Какой храм был на сенной площади. Церковь успения пресвятой богородицы - спас на сенной. Церковь Спаса на Сенной

В самом центре Санкт-Петербурга, на Сенной площади с середины 18 века по 1961 год располагался величественный пятикупольный храм Успения Пресвятой Богородицы, именовавшийся в народе Спас на Сенной.

Приход храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), являясь юридическим лицом, с 2011 года ведет активную и планомерную работу по возрождению на своем историческом месте, взорванного храма.

Поскольку возрождение храма носит длительный характер ввиду необходимости получения многочисленной правоустанавливающей и разрешетильной документации, а также работ по выносу из-под пятна застройки храма, имеющихся инженерных коммуникаций, Приходом было принято решение о проведении реконструкции существующей на Сенной площади часовни во имя св. влм. Иоанна Нового Сочавского, в части расширения ее площади. Первоначально площадь часовни составляла 16 кв.м., а после реконструкции будет составлять 109 кв.м.

Данная реконструкция обеспечит возможность совершения регулярных Богослужений для большего количества верующих, желающих молиться в часовне.

В октябре 2016 года Приходом получено разрешение на строительство и в настоящее время строительно-монтажные работы по реконструкции часовни ведутся полным ходом. Уже завершается строительство стен и начинается монтаж стропильной системы кровли храма.

Между тем, собранных Приходом денежных средств не хватило на строительство кровли и купола часовни. Согласно смете, стоимость этих работ составляет 6 089 599 руб.

В настоящее время Приход очень нуждается в пожертвованиях на производство кровельных работ.

Денежные средства можно переводить на реквизиты Прихода.

Проектом реконструкции предусмотрено расположение на фасадных стенах часовни памятных досок с именами или наименованиями организаций жертвователей (по их желанию).

Также все жертвователи могут подать записки о поминовении их самих и их близких о здравии или за упокой на проскомидию или сорокоуст в электронном виде.

Часы работы часовни: ежедневно с 10:00 до 19:00

С уважением, настоятель Прихода Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) иерей Михаил Малюшин

Историческая справка о храме

Величественный пятиглавый Храм Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) с высокой колокольней в стиле русского барокко был построен в 1753-1761 гг. на средства столичного купечества и других горожан и был одним из немногих истинно народных храмов Северной столицы. Предполагается авторство Ф-Б. Растрелли, А.В. Квасова.

В XIX в. неоднократно перестраивались в 1816-1817 гг. по проекту Л. Руска, в 1833-1835 гг. по проекту А.И.Мельникова, в 1867 г.- Г.И. Карпова. В 1901-1904 гг. к храму были пристроены притворы.

Кирпичная оштукатуренная церковь в плане представляла собой вытянутый прямоуголник с полуциркульной апсидой на восточном фасаде.

В 1923 году храму был присвоен статус собора. но в 1938 году храм был закрыт, а в 1961 году стал одним из двух последних снесенных в Ленинграде храмов.

Сегодня уже не у кого не вызывает сомнений тот факт, что храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас на Сенной) имел большое культурное значение, являясь по сути петербургским Успенским собором. С градостроительной точки зрения, храм был важнейшей доминантой как самой Сенной площади, так и всего исторического центра Петербурга: симметричные портики храмовой колокольни и сохранившегося на площади павильона Гауптвахты формировали парадный въезд в центр столицы с важнейших Московского и Рижского трактов; колокольня храма была второй по высоте после шпиля собора Петропавловской крепости.

Не меньшей была и социальная значимость Спаса на Сенной - при храме велась активная социальная и просветительская деятельность; храм даже упоминается в произведениях классической русской литературы: романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (на его ступенях каялся о свои преступлениях Раскольников) и в романе В.В. Крестовского "Петербургские трущобы".

Духовная значимость храма для самого сложного, с точки зрения социальной адаптации районов Петербурга, район Сенной площади, каким он остается до настоящего времени, невозможно оценить.

Выстроенная в 2004 году, как знак возрождения самой церкви и Сенной площади, за фундаментом алтарной апсиды Успенского собора, часовня была освящена в 2005 г. во имя святого великомученника Иоанна (Нового) Сочавского, авторы проекта архитекторы Е.М. Раппопорт, А.А. Столярчук. О.Н. Васильева, Е.Е. Рубина.

Архитектура часовни решена в традиционных формах. Она представляет собой квадратное в плане очень небольшое кирпичное оштукатуренное здание. углы которого раскрепованы пилястрами с филенкой, цоколь облицован гранитом. В большие оконные проемы вставлены витражи-стеклопакеты.

Про Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая до 2 февраля 1961 года стояла на Площади Мира в Ленинграде, написано уже очень много раз. Существует огромное количество рисунков, литографий и фотографий с ней. Однако, авторство этого храма есть вопрос тёмный. Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

1960, храм ещё с куполами, но забор уже стоит - демонтаж начался.

Не буду вдаваться в подробности её постройки в 1753 году, перестройки и расширения в 1813 по проекту Луиджи Руска и 1836 по проекту А. И. Мельникова. Отмечу лишь, что крайняя перестройка и надстройка по проекту петербургского епархиального архитектора Г. И. Карпова 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Вот про крайние годы существования и снос мы и поговорим, пожалуй. Ибо 50 — 60-е годы XX века — моё любимое время, как всем хорошо известно.

Борьба со всем церковным в этой стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся Кафедральным Обновленческим собором. И да, про «обновленчество» чуть-чуть. Обновленчество (оно же — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) — раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией.

В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, не смотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.


9 мая 1945 года. С самолета По-2 разбрасываются листовки с сообщением об окончании войны. Внизу Спас-на-Сенной.

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро "позорное пятно на облике площади Мира« — бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм — будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена «из стекла и бетона».

Однако, проектировщики института «Ленметропроект» передали на рассмотрение инспекции три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Технологический институт». Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (угловой дом с тремя адресами: Садовая ул., 39 — наб. кан. Грибоедова, 56 — Сенная пл.). Ещё предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас для «Садовой» («Площадь Мира −3» в девичестве), и, наконец, снос церкви на Сенной.

Последнее по ряду обстоятельств показалось наиболее подходящим. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишен статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия, что явилось следствием перманентных перестроек, исказивших первоначальный барочный облик церкви, да еще при полной неразберихе с атрибуцией имен авторов не только первоначального замысла, но и последующих многочисленных реконструкций.


Справа виден портик храма, 1956 год.


1966 год, Видны остатки ограды храма. Автомобиль принадлежит финну, путешествовавшему по Ленинграду и области в 1966 году.

Далее была череда заседаний, споров, совещаний, писем в различные министерства и ведомства. До крайнего момента снос не подтверждали из Москвы, и в Ленинграде никто не брал на себя ответственность за это. Тем не менее, начался демонтаж куполов, оставшегося внутреннего убранства. И, позднее, закладка взрывных устройств. Одновременно с этим в Москве была создана экспертная группа, которая собиралась вникать в очередной Генеральный План развития Ленинграда (будет утверждён Советом министров СССР 15 июля 1966 года), а заодно и посмотреть, что там да как на Сенной площади. Было решено, что независимо от решения экспертной группы, храм должен быть обследован и обмерен, а обмерные чертежи переданы в архив Государственной инспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда.


Фотография Денисова и Смирнова незадолго до сноса.

Обмерами и фотографированием храма занимались несколько человек с новейшей по тем временам аппаратурой. Организовал работы исполняющий обязанности декана архитектурного факультета ЛИСИ (СПбГАСУ с июня 1993) Владимир Иванович Пилявский, он привлёк к этому своего аспиранта Юрия Денисова. А руководил работами доцент кафедры геодезии Павел Иванович Поляков, который привлёк к этому тоже своего аспиранта Виктора Смирнова.


Фотография во время обмеров здания.

Тогда впервые в Ленинграде был использован стереофотограмметрический (с использованием стереофототеодолита) метод обмера архитектурного памятника, наравне с использованием обычных геодезических приборов. Метод этот применяется в случаях, когда объекты труднодоступны для выполнения ручных обмеров. Мне этот метод не знаком, есть кто-то, кто смог бы на пальцах объяснить принцип работы?

Смирнов и Денисов вели и подробное фотографирование церкви при обмерах, во время сноса и при расчистке завалов. Часть фотографий в этой статье принадлежит как раз им. Напомню, это был уже январь 1961 года. Почему нельзя было обмер произвести заранее? Решение-то о строительстве метро было принято как минимум в 1959. Как всегда, «ай, потом сделаем, время ещё есть».


Демонтаж и вывоз сохранившейся утвари.

Одновременно с началом работ по обмеру начались и работы по разбору церкви силами «Ленметростроя». Стало ясно, что столь быстрый процесс разрушения церкви вряд ли оставит необходимое время даже для стереофотограмметрических методов фиксации. А методы эти, как оказалось, тоже достаточно трудоемкие и, главное, не всегда успешные, учитывая полное отсутствие опыта в проведении подобных работ и краткость светового дня сумеречных январских суток ленинградской мокрой зимы. Поэтому было принято решение проводить одновременно со стереофотограмметрией в максимальном объёме ручной обмер церкви, насколько это позволит отсутствие лесов или каких-либо иных подмостов и, главное, нехватка рабочих рук. Специалисты чуть ли не вдвоём работали.

Вспоминает Смирнов: «В конце января прораб запретил пускать нас в церковь — стали готовить взрыв. Мы торопливо делали последние фотоснимки и искали пробелы на грязных и мятых кроках обмеров. Взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. Но как ни спешили метростроевцы, они все же опоздали. В ГлавАПУ за сутки до взрыва пришло письмо <Министра культуры СССР> Екатерины Алексеевны Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день.

А ночью мы с Юрием Михайловичем <Денисовым> стали свидетелями разрушения церкви, стоя на углу Садовой ул. и ул. П. Алексеева (Спасский пер.), то есть напротив церкви, рядом с угловым магазином игрушек, чьи витрины, укрытые мешками с песком, напоминали годы блокады. Ассоциации стали почти галлюцинациями, когда при глухом ударе земля дрогнула, а церковь как-то медленно осела, став огромной кучей строительного мусора. Колокольня же сперва наклонилась вправо, а затем почти целиком легла перед нами. Несмотря на окрики охраны, мы бросились обмерять третий ярус и венчающий шатер колокольни. Желание завершить работу заслонило на время горечь непоправимости произошедшего: глубочайший провал вместо церкви обнажил какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы, облезлые брандмауэры флигелей. »

Очевидцы рассказывали, что перед взрывом церкви Успения Божией Матери по домам ходили люди и, ничего не объясняя, настойчиво рекомендовали жителям заклеить стекла в окнах как во время войны. Но все и так знали, что должно произойти. Многие накануне не ложились спать.


Взрыв в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года.

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь Спаса на Сенной была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий. Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди — сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними. Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Говорят, что над площадью в течение нескольких дней висела пыль. Хотя по фотографиям это не заметно. Кстати, про фотографии: на них отчётливо видно практически полное отсутствие снега, а ведь это январь-февраль. Выходит, что и полвека назад зимы в Ленинграде были разные, в том числе и бесснежные?

После сноса все действующие лица, организовавшие «акцию протеста», подверглись показательному разносу. Так, В. И. Пилявский не стал деканом архитектурного факультета ЛИСИ, Ю. М. Денисов не защитил диссертацию.


Площадь Мира после открытия одноимённой станции, 1965.

Через два года метро достроили. Станция метро была открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» - «Петроградская». Наименование получила из-за расположения на одноимённой площади. До 1 июля 1992 года носила название «Площадь Мира».

Уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки на месте церкви. Существует несколько планов восстановления храма. Поживём — увидим.

Художник Михаил Александрович Канеев. «Ленинград. На бывшей Сенной. 1959». По другим данным - «Ленинград, 1960». Рязанский музей имени Пожалостина.

При подготовке этого текста использованы различные источники. Авторская позиция может не совпадать с позициями авторов использованных материалов.

Сенная площадь расположена на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы Санкт-Петербурга. Этот район всегда был важным и в тоже время проблемным для города. За свою историю Сенная площадь несколько раз меняла свое имя. На том месте, где она расположена, торговали сеном, по этой причине она и получила свое современное название.

Как добраться

  • Ближайшие станции метро – Сенная площадь (синяя линия), Садовая (фиолетовая линия) и Спасская (красная линия)
  • Наземный транспорт – автобусы маршрутов №49 и №181 и трамвай №3.

Из истории

Пожары 1736-1737 года в Морской Слободе Санкт-Петербурга почти полностью уничтожили постройки района, пострадал и расположенный там Морской рынок. Власти города решили перенести его подальше из центра, за Мойку .

Рынок был устроен на окраине города, где вырубили лес и оборудовали площадь для торговли, которую первоначально называли Большой, затем Конной, а с конца XVIII века она получила название Сенной, поскольку на ней велась торговля сеном, соломой и дровами.

К Сенной площади выходила дорога, по которой купцы ехали в Санкт-Петербург (теперь это Московский проспект). Здесь они останавливались и торговали всем, что привозили в город. Рынок был самым дешевым и многолюдным, здесь покупали и продавали с развалов, с возов и телег, а крестьяне не платили за право торговли.

Вскоре рядом появились первые дома и была построена деревянная церковь.

Церковь Спаса на Сенной

В 1753-1765 годах на месте деревянного храма на средства купца-миллионщика Саввы Яковлева возводится каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую в народе часто называли церковью Спаса на Сенной.

Храм являлся образцом позднего барокко в архитектуре. Он был настолько красивым и совершенным, что долгое время искусствоведы полагали, что его создал Бартоломео Растрелли. Позже было установлено, что церковь построена по проекту русского архитектора Андрея Квасова.

Храм был пятиглавым, но выглядел легким и воздушным. В нем одновременно могли находиться до 5 тысяч верующих. По своей высоте его колокольня была второй архитектурной доминантой в Северной столице после шпиля Петропавловского собора .

В XIX веке храм трижды перестраивался: в 1816-1817 годах реконструкция выполнялась по проекту архитектора Луиджи Руска, в 1833-1835 годах – по проекту Авраама Мельникова и в 1867 году – под руководством архитектора Григория Карпова. Не смотря на все перестройки, церковь сохранила свой барочный вид.

Во время войны, по счастливой случайности, храм не пострадал от налетов немецкой авиации, но, к сожалению, не уцелел во время сооружения метрополитена.

В 1961 году из-за необходимости строительства вестибюля станции метро «Площадь Мира» приняли решение разрушить храм. С него сняли купола, а затем взорвали.

В XVIII и в начале XIX века Сенная площадь была местом, где проводились публичные наказания за воровство и мошенничество, так называемые торговые казни, когда провинившихся при всем народе били кнутом и плетьми. Этот район был известен своими трущобами, его населяли самые бедные горожане, быт и нравы которых описал Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» .

В 1883-1886 годах по проекту Иеронима Китнера на Сенной площади было построено четыре здания Торгового центра. Не смотря на все усилия по благоустройству, этот район всегда был грязным и многолюдным, это было самое злачное место Санкт-Петербурга с множеством питейных заведений и публичных домов, ночлежек и притонов.

Холерный бунт на Сенной площади

В 1831 году в Санкт-Петербурге началась эпидемия холеры. Массовая смертность объяснялась отсутствием эффективных методов лечения и нехваткой медперсонала. В тоже время среди бедных людей распространился слух, что в больнице людей преднамеренно заражают этой болезнью.

22 июня на Сенной площади собрались толпы возмущенных горожан, решивших разгромить расположенную здесь Центральную Инфекционную больницу. Николай I принял решение силой подавить протест. Гвардейские полки окружили район, а вскоре приехал император и остановил восстание. Об усмирении холерного бунта рассказывает сюжет одного из барельефов памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади .

В 1930-х годах старые рыночные корпуса разобрали и рынок перенесли к началу Московского проспекта. Рядом стоящие дома надстроили, их фасады отреставрировали. Рынок назвали Октябрьским, а Сенная площадь с 1952 года стала называться площадью Мира.

В 90-х годах здесь находилось множество ларьков и торговых палаток, продукты в которых были дешевле, чем в других местах. Днем к палаткам выстраивались люди, чтобы купить макароны, тушенку и крупы, а по ночам это место становилась огромной помойкой.

В 1991 году площади вернули ее историческое название - Сенная площадь, также названа и станция метро.

10 июня 1999 года произошла трагедия: в час пик на выходе из метро обрушился бетонный козырек вестибюля, в результате погибли 7 человек, а 12 получили ранения.

Последняя реконструкция Сенной площади прошла при подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году. Здесь посадили деревья, установили скамейки и устроили фонтан Нептун, спроектированный известным архитектором Тома де Томоном.

Также к юбилею города была установлена подаренная французами Башня Мира высотой 18 метров, на которой на 32 языках было написано слово «Мир». Простоявшая семь лет башня треснула и, в целях безопасности, власти города приняли решение о ее демонтаже. К тому же, по мнению многих экспертов, сооружение совсем не вписывалось в архитектурный ансамбль площади и служило лишь своеобразным маяком.

Торговый комплекс «Сенная»

На площади расположен торговый комплекс, ставший первым в Санкт-Петербурге, где можно было совместить отдых с шопингом. На первых трех этажах расположены более сотни магазинов с самыми разными товарами. Также посетители могут воспользоваться многочисленными услугами торгового центра - здесь есть парикмахерская и салон красоты, химчистка и аптека, банк и мойка для автомашин.

На втором этаже расположен фуд-корт с русской, европейской, восточной и азиатской кухнями, а на третьем этаже можно заняться боулингом, поиграть в бильярд и посетить ресторан.

ТРК ПИК

ТРК ПИК – это пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс , панорамные окна которого позволяют посетителям любоваться красивыми видами центральной части Санкт-Петербурга.

В нем разместились магазины многих известных марок. Панорамный ресторан «BARASHKI» расположен на последнем этаже здания, откуда открывается великолепный вид на Исаакиевский собор . Также работает кафе Orange, а для почитателей кофе - Кофе Хауз и Сoffeeshop.

Имеются бильярд и тир, открыт 8-ми зальный киноцентр, на цокольном этаже находится гипермаркет «Перекресток».

Также много магазинов расположено на Садовой улице. Рядом работает рынок «Апраксин двор» , где предлагаются товары по доступным ценам.

В настоящее время принято решение о реконструкции Сенной площади, в ходе которой будет восстановлена церковь и примыкающая к ней 70-ти метровая колокольня. Строительство будет выполняться за счет средств инвесторов, ведется сбор средств на воссоздание храма.

Проект реконструкции предусматривает строительство над вестибюлями метро нового торгового центра «Пик-2», а также восстановление фасадов доходного дома, взорванного вместе с храмом в 1961 году.

Сенную площадь, под которой расположены три станции метро, иногда называют чревом Санкт-Петербурга, по аналогии с чревом Парижа - кварталом Ле Аль , под которым находится четырехуровневый коммерческий центр и самый большой подземный железнодорожный вокзал в мире. Сенная площадь во все времена была центром притяжения жителей Санкт-Петербурга и объектом внимания коммерсантов.

История и Архитектура Санкт-Петербурга Спас-на-Сенной

СПАС-НА-СЕННОЙ

Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18.7.1753 на новом месте. Через 2 дня, 20(31).7.1753, архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк купца Саввы Яковлева.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, более известная в народе как «Спас-на-Сенной», или «Сенной Спас», строилась в 1753-1756 годах на углу Сенной площади, на месте нынешнего вестибюля станции метро «Сенная площадь». Она являлась памятником позднего барокко.

Внешний вид храма был окончен в год коронации Екатерины II, и чтобы увековечить это событие, на крест главного купола водрузили корону. К своему приятному изумлению, Екатерина II, въезжая в столицу после коронации, увидела 1-ю церковь на границе города, увенчанную короной.

В отличие от Казанского и Петропавловского соборов, где преобладала знатная публика, «Спас» посещали главным образом мелкие торговцы с рынка, приезжие крестьяне, мастеровые. До 1869 года вокруг церкви шла красивая ограда небольшого живописного сада. Однако, в связи с тем, что дома в этой местности приносили большой доход, на месте сада выстроили большой 4-этажный дом с магазинами (Садовая ул., 40). Пятиглавый, лёгкий и воздушный храм стал архитектурной доминантной площади. Способный принять до 5 тысяч верующих, он был одним из самых больших храмов Северной столицы.

Строился храм на средства богатого купца Саввы Яковлева на месте старинной деревянной церкви. Рядом с храмом высилась 40-метровая трёхъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Один язык его тянул более чем на 17 пудов. Тщеславный Яковлев пожелал выбить на колоколе надпись: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной». Колокол был знаменит. В Петербурге о нём ходили легенды. Говорили, что при жизни Саввы Яковлева, «очень тщеславного человека, вышедшего из крестьян Тверской губернии, звонили в этот колокол только тогда, когда он это дозволял, и будто бы язык к чему-то прикреплялся особой цепью, которую Яковлев запирал замком, а ключ держал у себя и выдавал его, когда хотел».

В Петербурге Яковлев вообще слыл личностью легендарной. Одно из городских преданий рассказывает, как Екатерина II приказала выразить ему своё монаршее неудовольствие за то, что тот, вопреки царскому указанию, в день её восшествия на престол отказался выдавать народу водку бесплатно. Говорили, что за такое ослушание Яковлеву была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить её по праздникам на шее.

Согласно первоначальному плану церковь разделялась на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. Через 5 лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нём своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского придела задержалось до 20.6.1761. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году. 2.10.1764 настал черёд правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5.12.1765 – главного, холодного, освящённого сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М.Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трёхъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлинённым куполом.

В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833-1835 годах архитектор А.И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14.1.1822 был освящён им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря – во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14.2.1835 – северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П.Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г.И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили главную церковь, а после её освящения и малую. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1.10.1870 обновлённый храм был уже освящен.

В 1897-1898 годах В.В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золочёной медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И.И. Яковлева, произведён ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.

Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов, - пожертвование создателя храма. Таких престолов не было более ни в одной столичной церкви. Храмоздатель Яковлев подарил также плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф.А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в 7 пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золочёной серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей, епископ Критский" кисти В.М. Пешехонова, картины Г.Г. Мясоедова. Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова.

В 1820-х годах при Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым приютом для сирот. В декабре 1871 года при Спасо-Сенновской церкви было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало действовать с 16.12.1873. При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны. Старшее поколение горожан ещё помнит этот темно-зелёный пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный в 1961 году, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины.

Трагедия Сенной площади произошла в разгар Оттепели. В 1952 году Сенная была переименована в Площадь Мира. Было решено построить станцию метро «Площадь Мира». Главным украшением площади, её доминантой, по-прежнему оставалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ежегодные реставрации церкви не велись с 1916 года. но осознание её значимости, как раритетного архитектурного памятника сохранилось – не даром она пережила блокаду, уцелела в ходе второй реконструкции… сейчас трудно понять, что послужило причиной её разрушения? И почему это произошло в относительно благоприятный для страны отрезок истории? Разгар оттепели, первый полёт в космос, до роста цен ещё год… Мало кто помнит, что наряду со многими положительными чертами, в этот период усилились церковноборческие тенденции. А ослабление партийного аппарата привело к росту чиновничьего самодурства на местах. Есть предание, что секретарь Ленинградского горкома, торопился на заседание в Москву, и на вопрос, где строить новый павильон станции Метро, сделал торопливый и неопределенный жест в ту сторону, где стоял Спас-на-Сенной….

Проектировщики института “Ленметропроект” передали на рассмотрение Государственной инспекции по охране памятников архитектуры, как тогда назывался КГИОП, три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями “Невский проспект” и “Технологический институт”. Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (ныне магазин “Океан”). Далее предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас, и, наконец, снос церкви на Сенной. Последний вариант показался наиболее подходящим А.В. Победоносцеву, бывшему с 1938-го по 1961 год начальником Отдела по охране памятников архитектуры Ленинграда. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишён статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия из-за перманентных перестроек, исказивших первоначальный облик церкви.

Самым яростным и упорным защитником идеи сохранения церкви Успения Пресвятой Богородицы был В.И. Пилявский, известный своими трудами и лекциями по истории русской архитектуры. В адрес тогдашнего министра культуры СССР Е.А. Фурцевой было направлено письмо, подписанное ведущими преподавателями кафедр архитектурного факультета ЛИСИ, с просьбой предотвратить разрушение ещё одного локального, но очень важного градостроительного ансамбля города. Ответ, пришедший неожиданно оперативно, содержал информацию о том, что рассмотрение вопроса о судьбе церкви Успения Пресвятой Богородицы поручается группе московских специалистов под руководством академика архитектуры Н.В. Баранова. Тем не менее, руководство метростроя начало подготовку к сносу храма. Тогда, кстати, была обнаружена граница между кладкой стен, которую вели каменщики, приглашенные купеческой гильдией Сенного рынка - первоначального заказчика строительства церкви, - и тем, что в наши дни назвали бы “откровенной халтурой”, после того как право на продолжение строительства откупил владелец огромной территории от Сенной площади до Фонтанки между Гороховой улицей и Московской дорогой, “миллионщик” Савва Яковлевич Собакин. Как свидетельствует легенда, Савва Яковлевич очень торопился закончить строительство церкви к моменту возвращения из Москвы с коронации императрицы Екатерины II, почему и кладку стен отличал отпечаток крайней спешки, да и вся венчающая часть храма и колокольни была скоропалительно возведена деревянной. Тем не менее императрица благосклонно приняла приглашение к благодарственной службе, после чего Савва Яковлевич Собакин был награжден бронзовой медалью весом в пуд “За скупость” и получил разрешение изменить фамилию и стать основателем рода Яковлевых.

Прибывшая комиссия оказалась на редкость энергичной и оперативной: не боясь испачкать одежду и обувь, академики бойко облазали всю церковь, с интересом рассматривая зондажи опорных конструкций и возмущаясь самоуправством руководства Метростроя и безответственностью ГИОПа. Уходя, Н.В. Баранов пообещал срочно доложить ситуацию с храмом в правительстве и позаботиться о том, чтобы разрушение уникального и единственного в своем роде памятника отечественной архитектуры середины XVIII столетия было немедленно остановлено. Но на следующее утро метростроевское начальство объявило о введении трёхсменной работы в связи с необходимостью “своевременной подготовки строительной площадки для вывода на дневную поверхность наклонного хода эскалаторного тоннеля будущей станции метрополитена”.

Но главный архитектор Ленинграда тех лет В.А. Каменский, сменивший после Отечественной войны Н.В. Баранова, находился в весьма натянутых отношениях с последним, осуждая его за стратегические недостатки действующего Генерального плана города, за экономическое несовершенство малоэтажного жилого строительства первых послевоенных лет и т. п. Поэтому В.А. Каменский, узнав об угрозах Н.В. Баранова, потребовал, как он выразился, собрать “своих академиков”, чтобы на закрытом заседании в своем кабинете добиться подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в ареале Сенной площади.

Взрыв был назначен в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Но как ни торопились метростроевцы, они всё же опоздали. За сутки до назначенного для взрыва времени в ГлавАПУ Ленгорисполкома было доставлено письмо министра культуры Е.А. Фурцевой с запрещением разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII века. Письмо в АПУ прочли, снова запечатали и направили нарочным на площадь Островского, где тогда размещалось Управление Ленметростроя. Там письмо не рискнули вскрывать и отправили назад в ГлавАПУ, куда оно и вернулось в субботу 1 февраля 1961 года, которая была нерабочим днём. Глубокой ночью того же раздался глухой удар, земля дрогнула под ногами и церковь как-то медленно, при полном молчании зрителей, осела, превратившись в огромную кучу строительного мусора. Исключение составила колокольня, которая сперва наклонилась вправо, а затем, почти не разрушившись, легла вдоль южной стороны площади. Церкви больше не было, а был глубочайший провал, обнаруживший какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы и облезлые брандмауэры дворовых флигелей.

Строительный мусор от разрушенной церкви сгодился на засыпку котлована строящейся станции метрополитена «Горьковская».

Заключительным актом этой трагической мистерии стало гневное письмо министра культуры СССР Е.А. Фурцевой в адрес главного архитектора с выговором за нарушение запрета на снос церкви Спаса-на-Сенной, установленного авторитетной правительственной комиссией. Итак, в феврале 1961 года была уничтожена церковь Успения Пресвятой Богородицы, инвентаризационная стоимость которой составляла 8 миллионов рублей. Примерно в такую же сумму обошлось разрушение храма. При этом осталась неудовлетворенной просьба администрации института им. Н.К. Крупской с пожеланиями взять на свой баланс здание бывшей церкви в целях приспособления его под сценическую площадку театрального факультета.

Станция метро «Площадь Мира» (ныне – «Сенная площадь») была открыта 1.7.1963 рядом с фундаментом храма: на него заходит лишь левый край ступеней.

В 1980-х годах заговорили о восстановлении церкви. Будто бы даже был разработан проект, к которому благосклонно отнеслись отцы города. Затем о храме вроде как забыли. Вновь вспомнить о нём неожиданно заставили трагические обстоятельства. 10.6.1999 неожиданно рухнул козырёк наземного вестибюля станции метро «Сенная площадь». Под его обломками погибло несколько человек. Многие были ранены. И сразу же заговорили о каре небесной за поругание святыни. Ещё вечером накануне катастрофы в городе разразилась гроза, и многие наблюдали над Сенной площадью какие-то знамения в виде крестов. Говорили о дурной энергетике всей площади. А свидетели трагического обвала утверждают, что само падение козырька сопровождалось некой мистикой. Будто бы на него кто-то «надавил сверху». Да и как могло быть иначе, если вестибюль станции, добавляли знатоки, «углом заходит на фундамент Успенской церкви».

Как будут развиваться дальнейшие события, предсказать трудно, но проект восстановления Спаса-на-Сенной ещё не отвергнут. В постсоветское время на месте разрушенной церкви была воздвигнута часовня (Сенная пл., 2). 15.5.2003 освящён и поднят крест на её купол.
Взорванный Спас-на-Сенной будет восстановлен

11 февраля в КГИОП (Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) состоялось первое заседание Попечительского совета по вопросу воссоздания храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас на Сенной).
Вид Сенной площади в 1814 г.

В настоящий момент, ранее озвученные идеи по небольшому расширению стоящей на месте храма часовни и строительства под Сенной площадью (как в своё время хотели сделать под Марсовым полем) большого подземного паркинга - пересмотрены.
"Концепция освоения подземного пространства под Сенной площадью" представленная в конце прошлого февраля на презентации «Идеи для Петербурга - развитие территорий»

Принято официальное решение при очередной реконструкции Сенной площади восстановить снесённый в 1961 году храм. Ситуация с полным восстановлением несколько затруднительна из-за того, что вход в метро, а также недавно построенный ужасающий стеклянно-пошлый ТРК «Пик» и строящийся « Пик-2», не дадут возвести собор в том виде, в котором он был до его уничтожения.
Проект фасада « Пик-2» без учёта проекта воссоздания храма - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

Тем не менее, при археологических раскопках, которые проводились во время ремонта асфальтового покрытия на близлежащей к вестибюлю станции метро «Сенная площадь», был обнаружен в хорошем состоянии фундамент церкви, в том числе под алтарной частью и вход в подвал, где должны быть захоронения.
Вид Сеной площади 1822 г.

В ближайшее время вновь начнутся углублённые археологические раскопки, после чего будут демонтированы и перенесены различные городские инженерные коммуникации, и лишь к началу 2014 года планируется начать строительство церкви.
Проект вида Сенной площади с восстановленным храмом - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

При продолжении археологических раскопок, которые начнутся в марте, скорей всего, может быть обнаружено много интересного. В подземной части действительно должны быть захоронения - так в 1763 году строитель церкви коллежский асессор Савва Яковлев перенёс под предел «Трёх святителей» прах своих родителей, и, практически, церковь стала их родовой усыпальницей. Серебряные доски, которыми был обложен престол главного храма, конечно же, давно разворованы революционными экспроприаторами, но зато уже при первых раскопках были найдены церковные ступени.
Внутреннее убранство церкви в 1910-х годах

Церковь более всего известная и поныне, как Спас-на-Сенной, первоначально должна была быть освящена во имя Сретения Господня, но потом была именована Успения Божией Матери, хотя закладка её была совершена в 1753 году в день Ильи Пророка. После многолетнего строительства (ныне сроки, скорей всего, будут более компактными) церковь была закончена к 1762 году - к коронации Екатерины II, в ознаменование которой на кресте была воздвигнута имперская корона, чтобы новая императрица видела её, въезжая через Фонтанку в официальные столичные границы того времени со стороны Московской заставы.
Фото 1890-х (слева) и 1910-х (справа) годов церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади

К слову, вся территория охватывающая пространство от Гороховой до Семёновского моста принадлежала С.Яковлеву, где он построил себе дачу с садом, выходящую фасадом на Фонтанку (арх.Растрелли), часть которой сохранилась и поныне. Также сохранился большой дом Яковлева (угол Садовой и Сенной), к которому и примыкал Спас-на-Сенной. Храм имел вокруг себя красивую ограду и "Настоятельский" сад, но в 1869 году на месте сада был возведён четырёхэтажный "доходный" дом.
Демонтаж церкви - перед взрывом в 1961 г.

Спасу-на-Сенной удалось пережить тридцатые годы, когда по всей России активно уничтожались церкви, но строительство метрополитена пережить он не смог. Взорван он был в 1961 году (а через год была уничтожена и Греческая церковь ради строительства БКЗ «Октябрьский»), когда подобные события можно было бы уже назвать нонсенсом.
После взрыва - 1961 г.

Уступил он всем известной убогого вида коробке станции метро, печально известной тем, что в недавнем прошлом под её обрушившимся бетонным козырьком погибли люди. Теперь же существует проект переноса вестибюля метро в строящийся комплекс « Пик-2», фасаду которого, кстати, не мешало бы придать более пристойный вид, вписывающийся в общий ансамбль площади.
Козырёк вестибюля (ныне демонтированный) станции метро «Сенная площадь»

Проект реновации существует для всего участка Сенной площади и окружающей её территории, затрагивая большую часть бывших Яковлевских владений. И пока трудно сказать насколько это не ухудшит нынешнюю ситуацию, когда новоделы и архитектурно-структурная сумятица практически погубили этот один из приятнейших районов старого "нетуристического" Петербурга.
Проект вида Сенной площади после восстановления церкви - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в настоящий момент официально отнесён к утраченным главным городским доминантам, а потому обязательно подлежит воссозданию, которое будет курироваться КГИОПом. Восстанавливать утраченное - более благородное дело, имеющее много граней и выходящее за узко-церковные рамки, нежели бесконечное строительство стандартных церквушек среди новостроек, порой в очень не подходящих для этого местах.

За годы советской власти утрачено большое число исторических архитектурных памятников, в том числе и церквей, и многие из которых, по возможности должны быть возрождены в наши дни. Вот вопрос - сколько утраченной петербургской архитектуры придётся восстанавливать грядущим поколениям после бурного сноса-строительства в историческом центре города в начале 21 века...

© «Петербургские страницы», 2007-2014 Взорванный в советское время храм восстановлению не подлежит, но строить его все-таки собираются

Такой парадокс объясняется просто: археологи, закончив раскопки, пришли к выводу, что использовать найденные ими остатки фундамента для строительства нового здания нельзя. По сути - это руины, которые можно только музеефицировать. Однако ни в Русской православной церкви, ни в руководстве города пока не отказались от планов воссоздать церковь на том же месте, где она стояла до 1961-го.

ВМЕСТО СВЯТЫНИ ТРУБЫ И ПРОВОДА

Уже несколько месяцев каждый, кто выходит из павильона метро на Сенной площади, видит перед собой длинный синий забор. С конца мая здесь велись раскопки. За два месяца археологи исследовали больше полутора тысяч квадратных метров. Откопали рядом с часовней центральную апсиду - полукруглый выступ здания, а также основания арочных сводов и множество подвальных перегородок.

Немногие стены, которые сохранились от первоначального храма, сложены из кирпичей XVIII века, - проводит экскурсию начальник археологической экспедиции Сергей Семенов. - Видите, желтоватый раствор, это известка - то есть здесь кладку проводили еще тогда. А уже край прохода выложен из кирпичей более позднего времени и покрыт сверху цементом, то есть это реконструкция начала XX века.

Следы перестроек - и на полу, и на стенах. Впрочем, археологи радуются тому, что вообще смогли что-то найти. В те времена, когда храм взрывали, ради строительства метро, газеты еще и восхищались тем, как быстро и качественно его сравняли с землей.

После рабочие рыли шахты, строили павильон «Сенной» - тогда «Площади Мира» - и прокладывали инженерные коммуникации, так что сегодня часть раскопанной территории - это просто траншеи, по которым тянутся трубы и провода.

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ

В середине XVIII века церковь строили на средства знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Яковлева. Ее величина и центральное расположение предопределили и большой приход, и богатое внутреннее убранство. Вызолоченный иконостас, плащаница, шитая серебром, золотом и жемчугом, гробница из серебра, образы в серебряных рамах - уже в 1920-х все эти ценности было решено изъять из храма, так что археологи не рассчитывали на серьезный улов.

Это закладная монетка, - демонстрирует заместитель директора института материальной культуры Наталья Соловьева. - Серебряный рубль с изображением Екатерины Второй чеканки 1776 года. Если его аккуратно приподнять, то мы увидим, что монету закладывали еще в сырой раствор.

Удивительно то, что сам храм построили на двадцать лет раньше. Ученые думают, закладной рубль появился во время одной из первых реконструкций, когда переделывали центральный купол.

Среди других находок - осколки посуды, изразцы, остатки светильников и несколько огарков. Самые ценные вещи - цепочку и крестик - нашли в местах погребений. Уже точно известно, что в склепах, под полом храма, были захоронены как минимум шесть человек - всего археологи обнаружили около шестисот фрагментов костей.

Нашли несколько погребений, и все они были нарушены, - говорит Наталья Соловьева, - К примеру, сохранился нательный золотой крестик с погребения ребенка, но захоронение буквально разворотили.ЗАБОР ОСТАНЕТСЯ НАДОЛГО

Теперь, когда раскопки уже закончились, должна состояться историко-культурная экспертиза. Ее будут проводить московские аккредитованные специалисты. От них зависит, признают ли найденные остатки фундамента памятником - и соответственно будут ли их сохранять. Пока же, до наступления холодов, территорию собираются законсервировать, засыпав песком.

Это позволит сохранить сети и археологические находки, - объясняет настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, иерей Михаил Малюшин. - Но благоустраивать территорию и укладывать плитку не будут, так что забор останется. Это не просто наше решение - это решение губернатора.

Уже весной, как рассчитывают в РПЦ, на площади начнут переносить сети. Правда, кто этим займется, а главное - на какие деньги, еще неизвестно. Церковь рассчитывает, что в скором времени организуют фонд: одному инвестору подобные задачи не под силу, поскольку речь может идти о миллиардах рублей.

Однако если взяться всем вместе, то можно и, как говорится, горы свернуть. Точнее, даже, не горы, а павильон метро. Иначе храм просто не удастся восстановить в прежних границах.

Нужно ли это делать - вопрос открытый. Впрочем, сейчас еще не готова проектная документация, а потому, как будет выглядеть Сенная площадь лет через десять, остается лишь гадать. Появятся ли на ней новые торговые центры в придачу к павильону станции метро «Спасская» или все пространство займет воссозданный храм Успения Пресвятой Богородицы, ради которого теперь тоже придется что-нибудь разрушить.

На Сенной площади предложили возвести 70-метровую колокольню

Церковь Спаса-на-Сенной. Акварель К.Беггрова по литографии А.Брюллова
Фото: wikimedia.org
Строительство колокольни предполагается как первый этап строительства храма на Сенной площади. Предложение озвучил иерей Михаил Мамошин (настоятель храма на Сенной площади). Чиновники пока взяли паузу.

На Сенной площади предложили построить 70-метровую колокольню по проекту архитектурного бюро Рафаэля Даянова. С таким предложением к вице-губернатору Игорю Албину обратился настоятель храма на Сенной площади иерей Михаил Мамошин. Чиновники, в свою очередь, отнеслись к идее без энтузиазма.

Ранее в центре площади стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Но он был снесен для строительства метро «Сенная» в 1961 году. Реконструкция Сенной площади началась в 2003 году, именно тогда вместо стихийных ларьков на площади появились торговые павильоны, а в память о снесенной Успенской церкви была выстроена часовня.

По словам М.Мамошина, строительство колокольни станет первым этапом восстановления храма. В настоящее время воссоздать основную часть храма невозможно из-за необходимости перестройки машинного зала станции метро «Сенная площадь».

«Предлагаем поэтапно восстанавливать храм. Возвести сначала колокольню и трапезную часть. Останется пять метров до ступеней - это можно оставить на будущее. Это будет почти половина храма», - сказал М.Мамошин.

Вице-губернатор на это ответил, что решение о строительство храма на этом месте необходимо выносить на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия Петербурга. «Здесь очень плотная застройка, памятники архитектуры, зона тяготения к выходом из метро», - отметил И.Албин. По его словам, власти пытаются найти решение вопроса, которое устроит жителей Петербурга, но при этом будет учитывать транспортную ситуацию. Чиновник также добавил, что власти хотят пойти навстречу епархии, но окончательное решение по проекту еще не принято.

Глава КГА Владимир Григорьев, в свою очередь, заявил, что построить храм в урезанном виде невозможно из-за павильона метро, но поставить колокольню теоретически, «с градостроительной точки зрения», можно.

Строительство храма Успения Пресвятой Богородицы, который будет располагаться прямо на месте выхода из вестибюля станции «Сенная площадь», было включено в масштабный проект реконструкции Сенной площади. Но власти сразу же столкнулись с проблемой его финансирования, ведь ранее Министерство культуры отказалось оплачивать эти работы. Сам конкурс на реконструкцию Сенной площади (стоимостью 1,2 млрд рублей) был проведен осенью прошлого года. В качестве генподрядчика работ была выбрана компания «Балтстрой». ЗАО «БалтСтрой» входит в холдинговую компанию «Форум», владельцами которой, по данным Forbes, являются Дмитрий Михальченко и Николай Негодов. Н.Негодов - генерал-майор ФСБ в отставке, а Д.Михальченко участвовал в создании АНО «Управление делами Фонда поддержки ФСБ».

Первоначальный срок окончания реконструкции всей площади - конец 2016 года. Но в корректировке бюджета на 2015 год на Сенную площадь выделили лишь 10 тыс. рублей (в действующем варианте - 350 млн рублей), на два последующие года - по 100 млн рублей. Из-за сокращения бюджета деньги, которые были заложены на Сенную площадь, было решено направить на «иные цели».

Подробнее на РБК:


В Петербурге на месте храма Спаса-на-Сенной может появится колокольня

Настоятель храма Спаса-на-Сенной иерей Михаил предложил построить на месте снесенного здания церкви колокольню высотою в 70 м, а также для прихожан трапезную. Свое предложение он высказал вице-губернатору города Игорю Албину.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) возвели на Сенной площади в 1761 году. В 1961 году ее взорвали. Сейчас город решил восстановить объект.

Установка креста на купол реконструированной часовни

История эта началась ещё в начале 90-х, когда в Санкт-Петербурге было собрано около 15 тысяч подписей за восстановление “Спаса-на-Сенной” – храма Успения Пресвятой Богородицы, взорванного в 1961 году во время строительства станции метро “Площадь мира”. Администрация города пообещала рассмотреть это вопрос. Что дальше было, мы на протяжении многих лет рассказывали не раз. Чего удалось добиться? С 2014 году фундамент разрушенной церкви был признан объектом культурного наследия и на этом месте теперь запрещены любые виды работ, кроме благоустройства территории и восстановления храма. Давно уже готов проект самого восстановления, но получение разрешительной документации затянулось из-за приостановки разработки городского проекта реконструкции Сенной площади. Между тем, ещё раньше, в 2003-м, православным разрешили построить на площади часовню.

Освятили часовню в честь великомученика Иоанна Нового Сочавского, который считается покровителем торговли. Выбор понятный – площадь и до революции была торговой, и в наше время здесь множество магазинов, бутиков, а “Рынок на Сенной” признан самым дешёвым и посещаемым в городе. Всех приходящих часовня, конечно, не вмещала. Во время Божественной Литургии, которая служится здесь три раза в неделю, народ стоял на улице, слушая радиотрансляцию службы. И в конце прошлого года было решено часовню расширить, превратив её в “храм-часовню”. Нынче в августе основные работы были закончены. Внутренняя площадь часовни увеличена с 16,6 кв. метров до 109 кв. метров.

Такой часовня была и такой она станет

В середине месяца во время крестного хода их храма св. Серафима Вырицкого (в Гостинном дворе) на Сенную площадь был освящён накупольный крест для храма-часовни. А 27 августа купол с крестом водрузили на место. Молебен перед началом работ возглавил настоятель прихода Успения Пресвятой Богородицы (“Спас-на-Сенной”) иерей Михаил Малюшин. На богослужении, кроме прихожан храма, присутствовали петербуржцы, которые помнят собор до его разрушения в 1961 году. Среди гостей была правнучка клирика храма протоиерея Евгения Кондратьева, который принял в 1938 году мученическую смерть в Левашовской пустоши.

Малый храм, когда его достроят, освятят в честь Спаса Всемилостивого. Это имя более 250 лет назад носила первоначальная, деревянная церковь, до того, как вместо неё купцы не построили каменный Успенский храм. Старое название никуда не исчезло – “Спасом” называли и Успенскую церковь до её разрушения в 1961 году, “Спасской частью” до революции именовали здешний административный район Петербурга, ныне здесь же восстановлено название Спасского переулка. Думается, что когда заново построят на площади Успенский собор, его будут продолжать называть “Спасом”.