Тюменская духовная семинария. Тюменское духовное училище. – А как проводят ваши воспитанники свой досуг

Архиепископ Михаил (Чуб Михаил Андреевич) родился 18 февраля 1912 года в городе Пушкине под Ленинградом, в семье священника.

В 1950 году окончил Ленинградскую Духовную академию. В 1950 году был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника.

4 декабря 1953 года пострижен в монашество. По возведению иеромонаха Михаила в сан архимандрита 12 декабря 1953 года состоялось его наречение во епископа Лужского.

6 марта 1959 года епископ Михаил назначен на Ижевскую кафедру, а 29 марта 1961 – епископом Тамбовским и Мичуринским; 16 ноября 1962 года перемещается на Ставропольскую кафедру.

С 1965 года - архиепископ. 27 февраля 1968 года архиепископ Михаил (Чуб) назначается Воронежским и Липецким. С 1972 года – архиепископ Вологодский и Велико-Устюжский.

В 1974 году он вторично назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Архиепископ Михаил (Чуб Михаил Андреевич) родился 18 февраля 1912 года в городе Пушкине под Ленинградом, в семье священника. По окончании школы в 1930 году он учился в гидрометеорологическом институте и заочном институте иностранных языков. Служебная деятельность М.А. Чуба началась с 1932 года. В основном это было преподавание иностранных языков в различных учебных заведениях.

В 1947 году поступил на первый курс Ленинградской духовной академии. По окончании академии со степенью кандидата богословия (в 1950 году) он был назначен преподавателем общей церковной истории в Ленинградской духовной семинарии, а с 1953 года ему было поручено также чтение лекций по истории древней церкви.

В 1950 году по указу митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова; †1955) Михаил был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника с припиской его к академической церкви. Рукополагал его епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии Симеон (Бычков; †1952).

По определению Святейшего Патриарха и Священного Синода от 16 ноября 1953 года доцент Ленинградской духовной академии священник Михаил Чуб был назначен к посвящению во епископа Лужского, викария митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению патриаршими приходами и монастырями в Финляндии.

4 декабря 1953 года митрополит Григорий совершил его постриг в монашество. По возведению иеромонаха Михаила в сан архимандрита 12 декабря 1953 года состоялось его наречение во епископа Лужского, а 18 декабря 1953 года архимандрит Михаил был хиротонисан во епископа. Хиротонию совер­шали: митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин; †1956), епископы Таллинский и Эстонский Роман (Танг; †1963) и Костромской и Галичский Иоанн (Разумов; †1990).

Определением Священного Синода от 11 ноября 1954 года епископ Лужский Михаил был освобожден от окормления приходов в Финляндии, с переименованием его во епископа Старорусского, в помощь митрополиту Григорию по управлению Новгородской епархией.

Определением Священного Синода от 31 января и 1 февраля 1955 года епископ Старорусский Михаил освобождается от обязанностей викария Ленинградской епархии и от преподавания в Ленинградской духовной академии. Ему поручается временное управление Смоленской епархией с титулом епископа Вяземского.

Определением Священного Синода от 15 августа 1957 года было решено преобразовать Германское благочиние Западноевропейского Экзархата в епархию, выделив ее из состава Экзархата. Епископом Берлинским и Германским был назначен епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб).

Определением Священного Синода от 5 и 6 марта 1959 года епископ Михаил назначен на Ижевскую кафедру, а 29 марта 1961 – епископом Тамбовским и Мичуринским; 16 ноября 1962 года перемещается на Ставропольскую кафедру.

Указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского; †1970) от 12 февраля 1965 года епископ Ставропольский и Бакинский Михаил возведен в сан архиепископа. В 1966 году ему поручалось временное управление Краснодарской епархией.

Определением Священного Синода от 27 февраля 1968 года архиепископ Михаил (Чуб) назначается Воронежским и Липецким.
С 1972 года – архиепископ Вологодский и Велико-Устюжский. В 1974 году он вторично назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 967. Оп. 1. Д. 68. Л. 8, 9.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 год. Куйбышев, 1966. Ч. 4. С. 419–423.
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. С. 797–799.

Александр Киреев, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002, С. 312.
Журнал Московской Патриархии, 1953, № 12, С. 3.
Там же, 1954, № 1, С. 26-29.
Там же, 1954, № 12, С. 6.
Там же, 1955, № 3, С. 8.
Там же, 1957, № 9, С. 5.
Там же, 1959, № 4, С. 6.
Там же, 1961, № 4, С. 6.
Там же, № 9, С. 4.
Там же, 1962, № 12, С. 12.
Там же, 1965, № 4, С. 3.
Там же, 1968, № 3, С. 3.

Ленинградской обл. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском селе , в котором прослужил около 20 лет.

Все детские воспоминания архиеп. Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего святителя. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.

Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села.

Много сделал для престарелых старцев Валаамского монастыря . За проявленную заботу старцы в знак благодарности преподнесли ему образ преп. Серафима Саровского , написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой преподобного. Этот образ святитель хранил как великую святыню.

В последний год жизни владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Превозмогая недуги, он служил в пасхальные дни 1985 года, доставив большую радость своим прихожанам.

До последних дней жизни он не оставлял своих занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.

Архиепископ Михаил был всесторонне развитым человеком. Он отличался любовью к занятиям литературной деятельностью. Со времени основания сборника "Богословские труды " он был бессменным членом его редакционной коллегии. Делом все его жизни было исследование и богословское осмысление творений священномученика Мефодия Олимпского (Патарского) . Его работы публиковались как в России, так и за границей в журналах Московской Патриархии, в "Богословских трудах", "Голосе Православия", "Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата". Они отличаются глубиной богословских исследований. Он писал и историко-агиографические работы, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свят. Тихону Задонскому , преп. Герману Аляскинскому , свт. Игнатию (Брянчанинову) , афонскому старцу Силуану .

Следя за развитием инославной богословской мысли, архиеп. Михаил нередко выступал в церковной печати с рецензиями на наиболее интересные работы.

Его проповеди отличались глубиной богословской мысли и вместе с тем были понятны и назидательны для слушающих.

Значительное участие принимал во внешней деятельности Русской Православной Церкви. В августе года участвовал в официальной встрече представителей ВСЦ и Русской Православной Церкви в Утрехте, Нидерланды; в сентябре года - участник заседания Консультации по подготовке 3-го Всехристианского Мирного Конгресса в Бухаресте; 3 марта года избран в состав Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

Награды

Церковные:

  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени,
  • орден св. ап. и евангелиста Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь),
  • другие церковные награды.

Государственные:

  • медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",
  • медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Труды

  • "Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии". ЖМП. 1953, № 7, с.16.
  • "Из Афонской старины". ЖМП. 1953, № 9, с. 31-35.
  • Речь при наречении во епископа Лужского 12 дек. 1953 г. ЖМП. 1954, № 1, с.26-28.
  • "Аграфы в творениях св. муч. Мефодия". ЖМП. 1954, № 6, с. 43-50.
  • Библиография. ЖМП. 1955, № 7, с. 68-76.
  • "Библиография на книгу Курта Аланда". "Церковная история в жизнеописаниях". ЖМП. 1955, № 12, с. 71-73.
  • "Памятники древне-христианской письменности". ЖМП. 1955, № 12, с. 56-63.
  • "Славный путь служения Церкви" (к 80-летию митрополита Ленинградского и Новгородского Григория). ЖМП. 1955, № 3, с. 21-28.
  • "Старец Силуан". ЖМП. 1956, № 1, с. 48.
  • Из поучений старца Силуана. ЖМП. 1956, № 2, с. 54-58; № 3, с. 42-49.
  • "Четвероевангелие 891 года". ЖМП. 1956, № 4, с. 43-49.
  • "Знамение времени". ЖМП. 1956, № 4, с. 71-74.
  • "Успенский кафедральный собор в Смоленске". ЖМП. 1956, № 7, с. 28-33.
  • "Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе". ЖМП. 1956, № 9, с. 24.
  • "Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей". ЖМП. 1956, № 10, с. 38.
  • "Никольский храм и приход в Хельсинки". ЖМП. 1957, № 3, с. 34-36.
  • "К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря". ЖМП. 1957, № 12, с. 54-64.
  • "Патриаршая Покровская община в Хельсинки". ЖМП. 1954, № 11, с. 41-47.
  • "Еще раз о договоре 1466 года". ЖМП. 1955, № 4, с. 64.
  • Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской дух. академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
  • "История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись).
  • "Плащаница Смоленского Успенского собора". ЖМП. 1958, № 4, с. 44-50.
  • "Значение восстановления Патриаршества в РПЦ". (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года). ЖМП. 1958, № 6, с. 73-79.
  • "Иоанн Креститель и община Кумрана". ЖМП. 1958, № 8, с. 65.
  • "Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни": (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме). ЖМП. 1958, № 9, с. 34.
  • Слово на праздник Вознесения Господня. ЖМП. 1962, № 5, с. ?
  • Слово перед Плащаницей. ЖМП. 1963, № 3, с.16-18.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1963, № 11, с. 27.
  • "Конституция о Церкви": (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором). ЖМП. 1966, № 5, с. 65; № 6, с. 71.
  • "Епископ Игнатий (Брянчанинов)". ЖМП. 1967, № 5, с. 75; № 6, с. 58.
  • Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.). ЖМП. 1968, № 5, с. 35-46.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
  • "Преподобный Герман Аляскинский чудотворец". ЖМП. 1970, № 11, с. 60-72.
  • "Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского". ЖМП. 1971, № 6, с. 69-75.
  • "Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве". ЖМП. 1971, № 10, с. 60-75.
  • "Святой священномученик Мефодий и его богословие". (Магистерская диссертация).
  • "Богословские труды", сб. 10, 11; ЖМП. 1974, № 7, с. 7.
  • "Пир десяти дев священномученика Мефодия". ЖМП. 1974, № 9, с. 67-68.
  • "Христологические проблемы в западном богословии". "Богословские труды", 1968, сб. 4, с. 281.
  • "Духовность Православия в выдающихся его представителях".
  • "Богословские труды", сб. 10, с. 117-120.
  • "Предание Церкви в богословии св. Мефодия".
  • "Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия".
  • "Богословские труды", 1975, сб. 14, с. 126.

Литература

  • Журнал засед. Св. Синода № 11 от 16/XI-1953 г.
  • -"- -"- -"- № 16 от 11/XI-1954 г.
  • -"- -"- -"- № 1 от 31/1-1955 г.
  • -"- -"- -"- № 9 от 4/1V-1955 г.
  • -"- -"- -"- № 2 от 14/III-1957 г.
  • "Русская Православная Церковь", с. 201, 242.
  • ЖМП. 1954, № 1, с. 18, 26, 29; № 12, с. 6.
  • -"-, 1955, № 3, с. 8, 21-28; № 4, с. 6.
  • -"-, 1957, № 9, с. 3-4; № 12, с. 65.
  • -"-, 1958, № 2, с. 15-16; № 5, с. 19, 77; № 6, с. 10; № 8, с. 19; № 9, с. 22, 24, 26-28; № 10, с. 6.
  • -"-, 1959, № 2, с. 1, 29; № 3, с. 17; № 4, с. 6, 23; № 7, с. 12; № 12, с. 7.
  • -"-, 1961, № 3, с. 70; № 4, с. 6; № 8, с. 26-27; 32; № 9, с. 4.
  • -"-, 1962, № 12, с. 11.
  • -"-, 1963, № 1, с. 29; № 2, с. 46; № 3, с. 12; № 6, с. 10, 29-30; № 7, с. 29-30.
  • -"-, 1965, № 4, с. 3.
  • -"-, 1966, № 1, с. 37; № 2, с. 34; № 4, с. 20; № 5, с. 65-77; № 6, с. 71-79; № 7, с. 32; № 11, с. 12, 27; № 12, с. 34.
  • -"-, 1967, № 2, с. 36; № 3, с. 38; № 5, с. 75-77; № 6, с. 58-73; № 8, с. 39; № 9, с. 7; № 11, с. 6; № 12, с. 3.
  • -"-, 1968, № 1, с. 27; № 2, с. 29; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 18, 23-25, 35-46; № 7, с. 22; № 8, с. 1.
  • -"-, 1969, № 1, с. 30; № 4, с. 6; № 12, с. 21, 32-35.
  • -"-, 1970, № 11, с. 4, 60-72.
  • -"-, 1971, № 1, с. 21; № 6, с. 2, 69-75; № 8, с. 46; № 10, с. 21, 60-75.
  • -"-, 1972, № 2, с. 24; № 5, с. 32; № 7, с. 24; № 11, с. 2; № 12, с. 12.
  • -"-, 1973, № 1, с. 26, 27; № 4, с. 25; № 8, с. 15.
  • -"-, 1974, № 1, с. 20; № 5, с. 17; № 7, с. 7-10; № 9, с. 67-68, № 11, с. 3.
  • -"-, 1975, № 2, с. 24; № 5, с. 8; № 6, с. 14; № 10, с. 2; № 11, с. 32.
  • -"-, 1976, № 1, с. 15, 17, 32; № 4, с. 5; № 5, с. 19.
  • -"-, 1979, № 10, с. 2.
  • -"-, 1982, № 4, с. 3.
  • -"-, 1985, № 5, с. 10; № 8, с. 36; № 11, с. 48.

С 1930 учился в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году.

Преподавал иностранные язык в различных учебных заведениях. В том числе во время Великой Отечественной войны - в танковом училище в городе Рыбинске.

В 1947 году поступил в открытую годом ранее Ленинградскую духовную академию; окончил курс в 1950 году со степенью кандидата богословия (тема работы: «Св. Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие»).

С 1950 года преподаватель общей церковной истории в Ленинградской духовной академии. Впоследствии он преподавал различные предметы, в том числе читал лекции по истории древней церкви и патрологии. 1 февраля 1955 года освобождён от преподавания в академии.

В 1974 году удостоен степени магистра богословия диссертацию «Св. священномученик Мефодий и его богословие».

иерархия

11 июня 1950 года рукоположён в сан диакона целибатом. 12 июня того же года рукоположён во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

13 декабря 1953 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии.

11 ноября 1954 года освобождён от управления приходами в Финляндии и назначен епископом Старорусским, викарием Ленинградской епархии.

1 февраля 1955 года назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией. С 5 апреля 1955 года - епископ Смоленский и Дорогобужский. С 15 августа 1957 года - епископ Берлинский и Германский и управляющий Смоленской епархией. С 5 марта 1959 года - епископ Ижевский и Удмуртский.С 29 марта 1961 года временно управлял Тамбовской епархией, с 8 августа 1961 - епископ Тамбовский и Мичуринский. С 16 ноября 1962 года - епископ Ставропольский и Бакинский.

25 февраля 1965 года возведён в сан архиепископа. 20 августа 1966 года ему было поручено временное управление Краснодарской епархией, а 8 октября того же года освобожден от временного управления данной епархией. С 27 февраля 1968 года - архиепископ Воронежский и Липецкий. С 11 октября 1972 года - архиепископ Вологодский и Великоустюжский. С 3 сентября 1974 года - архиепископ Тамбовский и Мичуринский.

церковные должности

В августе 1957 был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и оставался до 5 марта 1959 года. Был участником многих собеседований с представителями различных христианских конфессий.

Восьмой Вселенский Собор

пресса

Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959) был бессменным членом его редакционной коллегии. Его работы публиковались как в России, так и за границей в «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП), в «Богословских трудах», «Голосе Православия», «Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата».

патологическая речь

прямая ложь

Во время празднования 40-летия восстановления Патриаршества, 13 мая 1958 года, выступил с докладом на торжественном акте а Московской духовной академии, в котором лжесвидетельствовал, что «устроение церковных дел» в СССР происходит «в обстановке ничем не ограничиваемой свободы совести».

сочинения

  • Некоторые слова Мефодия Патарского (славянский и русский текст). Машинопись. Л., 1950. – С.53-283.
  • Из Афонской старины (договор 1466 года между Рыльским монастырем и обителью св. Пантелеимона на Афоне) // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. №09. С. 31-35.
  • Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии // ЖМП. 1953, № 7. С.16.
  • Речь при наречении во епископа Лужского 12 декабря 1953 г. // ЖМП. 1954, № 1. С.26-28.
  • Аграфы в творениях св. муч. Мефодия // ЖМП. 1954, № 6. С.43-50.
  • Патриаршая Покровская община в Хельсинки // ЖМП. 1954, № 11. С.41- 47.
  • Библиография // ЖМП. 1955, № 7. С.68-76.
  • Библиография на книгу Курта Аланда «Церковная история в жизнеописаниях» // ЖМП. 1955, № 12. С.71-73.
  • Еще раз о договоре 1466 года // ЖМП. 1955, № 4. С.64.
  • Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской духовной академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
  • Памятники древне-христианской письменности // ЖМП. 1955, № 12. С. 56-63.
  • Славный путь служения Церкви (к восьмидесятипятилетию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория) // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. №03. С. 21-28.
  • Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1. С.48.
  • Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2. С.54-58; № 3, С.42-49.
  • Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4. С.43-49.
  • Знамение времени // ЖМП. 1956, № 4. С.71-74.
  • Успенский кафедральный собор в Смоленске // ЖМП. 1956, № 7. С.28-33.
  • Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе // ЖМП. 1956, № 9. С.24.
  • Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей // ЖМП. 1956, № 10. С.38.
  • Никольский храм и приход в Хельсинки // ЖМП. 1957, № 3. С.34-36.
  • К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря // ЖМП. 1957, № 12. С.54-64.
  • История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись). ???
  • Плащаница Смоленского Успенского собора // ЖМП. 1958, № 4. С.44-50.
  • Значение восстановления Патриаршества в РПЦ (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года) // ЖМП. 1958, № 6. С.73-79.
  • Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8. С.65.
  • Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // ЖМП. 1958, № 9. С.34.
  • Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 145-151.
  • Мефодий Патарский, священномученик. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 173-183.
  • Мефодий Патарский, священномученик. Молитва (из сочинения «О воскресении») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 152-153.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 154-159.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 184-205.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юници менимеи в левитице еяже пепеломь грешнии кропяхуся) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 160-172.
  • Слово на праздник Вознесения Господня // ЖМП. 1962, № 5.
  • Слово перед Плащаницей // ЖМП. 1963, № 3. С.16-18.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1963, № 11. С.27.
  • Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия «О свободе воли» // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 187-191.
  • Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1964. №048. С. 234-251.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О свободе воли / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 192-208.
  • Конституция о Церкви»: (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором) // ЖМП. 1966, № 5. С.65; № 6. С.71.
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов). (К 100-летию со дня рождения). Лекция, прочитанная в актовом зале ЛДА 13.V. 1967. Машинопись. Л., 1967. – 38с.
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5. С.75; № 6. С.58.
  • Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.) // ЖМП. 1968, № 5. С.35-46.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
  • О минускульном кодексе Четвероевангелия 891 года в Библиотеке Академии Наук СССР. Berlin, Akademie-Verlag, 1968. 198-201 с. Оттиск из сборника «Studia evangelica V.» Edited by F.L.Gross. Berlin, 1968.
  • Христологические проблемы в западном богословии (о сб. статей «Исторический Иисус и проповедуемый Христос». Берлин, 1960) // Богословские труды. М., 1968. №4. С. 281-288.
  • Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11. С.60-72.
  • Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского // ЖМП. 1971, № 6. С.69-75.
  • Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10. С.60-75.
  • Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 7-58.
  • Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 117-120.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №11. С. 5-54.
  • Св. священномученик Мефодий и его богословие. Магистерская диссертация. Машинопись. Л.: ЛДА, 1974. – IV. 316, VIII с., 10 с. ил.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие. Автореферат диссертации. Л., 1974. – 27 с.
  • Пир десяти дев священномученика Мефодия // ЖМП. 1974, № 9. С.67-68.
  • Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 134-143.
  • К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №13. С. 172-180.
  • Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 126-133.
  • Древние греческие рукописи Нового Завета (Лекция, прочитанная 18 ноября 1951 года для студентов ЛДА преп. свящ. Михаилом Чубом). Б/м, б/г. – 38 с., 23 с. илл.