повелитель Снегопада идет пешком, придерживая гитару, тихо и медленно ступая по ступенькам. С девятого этажа на первый, осторожно, чтобы не потревожить теплое чувство расслабленного довечивого счастья, каждый раз приходящего после выполненной игры...
И привычно-злой вопрос открывшей дверь матери:
– Когда ты уже перестанешь играть в свои игры и начнешь наконец думать?
Бьет по открытой душе как ножом. Подламываются мягкие снежные крылья, данные исполнением настоящего и остается только непонимание и обида.
За что же она бьет по самому больному? За что?..

Ночью гулял по городу дикий ветер, перемешанный со снегом. Ломал ветви деревьев, рвал провода, заметал дороги...
Это снова пела гитара Повелителя Снегопада.

Одной из самых главных тем в творчестве русских поэтов является тема природы, которая тесно связана с темой Родины. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.
Кто может не согласиться с ним? Нельзя любить Родину, если не живешь одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, если не имеешь Родины. Именно эти идеи рассмотрены в стихотворениях таких великих поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев и многих других.
Как истинный художник, Пушкин не выбирал особых «поэтических предметов», источником его вдохновения была жизнь во всех ее проявлениях. Как русского человека, Пушкина не могло не волновать все, что связано с Родиной. Он любил и понимал родную природу. В каждом времени года поэт находил особое очарование, но больше всего он любил осень и посвятил ей немало строк. В стихотворении «Осень» поэт писал:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свое символическое значение, свой смысл. В стихотворении «На холмах Грузии…» печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств.
Говоря о другом великом русском поэте, М. Ю. Лермонтове, мы должны отметить, что в образах природы поэт искал и находил прежде всего соответствия своим душевным переживаниям. Беспредельно любя русский народ, свою Родину, автор тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – вольная романтическая стихия. Именно в ней заключаются для поэта гармония и красота окружающего мира, высшее мерило справедливости и счастья.
Так, например, в стихотворении «Родина» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к России, к природе. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «белеющих берез». В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» показано, что родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с Богом:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Особое место в данной теме занимает стихотворение «Утро на Кавказе». Поэт любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор:

Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.

Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта «цепи синих гор», «вершины». Они, как и вся русская природа, явились для Лермонтова воплощением его Родины. Если увидеть все это хотя бы раз, невозможно забыть эти края, уверен поэт. «Как сладкую песню отчизны», полюбил он Кавказ.
Поэты второй половины XIX века тоже часто обращались к образам природы. Поэт-философ А. А. Фет известен и как «певец природы». Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ее состоянии:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

(«Шепот, робкое дыханье…», 1850)
Поэт в своем произведении играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения «милого лица» и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов.
В поэзии Фета природа изображена детально, в этом смысле поэта можно назвать новатором. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение, для Фета же важна прежде всего конкретная деталь. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – таких как соловей, лебедь, жаворонок, орел, – но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например:

Знаменательно, что мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и, более того, замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.
Обобщая сказанное, мы обратимся к знаменитому стихотворению Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Оно представляет собой гневное обращение к тем, кто не понимает божественной сущности природы и не слышит ее языка. Неприятие природы как особого мира со своими законами Тютчев считал признаком нравственного убожества и даже уродства. Не случайно образы природы занимали такое важное место в лирике поэта («Есть в осени первоначальной…», «Как океан объемлет шар земной…», «Весеннее утро»).
Итак, истинные стихи о Родине, о природе родной страны всегда вызывают чувство гордости. Они всегда современны, так как озарены немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к ней, ко всему живому на Земле. Можно сказать, что одними из самых прекрасных являются стихотворения, затрагивающие волнующую нас тему, и, кроме того, пейзаж является неотъемлемой частью всех лирических произведений русских поэтов.

Тема природы в творчестве русских писателей

Одной из самых главных тем в творчестве русских поэтов является тема природы, которая тесно связана с темой Родины. “Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…” Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.
Кто может не согласиться с ним? Нельзя любить Родину, если не живешь одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, если не имеешь Родины. Именно эти идеи рассмотрены в стихотворениях таких великих поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев и многих других.
Как истинный художник, Пушкин не выбирал особых “поэтических предметов”, источником его вдохновения была жизнь во всех ее проявлениях. Как русского человека, Пушкина не могло не волновать все, что связано с Родиной. Он любил и понимал родную природу. В каждом времени года поэт находил особое очарование, но больше всего он любил осень и посвятил ей немало строк. В стихотворении “Осень” поэт писал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свое символическое значение, свой смысл. В стихотворении “На холмах Грузии…” печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”. В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств.
Говоря о другом великом русском поэте, М. Ю. Лермонтове, мы должны отметить, что в образах природы поэт искал и находил прежде всего соответствия своим душевным переживаниям. Беспредельно любя русский народ, свою Родину, автор тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – вольная романтическая стихия. Именно в ней заключаются для поэта гармония и красота окружающего мира, высшее мерило справедливости и счастья.
Так, например, в стихотворении “Родина” Лермонтов размышляет о своей “странной любви” к России, к природе. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” показано, что родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с Богом:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Особое место в данной теме занимает стихотворение “Утро на Кавказе”. Поэт любовно описывает звезды, луну, облака; “дикой пеленой” вьется туман вокруг лесистых гор:
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта “цепи синих гор”, “вершины”. Они, как и вся русская природа, явились для Лермонтова воплощением его Родины. Если увидеть все это хотя бы раз, невозможно забыть эти края, уверен поэт. “Как сладкую песню отчизны”, полюбил он Кавказ.
Поэты второй половины XIX века тоже часто обращались к образам природы. Поэт-философ А. А. Фет известен и как “певец природы”. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ее состоянии:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(“Шепот, робкое дыханье…”, 1850)
Поэт в своем произведении играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения “милого лица” и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов.
В поэзии Фета природа изображена детально, в этом смысле поэта можно назвать новатором. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение, для Фета же важна прежде всего конкретная деталь. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – таких как соловей, лебедь, жаворонок, орел, – но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например:
И слышу я: в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели…
Знаменательно, что мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и, более того, замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.
Обобщая сказанное, мы обратимся к знаменитому стихотворению Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”. Оно представляет собой гневное обращение к тем, кто не понимает божественной сущности природы и не слышит ее языка. Неприятие природы как особого мира со своими законами Тютчев считал признаком нравственного убожества и даже уродства. Не случайно образы природы занимали такое важное место в лирике поэта (“Есть в осени первоначальной…”, “Как океан объемлет шар земной…”, “Весеннее утро”).
Итак, истинные стихи о Родине, о природе родной страны всегда вызывают чувство гордости. Они всегда современны, так как озарены немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к ней, ко всему живому на Земле. Можно сказать, что одними из самых прекрасных являются стихотворения, затрагивающие волнующую нас тему, и, кроме того, пейзаж является неотъемлемой частью всех лирических произведений русских поэтов.

(No Ratings Yet)

  1. Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Тема “Человек и природа” стала одной из сквозных в русской литературе. Многие из легендарных русских поэтов обращались...
  2. ТЕМА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ В. П. АСТАФЬЕВА Большое место в творчестве В. Астафьева заняла работа над прозаическим циклом “Царь-рыба”. В нем автор ведет поиск нравственных основ и находит...
  3. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев...
  4. Когда-то Федор Михайлович Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. В нашей современной действительности, в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не пасть духом не скатиться в пропасть...
  5. Тема моей работы “Образ Кавказского пленника в литературе”. Для исследования я выбрал три произведения: Толстой повесть “Кавказский пленник”, Пушкин поэма “Кавказский пленник”, повесть В. Маканина “Кавказский пленник”. Эту тему, я...
  6. Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и...
  7. Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, – Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина....
  8. Стихи Н. Рубцова близки каждому, кто задумывался о таких непреходящих жизненных ценностях, как любовь к родине, восхищение родной природой. В стихах Рубцова находят отражение его самые сокровенные мысли о родине,...
  9. Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько мощным и значительным, что все выдающиеся художники испытали его влияние на своем творчестве. В поэзии А. А. Фета влияние реализма в...
  10. В каких еще произведениях русских писателей и поэтов ХІХ-го века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью? В своем ответе на вопрос, поставленный в задании, назовите не менее двух произведений ХІХ-го века,...
  11. Взгляды на искусство Фета долгое время истолковывались однобоко. Фета считали “жрецом чистого искусства”, однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: “Не знаю сам, что буду петь –...
  12. Я люблю Родину! Я очень люблю Родину! С. Есенин План I. Любовь к Родине – основной мотив в творчестве С. Есенина. II. Изображение России и размышления о ее судьбе в...
  13. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Б. ПАСТЕРНАКА Размышляя о природе поэтического творчества, Б. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили,...
  14. XX век принес человечеству невиданный раньше технический прогресс. Но кроме этого именно он породил новое ужасное явление – мировые войны, трагедии впечатляющего масштаба, которые затрагивали сразу сотни миллионов людей. Вполне...
  15. Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт...
  16. А. Н. Майков и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью...
  17. План 1. Связь творца и отечества. 2. Сюжет повести. 3. Картины природы как один из способов выражения авторской идеи. Не секрет, что Валентин Распутин был очень привязан к русской земле....
  18. ПРЕКРАСНЫЙ МИР ПРИРОДЫ (по произведениям Ф. И. Тютчева, А. А. Фета) Живя в тесном, шумном индустриальном городе, довольно сложно оценить всю красоту и глубину стихотворений о природе. Вроде бы понимаешь,...
  19. Кто еще из русских поэтов прибегал в своем творчестве к приему цветописи и в чем его различие и сходство с реализацией этого приема у С. А. Есенина? Отвечая на вопрос,...
  20. Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко План I. Человек – хозяин и защитник природы. II....
  21. Проблемы искусства, мысли о назначении поэта проходят через все творчество Лермонтова. Его интересовали все виды искусства: музыка, живопись, – но все же предпочтение он всегда отдавал поэзии. Осознав, что она...
  22. План 1. Природу невозможно не любить. 2. Красота жизни в поэтических пейзажах: А) любовь к родному краю и природе в лирике С. Есенина; Б) пейзажные зарисовки в лирике поэтов XIX...
  23. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”,...
  24. Тема родины в творчестве Сергея Есенина I. “О Русь, малиновое поле…” Природа как лейтмотив в есенинском образе Родины. II. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины...
  25. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой “Двенадцать”....
  26. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о месте поэта в жизни страны, народа, о том, что и для чего должен писать...