Большой крейсер прозорливый 86 89

Так и с эсминцем пр.47. Почему обеспечивать защиту от огня эсминцев, которые и несут калибр 130-мм (127-мм, в основном, у предполагаемых противников). В составе эскадр находятся не только они.

А как быть хотя бы с легкими крейсерами, которые несут 152-мм артиллерию?

Поэтому из этой затеи толком ничего не вышло, так как резко ухудшались все остальные параметры из-за большого веса брони, а раздувать габариты и увеличивать мощность двигательной установки было нецелесообразно. Это уже проходили.

Кстати, на первых вариантах проработки пр. 47 очень легко размещалась и третья башня главного калибра, которую наше руководство напрочь не желало видеть. Эсминец должен быть средним и точка.

Дабы не прекращать эволюционного процесса ЦКБ-53 в инициативном порядке продолжало совершенствовать класс эскадренных миноносцев. Вслед за эсминцем пр. 56 разрабатывался эсминец пр. 5 7, более крупный корабль с тремя башнями главного калибра: спаренные универсальные 130-мм автоматические артиллерийские установки СМ-62.

К этому времени заканчивалась разработка более мощной 57-мм счетверенной зенитной автоматической установки ЗИФ-75, испытания которой закончились в декабре 1958 г., по результатам которых, с учетом замечаний, была доработана и принята на вооружение в конце 1960 г.

Станок артиллерийской установки был взят от 45-мм счетверенной СМ-20-ЗИФ. Механизмы наведения и спуска были унифицированы, так что при небольших переделках можно было устанавливать качающуюся часть ЗИФ-75 на станок СМ-20-ЗИФ. Характерное внешнее отличие ЗИФ-75 от СМ-20-ЗИФ - отсутствие пламегасителей на стволах орудий. На корабле было размещено три установки.

Помимо этого, эсминец пр. 5 7 должен был иметь на вооружении два сдвоенных 25-мм зенитных автомата 2М-3, два торпедных 533-мм пятитрубных аппарата, бомбометы и бомбосбрасыватели. Экипаж около 300 человек.

Водоизмещение стандартное порядка 3500 т. Размеры: 139 x 14,8 x 4,4 м. Мощность котлотурбинной установки - 2x36000 л.с. Скорость 36 уз. Дальность плавания 3000 миль при скорости 18 уз.

Корабль имел значительные габариты, что впоследствии и пригодилось.

Наступала эра ракет и ядерного оружия. Встал вопрос, что делать с только что построенными артиллерийскими эсминцами, которые уже явно не вписывались в новую военно-морскую доктрину.

Все большее значение имели подводные лодки. Для более успешной борьбы с ними в 1958 г. ЦКБ-53 разработало пр. 56ПЛО - вариант доработки эсминцев пр. 56 для использования их для противолодочной борьбы. Всего до 1965 г. было переоборудовано 12 кораблей.

Был снят кормовой торпедный аппарат и на его месте установлен мощная гидроакустическая аппаратура. Оставшийся торпедный аппарат был оборудован для стрельбы противолодочными торпедами. Были установлены два РБУ-2500.

Поскольку водоизмещение корабля несколько повысилось, то скорость незначительно снизилась - до 34 уз., что пока было приемлемо.

Переоборудованы по проекту 56ПЛО: «Смышленый», «Скрытный», «Блестящий», «Бывалый», «Бесследный», «Бурливый», «Благородный», «Пламенный», «Напористый», «Вызывающий», «Вдохновенный», «Возмущенный».

Эсминец проекта 56М «Прозорливый»

БПК проекта 57бис «Дерзкий». СФ, 1963 год

БПК проекта 57бис «Жгучий». СФ, середина 1960-х гг.

БПК проекта 57бис «Гневный. ТОФ, 1964 год.

Эскадренный миноносец проекта 41 «Неустрашимый». Снимок сделан в 1959 году.

БПК проекта 61 «Комсомолец Украины». Средиземное море, 1988 год.

БПК проекта 61 «Образцовый» уходит в Балтийское море. 1974 год.

Эсминец проекта 956 «Безбоязненный». ТОФ, 1990-е гг.

Эсминец проекта 956 «Настойчивый». БФ. 1992 год.

С появлением ракетного оружия образовалась сугубо наша классификация эсминцев, это эсминец УРО (с управляемым ракетным оружием) и эсминец ЗУРО (с зенитным управляемым оружием). На каком-то коротком этапе это как-то еще можно оправдать, пока еще были живы чисто артиллерийские корабли, но ведь обратной дороги не было и все последующие эсминцы должны были быть только с ракетным оружием, причем с тем и другим.

По мере насыщения эсминцев ракетным оружием их габариты постоянно увеличивались, что вылилось у нас в появление еще одного подкласса эскадренных миноносцев - больших противолодочных кораблей, что, в общем, то не совсем верно, так как все они продолжали нести довольно мощное зенитное ракетное оружие. Самые крупные из этих кораблей стали называться ракетными крейсерами.

Наши западные «заклятые друзья» выбрали более простую классификацию и более понятную. Все корабли до 2000 т водоизмещением - корветы. В последнее время водоизмещение варьируется в сторону незначительного увеличения, корабли среднего водоизмещения остались эсминцами, все, что больше по водоизмещению (за 6000 тонн) - фрегаты. Есть и отклонения, но незначительные.

Появление первого ракетного эскадренного миноносца обусловлено разрабатываемой специально для вооружения кораблей небольшого водоизмещения крылатой ракеты (в то время: самолет-снаряд) КСЩ (корабельный снаряд щука). За основу была взята разработка авиационных ракет «Щука». Работы велись в филиале ОКБ Микояна - ГСНИИ-642 под руководством главного конструктора М.В. Орлова.

Ракета оснащалась радиокомандной системой наведения. Кроме того, в ней имелась радиолокационная головка самонаведения. И хотя дальность КСЩ по проекту должна была быть до 100 км, фактически она определялась радиолокационной станцией корабля и не превышала 30-40 км (догоризонтная видимость). Старт ракеты осуществлялся с помощью порохового ускорителя, в качестве маршевого двигателя использовался авиационный АМ-5А, которые выработали ресурс на Як-25.

Для ракеты КСЩ была разработана ЦКБ-34 специальная пусковая установка СМ-59. Она

была ангарного типа с направляющими ферменной конструкции. Установка стабилизированная, с броневой защитой. Запасные ракеты хранились в ангарах-погребах. Время перезарядки 8-10 минут.

Решением Минсудпрома и руководством ВМФ от 25 июля 1955 г. ЦКБ-53 было поручено разработать проект корабля, вооруженного ракетами КСЩ с двумя пусковыми установками в корпусе эсминца пр. 56. Количество самолетов-снарядов определилось в 19 единиц.

Результаты проработок показали невозможность размещения двух пусковых установок при заданном водоизмещении без резкого ухудшения мореходных качеств и снижения скорости, что было явно неприемлемо.


Эсминец Бедовый - первый и единственный корабль проекта 56-ЭМ - вооружённым противокорабельным ракетным оружием.

Спущен на воду 31 июля 1955г., и вступил в строй 30 июня 1958г. и уже 30 июля 1958г. вошел в состав Черноморского флота (ЧФ-30 дплк).

В период с 7 октября 1970г. года по 15 июля 1971г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В ходе службы имело место столкновение с авианосцем «Ark Royal».

С июля 1972г. по 25 января 1974г. проходил модернизацию по проекту 56-У, были установлены четыре Противокорабельных ракетных комплекса, в следствии чего был переклассифицирован в Большой противолодочный корабль (БПК).

В 1974г. боевая служба в Средиземном море.

В 1975г. участие в учениях «Океан-75».

Бортовые номера: 188(1956),79(1959), 091(1962), 024(1963), 365(1969), 363(1970), 957(56ЭМ), 976(1971), 969(1971), 972(1973), 189(1974), 525(1974), 527(1975), 198(1975), 185(1977), 180(1977), 362(1978), 260(1978), 298(08.1979), 527(1980), 260(12.07.1984), 527(04.1985), 254(1989), 470, 258. Списан: 1989г.

Эскадренный миноносец Неуловимый.


Эсминец Неуловимый - Спущен на воду 27 февраля 1958г., и вступил в строй 30 декабря 1958г. и уже 8 марта 1960г. вошел в состав Балтийского флота (БФ - 12 дрк).

В 1961г. стрельбы комплексом КСЩ, цель - учебный корабль «Комсомолец» потоплен.

С октября по декабрь 1967г. боевая служба в Средиземное море, в составе КУГ-3 выполнял слежение за оперативным соединением ВМС США с десантным вертолетоносцем LPH 2 «Гуадалканал».

В 1969г. боевая служба в Западной Атлантике, после возвращения 7 апреля 1969г. вошел в состав Черноморского флота (ЧФ).

С декабря 1971г. по 4 октября 1972г. проходил модернизацию по проекту 56-У, были установлены четыре Противокорабельных ракетных комплекса, в следствии чего был переклассифицирован в Большой противолодочный корабль (БПК).

В 1973г. боевая служба в Средиземном море.

6 июня 1974г., законсервирован на восемь лет и только 18 марта 1982г. - расконсервирован и вновь введен в строй.

Летом 1984г. принимал участие в учениях «Океан-84».

Бортовые номера: 976(56М), 177(1961), 873(1962), 768(1965), 177(1966), 952(1969), 198(1972), 526(1974), 197(1978),198(07.1978), 573(1980), 255(1983), 258(1985), 253(05.1986), 187(56У), 268. Списан: 1990г.

Эскадренный миноносец Прозорливый.


Эсминец Прозорливый - Спущен на воду 30 июля 1957г., и вступил в строй 30 декабря 1958г. и уже 8 марта 1960г. вошел в состав Черноморского флота (ЧФ-30 днк).

С 3 июня по 31 августа 1967г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

В апреле 1970г. участие в маневрах «Океан».

В 1972г. боевая служба в Средиземном море.

В 1976—1977г. проходил модернизацию по проекту 56-У, были установлены четыре Противокорабельных ракетных комплекса, в следствии чего был переклассифицирован в Большой противолодочный корабль (БПК).

С декабря 1977г. по январь 1978г. боевая служба у берегов Западной Африки.

С 11 ноября по 31 декабря 1979г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Анголы.

С января по май 1980г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Анголы.

В 6 ноября 1981г. оказание помощи подводной лодки С-363, которая села на мель в территориальных водах Швеции.

Бортовые номера: 243(1960), 626(1966), 525(1967), 967(1971), 564(1973), 180(56М), 962(1976), 528(1977), 265(1978), 347(1979), 366(1980), 255(1982), 256(1982), 265(1982), 351(09.1982), 378(1984), 187(1987), 350(1989), 962(1990), 359(1990), 995, 978, 190. Списан: 1991г.

Большой ракетный корабль «НЕУЛОВИМЫЙ», 1979 г.

Эсминец «НЕУЛОВИМЫЙ», 1961 г.

БЕДОВЫЙ (заводской № 1 204). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.1 2.1953 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-ЭМ, спущен 31.7.1955 г., вступил в строй 30.6.1958 г. и 30.7.1958 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ; явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК, 26.1.1973 г.- в БПК и 28.6.1977 г.- вновь в БРК. 20 - 27.7.1967 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 9 - 11.8.1969 г.- в Бриджтаун (Барбадос). 7.10.1970 г.- 15.7.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9.11.1970 г. при сопровождении отряда кораблей НАТО в Средиземном море столкнулся с английским авианосцем «Ark Royal», но из строя не вышел и продолжил выполнение боевого задания. В период с 18.7.1972 г. по 25.1.1974 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 56-У, а в период с 23.4.1981 г. по 14.5.1986 г. там же прошел капитальный ремонт. 25.4.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 5.8.1989 г. продан частной фирме Турции для разделки на металл и 1.10.1989 г. расформирован.

ПРОЗОРЛИВЫЙ (заводской № 1210). 17.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.9.1956 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-М, спущен 30.7.1957 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ЧФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРИ и 1.2.1977 г.- в БПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. В1976 - 1977 гг. модернизирован на«Севмор- заводе» в Севастополе по проекту 56-У. 25.8.1978 г. перечислен в состав ДКБФ. 14- 18.6.1979 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 1.11 -31.12.1979 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Анголы. 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован.

НЕУЛОВИМЫЙ (заводской № 743/765). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен п‹здлрректу 56 назаводе № 190, достраивался по проекту 56-М, спущен 27.2.1958 г., вступил в строй 30.1 2.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав КБФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 26.1.1973 г.- в БПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. 15 - 20.2.1969 г. нанес визит в Конакри (Гвинея) и 5 - 10.3.1969 г.- в Лагос (Нигерия). 1 7.4.1969 г. перечислен в состав КЧФ. В период с 2.1 2.1971 г. по 4.10.1972 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 56-У, 6.6.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но 18.3.1982 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 19.4.1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1991 г. расформирован и впоследствии продан частной фирме Италии для разделки на металл.

НЕУДЕРЖИМЫЙ, с 14.3.1986 г.-УТС-567 (заводской № 88). 19.1.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 199, достраивался по проекту 56-М, спущен 24.5.1958 г., вступил встрой 30.1 2.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ТОФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 3.8.1977 г.- в БПК. 23.7.1979 г. поставлен на «Дальзаводе» во Владивостоке на капитальный ремонт, но 8.1 2.1985 г. разоружен и переформирован в УТС, а 10.4.1987 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

НЕУКРОТИМЫЙ (заводской № 89). 1 7.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но вскоре снят со строительства и на заводе № 199 не закладывался.

Водоизмещение: полное 3315, стандартное 2767 т (у «Бедового» - 3447/2890 т); длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4.3 м. Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.; скорость хода: максимальная 39,0, экономическая 14,0 уз; дальность плавания экономическим ходом 3900 миль.

Вооружение: 1х1 ПУ ПКРК СМ-59 (8 ракет КСЩ), 4х4 57мм ЗИФ-75 (на «Бедовом» 4x4 45-мм СМ-20-ЗИФ) орудия, 2x2 533-мм ТА. 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25). Экипаж 270 человек. в том числе 19 офицеров.

ПРОЕКТ 56-У:

Водоизмещение: полное 3447, стандартное 2940 т; максимальная скорость 35 уз., дальность плавания экономическим (18 уз.) ходом 2400 миль. Вооружение: 4x1 ПУ ПКРК П-15М, (4 ракеты), 2x2 76-мм АК-276 и 4x4 57-мм ЗИФ-75 орудия. 2х2 533 ТА, 2 РБУ-2500. Экипаж 273 человека.

Эсминцы типа «Гневный» (проект 57-бис) - 8+1 единица

Заложены как эсминцы, 19.5.1966 г. переклассифицированы в БРК, а после модернизации - в БПК. Необходимость дорогостоящей модернизации была вызвана низкой эффективностью ПКР КСЩ.

Большой ракетный корабль «БОЙКИЙ», 1967 г.

Большой противолодочный корабль «ЖГУЧИЙ», 1974 г.

ГНЕВНЫЙ (заводской № 1401). 16.11.1957 г. заложен назаводе имени 61 коммунара в Николаеве и 1 7.1 2.1957 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 30.11.1958 г., вступил в строй 10.1.1960 г. и 22.8.1960 г. включен в состав ЧФ. 21 - 26.1.1967 г. и 9-15.1.1969 г. нанес визиты в Массауа (Эфиопия), 15 - 20.10. 1968 г. и 20- 25.4.1972 г.- в Касабланку (Марокко), 2- 7. 1.1969 г.-в Аден (Южный Йемен), 5 - 9.4.1969 г.-в Найроби (Маврикий), 22 - 27.11.1975 г.- в Бомбей (Индия) и 25 - 30.8.1976 г.- в Ванкувер (Канада). 1 - 31.6.1967 г. и 1.4 - 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 5 - 30.6.1967 г.- вооруженным силам Сирии. 13.3.1969 г. перечислен в состав КТОФ. В период с 1972 г. по 30.1 2.1973 г. модернизирован, перестроен в Николаеве по проекту 57-А и 7.3.1974 г. переклассифицирован в БПК. 8.4.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17.7.1988 г. расформирован.

ГРЕМЯЩИЙ, с 25.8.1988 г-ОС-315 (заводской № 771). 1 7.1 2.1 957 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.2.1 958 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 30.4.1 959 г., вступил в строй 30.6.1960 г. и 19.1 2.1 960 г.

включен в состав СФ. В периоде 1 966 г. по 29.1 2.1 968 г. модернизирован, перестроен в Ленинграде по проекту 57-А и 20.1.1 969 г. переклассифицирован в БПК. 1 4 - 27.5.1 970 г. нанес визиты в Гавану и Сьенфуэгос (Куба), 10 - 15.9.1 971 г.- в Осло (Норвегия) и 21 - 26.9.1971 г.-в Роттердам (Голландия). В 1 971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 1 7.7.1 987 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ОС, а 2.10.1991 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1 994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл. В период службы носил гвардейский Военно- морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ проекта 7.

УПОРНЫЙ, с 27.1.1992 г.-ПКЗ-12 (заводской № 1402). 9.4.1958 г. заложен назаводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 14.10.1959 г., вступил в строй 3.1 2.1960 г. и 20.12.1960 г. включен в состав ТОФ. В период с 26.1 2.1967 г. по 22.3.1968 г. прошел на «Дальзаводе» во Владивостоке капитальный ремонт, а в период с 7.2.1977 г. по 3.2.1978 г. модернизирован, перестроен там же по проекту 57-А и 3.8.1977 г. переклассифицирован в БПК. В 1969 г. при несении боевой службы в Индийском океане совершил деловые заходы в Занзибар (Танзания), Мале (Мальдивские острова), Умм^Каср (Ирак), Бендер-Аббас (Иран) и Берберу (Сомали). 24.6.1991 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ПКЗ, а 29.6.1993 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

Проходить сборы на Большой Ракетный Корабль "Прозорливый " мы пришли может быть даже строем и с лихой песней "Эх яблочко!", но за строй и песню я боюсь соврать. Мы просто пришли ногами и поняли что раньше это был большой корабль. Раньше у него была корма, то есть зад. Для корабля зад примерно как для женщины. Женщины, может быть, поймут. Корма "Прозорливого" была неровно отрезана каким-то грубым флотским инструментом. У корабля был капремонт в состоянии глубокой комы.

Жили мы в кубрике номер 15, ниже ватерлинии, на третьем этаже вниз, если считать от палубы. Кубрик это такое замысловатое пространство, в котором люди живут внутри машины. Машина - главное, люди заполняют оставшиеся пустоты. 10 человек заполнили пустоты на 4 квадратных метрах, с каким-то механизмом посередине. Механизм заполнил остальное. Он был покрашен толстым слоем шершавой шаровой краски и из него торчал огромный вентиль. Сейчас этот вентиль ассоциировался бы с новогодними телерепортажами о дружбе российских и украиснких газовиков, нам же он просто мешал играть в карты. А прямо над нашим кубриком располагался единственный действуюший на корабле гальюн. Ароматные капли уходили под заклепки палубы, появлялись у нас на потолке, падая барабанили по центральному механизму нашего жилища и мешали нашей игре. Мы входили в кубрик через люк в потолке. Перешедший этот рубикон попадал в атмосферу созданную десятью молодыми здоровыми телами с оттенками того что накапало сверху, при полном отсутствии вентиляции. Но, в конце концов, именно благодаря этой адской вони, никто нас не тревожил, жить было хорошо и мы играли в карты.

Однако появились силы которые реально хотели нами командовать. Чтобы вода нам как земля. Чтобы мы несли нелегкую морскую службу, а именно драили палубу. И вот, в один прекрасный день, старпом решил лично выгнать нас на работу.

На флоте есть особый шик в быстром спуске по трапам. Опытные моряки спускаются со скоростью тонущего топора, и старпом умел это делать мастерски. Все дальнейшее заняло не более трех секунд:

Дробь каблуков по трапу:- Атас!. Ноги старпома на трапе. Рассыпавшиеся карты. Голова старпома в кубрике. Дробь каблуков стихает. Немая сцена. Через секунду старпом, совершенно без всякого повода, взрывается трехэтажным флотским матом. Еще через секунду чистый воздух в легких старпома кончается и мы слышим удаляющийся с орбитальным ускорением перестук старпомовых подметок.

На следующий день к нам прислали унылого прапорщика, он выгнал нас на стенку и мы два часа маршировали.

Больше нас никто не беспокоил.

На фотографии - экипаж кубрика номер 15 БРК "Прозорливый", снято в кубрике номер 15, 1985 год, ваш покорный слуга точно посередине.


(проект 56-ЭМ и 56-М)

Головной эсминец “Бедовый” заложен по проекту 56 как чисто артиллерийско-торпедный корабль, но входе строительства превращен в ракетный (проект 56-ЭМ). Остальные строились по проекту 56-М, но практически не отличались от прототипа. Недостатки ракет КСШ, стали причиной модернизации трех кораблей (“Неуловимый”, “Прозорливый”, “Бедовый”) по проекту 56-У с установкой новых ПКРК П-15М. “Неудержимый” вследствие загрузки дальневосточных заводов не модернизировался. Все корабли вступили в строй как эсминцы, 19 мая 1966 г. переклассифицированы в БРК, затем в БПК и в 1977 г. - снова в БРК (кроме “Неудержимого”).


"Бедовый"
(заводской № 1204)

3 сентября 1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 декабря 1953 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-ЭМ, спущен 31 июля 1955 г., вступил в строй 30 июня 1958 г. и 30 июля 1958 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ; явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. 19 мая 1966 г. переклассифицирован в БРК, 26 января 1973 г. - в БПК и 28 июня 1977 г. - вновь в БРК. 20 -27 июля 1967 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 9 - 11 августа 1969 г. - в Бриджтаун (Барбадос), 7 октября 1970 г. - 15 июля 1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9 ноября 1970 г. при сопровождении отряда кораблей НАТО в Средиземном море столкнулся с английским авианосцем “Ark Royal”, но из строя не вышел и продолжил выполнение боевого задания. В период с 18 июля 1972 г. по 25 января 1974 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-У, а в период с 23 апреля 1981 г. по 14 мая 1986 г. там же прошел капитальный ремонт. 25 апреля 1989г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 5 августа 1989 г. продан частной фирме Турции для разделки на металл и 1 октября 1989 г. расформирован.

"Прозорливый" (заводской № 1210)

17 октября 1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 сентября 1956 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-М, спущен 30 июля 1957 г., вступил в строй 30 декабря 1958 г. и 8 марта 1960 г. включен в состав ЧФ. 19 мая 1966 г. переклассифицирован в БРК и 1 февраля 1977 г. - в БПК, а 3 августа 1977 г. возвращен в класс БРК. В 1976 - 1977 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-У. 25 августа 1978 г. перечислен в состав ДКБФ. 14 - 18 июня 1979 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 1 ноября -31 декабря 1979 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Анголы. 24 июня 1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 октября 1991 г. расформирован.

"Неуловимый" (заводской № 743/765)

29 апреля 1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23 февраля 1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 190, достраивался по проекту 56-М, спущен 27 февраля 1958 г., вступил в строй 30 декабря 1958 г. и 8 марта 1960 г. включен в состав КБФ. 19 мая 1966 г. переклассифицирован в БРК и 26 января 1973 г. - в БПК, а 3 августа 1977 г. возвращен в класс БРК. 15 - 20 февраля 1969 г. нанес визит в Конакри (Гвинея) и 5 - 10 марта 1969 г. - в Лагос (Нигерия). 17 апреля 1969 г. перечислен в состав КЧФ. В период с 2 декабря 1971 г. по 4 октября 1972 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-У, 6 июня 1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но 18 марта 1982 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 19 апреля 1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11 февраля 1991 г. расформирован и впоследствии продан частной фирме Италии для разделки на металл.

"Неудержимый"
(с 14 марта 1986 г. - УТС-567) (заводской № 88)

19 января 1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23 февраля 1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 199, достраивался по проекту 56-М, спущен 24 мая 1958 г., вступил в строй 30 декабря 1958 г. и 8 марта 1960 г. включен в состав ТОФ. 19 мая 1966 г. переклассифицирован в БРК и 3 августа 1977 г. - в БПК. 23 июля 1979 г. поставлен на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальный ремонт, но 8 декабря 1985 г. разоружен и переформирован в УТС, а 10 апреля 1987 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

"Неукротимый" (заводской № 89)

17 октября 1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но вскоре снят со строительства и на заводе № 199 не закладывался.