Соотношение полномочий парламента и президента. Парламентский контроль над деятельностью президента. Виды парламентов по объему компетенции. Полномочия парламента

Главная задача парламента - принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы - конституции, федеральные законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). Делает он это самостоятельно или, утверждая, давая согласие на их кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. Парламент формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, некоторых других должностных лиц.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых других должностных лиц, выносит решение о предании министров суду и т.п. Парламент наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определенным статьям уголовного кодекса).

Особое значение имеют финансовые полномочия парламента. Только он вправе устанавливать материальные обременения государства (в частности, принимать решения о государственных займах, займах у других государств и международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на один год или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов. Вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

Как уже отмечалось выше, в связи с системой сдержек и противовесов, парламент вправе осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Парламент, будучи высшим органом народного представительства, всегда обладает такими функциями. Этот контроль может носить как юридический характер (сюда можно отнести деятельность созданных парламентских комиссий), так и политический (например, выражение недоверия министру).

Формы контроля парламента:

  • - вопросы к правительству (отводится особое время специально для вопросов к премьер-министру, министрам, другим высшим должностным лицам на пленарном заседании парламента (палаты), по интересующим парламент вопросам);
  • - дебаты (проводятся по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении);
  • - постановка вопроса о вотуме недоверия правительству (решается голосованием). Внесение вопроса о вотуме недоверия, затруднено и подчиняется строгим правилам. Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся “свалить” правительство. Однако и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением недоверия правительству и угрожая в противном случае отставкой (отставка не всегда бывает выгодна части членов оппозиции;
  • - доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат. При неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает вопрос об отставке правительства и министров, но, поскольку правительство опирается на парламентское большинство, этого, как правило, не бывает, да и отчеты практически не заслушиваются “своим” же парламентом (правда формой таких отчетов могут стать дебаты по политике правительства).
  • - импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение в порядке квазисудебного процесса, верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд.
  • - и другие формы контроля.

Сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств зачастую вынуждены в силу самых различных причин поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

Следует отметить, что несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительства сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит в основном депутатам, однако в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса.

Согласно Конституции Республики Беларусь, «Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.» Конституция Республики Беларусь 1994 (с изменениями и дополнениями)

Состав Парламента Республики Беларусь -174 человека. Из них: 110 - Палата представителей, 64 - Совет Республики.

Срок полномочий Парламента - 4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь).

По решению Президента Республики Беларусь полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

  • - при отказе в доверии Правительству;
  • - двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра;
  • - на основании Заключения Конституционного Суда Республики

Беларусь.

Парламент не может быть распущен:

  • - в период чрезвычайного или военного положения;
  • - в последние 6 месяцев полномочий Президента;
  • - в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении и смещении Президента с должности;
  • - в течение года со дня первых заседаний Парламента (в Англии в течение 5 месяцев со дня первого заседания).

«Согласно Декрету № 3 Президента Республики Беларусь от декабря 1996 г., до принятия Закона, определяющего порядок выборов членов Совета Республики Национального собрания, действует Положение о выборах членов Совета Республики. Этот нормативный документ определяет, что от каждой области и г. Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов избирается по 8 членов СР. Еще 8 членов назначаются Президентом Республики Беларусь. После опубликования вышеназванного декрета (№ 3) некоторые политики выступили в прессе с утверждением, что этот декрет не является легитимным, поскольку ст. 101 Конституции Республики Беларусь запрещает Президенту издание декретов, предусматривающих изменение порядка выборов Парламента. Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь 17 января 1997 г. приняла постановление, в котором обратилась в Совет Республики с предложением подготовить и внести проект закона, определяющий порядок выборов членов верхней палаты Парламента Республики Беларусь.

Действительно, порядок выборов депутатов и членов Совета Республики должен регулироваться законом. Однако в связи с тем, что полномочия Верховного Совета XIII созыва были прекращены, а в новом Парламенте была сформирована лишь Палата представителей, в то время как в принятии законов участвуют обе палаты, выход был найден в издании Декрета Президента. Ст. 101 Конституции Республики Беларусь предоставляет Президенту право издавать декреты. При этом Парламент должен принять закон, делегирующий Президенту такое право. Следует учесть и то обстоятельство, что в силу особой необходимости Президент имеет право на издание временных декретов, также имеющих силу Закона, которые в трехдневный срок должны быть представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем - Советом Республики. Эти декреты сохраняют свою силу, если не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так и срок полномочий Президента на издание декретов. Закон принимается по предложению Президента Республики Беларусь. Однако Президенту Республики Беларусь не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих:

  • - изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь;
  • - толкование Конституции;
  • - изменение и дополнение программных законов;
  • - утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
  • - изменение порядка выборов Президента и Парламента;
  • - ограничение конституционных прав и свобод граждан;
  • - право изменения закона о полномочиях на издание декретов;
  • - право принимать нормы, имеющие обратную силу;

В силу особой необходимости Президент по своей собственной инициативе, либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, также имеющие силу законов. Однако эти временные декреты в 3-дневный срок должны быть представлены на рассмотрение в обе палаты парламента. Временные декреты могут быть отменены депутатами палат не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

Классификация парламентов с точки зрения их полномочий. В зависимости от полномочий различают три вида парламентов: с неогра­ниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консуль­тативные.

Полномочия парламента . Главная задача парламента – принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы – кон­ституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), по­правки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы го­сударства, формируя их целиком или в части (другую часть может назна­чать президент). Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция. В США президент назначает мини­стров, членов Верховного суда с согласия верхней палаты; в Бразилии высшие судьи, генеральный прокурор, председатель Центрального банка назначаются президентом с согласия нижней палаты.

Парламентские процедуры : 1) по определенным вопросам и общей политике правительства могут проводиться Дебаты. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении; 2) в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских рес­публиках используется институт интерпелляции, который предусматривает постановку какого-либо важного, обще­ственно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования; 3) вопрос о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству, как правило, ставит оппозиция; 4) парламентские слушания организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государ­ственных органов к вопросам большой значимости; 5) парламентские расследования путем создания специальных комиссий, имеющих доступ ко всем документам, включая секретные; 6) созыв специальных заседаний парламента для контроля за дей­ствиями органов исполнительной власти в особых ситуациях; 7) импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и решает вопрос об отрешении от должности главы государства.

Сессии и заседания парламента . Парламент осуществляет свою деятельность в различных формах: на раздельных и совместных заседа­ниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте, и т.д. Совместные заседания палат проводятся крайне редко и лишь в установленных конституциями случаях: для выборов президента, заслу­шивания ежегодных посланий главы государства, преодоления вето верхней палаты, заслушивания клятвы президента и др.

Главной формой работы парламента в подавляющем большинстве стран является сессия, т.е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают посто­янные комиссии. Часть остального времени называется парламентскими каникулами, определенный период депутаты работают в своих избира­тельных округах, занимаются другими видами депутатской деятельнос­ти, в частности изучением законопроектов, подготовкой к слушаниям, заседаниям.

Внеочередная сессия может быть созвана президентом по требова­нию части депутатов (в одних странах – 1/3 депутатов, в других – 1/2, в отдельных развивающихся странах – 2/3). На внеочередной сессии могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана. Повестку дня должны указать инициаторы созыва.

Для пленарного заседания палат в большинст­ве стран необходимо определенное количество присутствующих депута­тов; только при этом условии заседание считается действительным. Обычно требуется присутствие более половины депутатов (50% плюс один депутат), но иногда кворум для заседания гораздо меньше: в Индии – 1/10 часть членов парламента в нижней палате, в Японии – 1/3, в Великобритании – 40 членов палаты общин (из 651) и три пэра палаты лордов.

Однако такого кворума, как правило, для принятия решения недо­статочно. В большинстве случаев решение принимается большинством голосов списочного состава парламента (палаты). Поэтому бывает, что кворум для заседаний есть, а для принятия решения голосов недоста­точно. Для принятия конституционных и в ряде случаев органических законов, как отмечалось, установлены еще более жесткие требования (разные нормы квалифицированного большинства). В ряде стран кво­рума для заседаний и принятия решений не существует.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РФ.

Конституция РФ (ст. 94) определяет, что парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом РФ. Российский парламент состоит из представителей народа - депутатов. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура. Парламент состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы , каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так в Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органа. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов федерации. Причем смена членов Совета Федерации происходит путем ротации, т.е. постепенного смена членов по мере их избрания (выдвижения, назначения) на местах.

В нижней палате парламента - Гос. Думе - представлены интересы политических партий, движений. Смена членов Государственной Думы происходит путем выборов каждые 5 лет, о чем излагалось отдельно.

Сущность ФС как законодательного органа России состоит в том, что парламент обладает правом принимать общеобязательные на всей территории РФ законы. В отличие от ранее действующих конституций Конституция 1993 года не именует парламент “единственным законодательным органом страны”, так как в условиях реализации принципа разделения властей, правом принимать нормативные акты обладает и Президент РФ, и Правительство. Принятые ими нормативные акты имеют общеобязательный характер на всей территории РФ.

Право Федерального Собрания принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни, отнесенным Конституцией и другими законами к его компетенции. Согласно Конституции Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы Российского парламента установлено, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания и его заседание открывает старейший по возрасту депутат . Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Гос. Думы и ранее этого срока.

Непрерывность в деятельности парламента достигается тем, что полномочия Гос. Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы вновь избранной Гос. Думы

Согласно законодательству заседания палат проводятся раздельно. При этом заседания палат обычно являются открытыми, т.е. свободными для посещения представителями других органов власти, общественных образований и средств массовой информации. Однако в некоторых, предусмотренных законом случаях, заседания палат являются закрытыми. Палаты могут собираться совместно лишь в случаях:

· заслушивания посланий Президента;

· посланий Конституционного суда;

· выступления руководителей иностранных государств.

С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно - Председателя Совета Федерации (Спикера им является Сергей Миронов) и его заместителей; Председателя Государственной Думы (Спикера им является Борис Грызлов) и его заместителей.

Кроме того, в соответствии с Регламентом нижней палаты образован Совет Гос. Думы для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты.

В интересах более тщательной подготовки вопросов на рассмотрение каждой из палат Российского парламента, принятия обоснованных решений и осуществления контроля за их реализацией, Совет Федерации и Гос. Дума образуют комитеты и комиссии. Перечень комитетов и комиссий, их состав и порядок образования определяются каждой палатой и закрепляются в ее Регламенте. Причем количество и содержание комиссий в палатах не одинаково, их количество будет варьироваться в зависимости от стабильности экономической и политической обстановки в стране.

Гос Дума образовала следующие комитеты:

  • по международным делам,
  • по обороне, по безопасности,
  • по законодательству,
  • по бюджету, налогам, банкам и финансам, по экономической политике и др. Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Гос. Думы изложенных в законах и регламентах.

Полномочия Парламента РФ.

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция РФ исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Гос.Дума - политических партий, иных избирательных объединений. В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:

1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (такое изменение может производиться лишь с согласия субъекта федерации);

2. утверждение указа Президента России о введении военного положения , принятого им в соответствии с Конституцией;

3. утверждение указа Президента о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в Конституции.

4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России;

5. назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

6. отрешение Президента от должности;

7. назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие Совет Федерации осуществляет по представлению Президента.

8. назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ (по представлению Президента).

9. назначение 1\2 членов Счетной Палаты и заместителя Председателя.

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления.

К числу полномочий Гос. Думы Конституция РФ относит:

1. дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

2. решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3. назначение на должность и отрешение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

4. назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в РФ,

5. Назначение Председателя Счетной Палаты РФ и 1\2 ее аудиторов .

6. объявление амнистии , т.е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замене этим лицам назначенного судом наказания более мягким наказанием;

7. выдвижения обвинения против Президента РФ.

По всем этим вопросам Гос. Дума принимает постановления. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

По поводу принимаемых Гос. Думой решений в отношении назначения Председателя Правительства РФ и деятельности этого Правительства установлены специальные правила регулирования противоречий между нижней палатой Парламента и Президентом России. В соответствии с Конституцией Гос. Дума может быть распущена, если: 1) она трижды отклонила представленную главой государства кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент назначает Председателя сам и распускает Гос. Думу. Президент может распустить Гос. Думу и в случае 2) своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству (дважды в течение полугода). Третье основание содержится в главе «Правительство» где предусматривается, что Госдума может быть распущена в том случае если правительство обратилось к Госдуме с вопросом о доверии, а Госдума в нем отказало. Такая процедура также предусмотрена Конституцией, но Гос. Дума не может быть распущена:

· в течение года после ее избрания;

· с момента выдвижения обвинения против Президента;

· с момента действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

· в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента.

Совет Федерации, не может быть распущен ни по какому поводу никаким гос. органами, и поэтому Парламент РФ является постоянно действующим органом. Но основной деятельностью Парламента является законодательная деятельность .

Законодательная деятельность Федерального Собрания.

Свои важнейшие полномочия Российский парламент осуществляет посредством принятия законодательных актов. Процесс принятия законов складывается из ряда стадий (этапов).

Первой из них является стадия реализации права законодательной инициативы . В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации (лично или группы), депутатам Гос. Думы (лично или группе), Правительству РФ, законодательным органам субъектов федерации. Законодательная инициатива принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные образования, не обладающие правом законодательной инициативы могут вносить законопроект в парламент только через вышеперечисленных субъектов данного права. Кроме того, особым правом обладают граждане РФ в порядке правотворческой инициативы.

Законопроекты вносятся в нижнюю плату парламента - Гос. Думу, при этом должно быть соблюдено требования законодательства о том, что некоторые законопроекты могут вноситься только при наличии заключения Правительства РФ (законопроекты об отмене или введении налогов, об изменении финансовых обязательств, о выпуске гос. займов, введении расходов покрывающихся за счет гос. бюджета и т.д.)

Следующей стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроекта Государственной Думой.

Поскольку законопроект вноситься в Гос. Думу, то в этой палате сложилась и нашла свое закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения.

Первое чтение проводиться в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В случае принятия решения о необходимости принятия закона Гос. Дума определяет срок окончательной готовности законопроекта и поручает одному из своих комитетов завершить в срок подготовительную работу. Если в подготовке законопроекта участвует несколько комитетов или комиссий, то в ходе первого чтения определяется комитет ответственный за завершение работы. К работе в комитете могут привлекаться не только депутаты, но и крупные специалисты в данной области (консультанты).

Сущность второго чтения состоит в детальном обсуждении подготовленного законопроекта на заседаниях Госдумы (парламентских сессиях), причем замечания и предложения депутатов учитываются соответствующими комитетами и комиссиями при окончательной доработке законопроекта. Третье чтение законодательного процесса - принятие закона Государственной Думой. На данной стадии не допускается никаких поправок и дополнений, допустима лишь лингвистическая правка.

Поскольку Конституция предусматривает принятие федеральных законов (ФЗ), а также федеральных конституционных законов (ФКЗ), то порядок их принятия неодинаков. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (226 депутатов), а федеральные конституционные законы принимаются, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Гос. Думы.

Принятые Гос. Думой законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение верхней палаты парламента - Совета Федерации.

Следующая стадия - рассмотрение принятого закона Советом Федерации . Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Следует отметить, что принятый нижней палатой закон не может быть неизвестным для Совета Федерации. Дело в том, что после первого чтения законопроект не только дорабатывается в комитетах и комиссиях, но и передается в соответствующие комитеты и комиссии Совета Федерации.

Закон считается принятым, также, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации (автоматическое вступление в силу). Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат, несмотря на срок их рассмотрения, принятые Гос. Думой федеральные законы по вопросам:

· федерального бюджета;

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров;

· статуса защиты государственной границы Российской федерации;

· войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию из числа своих членов для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос. Думы.

Несколько иной порядок предусмотрен Конституцией и Регламентом Совета Федерации для одобрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание Президентом России закона и его обнародование . Конституция РФ устанавливает, что принятый федеральный закон в течение 14 дней подписывает Президент и обнародует его. Если Президент России в течение этого срока отклонит его, то Гос. Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. При повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов парламента, он подлежит подписанию Президентом России в течение 7 дней и обнародованию. Принятый обеими палатами парламента РФ федеральный конституционный закон подлежит безусловному подписанию Президентом России в течение 14 дней и обнародованию.

Процесс обнародования нормативных актов федерального Собрания регулируется Указом Президента, “ О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов”. В соответствии с этим указом федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене “Собрание законодательства РФ”, издаваемом один раз в неделю. Федеральные законы публикуются, кроме того, в Российской газете и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации “система”. Опубликование федеральных законов в “Собрании законодательства РФ” и в Российской газете является официальным опубликованием.

Федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Этот срок не применяется лишь тогда, когда в самом федеральном законе указан иной срок вступления его в силу.

Полномочия парламента

Учитывая зависимость отполномочий различается три вида парламентов: 1) с неограниченными полномочиями в большинстве стран, когда парламент принимает решения по любому вопросу; 2) с ограниченными полномочиями, когда конституции перечисляют круг вопросов, по которым парламент может издавать законы, а по остальным вопросам издаются нормативные акты президента͵ правительства и др.
Размещено на реф.рф
(Франция и ее бывшие колонии); 3) консультативный парламент – характерен для некоторых мусульманских стран, так как считается, что всœе главные решения, которые становятся предметом для издания законов, уже урегулированы в Коране.

Полномочия парламента могут закрепляться в конституциях или иных актах. Как правило, это полномочия законодательного характера, полномочия в сфере финансов, полномочия по контролю над деятельностью правительства, и полномочия, связанные с формированием других органов государства. Конкретные конституции и специальные законы могут закреплять и более развернутый круг этих полномочий.

Главнейшим из названных полномочий парламента является принятие и издание законов : конституции, поправок к ней, органических законов, законов о государственном бюджете.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства , формируя их целиком или в части. Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (иногда – одна из палат) формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц. Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны.

Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями : решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц (США), выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц (Франция, Польша). Парламент наделœен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определœенным статьям уголовного кодекса).

Большое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства (принимать решения о государственных займах, о займах у иностранных государств и международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на год (Франция) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (Япония).

Важным правом и полномочием парламента является контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля различны. Контроль парламента может иметь политический характер (выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий). Используются следующие формы контроля:

1. Специальные вопросы и запросы к высшим органам государства и высшим должностным лицам: правительству, министрам, Генеральному прокурору и др.
Размещено на реф.рф
на пленарном заседании парламента.

2. Дебаты по заранее определœенным вопросам и общей политике правительства. Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

3. Интерпелляция , предусматривающая постановку общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа͵ выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов.

4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству. Внесение резолюции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется строгим правилам. Обычно данный вопрос ставит оппозиция, пытающаяся ʼʼсвалитьʼʼ правительство. При вотуме недоверия даже одному министру ответственность должна быть коллективной: в отставку уходит всœе правительства.

5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей текущей деятельности на пленарных заседаниях палат. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает вопрос об отставке правительства и министров. При других формах правления доклады и отчеты превращаются, по существу, в информацию.

6. Представление соответствующим постоянным комитетам парламента годовых отчетов министров о деятельности министерств (министр иностранных дел – в комитет по иностранным делам, министр труда – в комитет по труду и т.д.).

7. Парламентские слушания . Слушания имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

8. Парламентские расследования . Для этого парламент или его палаты создают специальные комиссии, которые имеют доступ ко всœем документам, включая секретные; всœе должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинœением в неуважении к парламенту и наказанием.

9. Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте. Οʜᴎ делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, о недостатках в организации управления в соответствующей области, могут обратиться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело в случаях грубых нарушений закона должностными лицами, а в некоторых странах и сами могут возбуждать такие дела. Иногда они обязаны следить также за соблюдением этики поведения должностными лицами.

10. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении чрезвычайного положения, применении федеральной интервенции).

11. Импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинœение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинœение, а дело рассматривает специальный суд.

12. Контроль за делœегированным законодательством – актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу).

13. Способом контроля является ратификация (утверждение) парламентом международных договоров, заключаемых исполнительной властью (случаи неутверждения бывают редко).

Полномочия парламента - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Полномочия парламента" 2017, 2018.

Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических мо­нархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парла­мент всегда, будучи высшим органом народного представительства, об­ладает контрольными функциями.

Контроль парламента может иметь политический характер (напри­мер, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность со­зданных парламентом расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля за деятельностью испол­нительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отноше­нии других органов:

1. Вопросы, к. правительству (иногда отводится особое время специально для вопросов к премьер-министру), министрам, другим высшим органам государства и должностным лицам на пленарном заседании пар­ламента (палаты). В соответствии с регламентами парламентов обычно раз в неделю установлен «час вопросов» к правительству и министрам, который может длиться 40 минут, а в палате лордов - 20 минут. Вопро­сы, как правило, подаются заранее в письменной форме и оглашаются на заседаниях палат. Различаются устные и письменные вопросы (ответы на последние обязательно подлежат публикации). Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений. После ответа министра воз можно выступление депутата, задавшего вопрос (но не более 5 минут) Обсуждение ответа не предусмотрено, и решение по нему не принимается. Для подачи вопросов могут существовать ограничения. Так, в Германии один депутат может задать не более двух вопросов в неделю. Вопросы, требования, просьбы могут быть обращены к министру и не на пленарном заседании, а при посещении депутатом министра или в порядке переписки с ним депутата. В президентской республике, дуалистической монархии эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет).

2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Возможно начало дебатов и по предложению определенного числа депутатов (например, 20 в Египте). Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских рес­публиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, обще­ственно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, вы­ражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отстав­ку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, дей­ствуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т.д.

4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием). Внесение резолю­ции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется стро­гим правилам. Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся «сва­лить» правительство. Однако и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением до­верия правительству и угрожая в противном случае своей отставкой. Отставка не всегда желательна в данный момент для части членов оппо­зиции, поскольку связана с новыми выборами в парламент, а депутаты не всегда уверены, что смогут вновь попасть в него. Бывают и другие причи­ны, в связи с которыми выражение недоверия правительству в данный период нежелательно для оппозиции (например, неуверенность в своей победе на выборах при роспуске парламента) или практически невоз­можно (раскол среди депутатов оппозиции). Поэтому такая мера являет­ся действенным средством давления правительства на депутатов и неред­ко успешно им применяется. Вотум недоверия практически невозможен в дуалистической монархии и президентской республике, где правитель­ство формируется главой государства по собственному усмотрению. В одних полупрезидентских республиках такая мера невозможна, в дру­гих возможна, но она всегда крайне затруднена. При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной; в отставку уходит все правительство (например, в Дании).

5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятель­ности на пленарных заседаниях палат. Действенность этой меры зависит от формы правления. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает во­прос об отставке правительства и министров, но, поскольку правительст­во опирается на парламентское большинство, этого, как правило, не бывает, да и отчеты практически не заслушиваются «своим» же парла­ментом (правда, формой таких отчетов могут стать дебаты по политике правительства). При других формах правления доклады и отчеты превращаются, по существу, в информацию, иногда на такие заседания, особен­но в некоторых постсоциалистических странах, приглашаются не только парламентарии, но и представители других государственных органов, что придает происходящему известную парадность.

6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко - в парламентарных государствах. Особенно эффективны парламентские слушания в США. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государ­ственных органов к вопросам большой значимости. На слушания пригла­шаются представители исполнительной власти, известные обществен­ные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

7. Парламентские расследования. Для этой цели парламент или его палаты создают специальные комиссии, которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием. В Италии, Японии парламентские расследования иногда заканчивались отставкой премьер-министров, а затем и судом. В США в 1974 г. они привели к первой в истории США отставке президента Р.Никсона.

8. Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте. Выше уже упоминалось о счетных палатах, задачей которых является проверка исполнения бюджета, принимаемого парламентом, и других финансовых законов, об уполномоченных по правам человека, о генеральных контролерах. В ряде стран существуют комиссары по кон­тролю за законностью в вооруженных силах, по экологии, по равенству языков и др. Они не имеют распорядительных полномочий, но делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, о недостатках в организации управления в соответствующей области, могут обратиться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело в случаях грубых нарушений закона должностными лицами, а в некоторых странах и сами могут возбуждать такие дела. Иногда они обязаны следить также за соблюдением этики поведения должностными лицами.

9. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за дей­ствиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введе­нии чрезвычайного положения, использовании во Франции президентом исключительных полномочий, применении федеральной интервенции в Бразилии).

10. Импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазису­дебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд.

11. Контроль за делегированным законодательством - актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имею­щими силу закона. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу). В Германии, например, они представляются в соответ­ствующую постоянную комиссию, которая докладывает о них на пленар­ном заседании парламента.