Методы, которые используются для промывания мозгов. Промывка мозгов: как нами управляют

Термин «промывание мозгов» впервые был использован в 1950-х годах американским журналистом Эдвардом Хантером, в его отчете о лечении американских солдат в китайских тюремных лагерях во время Корейской войны. Техника промывания мозгов задокументирована еще в египетской Книге Мертвых, и используется поныне жестокими супругами и родителями, самопровозглашенными экстрасенсами, лидерами культов, тайными обществами, революционерами и диктаторами для того, чтобы контролировать и манипулировать другими, что выглядело бы как собственное желание. Эти методы не связаны с фантастическим оружием или необычайными способностями, но они включают в себя понимание человеческой психики и намерение ею воспользоваться. Лучше изучив эти техники, вы узнаете, как защитить себя и других от такого воздействия.

Шаги

Часть 1

распознавание техники промывания мозгов

    Поймите, что те, кто пытается промывать мозги, как правило, охотятся на слабых и беззащитных. Не каждый будет целью для психического контроля, но определенные люди более восприимчивы к его формам в разные моменты. Искусный манипулятор знает, кого искать, и выбирает своей целью людей, у которых сложный период в жизни или происходят изменения, которые могут быть или не быть их собственным выбором. К возможным кандидатам относятся:

    Остерегайтесь тех людей, которые пытаются изолировать вас или тех, кого вы знаете, от внешних влияний. Так как люди, переживающие личную трагедию или другие серьезные изменения в жизни, склонны к чувству одиночества, человек, искусно промывающий мозги, поработает над тем, чтобы это чувство усилить. Эта изоляция может принимать несколько форм.

    • Для молодых последователей культа, это может быть препятствием в общении с их друзьями и членами семьи.
    • Для близкого человека в жестоких отношениях, это может означать, что жертве обмана не позволят быть вне поля зрения агрессора или общаться с семьей и друзьями.
    • Для заключенных во вражеских тюремных лагерях, это может быть связано с изоляцией заключенных друг от друга, и одновременное подвергание их скрытым или явным формам издевательств.
  1. Следите за атаками на самооценку объекта воздействия. Промывание мозгов срабатывает только в том случае, когда промывающий мозги находится в превосходящей над объектом воздействия позиции. Это означает, что жертва должна быть сломлена, так промывающий мозги сможет перестроить мышление жертвы. Это может быть сделано при помощи психических, эмоциональных или, в конечном итоге, физических средств на протяжении долгого времени для психического и эмоционального изматывания жертвы.

    • Психические издевательства могут начаться со лжи объекту действия, а затем переходить в смущение и запугивание жертвы. Эта форма издевательства может осуществляться словами или жестами, начиная от выражения неодобрения до вмешательства в личное пространство объекта воздействия.
    • Эмоциональное издевательство не вид, конечно, но оно может начинаться как словесные оскорбления, затем переходящие в травлю, плевки, или более унижающие человеческое достоинство вещи, такие как раздевание жертвы, чтобы сфотографировать ее или просто посмотреть.
    • Физическое издевательство может включать в себя измор голодом, замораживание, лишение сна, побои, увечья и другие неприемлемые в обществе методы… Физические издевательства широко используются жестокими родителями и супругами, так же как и в тюремных лагерях для «перевоспитания».
  2. Следите за теми, кто пытается сделать пребывание «частью группы» более привлекательным, чем пребывание во внешнем мире. Наряду с преодолением сопротивления жертвы, важно обеспечить более привлекательную альтернативу тому, что объект воздействия знал до контакта с человеком, промывающим мозги. Это может быть сделано посредством нескольких методов:

    Знайте, что зачастую, люди, промывающие мозги, предлагают награды за то, что жертва « обратилась. » Как только жертва полностью сломлена и становится услужливой, его или ее можно переобучить. Это может занять примерно от нескольких недель до нескольких лет, в зависимости от обстоятельств промывания мозгов.

    Распознавайте новые пути мышления мозга жертвы. Большая часть переподготовки состоит из тех же самых техник выработки условного рефлекса на награды и наказания, которые использовались в самом начале с целью сломить жертву. Положительные ощущения теперь используются, чтобы наградить жертву за то, что она думает так, как желает человек, промывающий мозги, в то время как ощущения негативные используются для наказания за проявление последних остатков неповиновения.

    Промывание и повторение. Хотя промывание мозгов может быть эффективным и тщательным, большинство людей, занимающихся этим, находят необходимым тестировать глубину своего контроля над субъектами. Контроль можно тестировать несколькими способами, в зависимости от целей промывающего мозги, и результатов определения того, насколько усиление безусловного рефлекса у жертвы нуждается в поддержании промывки мозгов.

Термин «промывание мозгов» - это относительно недавно возникший термин в языке, и до 1950 года его вообще не существовало. Более ранние стихийные формы принудительного подсознательного убеждения существовали ещё во времена инквизиции и применялись во время показательных судов против «врагов народа » в СССР . Это понятие тесно связано с развитием и распространением государственной пропаганды . Однако определенного термина не было до того момента, как эти более ранние методики не были упорядочены в Китайской Народной Республике (КНР) для их использования в борьбе против внутренних классовых врагов и иностранных захватчиков. До этого времени все описания сводились лишь к конкретным определенным методикам.

В Китае

Китайский термин xǐ năo (洗腦, что на китайском языке буквально означает «промыть мозги»), сначала применялся к тем методикам принудительного убеждения, которые использовались для искоренения так называемого «феодального» склада мышления китайских граждан, воспитанных ещё в дореволюционную эпоху. На Западе подобный термин поначалу использовался в США в 1950-х годах в период Корейской войны при описании тех методов, при помощи которых китайские коммунисты добивались глубоких поведенческих изменений в иностранных заключенных, чтобы подавить волю захваченных в плен к сопротивлению.

В США

Резюме характеризовало теорию промывания мозгов, как не доказанную с научной точки зрения. В ней также предлагалась гипотеза о том, что методы вербовки культа могли оказаться принудительными для некоторых подгрупп, в то время как другие подгруппы могли не использовать их. Затем 24 марта 1987 года АПА подала запрос для того, чтобы забрать свою подпись с этого резюме, посчитав заключение преждевременным, ввиду продолжающейся работы спецкомиссии DIMPAC. Однако резюме «судебного советника» было сохранено, так как лишь АПА забрала свою подпись из всех подписавшихся. Среди подписавшихся были учёные Джеффри Хадден, Айлин Баркер , Дэвид Бромли и Гордон Мелтон. «Правление Социальной и Этической Ответственности за Психологию» (Board of Social and Ethical Responsibility for Psychology ) 11 мая 1987 года отклонило доклад DIMPAC, потому что:

«представленная теория промывания мозгов испытывает недостаток в научной суровости и беспристрастном критическом подходе, необходимом для выводов АПА» , и в итоге решало, что «после обстоятельного рассмотрения дела, BSERP полагает, что мы не владеем достаточной информацией, чтобы принять твёрдую позицию по данной проблеме» .

После этого некоторые учёные, менее критически настроенные к НРД, сделали вывод о том, что АПА отклонила теорию промывания мозгов, и у неё не существует никакой научной поддержки (Интровайн, Бромли и Хадден).

Другие мнения

Социологи, которые изучают новые религиозные движения, например, Джеффри Хадден, согласны с общим суждением о том, что религиозные группы могут иметь значительное влияние на их членов, и что данное влияние могло появиться также при помощи идеологической обработки. В то же время многие социологи отмечают, что сходное влияние происходит адекватным образом во всех человеческих культурах, и некоторые утверждают, что влияние, проявленное в НРД, практически ничем не отличается от влияния в фактически каждой области человеческого поведения.

«Ассоциация Академиков Мира за Религиозное Образование», заявляет, что «…без идеологического зонтика теории промывания мозгов, придающего ему легитимность, депрограммирование - практика похищения членов НРД и разрушения их религиозной веры - не может получить никакого юридического или нравственного оправдания».

«Американский Союз Гражданских Свобод» (ACLU) (American Civil Liberties Union ) выпустил заявление в 1977 году , связанное с промыванием мозгов и контролем разума. В этом заявлении ACLU выступило против методов, «лишающих людей свободного осуществления религии». ACLU также отклонило идею о том, что заявление об использовании «промывания мозгов» или «контроля над разумом» само по себе может преодолеть право свободного осуществления религии.

В 1960-х годах, когда на Западе впервые возникли различные НРД, некоторые молодые люди внезапно приняли новую веру или верования, и поменяли своё поведение, которое заметно отличалось от их предыдущего образа жизни и воспитания. Иногда некоторые люди игнорировали или даже нарушали прежнюю связь с их семействами. Все эти изменения часто казались их родственникам очень странными и нарушающими прежний семейный уклад. Чтобы объяснять эти явления, теория провозглашала, что этим молодым людям сделали промывание мозгов в этих НРД, изолируя их от их родственников и друзей (например, приглашая их после учебного лагеря по окончании университета), устраивая программу лишения сна (встречи с наставником в 3 часа утра) и устанавливая практику громких и повторных пений.

Джеймс Ричардсон, профессор социологии и судебной практики университета штата Невада , утверждает, что если бы НРД действительно располагали какими-либо методами промывания мозгов, тогда можно было бы ожидать, что НРД имели бы небывало высокие темпы распространения в обществе. Между тем фактически НРД как раз и не имели столь высокого успеха в обращении новых членов, большинство сторонников участвовали недолгое время, а успех в сохранении членов был ограниченным. Это заявление было отклонено Ланджоуном, сравнившим различные движения между собой.

Социологи обратили внимание, что некоторые восточные религиозные группы, особенно индуистские и буддистские, открыто заявляют в своих доктринах о том, что их целью является стремление улучшить человеческий разум при помощи духовных упражнений. При проведении с разумом интенсивных духовных упражнений возникают определённые результаты, например, происходит изменение сознания человека. Во всяком случае, данные религиозные группы утверждают, что они не используют никаких принудительных методов, чтобы приобрести или сохранить новообращённых.

Переносное значение

Термин промывание мозгов (или чаще «промывка мозгов») также часто употребляется в обычной разговорной речи . Обычно это означает, описание давления и воздействия на убеждения и верования человека, общение с ним посредством манипулирования, убеждения, подмены фактов, вранья.

См. также

  • Когнитивная свобода - право на свободу сознания

Ссылки

  • Anthony, Dick. 1990. "Religious Movements and "Brainwashing" Litigation" in Dick Anthony and Thomas Robbins, In Gods We Trust . New Brunswick, NJ: Transaction
  • APA Board of Social and Ethical Responsibility for Psychology, Memorandum on Brainwashing: Final Report of the Task Force , May 11,
  • Bardin, David, "Mind Control ("Brainwashing") Exists" in Psychological Coercion & Human Rights , April 1994,
  • David Bromley, "A Tale of Two Theories: Brainwashing and Conversion as Competing Political Narratives" in Benjamin Zablocki and Thomas Robbins (editors), Misunderstanding Cults , 2001, ISBN 0-8020-8188-6
  • Hadden, Jeffrey K., "The Brainwashing Controversy" , November 2000
  • Hadden, Jeffery K., and Bromley, David, eds. (1993), The Handbook of Cults and Sects in America . Greenwich, CT: JAI Press, Inc., pp. 75–97
  • Hassan, Steven Releasing The Bonds: Empowering People to Think for Themselves , Somerville MA: Freedom of Mind Press, 2000. ISBN 0-9670688-0-0.
  • Hindery, Roderick, Indoctrination and Self-deception or Free and Critical Thought? Lewiston, N.Y.: E. Mellen Press, 2001. ISBN 0773474072
  • Huxley, Aldous, Brave New World Revisited . Perennial (2000); ISBN 0-06-095551-1
  • Introvigne, Massimo, ""Liar, Liar": Brainwashing, CESNUR and APA" on the CESNUR website, 1998. Retrieved 2008-03-02
  • Kent, Stephen A.: Brainwashing Programs in The Family/Children of God and Scientology , in Benjamin Zablocki and Thomas Robbins (ed.), Misunderstanding Cults , 2001, ISBN 0-8020-8188-6
  • Marks, John, "The Search for the Manchurian Candidate" , 1978
  • Richardson, James T., "Brainwashing Claims and Minority Religions Outside the United States: Cultural Diffusion of a Questionable Concept in the Legal Arena", Brigham Young University Law Review circa 1994
  • Melton, J. Gordon Brainwashing and the Cults: The Rise and Fall of a Theory . CESNUR: Center for Studies on New Religions (1999-12-10). Проверено 15 июня 2009.
  • Scheflin, Alan W and Opton, Edward M. Jr., The Mind Manipulators. A Non-Fiction Account . New York: Paddington Press, 1978, p. 437. ISBN 0448229773
  • Schein, Edgar H. et al. , Coercive persuasion: A socio-psychological analysis of the "brainwashing" of American civilian prisoners by the Chinese Communists . New York: W. W. Norton, 1961
  • Shapiro, K. A. et al. , "Grammatical distinctions in the left frontal cortex", J. Cogn. Neurosci . 13, pp. 713–720 (2001).
  • Singer, Margaret "Group Psychodynamics", in Merck"s Manual , 1987.
  • Wakefield, Hollida, M.A. and Underwager, Ralph, Ph.D., Coerced or Nonvoluntary Confessions , Institute for Psychological Therapies, 1998
  • West, Louis J., "Persuasive Techniques in Religious Cults", 1989
  • Zablocki, Benjamin: The Blacklisting of a Concept: The Strange History of the Brainwashing Conjecture in the Sociology of Religion . Nova Religio , October 1997, Vol. 1, No. 1: 96-121.
  • Zablocki, Benjamin, "Methodological Fallacies in Anthony"s Critique of Exit Cost Analysis" , ca. 2002,
  • Zimbardo, Philip, Mind Control: Psychological Reality or Mindless Rhetoric? in Monitor on Psychology , November 2002

Смотри также

  • Barker, Eileen, The Making of a Moonie: Choice or Brainwashing , Oxford, UK: Blackwell Publishers, 1984 ISBN 0-631-13246-5

В сентябре 1950 года газета «Майами Ньюз» опубликовала сенсационную статью под заголовком «Тактика промывания мозгов». С тех пор этот термин - «брейн уошинг» - прочно вошел в международный лексикон. Эдвард Хантер, автор статьи и оперативник ЦРУ в области пропаганды, прикрытием которого служила журналистская деятельность, позже опубликовал целую серию книг и статей на эту тему. Он образовал свой термин из китайского выражения «си-нао» («чистить разум»), не имевшего в Китае никакого политического оттенка.Технику промывания мозгов ЦРУ разрабатывало сначала в рамках проекта «Синяя птица», затем - «Артишок», а с 3 апреля 1953 года секретные работы получили новое кодовое наименование - проект «МК-Ультра». Цель экспериментов стала куда более зловещей: не просто оказать влияние на человека, а кардинально перестроить его образ мыслей.Инициаторам этой программы к тому же не давали покоя случаи «коренного перерождения» американских солдат, попавших в плен в ходе корейской войны. Они начинали вовсю порочить и чернить правительство США и его политику. Их выступления через каналы радиопропаганды Севера, как сообщали с фронта, «были полны риторики Москвы и Пекина».Более того, по возвращении из плена на родину эти некогда патриотичные молодые люди не находили себе пристанища, распространяя листовки в поддержку Северной Кореи, и даже требовали вернуть их коммунистам.К концу корейской войны 70% американских военнопленных, число которых в Китае достигало 7190 человек, либо признались в совершении преступлений, либо поставили свои подписи под призывами прекратить войну в Азии. 15% полностью сотрудничали с китайцами, и только 5% стойко сопротивлялись нажиму. Поведение американцев контрастировало не в их пользу по сравнению с поведением англичан, австралийцев, турок и других военнопленных ООН, среди которых коллаборационизм встречался редко, хотя, как показали исследования, с ними обращались примерно так же плохо, как с американцами. Американский президент, общественность страны были обескуражены и требовали объяснений. В том числе и от ЦРУ.Сейчас «корейский синдром» хорошо изучен, его описание можно встретить едва ли не во всех учебниках по психологии влияния. А тогда столь «неестественную» трансформацию мало кто был склонен объяснять просто переоценкой личностных ценностей. Объясняли другим - коммунисты якобы завладели тайной перерождения личности, здесь что-то нечисто.Директор ЦРУ Аллен Даллес лично занялся выявлением мотивов отказа американских парней воевать в Азии. Был привлечен всемирно известный невролог Гарольд Вольф, которому в конце 1953 года было предложено заняться исследованием методов «промывания мозгов».Начались поиски «нечистой силы». Причем порой в буквальном смысле: были привлечены и специалисты оккультных наук. В ведомстве «плаща и кинжала» усиленно штудировали труды своих коллег из средних веков - святой инквизиции. Снова изучались работы нацистских психиатров-практиков в концлагерях.В больницах и тюрьмах врачи проводили секретные эксперименты, устанавливая воздействие на организм человека, таких наркотиков, как ЛСД и марихуана. ЛСД давал эффект временного помешательства подопытных. Но по окончании действия препаратов никаких радикальных сдвигов в их сознании не отмечалось. А нужны были именно такие изменения.Тогда Аллен Даллес прибегнул к помощи профессора Эвена Камерона. Психиатр и директор ЦРУ давно знали друг друга. Впервые они встретились в Нюрнберге осенью 1945 года во время процесса по делу немецких военных преступников. Камерон был направлен туда с единственной целью - определить перед началом суда психическое состояние Рудольфа Гесса, бывшего заместителя фюрера. Как пишет в своей книге Гордон Томас, между Камероном и Даллесом быстро установилось взаимопонимание.В свое время, спасаясь от ненастий «великой депрессии», этот психиатр перебрался из США в Канаду, где позднее возглавил ведущую психиатрическую клинику в Монреале - «Мемориальный институт Аллана». Имея блестящее медицинское образование, Камерон не просто занимался изучением шизофрении. Он поставил перед собой задачу открыть механизм контроля над поведением человека.Он утверждал, что он может вызывать «дифференциальную амнезию», а это значит, что подопытный забывает то, что нужно забыть. Именно эти задачи преследовали «Артишок» и «Ультра». Камерон «обогатил» свою практику такими методами воздействия на психику, как многократное повторение фраз, вызывающих у больных приступы страха или наплывы неприятных беспокоящих воспоминаний, электрошок, лишение пациентов сна, или наоборот, длительное, на недели и месяцы погружение их в небытие посредством применения сильнейших снотворных. Это делалось с целью изменить личность пациента, начисто вытравить из его памяти все события биографии, лишить его старых привычек и убеждений, навязав новые.Сам Камерон писал: «Пациенты проходили три стадии курса. На первой они утрачивали большую часть памяти. Но при этом понимали, где они находятся и почему. На второй - они утрачивали представление о времени и пространстве, но еще старались удержать что-то в памяти. Правда, они уже были не способны ответить на такие вопросы, как «где я?» Подобное состояние их волновало, вызывало сильное беспокойство. На третьей стадии беспокойство исчезало. Наступало состояние полного забытья»

Камерон определял изменение схемы поведения личности (паттерна) нормальных людей и шизофреников с помощью интенсивного электрошокового воздействия, которое обычно сочеталось с длительным сном под воздействием снотворных препаратов. Таким образом, это был психиатр, согласный (причем крайне охотно) полностью стереть человеческий разум. Ранее, в 1951 г.. Морзе Аллен в рамках программы ARTICHOKE назвал это процессом «создания растения». Камерон оправдывал этот метод создания «чистой доски» (tabula rasa) своей теорией «дифференцированной амнезии» как метода лечения шизофрении, хотя он и не подтвердил ее какими-либо статистическими данными. Он просто утверждал, что после «полной амнезии» к человеку постепенно вернется память о нормальном поведении без его шизофренической составляющей. Камерон бездоказательно постулировал возможность «дифференцированной амнезии». Такая возможность применительно к человеку, который знает слишком много и которого можно заставить забыть то, что он знает, издавна была мечтой и целью программ ARTICHOKE и MKULTRA.

От ЦРУ через подставную организацию «Общество исследования среды обитания человека» Камерон получил 19 тыс. долларов. Одновременно с субсидированием перед директором клиники были поставлены конкретные задачи.Нужно было добиться такого положения, чтобы «стереть» существующий стереотип поведения человека, а затем запрограммировать и ввести новый стереотип. Проще говоря, человек навсегда должен забыть все секретное и важное в своей «прошлой» жизни, работе и безропотно выполнять любые задания ЦРУ.Канадская газета «Лидерпост» в номере от 13 декабря 1980 года так описывала существо секретных исследований: «Камерон… применял воздействие электрошоком, в 75-100 раз превышающим нормальную дозу, в то время как пациентов часами заставляли слушать записанные на магнитофон команды… Бомбардировка слуха фразами-кувалдами сочеталась с вводом наркотиков, чтобы погрузить человека в сон длительностью более недели и таким образом заставить забыть, что его поведение было искусственно запрограммировано».

Изменение паттерна, которому Камерон подвергал пациентов, начинались с 15-30 дней «сонной терапии». Как явствует из названия лечебного курса, пациенты спали почти сутками. По рассказам одного из больничных докторов, который давал пациентам то, что он называл «сонным коктейлем», один из врачей будил пациента трижды в день, чтобы вновь дать ему лекарство, состоявшее из 100 мг. торазина, 100 мг. нембутала, 100 мг. секонала, 150 мг. веронала и 10 мг. фенергана.

Другой врач будил того же пациента два или три раза в день для «лечения» электрошоком. Этот доктор со своим помощником вкатывал в палату портативную машину, с помощью которой они производили местную анестезию и вводили мышечный релаксант, что позволяло предотвратить возникновение травм во время предстоящих судорог. Приложив электроды, погруженные в солевой раствор, помощник удерживал пациента, а врач включал электрический ток. При стандартной электрошоковой терапии пациент получал электрическую дозу напряжением 110 В на протяжении доли секунды один раз в день или через день. В отличие от этого, Камерон подвергал пациента воздействию током в течение периода в 20-40 раз большей длительности 2 и 3 раза в день под напряжением до 150 В. Метод, названный по имени своих английских изобретателей методом Пейджа - Рассела, состоял из начального шока, продолжительностью в 1 секунду, который вызывал основную судорогу, и 5-9 дополнительных шоков в середине первой и последующих судорог. Даже изобретатели метода, врачи Пейдж и Рассел, ограничивались одним ежедневным сеансом, причем они всегда прекращали его, как только пациент начинал проявлять «явное неприятие» или после того, как наступало «изменение поведения». Но Камерон приветствовал такие симптомы в качестве признака успешного лечения и полностью проводил всю программу.

Частые вопли пациентов, раздававшиеся в госпитале, не удерживали Камерона и большинство его единомышленников от полного «изменения паттерна» пациентов. Другие пациенты позже вспоминали, как они застывали перед «спальными палатами», где проходило «лечение»; обычно они предпочитали перемещаться вдоль противоположной стороны коридора.По словам Камерона, это была комбинированная терапия, при которой электрошок и сон применялись от 15 до 30 дней, а у некоторых пациентов - до 65 дней (причем в последнем случае их будили в течение трех дней в середине процесса лечения). Иногда, как в случае с Лорен Г., пациенты пытались бежать, как только прекращали действовать применявшиеся препараты; в этом случае персоналу приходилось их ловить. Как вспоминает один из врачей, хорошо знакомый с методами Камерона, «особенно сложно было добиться того, чтобы во время лечения люди ходили». Этот врач рисует картину, когда оглушенные пациенты, неспособные заботиться о себе, бродили по госпиталю, мочась прямо на пол.

В 1957 году Камерон занялся экспериментами по лишению сенсорных ощущений - сенсорной депривации *. Суть опытов заключалась в следующем. Подопытного помещали в маленькую комнату, надевали темные очки, закрывали специальными наушниками уши. Таким образом обеспечивалась полная изоляция от мира. После нескольких суток такой изоляции испытуемые начинали громко кричать и рыдать самым душераздирающим образом. В «тисках науки» могли держать от 40 часов до 35 дней, с последующим продолжением до 101 дня в несколько другой вариации. Оказалось, что методом изоляции можно сломить любого человека, независимо от его интеллигентности и силы воли. Позже этот метод активно стало использовать ЦРУ, помещая подозреваемых в шпионаже лиц в изоляцию с последующим сенсорным ограничением; после нескольких недель пребывания в изоляции заключенный, как правило, бывал сломлен и легко «кололся».

*Сенсорная депривация (от лат. deprivatio - потеря, лишение), сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. С явлением Д. встречаются космонавты, спелеологи и др. Чтобы блокировать зрительные, слуховые, осязательные и др. стимулы, человека можно поместить в насыщенный солевой раствор, температура которого близка к температуре тела. Камера должна быть затемнена и изолирована от внешних шумов. Кратковременная сенсорная изоляция создает благоприятные условия для расслабления и отдыха, погружения во внутренний мир. Длительное (несколько дней) пребывание в изолированной камере приводит к появлению галлюцинаций, расстройству памяти, лишает человека самоконтроля и контроля над окружающим миром.

В предложении, которое он сделал ЦРУ, Камерон заявил, что он будет испытывать кураре, южноамериканский яд для стрел, который при использовании в большом количестве убивает, парализуя внутренние органы. В нелетальных дозах кураре вызывает частичный паралич, который блокирует эти органы, но не прекращает их функционирования. Согласно сделанным Камероном записям, сохранившимся в Американской психиатрической ассоциации, он вводил пациентам кураре при одновременном ограничении сенсорных восприятий; возможно, это делалось с целью еще больше их обездвижить. Камерон тоже испытывал ЛСД в сочетании с психическим стимулированием, а также использовал другие методы.

В 1964 году по неизвестным причинам Э. Камерон прекратил свои занятия. В 1967 году, в возрасте 66 лет, он умер, поднимаясь в горы. Американский психиатрический журнал напечатал длинный, полный всяческих похвал некролог и дал его большой портрет. Еще через 10 лет, в 1977 году газета «Нью-Йорк Таймс» публично вскрыла тайные связи ЦРУ США с психиатрической клиникой в Монреале. После этих разоблачений девять бывших пациентов клиники обратились в суд с иском к ЦРУ.

Более десяти лет после обличительной статьи в «Нью-Йорк Таймс» ЦРУ отказывалось признать свою ответственность за эксперименты Камерона. Наконец в октябре 1988 года под напором неопровержимых доказательств и требований канадской и американской общественности, не дожидаясь приговора суда, новый директор ЦРУ Уэбстер распорядился «договориться» с пострадавшими. Им было выплачено три четверти миллиона долларов.

Моя любимая тема в социологии – рефлексия, а её частный случай – замыкания жизненных ситуаций на себя (когда обстоятельство может стать причиной и следствием самого себя, скажем, в варианте ) и, как вариант замыкания, когда некая критика идеи используется для осуществления самой же идеи. Сегодня у нас идея манипуляции и промывки мозгов.

Обычно картинка сопровождается некоторым текстом вроде такого:

По радио объявляют, что дважды два — пять. Ты удивляешься.
Потом президент подтверждает в прямом эфире, что дважды два — пять, приводя мутные и никому не понятные доказательства. Ты возмущаешься.
Затем ты выходишь на улицу и говоришь, что дважды два — четыре. За это тебе дают по голове специально обученные люди с дубинками, потом отвозят в отделение по контролю за арифметикой и с помощью дубинок доходчиво объясняют, что дважды два — пять. Ты выходишь оттуда просветлённый и уверовавший.
Примерно так и функционирует любое демократическое государство.

Чисто эмоционально кажется, что «да, так оно и есть», или «всё правда, они нас обманывают, внушают нам лажу», или «об этом ещё Оруэлл написал в своей знаменитой антиутопии». На этом поток мыслей у обычного человека завешается – и он листает умные картинки дальше, задерживаясь над каждой не более 5-10 секунд.

Давайте задержимся хотя бы на одну минуту и обнаружим в приведённой цитате и сопровождающей картинке плохой смысл, то есть скрытую попытку манипуляции.

— Во-первых, само по себе знание некоторого частного факта (например, о том, что 2+2=4 или любого другого, даже более сложного), совершенно никак не влияет на способность человека к самостоятельному мышлению, к тому, насколько правильной будет его жизнь, насколько хорошо он будет понимать действительность и насколько вообще он будет хорошим человеком. Здесь же нам внедряют мысль о том, что сам по себе факт что-то значит и почему-то очень плохо, когда он подменяется другим фактом – и нужно непременно выйти на улицу, чтобы озвучить другой, более правильный по мнению озвучивающего факт (безотносительно его интерпретации). Например, вот вам ещё одна полезная истина, о которой вам не расскажет государство: «Свинья не в состоянии смотреть в небо». Ну вот, зная это, вы должны ощутить приступ просветления, ведь 90% людей не знают этого факта, а вы знаете. Ваша жизнь улучшилась, уже сейчас порывы доброты разрывают вас изнутри… Правда? Кстати, я соврал, этот весьма распространённый в интернете факт является ложью. Причём даже не нужно иметь свинью, чтобы это проверить, а достаточно лишь знать форму Земли и поглядеть на фотографии свиней с не опущенной головой.

— Во-вторых, здесь нам умышленно внушают, будто массовый факт (2+2=5) неправильный, а единичный факт (2+2=4) правильный. Если внимательно наблюдать за людьми, то мы заметим, что в жизни-то как раз всё наоборот. Отдельные «уникальные» личности чаще всего ошибаются, но выдают свои ошибки за истину, до которой человечество, якобы, ещё не доросло. Однако этих людей вот так вот ловят и исправляют дубинками. Они выставляются как борцы за истину и справедливость, а у обывателя складывается впечатление, что они действительно говорят правильные вещи. То есть в этой цитате намеренно сделано так, что одиночный человек говорит правду, а его за это бьют, тогда как в жизни чаще всего бьют не за правду, а за бред, причём за очень назойливый и одиозный. В жизни-то как раз этот одинокий страдалец на картинке орёт, что 2+2=5. Вот такое переворачивание типичной ситуации порождает в голове обывателя мысль о том, что государство борется именно с борцами за правду, тогда как при внимательном рассмотрении, оно борется далеко не только с ними, а значительную часть сил оно как раз тратит на более конструктивную деятельность. Но обывателю это не важно, ему нужно «разоблачить» кого-нибудь, почувствовать себя важным, умным, знающим «истинные причины всего».

— В-третьих, этой историей, заключённой в цитате, вам дурят голову. Демократическое государство устроено на совершенно иных принципах, не имеющих отношения к прямому подавлению личных свобод человека. Да, в отдельных случаях, если возникает необходимость, такая свобода подавляется силой, но в значительной части случаев это делается иначе: методами более хитрой манипуляции (например, с помощью ), путём внушения человеку определённых ценностей, путём убеждения человека в правильности той или ной позиции. Это делается не дубинкой, это делается через психологию падкого на глупости обывателя. Даже сама эта цитата, которую мы разбираем – это пример внушения. У обывателя, прочитавшего это и посмотревшего картинку, складывается ложное понимание методов манипуляции и ложное понимание принципов работы государства по отношению к нему. Также параллельно внедряется ложное представление о демократии. Удовлетворённый тем, что знает всю правду о методах манипуляции, наш обыватель потом пойдёт и купит , послушав . И будет думать, что нагнул систему 🙂

— В-четвёртых, после просмотра этой картинки у человека с обыденным сознанием складывается ощущение, будто он в состоянии охватить своим обыденным умом то, как его нагибают. Разумеется, он знает, что картинку и цитату нельзя понимать буквально, разумеется, никаких дубинок нет, бьют не дубинками, а определёнными формами ограничения свободы и вовсе не за прямые высказывания, а вообще за любое «неугодное» поведение. Но нет, даже если интерпретировать всё образно, отыскать здесь «скрытый смысл», то от большинства людей ускользнёт тот факт, что вся эта дурь просто уводит его в сторону. Ему этой фразой внушили, будто бы он – не владея даже основами социологии, психологии, философии, религии, логики, политики, математики и многих других (строго необходимых для социального лесничества) областей науки – в состоянии понять методы манипуляции и эффективно им противостоять. Как же он будет это делать? А картинка не даёт ответа на этот вопрос. Поэтому он никак и ничего делать не будет, он будет только знать о том, «как работает демократия», а через некоторое время у него сложится впечатление, что «демократия – это плохо». Вот и всё, что останется у него в голове от просмотра картинки. Он будет думать, что знает, как им управляют, а на самом деле, он этого знать не может. Но для манипулятора это хорошо, когда человек уверен, что им не манипулируют, потому что именно такими людьми манипулировать проще всего .

— В-пятых, в приведённой цитате встроено ложное представление о людях: они пассивны, они не могут противостоять власти, когда та неверно совершает свои обязанности, а тех, кто проявляет активность, перевоспитывают. Кажется, что ничего безобидного в этой мысли нет, ведь она отражает правду. Однако правда может иметь зомбирующий эффект: если показывать только негативную правду, человек будет склоняться к плохому, а если позитивную, то к хорошему. Именно так – на этом эффекте — работает, например, воспитание детей. Так вот, человек, согласившийся с этой цитатой (даже в её переносном смысле), автоматически (и безальтернативно) соглашается с тем, что люди не могут бороться с неправильной властью, что нужно обязательно сразу возмущаться, когда большинство заблуждается, и в качестве протеста нужно говорить правду людям на улице, а не предлагать конструктивные методы самим управленцам на местах, а также что любые попытки высказывать мнение против системы будет караться принудительным перевоспитанием и что сделать с этим ничего нельзя.

Разумеется, всё это проходит прямиком в подсознание. Почему? Потому что без осмысления цитаты и картинки критически, мысль принимается подсознанием как есть (как в НЛП), а именно так – не критически – на неё будет смотреть большинство людей, которые просто листают «вконтактик», задерживая взгляд на каждой цитате и картинке не более нескольких секунд.

Казалось бы, вас этими картинками учат противостоять методам манипуляции, разоблачая то, как вами манипулируют, а на самом деле этим способом вами манипулируют ещё сильнее. Прочитали мою статью? Не думайте над ней! — листайте дальше.

Познакомьтесь с основами промывания мозгов нужно хотя бы для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием, поведением, идеями.

Если вы готовы к чему-то, то этого часто просто не происходит.

Для начала определимся с терминами.

Промывание мозгов — это воздействие на человека для того, чтобы он изменил свое мнение, поведения, верования, эмоции, вопреки своей воли и желания, и часто, в ущерб собственным интересам.

Упрощенное определение из википедии.

Промывка мозгов — это воздействие на сознание человека с целью изменить его мышление.

Промывка мозгов, из юридической энциклопедии

ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ (англ. brainwashing) - методы и способы воздействия на сознание с целью изменить мышление человека, то, как он думает и во что верит, вопреки его воли и желания.

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»).

Из юридической энциклопедии 2015 года:

Так китайцы называли метод воздействия на американских солдат, попавших в плен в Корее и содержавшихся в лагерях, управлявшихся китайскими коммунистами. Китайцы обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы, чтобы добиваться повиновения, предпочитали жестокость и суровые наказания. «Красные» китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую «мягкую политику», тонко организованную психологическую атаку на своих пленных.

После войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить что произошло.

Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во время Второй Мировой войны. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником.

Основные правила воздействия:

1. Переходить от очевидных утверждений к утверждениям менее очевидным. Если человеку в лоб заявить, что коммунистический режим лучше капитализма, то он займет оборонительную позицию, начнет активно искать аргументы в пользу своих убеждений, его будет трудно переубедить. Начинать надо с тезисов, которые невозможно оспорить. Таких как: «в США есть безработица», «в США огромный разрыв между богатыми и бедными» и т.п.

2. Двигаться маленькими шагами. Никто не призывал американских солдат отрекаться от своих убеждений. Сначала военнопленный должен был согласиться с утверждениями, казалось бы, не имеющими большого значения: «Соединенные штаты несовершенны», «При социализме нет безработицы». После этого военнопленного просили объяснить, почему это так, потом составить список из десяти главных проблем американского общества и т.д.

3. Отсутствие давления при сохранении видимости свободы мнения. Убеждали военнопленных в чем-либо не с помощью насилия, а с помощью дискуссии. Когда пленный был недостаточно разговорчив, его критиковали за неискренность; если он не двигался в нужную сторону, его критиковали за субъективность и индивидуализм.

4. Контроль поведения. Поскольку это был лагерь для военнопленных, все, кто в нем содержался, подчинялись строгому распорядку. Определенные часы были отведены для обсуждения недостатков и проблем США. Определенные часы были посвящены критике поведения, привычек и взглядов лично каждого - своего рода сеанс групповой психотерапии. В результате человек, покидавший лагерь, нес в себе целый набор новых для себя ощущений.

Бывший военнопленный, один из тех, на ком была проработана технология промывки мозгов, так описал свои ощущения: «Когда я покидал Китай, у меня было странное чувство: теперь я еду в империалистический мир. Никто не будет заботиться обо мне. Я буду безработным и потерянным - все будут смотреть на меня, как на преступника».

Книга «Промывание мозгов в красном Китае»

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера «Промывание мозгов в красном Китае».

Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.

Итак, вот как это работает:

1. Изоляция

Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.

Правда: если вы знаете истину и реальные законы почему, что и как происходит, вам очень тяжело навязать ложную точку зрения.

2. Скандирование

Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.

Правда:когда орет толпа это уплотняет смысл произносимого — вот, смотрите, все говорят.

3. Подражание

Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям. У него будет иллюзия, что вы думаете также как и он.

Правда: не ведитесь на этот прием манипуляции.

4. Мы заодно

Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.

Правда: из врага иногда можно сделать друга. Ну или просто перестать враждовать. И для вражды всегда должен быть третий, кому это выгодно .

5. Иллюзия выбора

Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.

Правда: если есть два варианта и они оба вас не устраивают, ищите третий.

6. Повторение

Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте, что небо красное до тех пор, пока все не признают этого.

Правда:это просто продавливание. Не стоит вестись на это.

7. Максимализм

Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.

Правда: существует тысячи оттенков серого, белого, черного. И нужно видеть в них различие.

Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Или просто убедите всячески избегать опасности и не смотреть туда — там опасно.

Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.

Правда: не доверяйте тем, кто пытается убедить вас в том, что «там» опасно. Обычно все сильно преувеличено. Разберитесь сами, посмотрите, взвесте все независимым взглядом.

9. Задействуйте логику

Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики. Завалите человека логическими аргументами.

Правда: истина проста. Ищите истинную причину поведения или происходящих вещей.

10. Контролируйте информацию

Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.

Правда: изучайте разные точки зрения и основные законы жизни. Тогда вы сможете видеть истину.

Многие из этих приемов очень хорошо показаны в книге Джорджа Оруэла « », но об этом ниже.

Результат промывки мозгов

Результат промывки мозгов всегда один: человек не хотя, не осознанно изменил свое мнение так, как нужно было промывателям.

И высшее искусство — это когда «2 ⋅ 2 = 4» становится равным 5.

В противовес, другой метод. Предоставляются данные, законы жизни, которые приводят человека к другому видению мира, мироощущению. Но это основано на понимании жизни и ее законов. И человек тут свободен отказаться от идеи — прежде, чем он ее принимает он соотносит ее со своей жизнью, опытом. Если это правда, то он «берет это себе». По сути это — обучение.

Программа промывки мозгов от доктора Шейна

А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает.

Итак, 24 пункта доктора Шейна:

1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
6. За заключёнными следят, собранная информация передаётся дальше.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
18. Нужно ставить индивидов в новые и двусмысленные ситуации, выход из которых неясен, а потом осуществлять на них давление, чтобы они, пытаясь уйти от этого давления, получить передышку или преимущества, выбирали выгодную вам стратегию поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача - дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.

Как противостоять промывке мозгов

Один из простых способов. Как только у вас возникают подозрения, что происходит что-то не так, вы можете взять лист бумаги и зафиксировать основные свои идеи, принципы, на которые идет атака. Опишите их, а также то, почему вы их приняли для себя.

Каждый день воскрешайте в памяти свое изначальное понимание ситуации. Это поможет вам удержать свое видение жизни, даже если вы находитесь под давлением.

Фильмы, которые стоит посмотреть

Посмотреть, но не подражать. Помните о законе бумеранга

Но, лучше знать и быть готовым к применению к вам таких технологий манипуляции, чтобы не вестись на удочку. Фильмы определенно относятся к категории 18+. Прочем фильм «Пила» гораздо страшнее и жестче.

Заводной апельсин

«Заводной апельсин» (или «Механический апельсин» — англ. A Clockwork Orange) - фильм 1971 года режиссёра Стэнли Кубрика.

В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

«Заводной апельсин». На малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» - «апельсин». Робот.

Подробнее о фильме «Заводной апельсин» на кинопоиске

Джордж Оруэлл, «1984»

Писатель Джордж Оруэлл закончил работу над своей главной книгой в 1948 году. Название романа « » — это скрытая отсылка к дате его создания (две последние цифры меняются местами).

Роман был написан в первые послевоенные годы, когда вся Европа пережила ужасы нацизма. В первую очередь писатель на страницах «1984» продолжил развивать те идеи, которые он положил в основу другой своей знаменитой повести — «Скотный двор », написанной несколько раньше.

Формулой свободы личности в книге становится формула «2 ⋅ 2 = 4», как символ здравого смысла: «Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре».

Но в конце «2 ⋅ 2» становится равным пяти. Это книга достойна прочтения.

Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре

StarCraft

Видео об истории мира StarCraft. Хоть это и фантастика, но вполне подходящий пример использования «промывки мозгов»:

3 средства от беспомощности

Полезная статья от Елизаветы Мусатовой

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.
Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель - сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги - удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие - даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
— испытывает поражение, несмотря на все усилия;
— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию -
у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать.

Приходит апатия, а за ней - депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля - все равно».

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.
«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».
Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь.
Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно - это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу - и находили.
Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности - маленькими шагами.
Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее - вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей - все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание - там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.
Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье - новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд.
Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.
В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему переосмысления опыта и перестройки восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:
A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C - Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.
E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?
Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

Итог

Теперь вы знаете, что и как с промыванием мозгов. Это — манипулирование людьми.

А манипулировать, по словарю, значит: скрыто управлять кем-либо против его воли. Более подробно о манипулировании можно прочитать .

И не забывайте поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Не забывайте про закон бумеранга : сначала делаете вы, а потом, неизбежно, вам.

Использовались материалы: