Пассионарные толчки 20 века. Пассионарные толчки. Мутации - пассионарные толчки

В теории Л.Н. Гумилева под пассионарными толчками понимаются некие микромутации, вызывающие появление пассионарного признака в популяции и приводящие к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах. Под пассионарным же признаком, в свою очередь, понимается рецессивный генетический признак (исчезающий в поколениях), обуславливающий повышенную абсорбцию (поглощение) особью биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы, где биохимическая энергия ясно не определена: это всего лишь некая «свободная энергия», абсорбируемая организмами из окружающей среды.

Приведенные определения крайне неудачны и, соответственно, не понятны ни в отдельных мелочах, ни даже в общем их смысле. Однако прежде, чем критиковать их, следует заметить, что обсудим мы не самое понятие пассионарность, которое вполне жизнеспособно и даже необходимо в теории этногенеза, как мы увидим ниже, а лишь идею происхождения пассионарности из пассионарных толчков. И это принципиально.

Каждый знает, даже ребенок, что энергию для своей жизнедеятельности человек, как и прочие живые существа на планете, получает из внешней среды с поглощаемой им пищей, процесс расщепления и усвоения которой можно, конечно, назвать биохимическим - почему бы и нет? Значит ли это, что пассионарный признак определяет изменения в пищеварительной системе человека? Нет, речь у Гумилева очевидным образом идет о нервной системе. Под пассионарностью понимается психическая энергия человека, в частности - воля к действию, но энергия эта, если верить И.П. Павлову, зависит от типа нервной системы человека, от типичных реакций на раздражение. На собаках Павлов выделил четыре типа нервной системы по способности к раздражению и торможению, причем тоже, как и Гумилев, заметил тип сильный и слабый, сила и слабость которого тоже проявляется в высшей нервной реакции на то или иное влияние, идущее из внешней среды. Неужели собаки тоже обладают пассионарным генетическим признаком? Обладают ли пассионарным генетическим признаком другие животные, которые для выживания тоже объединяются в группы? Этнос есть группа выживания в популяции, и данные человеческие группы вовсе не уникальны в живой природе. Но если животным для объединения в группы выживания хватает безусловного рефлекса, как мы можем полагать уверенно, то почему у человека мы должны числить нечто принципиально иное? Почему именно пассионарный признак или нечто, с ним связанное, обуславливает существование групп выживания в природе, в том числе этносов?

Если предполагать вслед за Гумилевым, что существование каждого этноса связано именно с пассионарным генетическим признаком, то совершенно не ясными становятся описанные им пассионарные толчки в Евразии, проходящие по географическим осям, которые не касаются подавляющего большинства народов Евразии в исторический период.

В пояснениях к рисунку перечислены народы, порожденные соответствующим пассионарным толчком. Всего перечислено несколько десятков народов, но их было гораздо больше… Значит ли это, что многие народы существовали и существуют вне воздействия на них пассионарных толчков? Нет, это противоречит утверждениям Гумилева. Если же включить в схему хотя бы все известные народы, хотя бы в современной Европе, известной нам хорошо, то мы получим отнюдь не линии, а хаотический набор, совершенно бессистемный.

Также и сами оси толчков носят откровенно надуманный характер, просто вымышленный. Рассмотрим для примера хорошо известную нам часть материка:

  1. Происхождение готов на Скандинавском полуострове известно лишь «по преданию», как выразился Иордан в книге о готах, а достоверных данных об этом просто не существует. Местность же, в которой можно числить первых исторических готов, лежит восточнее низовьев Днепра - вплоть до Азовского моря, включая Крым. Но это не укладывается в прочерченную ось.
  2. Географическое происхождение славян тоже неизвестно. В греческих источниках впервые упоминаются они не в Прикарпатье, а в среднем течении Дуная. Это тоже является значительным отклонением от прочерченной оси.
  3. Даки, действительно, проживали на территории современной Румынии.
  4. Народа по имени христиане нет и никогда не было, а христианская община была в первом веке даже в столичном городе Риме (сохранилось послание апостола Павла «римлянам»), т.е. провести ось именно через Малую Азию невозможно - нет оснований. Пассионарное поведение христиан по всей империи было стереотипным - с ужасающим количеством мучеников, просто умопомрачительным, невозможным ни в одной прочей религии, причем было это везде, повторим, даже в городе Риме. И просто невозможно выделить здесь одну исходную группу и местность, чтобы провести через нее ось.
  5. В Иудее не было никакого именно пассионарного толчка, разве субпассионарный - вооруженное восстание против римлян, поднятое обезумевшими фанатиками и предсказуемо закончившееся геноцидом (римляне были жестоки, это общеизвестно даже сегодня). Упомянутая Гумилевым «война с Римом» значит разрушенный до основания Иерусалим - до основания в буквальном смысле, а также миллионные жертвы и рассеяние остатков народа, «широкая эмиграция». И никакой народной борьбы с римлянами не было - только восстание обезумевших фанатиков, боровшихся с римлянами за мировую власть в связи с ожиданием своего мирового царя (увы, это сумасшедшие, а не пассионарии). От христианских мучеников иудейские фанатики отличаются тем, что они решили судьбу всего народа, пустив его под римский нож, а христиане отвечали только за себя, решали своим выбором только свою судьбу. С данных времен иудеев следует числить уже конфессией, а не этносом, который был попросту уничтожен римлянами - лишен привычного уклада жизни и способа хозяйства.

Рассмотрим еще один пример надуманных осей толчков, тоже на известном нам материале:

Если есть пассионарный толчок, породивший литовцев, то где пассионарный толчок, породивший латышей, эстонцев, поляков, чехов и так далее? Откуда появились эти этносы, если пассионарного признака у них совсем не было? Может быть, они получили его путем помянутой в выдержке метисации? Понимать ли это так, что поляки, например, есть метисы от литовцев и русских? Но не слишком ли это надуманно?

Если есть пассионарный толчок, породивший великороссов, то где пассионарный толчок, породивший малороссов и белорусов? Откуда они взялись?

Кроме того, рождение нашего народа в тринадцатом веке носит целиком надуманный характер, не выдерживающий никакой критики. В тринадцатом веке у нас не прервалась ни историческая письменная традиция, ни процессы формирования современного русского языка, не исчезла даже устная память народная. Не было совсем ничего, что можно бы было отнести на рождение нового этноса. На самом деле появление русского народа по всем источникам, нашим и греческим, следует отнести к девятому веку, но в девятом веке у Гумилева не зафиксировано ни единого пассионарного толчка…

К сожалению, все помянутые построения в теории Гумилева носят практически целиком надуманный характер, избирательный и весьма зыбкий. Этот материал не убеждает в существовании пассионарных толчков - наоборот, ясно показывает, что никаких пассионарных толчков в действительности не было и быть не могло.

В рассмотренном перечне Гумилева приведены не все народы, а только те, которые оказали влияние на мировую историю, т.е., вероятно, имели повышенную пассионарность. Здесь возникает две проблемы. Во-первых, как уже сказано, приведенный перечень совсем не касается происхождения пассионарности народов, не попавших в список, пусть даже пониженной, а во-вторых, если отказаться от данного перечня за очевидной его надуманностью в части географической и времянной локализации пассионарных толчков, то вопрос-то останется: биологически люди одинаковы, да, но народы-то почему разные? И ведь народы не просто разные: одни создают величайшую культуру, а другие даже имени своего не оставляют в истории. В чем же здесь дело? Можно ли в непротиворечивой теории этногенеза отказаться от теоретической величины, определяющей чудовищную разницу между народами? Нет, ее непременно следует ввести.

Разумеется, можно сравнить народы с отдельными людьми, которые при биологическом равенстве отличаются друг от друга по умственным своим, эмоциональным и физическим качествам: одни достигают вершин своего дела и оставляют по себе память в поколениях и веках, а другие лишь неохотно поддерживают жалкое существование. Но здесь мы опять упираемся в пассионарность или схожую величину, определяющую развитие как личности, так и этноса, хотя здесь можно ограничиться представлениями о типе нервной системы…

Если же полагать пассионарность не человека, а этноса всего лишь функцией от типа нервной системы человека, если пассионарность - всего лишь случайное сочетание реакций на раздражение и торможение, то доли пассионарности в разных этносах не должны отличаться друг от друга значительно - как небо и земля (если, конечно, нет внешнего воздействия на отдельные этносы), но именно такое различие мы и наблюдаем в отдельных случаях. Стало быть, мы вернулись к идее Гумилева о внешнем воздействии, которую, впрочем, едва ли можно принять с любой точки зрения - даже искреннего богомольца. Последнее очевидно: если уж Бог решил исправлять людей, то почему бы ему сразу не сделать их идеальными, себе подобными? Зачем и кому нужны эти промежуточные состояния, часто, к тому же, патологические? Предшествовавшей истории человека было вполне достаточно для уподобления человека Богу даже в ходе эволюции.

В связи со сказанным логично будет предположить обратное значение, если уж прямое не дает искомого смысла: пассионарность есть не положительное качество людей, а отрицательное - связанное с патогенным влиянием среды на этнос-предок или его группу и, конечно, последующей борьбой членов новорожденного этноса за выживание. Если патогенное влияние среды не ведет в данном случае к откровенной патологии членов нового этноса, то и происходит экспансия нового этноса при рождении, связанная с повышенной его наследственной агрессивностью - качеством, отнюдь не нормальным. На деле указанные условия выполняются в том случае, если этнос рождается от представителей иных этносов, уничтоженных агрессией, или от денационализированной массы людей, бежавших от агрессии в иные края… Разумеется, значение имеет и господствующий в новой этнической группе тип нервной системы, т.е. условия отбора в исходную группу, естественного или нет, все равно.

Предложенным способом решаются все противоречия: пассионарность - это процесс естественный, но закономерный, определяемый взаимодействием этносов между собой. Да, здесь можно, конечно, говорить о формировании агрессивного стереотипа поведения при рождении этноса, достающегося первым членам его и воспроизводимого в поколениях путем сигнальной наследственности (условных рефлексов). Угасание же пассионарности и самого этноса есть следствие обычной деградации.

Примеров указанного агрессивного этногенеза много - американцы, готы, гунны, авары и западные европейские народы, рожденные на основании т.н. великого переселения народов. Естественным образом в каждом случае возникала повышенная агрессивность (пассионарность) как свойство наследственное, причем агрессивность эта разная по модулю; разной, разумеется, была и реакция этих этносов на патогенное влияние среды, т.е. господствующий тип нервной системы. Две указанные величины, наследственная агрессивность и наследственная реакция на патогенное влияние среды, целиком определяют этногенез - рождение, развитие и смерть этноса. Разумеется, опять же под влиянием среды эти качества могут ослабляться или укрепляться, появляются и иные качества, в том числе дегенеративные…

У американцев, например, агрессивность весьма высока, что объясняется процессом их формирования из беглого европейского сброда, уже примерно агрессивного и охваченного, к тому же, жаждой наживы. Этот европейский сброд и сформировал нынешний агрессивный стереотип поведения американцев, передаваемый в поколениях сигнальной наследственностью, а также, вероятно, господствующий тип нервной системы, передаваемый в поколениях обычной наследственностью. Разумеется, сейчас дают уже о себе знать процессы дегенеративного разложения американского этноса. Столь скорое после рождения разложение связано с господствующим слабым типом нервной системы, податливостью на патогенное влияние среды, ибо бегут из своих стран исключительно люди со слабым типом нервной системы, податливым на воздействия… Словом, этногенез американцев идет совершенно естественно и, главное, объяснимо, понятно с предложенной точки зрения. Пример же патогенного влияния среды на американцев см. в ст. «Законы истории».

Кстати, на примере американцев, которые скоро завершат свой путь (деградация у них просто жуткая), мы видим, что срок жизни этноса зависит вовсе не от его пассионарности (у американцев она высока), как утверждает Гумилев, а от господствующего типа нервной системы - особенно если был искусственный отбор в исходную этническую группу, как у американцев, которые выросли на отрицательном отборе из Европы. Иначе говоря, не агрессивность сохраняет этнос, а наоборот - здоровая психическая реакция на патогенное влияние среды.

Преимущество предложенного естественного подхода к началам этногенеза против подхода Гумилева заключается в том, что Гумилев пришел фактически к идее избирательного воздействия на народы откуда-то из космических глубин, разумного воздействия, ибо иначе невозможен правильный характер осей толчков, представленный на рисунке выше, но это противоречит действительности. Новые народы очевидным в мировой истории образом возникают не в местах пассионарных толчков, а в местах проживания ослабевших этносов, подвергшихся воздействию иных этносов… Примером этого являются даже два континента, Северная Америка и Южная, где новые народы возникли буквально на глазах историков и исключительно под агрессивным внешним воздействием.

Любопытно еще, что предложенный подход позволяет установить исходную точку взаимодействия этносов в мире. Философски это описано в Ветхом Завете: Каин убил Авеля, проявив агрессивность, и снова началось своеобразное «изгнание из рая»… Значит ли это, что закончиться все должно апокалипсисом?

Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] Гумилев Лев Николаевич

Мутации - пассионарные толчки

Мутации - пассионарные толчки

Но спокойные состояния геобиоценозов не вечны. Они прерываются спазмами странной активности, губительной для ее носителей. Кузнечики, мирно скачущие по лугу, внезапно превращаются в саранчу, которая летит навстречу гибели, уничтожая все на своем пути. Тропические муравьи покидают свои благоустроенные жилища и движутся, истребляя все, что находят… для того чтобы погибнуть по дороге. Лемминги проходят сотни верст, чтобы броситься в волны океана. Микроорганизмы… и те поступают так же, порождая губительные эпидемии. Как объяснить эти странные явления? Видимо, нам следует снова обратиться к трудам В. И. Вернадского по биогеохимии.

Первый биогеохимический принцип гласит: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу», разумеется, в физическом смысле, а под «свободной энергией» В. И. Вернадский понимает «энергию живого вещества, которая проявляется в сторону, обратную энтропии. Ибо действием живого вещества создается развитие свободной энергии, способной производить работу». Следовательно, наша планета получает из космоса больше энергии, нежели необходимо для поддержания равновесия биосферы, что ведет к эксцессам, порождающим среди животных явления, подобные описанным выше, а среди людей - пассионарные толчки, или взрывы этногенеза.

Обязательным условием возникновения и течения процесса этногенеза (вплоть до затухания его, после чего этнос превращается в реликт) является пассионарность, т. е. способность к целенаправленным сверхнапряжением. Объяснить ее мы пока можем, лишь приняв гипотезу, т. е. суждение, объясняющее отмеченные факты, но не исключающее возможности появления других объяснений: пассионарность - это врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы. У людей эта способность колеблется настолько сильно, что иногда ее импульсы ломают инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового, вследствие чего некоторые люди, по нашей терминологии, - пассионарии, совершают и не могут не совершать поступки, ведущие к изменению их окружения. Это изменение касается в равной степени природной среды и отношений внутри человеческих сообществ, т. е. этносов. Следовательно, пассионарность имеет энергетическую природу, а психика особи лишь трансформирует на своем уровне импульсы, стимулирующие повышенную активность носителей пассионарности, создающей и разрушающей ландшафты, народы и культуры.

Наше утверждение отнюдь не парадоксально. Оно опирается на бесспорные положения физиологии. Еще И. М. Сеченов определил роль среды как физиологического фактора: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить среда, влияющая на него». А если так, то не может быть исключен из рассмотрения и энергетический баланс среды.

Разумеется, необходимую для жизнедеятельности энергию организм получает не только путем питания, которое поддерживает температуру тела и восстанавливает отмирающие клетки. Ведь и дыхание, т. е. окислительные процессы в легких, не менее необходимо для жизни организма. То же самое следует сказать про взаимодействие с другими формами энергии: электрической (ионизация покровов), световой, радиационной, гравитационной. Все они по-разному влияют на организм, но без любой из них жить нельзя. Поэтому механизм переработки энергии внешней среды в энергию организма - это предмет физиологии. Для этнологии важно другое: почему у человека в отличие от животных колебания степени активности столь велики?

Тут можно предложить две равноправных гипотезы. Либо пассионарная особь захватывает больше энергии, нежели нормальная, либо она при равном захвате направляет энергию концентрированно (разумеется, бессознательно) на достижение той или иной цели. В обоих случаях результат будет тот же: высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для нормальной, свойственной виду как таковому.

Таким образом, если социальные условия определяют направленность поступков человека, то энергетическое их напряжение зависит от состояния организма, в том числе генетически обусловленных признаков. Здесь мы соприкасаемся с некоторыми явлениями биологии: возникновением нового признака, появившегося внезапно не вследствие смешения. Это значит, что взрыву пассионарности (или пассионарному толчку) сопутствует мутагенный сдвиг, порождающий разнообразные отклонения от нормы. Однако большая часть физических и психических уродов гибнет без последствий, пассионарность же, являясь также продуктом мутации, в этом смысле - исключение.

Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин, отмечая малую пластичность расовых признаков сравнительно с нерасовыми, тем не менее указывают на наличие даже расовых соматических изменений, возникших помимо метисации за исторический период. Изменения признаков идут либо вследствие адаптации к новым условиям, либо вследствие мутаций.

В последнем случае полезный признак сохраняется, а вредный - удаляется естественным отбором. Пассионарность - признак нерасовый и вредный, если не сказать губительный, и для самого носителя, и для его близких. И вот почему. Если войны происходят за пределами страны, то пассионарии отправляются в далекие походы, покидая свои семьи, хозяйство которых приходит в упадок. Так было в Испании в XVI в., когда конкистадоры сражались в Анауаке, Перу, на Филиппинах, а регулярные войска - в Нидерландах и во Франции. Нехватка умелых работников ощущалась столь остро, что даже гвозди дня строительства кораблей приходилось закупать в Нидерландах и Германии. А ведь за сто лет до того толедские брони считались лучшими в Европе.

Но это еще не самое плохое. При пассионарных перегревах часто возникают кровавые усобицы, жертвами которых становятся не только соперники, но и их семьи. Таковы войны гвельфов и гибеллинов в Европе и эпоха «войны царств» (403–221 гг. до н. э.) в Китае. В этих и аналогичных войнах уцелели не те, кто воевал, а те, кто умел искусно прятаться. Однако особенности пассионарности как признака состоят, кроме прочего, в том, что она задерживается в популяции благодаря наличию так называемых «незаконных детей», наследующих биологические, а не социальные особенности родителей. Наличие же системных стезей, как жестких (социальных), так и корпускулярных (этнических), повышает значение признака для системы в целом, будь то «социальный организм», или суперэтнос. Ведь степень воздействия на природную среду и этническое окружение зависит не только от уровня техники, но и от пассионарной напряженности этноса как целостности, проходящей ту или иную фазу этногенеза. Но, мало того, Г. Ф. Дебец И. А. и Н. Н. Чебоксаровы указывают, что мутации охватывают не всю Ойкумену, а определенные географические регионы: «Наши предки имели коричневую кожу, черные волосы, карие глаза, а блондины со светлыми глазами появились путем мутаций, сосредоточившихся главным образом в Северной Европе у берегов Балтийского и Северного морей».

Но разве эта мутация отличается от пассионарных толчков чем-либо, кроме того, что они возникают несколько чаще?

Можно было бы запросто отмахнуться от ответа на вопрос о происхождении мутаций и причине мутагенеза. Сами биологи на этот вопрос ответа не дают, справедливо ссылаясь на то, что данные, получаемые ими в эксперименте, т. е. артефакт, и механическое перенесение закономерностей, прослеженных в лаборатории, на то, что мы видим в природе, неоправданны. Но наша наука - этнология располагает абсолютной хронологией, а с помощью такого инструмента можно достичь некоторых полезных результатов.

Поскольку мы приравняли пассионарный толчок к микромутации, то, исследуя историческим путем даты и ареалы толчков, мы можем обогатить биологию данными, которые биологи смогут интерпретировать со своих позиций. Выше было наглядно показано, что биологические микромутации, а на языке этнологии - образование суперэтносов, связанное с пассионарными толчками, всегда захватывает зону земной поверхности, вытянутую в меридиональном или широтном направлении под каким-либо углом к меридиану и широте. Но какие бы ландшафтные зоны ни находились на этой территории: горы, пустыни, морские заливы и т. п., она остается монолитной. Ландшафты и этнические субстраты обуславливают только то, что на охваченной взрывом пассионарности территории могут возникнуть два, три, четыре разных суперэтноса в одну и ту же эпоху. Заведомо исключен перенос признака пассионарности путем гибридизации, так как последняя непременно отразилась бы на антропологическом типе метисов. Наземные барьеры исключают также культурный обмен и заимствование путем подражания. То и другое легко было бы проследить на произведениях искусства и материальной культуры.

Очевидно, мы встречаем особое явление, требующее специального описания. Напомним, что новый суперэтнос (или этнос) возникает из обязательного смешения нескольких этнических субстратов. Но не напоминает ли это простую электрическую батарею, для получения тока в которой должны присутствовать цинк, медь и кислота? Это, конечно, метафора, но ведь она иллюстрирует энергетический процесс, постепенно затухающий вследствие сопротивления среды. Но если так, те импульс тоже должен быть энергетическим, а поскольку он, по-видимому, не связан с наземными природными и социальными условиями, то происхождение его может быть только внепланетарным.

Когда рассматриваешь ареалы пассионарных взрывов, то создается впечатление, будто земной шар исполосован неким лучом, причем - с одной лишь стороны, а распространение пассионарного толчка ограничивалось кривизной планеты. На месте «удара» появляются разнообразные мутанты, большая часть которых не жизнеспособна и исчезает в первом же поколении. Пассионарии также находятся вне нормы, но особенности пассионарности таковы, что, прежде чем ее устранит естественный отбор, она оставляет след в этнической истории и в истории искусства и литературы, поскольку то и другое - продукт жизнедеятельности этноса.

Можно выдвинуть и другие гипотезы происхождения пассионарных взрывов или толчков: случайные флуктуации, наличие блуждающего гена, реакция на экзогенный возбудитель. Однако всему перечисленному противоречат факты. Не исключено, что и изложенная здесь гипотеза не подтвердится, но это никак не повлияет на применение концепции энергетической природы этногенеза к насущным проблемам географии и истории.

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Региональные мутации Через четыре года после выхода в свет монографии А. П. Быстрова Г. Ф. Дебец опубликовал работу с потрясающим выводом. Массивные в древности кости черепа утончаются (грацилизация), причем это происходит не постепенно, а рывками, и не глобально, а по

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Монетные мутации Заметные с конца XIII в. расстройства в монетной сфере проявлялись также в изменениях стоимости используемых монет, в том, что называется монетными мутациями. Описание этого феномена я возьму из примечательного «Очерка по монетной истории Европы» Марка

Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

3.1. ПАССИОНАРНЫЕ СПАСИТЕЛИ РОССИИ Московское государство спас от Смуты и иноземных завоевателей русский народ, пожелавший сохранить свою страну и веру. Русских поддержали коренные народы - казанские татары, мордва, черемисы, карелы, пожелавшие остаться с Россией. За

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

6.5. Мутации На первый взгляд может показаться, что главный механизм наследственности чрезвычайно устойчив благодаря тому, что каждая вновь образованная клетка получает от клетки-родителя полный набор генов. Они будут управлять ростом и развитием «новорожденной», они же

Из книги Ельцин против Горбачева, Горбачев против Ельцина автора Мороз Олег Павлович

ТРЕВОЖНЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ ТОЛЧКИ Предвестие путча?В эти дни в Верховном Совете СССР произошли некие события, в которых, если на них оглянуться из сегодняшнего дня, нетрудно было бы разглядеть предвестие близкого августовского путча. 17 июня с докладом об экономическом

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович

"Пусковой момент" этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный толчок) - это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев, которое быстро увеличивается и у которого появляется через значительный промежуток времени возможность навязать свою волю большинству населения. В эти моменты происходит этническая перестройка, в результате которой из нескольких этнических субстратов - старых этносов - появляются новые. Старые при этом разваливаются, а новые активно развиваются. Гумилев отметил в известной нам мировой истории 17 пассионарных толчков. Он указывает, что места их появления - длинные полосы, идущие или вдоль меридиана, или по параллелям, или под углом к ним, но всегда - прямые: "Как будто кто-то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь" (1). Причину взрывов этногенеза автор усматривает в солнечной активности.

Из отмеченных Гумилевым пассионарных толчков, укажем некоторые.

Самым важным Гумилев считает образование нового этноса, называвшего себя "христианами". У этого этноса не могло быть единства территории, языка, происхождения. В Римской империи, где была установлена веротерпимость, христиане были исключением и причиной тому было ощущение "чуждости" их склада и поведения всем другим "языцем". Количество их, несмотря на гонения, увеличивалось, пока в 1У веке они не стали преобладать, и тогда возник новый этнос - "христиане-ромеи", а Рим превратился в Византию.

Пассионарный толчок VI в. н.э., осью которого является линия, соединяющая Мекку и Чанъань, вызвал к жизни арабский этнос в Аравии, раджпутов - в Индии, тибетцев. Началась борьба за объединение Кореи.

В VIII веке пассионарный толчок затронул испанцев, что ознаменовалось началом Реконкисты; франков, в результате чего империя Карла Великого раскололась на национально-феодальные государства; скандинавов, выплеснувших в Европу наводившие ужас дружины викингов и т.п.

Взрыв этногенеза в ХI веке привел к образованию в ХII веке этносов чжурчженей, сокрушивших киданьскую империю Ляо, и монголов, объединившихся под властью Чингисхана. На западе ось толчка выклинилась у южной оконечности Байкала. Основная же часть его, по-видимому, пришлась на поверхность Тихого океана.

Толчок ХIII века породил литовский (Великое княжество литовское) и великорусский (собирание земель вокруг Москвы) этносы, турок-осман и эфиопов.

Пусковой момент этногенеза можно считать подобием толчка, сообщившего этнической системе инерцию, утрачиваемую при сопротивлении среды. Схема: быстрый подъем пассионарности и медленная ее утрата - действительна для всех известных этносов. Следовательно, этногенез - инерционный процесс, более или менее интенсивная утрата пассионарности системы, иными словами, гибель пассииоонариев и их генов; это особенно касается войн, в которых пассионарии гибнут первыми.

Пассионарный толчок - это такой разрыв естественной причинности, который закрыт для научного познания при настоящем уровне развития науки. На сегодняшний день он недоступен проверке опытом, и остается гипотезой. Пассионарный толчок знаменует рождение нового организма - этноса, который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз, подобных различным возрастам человека. Это следующие фазы: фаза подъема - быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; фаза пассионарного перегрева (акматическая) - когда число пассионариев в этносе максимально; фаза надлома - резкое уменьшение числа пассионариев и стеснение их субпассионариями; инерционная фаза - медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации - полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают его погубить до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт из гармоничных особей. Эту этническую эволюцию проделали все этносы, которые мы считаем примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков.

Пассионарность - обязательный элемент этногенеза, без которого его нет и не может быть. Если пассионарность вынести за скобки, внутри скобок останутся локальные черты тех или иных этносов (предмет изучения этнографии).

Пассионарность

Пассионарность - это активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто - иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко - как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом пассионарии характеризуются значительным доминированием социальных (прежде всего - потребности в лидерстве) и идеальных потребностей над биологическими (витальными), хотя последние могут быть ярко выражены. В соотношении потребностей развития и сохранения резко преобладают потребности развития.

Примерами пассионарности могут служить:

Античный полис, который впервые создает систему ценностей, где интересы социума встают над интересами личности (идея патриотизма, верности законам отечества);

Великая Французская и все следующие за ней социальные революции; патриотические войны, вызывающие подъем национального духа (Минин и Пожарский, Отечественная война 1812 г. и т.п.).

Это микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200-400 км и длинной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте. Вывод о существовании таких микромутаций был сделан Л.Н.Гумилевым на основе выявленной им исторической закономерности, согласно которой новые суперэтносы возникают одновременно и по одной линии, вытянутой по поверхности Земли на многие тысячи километров через любые ландшафтные препятствия (например, толчок I в. н.э.:

готы - славяне - даки - христиане - иудеи - абиссинцы (аксумиты),

или толчок VI в.н.э.:

арабы (мусульмане) - раджпуты - боты (Южный Тибет) - табгачи - средневековые китайцы - корейцы (Силла) - японцы (Ямато)).

Очевидно, что на таких гигантских по размаху и геодезически правильных полосах не могла начинаться одновременно «классовая борьба» или происходить мгновенное распространение генетического признака из одной точки (наличие такого препятствия, как Тибет, исключало в VI в. всякое быстрое взаимодействие между людьми). При этом Л.Н.Гумилевым было установлено, что в период непосредственно после II тысячелетия. до н.э. во всех затронутых им регионах происходил быстрый рост активности новых этнических образований (а также их численности), изменялись стереотипы поведения, возникали новые идеологические и религиозные течения. Единственной гипотезой, объясняющей удивительную синхронность этих явлений в различных частях света, стало учение Л.Н.Гумилева о пассионарных толчках как генетических микромутациях. Закономерно встал вопрос о происхождении мутагенного фактора, порождающего эти толчки. Из всех предположений после их подробного анализа было выбрано одно: толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность на поверхности Земли.

Этнос в своем развитии проходит несколько фаз.

Римской цифрой указан порядковый номер толчка, в скобках – начальный момент толчка. Арабскими цифрами пронумерованы этносы, возникшие вследствие данного пассионарного толчка, причем вначале идет историческое или условное название этноса, затем в скобках название географической или этнокультурной области появления этноса, соответствующее точке на карте. В некоторых случаях вслед за этим дается краткая характеристика или важнейшие события фазы подъема.

I. (XVIII в. до н.э.) 1. Египтяне-2 (Верхний Египет). Крушение Древнего Царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое Царство. Столица в Фивах. (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нубию и Азию. 2. Гиксосы (Иордания. Сев. Аравия). 3. Хетты (Вост. Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хурритских племен. Возвышение Хаттуссы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.

II (XI в. до н.э.) 1. Чжоусцы (Сев. Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу древней империи Шан-Инъ. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы, на юге, пустыни на севере. 2.(?) Скифы, (Центральная Азия). 3. Кушиты (Большая излучина Нила). Формирование и становление Напатского царства в X – VIII вв. до н.э. Возвышение Напаты, и объединенное Египетско-Кушитское государство.

III. (VIII в. до н.э.) 1. Римляне (Центр. Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на Среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н.э. Смена культа, организация войска и политической системы. Появление латинского алфавита. 2. Самниты (Италия). 3. Этруски (С.-З. Италия) 4. Галлы (Южн. Франция). 5. Эллины (Сред. Греция). Упадок ахейской крито-микенской культуры в XI – IX вв. до н.э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ 6. Лидийцы. 7. Карийцы. 8. Киликийцы. 9. Персы (Иран). Образование мидян и персов. Дейох и Ахемен – основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием Царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.

IV. (III в. до н.э.) 1. Сарматы, (Казахстан). Вторжение в Европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий. 2. Кушаны-согдийцы (Ср. Азия). 3. Хунны (Южная Монголия). Сложение хуннского родо-племенного союза. Столкновение с Китаем. 4. Сяньби. 5. Пуе. 6. Когуре (Южн. Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение корейского государства Уосон (III – II вв. до н.э.) Образование на месте смешанного тунгусо-манъчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.

V. (I в. н.э.) 1. Готы (Южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Черному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе. 2. Славяне. Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Черного морей. 3. Даки (Современная Румыния). 4. Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института Церкви. Расширение за пределы Римской империи. 5. Евреи. Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Войны с Римом. Широкая эмиграция за пределы Палестины. 6. Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.

VI. (VI в. н.э.) 1. Арабы-мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира. 2. Раджпуты (долина Инда). Низвержение Империи гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну. 3. Боты (Южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай. 4. Табгачи. 5. Китайцы-2 (Сев. Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения Северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековый китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии. 6. Корейцы. Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силлы. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка. 7. Ямато (японцы). Переворот Тайка. Возникновение централизованного государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.

VII. (VIII в. н.э.) 1. Испанцы, (Астурия). Начало реконкисты, неудачно. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон. Графство Португалия – на базе смешения испано-римлян, готов, аланов, лузитан и др. 2. Франки (французы). 3. Саксы (немцы). Раскол Империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви. 4. Скандинавы (Южная Норвегия, Северная Дания). Начало движения викингов. Появление поэзии и рунической письменности. Оттеснение лопарей в тундру.

VIII. (XI в. н.э.) 1. Монголы, (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства – ясы и письменности. Расширение Улуса от Желтого до Черного моря 2. Чжур-чжэни (Маньчжурия). Образование империи Цзинъ полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание Северного Китая.

IX. (XIII в. н.э.) 1. Литовцы. Создание жесткой княжеской власти. Расширение княжества Литовского от Балтийского до Черного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей. 2. Великороссы. Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы. 3. Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация беиликом Брусы активного населения мусульманского востока с добавкой пленных славянских детей (янычары) и моряков, морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко. 4. Эфиопы (Амхара, Шоа в Эфиопии). Исчезновение древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия. Возвышение и расширение царства Эфиопия в Восточной Африке.

8. Пассионарный признак передается по наследству половым путем, о чем свидетельствует тот факт, что процессы этногенеза в местах, не затронутых пассионарным толчком, начинаются только после распространения на эти территории представителей уже пассионарных этносов. Это, в свою очередь, позволяет говорить об этногенезе как о флуктуации живого вещества человеческих организмов, а о пассионарном толчке как о микромутации на поведенческом уровне.

Мы специально заострим внимание на явлении пассионарного толчка, ибо именно оно указывает на космический характер (внешний по отношению к Земле) причины пускового момента этногенеза. Синхронность и кратковременность начал процессов этногенеза по всей длине полосы, ее узость и протяженность устраняют возможность социальной, климатической и геологической интерпретаций. Более того, геометрия линий толчков (близость к геодезическим) указывает на то, что центрально-симметричные поля Земли имеют определенное отношение к описываемому явлению, что, вероятнее всего, обусловлено взаимодействием этих полей с внешним космическим источником мутаций.

Поиск источников подобных мутаций не может быть плодотворным до тех пор, пока указанные пассионарные толчки не описаны нами подробно, в пространстве и во времени. В этом мы и видим основную задачу настоящей работы. Но перед тем как дать надлежащее описание толчков, следует остановиться на методике определения начальных моментов процессов этногенеза и их территориальной локализации, т.е. методике выявления объективных признаков образования пассионарных популяций.

Таких объективных признаков, универсальных для всех известных и подробно освещенных в истории процессов этногенеза, можно назвать восемь.

1. Появление пассионариев в статистически значимых количествах в ареале толчка (но не за его пределами).

2. Смена этнического стереотипа поведения в ареале толчка.

3. Территориальное расширение новорожденных этносов из первоначального ареала.

4. Демографический взрыв населения в ареале толчка.

5. Жесткая регламентация поведения членов новорожденного этноса, контроль брачных отношений, установление охранительных мер по отношению к кормящему ландшафту.

6. Повышение активности во всех сферах жизнедеятельности: политической, военной, административной, культурной, религиозной.

7. Рост числа субэтносов (подсистем этноса), внутриэтническое деление стереотипа поведения с появлением его субэтнических вариантов.

8. Одновременность (1 – 2 поколения) и непрерывность (пространственная) отмеченных признаков по всей полосе пассионарного толчка у этносов-ровесников, хотя часто на территории, задетой толчком, лежат непроходимые барьеры: горы, пустыни, моря. В этом случае один толчок порождает несколько этносов, но фазы их этногенезов синхронны.

Это очень важно. Этническая история неполна. Чаще всего остается неосвещенным начальный момент этногенеза – эпоха толчка и фаза подъема, но, имея готовую схему, несложно взять корректив по соседним этногенезам, а когда известно, где искать, – найти легко.

Кроме того, обычно пассионарный толчок даже в пограничных регионах вызывает к исторической жизни не один этнос, а несколько, образующих системную конструкцию, называемую суперэтносом. Происходит как бы перемешивание старых этносов и рождение новых, с оригинальной культурой и обновленным стереотипом поведения. Так, в Западной Европе на месте «Римского мира» в IX в. образовался романо-германский суперэтнос, куда вошли испанцы и норвежцы, французы и немцы, англичане и итальянцы, но не кельты Ирландии, не греки, сербы и болгары и не восточные славяне, судьба которых сложилась по-иному. Это показывает, что здесь мы видим не смену социальной формации, ибо феодализм был у всех, а явление экзогенное, лежащее в сфере природы, а не культуры. Следовательно, это воздействия на биосферу мутогенного фактора, а таково только жесткое облучение, не сильное, но меняющее какую-то сторону физиологии людей.

Как известно, энергетические факторы на спонтанное социальное развитие непосредственно влиять не могут . Следовательно, они влияют на природную сторону человеческого организма, живущего как все организмы, за счет биохимической энергии живого вещества биосферы, описанной В.И. Вернадским. Изменения концентрации этой энергии создают подъемы и спады пассионарности, а коль скоро так, то этногенез – функция пассионарных флуктуации, возбуждаемых экзогенными эксцессами, но откуда они берутся?

Для того чтобы создать эксцесс или, что то же, произвести толчок, нужен энергетический импульс. Земля получает энергию из трех источников: 1) от Солнца; 2) подземного радиораспада и 3) от рассеянных пучков энергий в Галактике (В.И. Вернадский). Сразу можно отбросить солярную гипотезу, ибо Солнце освещает одновременно целое полушарие, а не узкую полосу шириной в 200 – 300 км. Не годится и подземная, потому что полосы варьируют вне зависимости от геологического строения территорий, по которым они проходят. Не имеет значения и уровень социального развития этносов, подвергаемых мутогенному воздействию, а наземные физико-географические условия способствуют консервации гомеостатических систем-биоценозов, в которых человек – верхнее завершающее звено. Остается неотброшенной одна гипотеза – вариабельное космическое облучение. Пока она не может быть строго доказана, но зато не встречает фактов, ей противоречащих.

Представим себе поверхность Земли как экран, на который падают космические лучи, большая часть их задерживается ионосферой, но некоторые достигают поверхности Земли, чаще ночью, так как ионосфера и космическая радиация нестабильны, даже в суточном цикле . Будучи деформированы магнитным (или гравитационным?) полем Земли, эти космические импульсы примут облик геодезических линий, не зависящих от наземных ландшафтов. Очевидно, не все, но некоторые из них обладают мутогенными свойствами, и в облученных ареалах появляются мутанты. Уроды устраняются естественным отбором быстро, а пассионарии – медленно, потому что пассионарность – тоже нарушение нормы, но особое, устойчивое и несущее определенную нагрузку в становлении человечества как вида.

Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая – о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди . Если наложить на его кривую (см. рис. на стр. 321) моменты толчков, то можно заметить, что четыре толчка попадают на максимумы и лишь один на минимум. Остальные лежат на точках перегиба кривой Эдди. Есть ли в этом какая-либо закономерность, нам, этнологам, сказать трудно. Ответ за астрофизиками. Вторая гипотеза – о возможной связи со вспышками сверхновых. Но таких совпадений нам известно только два. Толчку, имевшему место в конце I в. до н.э., как будто бы соответствует недавно обнаруженная звезда, вспыхнувшая в 5 году до н.э. , а толчку XI в. н.э. – появление Крабовидной туманности в 1054 году . Может быть, это совпадение случайно.

Хотя окончательный ответ может быть дан лишь тогда, когда станут известны (если станут) сверхновые, вспыхивавшие в древности и средневековье.

Связь пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности.


Но даже если гипотезы в будущем не подтвердятся, что это изменит в описании феномена этногенеза? Ничего! Просто одна из версий научного поиска сменится другой версией, а это и есть путь Науки.

В отличие от феномена этногенеза, этническая история полифакторна. На цепь событий в их связи и последовательности влияют и социальная закономерность, и географическая обусловленность, и разнохарактерные этнические контакты. Все они – явления наземные и, следовательно, для нашей темы только фон. Однако без них нельзя, ибо пассионарный толчок деформирует этносы, уже имеющие свою судьбу и внутреннюю структуру. Хотя сам толчок краток, но перестройка, т.е. латентный период нового этноса, занимает около 150 лет, после чего история обнаруживает смену цвета времени.

Так, пассионарный толчок, породивший Великое переселение народов, смену Рима Византией, образование Аксума, гибель Дакии и разгром Иудеи, имел место на рубеже н.э., а все перечисленные события произошли во II в. н.э., больше чем через век. Следовательно, от исторической даты надо отнимать полтора века, что в пределах законного допуска. Зато исторические начала заметны, ибо связаны с крупными событиями. Поэтому в прилагаемой легенде к карте пассионарных толчков характерные события фазы подъема не включают событий инкубационных периодов этногенеза. И все же мы можем уверенно говорить о начальных моментах толчков, ибо почти для каждого толчка в одном-двух случаях (этносов) удается заметить примерную дату рождения первого поколения пассионарных мутантов.

Предложенная карта пассионарных толчков отражает состояние этнологии в настоящий момент (1984). Белые пространства на ней – временное явление. И глядя на них, не следует думать, что ни в Западном, ни в Южном полушариях толчков не было никогда. Конечно, они были, но когда и где конкретно проходили – этого с такой уверенностью, как для Евразии, пока сказать нельзя. Нет необходимых письменных источников. О толчках здесь мы можем говорить только с прибавкой «видимо». Видимо, ацтеки, муиски и инки появились в результате толчка, прошедшего на рубеже XI – XII вв. по линии от Аризоны до оз. Титикака. Эта линия также весьма близка к геодезической, как и остальные девять. В XIII в. н.э. началось расселение полинезийцев с островов Таити. II это движение, продолжавшееся до XVI в., бесспорно, пассионарный подъем. Такой же подъем мы наблюдаем в XIX в. у зулусов в Южной Африке. И тем не менее об этих толчках мы предпочли не говорить, фиксируя внимание только на достоверных, проверенных явлениях. При дальнейшем развитии этнологии число обнаруженных толчков, естественно, может увеличиться, может удлиниться и протяженность линий, уже найденных и отмеченных на нашей карте.

Какая из гипотез о природе толчков победит, сказать трудно. Видимо, та, которая объяснит механизм мутаций. Пассионарии-мутанты, и древнеегипетские, и римские, и монгольские, были одинаково пассионарны. А значит, рекомбинация (или разрыв) фрагментов хромосомы зародыша человека есть определенная, повторяющаяся от толчка к толчку химическая реакция, происходящая весьма быстро и необратимо под воздействием неизвестного пока излучения в оптической части спектра. Мы знаем сейчас, что подобные перестройки на генном уровне легко стимулируются лучом лазера, что нашло уже применение в народном хозяйстве для получения урожайных сортов сельскохозяйственных растений . Думается, что характер «пассионарного» излучения должен быть близок по своей природе к подобным лучам. Испускают ли их Солнце или звезды, вспыхивающие время от времени в нашей Галактике, покажет дальнейшее развитие науки.