Безработица инвалидов причины и методы. Россия: рынок труда с ограниченными возможностями. Как выглядит рынок труда

«Сущность и виды безработицы» - Структурные сдвиги. Фактический и естественный уровень безработицы. Люди, не занятые в общественном производстве. Специфические меры для борьбы с циклической безработицей. Среднегодовой темп роста потенциального ВВП. Уровень фрикционной безработицы. Циклическая безработица. Макроэкономическая нестабильность.

«Безработица населения» - Безработица. Сходство между безработными и добровольно незанятыми. Работники, не имеющие работы. Нетрудоспособное население. Типы безработицы. Безработные. Структурная безработица. Безработица как негативное явление. Кто такие безработные. Вычислить уровень безработицы. Циклическая безработица. Труд.

«Инфляция и безработица» - Методы борьбы с инфляцией. Кто может быть признан безработным по российскому законодательству? Уровень безработицы = безработные экономически активное население х 100%. Экономические последствия безработицы. Государственное регулирование пределов заработной платы. Факторы инфляции издержек. Измерение безработицы.

«Проблема безработицы» - Единого способа борьбы с безработицей – нет! Новые показатели безработицы – данные на январь 2009 г. Данные Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Кто чувствует себя уверенно на рынке труда? Причины, придающие остроту проблемы безработицы. Методы борьбы с безработицей. Динамика численности зарегистрированных безработных.

«Причины и виды безработицы» - Создание условий для роста самозанятости. Программы профессионального переобучения. Виды безработицы. Безработица. Спрос на работников. Методы сокращения безработицы. Критерии признания человека безработным. Норма безработицы. Что такое безработица. Структура населения. Экономическое развитие. Острота проблемы безработицы.

«Виды безработицы» - Безработица, центрируемая на специфических группах. Регистрируемая безработица. Социальные последствия безработицы. Причины безработицы. Скрытая качественная безработица. Долгое время. Наличие скрытой количественной безработицы. Организация. Специфика российской безработицы. Национальные концепции учета безработицы.

Всего в теме 14 презентаций

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Только треть инвалидов трудоустраиваются в регионах России после обращения в центры занятости. Такие данные приводят специалисты в Башкирии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Приморье и на Урале. По данным Минтруда РФ, безработица - основная проблема для людей с ограниченными возможностями. Однако в ведомстве рассчитывают, что доля занятых инвалидов к 2025 году по стране достигнет 50%.

Спрос не всегда рождает предложение

По данным Пенсионного фонда России, в стране проживает 12,2 млн инвалидов, из них работают только 25%. Ежегодно в службы занятости обращаются десятки тысяч человек, но только от 25 до 35% обратившихся получают запись в трудовую книжку. Например, в этом году в Башкирии из 3 тыс. инвалидов нашли работу только 916 человек.

"В этом году в Карачаево-Черкесии мы помогли найти работу 131 инвалиду, это на 22% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Одна из причин - увеличение желающих работать", - сказали в службе занятости республики.

Чтобы узнать потребности незанятых инвалидов, на Ямале провели опрос, в нем приняли участие 530 человек. "Наиболее востребованные профессии среди опрошенных - сторож-вахтер, оператор ЭВМ, бухгалтер, администратор, уборщик, гардеробщик. Около 10% опрошенных готовы работать по любой предложенной профессии, подходящей им по состоянию здоровья, 33,1% ищут работу более года", - сказали в пресс-службе правительства ЯНАО.

Почти половина инвалидов не имеет профессионального образования. "По уровню профессионального образования 48,7% не имели такового, 36,6% имели среднее профессиональное образование, 14,7% имели высшее образование", - уточнили в пресс-службе.

Одна из территорий, где работу по трудоустройству ведут очень активно, - город Бийск Алтайского края. "К примеру, в городском дворце культуры работают восемь человек с ограниченными возможностями здоровья - это аккомпаниатор, машинист сцены, балетмейстер, художник-постановщик, артисты духового оркестра", - рассказали в региональном управлении Главтрудсоцзащиты Алтайского края.

Барьер из стереотипов

Председатель региональной общественной организации инвалидов Северной Осетии "Независимая жизнь" Сергей Саутин считает, что безработица среди инвалидов зачастую вызвана условиями, не приспособленными для этой категории людей. "У человека есть голова, есть диплом, но каждый день добираться на работу может быть неразрешимой проблемой. А еще и у работодателей есть недоверие, срабатывает стереотип, что инвалид не сможет работать", - сказал Саутин.

Если стереотипы во многих регионах сломать пока не удается, то проблему доступной среды для инвалидов начали решать. В частности, благодаря реализации программы "Доступная среда", рассчитанной до 2020 года, в российских городах и районах устанавливаются пандусы, удобные парковочные места, кнопки вызова. Например, в самарском международном аэропорту Курумоч уже работает специальная группа сопровождения, которая помогает пассажирам с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в аэропорту в перспективе появится амбулифт (машина с подъемным устройством для посадки в самолет - прим. ТАСС), с помощью которого инвалиды будут подниматься в самолет, минуя трап.

В Обнинске Калужской области для успешной реализации программы "Доступная среда" два инвалида-колясочника были трудоустроены на высокие должности в мэрию. Чиновники Дмитрий Миронов и Артем Воробьев объединили сообщество инвалидов для решения существующих проблем в городе: обустройства съездов, установки подъемников. Они разрабатывают маршруты передвижения инвалидов, при этом изначально все пути обследуются непосредственно самими специалистами мэрии. Кроме того, инвалиды-чиновники ведут раздел "Обнинск без барьеров" на сайте администрации города, а также выдают рекомендации строителям и участвуют в приемке данных работ.

Недавно Дмитрий Миронов был включен в обнинский градостроительный совет. Теперь все решения по строительству новых объектов будут приниматься с учетом мнения маломобильных граждан.

Квоты, льготы и курсы

Один из инструментов решения проблемы безработицы среди инвалидов - квоты на рабочие места, размер которых в каждом регионе определяют местные власти. "На Алтае они максимальные - 4% от численности работников предприятия. Это почти 5,5 тыс. рабочих мест, но пока из них заняты 4,5 тыс., так как не все рабочие места адаптированы для инвалидов", - отмечают в региональном управлении Главтрудсоцзащиты в Алтайском крае.

"У нас около 10 слабослышащих мастеров, которые в основном работают на громком производстве, там, где пилят камни, работают молотками, специальными станками. Социализация налицо - почти весь коллектив ювелиров освоил язык жестов. Они (инвалиды) - очень трудолюбивые сотрудники, по закону у них сокращенный рабочий день, но мастера самостоятельно просятся работать сверх плана, чтобы не отставать от коллег", - рассказал ТАСС директор компании Виктор Моисейкин.

На необычную для инвалидов по зрению работу устроился житель Сочи Сергей Гринь. Он с 2011 года работает экскурсоводом в Художественном музее курорта. "Посетители о моей инвалидности не догадываются, наиболее внимательные лишь к концу экскурсии замечают, что на всем протяжении рассказа о картинах я не снимаю черные очки. В музее у нас созданы все условия как для работы, так и для посещения залов инвалидами, есть указатели на языке Брайля, удобные пандусы", - сказал ТАСС Гринь.

По его словам, проблем с проездом к месту работы у незрячего инвалида в Сочи нет благодаря Паралимпийски играм, которые прошли в городе в 2014 году. На тротуарах на курорте уложена специальная плитка, а светофоры оснащены звуковым оповещением.

Нестандартные приемы при трудоустройстве инвалидов применяют и в Пензе, здесь второй год действует единственный в России реабилитационный центр молодых инвалидов, оставшихся без попечения родных "Квартал Луи". Инвалиды-колясочники живут коммуной и самостоятельно создают рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Сначала заработала типография, где инвалиды работают дизайнерами, операторами компьютерной верстки, затем появилось первое в России инклюзивное кафе "Арт-холл Квартала Луи", теперь по выходным проводятся конкурсы, тематические вечера, в планах в 2017 году открыть хостел.

"Изначально нашей задачей было создать среду, где люди с ограниченными возможностями могли бы жить, но адаптация не сможет пройти без образовательной среды и профессиональной подготовки. Работодатели не горели желанием обустраивать рабочие места для инвалидов или приспосабливаться к их особенностям, и мы решили сделать все самостоятельно", - сказала ТАСС автор и идейный вдохновитель проекта директор АНО "Квартал Луи" Мария Львова-Белова.

Паралимпийцы уходят в бизнес

Находят место инвалиды и в бизнесе, эту нишу им, например, в Томской области помогает освоить региональная служба занятости. Чтобы получить почти 60 тыс. рублей на собственное дело, соискателю нужно придумать бизнес-идею, пройти тестирование для определения способностей к предпринимательству. Если тест пройден, готовится бизнес- план, который защищается перед экспертами. Также возможна компенсация расходов на подготовку документов для регистрации бизнеса.

Благодаря этой поддержке в 2016 году восемь человек открыли свой бизнес в Томской области. "Из них трое зарегистрировали крестьянско-фермерские хозяйства, часть стала индивидуальными предпринимателями в разных сферах: ремонт автотранспорта, строительство, фотоуслуги", - сообщили в департаменте. А в Карачаево-Черкесии инвалиды чаще всего открывают мастерские по ковке металлических изделий, по пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, занимаются перевозкой грузов, разведением крупного рогатого скота и пчеловодством.

Нет проблем с ведением бизнеса и у Паралимпийских чемпионов. Уходя из большого спорта, они создают собственные фирмы, куда трудоустраивают, в том числе, людей с инвалидностью. "Что касается членов Паралимпийской сборной, то они получают зарплату от Минпсорта РФ, также доплачивает уральским спортсменам с инвалидностью центр "Родник", - сказала корр. ТАСС основатель центра паралимпийской и сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник" Людмила Семенкина.

По ее словам, начинающих паралимпийских спортсменов от 18 лет в регионе трудоустраивают в "Роднике". По данным службы занятости Свердловской области, за 9 месяцев 2016 года был трудоустроен 1741 инвалид, что почти на 100 человек больше, чем в прошлом году.

Права инвалида на образование, труд и защиту от безработицы закреплены в статье 37 Конституции Российской Федерации от 1993 года. Регулирование проблем в области занятости, решается на основе Трудового кодекса Российской Федерации, принятого в 2002 году. В документе закреплены особые режимы труда, времени, условий работы инвалидов. Так, деятельность граждан с ограниченными возможностями не должна превышать 35 часов в неделю, сверхурочная работа возможна только с письменного согласия самого инвалида при условии, что медицинские показания этому не препятствуют. Согласно законодательству работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости, органами власти всех уровней путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принятому в 1995 году.

Правовые, экономические и организационные основы политики содействия трудоустройству инвалидам, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан с ограниченными возможностями на работу и социальную защиту от безработицы определены в законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года.

В нем занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Безработица в документе определяется как сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается, вследствие этого, основного дохода (заработной платы).



К безработным, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней. У нас в стране, лица с ограниченными возможностями, имеющие рекомендацию к трудовой деятельности составляют в среднем 4% от общего числа официально зафиксированных не работающих граждан.

В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).

Безработица среди инвалидов – это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.

Для создания эффективных условий решения проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов содействия трудовой деятельности инвалидам. Задачи данных организаций в нашей стране по отношению к инвалиду очень велики, они занимаются не только решение проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник).

Для эффективной работы в системе занятости в ряде регионах были открыты биржи труда, службы по трудоустройству инвалидов которые оказывают содействие в постоянном или временном трудоустройстве, переобучении, переквалификации данной категории граждан. Многое общественные организации инвалидов ведут активную профоринтационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Осуществляют психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве.

Эффективным средством социальной защиты инвалида, согласно документу «О занятости населения в Российской Федерации» от 1991 года, является страхование от безработицы. У нас в стране на основании действующего законодательства государство гарантирует:

Свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

Охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам, в том числе инвалидам предоставляется:

Бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

Обеспечение социальной поддержки;

Компенсацию в соответствии с законодательство Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

Бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

Возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.

Важной составляющей государственной социальной защиты для инвалида является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

Выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации переподготовки по направлению органов службы занятости;

Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Основным звеном поддержки инвалидов, в системе занятости является организация комплексной реабилитации, включающая меры:

1) профессиональной ориентации: информирование, консультирование, психологическая поддержка;

2) профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями, записанными в индивидуальной программе реабилитации;

Особенностью социальной работы с инвалидами в системе занятости является наличие у них определенного количества медицинских противопоказаний к трудовой деятельности, уменьшающий выбор возможных вакансий исходя из предпочтений человека.

Граждане, с ограниченными возможностями, обратившиеся в службу занятости, имеют право получить консультацию по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Инвалиды, желающие сменить место профессиональной деятельности, могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Базовая работа специалиста с инвалидами в системе занятости включает в себя следующие этапы:

1. Профессиональное информирование лиц с ограниченными возможностями:

Знакомство с банком вакансий с учетом ограничений и противопоказаний;

Информирование о возможностях получения смежной иной профессии, в том числе по вопросам организации самозанятости инвалидов;

Сопоставление полученных сведений с имеющимися ограничениями лиц с ограниченными возможностями.

2. Профессиональное консультирование инвалидов:

Проведение профессиональной диагностики, направленной на определение интересов лиц с ограниченными возможностями, склонностей в профессиональной деятельности;

Выявление характеристик профессионально важных качеств личности инвалида.

3. Психологическая поддержка лиц с ограниченными возможностями:

Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний в процессе индивидуальной и групповой работы инвалидов;

Коррекция профессионально важных качеств для трудоустройства на вакантные рабочие места с учетом заключения службы медико-социальной экспертизы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний одно из основных направлений деятельности службы занятости по работе с инвалидами. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому их трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным гражданам с ограниченными возможностями, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии.

Социальная адаптация безработных граждан с ограниченными возможностями осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет инвалидам преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы, получить направление на профессиональное обучение. Что спасобствует повышению конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда.

Содействие занятости и трудоустройству инвалидов может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Профессиональное образование инвалидов - проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: органов власти всех уровней, службы занятости населения, сферы образования и социальной защиты.

Государство обеспечивает инвалидам получение образования в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации. Для лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях для получения образования, создаются специальные учреждения или соответствующие условия в образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

Приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

Адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

В данном направлении необходимо учитывать как индивидуальные особенности инвалида, так и специфику регионального рынка труда и перспективы его изменения в рамках кадровой политики. Это предполагает проведение допрофессиональной работы направленной на профессиональное самоопределение инвалида.

2. Содействие профессиональной подготовке инвалида. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право инвалидов на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости исходя из представленных медико-социальных рекомендаций.

Профессиональное образование безработных инвалидов решает следующие задачи:

Повышение конкурентоспособности конкретного инвалида на рынке труда:

Сокращение общего уровня безработицы;

Изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

Минимизация финансовых издержек государства и региона.

Данный вид деятельности службы занятости, является одним из главных элементов в системе социальной защиты инвалидов, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством данная работа ведется с безработными инвалидами, если:

Гражданин не имеет профессии (специальности);

Невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

Необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

Гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют длительно не работающие граждане с ограниченными возможностями (по истечении шестимесячного периода безработицы), выпускники образовательных учреждений, впервые ищущие работу (ране не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) инвалиды и др.

При этом профессиональное обучение инвалидов должно решать следующие задачи:

1. Предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения.

2. Формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.

3. Содействие трудовой активности инвалидов, развитие предпринимательства и самозанятости.

4. Повышение конкурентоспособности определенных категорий инвалидов.

Службы занятости ведут активную работу по профессиональной подготовке граждан с ограниченными возможностями, которая базируется на организационной и финансовой поддержке соответствующих социальных программ для инвалидов, по ее методическому обеспечению. Разработке различных подходов к формам и методам повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке лиц с ограниченными возможностями. При этом, возникает необходимость создании целостной концепции профессионального образования безработных инвалидов так как эффективность работы по данному направлению низкая.

Неэффективность работы, по данному направлению связана со сроками в течении которых, инвалид желающий работать не может быть трудоустроен. На рынке труда доля лиц с ограниченными возможностями длительно неработающих самая большая по сравнению с другими категориями безработных. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

В России число лиц с ограниченными возможностями, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

Комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

Меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции);

Приоритетное право пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

3. Следующим направлением является принятие мер по изменению порядка приема инвалидов на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к работникам. Многие компании не видят широких возможностей для применения труда инвалидов и относятся к их способностям с большим неуважением, не находят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Основной мерой, по социальной поддержке инвалидов, может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы и др. В современных социально-экономических условиях, в целях повышения конкурентоспособности граждан, с ограниченными возможностями необходимо создать условия на предприятиях по совмещению обучение с профессиональной деятельностью инвалида. Сегодня у большинства молодых инвалидов наблюдается низкая мотивация к труду. Эффективная организация по включению граждан с ограниченными возможностями в работу будет способствовать приобщению молодых инвалидов к работе.

4. Еще одним направлением является квотирование мест для инвалидов. Законодательством в рамках вопроса социальной защиты инвалидов определяются квоты для приема на работу инвалидов. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать свои квоты для приема на работу инвалидов. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. При этом, частыми являются случаи нарушения закона, или игнорирования его. Проблемой, для многих является основание для приема на работу инвалида. Профессиональная пригодность граждан с ограниченными возможностями с учетом уровня его профессиональной подготовки и рекомендациями определяется в соответствии с:

Документами об образовании;

Документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию;

Записями в трудовой книжке;

Индивидуальной программой реабилитации.

Складывается ситуация, когда рабочие места определяются в пределах квот, имеется заключение о трудоспособности инвалида, а предприятие не может его принять, так как состояние здоровья граждан с ограниченными возможностями не соответствует требованиям трудового процесса. Эта ситуация во многом оборачивается против самого инвалида так как сокращает возможности его трудоустройства.

Необходимым условием для трудоустройства инвалидов является организация специализированных рабочих мест. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

5. Развитие предпринимательской деятельности, самозанятости. В системе занятости инвалидов характерной является частичная или скрытая безработица. Большое количество граждан с ограниченными возможностями готовы работать или уже трудятся на дому, при этом официальный статус безработного или работающего они не имеют. По мнению многих специалистов, единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения станет развитие предпринимательства, самозанятости особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

Открытие собственного дела лицами с ограниченной трудоспособностью осуществляется на тех же условиях, что и для других категорий безработных граждан. Гражданину, признанному в установленном порядке безработным и решившему открыть собственное дело, службы занятости оказывают следующие виды услуг: ознакомление с нормативными документами, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в центре занятости литературой о порядке создания малых предприятий, организаций, индивидуальной трудовой деятельности; предоставление информации о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства; предоставление информации о возможности и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела; ознакомление с порядком и условиями предоставления компенсаций для возмещения части расходов по созданию собственного дела и предоставление субсидий на организацию собственного дела.

6. Привлечение инвалидов к оплачиваемым общественным и временным работам. Элементом социально-экономической поддержки безработных является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним неконкурентоспособных категорий граждан.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, граждан с ограниченными возможностями имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки лиц, не имеющих работы. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а так же их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных, временных работах имеют инвалиды, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные, при этом учитывается их согласие. Преимущественным правом на участие в данной трудовой деятельности имеют лица с ограниченными возможностями, не получающие пособие и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). При направлении на работу учитывается рекомендации отмеченные в индивидуальной программе реабелитации инвалида, возрастные и профессиональные особенности человека.

7. Организация ярмарок вакансий для граждан с ограниченными возможностями. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий для инвалидов. Данная форма работы дает возможность лицам с ограниченными возможностями ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и входе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки (исходя из категорий безработного и выбора рода деятельности).

8. Наиболее действенным направление является создание специализированных предприятий в решении проблемы занятости инвалидов. Сегодня данные организации для граждан с ограниченными возможностями - реальное явление на региональном рынке труда, хотя доля их сокращается. Несмотря на то, что действуют эти предприятия в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи, дают основание выделить данные специализированные организации в отдельную категорию. При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса, спецификой их деятельности, особенностями выстраивания отношений с социальными партнерами. Вместе с тем, одной из задач создания данных организаций является, выполнение важнейших социальных функций (снижение напряженности на рынке труда, повышение социальной активности инвалидов).

9. Содействие занятости молодым инвалидам. Государство предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются социальные целевые программы по содействию занятости инвалидам. Большое внимание уделяется вопросу профилактики безработицы среди молодых инвалидов. Главными направления в работе с данной категорией является:

Введение в общеобразовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодых инвалидов навыкам поиска работы;

Информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

Проведение активной политики по профориентационной работе;

Психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

Организация временной занятости безработных инвалидов;

Активное содействие молодых инвалидов в организации профессиональной деятельности;

Обучение типовым моделям трудоустройства.

Для эффективной социальной работы по данным направлениям необходим качественный анализ профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, переподготовка с учетом спроса и предложения на рынке труда.

9. Одним из комплексных направлений в решении проблемы содействия занятости инвалидов может выступать создание средств массовой информации для граждан с ограниченными возможностями ищущих работу. Через специализированные, доступные для инвалида источники информации, можно непосредственно влиять на повышение их социальной активности и позитивно окрасит информационное пространства. Для многих категорий безработных значимым является пример успешного выстраивания карьеры. Развитие информационного пространства позволит расширить и круг профессиональных интересов, предпочтений инвалида и учитывать потребности складывающейся рыночной ситуации.

10. Правовое регулирование социальной политики по решению проблем инвалидов. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем инвалидов, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня инвалидов, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей граждан с ограниченными возможностями недостаточно эффективны.

Основные условия по повышению социально-экономической защищенности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда являются:

Ориентация инвалидов на создание собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Ключевым аспектом выступает не государственная социальная защита, а создание механизма реализации профессионального трудового потенциала инвалидов в тесной связи с возможностями динамического роста их благосостояния;

Востребованность профессиональных возможностей инвалида обществом, государством, работодателями. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, если в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Нельзя допустить, чтобы прекратилось воспроизводство и поддержка кадрового потенциала страны.

Таким образом, под социальной поддержкой безработных инвалидов понимается комплекс социально-экономических, правовых, организационных мер направленных на содействие занятости граждан с ограниченными возможностями. В основе данной деятельности лежат механизмы по повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов желающих работать и имеющих соответствующую рекомендацию.

Содействие трудоустройству и занятости граждан с ограниченными возможностями сложный многоплановый процесс их приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными возможностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий обеспечивающих инвалидам полную реализацию своих конституционных прав.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности социально-экономического положения инвалидов на российском рынке труда.

2. Дайте характеристику факторов влияющих на положение инвалидов на российском рынке труда.

3. Каковы основные направления деятельности органов власти по содействию занятости и трудоустройству инвалидов?

4. Охарактеризуйте основные методы и формы социальной работы с безработными инвалидами в условиях центра занятости населения.

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Резолюция Генеральной Ассрмблеи ООН от 20.12.1993 №А/RES/48/96.

Дементьева Н.А., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М., 2008.

Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.

Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. – М., 2003.

Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

Латышева Т.Х. Труд инвалида. – М., 1997.

Основы социальной работы: учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Басова. – 4-е изд., – М. 2008.

Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М., 2004.

Рынок труда. Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М., 2000.

Социальная политика./ Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2008.

Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова, 2-е изд. – М., 2010.

Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие – М., 2001.

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.

Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. - М., 2009.

Ярская - Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технология социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на примере Волгоградской области

Аннотация

В данной статье исследуется проблема безработицы среди молодых инвалидов. Трудоустройство молодых инвалидов является очень актуальной темой для России, особенно потому, что они часто оказываются в социально-опасном положении. Кроме того, рассматривается зарубежный опыт социальной работы, применение различных художественно-творческих технологий. Более того, представлены задачи, которые позволят улучшить социальное положение молодых инвалидов, стоящих на учете в Центре занятости населения города Волгограда.

Ключевые слова: безработица, инвалиды, молодежь, социальная профилактика, технология социальной работы

Актуальность проблемы исследования определяется социально-экономическими изменениями современной России. В последнее время уровень безработицы постоянно увеличивается. Об этом сообщают исследования территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Численность безработных в Волгоградской области равна 80,4 тыс. человек в 2012 г., а в 2013 г. - 89,1 тыс. человек. В среднем за год уровень безработицы населения в Волгоградской области повысился с 6 % в 2012 г. до 6,7% в 2013 г. Безработица представляет собой социальную проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на каждого человека, а так же на человека с ограниченной трудоспособностью. Положение безработицы особенно опасно для такой категории населения. Как показывают социологические исследования число граждан с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы на 2014 г. составляет 170864 человек. Эти данные показывают, что для современной России необходимо решение такой проблемы, как безработица среди молодых инвалидов.

Проблема трудоустройства коснулась населения всех возрастных и социальных групп. Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей носит исключительно негативные социальные последствия. Среди этих последствий рост числа самоубийств, уменьшение средней продолжительности жизни, ухудшение отношений в семье, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказались молодые инвалиды. Большинство из них находятся в состоянии стресса и напряжения.

Технологии социальной работы с молодыми инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями здоровья и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации .

Существует ряд технологий, которые используют при работе с молодыми инвалидами. Среди них особое место занимает социальная профилактика. Важным подспорьем в изучении данной проблемы и особенностей социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов являются исследования: Н.Ф. Басова, Е.Р.Ярской-Смирновой, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева и др.

Анализ научной литературы позволил выявить сущностные характеристики основных понятий, используемых в работе. Опираясь на исследования М.В. Фирсова, под социальной профилактикой мы понимаем системное и своевременно предпринимаемое воздействие на объект с целью предупреждения возможных социальных проблем и сохранения его уровня и качества жизни.

Кроме того, анализируя зарубежный опыт социальной работы, мы рассмотрели практический опыт применения художественно-творческих технологий. Можно отметить, что это направление предполагает применение преимущественно средств эстетического восприятия и выражения в таких разнообразных формах, как театральное, двигательное, музыкальное, языковое и изобразительное действие. В основе этих технологий - качественное преобразование клиента или группы в процессе совместной художественно-творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала человека, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.

Уникальность художественно-творческих технологий социальной работы заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся адаптация, социализация, коммуникация, интеграция и т.д. Большую ценность представляют так же практические умения и навыки, дающие возможность клиенту опробовать свои силы и способности в творческой деятельности в непрофессиональных и профессиональных сферах, например в постановке спектакля, разработке и реализации сценария, рисовании, лепке, музыкально-драматической деятельности и многое другое .

Социальная профилактика средствами художественно-творческой деятельности создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающиеся на приоритетных принципах морали и законности. Реализация того или иного художественного творчества может иметь и терапевтический эффект, он выступит лишь как дополнительный эффект совместной деятельности специалиста по социальной работе и клиента. В том числе, приоритетным является социальный эффект, выражающийся в раскрытии и активизации внутренних ресурсов клиента, для стимулировании процесса социальной коммуникации, что на практике позволяет реализовать основной принцип социальной работы - «помощь для самопомощи».

Приведенные выше актуальность проблемы и определение понятий «социальная профилактика», «художественно-творческие технологии» позволяют разработать и внедрить технологию социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на базе ГКУ Центра занятости населения города Волгограда. В рамках технологии социальной профилактики использовались следующие методы исследования:

Метод информирования;

Письменный опрос: анкетирование;

Метод консультирования;

Художественно-творческий метод.

Основная цель технологии социальной профилактики - предотвращение возможных нарушений прав молодых инвалидов со стороны государственных органов и работодателей. Обучение данной технологии выступает одной из наиболее результативных программ активной политики занятости населения. Ее высокая эффективность обусловлена тем, что владение технологией поиска работы позволяет воздействовать на все факторы, определяющие возможность трудоустройства: напрямую на личную готовность безработного и навыки успешного взаимодействия с работодателем, и косвенно - на профессиональный потенциал. Обучение данной технологии ведется через различные формы работы. Это могут быть индивидуальные и групповые консультации, тренинги, различные клубные программы и т.п. Выбор формы работы определяется конкретной ситуацией клиента, которую предстоит решить для успешного трудоустройства.

Метод информирования молодых инвалидов и обучение технологии поиска работы предполагает, с одной стороны, помощь клиенту в планировании действий, необходимых для скорейшего достижения результата - решения проблемы безработицы, с другой стороны - создание возможности для отработки навыков, умений, определения и корректировки личностных особенностей и мотивации, обуславливающих успешность деятельности по поиску работы.

На организационно-подготовительном этапе нами была решена следующая задача: определить группу лиц, на которых будет направлена социально-профилактическая работа. Сформированная группа социально-профилактического процесса состояла из 18 человек. Величина группы зависела от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание и т.п.), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе форм и методов профилактической работы с молодыми инвалидами.

Диагностический этап направлен на выявление уровня качества жизни молодого инвалида и его уровня мотивации к профессиональной деятельности. Мы разработали анкету для сбора необходимой информации о молодом инвалиде: финансово-материальное положение, здоровье и самочувствие, профессиональные интересы.

Нами было опрошено 18 инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Лица женского пола составили 72% респондентов, мужского - 28%. Средний возраст опрошенных составил 25 лет. По результатам анкетирования 73% оценивают состояние своего финансово-материального положения как неудовлетворительное, 20% как удовлетворительное и у 7% средний уровень доходов. В опрошенной группе отсутствовали лица с ограниченными возможностями здоровья, относящиеся к I группе, 8% имели II группу инвалидности, а 92% III группу. На вопрос о профессиональных интересах было предложено написать собственный вариант ответа. Респонденты выделяли следующие специальности/профессии: массажист, кладовщик, группу специальностей в сфере обслуживания, а так же работу на дому и т.п.

Следующим этапом социальной профилактики безработицы являлся просветительский, основная цель которого заключалась в консультации молодых инвалидов по вопросу трудоустройства. Посредством успешной информации об условиях современного рынка труда, о количестве предоставляемых квот по рабочим местам на предприятиях, организациях города, о правах молодого инвалида мы изготовили и выпустили с группой молодых инвалидов авторский информационный буклет на тему «Ты должен знать».

Заключительный этап направлен на включение молодых инвалидов в формы творческой деятельности. В качестве основных художественно-творческих средств на данном этапе выступали: информационные буклеты, плакаты и стенды. Кроме того, в группе была проведена художественно-творческая мастерская «Сладкие тюльпаны из гофрированной бумаги» в стиле хендмейд. Приобретенные полезные навыки художественно-творческой деятельности молодые инвалиды могут использовать как средство благотворительности и как продукт дополнительного заработка. Данная мастерская обеспечивает возможность в раскрытии внутреннего потенциала, а также помогает клиентам в снятии стресса, напряжения.

Таким образом, для эффективной социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов особенно важно использовать комплекс методов и форм социальной работы. Методы, которые мы использовали в работе, а именно: метод информирования, метод консультирования, художественно-творческий метод и др. помогли клиентам обучиться новым навыкам, которые в дальнейшем помогут им успешно действовать в трудоустройстве. В современной России повышаются требования к специалистам, они должны обладать профессиональной компетентностью, мобильностью. Отметим, что особенность социальной профилактики безработицы с молодыми инвалидами заключается в предупреждении возникновении обстоятельств, а именно в предупреждении безработицы, которая ведет к социальным отклонениям. В соответствии с этим мы считаем важным проведение социально-профилактических мероприятий с молодыми инвалидами. Уникальной является социально-профилактическая работа средствами художественно-творческой деятельности.

безработица инвалид социальный творческий

Библиографический список

1. Басова В. М., Веричева О. Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация// Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заочной науч.-практ. конф., 11-14 ноября. 2013 г. / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. - Кострома: КГУ им Н. А. Некрасова, 2013. 448 с.

2. Терелянская Е.В. Художественно-творческие методы в социальной работе: аспекты технологизации// Социальная работа: художественно-творческие методы и технологии: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 13-16 окт. 2009 г. / под ред. Т.Ю. Андрущенко, Е.В. Терелянской. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. - 180 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные понятия, определения и теоретические аспекты социализации молодых инвалидов. Повышение уровня социальной зрелости общества. Официальная социальная политика в Российской Федерации. Социализация молодых инвалидов на примере социальных квартир.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2012

    Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2014

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Современное состояние инвалидности молодых людей с нарушением интеллекта. Анализ и обобщение опыта социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов в общество. Анализ работы социально-трудового отделения на базе ГБУ "ЦСРИ и ДИ Невского района".

    дипломная работа , добавлен 21.07.2014

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Функция оживляющего посредника социальной жизни общества. Уровень безработицы среди молодых людей. Роль социальных служб в решении молодежных проблем.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Рост числа инвалидов среди трудоспособного населения в Челябинской области. Инвалиды как объект социальной защиты. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты. Содержание деятельности специалиста по социальной работе.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2012

    Социальная защита населения: сущность и принципы осуществления. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. Список льгот и гарантий для работающих инвалидов. Оценка реализации целевой программы социальной защиты инвалидов "Доступная среда".

    дипломная работа , добавлен 14.03.2015

    Причины возникновения, сущность и виды безработицы среди молодежи. Анализ положения на российском рынке труда. Комплексный подход к решению увеличения занятости молодых людей. Проблемы трудоустройства выпускников, дисбаланс спроса и предложения.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Современные направления социальной реабилитации детей-инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Систематический анализ реабилитационных методик проведения досуга детей в Волгоградской области.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

    осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать личностный потенциал инвалида и его социального окружения;

    сбор информации и формирование банка данных об инвалидах;

    правовая помощь при трудоустройстве инвалидов в разъяснении вопросов законодательства;

    консультации юриста.

Метод и средства проведения интерактивных занятий, нацеленных на психологическую подготовку инвалидов для успешного трудоустройства могут быть следующие:

    Использование наглядных пособий

    Мини-лекция, сообщение

    Методика вопросов и ответов

    Мозговой штурм

    Дискуссии.

    Работа в малых группах

    Обсуждение конкретных случаев

    Интервью

    Разминки

    Ролевая игра

    Демонстрация

    Моделирование реальной ситуации

    Скетч, сценка

Два основных направления:

оценка профессиональных навыков и практическая профессиональная подготовка) и тренировка (курсы). Последние включают в себя групповые и индивидуальные методы работы, а также подходы и техники, заключающиеся в деятельности, ориентированной на работу.

В задачу социально-медицинской работы входят:

    психодиагностика инвалида с целью прогноза возможности трудоустройства;

    трудовая реабилитация и определение его реабилитационного потенциала;

    составление карт комплексной реабилитации инвалида;

    проведение диагностических мероприятий;

    организация необходимой консультативной помощи специалистов.

Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации. Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей инвалида в сфере занятости и трудоустройства, которая разрабатывается врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

Для того, чтобы еще более четко обрисовать себе картину будущей работы, инвалиду ответить для себя на следующие вопросы:

1. В какой области и по какой специальности хотелось бы работать?

2. Есть ли соответствующее образование и опыт работы?

3. Нужно ли получить дополнительное образование для работы по данной специальности? (Курсы, повышение квалификации, дополнительное образование?)

4. Сколько примерно человек должно быть в коллективе, в котором будет комфортно работать?

5. Какой график работы будет наиболее удобен: полный или неполный рабочий день, свободный график? Допустимы ли сверхурочные, работа в выходные и праздничные дни?

6. Работа на дому обязательно, возможно часть работы делать на дому, работа исключительно вне дома?

7. Сколько времени инвалид готов тратить на дорогу на работу и с работы? Каким общественным транспортом готов каждый день пользоваться?

8. Какая заработная плата будет наиболее приемлема?

В настоящее время специалисты все больше склоняются к тому, что остро встает вопрос о необходимости создания специальных отделений, деятельность которых будет направлена исключительно на профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов. Особенность отделения должна состоять в том, что специалисты в отделении проводят целенаправленную профессиональную подготовку и содействуют трудоустройству и занятости инвалидов в комплексе с психологическими и медицинскими мероприятиями. Необходимо так же укреплять взаимодействие государственных и общественных структур.Это позволитускорить процесс помощи нуждающимся инвалидам и сделает работу государственных органов более прозрачной.

Глава 2. Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и пути их решения.

2.1 Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска

Общее число инвалидов среди взрослого населения составило 10, 3 млн человек, в том числе инвалидов трудоспособного возраста было 4, 1 млн человек (39, 8%), пенсионного - 6, 2 млн человек (60, 2% от общего числа). Представленные данные свидетельствуют о том, что в населении накапливаются инвалиды трудоспособного возраста вследствие болезней системы кровообращения, а также вследствие психических расстройств, травм, болезней нервной системы и других внешних воздействий, где естественная убыль (смертность небольшая). Далее изучена социально-гигиеническая характеристика общего контингента инвалидов трудоспособного возраста. Среди инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины - 52, 1%. Более детально изучена возрастно-половая структура. Отмечено, что в возрасте с 18 лет до 34 лет удельный вес инвалидов менее 5% и у мужчин, и у женщин. Статистический и графический анализ четко показывает, что вероятность стать инвалидом увеличивается с возрастом.

По информации Департамента социальной защиты населения, в нашем регионе почти 134 тысячи человек. Из них 3,9 тысяч - инвалиды по зрению, 1,3 тысячи - по слуху, 1,4 тысячи человек прикованы к коляскам.

На базе нескольких организаций (Центра Занятости Населения Ульяновского Городского Отдела по Засвияжскому району (адрес: г. Ульяновск, ул. Орская, д.1); Управления Департамента Социальной Защиты Населения Ульяновской Области по Засвияжскому Району г. Ульяновска (адрес: г. Ульяновск, просп. 50 лет ВЛКСМ, д. 22А); Ульяновской городской общественной организации "Центр по защите прав потребителей" (адрес: г. Ульяновск, ул. Белеля, д. 34), Общественной приемной Депутата Ульяновской Городской Думы четвертого созыва Калёнова Г.В. (адрес: г. Ульяновск, ул. Автозаводская, д. 31, каб. 101), Общественной приемной Председателя Партии "Единая Россия" В.В. Путина в Ульяновской области (адрес: г. Ульяновск, ул. Ленина, д.146.) ) было проведено исследование – анкетирование, касающееся проблем занятости инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и путей их решения.

На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы (и не только в этом) и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Социальный факт - люди с ограниченными возможностями трудоспособны.

Социальная проблема – противоречие между тем, что государство и общественные организации оказывают поддержку инвалидам при трудоустройстве и тем, что большинство трудоспособных инвалидов не трудоустроено.

Исследовательская проблема - знание о том, что среди инвалидов есть трудоспособные, и незнание, почему большинство трудоспособных людей с ограниченными возможностями нетрудоустроено.

Таким образом, в процессе исследования необходимо выявить причины незанятости трудоспособных инвалидов в общественном производстве; определить мотивы трудоустройства инвалидов, занятых в общественном производстве; описать структуру и уровень профессионального образования трудоспособных инвалидов; выявить степень удовлетворенности состоянием своего рабочего места трудоустроенным инвалидом; определить причины неудовлетворенности рабочим местом трудоустроенным инвалидом; исследовать требования, предъявляемые инвалидами к своему рабочему месту; определить места желаемого трудоустройства инвалидов; исследовать готовность к обучению и переквалификации инвалидов при трудоустройстве; очертить круг организаций, в которые обращаются инвалиды за помощью в трудоустройстве; описать работу органов службы занятости населения в содействии трудоустройству инвалидам.

При этом следует учитывать следующие исходные данные.

В анкетировании участвовали 264 человека в возрасте от 25 до 52 лет. Выборка включала в себя 148 женщин и 116 мужчин.

Из них инвалидов:

I группы 16,1 %

II группы 56, 1%

III группы 27,8 %

Главной целью анкетирования было выявление основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве. Оно включало в себя рассмотрение вопросов связанных с:

    ограничениями при трудоустройстве, связанных с инвалидностью;

    несоответствием требованиям, предъявляемых работодателями;

    их отношением к работе;

    способностью адаптации в коллективе;

    знанием прав в области трудового законодательства

    иные вопросы

В результате анкетирования при ответе на вопрос "Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?" выяснилось, что основным препятствием для трудоустройства для большого числа не работающих в настоящий момент инвалидов является невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы. Места работы, которые им предлагаются в центре занятости находятся либо далеко от места их жительства, либо же для того, что бы добраться до работы необходима помощь других людей (родственников, знакомых, социальных работников и т.д.) Такую возможность имеют далеко не все. Из 264 ответивших на этот вопрос – 81 человек (диаграмма 1) назвал эту проблему наиболее важной. На втором месте по частоте встречаемости, является утверждение, что у инвалидов недостаточно знаний и отсутствие опыта работы - 64 человека. Здесь могут быть разные объяснения: от отсутствия образования до заниженной и ущербной самооценки большинства опрошенных. Кроме того, 38 анкетируемых указали на то, что основным препятствием для полноценной и плодотворной работы являются физические, психологические недостатки и инвалидность", 18 анкетируемых выразило свое нежелание работать (высказывались различные причины: отсутствие материальных стимулов, агрессивность и обреченность в попытках найти подходящую для себя работу и т.д.). Оставшаяся часть анкетируемых инвалидов назвала другие причины (отсутствие такой работы, иметь которую желал бы опрашиваемый, трудности во взаимоотношениях с другими людьми и т.д.). Таким образом, из вложившейся картины можно проследить наиболее негативные факторы, являющиеся причинами безработицы у большинства инвалидов.

Однако 85 инвалидов из 264 (32%), то есть около трети из анкетированных на другой вопрос: "С какими проблемами Вы сталкивались чаще всего при приеме на работу?"отметили "ограничения по труду" (Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?

Столько же – "дискриминация, получение должности другими претендентам (здесь среди причин указывались такие как пренебрежение к инвалидам, заведомая предубежденность против них, отсутствие реальной конкуренции на рынке труда, так как при трудоустройстве нередко используются связи и все попытки инвалидов устроиться на работу оказывались безуспешными, так как свободное место оказывалось занято теми людьми, которые были как-то знакомы с работодателем). Оставшиеся отметили иные причины (ни разу не пытались устроиться на работу, предлагаемый работодателем график и условия работы в организации были заведомо неподходящими для устраивающегося на работу человека с ограниченными возможностями)

На вопрос "При поступлении на работу Вы предпочитаете (или предпочли бы) скрыть инвалидность?" 85 респондентов из 264 (32%) ответили, что предпочитали скрыть инвалидность т.к. это явилось бы препятствием для трудоустройства. Остальные не скрывают т.к. "инвалидность скрыть невозможно".