Сущность религии ее происхождение и функции. Структура религии кратко

Что обозначает понятие «религия»? Единого общепринятого определения религии не существует — как любое сложное явление, она имеет много дефиниций. Эти определения могут быть номинальными или реальными. Номинальные дефиниции основываются на непосредственном смысле слова, понимании его этимологии (происхождения) и смысловых связей. Зато реальные определения религии пытаются схватить основное содержание понятия, основываясь на анализе и синтезе различных аспектов конкретного явления. Здесь чаще всего отличаются определения структурные (с точки зрения структуры феномена религии и его компонентов), генетические (с точки зрения возникновения, становления и развития религии) и функциональные (с точки зрения функций религии в общественной и личностном жизни человека)​​.

Происхождение слова «религия»

Относительно происхождения слова «религия» существует несколько теорий, которые с филологической точки зрения выглядят вполне равноправными. Так, выдающийся римский оратор и философ Цицерон (I в. До н. Э.) считал, что латинское слово «religio» происходит от глагола «relego» («заново обдумывать», «переосмысливать», «перебирать»). То есть, по Цицерону, религия — это постоянное, бдительное и бережное, бескорыстное отношение ко «всему, что касается культа богов». Именно чистосердечное и бескорыстное соблюдение божественного культа, утверждал философ, отличает истинную религию от простой набожности — последняя нередко оборачивается суеверием и предрассудками, основанными исключительно на корыстных желаниях человека.

Религия, по Цицерону, является основой человеческой морали и общественных отношений, без нее он не может представить никаких по-настоящему человеческих отношений — человечество без религии превратилось бы в скопления диких животных. Религия имеет два главных измерения — внешний и внутренний — «благочестие» («pietas») и «святость» («sanctitas»). Внешний — «благочестие» — заключается в четком соблюдении традиционного культа и молитвы, тогда как внутренний — «святость» заключается в воспитании добродетелей, основанных на вере («fide»), самой совершенной из которых является «справедливость».

Другую теорию происхождения слова «religio» выдвинул христианский апологет Лактанций (III-IV вв.). По его мнению, латинское существительное «religio» происходит от глагола «religo» («привязывать», «восстанавливать связь», «увлекаться»), потому что именно в религии и через нее люди «узами благочестия привязаны и соединены с Богом»). Лактанций, подобно Цицерону, разграничивает понятия религии и простой набожности или суеверия, только связывает это различение уже с выделением веры в «единого и истинного Бога» и чествованием «многих и ложных богов».

Этимология, предложенная Лактанцием, стала традиционной для большинства христианских мыслителей ( , Фома Аквинский ) и религиозных философов. «В религии, — пишет С. Булгаков , — устанавливается и переживается связь, связь человека с тем, что выше человека. <...> Религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом». Как «жизнь в общении с Богом» определяет религию и другой русский философ С. Франк .

Слово «религия» уже в античности получило значение благочестия, святыни, предмета культа. Из этого следует, что здесь мы имеем дело с явлением, которое касается чего-то высшего, сверхчеловеческого в человеческой жизни, а часто и вообще сверхъестественного — священного.

Известные исследователи феномена религии (Р. Отто, М. Шелер, М. Элиаде ) отмечают, что без понятия священного не существует религии, чаще всего оно конкретизируется и персонализируется (олицетворяется) в определенном представлении о Божестве и Божественном — (или богах, духах), хотя иногда персонализации и не происходит, тогда священное конкретизируется как определенная безличная «Высшая Сила», некий «Абсолют» и все, что с ним связано (культ, богослужение и т.п. — то есть определенный сакральный жизненный континуум). Впрочем, в самом общем смысле, можно сказать, что идея Бога (олицетворенного или обезличенного) является началом и смыслом любой религии.

Значение религии

Религия — это не только представление о Боге, не только сознание. Это также реальная жизнь, жизнедеятельность людей — культ, богослужение, церковная организация, а кроме того — это формы и принципы организации общественной жизни, которые в той или иной степени базируются на религиозных основаниях. Итак, религия — это мировоззрение, основывающееся на вере в Божественное, и соответствующая (небудничная) сфера жизнедеятельности человека, связана с ее отношением к Священному .

Здесь уместно напомнить, что до недавнего времени господствующая у нас тогда марксистская идеология рассматривала религию как форму общественного сознания, определяющуюся отражением действительности с помощью иллюзорно-фантастических образов, представлений, понятий. С этой точки зрения, религия искажает реальные отношения в природе и обществе, наделяет их вымышленными качествами и способностями, она является «опиумом для народа». По этой логике получается, что большая часть человечества большую часть своей истории прожила в состоянии массового гипноза и безумия. Фактически марксизм никогда не поощрял научно беспристрастного анализа религии, всегда исходя лишь из идеологического задания «отменить религию».

Возникновение и необходимость религии

Далее мы поговорим об исторических предпосылках возникновения религии. Но с точки зрения обще-философской религия становится необходимой и возможной, во-первых , потому, что человек испокон веков нуждается выйти за пределы этого мира, найти нечто такое, что было бы выше, лучше, более сознательным, чем он сам и этот мир, найти спасение и утешение, предмет веры.

Во-вторых , сам этот мир, при условии всего своего несовершенства, представляет собой нечто прекрасное и высокоорганизованное, и его существование и качества не могут быть объяснены только естественными законами. Беспристрастный и неограниченный взгляд на Вселенную дает основания утверждать, что он является не только хаосом слепых природных сил, но и космосом, то есть строем, который могла создать и организовать лишь некая высшая, сверхъестественная сила.

В-третьих , религия возникает на основе актов религиозного опыта, в которых Бог сам, своей волей и благодатью появляется человеку. Эти акты удивительные, и не каждому выпадает счастье их иметь, но то, что кто-то не имеет такого опыта, не дает основания отрицать его реальность, — так же как отсутствие у любого опыта альпинизма не дает оснований отрицать существование Монблана. Таким образом, существование религии становится возможным и необходимым потому, что Бог есть, это начало и конец любой религии, ее содержание и основание. Поэтому и существование религии в определенной степени уже служит доказательством существования Бога, — собственно, того, что не нуждается в доказательствах. Бог является реальностью, которую нельзя доказать, — но он сначала есть, а уже потом возникают все его существования.

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Предлагаемые видеозаписи

С глубочайшей древности люди задумывались над природой и сущностью религии. Они пытались объяснить ее различными причинами, выдвигали многообразные теории. Наибольшее распространение получили следующие подходы к определению религии:

1) религия это продукт сознания людей (Демокрит, Эпикур);

2) религия это выражение божественной сущности (Августин);

3) религия это порождение внутренних потребностей человеческого организма, его психики, инстинктов (Фейербах);

4) религия это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни (Энгельс).

Но все эти теории, несмотря на их многообразие, рассматривали религию, главным образом, как особое мировоззрение, как разновидность общественного сознания, не учитывая при этом ряд важнейших элементов религии, характеризующих ее как социальное явление.

Науке известно более пяти тысяч религий, которые значительно отличаются друг от друга, обладают ярко выраженной спецификой. В связи с этим возникает серьезная научная проблема поиска тех характеристик, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным.

Лингвисты предлагают несколько вариантов происхождения термина «религия». Наибольшее распространение получили два варианта, предложенные Цицероном и Лактанцием.

Цицерон выводит указанный термин от латинского relegere, означающего «идти назад, возвращаться, обдумывать, созерцать, бояться», и характеризует религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, что имеет отношение к этому почитанию.

Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского religare связывать, привязывать, сковывать -- и означает узы, соединяющие нас с Богом, состоящие в служении ему и повиновении через благочестие. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре. В русском языке слово «религия» стала употребляться с начала XVIII в.

В исламе используется название din, которое на языке доисламской Аравии первоначально означало власть, т.е. подчинение, обычаи, а впоследствии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безграничной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний.

В литературе, посвященной изучению религии, насчитывается более 250 её определений, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Так, определения религии строятся:

1. На основе интерпретации теоретических положений и эмпирического материала соответствующих наук. К этой группе относятся социологические, этнологические, психологические, лингвистические и др. определения.

2. На базе определяющих способов и методов, используемых исследователями. Данная группа объединяет дескриптивные определения, представляющие собой описание эмпирических признаков религий; генетические определения, состоящие в выявлении факторов становления и воспроизводства религий; семантические определения, построенные на анализе знаковых выражений и значений религиозных понятий и т. д.

3. На принципе выделения отдельных аспектов религии. Подобная группа охватывает функциональные определения (построенные на раскрытии сущности религии путем описания ее функций), поведенческие определения (сосредотачивающие внимание на ритуалах, символических действиях, формах поведения верующих) и т.д.

На принципиально различных основаниях строятся подходы к определению сущности религии с позиции теологии и философии. Богословы стремятся осмыслить религию «изнутри», с позиции собственной религиозной конфессии. Поэтому, несмотря на различие формулировок, в них четко прослеживаются общие установки, связанные с трактовкой религии как связи человека с Богом, Абсолютом либо какой-то сверхъестественной силой. По своему источнику и сущности религия рассматривается как надмировое, потустороннее явление. Философские (светские) определения стремятся раскрыть сущность религии как бы «извне» ее, сознательно дистанцируясь от какой бы то ни было религии. Эти определения тоже несут на себе печать исходных установок того или иного философского направления материализма, натурализма, экзистенциализма, антропологизма и пр.

Таким образом, определение сущности религии представляет собой серьезную научную проблему, решение которой возможно на пути философского обобщения ее разноаспектных качеств.

Было бы неправильным рассматривать религию как определенный вид каких-либо взаимоотношений и связей между людьми, некорректной является и трактовка религии только как формы общественного или индивидуального сознания; религия представляет собой способ практически-духовного освоения мира, одну из важнейших сфер духовной жизни общества.

В качестве таковой религия представляет собой:

1) необходимо возникающую в процессе становления человека и общества форму их жизнедеятельности;

2) способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения Отчуждение -- это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Внутреннее самоотчуждение личности -- это утрата собственного “Я”, апатия, неосмысленность существования.;

3) социальную подсистему;

4) отражение действительности;

5) феномен культуры.

Рассмотрим специфику каждого из выделенных аспектов проявления религии.

1. Форма жизнедеятельности человека и общества

Религия не является случайным явлением, возникшим в результате сознательного обмана людей жрецами или правителями, как это полагали многие мыслители прошлого, не является она и сверхчеловеческим, сверхъестественным образованием, как это трактуется многими богословами. Религия имеет свои собственные фундаментальные онтологические основы и возникает в процессе становления человека и общества.

Предпосылкой существования религии, как и других сфер духовной жизни, является материальное производство, создающее прибавочный продукт, обеспечивающий возможность существования их организационных основ. Но материальные отношения обусловливают возникновение и существование религии лишь в очень опосредованной форме, в человеческом обществе духовная сфера относительно обособляется от материальной, начинает развиваться по собственным законам.

В религиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которой появление и существование религии связывается, прежде всего, с отношениями несвободы социальных субъектов (их зависимостью от внешних обстоятельств, ограниченностью онтологических и гносеологических возможностей, существованием в обществе отношений господства и подчинения и т.п.), с областью человеческого существования, недоступной управлению людьми. Высказывается и другое мнение, которое связывает религию со свободой человека, с его стремлением к Высшему, Абсолюту.

Первая позиция представляется более обоснованной. Обращаясь к религии, человек может ощущать собственную защищенность, освобождение от чувства бессилия и беспомощности, обретать уверенность и надежду.

2. Способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения

Религия не порождает отношения отчуждения в различных областях общественной жизни и межличностном общении, наоборот, отношения отчуждения человека от смыслообразующих оснований его бытия обусловливают различные виды духовного освоения мира, направленные на преодоление данного отчуждения. Противоречивость и ограниченность человеческого бытия соответствующим образом представлена и интерпретирована в религии, путем мысленного «удвоения» мира на земной и потусторонний, населяется самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. Происходит как бы отчуждение сущностных сил человека, которые переносятся в потусторонний мир и получают там абсолютизированное выражение. Следует отметить, что подобное «удвоение» мира выступает и в качестве способа снятия подобного самоотчуждения, поскольку абсолютизированная проекция человеческих сущностных сил определяет смыслообразующие основания человеческой жизнедеятельности, позволяющее людям ощущать свое движение к Абсолюту как преодоление власти чуждых сил, при помощи ритуалов покаяния, спасения, очищения, оправдания, преодоления разрыва с Богом, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает последствия действительного отчуждения перераспределением общественного продукта в пользу наименее зашищенных слоев общества, благотворительностью и милосердием, объединением разобщенных, индивидов в общине, развитием межличностного общения в религиозной группе и т. д.

3. Социальная подсистема

По отношению к обществу религия предстает как социальная подсистема. Религия занимает в обществе определенное место и выполняет соответствующие функции. В зависимости от типа общества и цивилизации, этапа истории, позиции религий, функции и поле их действия не одинаковы.

4. Отражение действительности

Религия находится в сложных взаимоотношениях с внешней средой, запечатлевает и воспроизводит в себе свойства природы, общества и человека. Получая данные извне, религия активно их перерабатывает и пользуется ими для самоорганизации и создания собственной картины мира. В религии отражаются многообразные явления действительности. Она перерабатывает информацию о разноплановых природных и общественных связях, о человеке, осваивает как господствующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых выражаются свобода человека и возможности управления природными и общественными процессами.

5. Феномен культуры

Религия представляет собой одну из областей культуры. Существует мнение, согласно которому культура берет свое начало от культа, являющегося составной частью религии. Приводимое при этом этимологическое обоснование, связывающее понятия “культ” и “культура”, является далеко не бесспорным с лингвистической точки зрения Так, в “Латинско-русском словаре” не указывается в слове cultura какого-либо значения, которое выражало бы нечто религиозное..

Имеется и другая точка зрения, которая представляется более обоснованной. В соответствии с ней, религия представляет собой одну из областей духовной культуры. При таком понимании религия и культура не отделяются и не отрываются друг от друга, первая не выносится за пределы последней, не лишается тех качеств, которые присущи ей как феномену культуры, С другой стороны, культура не остается без религии, сохраняет ее в себе, не суживая своего содержания и пространства.

В научной литературе высказываются разные мнения об элементах и структуре развитых религий. При этом авторы выделяют: 1) религиозные идеологию, чувства, культ; 2) религиозные сознание, культ, организации; 3) религиозное сознание, отношения, религиозные организации; 4) доктрину, миф, этические ценности, ритуальные и другие формы культовой практики, различные формы распространения религии; 5) верования (мифы), ритуалы (культ), этос, мировоззрение, систему символов.

Думается, в развитых религиях можно выделить: религиозное coзнание, деятельность, отношения, институты и организации. Интегрирующим компонентом духовной сферы, в том числе и религии, является сознание. В соответствии с содержанием сознания развертывается деятельность, складываются отношения, формируются институты и организации -- в них сознание находит инобытие, объективируется.

Изучение сущности религии предполагает выявление общего признака, охватывающего все виды и формы религиозных верований и являющегося главной особенностью религиозного сознания. Таким общим признаком служит вера в сверхъестественное.

Понятие “сверхъестественное” включает все те верования и представления людей, в которых присутствуют:

(1) сверхъестественные существа (боги, духи, души);

(2) сверхъестественные связи между реальными объектами (магия);

(3) сверхъестественные свойства реальных объектов (амулеты, талисманы, иконы, мощи).

Понятие «сверхъестественное» является соотносительным, оно приобретает смысл лишь постольку, поскольку обозначает нечто противоположное естественному. Сверхъестественное означает то, что не подчиняется законам материального мира. Следует учесть, что сверхъестественное присутствует не только в религиозном сознании, но и в искусстве. В искусстве широко используются сверхъестественные образы (например, сказочные герои, Мефистофель в “Фаусте” Гете). Поэтому специфика религиозного сознания определяется не наличием представлений о сверхъестественном, а верой в сверхъестественное, предполагающей особое отношение к нему.

Главными признаками религиозной веры являются:

1) не требующая доказательств убежденность в реальном существовании сверхъестественного Христианский богослов Тертуллин выразил это формулой “верую, потому что нелепо”, подчеркивая несовместимость веры со знанием и доказательством. ;

2) эмоциональное отношение к объекту веры, соответствующие переживания;

3) стремление установить особую связь между верующим и объектом его веры, что находит свое выражение в религиозном культе.

Обратимся к выяснению структуры религии.

Любая религия включает в себя 3 главных элемента:

1) религиозные идеи это представления людей о существовании сверхъестественного (о Боге, дьяволе, рае, аде и т.д.);

2) религиозные чувства это переживания людей, вызванные религиозными представлениями (от обычных человеческих чувств они отличаются только своей направленностью на сверхъестественное: любовь к Богу, страх божественного наказания, радость богообщения и т.д.);

3) религиозные действия это попытки верующих повлиять на сверхъестественное в желательном для себя направлении (к религиозным действиям относятся все религиозные обряды, молитвы, посты).

Религиозные идеи и религиозные чувства, взятые в единстве, образуют религиозное сознание, а система религиозных действий образует культ.

В религиях классового общества к трем указанным элементам прибавляется четвертый религиозные организации. Религия как сложное социальное явление раскрывается лишь в единстве всех четырех указанных элементов. Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение религии.

РЕЛИГИЯ - это социальное явление, идеологической основой которого является представление о сверхъестественном, сформулированное на уровне веры и включающее, в качестве своего атрибута, психологическое и практическое поклонение объекту веры.

Выделяют два уровня религиозного сознания: религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология существует в виде содержания священных книг той или иной религии, концептуальных идей важнейших богословских и философских трактатов. Она включает в себя богословские, философские, социально-политические, культурологические и нравственные доктрины, основой которых является определенная система религиозного вероучения.

Религиозная психология это эмоциональное проявление и выражение реально функционирующего религиозного сознания верующих, она охватывает религиозные представления, чувства и настроения, стереотипы сознания и поведения верующих. В отличие от религиозной идеологии, для которой характерна концептуальность, системность и определенная форма теоретичности выражения, религиозная психология формируется в значительной степени стихийно, под влиянием повседневной практики жизнедеятельности людей. Это объясняет большую степень изменчивости некоторых элементов религиозной психологии и, прежде всего, религиозных чувств и настроений людей, чутко реагирующих на социальные изменения. Вместе с тем, наряду с подвижностью и изменчивостью определенных элементов религиозной психологии, следует отметить значительную степень стабильности и устойчивости стереотипов сознания и поведения в системе религиозной психологии. Примером этого могут служить культовые традиции (соблюдение праздников и обрядов), которые в православии или исламе являются наиболее устойчивым элементом.

Между религиозной идеологией и религиозной психологией существует сложное взаимодействие. С одной стороны, религиозные чувства масс выступают важнейшей основой и предпосылкой существования любой представляют религии. С другой стороны, религиозная идеология в любом обществе оказывает активное воздействие на сознание масс, формирует их религиозные верования.

Религия - особая система духовной деятельности людей, специфика которой определяется ее направленностью на веру в сверхъестественное, поклонение ему, согласование принципов жизни человека с системой религиозных установок. Всякая культура как система человеческой деятельности, материальной и духовной, содержит в себе два элемента: репродуктивный, который предполагает копирование уже достигнутого, и творческий, который включает моменты нового, оригинального. Религия связана чаще всего с репродуктивным элементом духовной культуры. Это вполне понятно. Религиозные верования и обряды, как и любые элементы культуры, базируются на традиции, которая по своей природе является консервативной. Но все религиозные учения переживают процесс определенного творческого развития, поскольку испытывают на себе влияния духовных исканий своей эпохи, философского концептуального осмысления жизненных реалий, изменений моральных норм и ценностей общества. Подобные характеристики превращают религию в важную и действенную универсальную форму ценностной ориентации социальных субъектов. Огромное влияние религии на сознание людей в значительной степени определяется тем, что у религии есть одно преимущество перед всеми другими формами общественного сознания она утешает людей, обещает им счастье и благополучие, возможность достижения правды и справедливости, предлагает простые и понятные каждому человеку средства обретения счастья: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй и т.д.

Раскрыть сущность религии как социального явления невозможно без выяснения роли религии и церкви в жизни общества, без раскрытия ее социальных функций.

Важнейшими социальными функциями религии являются:

1) компенсаторная функция, состоящая в психологическом восполнении бессилия людей в реальной жизни, что достигается за счет формирования у верующих особого представления об окружающем мире, их отвлечения от реальных проблем и утешения;

2) мировоззренческая функция, проявляющаяся в формировании у верующих определенной мировоззренческой картины мира;

3) регулятивная функция, раскрывающаяся в воздействии религии на поведение людей через определенную систему правил и норм;

4) коммуникативная функция, выражающаяся в усилении общения между людьми в рамках определенной религиозной общности;

5) интегрирующая функция, выступающая в виде объединения и сплочения людей между собой.

Последние две функции коммуникативная и интегрирующая - ведут к неоднозначным социальным последствиям. Так, укрепляя общение и связи между единоверцами коммуникативная функция религии может способствовать нарушению этих связей между верующими и людьми, не входящими в данную религиозную общину. Интегрирующая функция, проявляется на двух социальных уровнях: на уровне общества и на уровне религиозной общины. На уровне общества религия часто является фактором, укрепляющим и поддерживающим существующий государственный строй, но религия может выступать и как идеологическое знамя социального протеста против существующего строя (примером этого являются средневековые ереси, протестантизм). На уровне религиозной общины религия является именно тем фактором, который сплачивает единоверцев, но, одновременно, он разделяет и противопоставляет друг другу последователей разных религий, верующих и неверующих, т.е. играет в этом смысле дезинтегрирующую роль.

Социальные функции религиозных организаций хотя и связаны с функциями религии, но не совпадают с ними. Религиозные организации обладают относительной самостоятельностью в своем развитии, становясь социальным институтом, выполняющим не только религиозные, но и экономические и политические функции. Так, церковь в средние века не только обладала монополией в идеологии, но и выполняла политические, правовые и воспитательные функции. В современном обществе она также стремится к выполнению многих нерелигиозных функций политических, учебных, благотворительных.

Неоднозначность и сложность социальных функций, выполняемых религией, их исторически изменчивый характер определяют особую значимость веротерпимости как основы социального согласия в современном мире, разделенном не верующих и неверующих, на представителей разных религий. Веротерпимость предполагает уважение к чувствам и убеждениям людей, отличающимся от твоих собственных. На реализации принципа веротерпимости основано представление о свободе совести, юридически закрепленное в конституциях демократических государств.

культ вероучение убийство религиозный

Религия также является одной из исторических форм мировоззрения. Можно объяснить слово “религия ” происходящим от латинского “благочестие ”, “святыня ”, “набожность ” и определить как такую форму мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний (небесный, сверхъестественный) и посюсторонний (земной, естественный). Это такое мировоззрение и соответствующее ему поведение и культ, которые основываются на вере в реальное существование одного или нескольких богов или какого-либо сверхъестественного начала. Основой религиозного мировоззрения, его главным признаком является вера в сверхъестественное и его главную роль в жизни людей и природы. Можно считать слово “религия ” происходящим от латинского слова “связь ” и определять религию как осознанную связь человека с Богом (богами), с некоторым сверхъестественным началом, т.е. с Высшей творческой, организующей силой мирового бытия, воплощением высшей духовности, высшего Добра (или Зла, смотря какая религия и о каком божестве идет речь), Справедливости (или наоборот), Истины (или Лжи).

Религия основывается на религиозной вере. Вера (любая, не только религиозная) есть особенное состояние души (или психическое состояние), при котором человек убежден в достоверности (истинности) чего-либо без обращения к теоретическому доказательству или чувственному опыту. Человек “просто” уверен в чем-либо. В случае религиозной веры ее предметом является сверхъестественное и его взаимосвязь с природой, обществом и человеком. Люди всегда хотели знать, во что они верят. Поэтому религиозная вера противостоит не знанию, а научному доказательству, научной теории.

Вопрос о происхождении религии является довольно сложным и зависит от того, с точки зрения какого подхода – богословско-теологического или научно-философского – рассматривается данный вопрос. Богословско-теологический подход, как правило, указывает на то, что мир и человек были созданы сверхъестественной силой или силами (например, Богом или богами), играющими основополагающую роль в дальнейшем их развитии. Наука предпочитает опираться на научные факты, которые черпает из археологии, антропологии и т.д. Фактов этих, увы, недостаточно, и поэтому можно говорить лишь о вероятностном объяснении. Считается, что около 35-40 тыс. лет назад у древнейших людей современного типа (человек разумный) уже существовали примитивные религиозные представления. Многие научные теории отталкиваются от гипотезы о том, что человек перенес на окружающий его мир особенности своей природы, что и послужило основой для появления религиозных идей. Часто можно встретить такой взгляд на происхождение религии: религиозное сознание порождается бессилием древних людей в борьбе с господствующими над ними слепыми, грозными, таинственными природными и общественными явлениями, которых люди боялись, от которых зависели, причин которых не понимали. Согласно такой точке зрения, религия возникает как восполнение человеческого бессилия, незнания перед стихией (чуждым, высшим, роком), как стремление “договориться” со страшной и непонятной силой о поддержке, помощи, не причинении вреда. А сегодня? Почему веруют в Бога физики и химики, биологи и антропологи, лауреаты разных научных премий, ведь они-то уж, казалось бы, могли обойтись без сверхъестественного в объяснении различных явлений и процессов, как природных, так и социальных. Однако они веруют, заявляя, что их религиозные убеждения ничуть не противоречат их научным взглядам. И Нильс Бор, и Вернер Гейзенберг пришли к тому, что религия помогает гармонизировать жизнь в обществе, и одна из ее задач - напоминание о большом Порядке мира. Норберт Винер считал, что принципы порядка во Вселенной, вероятно, не очень отличаются от того, что религиозный человек подразумевает под Богом. Макс Планк заявил, что нет никаких препятствий для того, чтобы отождествлять мировой порядок науки с Богом религии. Божество оказывается по своей природе тем же, что и сила естественных законов. Источник религиозной веры можно усмотреть в непосредственном ощущении Бога (божеств) человеком, в переживании реальности Высшего начала, стремлении к этому переживанию, которое приносит истинно верующему душевное очищение, покой и надежду, укрепляет его дух и позволяет пережить минуты блаженства, благодарности, доверия, светлой радости или печали.

Более подробно основные теории происхождения религии следует изучить самостоятельно, опираясь на рекомендованную литературу.

Религиозное сознание выступает и в чувственной, и в мыслительной формах и имеет два уровня: обыденный, на котором доминируют эмоции, наглядно-образные формы, и концептуальный (теоретический), который включает специально разрабатываемую систему понятий, идей, принципов, аргументации, концепций. В состав системы входят учения о Боге (или богах), о мире, природе, обществе, человеке, разрабатываемые специалистами - теологами, религиозная интерпретация экономики, политики, права, морали, религиозная философия и др.

Внешняя форма проявления веры - культ (от лат. “уход ”, “почитание ”). Культ - это совокупность сакральных, т.е. священных, действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или естественные объекты. К культу относят ритуалы, молитвы, таинства, посты... К средствам культа относят материальные предметы, которые используются в культовой практике: храмы, реликвии, одеяния священнослужителей, храмовая утварь и т.п.

К древнейшим культам относятся:

1. культ Богини-Матери, правящей всеми природными процессами всеобщей прародительницы,

2. вредоносные культы (ведовство),

3. эротический культ,

4. погребальный культ, связанный с верой в существование души и ее загробную жизнь,

5. раннеплеменной культ (инициации) – возрастные посвятительные обряды, отражающие совершенно-летие, или посвящение во взрослые члены племени,

6. промысловый культ, ведущий свое начало от тотемизма,

7. культ предков,

8. культ вождей,

9. аграрный культ, призванный обеспечить плодородие земли,

10. культ растений,

11. культ животных,

12. культ гор,

13. шаманизм и другие культы.

К основным функциям религии можно отнести:

1) компенсаторную : представление идеального мира (или состояния совершенства, к которому верующий должен стремиться) в определенной степени избавляет человека от тягот жизни; этим компенсируется бессилие перед природными и социальными силами, ограниченность научных знаний, несовершенство человека и человеческой жизни вообще;

2) мировоззренческую : у верующего вырабатывается специфическое мировоззрение, основанное на вере в реальное существование сверхъествественного начала;

3) регулятивную : религия есть средство социальной регуляции, упорядочения, сохранения нравов, традиций, так как она нацеливает верующего на следование определенной системе ценностей и норм поведения;

4) интегрирующую , т.е. объединяющая (или наоборот - разъединяющая);

5) политическую : активное влияние на политику (но не каждая религия выполняет эту функцию);

6) культуроформирующую : религия влияет на развитие духовной культуры;

7) терапевтическую : религия помогает сохранить или восстановить внутренний покой, психологическое равновесие, снять последствия стресса и т.п.

К наиболее ранним формам религии относят:

1. Фетишизм (от португальск. “амулет”, “талисман”, “волшебный”) – почитание различных реальных объектов, которые наделяются сверхъестественными свойствами, такими как способность защищать, лечить, помогать… Это могли быть камни, щепки, зубы, фигурки. Фетиши – это прототипы идолов и статуй богов.

2. Тотемизм (от слова “ототем”, что на языке одного из племен североамериканских индейцев означает “его род”) – это вера в существование сверхъестественного родства между группой людей (обычно родом) и определенным видом животных, растений (реже - предметом). Животное или растение – тотем обычно считалось предком рода (позже на этой основе возник культ животных, растений, мифы о превращении людей в животных или растений, культ предков). Многие ученые отмечают, что в тотемизме отразились особенности социальных отношений в первобытном обществе (т.е. кровнородственные связи), которые были перенесены на внешний мир. Обычно тотемом становилось то животное, от которого человек так или иначе зависел, чертам или особенностям которого хотел подражать. Постепенно появилось табу (запрет) на поедание тотема (по мере усиления культа предков). Однако иногда в ритуальных целях следовало съесть тотем – для укрепления связи с ним. После этого нужно было принести извинения тотему и наказать орудие убийства как виновника. Первоначально тотем не обожествлялся, лишь позже появились культы предков, животных, растений.

3. Анимизм (от лат. “душа”) – вера в существование духов, души, душ умерших предков. Первобытные люди рассматривали природу по аналогии с собой (т.е. одушевляли, наделяли волей, разумом...). От анимизма берет свое начало культ предков.

4. Аниматизм (от лат. “одушевленный”) – вера во всеобщую одушевленность природы, представление о безличной силе, действующей в природе.

Миф и религию бывает очень трудно отделить друг от друга. Нередко в мифах персонажами бывают боги, сверхъестественные силы. Миф, вообще, сам по себе, не религиозен. Он становится религиозным в силу своей связи с религиозными представлениями и обрядами, когда миф является их описанием, обоснованием, оправданием, объяснением, осмыслением.

Интересен также вопрос о связи философии и религии, чему в истории философии можно найти много подтверждений. Так, для французского философа 17в. Рене Декарта идея Бога была важнейшей и потому, что Он сотворил этот мир, и потому, что без Бога оказывался невозможным процесс познания. В философском учении немецкого мыслителя 18в. Иммануила Канта Бог выступает и Творцом хаотического облака частиц, из которого далее естественным образом возникает мир, и является высшим нравственным законодателем. А средневековая философия вообще принципиально теоцентрична: Бог - центральное, основное ее понятие, через которое и в связи с которым определяется все остальное. Можно привести и другие примеры, особенно из украинской и русской философии. Однако идея Бога в философских системах ученых нередко оказывалась философской абстракцией, отвлеченным символом некой совершенной, вечной, высшей реальности. Философская вера отличается от религиозной. Бог философа, как правило, это не Бог обыкновенного верующего человека. Религиозная вера, в отличие от философии, сомнений в своих основаниях не знает. А философ “по природе своей” критически ко всему относится, готов подвергнуть сомнению все, включая свои собственные взгляды.

Феномен мифа. «Мифологическое пространство» и «мифовологическое время».

Мифология Древней Греции.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время - это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем время Творения - это некая модель, образец современных событий. В мифе все современные события происходят по аналогии с событиями далекого мифологического времени. И только из этой аналогии могут быть объяснены. Мифологическое время легко переходит в мифологическое пространство, и наоборот.

Мифологическое пространство - это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь - животное, растение или даже неорганический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифологическое пространство рода. В этом пространстве можно легко перейти из прошлого в настоящее, и наоборот - из настоящего в прошлое. Силы, породившие род, не исчезли, они продолжают существовать, и человек верит, что может легко перейти из пространства окружающих его физических вещей в пространство тех тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека, его род, общину (в частности, от смерти к жизни и от жизни к смерти).

Таким образом, вся система мифологического объяснения построена на убеждении в реальности мифа, событий мифологического времени и пространства. Отсюда беспроблемность мифологического объяснения: миф как некоторое миропонимание не нуждался в проверке и обосновании.

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

Происхождение и сущность религии, ее основные функции

Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек придумал тысячи имён, но их суть одна - это Бог.
Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов живущих на земле верят . Одни верят в Бога, другие - в то, что его нет. Поэтому религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).
Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей.
Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я"
Можно выделить три типа самоутверждения:
1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек обладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая может покидать материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней.
2. Религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами и этические требования; духи и души представляются уже как более самостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир, организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздействие на мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир богов; возникают посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы).
3. Светский опирающийся на художественной восприятие или научное познание сил природы и гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное начинает рассматриваться как неотъемлемая часть материального, земного, человеческого мира. Человек видится единственным существом, способным воспринимать духовное и оказывать воздействие на его сущность и форму проявления.

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются "братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д.

Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграфия - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Культуротранслирующая функция. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие - отталкивала.

Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus - законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Религия также является одной из исторических форм мировоззрения. Можно объяснить слово “религия ” происходящим от латинского “благочестие ”, “святыня ”, “набожность ” и определить как такую форму мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний (небесный, сверхъестественный) и посюсторонний (земной, естественный). Это такое мировоззрение и соответствующее ему поведение и культ, которые основываются на вере в реальное существование одного или нескольких богов или какого-либо сверхъестественного начала. Основой религиозного мировоззрения, его главным признаком является вера в сверхъестественное и его главную роль в жизни людей и природы. Можно считать слово “религия ” происходящим от латинского слова “связь ” и определять религию как осознанную связь человека с Богом (богами), с некоторым сверхъестественным началом, т.е. с Высшей творческой, организующей силой мирового бытия, воплощением высшей духовности, высшего Добра (или Зла, смотря какая религия и о каком божестве идет речь), Справедливости (или наоборот), Истины (или Лжи).

Религия основывается на религиозной вере. Вера (любая, не только религиозная) есть особенное состояние души (или психическое состояние), при котором человек убежден в достоверности (истинности) чего-либо без обращения к теоретическому доказательству или чувственному опыту. Человек “просто” уверен в чем-либо. В случае религиозной веры ее предметом является сверхъестественное и его взаимосвязь с природой, обществом и человеком. Люди всегда хотели знать, во что они верят. Поэтому религиозная вера противостоит не знанию, а научному доказательству, научной теории.

Вопрос о происхождении религии является довольно сложным и зависит от того, с точки зрения какого подхода – богословско-теологического или научно-философского – рассматривается данный вопрос. Богословско-теологический подход, как правило, указывает на то, что мир и человек были созданы сверхъестественной силой или силами (например, Богом или богами), играющими основополагающую роль в дальнейшем их развитии. Наука предпочитает опираться на научные факты, которые черпает из археологии, антропологии и т.д. Фактов этих, увы, недостаточно, и поэтому можно говорить лишь о вероятностном объяснении. Считается, что около 35-40 тыс. лет назад у древнейших людей современного типа (человек разумный) уже существовали примитивные религиозные представления. Многие научные теории отталкиваются от гипотезы о том, что человек перенес на окружающий его мир особенности своей природы, что и послужило основой для появления религиозных идей. Часто можно встретить такой взгляд на происхождение религии:религиозное сознание порождается бессилием древних людей в борьбе с господствующими над ними слепыми, грозными, таинственными природными и общественными явлениями, которых люди боялись, от которых зависели, причин которых не понимали. Согласно такой точке зрения, религия возникает как восполнение человеческого бессилия, незнания перед стихией (чуждым, высшим, роком), как стремление “договориться” со страшной и непонятной силой о поддержке, помощи, не причинении вреда. А сегодня? Почему веруют в Бога физики и химики, биологи и антропологи, лауреаты разных научных премий, ведь они-то уж, казалось бы, могли обойтись без сверхъестественного в объяснении различных явлений и процессов, как природных, так и социальных. Однако они веруют, заявляя, что их религиозные убеждения ничуть не противоречат их научным взглядам. И Нильс Бор, и Вернер Гейзенберг пришли к тому, что религия помогает гармонизировать жизнь в обществе, и одна из ее задач - напоминание о большом Порядке мира. Норберт Винер считал, что принципы порядка во Вселенной, вероятно, не очень отличаются от того, что религиозный человек подразумевает под Богом. Макс Планк заявил, что нет никаких препятствий для того, чтобы отождествлять мировой порядок науки с Богом религии. Божество оказывается по своей природе тем же, что и сила естественных законов. Источник религиозной веры можно усмотреть в непосредственном ощущении Бога (божеств) человеком, в переживании реальности Высшего начала, стремлении к этому переживанию, которое приносит истинно верующему душевное очищение, покой и надежду, укрепляет его дух и позволяет пережить минуты блаженства, благодарности, доверия, светлой радости или печали.



Более подробно основные теории происхождения религии следует изучить самостоятельно, опираясь на рекомендованную литературу.

Религиозное сознание выступает и в чувственной, и в мыслительной формах и имеет два уровня: обыденный, на котором доминируют эмоции, наглядно-образные формы, и концептуальный (теоретический), который включает специально разрабатываемую систему понятий, идей, принципов, аргументации, концепций. В состав системы входят учения о Боге (или богах), о мире, природе, обществе, человеке, разрабатываемые специалистами - теологами, религиозная интерпретация экономики, политики, права, морали, религиозная философия и др.

Внешняя форма проявления веры - культ (от лат. “уход ”, “почитание ”). Культ - это совокупность сакральных, т.е. священных, действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или естественные объекты. К культу относят ритуалы, молитвы, таинства, посты... К средствам культа относят материальные предметы, которые используются в культовой практике: храмы, реликвии, одеяния священнослужителей, храмовая утварь и т.п.

К древнейшим культам относятся:

1. культ Богини-Матери, правящей всеми природными процессами всеобщей прародительницы,

2. вредоносные культы (ведовство),

3. эротический культ,

4. погребальный культ, связанный с верой в существование души и ее загробную жизнь,

5. раннеплеменной культ (инициации) – возрастные посвятительные обряды, отражающие совершенно-летие, или посвящение во взрослые члены племени,

6. промысловый культ, ведущий свое начало от тотемизма,

7. культ предков,

8. культ вождей,

9. аграрный культ, призванный обеспечить плодородие земли,

10. культ растений,

11. культ животных,

12. культ гор,

13. шаманизм и другие культы.

К основным функциям религии можно отнести:

1) компенсаторную : представление идеального мира (или состояния совершенства, к которому верующий должен стремиться) в определенной степени избавляет человека от тягот жизни; этим компенсируется бессилие перед природными и социальными силами, ограниченность научных знаний, несовершенство человека и человеческой жизни вообще;

2) мировоззренческую : у верующего вырабатывается специфическое мировоззрение, основанное на вере в реальное существование сверхъествественного начала;

3) регулятивную : религия есть средство социальной регуляции, упорядочения, сохранения нравов, традиций, так как она нацеливает верующего на следование определенной системе ценностей и норм поведения;

4) интегрирующую , т.е. объединяющая (или наоборот - разъединяющая);

5) политическую : активное влияние на политику (но не каждая религия выполняет эту функцию);

6) культуроформирующую : религия влияет на развитие духовной культуры;

7) терапевтическую : религия помогает сохранить или восстановить внутренний покой, психологическое равновесие, снять последствия стресса и т.п.

К наиболее ранним формам религии относят:

1. Фетишизм (от португальск. “амулет”, “талисман”, “волшебный”) – почитание различных реальных объектов, которые наделяются сверхъестественными свойствами, такими как способность защищать, лечить, помогать… Это могли быть камни, щепки, зубы, фигурки. Фетиши – это прототипы идолов и статуй богов.

2. Тотемизм (от слова “ототем”, что на языке одного из племен североамериканских индейцев означает “его род”) – это вера в существование сверхъестественного родства между группой людей (обычно родом) и определенным видом животных, растений (реже - предметом). Животное или растение – тотем обычно считалось предком рода (позже на этой основе возник культ животных, растений, мифы о превращении людей в животных или растений, культ предков). Многие ученые отмечают, что в тотемизме отразились особенности социальных отношений в первобытном обществе (т.е. кровнородственные связи), которые были перенесены на внешний мир. Обычно тотемом становилось то животное, от которого человек так или иначе зависел, чертам или особенностям которого хотел подражать. Постепенно появилось табу (запрет) на поедание тотема (по мере усиления культа предков). Однако иногда в ритуальных целях следовало съесть тотем – для укрепления связи с ним. После этого нужно было принести извинения тотему и наказать орудие убийства как виновника. Первоначально тотем не обожествлялся, лишь позже появились культы предков, животных, растений.

3. Анимизм (от лат. “душа”) – вера в существование духов, души, душ умерших предков. Первобытные люди рассматривали природу по аналогии с собой (т.е. одушевляли, наделяли волей, разумом...). От анимизма берет свое начало культ предков.

4. Аниматизм (от лат. “одушевленный”) – вера во всеобщую одушевленность природы, представление о безличной силе, действующей в природе.

Миф и религию бывает очень трудно отделить друг от друга. Нередко в мифах персонажами бывают боги, сверхъестественные силы. Миф, вообще, сам по себе, не религиозен. Он становится религиозным в силу своей связи с религиозными представлениями и обрядами, когда миф является их описанием, обоснованием, оправданием, объяснением, осмыслением.

Интересен также вопрос о связи философии и религии, чему в истории философии можно найти много подтверждений. Так, для французского философа 17в. Рене Декарта идея Бога была важнейшей и потому, что Он сотворил этот мир, и потому, что без Бога оказывался невозможным процесс познания. В философском учении немецкого мыслителя 18в. Иммануила Канта Бог выступает и Творцом хаотического облака частиц, из которого далее естественным образом возникает мир, и является высшим нравственным законодателем. А средневековая философия вообще принципиально теоцентрична: Бог - центральное, основное ее понятие, через которое и в связи с которым определяется все остальное. Можно привести и другие примеры, особенно из украинской и русской философии. Однако идея Бога в философских системах ученых нередко оказывалась философской абстракцией, отвлеченным символом некой совершенной, вечной, высшей реальности. Философская вера отличается от религиозной. Бог философа, как правило, это не Бог обыкновенного верующего человека. Религиозная вера, в отличие от философии, сомнений в своих основаниях не знает. А философ “по природе своей” критически ко всему относится, готов подвергнуть сомнению все, включая свои собственные взгляды.