В каком городе находится петропавловский собор. Петропавловская крепость. Петропавловский Собор. Собор как воплощение вкуса Петра

Петропавловская крепость . Барокко

Собор св. апостолов Петра и Павла - Петропавловский собор

Пам. арх. (федеральн.)

1712-1733 - арх. Трезини Доменико

см. Петропавловская крепость ( продолжение )

Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м. Собор освящен, службы совершаются по особому расписанию, в остальное время функционирует как музей.

Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была заложена 29 июня (12 июля) 1703 г. в Петров день в центре Заячьего острова. Храм с колокольней в виде остроконечной башни в «голландском стиле» был освящен 1 апреля 1704 г. В 1709-1710 гг. церковь стала крестообразной в плане «о трех шпицах», была расширена.

Возведение нового каменного собора началось 8 июня 1712 г. по проекту Д. Трезини. В 1719 г. под руководством голландца Х. ван Болеоса была закончена сборка деревянных конструкций шпиля колокольни. В 1724 г. шпиль и малый купол колокольни были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами рижского мастера Ф Циферса. По рисунку Трезини выполнен и установлен над яблоком шпиля медный крест с фигурой летящего ангела. Высота колокольни стала 106 м.

Это трехнефный храм. Над западным пролетом среднего нефа возведена колокольня, над восточным - восьмигранный барабан. В оформлении фасадов использована идея плавного перехода от первого яруса ко второму посредством введения боковых волют. В аттике была помещена медная доска художников А. Матвеева и А. Захарова с изображением апостолов Петра и Павла. Над аттиком, завершенным лучковым фронтоном, были установлены деревянные скульптуры. Овальное окно в нижней части восточного фасада оформлено лепным изображением херувимов в облаках. Фасады собора в 1730- е гг. были окрашены в розовый цвет.

    Деревянная церковь св. апп.
    Петра и Павла.
    Рис. Н. Челнакова, 1770-е гг.

    Собор св. апп. Петра
    и Павла. 1841 г.
    Литогр. А.Дюрана.

    Подъем П. Телушкина
    на шпиль колокольни.
    С гравюры нач. 1830-х гг.

    Фото -
    С. М. Прокудин-Горский,
    нач. XX в.

    Вид Петропавловского
    собора до перестройки 1858 г.
    Добавил - .

    План собора.

    Новый колокол для собора
    св.апостолов Петра и Павла.
    1905г.

    Поднятие колокола
    на колокольню
    Петропавловского
    собора,1905.

    Снятие
    маскировочного
    чехла с купола.
    1944 г.
    Добавил - .

В 1756 г. пожар разрушил деревянные шпиль и крышу, погибли часы и колокола, разрушен западный портик. В 1757 г. над алтарем по рисунку В. В. Фермара мастер-строитель А. Антониетти возвел кирпичный купол, увенчанный луковой главкой. Фасады покрасили в серовато-зеленый цвет. Колокольню с 1762 г. восстанавливала Контора о строении Александро-Невского монастыря. По приказу Екатерины II - в прежних формах. Кладка каменных ярусов завершена в 1770 г. По проекту датского мастера Б. П. Бауэра в 1773 г. возвели новый деревянный шпиль, облицованный медными золочеными листами. Куранты, изготовленные часовым мастером Б. Ф. Оорт Крассом в Голландии в 1757-1760 гг., в 1776 г. установил часовой мастер И. Э. Редигер.

В 1777 г. бурей был поврежден шпиль. Исправление проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

В 1778 г. под руководством академика Леонарда Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом.

В 1779 г. в западной части собора освящен придел св. Екатерины. Плафон придела в 1830 г. расписали И. Е. и Ф. А. Павловы.

В начале XIX в. века в соборе проводились ремонтные работы при участии арх. Л. Руска, Д. Висконти, А. И. Мельникова, И. И. Шарлеманя, художников В. К. Шебуева и Д. И. Антонелли.

В 1829 г. буря вновь повредила фигуру ангела на шпиле. Кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман?) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3, 2 м, размах крыльев - 3,8 м

Одновременно были капитально отремонтированы куранты. Работу выполнили братья Бутенопы. С 1859 г. куранты каждые пятнадцать минут исполняли музыку композитора Д. Бортнянского, а в полдень и в полночь - гимн «Боже, царя храни», написанный А. Ф. Львовым.

В 1911 г. фасады перекрасили в песчаный цвет.

Силуэт удлиненной после перестройки колокольни стал очень эффектным, трудно поверить в то,что изменения были выполнены одним инженером без архитектурно-художественного образования и опыта.

После революции богослужения были прекращены, а в 1919 г. в собор запретили доступ публики. В 1927 г. здание собора было передано Музею Революции. С 1954 г. принадлежит Музею истории Ленинграда. В 1955-1957 гг. по проекту И. Н. Бенуа проведена научная реставрация. В 1987-1995 гг. художники Л. Н. Соколов и Ю. И. Трушин выполнили реставрацию картин и икон. В 1991-1995 г. проведена реставрация ангела и креста. В 1996-1998 гг. отреставрирован Екатерининский придел по проекту арх. А. Е. Гунича и С. С. Наливкиной. Там захоронена семья последнего российского императора Николая II .

В 1999-2001 г. фигура ангела вновь реставрировалась.

(по материалам , , )

Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об учреждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения: Историко-культурный заповедник "Петропавловская крепость - государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Постановление Правительства РФ от 10.07. 2001 №527: Петропавловская крепость: о. Заячий, Петропавловская крепость

29 июня 1703 года в день тезоименитства (именины или день ангела высоких особ) царя, при его непосредственном участии, была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла . Это и был Петропавловский собор , капитальное строительство которого началось только в 1712 и продолжалось до 1733 год.

Петропавловский собор

Петропавловский собор и теперь выглядит необычно для православного храма; в петровское же время он буквально бросал вызов крестово-купольному храмовому зодчеству. Собор имеет форму базилики – он сильно вытянут с запада на восток, что характерного архитектуре Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русских храмов полукруглые алтарные выступы – апсиды . Необычен и золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней собора, заменивший привычный купол. Кстати, высота колокольни со шпилем составляет более 120 метров, что позволяло собору долгое время оставаться самым высоким зданием России.

Правда, стоит отметить, что шпиль как архитектурный элемент к тому времени на Руси уже был известен: он венчал построенную в Москве в самом начале XVIII века церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня ). Однако для Санкт-Петербурга, располагающегося на равнине, подобный архитектурный ход имел особенное значение. Здания, как Петропавловский собор и Адмиралтейство , увенчанные шпилями, отлично видны с разных концов города, что обогащает его силуэт в архитектурном отношении.

В 20-е годы на колокольне Петропавловского собора были установлены часы «с курантами в 35 колоколов», приобретенные в любимой Петром Голландии. Однако в середине XVIII века они сгорели, после чего были заменены новыми, отбивавшими каждую четверть и половину часа, и каждый час исполнявшими мелодию «Коли славен» , а в полдень и полночь – «Боже, царя храни» .

Внутри Петропавловского собора

Необычен и интерьер Петропавловского собора, в первую очередь своей скромностью. Его стены украшают 18 картин на сюжеты Нового Завета , выполненные в новой, реалистической манере. Стены, своды и пилоны расписаны, в основном, под мрамор и украшены ордерными элементами – коринфскими пилястрами и антаблементом . Важную роль во внутреннем убранстве храма играет скульптура, которую Древняя Русь почти не знала: лепные фигурки ангелов и головки херувимов смотрят из-под сводов. Главная достопримечательность собора – иконостас, подаренный лично Петром I. Со времени Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, составленной из икон и почти полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной: он сделан в виде нарядной триумфальной арки, и украшает его не живопись, а скульптура. В средней части иконостаса, на месте Царских врат , помещен барельеф с изображением Тайной вечери . Над апостолами возвышается нарядная беседка круглой формыротонда . Ее венчает императорская корона со скрещенными ключами – символом апостола Петра. Под куполом установлен стол, над которым парит скульптура богоматери. Слева и справа от апостолов на высоких тумбах стоят объемные фигуры архангелов Михаила и Гавриила .

Спроектирован иконостас был, видимо, самим Доменико Трезини , а изготовлен в мастерской известного московского архитектора и резчика Ивана Зарудного , строителя Меншиковой башни. Под его руководством над царским заказом трудилось сорок опытных резчиков. Готовый деревянный иконостас из Москвы в Петербург везли по частям и собирали уже на месте. За иконостасом в алтаре установлена золоченая резная надпрестольная сень , (еще один подарок Петра I) прототипом которой стала знаменитая сень собора святого Петра в Риме – те же витые колонки, высокое навершие, богатое убранство.

У одного из ближайших к алтарю пилонов поставили нарядную резную кафедру. Ее сень венчает скульптурная группа: четыре сидящих евангелиста, над которыми парит голубь – символ Святого Духа . По сторонам кафедры, прислонившись к пилону, стоят фигуры апостолов Петра и Павла . Интересно, что в русских церквах кафедр не было – она является атрибутом католических храмов. Необычны для православного собора и пять больших хрустальных люстр вместо традиционных для Руси церковных паникадил.

История Петропавловского Собора

По окончании строительства Петропавловский собор был объявлен главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга. В этом качестве он прослужил вплоть до середины XIX века. На смену ему пришел Исаакиевский собор , а Петропавловский стал придворным. Продолжая традицию Архангельского собора Московского Кремля, где покоится прах русских царей, Петропавловский собор тоже стал усыпальницей российских самодержцев – но уже императоров и императриц. Первым в 1725 году здесь был погребен сам Петр I, а затем еще десять правивших в России на протяжении XVIII – XIX веков монархов. В нем нет только останков Петра II, похороненного в Москве, и Николая II, чей прах до сих пор не нашел упокоения.

Петропавловский собор - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров и памятник архитектуры петровского барокко.

Петропавловский собор возведён в 1712-1733 годах архитектором Доменико Трезини на месте одноимённой деревянной церкви.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве

Лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие


В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1829 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Архитектор Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

В 1864-1866 годах прежние Царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; в 1905 году были повешены новые колокола.


В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.


На колокольне собора Петра и Павла установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.


Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.


После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).


17 июня 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, цесаревичу Алексею, великим княжнам Татьяне, Марии, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.