Появление «человека разумного. Появление человека разумного

Естественные сообщества живых организмов. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Будённовска. Биогеоценозы. Богатые. Куница в европейской тайге. Причины: неоднородность среды, средообразующее влияние растений, биологические особенности растений. Степи – ковыль, полынь, типчак. Мозаичность – расчленённость в горизонтальном направлении. Частота встречаемости – равномерность или неравномерность распределения вида в биоценозе. Ярусность животных приурочена к определённому ярусу растительности.

«Строение эукариотической клетки» - Проверка и актуализация знаний. План урока. Составьте схему «Строение и состав ядра». Транспорт веществ. Ядро. Диплоидный набор хромосом у животных. Ядерные поры. Клеточное ядро. Набор хромосом мужчины. Рассмотрите модель клетки и вспомните какое строение имеет ядро клетки? Центромеры – это…………………………………………………… Перечислите функции ядра эукариотической клетки. Понятия темы. Белок.

«Биологическая эволюция человека» - Природа человека. Человек разумный. Объективная. Антропогенез – теория происхождения человека. В чем смысл жизни? Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов. Каждый решает сам. Австралопитек. Рамапитек. Философский взгляд. Две стороны вопроса. Человек умелый. Задание: Заполните таблицу на основе материала учебника с. 28-29. Субъективная. Этапы антропогенеза. Задание: заполните таблицу на основе учебника с. 30.

«Бесполое размножение организмов» - Некоторым видам одноклеточных свойственна такая форма бесполого размножения, как почкование. Презентация по биологии на тему «Бесполое размножение». Таким способом размножаются бактерии, простейшие, многие одноклеточные водоросли. Деление. Так размножаются некоторые животные, грибы и множество растений. Вегетативное размножение. Фрагментация (деление телом). Почкование.

«Клетка животного» - «Склад» клетки – Комплекс Гольджи. Биология. 10 класс. Основы цитологии. Докладчик Кондратов Алексей. Оболочка клетки - клеточная мембрана. «Лабиринт» клетки – эндоплазматическая сеть. Животная клетка. Взаимодействие органоидов клетки. «Внутренняя» среда клетки - цитоплазма. Взаимодействие Комплекса Гольджи. Взаимодействие мембраны. Взаимодействие митохондрии. «Строители» клетки - рибосомы.

Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Появление “человека разумного”.
Форма урока: Комбинированный урок
Оборудование: Учебник Уколова и др., контурные карты,документы, сравнительная таблица, История Мультимедиа комплекс, ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, ЦОР “История 5-е классы” издательство “Просвещение”, ЦОР “Атлас истории Древнего мира ”, собственная презентация
Цель: Доказать, что “человек разумный” наш современник.
Задачи: Развитие познавательного интереса

Воспитание любви к всеобщей истории и следственно к своей Родине

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Ожидаемые результаты: самостоятельно продолжить рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объяснить разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнить отличия рас друг от друга и сделать выводы; выявлять закономерность исторического развития; сравнивать и делать логические выводы. Ответить на проблемный вопрос.

Цель урока: доказать, что “человек разумный” - наш современник.

Оборудование урока: карта “Территории государств в древности”, презентация, задания. Макеты орудий труда, подготовленные к уроку.

Опрос Д.З.

  • вопросы №1-3 (3чел)
  • задание №1-3 (устно)

Новый материал.

Назвать цель урока.

Открыть тетради и записать дату и тему урока.

“Появление “человека разумного”. (Слайд №1 )

На каких континентах жил древнейший человек. (Африка, Евразия ) Показать на карте.

Вспомним теории о происхождении человека (божественная, инопланетная, от крупного млекопитающего)

Чарлз Дарвин (Слайд №2)

Что такое эволюция (Слайд №3) Записываем в тетради.

Посмотрим, как происходило развитие человека или антропогенез – антропо (человек) и генез (развитие). (Слайд №4)

Кто изображен Слайд №5 . (южная обезьяна )

Кто изображен Слайд №6 .(обезьяночеловек)

Все вместе они составляли название “человек умелый”.

Когда появился “человек умелый” (ок. 2,5 млн. лет назад)

Какими были главные занятия древнего человека. (Слайд № 7)

Что такое собирательство.

Какой тип хозяйства вел древний человек.(присваивающее)

Почему. (все необходимое для жизни брал из природы )

Что умел изготовлять “человек умелый”. (орудия труда и оружие) (Слайд №8) + макеты орудий

Из какого материала человек изготовлял орудия труда и оружие. (Дерево и камень )

Как называется такой век, в котором орудия и все необходимое делалось из камня. (каменный)

Из скольких периодов состоит каменный век. (трех) Как они называются и что означают? (палеолит, мезолит, неолит)

Что способствовало развитию мышления человека? (труд)

Эволюция продолжалась и на смену “человек умелый” пришел “человек разумный”. (Слайд № 9) Запись в тетради.

К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец. Запись в тетради.

Где его родина. Читаем текст с.18 посл.абзац . Неандерталец (Приложение №10 ) получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Хоронили умерших в вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир. (Слайд №11 – 14).

Как назывались места, где древние люди по долгу останавливались. (стоянка) (Слайд №15)

Долгое время считалось, что неандертальцы были непосредственными предшественниками человека современного типа. Однако сейчас ученые отказались от данной точки зрения и считают неандертальцев тупиковым видом. Неандертальцы некоторое время жили с другим видом “человека разумного” - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

(Слайд № 16)

Есть ли сходство кроманьонца с современным человеком. (Да)

- Кроманьонцы – наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как современных людей, “хомо сапиенс, сапиенс”, т.е. “человек разумный, разумный”. Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете.

40-30 тысяч лет назад – появился кроманьонец . (запись в тетради )

Благодаря постоянному труду, объем мозга человека увеличивался. (Слайд №17)

Человек начинает все более осмысленно трудиться, учится говорить и общаться с сородичами.

Ледниковый период. (Слайд №18 ) Запись в тетради.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий период земля оттаивала, и на ней появлялась скудная растительность. Но, ее хватало для пропитания – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей.

Как вы думаете, какое занятие становится главным у людей и почему. (Охота, т.к. осталась скудная растительность)

Охота в ледниковый период превращается в важнейшее занятие кроманьонцев. Орудия стали изготовлять не только из камня, но и из кости и рога диких животных.

Кроме этого появились костяные иглы, которыми шили одежду из лисицы, волка, и др. животных. (Слайд №19)

Какими способами охотились древние люди на диких животных. (Слайды №20-22)

Изменилось и жилище. (Слайд №23) Читаем. С 20 посл. Абзац.

Можно ли было охотиться на дикого зверя и строить дома в одиночку. (Нельзя)

Требовались десятки людей, организованных, собранных, дисциплинированных. Люди стали жить родовыми общинами. (Слайд № 24) Запись в тетради.

В такую семью входило несколько больших семей, которые образовывали род. Мужчины сообща охотились. Совместно изготовляли орудия труда и строили жилище. Особым уважение пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

Что делали женщины. (Занимались собирательством, готовили пищу, следили за огнем, сохраняли запасы пищи, шили одежд, и главное – растили детей)

Родом управляли старейшины – наиболее мудрые и опытные члены рода.

Сообщение на тему “Воспитание детей в родовой общине)

Как вы думаете, почему так жестко воспитывали доисторических мальчиков. (это время – время выживания, и от того как ты будешь подготовлен к жизни, зависит будущее тебя и твоих близких)

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы. Раса – группа человечества. Всего в мире их существует- три. (Слайд № 25) Запись в тетради.

Чем человеческие расы различаются. (Слайд № 26 – 28) (Цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа).

Вывод: расы различаются только внешними признаками. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Закрепление.

Задание №4. Группами и все вместе.

Вернемся к цели нашего урока. Вспомните, сегодня на уроке мы с вами говорили, что ученые называют кроманьонца и современных людей – “хомо сапиенс”,

“человек разумный”. Докажите почему? (внешний облик; человек приобрел качества, которые стали отличать от животного мира: сознание, труд, речь, общение)

(Слайд № 29)

Оценки за урок:

IV. Домашнее задание.

& 4 (в.1,2 у.); творческое задание. “Я – писатель”

Задание №1.

Вставьте недостающие слова.

А) Древнейшие люди жили на земле более ________ лет назад.

Б) Главным отличием древнейших людей от животных было ________.

В) Древнейшими орудиями труда были: ______________.

Г) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи _________.

Задание №2.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

В гроте Тешик -Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.

Задание №3.

Продолжи рассказ. Почему старейшина так поступил?

“… Крек рассказал всё, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он попробовал разжалобить стариков.

Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть он будет отомщён.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились всё громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …”.

Задание №4.

Заполни таблицу, отметив знаком “+” членов родовой общины, которые выполняли перечисленные дела и обязанности. Подчеркни ту работу, которую мужчины, женщины и дети делают и в наши дни.

Дела и обязанности Мужчины Женщины Дети Старейшина
1 Рыть ямы и ловушки
2 Строить жилища
3 Изготавливать орудия труда
4 Шить одежду
5 Готовить пищу
6 Поддерживать огонь
7 Растить детей
8 Собирать фрукты, орехи, сладкие корешки
9 Проверять запасы пищи
10 Учить делать орудия труда
11 Рассказывать предания рода

Задание №5.(Домашнее задание)


  • Первые находки их окаменелых остатков были найдены в долине Неандерталь в Германии (отсюда и название вида) в 1856 году.
  • К настоящему времени в Европе и в Юго-Западной Азии найдены останки около 20 неандертальцев.

  • Европейских неандертальцев называют классическими неандертальцами». Жили 70-30 тыс. лет назад.
  • Мускулистые, коренастые, ростом 1,7 м, массой 70 кг. Объём мозга – 1500 см 3 .
  • Имели покатый лоб, надглазные валики, затылочный бугор с большим основанием.

  • Неандертальцы умели разводить огонь. Жили в пещерах либо в шалашах.
  • Они шили себе одежду из шкур, используя в качестве ниток сухожилия животных.
  • Были ловкими охотниками.
  • Неандертальцы были первыми среди представителей человеческого рода, кто стал систематически хоронить умерших. Могилы устраивали на полу пещеры.

  • Впервые окаменелые останки кроманьонцев были найдены близ города Лез-Эзи во Франции в 1868 году во время строительных работ в гроте Кро-Маньон (отсюда и название вида).

  • Кроманьонцы были невысокими. Рост мужчины составлял в среднем 170 см, масса – около 70 кг.
  • Объём мозга был равен 140 см 3 .
  • Имели высокий лоб, прямую (не выступающая вперёд) лицевую часть, отсутствующие или слабо развитые надглазные валики, небольшие челюсти с мелкими зубами, развитый подбородочный выступ.
  • Расположение полостей носа и рта, гораздо более удлинённая глотка позволяли кроманьонцам издавать звуки, гораздо более чёткие и разнообразные, чем звуки, доступные их предшественникам.

  • Кроманьонцы жили во время ледникового периода. Они населяли пещеры либо сооружали шатры из шкур животных.
  • Умели создавать орудия труда из камня или костей животных.
  • Кроманьонцы были первыми, кто создавал рисунки на стенах пещер, костяные статуэтки, украшения.
  • Кроманьонцы достигли важной ступени эволюции – умели оперировать символами.

Расселение.

Расселение людей современного типа началось около 100 тыс. лет назад. Шло оно из Африки.


Эволюция гоминоидов.

Путь развития от животного до человека не был прямым и однозначным. Некоторые из предшественников человека не смогли его завершить и вымерли.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Сон и его значение. Сон (лат. somnus) - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым (например, дрозофилам). Во время сна работа мозга перестраивается, возобновляется ритмичная работа нейронов, восстанавливаются силы. СОН Медленная фаза Быстрая фазаЗаполните таблицу (учебник, стр.222) Медленный сон Быстрый сон Сердце бьётся медленнее;Обмен веществ понижен;Глазные яблоки под веками неподвижны. Усиливается работа сердца;Глазные яблоки начинают двигаться под веками;Руки сжимаются в кулаки;Иногда спящий меняет позу.В этой фазе приходят сновидения. Названия фаз сна связаны с биотоками мозга, которые регистрируют на специальном приборе- электроэнцефалографе. При медленном сне прибор отмечает редкие волны большой амплитуды В фазе быстрого сна кривая, вычерчиваемая прибором, регистрирует частые колебания небольшой амплитуды. Сновидения. Все люди видят сны, но не все их запоминают и могут о них рассказать. Это связано с тем, что работа головного мозга не прекращается. Во время сна информация, полученная в дневное время, упорядочивается. Этим объясняют факты, когда во сне решаются задачи, которые не удалось решить в состоянии бодрствования. Обычно человеку снится то, что его волнует, беспокоит, тревожит.Состояние тревоги накладывает свой отпечаток на сновидения: они могут вызвать кошмарные сновидения. Иногда это связано с телесными и душевными заболеваниями. Обычно тревожные сны прекращаются после того, как человек выздоравливает или его переживания заканчиваются. У здоровых людей сновидения чаще носят успокаивающий характер. Значение сна:сделайте вывод и запишите в тетрадь, Сон обеспечивает отдых организма.Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий.Сон - это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).Сон восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющихся с простудными и вирусными заболеваниями.Во сне центральная нервная система занимается анализом и регулировкой работы внутренних органов. Потребность во сне так же естественна, как голод и жажда. Если ложиться спать в одно и то же время, повторять ритуал отхода ко сну, то вырабатывается условно-рефлекторная реакция и сон приходит очень быстро. Нарушения режима сна и бодрствования могут иметь негативные последствия. Перед сном полезно:*совершить прогулку на свежем воздухе;*ужинать за 1,5 ч до сна, употреблять лёгкую, хорошо усвояемую пищу;*постель должна быть удобной (вредно спать на слишком мягком матрасе и высокой подушке);*проветрить комнату, спать при открытой форточке;*чистить зубы и умываться непосредственно перед сном.Длительный сон так же вреден, как длительное бодрствование. Сном невозможно запастись впрок. Домашнее задание параграф 59, выучить основные понятия, составить памятку «Правила здорового сна».


Приложенные файлы

«Доказательства происхождения человека от животных» - Тест 8. Рудиментами называют: Явление редукции органов, утративших свое значение. К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы. Глава ХIV. Появилась возможность передавать информацию. Тест 7. Атавизмами называют: Явление редукции органов, утративших свое значение. Случаи возврата к признакам предков.

«Первобытное общество» - Первобытное общество. Происхождение рас. Homo erectus. Искусство эпохи палеолита. Основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Неандертальцы занимались собирательством и охотой. В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. Железный век.

«Возникновение человека» - Исторические формы гуманизма. Природа человека. Гоминидная триада. Философский смысл понятия «человек». 1. Переход к прямохождению 2. Развитие руки 3. Эволюция черепа и увеличение объема мозга. Человек с точки зрения человека. Эволюционные факторы антропогенеза. Антропный принцип в космологии. Тема: Философское учение о человеке.

«Древние люди» - Питекантроп. Синантроп. Рост около 155-165 см. 1. Древнейшие люди, архантропы. Повторение: Пименов А.В. Подбородочный выступ отсутствовал. Архантропы жили 2млн - 200 тыс. лет назад. Австралопитеки. На дом: § 64. К древнейшим людям (архантропам) относятся (_). Речь зачаточная. Человек прямоходящий. Гейдельбергский человек.

«Древние предки человека» - Орудия австралопитеки вряд ли умели изготовлять, хотя использовали наверняка. Жизнь наших предков». ДРИОПИТЕ?КИ (Dryopithecinae, «древесные обезьяны»), подсемейство вымерших человекообразных обезьян. Человек разумный. Обладал развитой членораздельной речью. Древние предки человека». Монголоидная. Урок 2. «Древние люди.

«Теории происхождения человека» - Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Откуда я взялся? В организме человека существуют 80 000 тысяч генов. Тема урока: «Происхождение человека». Существующие теории происхождения человека. Сегодня сушествует 4 теорий происхождения человека. Теория Творения. Эволюционная теория.

Всего в теме 10 презентаций