Таинство венчания в православной церкви правила доступным. Постигаем вечное: в чем смысл венчания в православной церкви. Правила поведения в храме

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

Обряд венчания в православной церкви относится к Таинствам Церкви, во время которого при взаимном обещании встающих под венец хранить верность друг другу в любых ситуациях, сам Бог благословляет пару быть единым целым на протяжении всей жизни с Христом.

Правила венчания требуют, чтобы принявшие решение будущие супруги были крещены по законам православия и осознавали важность этого обряда.

Духовная суть венчания

Иисус в Библии сказал о том, что благословленный Богом союз люди разрушить не могут. (Мат.19:4-8).

Обряд венчания в православной церкви - действие, совершаемое священниками как посредниками между Богом и людьми, во время которого происходит слитие двух душ в одно целое.

В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил человека, обратите внимание, не двух людей, а одного - мужчину и женщину сотворил Господь.

Таинство прихода под венец пары состоит в призыве помощи Святой Троицы дать благословение на будущую семейную жизнь.

Во время проведения обряда благословения пара становится под духовную защиту Церкви, становясь Ее частичкой.

Главой семьи является муж, а ему - Иисус.

Венчанная пара - прообраз отношений Иисуса и Церкви, где Христос является женихом, а Церковь невестой, ожидающей прихода Своего суженного.

В малой церкви-семье так же происходят служения в виде общих молитв и чтения Слова Божьего, своя жертвенность супругов на послушание, терпение, покорность и другие христианские жертвы.

Дети, родившиеся от венчанной в православии пары, получают особое благословение при рождении.

Начиная общую жизнь, даже если христиане не являются истинными исполнителями Слова Божьего, редко посещают храмовые службы, они могут прийти к Богу через Таинство соединения двух в одно.

Только встав под венец Божьего благословения, можно ощутить силу Его благодати.

Порой пара влюблена один в другого только на физическом уровне, но этого мало для построения счастливой жизни вдвоем.

После обряда духовного соединения появляется особая связь, дающая сильный импульс для длительного брака.

Получая благословения в храме, пара доверяет себя покрову Церкви, впуская в свою жизнь Иисуса Христа как Господина дома.

Брак после совершенного обряда Бог берет на Свои руки и проносит через всю жизнь, но при соблюдении христианских законов членами семьи.

Венчание

В чем состоит духовный процесс подготовки к венчанию

Правила венчания в православной церкви гласят о том, что к важному событию в духовной жизни следует приготовиться. Говенье - христианский подвиг будущей семьи перед Святой Церковью.

Без исповеди и причастия к Святым Тайнам пара не может быть допущенной к обряду благословения перед Богом.

  • показать все грехи, явные и неявные и простить их;
  • отпустить из сердца всех обижающих;
  • попросить прощения у обиженных;
  • отдать долги.

После исповеди пара допускается к причастию.

Что надо приобрести перед венчанием

Существует целый перечень предметов, необходимых для совершения обряда.

  • Иконы являются важным атрибутом при благословении пары. В дальнейшем Святые образы Богоматери и Иисуса Христа станут оберегом и благословляющими святынями семейства.
  • Обручальные кольца не имеют ни края, ни конца. Надевая друг другу кольцо, жених и невеста клянутся в вечной любви и неразрывности освященного брака.

Кольца из золота являются символами солнечного сияния, серебряные - отражение лунного света, которое блистает в отражении солнца.

Так и православный род сияет в отражении любви Божьей Троицы.

  • Свечи для венчания.
  • Платочки, чтобы держать свечи и венцы.
  • Вышитые полотенца или плата, которые:
    • украшают иконы;
    • накрывают поднос с караваем;
    • кладут под ноги.

Икона для венчания

Является ли присутствие свидетелей обязательным

До революции брак заключался только в храме и имел все гражданские и юридические права.

Православное бракосочетание осуществлялось только в присутствии поручителей, нынешних свидетелей, которые записывались в церковных книгах как восприемники.

В свидетели брали, как правило, людей, хорошо знавших семьи жениха и невесты. Поручители не только подтверждали своими подписями совершенное Таинство, но в дальнейшем становились попечителями молодой пары.

В то время в свидетели не брались люди неженатые, молодые, которые еще сами не знают сложностей семейной жизни. При исчезновении церковных записей эти люди выступали свидетелями совершенного Таинства.

Ныне в храме не требуется обязательного присутствия свидетелей при бракосочетании, но приветствует, когда с молодыми разделить Таинство приходят родные, близкие и друзья.

Свидетели, православные, держат венцы над головами брачующихся.

Невеста или свидетельница заранее должны позаботиться о белоснежных праздничных платочках для этого действия.

При отсутствии поручителей венцы надеваются на головы венчающихся, поэтому молодая предусмотрительно делает такую прическу, которая не будет мешать возлежанию венца.

Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов

Обряд бракосочетания в храме некоторые люди превратили в модный атрибут свадьбы, относясь к нему без всякого благоговения.

Не понимая духовной ценности благословения будущей общей жизни, люди лишают себя духовной радости от пребывания под покровом Вседержителя.

Некоторые молодые люди отказываются от благословения в храме по причине охлаждения веры.

Творец открывает свои двери для всех православных, желающих получить освящение своего брачного союза. Никто не знает, в какое время Дух Святой коснется сердца грешника, возможно, это случится во время венчания. Не стоит ограничивать Бога в даровании милости.

Обязательный пост и причастие помогут жениху и невесте приблизиться с благоговением к престолу Божьему.

Как вести себя в храме во время Таинства

Люди, редко бывающие на храмовых служениях, порой ведут себя непочтительно к святыням в силу своей церковной безграмотности.

Бракосочетание в храме - священнодействие, во время которого запрещено разговаривать, смеяться, перешептываться, тем более разговаривать по мобильному телефону.

Даже самые важные персоны обязаны выключить все средства связи перед входом в храм.

Находясь в середине храма, следует внимательно следить за передвижением по ней, чтобы случайно не повернуться спиной к святым образам, тем более иконостасу.

Во время обряда, который происходит после завершение Литургии, Церковь все Свое внимание отдает двум личностям - жениху и невесте, благословляя их на счастливую жизнь, при этом может совершаться молитва за родителей или людей, воспитавших жениха и невесту.

С благоговением и всем вниманием молодая пара горячо молится, чтобы произошло Таинство благословения их будущей жизни на многие лета, пока смерть не разлучит супругов.

Должна ли невеста покрывать голову во время венчания

Белоснежное платье, воздушная фата - традиционный образ для невесты, однако новые веяния моды внесли свои коррективы.

Нужно ли невесте покрывать голову при венчании, какой смысл в маленьком куске фатина?

История покрытия головы в храме идет от начала христианства, когда женщины легкого поведения, брившие волосы, обязаны накрываться покрывалом во время служения.

Со временем покрытие головы показывает статус женщины. Замужней даме неприлично показываться в обществе без платка, шляпы или капюшона. Королева Англии никогда не появится в обществе без покрытия волос.

В православии фата является символом чистоты и невинности.

Совет! Длинные волосы являются покрытием для женщины, поэтому каждая невеста сама выбирает свой наряд на свадьбу.

Что такое обручение перед венчанием

Обручение - событие, совершаемое после Литургии. Оно знаменует акт, подчеркивающий, что Таинство благословения совершается в присутствии Святой Троицы, перед Святым Божьим Ликом, по Его благоволению.

Священник сообщает паре важность происходящего события, подчеркивая, что к таинству благословения нужно приступать в трепетном ожидании, с особым благоговением.

Перед лицом Вседержителя жених должен понять, что он принимает жену из рук самого Спасителя.

Венчающаяся пара встает перед входом в храм, а священник, несущий в это время миссию самого Всевышнего, ожидает их в алтаре.

Жених и невеста, как прародители Адам и Ева, встают перед Лицом Бога, с готовностью начать свою общую жизнь в очищении и святости.

Как благочестивый Товия, отгонял бесов, противящихся церковному браку, так и священник благословляет молодых словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», зажигая церковные свечи, подавая будущему мужу и жене.

На каждое произнесенное священнослужителей благословение брачующаяся пара троекратно крестится.

Крестное знамение и зажженные свечи символизируют торжество Духа Святого, который невидимо присутствие в процессе совершения обряда.

Свет свечи означает, что пара обещает один другому хранить пламенеющую, не угасающую с годами любовь в чистоте.

Как того требуют правила, обряд обручения начинается со славословия Всевышнего возгласом «Благословен Бог наш».

Дьяконом произносятся обычные молитвы и моления о молодой паре от имени всех пребывающих в храме.

В молитве дьякон молит Творца о спасении людей, вступающих в обручение со Святой Троицей.

Важно! Супружество - благословенное действие, целью которого является продолжение человеческого рода при рождении детей.

В первой молитве по Слову Божиему Господь слышит все просьбы брачующейся пары относительно их спасения.

В благоговейной тишине тайно читается молитва о спасении. Иисус Христос является Женихом Своей невесты Церкви, которая обручена Ему.

После этого священнослужитель надевает кольца жениху, затем невесте и обручает их во имя Святой Троицы.

«Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

«Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Велик духовный смысл колец, которые перед обручением лежали на правой стороне престола, как бы перед ликом Спасителя Иисуса Христа, освятились, принявши силу Его благодати на единение. Как кольца лежат рядышком, так обрученные будут всю жизнь вместе.

Брачующиеся через освященные кольца принимают Божье благословение. После обручения пара меняется кольцами трижды.

Кольцо от жениха на руке невесты - символ его любви и готовности быть покровителем в семье. Как Иисус любит Свою Церковь, так и муж обязуется относиться к своей жене.

Невеста надевает кольцо на руку избраннику, обещая ему любовь, преданность покорность, готовность принимать его помощь. Обручение заканчивается прошением к Творцу благословить, утвердить обручение, осенить кольца, послать Хранителя - Ангела для нового семейства.

Венчальные аксессуары

Таинство Церкви - венчание

После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.

Певчие исполняют псалом.

Псалом 127

Песнь восхождения.

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!

Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!

Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:

так благословится человек, боящийся Господа!

Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;

увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.

Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.

Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.

Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.

После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.

Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.

После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.

Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.

Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.

Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.

Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.

«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:

  • деток, как зерен на колосе;
  • изобилие, как винограда на лозе;
  • долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.
«Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем«.

В третий раз звучит прошение к Триединому Богу благословить молодых как наследников Адама и Евы, сотворенных по образу и подобию Бога, сотворить из них одну духовную плоть и благословить чрево жены, даровав много плода.

В благоговении перед Великим Создателем освящается союз новой пары на Небесах, скрепляется самим Всевышним.

Настало время главного действия венчания - надевание венца.

Священник берет венец, трижды крестит молодого, давая тому образ Иисуса Христа, расположенный впереди венца, для целования и говоря, что венчается раб Божий (называет имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца, Сына и Святого Духа.

Такой же акт совершается над невестой, только для целования ей предлагается целование образа Пречистой Девы Марии.

Венчание

Покрытая благословением венцов, пара ожидает Божьего благословения, стоя перед лицом Всевышнего.

Настает самая волнующая и торжественная минута всего Таинства, когда священник от имени Бога венчает молодых, трижды провозглашая благословения.

Все присутствующие должны искренне, с благоговением повторять слова священника внутри себя, прося Творца о благословении нового семейства.

Священник запечатывает Божье благословение, провозглашая о рождении новой малой церкви. Теперь это ячейка единой Церкви, нерушимый церковный союз. (Матв.19:6)

В заключение венчания читается послание апостола Павла к христианам в Эфесе, в котором он говорит о том, что муж и жена подобны Иисусу и Церкви. Муж обязан заботиться о жене как о своем теле, задача жены - быть покорной любящему ее мужу. (Эфес. 5:20-33)

В первом послании церкви Коринф апостол оставил рекомендации паре по поведению в семье для достижения полной гармонии. (1 Кор.7:4).

Читается молитва «Отче наш», которую оставил Спаситель как образец обращения к Творцу.

После этого происходит испитие молодой парой вина из общей чаши, которое дарит веселие, подобно свадьбе в Кане, где Иисус обратил воду в вино.

Священник соединяет правые руки жениха и невесты при помощи епитрахили, накрывает своей ладонью. Это действие символизирует передачу жены Церковью, соединившую пару во имя Иисуса Христа.

Взяв молодых за правые руки, священник обходит трижды аналой, исполняя тропари. Хождение по кругу - пророчество вечной, нескончаемой земной жизни для нового рода.

После снятия венцов и целования икон священник читает еще несколько молитв, после чего молодые целуют друг друга.

В каких случаях церковный брак недопустим

По церковным канонам, не всякий брак может быть благословлен в храме. Существует несколько противопоказаний для венчания.

  1. Кто-то из молодых уже принимал обряд Таинства три раза. Церковь не венчает четвертый и последующие браки, разрешенные гражданским законодательством.
  2. Пара или один из членов будущей семьи относит себя к атеистам.
  3. Некрещеные люди не могут идти под венец, но они могут принять крещение уже во взрослом возрасте, непосредственно перед совершением обряда.
  4. Люди, не разорвавшие официально связь в предыдущем браке, как по гражданским, так и по христианским законам, не могут получить благословение на дальнейшую семейную жизнь.
  5. Родные по крови жених и невеста не могут создавать христианскую семью.

В какие дни венчание не совершается

Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:

  • на протяжении всех дней постов, а их четыре;
  • семь дней после Пасхи;
  • 20 дней от Рождества до Крещения;
  • по вторникам, четвергам, субботам;
  • перед великими храмовыми праздниками;
  • за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего.
Совет! Дату будущего венчания следует обговорить заранее со своим духовным наставником.

Что делать с венчальными аксессуарами после свадьбы

Что делать со свечами, платками и полотенцами, которые использовали во время венчания?

Свечи - не просто огонек, а воплощение веры в исполнение прошений перед Создателем . По традиции, венчальные свечи следует завернуть в платочки, с помощью которых их держали, и спрятать за образами или в другое благочестивое место.

Венчальные свечи зажигают на непродолжительное время всякий раз, когда дом посещают трудности, будь то ссоры, болезнь, финансовые проблемы.

Полотенцами, как правило, украшают иконы, которыми молодых благословляли в храме.

В некоторых семьях существует традиция передавать платки и полотенца для венчания из поколения в поколение как оберег рода. Полотенца можно оставить в храме для пар, которые не могут себе позволить приобрести этот аксессуар.

Совет! Все традиции остаются только традициями, главное для семьи - это любовь, взаимное уважение и поддержка друг друга.

Посмотрите видео о венчании

Православное венчание является многовековой традицией, которая возникла задолго до появления процедуры регистрации брака в ЗАГСе. Обряд венчания относится к семи таинствам, через которые передается невидимым образом благодать Святого Духа человеку. Венчание в православной церкви соединяет молодых в любви и верности перед лицом Бога, тем самым, олицетворяя брак в виде некого таинства, относящегося к духовному бытию.

Венчание представляет собой проводимое по определенному порядку или чину церковное богослужение, во время которого освящается таинство брака. Сегодня обряд венчания является модным «мероприятием», поэтому многие молодожены идут на этот шаг только из-за волнующей и впечатляющей красоты самого действа, не задумываясь о том, что это - не простая формальность. А между тем венчание является священным таинством, которое должно осуществляться только над теми, кто действительно верит и желает навсегда скрепить свой союз не только на земле, но и на небесах. Поэтому решение о венчании должно быть обоюдным, осознанным и хорошо обдуманным, поскольку расторгнуть церковный брак, не навлекая на себя гнева Божьего, нелегко.

Чаще всего на обряд православного венчания молодожены отправляются сразу же после регистрации брака в ЗАГСе. Однако это не правило. Можно, например, осуществиться священное таинство и в день годовщины свадьбы. Основой христианской церкви является семья, где главенствующая роль отводится мужу, который самоотверженно должен любить жену, которая, в свою очередь, обязана по доброй воле повиноваться своему мужу. Именно муж, по мнению церкви, обязан сохранить связь семьи с Церковью Христовой. Обряд развенчания может быть осуществлен в случае супружеской неверности, и только правящему Архиерею епархии дано право давать разрешение на церковный развод.

Обряд православного венчания осуществляется в церкви перед аналоем, где лежит крест и Евангелие. Само таинство совершается в два этапа: сначала следует обручение, а затем само венчание. Во время обряда жених и невеста дают обещание взаимной верности, а их союз благословляется по образу духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для рождения и христианского воспитания детей. Только принявшие таинство крещения допускаются к совершению обряда православного венчания. В связи с этим и молодожены, и все свидетели венчания должны быть крещеными и носить нательные крестики. Кроме того, обряд венчания может быть совершен при условии, что мужу есть уже 18 лет, а жене – 16 лет.

Обряд венчания требует особой подготовки: выбрать церковь, выбрать дату из календаря венчания, ознакомиться с канонами православного венчания, приобрести подвенечное платье. Выбор места венчания является ответственным моментом. Определяющим фактором при выборе храма должны быть ощущения жениха и невесты. В выбранной церкви им должно быть легко и спокойно. За две-три недели до проведения православного венчания молодоженам следует посетить выбранный храм и ознакомится с правилами данного священного таинства.

Другим важным этапом подготовки к православному венчанию является выбор даты. Наиболее подходящим временем для венчания осенью является период после праздника Покрова, зимой лучше - период от Крещения до Масленицы, летом – период между Петровым и Успенским постами, весной - на Красную горку. Необходимо отметить, что обряд венчания не совершается по вторникам, четвергам и субботам, накануне храмовых и великих праздников, во время постов, в продолжение Святок, в период масленицы, Пасхальной (Светлой) седмицы, в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи, и Воздвижения Креста Господня. Согласно народным поверьям, не рекомендуется вступать в брак в среду и пятницу, а также 13 числа.

Обряд венчания не может быть осуществлен, если у одного из супругов это уже четвертый брак, если это брак между кровными родственниками вплоть до четвертого поколения, а также, если брак заключен между людьми, страдающими расстройствами психики. Кроме того, обряд православного венчания не может быть совершен, если молодожены являются представителями другой религии или атеистами. По традиции для совершения православного венчания молодожены должны иметь родительское благословение, хотя на практике его отсутствие не препятствует совершению священного таинства. Наличие беременности также не является помехой для осуществления обряда венчания. Венчание не сможет осуществиться, если один из будущих супругов имеет не развенчанный брак с другим лицом. Кроме того, церковь не одобряет союзы между крестными родителями и крестниками.

Обряд венчания совершает священник. При желании запечатлеть на фото или видео православный обряд венчания следует заранее обговорить все детали со священником церкви.

Определившись со временем и датой венчания, молодожёны должны согласовать ее со священником, поскольку сейчас во многих церквях практикуется предварительная запись. С собой на венчание следует взять свидетельство о регистрации брака. За пару дней до обряда венчания молодоженам необходимо посетить богослужение, накануне прийти утром на исповедь и причаститься. Кроме того, перед обрядом следует соблюдать пост в течение 3-7 дней (отказаться от спиртного, не курить, не употреблять мясную пищу, а также воздержаться от брачных отношений накануне венчания). Невеста на венчании обязательно должна иметь головной убор (фату или косынку), руки, плечи и декольте должны быть максимально прикрыты (стоит позаботиться о накидке). Макияж невесты должен быть неброским, кроме того, не следует использовать духи с резко выраженным запахом. Свадебный букет должен будет держать кто-то из присутствующих, поскольку у новобрачной руки будут заняты, она будет держать свечу.

Церемония венчания длится около сорока минут, поэтому лучше, если невеста наденет удобные закрытые туфли на маленьком каблучке. Обряд венчания требует определенных ограничений во внешнем виде невесты, поэтому от облегающих и коротких, а также от роскошных и пышных нарядов рекомендуется отказаться. Платье для венчания должно быть обязательно белым и говорить о скромности и кротости невесты, а также обязательно иметь длинный шлейф, который после церемонии можно отстегнуть. Считается, что чем длиннее шлейф, тем дольше супруги будут вместе. Платье для венчания может быть не только свадебным, можно выбрать скромный наряд светлых тонов. Скромность в наряде касается не только невесты, но и всех присутствующих гостей. Необходимо, чтобы на всех женщинах без исключения были надеты платья и юбки не броских оттенков. Если кто-то из гостей относится к обряду венчания как простой формальности или обязывающей процедуре, могут быть приглашены непосредственно на банкет. Совсем необязательно, чтобы все гости, присутствующие на регистрации брака, присутствовали и на таинстве венчания.

Молодожены для обряда венчания должны приобрести иконы Спасителя и Божьей Матери и освятить их в храме, обручальные кольца, венчальные свечи и белое вышитое полотенце, на котором они будут стоять во время священного таинства. До обряда венчания обручальные кольца отдают священнику. Во время обряда венчания необходимо будет держать венцы над головами новобрачных. Как правило, этой чести удостаиваются свидетели. Поэтому лучше, если они будут высокого роста, поскольку держать венцы в течение сорока минут – не простая задача, которая для человека низкого роста может оказаться просто непосильной.

Чин венчания совершается в такой последовательности: обручение, а затем венчание. Жених становится по правую руку, а невеста - по левую. Священник, после молений к богу о благословении, трижды благословив молодоженов, передает им зажженные свечи, символизирующие чистоту побуждений молодоженов к браку и супружескую любовь, благословенную Богом, после чего надевает обручальное кольцо на палец жениху, а затем невесте, которые предварительно были положены на престол для освящения. После этого три раза меняет их. По церковным традициям на венчание для жениха выбирают золотое кольцо, для невесты – серебряное.

После обряда обручения новобрачные выходят на середину храма, где священник задает им вопрос о добровольности принятого решения и о препятствиях для заключения церковного брака. Получив ответ на поставленные вопросы, священник и молодожены произносят молитвы, после чего выносятся венцы, которые возлагаются на головы жениха и невесты. Молодожены при этом читают молитвы, стоя на белом вышитом полотенце, которое символизирует одинаковую участь во всем. Затем выносят чашу с вином, которая выступает символом радости и невзгод, которые молодые с этой минуты будут делить всю жизнь. Молодым преподносится чаша с вином в три приема. После этого священник соединяет руки новобрачных и три раза обводит их вокруг аналоя под церковное пение в знак того, что отныне брак нерасторжим и заключен навечно. Обряд православного венчания заканчивается тем, что новобрачные встают у Царских врат алтаря, где священник выговаривает молодой семье назидание. После этого родственники могут поздравить молодых.

Вам понадобится

  • - cвидетельство о браке;
  • - свечи;
  • - иконы Спасителя и Божией Матери;
  • - одежда;
  • - договоренность со священником в храме;
  • - белое полотенце или плат, рушник;
  • - деньги.

Инструкция

Подготовьтесь к венчанию с помощью поста, молитвы, причащения и покаяния. В день обряда нельзя есть, пить, курить и иметь сексуальные отношения. Запреты обусловлены обрядом причастия, предшествующего церемонии. Об этом предупреждает священник, когда вы обсуждаете предстоящий праздник.

Договоритесь со священником в храме на конкретное время венчания. Лучше всего на утро. Делать это надо не менее, чем за три дня до мероприятия. Покажите священнику свидетельство . Если вы планируете церемонию в день бракосочетания, покажите документ перед началом Таинства. Не проводят обряд в четные дни недели, во время постов, в (Святки, Рождество, Великий Пост и др.)

Приготовьте две иконы, Спасителя и Божией Матери. Приобретите две венчальные свечи, все это продают в храме. После венчания оставите у себя, их следует хранить всю жизнь. Свечи должны гореть на протяжении всего последования Таинства, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Купите белое полотенце или плат, рушник. На него во время венчания встают молодые. Плат после Таинства остается в храме.

Не стоит приобретать специальную одежду , важно, чтобы она была чистой, аккуратной и достаточно скромной. Свадебные наряды - всего лишь традиция. В Церкви нет на этот счет строгих указаний.

Вы не сможете пройти венчание, если являетесь атеистом, имеете близкое родство с супругой (-ом), кто-то из новобрачных не крещен, официально состоит в браке с другим лицом, ранее дали монашеский обет или приняли рукоположение в священный сан. Могут не повенчать, если между супругами большая разница в возрасте, если последний брак - четвертый и более по счету.

Установите препятствие, если оно есть, для этого обратитесь к архиепископу, с его согласия вам разрешат провести Таинство. Это относится к бракам между крестным и крестником, возрастным бракам, когда один из супругов намного старше другого, а также к бракам православных и католиков или протестантов.

Допустить некрещеных супругов к венчанию можно только после крещения. Если предыдущий брак был освящен Православной Церковью, перед повторным венчанием необходимо получить разрешение на развод и новый брак от архиепископа. При этом он не может проводить дознание о мотивах расставания с бывшим супругом (-ой).

Пригласите родственников и друзей. Священник, который проводит обряд, не может находиться под каноническим запрещением (т.е. должен быть членом Православной Церкви, иметь глубокую и твердую веру, безукоризненную нравственность, умственное и душевное здоровье. Отсутствия этих качеств являются каноническими препятствиями к священству, которые определены правилами святых Соборов). Кроме того, каноническими препятствиями являются: ранее совершенные уголовные преступления, смертные грехи (блуд, прелюбодеяние, алчность и др.), брак с разведенной женщиной, монашеские обеты. По желанию, организуйте фото- и видеосъемку. Закажите ресторан или проведите банкет на дому. Праздновать венчание не запрещено.

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX-X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание - это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание - это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в православной церкви. Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание - это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов - Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать - это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык - это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

проведения обряда

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына - Христа Спасителя, дочь - Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф - тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый - это обручение, венчание - это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну - и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, - венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием - шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.