Язык мяо. Хмонги в Лаосе

Они широко распространены в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, а также США и Франции.
Они в 60-е годы прошлого века вели на деньги ЦРУ войну на территории Лаоса за признание хмонгской народной республики независимости хмонгов, но проиграли ее. Позже они воевали против вьетнамских коммунистов рука об руку с американскими солдатами, вместе с которыми потерпели поражение и в той войне.
Благодаря сотрудничеству с американскими властями в той войне многим хмонгм даровали американское гражданство и на сегодняшний день 260 тысяч человек этой народности живет в США.
Хмонги бывают черными, синими, белыми, красными и разноцветными и различаются... по цвету одежды!)
Во время своего путешествия по Вьетнаму, мы познакомились с черными и синими хмонгами, которые живут в провинции Лаокай всего в нескольких километрах от границы с Китаем, откуда изначально эта народность и распространилась по Юго-Восточной Азии.


2. В северном Вьетнаме проживают огромное количество различных этнических групп и народностей, каждая из которых невероятно колоритна и по-своему интересна.
Хмногов всех цветов на нашей планете около 11 миллионов человек, большая часть которых проживает в Китае и Таиланде. Во Вьетнаме их всего около полумиллиона человека, живущих на севере страны.

3. Основное традиционное занятие хмонгов земледелие. На поливных террасах они выращивают рис, овощи, бобовые, на богарных землях — кукуруза, гречиха, конопля и др.
Живут хмонги, как правило, на склонах гор в свайных или полусвайных деревянных домах. Иногда эти дома двухэтажные, где нижний этаж предназначен для скота, а верхний — жилой.

4. Считается, что племена этого народа исконно населяли юг и юго-восток Китая, но были вытеснены в горы в результате войн с народом хань, этническими китайцами. В XIX веке они появились на территории Лаоса, где в 60-годы XX века вели войну с коммунистическим правительством страны за создание независимого государства хмонгов. Война, которая была инициирована США и велась на деньги ЦРУ, была проиграна и многие хмонги ушли в горы Северного Таиланда. Затем началась Вьетнамская война, в которой этот народ воевал против коммунистов рука об руку с американскими солдатами. В ходе боев немало хмонгов было убито, а семьям выживших воинов было даровано гражданство США.

5. С развитием туризма хмонги, которые живут поблизости Са Па, Кат Вью и прочих туристических поселков на границе с Китаем все больше отрываются от своих традиционных видов деятельности и зарабатывают деньги, продавая туристам сувениры, сделанные собственными руками.

6. Хмонги живут большими семьями и часто у них довольно большие дома с большим количеством спален. Семьи преимущественно моногамны, но встречается и многоженство. Мужчина является официальной главной семьи, однако реальной власти почти не имеет.

7. Все работы в поле и по дому строго разделены между мужчиной и женщиной, при этом всю физически тяжелую работу делают мужчины. Именно поэтому в Са Па та много женщин-монгов, а мужчину-хмонга почти никогда не встретить - все они в полях

8. Многие женщины-хмонги заняты исключительно рукоделием и продажей сумочек, поясов, браслетов, элементов одежды и т.д.

9. На улицах Са Па много где можно увидеть разложенные прямо на тротуаре текстильные товары, сделанные хмонгами, которые они тут же и вышивают

10. Интересно, что на тротуаре вышивают и торгуют более пожилые женщины, а те, что помоложе, ходят по улицам и предлагают товар, так сказать, "с колес".

11. Еще одним способом заработка является "гидство" для туристов-европейцев.

12. Отдельная история - хмонги с детьми.
Женщин с детьми на спине можно видеть буквально на каждом шагу.
Рождаемость во Вьетнаме пока не контролируется государством, поэтому детей в семьях крестьян очень много, вот они и вынуждены постоянно ходить с малышом за спиной - спиногрызы в прямом смысле слова.
Правда, дети за спиной женщин-торговок безделушками призваны играть и другую роль - максимально размягчать сердца туристов...

13. Так же, как приняты размягчать их сердца и грудные младенцы, которых матери иногда кормят прямо на ступеньках отелей.
Этот снимок стал первым для меня в Са Па и сделал я его прямо у отеля, где мы остановились.

14. А этот снимок я сделал на той же точке на следующий день

15. Хмонги очень колоритны и у них невероятно выразительные лица.

16. Глаза!

17. Хоть параллели проводи)

18. Интересно, что хмонги разговаривают на языках семьи мяо-яо, у которых множество диалектов, большая часть и которых... взаимонепонимаема.
Народность одна, но языков у нее десятки..
Хмонги и в наше время ревностно охраняют свои культурные традиции, а многие представители этой народности, живущие в отдаленных деревнях не знают даже вьетнамского языка и до сих пор продолжают поклоняться духам предков.

Техническим партнером является компания Viet4you , которая специализируется на индивидуальном туризме, творческих экскурсиях, фототурах и больших путешествиях по Вьетнаму.

В Китае и за его пределами проживает народ, который очень трепетно относится к серебру. Эта народность проживает в южной и центральной части страны и достаточно многочисленна - насчитывает около 8 миллионов человек. Предками этого народа называют племя Шиюу. Ими в свое время было организовано царство в низовьях Янцынзы. В дальнейшем они мигрировали на юг.

Народ Мяо имеет свой язык, но в последнее время представители все чаще изъясняются по-китайски. Отличает представителей Мяо, особенно женщин, любовь к серебру. Оно символизирует чистый свет, благосостояние, здоровье.

Мастера ювелирных дел Мяо достигли особых вершин в обработке этого металла. Используются различные техники для изготовления изысканных и в тоже время массивных украшений - выдувание, ковка, резьба, плетение. Самыми распространенными изделиями являются гребни, гривны, сережки, перстни и т.д.

Среди тематики, используемой в украшениях Мяо более представлена растительная и животная тема

Чем больше серебряных украшений на девушке, тем она считалась более привлекательной. Когда в семье рождалась девочка, необходимо было собрать набор серебряных украшений весом минимум 15 кг. Родители должны были это делать обязательно, даже если они залезут в долги.

Что включает в себя комплект для юной дивы?

— Оберегающий знак;

— Ожерелье, сделанное из ажурных колец;

— Высокая корона;

— Массивный пояс;

— Серьги, кольца, браслеты.

Кроме этого для брачных церемоний предусмотрены особые наряды, расшитые серебряными нитками и нашивками из настоящего металла.

Народность Мяо является одним из немногих национальных меньшинств, которое имеет обширную численность населения, проживающую на и за пределами материкового Китая. Разбросанная по всему миру, Мяо диаспора находится на пяти континентах и во многих странах, включая Таиланд, Лаос, Вьетнам, Францию, Великобританию, Канаду, Австралию, Соединенные Штаты, а также другие. В Китае они населяют значительную территорию земли в юго-центральной части Китая, в том числе поселения в Гуйчжоу, Хунань, Юньнань, Сычуань, Гуанси, Хубэй и Хайнань провинции. Около четырех миллионов людей этого меньшинства проживают в современном Гуйчжоу, население, которое насчитывает более половины Мяо в Китае. Согласно переписи населения, представители данной этнической группы располагаются в сельской и городской местности, населяя префектуру и уезды Гуйчжоу. Познавательные туры о меньшинстве компании Чайна Хайлайтс предоставляют туристам прекрасную возможность для изучения древней культуры меньшинств.

Люди часто говорят о провинции Гуйчжоу, как о "основном месте проживания национальности Мяо". На территории Гуйчжоу, большинство населения Мяо находится в юго-восточной области Гуйчжоу и автономном округе Дун. Тай область имеет самую высокую концентрацию Мяо народности, что составляет 97% в процентном соотношениии и называют "первый уезд национальности Мяо". Остальная часть населения распределяется между менее концентрированными округами провинции.

На юго-востоке Гуйчжоу, численность населения Мяо составляет более 25% от общего числа людей этой этнической группы в Китае. Эта подгруппка людей в основном обитает в отдаленных горных районах вдали от города в сплоченном деревенском поселении. На самом деле, они редко проживают в деревнях, состоящих из любой другой национальности, кроме своей собственной.

Обычаи

Клейкий рисовый пирог является традиционным десертом и служит главным блюдом в потреблении, когда мужчина и женщина влюбляются друг в друга и женятся. Он также используется в качестве угощения как в своего рода день святого Валентина для тех, кто хочет выразить свои чувства. Например, Мяо девочки и мальчики Хунань дарят друг другу клеевые рисовые тортики на котором рисуется уточка-мандаринка как символ любви. Во время проведения свадебного обряда ведущий просит жениха и невесту вкусить клеевый рисовый пирог на котором изображены дракон, феникс и фэн-кукла. Кроме этого, на церемонии бракосочетания жених и невеста должны выпить алкогольный напиток Цзяобэй со специальных чашек. В процессе этого они скрещивают руки и пьют вино из своей чаши.

  • Свадебные традиции различных этнических групп по своему различны и уникальны. Музей Гуйчжоу брачных обычаев этнических меньшинств, является единственным в своем роде музеем в Китае, который представляет брачные обычаи этнических меньшинств.

Фестивали


Дата проведения : с 16 по 20 день первого лунного месяца
Место : Кайли в провинции Гуйчжоу

Фестиваль Люшен является наиболее значимым празднеством меньшинства Мяо. Он популярен в Гуйчжоу, Юньнань и Сычуань провинции. Праздник Люшен в Кайли, знаменитом туристическом центре в провинции Гуйчжоу, считается одним из величайших празднований Мяо.

Сестринский праздник пищи
Дата проведения: с 16 по 18 день третьего лунного месяца
Место: район Тайцзян и город Сидун в юго-восточной области Гуйчжоу

Этот фестиваль представляет собой празднование любви (аналогичен Дню Святого Валентина на западе). Он отмечается народом Мяо в провинции Гуйчжоу, в особенности в районе Тайцзян и округа Цзяньхэ вдоль берега реки Циншуи. Это старейший праздник Дня азиатского Святого Валентина.

Согласно обычаю людей данной этнической группы, десятый лунный месяц является началом нового года. Поэтому этот праздник является самым важным для людей мяо, и, как правило, отмечается приблизительно в это время. Но, тем не менее, точная дата меняется каждый год, и становится известной за один или два месяца до наступления этого дня.

Празднование этого Нового Года в Лейшань, провинции Гуйчжоу является величайшим из праздников Мяо. В ходе мероприятия туристы могут насладиться просмотром очаровательных обычаев людей Мяо, которые воплощают себя через различные виды этнической деятельности. Такой как фестиваль парад, на котором присутствуют Мяо девушки и женщины в традиционных костюмах, играет традиционная музыка Люшэн (своего рода музыкальный инструмент, сделанный из бамбука), коррида, скачки, и, конечно же, много песен и танцев.

В Китае много национальностей и на протяжении длительной истории у каждой из-них сложился свой образ жизни, отражающийся в особенностях питания, одежды, в обычаях и обрядах. Особенно интересна национальность Мяо (мяочан).

Первоначально термин «мяо» употреблялся расширительно, для названия ряда не всегда родственных между собой народов Южного Китая. Начиная с конца 1-го тысячелетия н. э. он связывается преимущественно с предками современных мяо. Переселения мяо не прекращались как по Китаю, так и в стране Юго-Восточной Азии вплоть до начала XX века.

Одна из версий происхождения названия «мяо» (Bernatzik, 1970) утверждает, что оно восходит к мяуканью кота, якобы диалект Хмонгов (самоназвание; они же Мяо в КНР) напоминал китайцам именно этот звук. Хотя одна старая китайская работа по истории (Mong-Tse) сравнивает язык мяо с плачем, или криком гиены. Ещё одна версия предполагает, что иероглиф и название может восходить к «кошачьей цепкости», указывая на то, что мяо искусные скалолазы...

Мяочане - одна из древнейших народов Юго-Восточной Азии. Историческая область его формирования — Гуйчжоу. В Южном Китае предки мяо известны со 2-го тыс. до н. э. В исторических летописях более чем 4-тысячелетней давности есть упоминание о роде или племени “наньмань” , среди которых были и предки мяочан. Народ мяо поклоняются своему предку - Чи Ю , который согласно преданиям, то вступал в союз, то воевал с Хуанди (Желтым императором) и императором Яньди. Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, з анимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая.

Мяо славились как бесстрашные воины и имеют богатую самобытную культуру.
Согласно мифологии племя Мяо произошло от собаки. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что тому, кто победит вождя врагов он отдаст в жены свою дочь — принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — Мяо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних Мяо на уши собаки, у других на головной убор принцессы.

Общепризнано, что предки народа мяо внесли значительный вклад в развитие восточноазиатской цивилизации. Некоторые этнографы считают даже, основываясь на исторических хрониках, что именно мяо явились создателями такого способа выращивания сельскохозяйственных культур, как поливное земледелие. Подтверждением этой гипотезы, по их мнению, может служить сам иероглиф «мяо», состоящий из компонентов «поле» и «трава», что в сочетании означает «ростки риса».

Со времен династии Хань мяочане населяли запад Хунани, запад Хубэя, восток Сычуани, восток Гуйчжоу. Войны, голод, нужда, болезни, а также высокие рождаемость и плотность населения, истощенность возделываемых земель и другие причины вынуждали мяочан без конца перемещаться в другие места. В Юго-Восточную Азию мяо продвинулись из Китая в 13—15 вв. Это приводило к обширной расселенности, а также значительным различиям в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированному уровню социально-экономического развития этой народности.
Мяо, народ, живущий крупными и малыми компактными общинами, а также в смешанных общинах с другими национальностями в провинциях главным образом Южного Китая (Хунань, Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанский автономный район, Сычуань, Юньнань), каждая из которых имеет своё самоназвание (му, монг, гусу, амои, гамэ) (в другом источнике встретила такие самоназвания му, мэн, мао, госюн, дайсоу. Трудности перевода?), частично — в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос, Таиланд, Мьянма), где они называются мео. Общая численность около 11 млн. чел. Мяо — пятая по численности среди 56 этнических групп, официально признанных в Китайской Народной Республике, и одна из 54 этнических групп во Вьетнаме.
Предки яо и родственных им мяо - древнейшее население юга Восточной Азии. В культуре яо прослеживаются связи с австронезийскими народами. Разделение яо и мяо могло быть вызвано продвижением в Индокитай с севера тайских (чжуан-дунских) народов в 1-м тыс. до н.э. С 13 до 20 века яо продвигались на юг и запад, расселялись разбросанно среди народов Индокитая.
В некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде, либо местам обитания, например: “мяо в длинных юбках”, “мяо в коротких юбках”, “красные мяо”, “черные мяо” и т.д.

Основное традиционное занятие - террасное поливное, пашенное заливное, подсечно-огневое и мотыжное земледелие (рис, батат, маниока, кукуруза, гречиха, конопля и др., а также такие технические культуры как тунг, рапс и лекарственные растений - пузатка высокая, эвкоммия и т. д.). Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Современные мяо заняты также в промышленности, сформировалась национальная интеллигенция.

Основа пищи — рис, мясо, рыба, масло растительное.

Поселения расположены по склонам гор. Традиционное жилище — свайное или прямоугольное, стены - преимущественно деревянные, а также из бамбука, глинобитные или из щебня, крыша двускатная, на юге - из соломы или пальмовых листьев, на севере - черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний — жилой.

По уровню развития социально-экономических отношений мяо мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимическому принципу.

Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Брачное поселение патрилокальное. Известны обычаи выкупа и отработки на невесту, гадания и толкование снов, «лунные» танцы и др. церемонии. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца.

Мяо до сих пор сохранили старые традиции, во главе деревни стоит старейшина, которого называют "Шань цзя". Мяо носят традиционную одежду, у них свои танцы, песни, свадебный обряд. Во время праздника "Праздник третьего марта" Мяо исполняют народные танцы "Праздник сестёр" и т. д.

Мяо создали богатый фольклор, они славятся своими песнями и танцами. Но ни одна деревня, ни один праздник и ни один мужчина не может обойтись без музыкального инструмента под названием лушэн, который является разновидностью шэна . Этот музыкальный инструмент представляет собой несколько соединенных между собой бамбуковых трубок, по своему устройству напоминает волынку. Человек дует в одну трубку и закрывает пальцами определенные отверстия на других. Обычно трубок всего шесть, но могут быть разные вариации. Конечно же звучание лушэна зависит и от рук мастера, который его делал, и от человека, который на нем играет. Лушэнов может быть два вида, два «голоса» — женский и мужской.

Лушэн

Когда поздравляют стариков с днем рождения или проводят их в последний путь, тоже положено приносить серебро. И в настоящее время мяочане, живущие в районах провинции Хунань и Гуйчжоу, по-прежнему украшают себя большим количеством серебра. По этому признаку их легко отличить от других национальностей Китая.

В провинции Гуйчжоу и на западе провинции Хунань серебреные украшения очень характерные: с еребряные головные уборы, расчески, серьги, кулоны, шейные обручи, ожерелья, браслеты, кольца и т.д. Технология изготовления серебряных украшений у мяо довольно проста, но все-таки они очень изящны.

Традиционно была вера в добрых и злых духов, в каждом предмете имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, шаманство, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со второй половины XIX века работу вели католические миссии. У мяочан распространен анимизм и традиционные верования.

У мяо свое летоисчисление. В Новый год, который приходится на период сентябрь-декабрь по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношения в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество.

Говорят на языках мяо группы мяо-яо. Язык группы мяо-яо австроазиатской семьи, диалекты многочисленны и взаимонепонимаемы. В некоторых диалектах у хмонгов может быть до 12 тонов, которые в свою очередь подразделяются на несколько регистров (может быть ровный высокий тон, ровный средний тон, ровный низкий тон и т.д). В начале XX в. христианские миссионеры делали попытки создать для языков мяо письменность. В 1956 для китайских мяо на латинской графической основе были разработаны три вида письменности для че тырех диалектов языка мяо с буквенным обозначением тонов в конце каждого слога. Аналогичная письменность для языка мяо во Вьетнаме существует с 1961 (в основу был положен диалект хмонг ленг — "разноцветных хмонгов").

Для языков яо существовала также традиция записи фольклорных произведений с помощью видоизмененных китайских иероглифов. Ранее существовало оригинальное пиктографическое письмо языка патхен, которое впоследствии было утрачено.

Мяочанский язык относится к языковой ветви мяо языковой группы мяо-яо китайско-тибетской языковой семьи. Имеется три диалекта мяочанского языка, которые в свою очередь делятся на многочисленные наречия. Живущие в смешанных общинах представители национальности мяо владеют также китайским языком или языками народностей дун и чжуан.