Проповедь об исцелении сухорукого в субботу. Вера православная - исцеление сухорукого. Взаимные отношения Евангелий

Мрк. 3:1-6. «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший сухую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить? Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его».
Сухорукий человек, нуждающийся в исцелении. Иисус ставит его посреди синагоги. Фарисеи, иродиане и простые люди. Их взоры обращены на Иисуса, что Он сделает? Все это время Иисус исцелял их («и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных и Он исцелял их»). Но тут святая суббота. Божий закон и день. Что Он сделает? Нарушит его ради исцеления какого-то сухорукого? Есть же 6 дней в неделю, когда можно совершать дела. Если Он Божий человек, то должен поступать по Божьему. Обстановка накалена. Иисус же обострил ее еще больше. Он поставил больного посреди синагоги и обращает взоры всех на него. Кого видят все? Кого видим мы? Действительно человек в болезни и страдает от этого. Это ясно и очевидно. Все видят это. Все смотрят на Иисуса и на него, но более на Христа. Что же Он сделает? Явна была болезнь человека, но в головах людей (фарисеев, иродиан) стоял другой ясный ответ – сегодня суббота. Исцелит ли Иисус в этот святой день? Что же было в сердце Иисуса и у Бога в столь святой день? Одно. Исцелить человека, «отпустить измученных на свободу». О какие богохульные намерения в такой день, мы очень часто, если не всю нашу жизнь занимаемся святыми делами, святой жизнью, святыми намерениями, совершенно не ведая, чем занимается Бог всю нашу жизнь. Поэтому Он и задает столь своевременный вопрос. Должно ли делать в субботу добро или зло, душу спасти или погубить? Почему все молчат? Потому что знают за богохульство – смерть. На самом деле, в чем добро или зло, в чем спасение или гибель? Добро и спасение в том, что Иисус совершит для этого человека. Зло и гибель в том, чтобы «почтить» святой день и ничего не сделать для этого человека. Здесь видна бесполезность и пустота фарисейства, системы, «религии». Заботясь о ложном богопочитании, забывают, а лучше не ведают и не знают то, что желает Бог. Зная что-то о Боге, о святости или еще о чем либо, совершенно не знаем, что же Он делает, о чем думает. А Он совершает и исполняет волю Отца, спасая человека. Т.е совершает Свою работу, совершенно не считаясь с мнением людей. Мы же живем мерками падшего человека, можно или нельзя, да или нет, хорошо или плохо, добро или зло. Иисуса не волнует в данной ситуации правильно или нет, добро или зло. Спасти или погубить, в субботу или в другой день, с грешником, блудником, мытарем можно есть или нет. Он пришел отпустить измученных на свободу, совершить волю Отца, где Он это делает и когда неважно. Важно одно, сухорукий человек нуждается в исцелении. В субботу или в понедельник не важно. В доме мытаря или книжника не важно. В синагоге или в Самарии не важно. Они же все молчат. Они то же знают ответ. Им то же не важно, прокаженный или сухорукий, нуждающийся в исцелении или в слове, здоровый или больной, праведник или грешник, в синагоге или на засеянных полях, им важно одно – сегодня суббота, святой день для Господа. Человек не важен, важно Божье. Их не пугают такие слова: душу спасти или ПОГУБИТЬ. Они не боятся этого. Важно одно – исцелит в СУББОТУ или нет. Но вот досада, то Божье, о котором они ратуют, стоит рядом и смотрит на них с гневом. «стоит между вами Некто которого вы не знаете»
Человека же Он исцелил. Он все равно сделал это. Слава Богу, что у меня такой Спаситель, которого не заботит все те препятствия, что мешает человеку прийти к Богу, будь то другой человек или целая система. Он все равно достигает человеческих сердец. Фарисеев же не заботит человек или даже Бог, её заботит только оно само, ее устои и т.д. Они глухи к Божьему слову, они немы к Божьему вопросу и они предосудительны к Божьему делу. Даже Сам Бог не входит в их интересы.
Если современное христианство отдаляется от «проблем сухорукого человека», ради своих законов, устоев, правил, она превращается в фарисейство которое, в конце концов, участвует в Его распятии. А если она понимает, что она служит к тому, чтобы отпустить измученных на свободу и призвана быть «другом мытарей и грешников», то она понимает свое истинное предназначение. Так же и я, если меня волнует, как человек приходит, в какой день приходит, в каком состоянии приходит и за всем этим не вижу его «сухорукость», в чем он нуждается, в чем его болезнь, то мне нужно задуматься, в чем все-таки смысл Христа в моей жизни. Нужно больше и больше смотреть на то, что и как делал Иисус в своей жизни, на что обращал внимание, а на что нет. И вообще христианство не живет ради самого христианства, а ради «немощных и больных». И если моя сегодняшняя проповедь или статья, направлена показать «какой я христианин» или написана ради самой проповеди. Чтобы здесь « и себя показать и на других посмотреть» , то грош мне цена как христианина. Но если она направлена, чтобы показать на примере Христа и людей Его времени, насколько разный подход Его и нас к проблемам человека, и дать пищу для размышления о Христе, то я просто сделал то «…что должны были сделать».

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Книга «Закон Божий»
  • Часть третья
    Священная история Ветхого и Нового Завета
    Новый Завет

    Исцеление сухорукого

    Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.

    Спаситель, зная помышления их, сказал сухорукому: "встань и выйди на середину".

    Потом, обращаясь к фарисеям, сказал: "спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти жизнь или погубить", то есть оставить на погибель.

    Они молчали.

    Иисус посмотрев на всех их, сказал: "кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро".

    После этого Спаситель обратился к сухорукому и сказал: "протяни руку твою".

    Сухорукий протянул больную руку, и она стала здоровою, как другая.

    Фарисеи пришли в бешенство и, вышедши из синагоги, совещались между собою, как бы погубить Иисуса.

    Исцеление сухорукого

    Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.

    Спаситель, зная помышления их, сказал сухорукому: "встань и выйди на середину".

    Потом, обращаясь к фарисеям, сказал: "спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти жизнь или погубить", то есть оставить на погибель.

    Они молчали.

    Иисус посмотрев на всех их, сказал: "кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро".

    После этого Спаситель обратился к сухорукому и сказал: "протяни руку твою".

    Сухорукий протянул больную руку, и она стала здоровою, как другая.

    Фарисеи пришли в бешенство и, вышедши из синагоги, совещались между собою, как бы погубить Иисуса.

    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг. от Матф. 12, 9-14; от Марка, гл. 3, 1-6; от Луки гл. 6, 6-11.

    Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

    Исцеление сухорукого. Мф. 12: 9-13; Мк. 3: 1-6; Лк. 6: 6-11 Вскоре после спора с фарисеями о соблюдении дня покоя Господь в субботу зашел в синагогу одного из городов Галилеи. Здесь оказался человек, у которого правая рука была сухая. Фарисеи злобно взирали на галилейского

    Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

    Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

    Из книги Бог говорит (Учебник религии) автора Антонов Владимир

    Исцеление Механизм возникновения очень многих болезней, включая рак, есть внедрение в тело по его ослабленным энергоструктурам чуждых «черных» энергий .Также и многие «душевные» болезни типа шизофрении - это внедрение в тело слабого душой и отягощенного пороками

    Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

    Исцеление сухорукого Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.Спаситель, зная помышления их,

    Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

    Исцеление сухорукого и удаление в Галилею Мф. 12, 9-16; Мк. 3, 1-12; Лк. 6, 6-11 После объяснения с книжниками и фарисеями на пути о значении субботы, в один из следующих субботних дней Иисус Христос пришел в синагогу и учил. Там был человек, имевший правую руку иссохшую. Желая найти

    Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

    Исцеление сухорукого (Матф. 12:9-14; Марк. 3:1-6; Луки 6:6-11). Этим исцелением Господь вновь возбудил негодование книжников и фарисеев, повсюду, видимо, сопровождавших Его с целью окончательно обличить Его в нарушении закона Моисея. Поставив фарисеям вопрос «кто из вас, имея одну

    Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

    9. Исцеление сухорукого в субботу и обличение фарисеев 9. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. (Мк. 3:1; Лк. 6:6). Первое впечатление от рассказа то, что непосредственно после беседы по поводу срывания учениками колосьев в субботу Спаситель отошел из того места, где

    Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

    Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

    Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

    Глава V. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов (1.-20). Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (21 - 43) 1 Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не "в страну Гадаринскую", a "в страну Гергесинскую". Это название

    Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

    б) Исцеление сухорукого в субботу. 3.1-6 - «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу

    Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

    ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

    Из книги автора

    ГЛАВА 11. Возвращение Иисуса в Галилею. Исцеление сухорукого. Учение о значении субботы Возвращение Иисуса в ГалилеюНедолго Иисус пробыл в Иерусалиме. Евангелист Лука говорит, что в первую субботу по втором дне пасхи Он проходил засеянными полями. Возвращаясь ли в Галилею

    Из книги автора

    ГЛАВА 13. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Христос в доме Симона-фарисея Окончив Нагорную проповедь, Иисус сошел с горы в сопровождении толпы народа, и к Нему подошел прокаженный.О проказе как болезниПроказа как болезнь описана Моисеем в

    Из книги автора

    ГЛАВА 15. Ответы книжнику и двум ученикам. Укрощение бури. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Воскрешение сына вдовы Наинской Ответы книжнику и двум

    Из книги автора

    9. Исцеление сухорукого в субботу и обличение фарисеев. 9. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.(Мк. 3:1; Лк. 6:6). Первое впечатление от рассказа то, что непосредственно после беседы по поводу срывания учениками колосьев в субботу Спаситель отошел из того места, где

    Защитив учеников Своих, срывавших колосья в субботу, И , ОТОЙДЯ ОТТУДА , где объяснял фарисеям Закон о субботе, в следующую затем субботу ВОШЕЛ ОН , Господь , В СИНАГОГУ ИХ и учил. И ВОТ , ТАМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК , ИМЕЮЩИЙ СУХУЮ РУКУ , и притом правую. И следили за Господом книжники и фарисеи, не исцелит ли Он этого сухорукого, чтобы найти новый повод к обвинению Его в нарушении Закона о субботе. Они рассуждали так: врач, для излечения больного, должен составлять лекарство, ухаживать за больным, словом, – утруждать себя, работать; а всякий труд в субботу запрещен заповедью Божией, значит, – исцелять болящих в субботу грешно. Они не хотели вспомнить, что спасти жизнь человеку Закон не запрещал и в субботу, следовательно, – и простому врачу не грешно было лечить болящих в день субботний. А Господь исцелял болящих единым прикосновением, единым словом Своим всемогущим. Только слепая злоба врагов Его могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной чудотворящей силы, если бы и в самом Законе запрещалось лечить больных в субботу. Сердцеведец видел их лукавые помышления; да они и сами не утерпели, чтобы не высказать их: И СПРОСИЛИ ИИСУСА , ЧТОБЫ ОБВИНИТЬ ЕГО: МОЖНО ЛИ ИСЦЕЛЯТЬ В СУББОТЫ? Вопрос, очевидно, имел целью обвинить Его, чтобы иметь причину клеветать на Него. Вопрос был хитрый: если Он скажет «нельзя», то можно будет бросить в Него упреком в жестокости; если же скажет «можно», то Он покажет Себя явным нарушителем субботы, и тогда можно будет сделать на Него донос в местное судилище, какие были тогда в городах и местечках Палестины. Не отвечая совопросникам, Господь, по рассказам евангелистов Марка и Луки, обратился к сухорукому со словами: «встань и выступи на средину» (). И тот встал и выступил. «Заметь милосердие Господа, – говорит святитель Златоуст, – вызвал на середину, чтобы смягчить их его видом, чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою. Но неукротимые и безчеловечные больше хотят помрачить славу Христову, чем видеть больного исцеленным.

    И вот Господь на их вопрос теперь отвечает вопросом же: «спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро» , как Я делаю, или зло, как замышляете вы в сердцах ваших? «спасти душу, или погубить?» (; ). Ваше же присловие говорит: кто может, но не хочет, и потому не делает добра, тот делает зло; кто может спасти, но не спасает, тот губит». Фарисеи сами попали в расставленную ими же сеть: им оставалось или сознаться, что сами не понимают духа Закона, или же молчать. Но не затем они пришли сюда, не для того неотступно ходили по следам Господа, чтобы искать истины: «Они молчали» (). Но молчание не помогло им: тотчас же обратился к суду их же совести и показал им, что сами они, даже в своих житейских делах, вовсе не так строго держатся своего учения о покое субботнем, и нарушают его даже из простой корысти. ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: КТО ИЗ ВАС , ИМЕЯ ОДНУ ОВЦУ , у кого только и есть единственная и потому дорогая для него овца, ЕСЛИ ОНА В СУББОТУ УПАДЕТ В ЯМУ , НЕ ВОЗЬМЕТ ЕЕ И НЕ ВЫТАЩИТ? Неужели не вытащит ее из ямы? А если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то оказать человеку милосердие – неужели грешно? СКОЛЬКО ЖЕ ЛУЧШЕ ЧЕЛОВЕК , созданный по образу Божию, безсловесной ОВЦЫ! Как же не стыдно вам так лицемерить предо Мною? ИТАК – вот вам Мой ответ на ваш лукавый вопрос: МОЖНО В СУББОТЫ ДЕЛАТЬ ДОБРО , грешно и небезопасно откладывать доброе дело до другого дня, но в этом, конечно, и вы не сомневаетесь, – вы только притворяетесь незнающими! И, при виде этой лжи, этой внутренней пустоты фарисейской нравственности, чистейшее сердце кроткого и милосердного Господа Иисуса исполнилось праведного негодования и вместе с тем – глубокой скорби об ожесточении сердец этих мнимых праведников, этих гробов покрашенных; Он воззрел на них строгим взором Судии помышлений сердечных; прежде сухорукого Он хотел уврачевать их самих, но их болезнь духовная была неисцельна, и потому Он для большей очевидности тут же исцелил болящего одним словом Своим; ТОГДА ГОВОРИТ ЧЕЛОВЕКУ ТОМУ: ПРОТЯНИ РУКУ ТВОЮ! И тот, с верой в Его всемогущество, исполнил повеленное; И ОН ПРОТЯНУЛ , И СТАЛА ОНА ЗДОРОВА , КАК ДРУГАЯ . Враги Иисусовы теперь были совершенно посрамлены. Христос даже и перстом не коснулся больного, не повелел ему что-либо делать исцеленной рукой, – Он сказал только три слова: «протяни руку твою» , и рука исцелилась...

    Самый придирчивый фарисей не мог сказать, что произнесение этих трех слов можно было считать нарушением субботы. Но эта-то безоружность более всего и разжигала ярость врагов Христовых. По выражению евангелиста Луки, они пришли в бешенство; ФАРИСЕИ ЖЕ , – пишет святой Матфей, – ВЫЙДЯ из синагоги, ИМЕЛИ СОВЕЩАНИЕ ПРОТИВ НЕГО , КАК БЫ ПОГУБИТЬ ЕГО . Евангелист Марк говорит, что при этом фарисеи обратились даже к иродианам, приверженцам Ирода Антипы, в надежде, что эти люди, сильные в Галилее, где жил и действовал Господь, окажут им немалую помощь. На этот раз, ради общей цели – избавиться от ненавистного тем и другим Галилейского Учителя, фарисеи забыли свою вражду с этими еретиками, которые мирились с Римским владычеством, подражали языческим обычаям и богохульно пытались представить Ирода обетованным Мессией! Так злоба фарисеев против Господа находила себе союзников даже в таких людях, которые самим фарисеям были ненавистны! Но кроткий и смиренный сердцем Господь наш, ведая намерения врагов Своих и не желая подвергать опасности жизнь Свою прежде предопределенного времени, удалился от них: НО ИИСУС , УЗНАВ , УДАЛИЛСЯ ОТТУДА со Своими учениками к морю Галилейскому. «Такова-то зависть, – восклицает святитель Иоанн Златоуст , – нет зла хуже ее! Завистливый мучит и терзает самого себя прежде того, кому завидует. Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда только он покоен и весел; чужие несчастья он почитает своим счастьем, а благополучие других – своим злополучием. Зависть человека превращает в диавола и соделывает его лютым демоном. От нее произошло первое убийство, от нее осквернена земля... Отчего сделался таким преступным Каин, отчего Исав, отчего дети Лавановы, отчего сыны Иакова, отчего Корей, Дафан и Авирон с соумышленниками, отчего Мариам, отчего Аарон, отчего сам диавол?.. Вместе с этим представь и то, что ты не тому наносишь вред, кому завидуешь, но себя поражаешь мечом». Так поучает святитель Златоуст о зависти. А блаженный Феофилакт, объясняя рассказ об исцелении сухорукого, дает такой урок: «Многие и ныне имеют сухие руки, т.е. не милостивые и не простирающиеся к бедным. Но когда огласит их слово Евангельское, то простирают их для подаяния, хотя фарисеи, т.е. отсеченные от нас демоны (ибо слово фарисей значит отсеченный), по своей вражде против нас, и не хотят того, чтобы руки наши простирались на милостыню, подобно тому, как тогда фарисеи не желали исцеления недужному»...

    Чудо исцеления сухорукого в синагоге тесно связано с учением Иисуса Христа о почитании субботы. Книжники и фарисеи со времени исцеления расслабленного в Иерусалиме стали постоянно обвинять Христа, в том, что Он «не хранит субботы» и таким образом нарушает данную через Моисея заповедь Божию. А Христос, говоря о Себе, что Он «пришел не нарушить закон, а исполнить», в то же время, с точки зрения фарисеев, постоянно и как бы нарочно Своими чудотворными деяниями нарушал святость покоя субботнего дня, что приводило их «в бешенство».

    Христос, видя это, тем не менее продолжал исцелять в субботу. Зачем Он это делал? Не лучше ли было, рассуждая по-человечески, уступить фарисеям? Однако вопрос этот был принципиальным, ибо Господь самим Своим пришествием в мир исполнил весь закон и упразднил его. Именно это упорно отрицали фарисеи, не желая видеть в Нем истинного Мессию, Сына Божия. Хранение покоя субботнего дня было лишь поводом их богопротивления.

    райской жизни в Боге, не забыл потерянного безгрешного блаженства, чтобы человек в своей «борьбе за существование» не эксплуатировал корыстно ни своих собственных сил, ни сил своих сотрудников - людей и даже животных. Синайская заповедь о субботе поэтому не только не была упразднена Иисусом Христом, но и восстановлена в ее чистом, духовном смысле, как заповедь любви человека к человеку во имя Бога.Заповедь о субботе была дана людям Самим Богом: «Помни день субботний, чтобы святить его». Свободный от житейских трудов и забот, «седьмой день» дан человеку, чтобы он не суетился, не забыл в непрерывности будничных дел главной цели жизни «Суббота для человека, а не человек для субботы» сказал Богочеловек. «, Сын человеческий есть Господин и субботы ». Перед фарисеями, этими слепыми вождями стоял Тот, Который властен отменить ветхозаветную субботу, Который есть Господин и субботы.

    Рассказу об исцелении сухорукого предшествует повествование о том, как ученики Христовы, проходя полями в окрестностях Тивериады, срывали и ели колосья. Следившие за каждым шагом Иисуса и Его учеников фарисеи, сразу высказали упрек в том, что ученики Христа «делают в субботу, чего не должно делать ». Христос же, сославшись на пример из Священного Писания, ответил им, что Давид, имея нужду в пище, «вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним» (1 Цар. 21, 6). «Не читали ли вы в законе  обратился Господь к фарисеям, , что священники в храме нарушают субботу, однако невиновны ?» На это фарисеи не могли дать ответ, так как давно утратили понятие об истинном смысле субботнего дня.

    Однако, затаив злобу, они стерегли каждое слово Иисуса Христа, повсюду сопровождая Его. Придя в местную синагогу, Господь, по обыкновению, учил народ. «Там был человек, у которого правая рука была сухая ». Фарисеи же «наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: «Встань и выступи на середину!» И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: «Спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? Спасти душу или погубить?» Они молчали. Молчали потому, что им нечего было ответить, и их душила бессильная злоба против Того, Кто называл Себя «Господином и субботы ». Тогда Христос им задал еще один вопрос: «Кто из вас, имея овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботу делать добро», заключил Христос. Фарисеи продолжали молчать. И тогда Христос, «с гневом» посмотрев на них, «скорбя об ожесточении сердец их », сказал больному человеку: «Протяни руку твою. И он протянул: и стала она здорова, как другая ».

    Став свидетелями еще одного чудотворения, которое Иисус Христос совершил в субботу, фарисеи «пришли в бешенство» и, выйдя из синагоги, «немедленно составили совещание с иродианами против Него, как бы погубить Его ». Ни слово, ни дело Спасителя не образумило их. Узнав о заговоре, «Иисус удалился оттуда  повествует евангелист Матфей, , и последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех ».