Эмоциональное выгорание: диагностика и профилактика. Как бороться с эмоциональным выгоранием Признаки синдрома выгорания

  • 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
  • 7.Функции и принципы детского консультирования.
  • 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
  • 9.Модель идеального психолога-консультанта.
  • 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
  • 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
  • 12.Характеристика психодинамического консультирования.
  • 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
  • 14.Основные положения трансакционного анализа.
  • 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
  • 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
  • 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
  • 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
  • 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
  • 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
  • «Психологическая норма» для образа луга
  • Детали луга
  • Отклонения от нормы в образе луга
  • Пошаговая инструкция визуализации
  • Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
  • 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
  • 22.Эклектичность современного консультирования.
  • 23.Виды документации психолога-консультанта.
  • 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
  • 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
  • 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
  • 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
  • 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
  • 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
  • 30.Предъявления психологического заключения адресату.
  • 31.Определение проблемы и ее контекста.
  • 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
  • 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
  • 34.Требования к личности психолога-консультанта.
  • 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
  • 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
  • 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
  • 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
  • 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
  • 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
  • 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
  • 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
  • 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
  • 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
  • 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
  • Пояснение
  • Конфронтация
  • Обобщение
  • 46.Техники структурирования процесса консультирования.
  • 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
  • 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
  • 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
  • 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
  • 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
  • 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
  • 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
  • 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
  • 56.Особенности консультирования подростков.
  • 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
  • 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
  • 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
  • 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
  • 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
  • 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
  • 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
  • 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
  • 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.
  • 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

    Профилактика синдрома выгорания использует некоторые методы, которые применяются при лечении. То, что служит защитой от эмоционального истощения, может эффективно использоваться и при терапии.

    С целью профилактики синдрома используются личностно-ориентировочные методики, которые направлены на улучшение личных качеств, противостояние стрессовым состояниям с помощью изменения своего отношения, поведения и пр. Необходимо, чтобы человек сам участвовал в решении проблемы. Он должен ясно понимать, что такое синдром выгорания, какие последствия возникают при длительном течении заболевания, какие бывают стадии, что нужно для того, чтобы избежать развития синдрома и повысить свои эмоциональные ресурсы.

    На первых порах заболевания нужно обеспечить человеку хороший полноценный отдых (при этом необходима полная изоляция от рабочей обстановки на некоторое время). Также может потребоваться помощь психолога, психотерапевта.

    Хорошими профилактическими свойствами обладают следующие рекомендации:

    1регулярный отдых, нужно уделять определенное время работе, определенное время досугу. Повышение эмоционального выгорания каждый раз происходит при исчезновении границ между работой и домом, когда работа занимает всю основную часть жизни. Для человека крайне важно иметь свободное от работы время.

    2физические упражнения (минимум три раза в неделю). Спорт способствует выходу негативной энергии, которая накапливается в результате постоянных стрессовых ситуаций. Нужно заниматься теми видами физической нагрузки, которая приносит удовольствие – прогулки, бег, велосипед, танцы, работа в огороде и т.п., в противном случае, они начнут восприниматься как скучные, малоприятные и начнутся всевозможные попытки их избежать.

    3сон, способствует снижению стресса. Полноценный сон, который длится в среднем 8-9 часов. Недостаток ночного отдыха может усугубить и без того напряженное состояние. Человек выспался, когда без труда встает при первых звонках будильника, только в этом случае, можно считать организм отдохнувшим.

    4нужно поддерживать благоприятную обстановку на рабочем месте. На работе лучше делать частые короткие перерывы (например каждый час по 3-5 минут), которые будут эффективнее тех, которые длятся дольше, но реже. Нужно снизить употребление продуктов, с высоким содержанием кофеина (кофе, кола, шоколад), потому что он является сильным стимулятором, который способствует стрессу. Замечено, что через три недели (в среднем) после прекращение употребления кофеиновых продуктов у человека снижается тревожность, беспокойство, боль в мышцах.

    5нужно разделять ответственность, научиться отказывать. Человек, который живет по принципу «чтобы было хорошо, нужно сделать самому», неизбежно станет жертвой синдрома выгорания.

    6нужно иметь хобби. Человек должен знать, что интересы помимо работы, позволяют снизить напряжение. Желательно, чтобы увлечение помогало расслабиться, например живопись, скульптуры. Экстремальные увлечения повышают эмоциональное напряжение человека, хотя некоторым людям такая смена обстановки идет на пользу.

    Синдром выгорания это, в первую очередь усталость от длительной работы в усиленном режиме. Организм израсходует все свои запасы – эмоциональные, физические – у человека не остается сил больше ни на что. Поэтому профилактикой синдрома эмоционального выгорания, в первую очередь, служит хороший отдых. Можно регулярно проводить выходные на природе, отпуск в путешествии, заниматься спортом. Также хорошо помогают при развитии синдрома выгорания психологические тренинги, различные расслабляющие методики (релаксация, йога и пр.). Нужно развиваться на личностном уровне – читать новые книги, узнавать новое, искать новые области для применения своего мастерства. Нужно обязательно достигать поставленной цели, вести здоровый образ жизни, избавляться от постоянного чувства вины. Необходимо достигать поставленного результат и ценить это, каждое новое достижение – это повод для радости.

    Одним из способов защитить себя от эмоционального истощения, это развитие в профессиональном плане и самосовершенствование. Обмен информацией, опытом с представителями другой службы, является хорошим способом ощутить мир более широко (а не только в пределах собственного коллектива). Для этого сейчас существует множество способов: конференции, семинары, курсы повышения квалификации и т.п.

    Нужно научиться избегать ненужную конкуренцию. Иногда возникают ситуации, при которых стремление выиграть, во что бы то ни стало, порождает чувство тревоги, агрессию, раздражительность, что становится причиной развития синдрома выгорания.

    При общении, когда человек делится своими чувствами, переживаниями, значительно снижается вероятность эмоционального истощения. Поэтому делитесь с близкими своими переживаниями, ищите вместе выход из сложной ситуации. Ведь поддержка и понимание близкого человека это хорошая профилактика эмоциональному выгоранию.

    Для снижения риска развития синдрома профессионального истощения необходимо:

    1по возможности правильно рассчитывать и распределять нагрузки

    2уметь переключать внимание

    3относиться проще к возникающим рабочим конфликтам

    Синдром выгорания – это результат действия стресса, сильного, длительного, тяжелого. Данное заболевание может развиться у любого человека, у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени. Для снижения рисков развития, нужно научиться избавляться от негативных эмоций внутри себя, нельзя, чтобы они накапливались, тяготили нас. Рано или поздно это приведет к полному упадку сил, как физических, так и моральных. Состояние при синдроме эмоционального выгорания иногда доходит до крайне тяжелого, при котором необходима квалифицированная помощь специалиста, прием лекарственных препаратов. Но чтобы не доводить себя до такого, нужно самостоятельно настраиваться на позитивный лад, радоваться жизни, собственным успехам и достижениям.

    В последнее время все чаще в СМИ можно встретить упоминания о синдроме эмоционального выгорания. Это не что иное, как эмоциональное истощение, возникшее в результате продолжительного воздействия на человека профессионального . Синдром регистрируется среди людей коммуникативных профессий: педагогов, социальных работников, психологов, медиков, торговых агентов, менеджеров по работе с клиентами.

    Причины

    Эмоциональному выгоранию подвержен каждый человек.

    На развитие эмоционального перенапряжения влияют как объективные внешние обстоятельства трудовой среды, так и личностные особенности человека.

    К факторам, относящимся к личностным особенностям человека, следует отнести:

    • Профессиональный опыт;
    • Трудоголизм;
    • Ориентацию на результат;
    • Желание все контролировать;
    • Идеализированные ожидания от работы и жизни в целом;
    • Особенности характера (тревожность, ригидность, нейротизм, эмоциональная лабильность).

    К внешним факторам следует отнести:

    • Чрезмерный объем работы;
    • Монотонность трудовой деятельности;
    • Ответственность за результаты выполненной работы;
    • Ненормированный график;
    • Межличностные конфликты;
    • Отсутствие должного морального и материального вознаграждения за выполнение работы;
    • Необходимость работы с тяжелым контингентом клиентов (пациентов, учеников);
    • Эмоциональная вовлеченность в проблемы клиентов (пациентов, учеников);
    • Неудовлетворительное положение в коллективе и обществе;
    • Отсутствие времени на отдых;
    • Высокая конкуренция;
    • Постоянная критика и т.д.

    Стресс, в том числе и профессиональный, развивается в три стадии:


    Симптомы

    В структуре СЭВ выделяют три фундаментальных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

    Эмоциональное истощение выражается чувством усталости, опустошения. Эмоции становятся блеклыми, человек ощущает, что не способен ощущать ту гамму чувств, что раньше. В целом в профессиональной сфере (а затем и в личной) превалируют негативные эмоции: раздражительность, подавленность.

    Деперсонализация характеризуется восприятием людей скорее не как личностей, а как объектов, общение с которыми происходит без эмоционального вовлечения. Отношение к клиентам (пациентам, ученикам) становится бездушным, циничным. Контакты становятся формальными и обезличенными.

    профессиональных достижений характеризуется тем, что человек начинает сомневаться в своем профессионализме. Достижения и успехи на трудовом поприще кажутся незначимыми, а перспективы в карьере - нереальными. Появляется безразличие к работе.

    Синдром эмоционального выгорания неизменно отражается не только на профессионализме человека, но и на психическом и физическом здоровье.

    Так, принято выделять несколько групп симптомов, свойственных СЭВ:

    • Физические симптомы - усталость, головокружение, потливость, мышечная дрожь, нарушения сна, диспептические расстройства, колебания артериального давления, изменение веса, одышка, метеочувствительность.
    • Эмоциональные симптомы - пессимизм, цинизм, чувства беспомощности и безнадежности, тревога, подавленное настроение, раздражительность, чувство одиночества, чувство вины.
    • Изменения в интеллектуальной сфере - потеря интереса к получению новой информации, потеря интереса к жизни, отсутствие желания разнообразить свой досуг.
    • Поведенческие симптомы - длительная рабочая неделя, усталость при выполнении рабочих обязанностей, необходимость делать частые перерывы в работе, безразличие к еде, пристрастие к алкоголю, никотину, импульсивные поступки.
    • Социальные симптомы - отсутствие желания принимать участие в общественной жизни, скудное общение с коллегами и родными, изоляция, ощущение непонимания другими людьми, чувство нехватки моральной поддержки.

    Почему же так много внимания уделяют этому синдрому? Все дело в том, что СЭВ влечет за собой серьезные последствия, такие как:


    В целом, СЭВ можно воспринимать как своеобразный механизм психологической защиты. Полное или же частичное отключение эмоций в ответ на действие стрессорного фактора позволяет экономно расходовать имеющиеся энергетические ресурсы.

    Диагностика

    Для выявления синдрома эмоционального выгорания, степени его выраженности используются всевозможные опросники.

    Основные методики, применяемые для исследования СЭВ:

    • Диагностика эмоционального выгорания Бойко В.В. («Диагностика уровня эмоционального выгорания»);
    • Методика А.А. Рукавишникова «Определение психического выгорания»;
    • Методика «Оценка собственного потенциала выгорания»;
    • Методика К. Маслач и С.Джексон «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)».

    Лечение

    Универсальной панацеи от синдрома эмоционального выгорания не существует. Но недооценивать проблему не стоит, это может привести к ухудшению здоровья и качества жизни в целом.

    Если Вы заметили у себя признаки СЭВ, постарайтесь реализовать следующие рекомендации:


    При выраженном синдроме эмоционального выгорания следует обратиться к психотерапевту. Врач может использовать следующие подходы:

    • Психотерапию (когнитивно-бихевиоральную, клиент-центрированную, обучение релаксационным методикам, проведение тренингов коммуникативных навыков, повышения эмоционального интеллекта, уверенности в себе);
    • Медикаментозную терапию (назначение антидепрессантов, анксиолитиков, снотворных средств, бета-адреноблокаторов, ноотропов).

    Важно предоставить человеку возможность обсудить эмоции после критического события. Это можно осуществить как на индивидуальных встречах с психологом, так и на совместных собраниях с коллегами.

    Обсуждения события позволяют человеку выразить свои эмоции, переживания, агрессию. Кроме того, такой подход поможет человеку осознать свои стереотипы действий, увидеть их неэффективность, разработать адекватные способы реагирования на всевозможные стрессовые ситуации, научиться разрешать конфликты и строить продуктивные отношения с коллегами.

    профессиональный эмоциональный социальный сгорание

    Синдром эмоционального сгорания (СЭС) обусловлен нарушениями и сложностями, возникающими в организме человека в процессе его профессиональной деятельности. Это ответ организма на ситуацию, вызывающую постоянный, продолжительный стресс.

    СЭС характеризуется как состояние психического утомления и разочарования и чаще всего возникает у людей, так называемых помогающих (хелперских) профессий. Данное состояние сопровождается эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности.

    Симптомы, сопровождающие синдром эмоционального сгорания, условно можно разделить на три группы: связанные с физическим состоянием человека, связанные с его социальными отношениями, внутриличностные переживания человека.

    Симптомы, связанные с физическим состоянием, свидетельствуют о том, что в организме человека происходят некие процессы, способные вызвать ухудшение состояния здоровья. К таким симптомам относятся:

    Повышенная утомляемость, апатия;

    Физическое недомогание, частые простуды, тошнота, головная боль;

    Боли в сердце, повышенное или пониженное давление;

    Боли в области живота, нарушение аппетита и режима питания;

    Приступы удушья, астматические симптомы;

    Увеличение потливости;

    Покалывания за грудиной, мышечные боли;

    Нарушения сна, бессонница.

    Симптомы, связанные с социальными отношениями, проявляются при контактах человека с окружающими: коллегами, клиентами, близкими и родственниками. К ним относятся:

    Появление тревоги в тех ситуациях, где раньше она не возникала;

    Раздражительность и агрессивность в общении с окружающими; циничное отношение к клиентам, к идеям общего дела, к своей работе;

    Нежелание работать, перекладывание ответственности;

    Отсутствие контакта с клиентами и/или нежелание улучшать качество работы;

    Формализм в работе, стереотипность поведения, сопротивление переменам, активное неприятие любого творческого начала;

    Отвращение к пище или переедание;

    Злоупотребление химическими веществами, изменяющими сознание (алкоголь, курение, таблетки и др.);

    Вовлечение в азартные игры (казино, игровые автоматы).

    Внутриличностные симптомы касаются процессов, происходящих внутри человека и обусловленных изменением его отношения к себе, своим поступкам, мыслям и чувствам. К ним относятся:

    Повышенное чувство жалости к себе;

    Ощущение, собственной невостребованности;

    Чувство вины;

    Тревога, страх, ощущение загнанности;

    Заниженная самооценка;

    Ощущение собственной угнетенности и бессмысленности всего происходящего, пессимизм;

    Разрушительное самокопание, проигрывание в голове ситуаций, связанных с сильными негативными эмоциями;

    Психическое истощение;

    Сомнение в эффективности работы.

    У каждого человека синдром сгорания протекает с разной степенью выраженности симптомов. Изначальное предположение, что наиболее уязвимыми к синдрому эмоционального сгорания являются люди, много лет проработавшие в помогающих профессиях, оказывается верным не всегда, как выяснилось, с течением времени многие из них адаптируются к профессии и вырабатывают собственные способы профилактики синдрома сгорания. Гораздо больше случаев СЭС происходит среди молодых специалистов.

    Наиболее распространённой моделью синдрома профессионального сгорания является трёхкомпонентная модель, в соответствии с которой синдром профессионального выгорания включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

    Развитию синдрома эмоционального сгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, в ущерб своим потребностям в других сферах жизни. Это приводит к развитию первого признака синдрома сгорания-эмоционального истощения. Эмоциональное истощение выражается в появлении эмоциональной опустошенности и ощущении усталости, вызванной работой. Ощущение усталости не проходит после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) оно становится меньше, но по возвращении в привычную рабочую ситуацию возобновляется с прежней силой. Эмоциональные перегрузки и невозможность восполнения энергии приводят к попытке самосохранения через отстраненность и отчуждение. Заниматься своей работой с прежней энергией человек уже не в состоянии. Работа выполняется в основном формально. Эмоциональное истощение является основным признаком профессионального сгорания.

    В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное и циничное отношение к клиенту, обращающемуся с целью получить лечение, консультации, образовательные и другие услуги. Клиент воспринимается как некий обезличенный объект. У консультанта может появиться иллюзия, что все проблемы и беды клиента даны ему во благо. Негативное отношение сказывается в ожидании худшего, нежелании общаться, игнорировании клиента. В кругу своих коллег «сгорающий» специалист рассказывает о нем с неприязнью и пренебрежением. На первых порах он отчасти еще может сдерживать свои чувства, но постепенно ему становится все труднее это делать, и в конце концов они начинают буквально выплескиваться наружу. Жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек, который обратился к профессионалу за помощью и надеялся в первую очередь на гуманное отношение.

    Редукция или принижение личностных достижений сопровождается снижением самооценки консультанта. Основными проявлениями этого симптома являются:

    Тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов;

    Негативизм по отношению к служебным обязанностям, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других.

    Консультант теряет видение перспектив своей профессиональной деятельности, получает меньше удовлетворения от работы, утрачивает веру в собственные профессиональные возможности, и в результате у него возникает чувство некомпетентности и обреченности на неуспех.

    В данном случае уже можно говорить о полном сгорании специалиста. Человек еще сохраняет некий апломб и внешнюю респектабельность, но, если приглядеться, станут очевидны его «пустой взгляд» и «холодное сердце»: будто весь мир стал ему безразличен.

    Как ни парадоксально, но синдром сгорания является защитным механизмом нашего организма, поскольку заставляет нас дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время данное утверждение оказывается справедливым лишь в случае, когда речь идет о самом начале формирования данного состояния. На более поздних стадиях «сгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с окружающими. «Сгорающий» может не осознавать причин происходящих в нем процессов. Для защиты себя он перестает воспринимать собственные чувства, связанные с работой. Формализм, жесткие интонации и холодные взгляды, к которым мы уже почти привыкли в поликлиниках, школах, других административных организациях, в большинстве случаев являются проявлениями синдрома эмоционального сгорания.

    Можно выделить две основные группы причин, играющих ключевую роль в формировании и развитии синдрома профессионального сгорания: причины внутреннего и внешнего характера.

    Причины внутреннего характера - связаны с индивидуальными особенностями человека: возраст, завышенные ожидания, самокритичность, самоотверженность, готовность к тяжелой работе, потребность доказать свою состоятельность.

    Причины внешнего характера - связаны с особенностями профессиональной деятельности: «трудный» контингент, эмоционально напряженная деятельность, тяжелые условия труда, повышенная требовательность руководства, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.

    Профессиональная деятельность претерпевает существенные изменения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек - человек», профессиональное заболевание, называемое синдромом «эмоционального сгорания». Это связано с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором», что также относится к факторам профессионального риска.

    Термин -- «эмоциональное сгорание» был введен одним из американских психиатров в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Сущности этого заболевания были посвящены исследования многих ученых.

    Эмоциональное выгорание – это синдром, проявляющийся в эмоциональном истощении, которое вследствие своего нарастания может влечь патологические изменения личности, социальных контактов, а также когнитивных функций. Понятие используется, когда характеризуется эмоциональное состояние сотрудников и чаще всего употребляется при характеристике отношения к собственным трудовым обязанностям и деятельности.

    В клинической стадии развития, когда человек не может обойтись без помощи специалистов, эмоциональное выгорание приводит к полному безразличию относительно собственной работы, возникновению негативизма относительно пациентов или клиентов. Страдают отношения с коллегами, самоощущение, как специалиста, которые переходят в невротические нарушения, психосоматические нарушения, требующие стационарной коррекции.

    Профессиональное эмоциональное выгорание возникает чаще всего в сферах деятельности, где необходима постоянная концентрация, присутствует монотонность действий или график с чрезмерными нагрузками. Также подобному ухудшению самочувствия способствует низкая оплата труда, особенно если затрачено довольно много личностных ресурсов – подобное сочетание заставляет человека считать свою деятельность бесполезной.

    Основная категория, подвергающаяся риску эмоционального выгорания – профессии связанные с людьми (психологи, врачи, социальные работники, операторы и консультанты, менеджеры, руководители и так далее).

    В профессиональной среде работы с людьми при повышенном риске или психотравматизации, эмоциональное выгорание может проявляться как от чрезмерных психологических перегрузок и частых травмирующих ситуаций. Получается, что, только снизив чувствительность и личную важность происходящего, человек способен дальше выполнять собственную работу. Отсюда происходит толстокожесть хирургов и безэмоциональность кризисных психологов, молчаливость менеджеров и бескомпромиссность руководителей.

    Что такое эмоциональное выгорание

    Эмоциональное выгорание сотрудников является состоянием, для развития которого необходимо либо достаточно длительное время, либо тяжелые условия работы. На первых этапах все проходит незаметно, человек полностью доволен работой и атмосферой, полон активности и идей, но постепенно начинает пропадать. Это случается из-за того, что резко падает энергетический уровень, когда продолжая вкладывать, работник не получает должной отдачи (видимость результатов, похвалу, денежное вознаграждение и прочее). Дальше развивается , учащаются опоздания, возможны частые заболевания, обычно имеющие психосоматическую природу, нарушается сон и эмоциональная сфера.

    Если не произвести должную коррекцию на этом этапе, то процесс становится хроническим – опоздания превращаются в норму, накапливается большое количество невыполненных обязанностей, при этом к усталости присоединяется раздражение и злость. Данная стадия является общепринятой классической клинической картиной эмоционального выгорания. У человека появляются вредные привычки, безвозвратно портится характер, может снижаться уровень социального интеллекта. В общении практически всегда звучит хамство, оскорбления или холодность вместе с равнодушием. Начинает серьезно ухудшаться физическое состояние, активизируются все хронические заболевания, и возникает психосоматика. В том случае, если продолжать игнорировать проблему, то возникают серьезные нарушения психологической сферы ( , когнитивные снижения, клиническая депрессия, расстройства аффективной сферы), а также соматические проблемы (язва, гипертония, астма и прочее).

    Самостоятельно человеку трудно оценить свое состояние, особенно на первых этапах, обычно это напоминает длительную апатию или сезонную хандру, разница лишь в том, что симптоматика постоянно нарастает. Заметнее эти ухудшения со стороны, если окружающие и близкие способны объективно оценивать ситуацию, а не обижаться или воспринимать высказывания на личный счет. Чем на более ранней стадии будет оказана помощь или предприняты профилактические меры, тем быстрее возвращение к активности и хорошему расположению духа при минимальных сроках и усилиях.

    Причины эмоционального выгорания

    Профессиональное эмоциональное выгорание появляется под воздействием нескольких факторов, в совокупности своих проявлений или при моновоздействии.

    Относительно личностных особенностей существует взаимосвязь возникновения выгорания от стабильности и типа возбудимости нервной системы. Чем чувствительнее человек и меньше у него развита способность к абстрагированию, тем выше вероятность вскоре потерять интерес к происходящему. Обычно те, кто выгорает – это гуманистически ориентированные, сочувствующие и эмпатичные люди. Женщины в силу своей эмоциональности выгорают чаще мужчин. Личности, в жизни которых мало самостоятельных решений и они вынуждены подчиняться как на работе, так в личной жизни испытывают значительные перегрузки, и стресс у них развивается быстрее. Вместе с этим, получены результаты обследования, где выявлено, что стремление человека контролировать абсолютно все приводит к общепсихическому расстройству в кратчайшие сроки. Это связано с приложением огромного количества усилия для того, чтобы регулировать окружающую реальность, при этом не учитывается факт того, что все мировые процессы не подвластны одному человеку.

    При наличии первоначальных склонностей к интенсивному переживанию и сосредоточению на негативных событиях, холодности во взаимодействии с окружающими и отсутствии мотивации эмоционального включения и отдачи в профессии, эмоциональное выгорание становится естественным следствием.

    Высокая личная ответственность, стремление к безукоризненности заставляют человека работать на полных оборотах, что в итоге приводит к быстрой потере сил. Идеализация и мечтательность, неадекватная оценка собственных возможностей, а также тенденция жертвовать своими интересами, нуждами и временем ради неоплачиваемых дополнительных усилий уводят личность в эмоциональный дисбаланс.

    Кроме личностных особенностей существуют и предпосылки для развития эмоционального выгорания в качестве процесса организации труда и особенностей распределения нагрузки. Так, при четко распределенной ответственности, обозначенной равномерной нагрузке происходит стабилизация эмоционального фона и снижается стрессовое воздействие. Если нет четкого разграничения закрепленной ответственности или же обязанности распределены не равномерно, возникает внутренний протест ситуации, перерастающий в стресс, хронизация которого приводит к выгоранию. Недостаточная рабочая нагрузка приводит к выгоранию с такой же скоростью, как и перегруз, за счет того, что человек теряет ценность и цель своего труда, уходит внутренняя эмоциональная мотивация.

    При высокой конкуренции внутри коллектива, действия которого предполагают согласованность, негласная неприязнь, сплетни, и прочие негативные моменты относительно психологического климата вызывают развитие усталости и снижение ценности работы.

    Вызывать обострение могут личностные особенности того контингента, с которым приходится работать. Сюда относятся тяжелые больные (раковые и хосписные отделения, реанимация и хирургия), трудные подростки, отбывающие тюремное наказание, психически больные, агрессивные покупатели, неуравновешенные дети и прочие категории, требующие высоких эмоциональных затрат при общении.

    Помимо общения внутри коллектива и распределения обязанностей дестабилизирующими факторами являются отсутствие необходимого материального обеспечения, работа длительное время без перерыва, присутствие бюрократических ситуаций и прочих моментов, которые необходимо улаживать на организационном уровне. Данный фактор довольно тяжело подвергнуть коррекции самостоятельно, но предприятия с условиями, фрустрирующими психику славятся быстрой текучестью кадров. Не задумываясь об изменении внутренней политики, в подобных структурах приходится все чаще менять коллектив.

    У каждого человека в силу личностных особенностей существуют свои слабые стороны, а соответственно и моменты, способные с большей вероятностью привести к выгоранию. Знание собственных психологических особенностей поможет правильно определить сферу деятельности, а также вовремя заметить симптоматику нервного истощения.

    Симптомы эмоционального выгорания

    Симптоматика эмоциональной истощенности или выгорания включает не только психические и настроенческие изменения. Первостепенно проявление психического истощения, которое выглядит как снижение аффективных реакций, все большее проявление равнодушия, апатии. На втором месте стоит адекватность самовосприятия или деперсонализация – проявляется в отношениях с людьми, а конкретно в реакции на определенную группу людей. Тут может присутствовать усиление эмоциональной зависимости, негативизм по отношению к определенной категории (по возрасту, заболеванию, причине обращения и прочее) или возникновение беспардонности, грубости, хамства при общении с ними. Следующим симптомом эмоционального выгорания является нарушение оценки себя, как специалиста в сторону понижения (увеличивается количество самокритики, уменьшается значимость своих навыков и значимости выполняемой деятельности, искусственно занижается возможность карьерного развития).

    Возникает нетерпимость к замечаниям и окружающим людям, а также любым переменам, даже сулящим более выгодные предложения или развитие. Возникающие трудности человек воспринимает, как непреодолимые, среди возможных оценок развития ситуации видит только негативную.

    Относительно поведенческих проявлений возникает дезадаптация, стремление к уходу от обязанностей и ответственности, продуктивность деятельности низкая. Появляется стремление к социальной изоляции и попытки справиться с возникшими эмоциональными трудностями при помощи наркотических и алкогольных препаратов.

    Со стороны соматических проявлений первым звоночком служит быстрая утомляемость. При этом даже полноценный длительный сон может не восстанавливать силы и придавать ощущение отдыха. Присутствует мышечная слабость и суставные боли, учащаются приступы мигрени, головокружения и повышения давления, человек может жаловаться на постоянное напряжение. Фактически мышцы эмоционально выгоревшего человека находятся в постоянном напряжении, поскольку главной витальной задачей при таком расстройстве является противостояние окружающей среде. Сильно падает иммунитет, личность часто страдает простудными и инфекционными заболеваниями. Нарушение сна может проявляться бессонницей, ощущением разбитости в момент пробуждения или же тревожными пробуждениями среди ночи.

    Как бороться с эмоциональным выгоранием

    Важной задачей профилактики является умение брать паузы, как только складывается ощущение эмоциональной или информационной перегрузки, необходимо взять перерыв, в течение которого не будут поступать никакие новые раздражители. При хорошо развитой чувствительности к собственному состоянию такие перерывы могут длиться около получаса, и состояние довольно быстро стабилизируется.

    Если же у человека плохо налажен контакт со своей чувственной сферой, то перегруз может оказаться серьезнее и на обдумывание и проживание происходящего понадобится значительно больше времени (от нескольких дней, до возможного внепланового отпуска). Необходимо смена обстановки, так что даже в выходные стоит постараться выехать в соседний город или на природу, но не проводить их стандартным образом. При сильном истощении рекомендуется брать отпуск, не жалея о том, что он был за свой счет – находясь в нормальном состоянии, вернуть потраченные деньги можно довольно легко, а вот без полноценного отдыха уровень продуктивности будет стремиться к нулю.

    Используйте любую возможность (однодневную или полугодовую) для получения дополнительного образования или специализации. Это предотвратит монотонность, внесет разнообразие, поможет оптимизировать деятельность благодаря новым подходам. Кроме того, любые курсы подразумевают временное отвлечение от основной деятельности, что является способом переключения и эмоционального отдыха от места работы.

    Не берите работу на дом, не консультируйте знакомых в выходные и за праздничным столом. Если произошел аврал, то лучше задержаться на рабочем месте один день и все доделать, чем брать невыполненное с собой или растягивать на неделю. Ограничивайте общение с коллегами после работы, пресекайте обсуждение этих тем, когда вместе идете домой – как только рабочий день окончен, работа окончена вместе с ним.

    Необходимо следить за собственным физическим состоянием, вовремя проходить осмотры у специалистов, пропивать витамины, полноценно питаться. Важным моментом является организация здорового сна и режима физической нагрузки. Помимо поддержания хорошей физической формы, занятия спортом помогают справляться со стрессом.

    Запишитесь на йогу или в бассейн – это успокаивает нервную систему и помогает ощутить релаксацию. Полезно ходить на психологическую группу или личные консультации к специалисту, где можно выплеснуть свои негативные эмоции и научиться самостоятельным техникам релаксации. Ее можно проводить перед рабочим днем или сразу по возвращению домой, чтобы отделить рабочий процесс от отдыха.

    Если чувствуете, что интерес к работе угасает, и она съедает много сил, то возникает необходимость оптимизации самого рабочего процесса. Возможно, стоит пересмотреть график или еще раз перечитать собственную должностную инструкцию, внедрить новые разработки. К улучшению рабочего процесса относятся и психологические моменты взаимодействия, когда не следует брать на себя задачи коллег и стремиться помочь всем, пока своя часть не выполнена. От сотрудников следует требовать четкого выполнения оговоренных сроков, а если замечаете, что кто-то независимо от замечания опаздывает, корректируйте для него дату на более раннюю – и получите результат, когда необходимо.

    Устраивать перерывы в рабочем процессе крайне необходимо. Обед, проведенный перед монитором, в доделывании отчета не является отдыхом. По сути, экономя полчаса, в итоге придется задержаться дольше на несколько часов из-за снижения уровня внимания и активности. Устанавливайте соответствие между тем, сколько усилий вы прилагаете и получаемым вознаграждением – нет смысла стараться, если это остается неоцененным, лучше потратить это время на самообразование или получение дополнительных сертификатов, выполнения частных заказов и прочие варианты.

    Главный смысл в борьбе с эмоциональным выгоранием – снизить скорость, чтобы успевать замечать жизнь во всех ее проявлениях и добавить разнообразия, при этом разгружая, а, не перегружая собственный график.

    Профилактика эмоционального выгорания сотрудников

    Профилактические меры по предотвращению синдрома эмоционального выгорания требуют от человека действий в нескольких направлениях. Относительно ситуации на работе необходимо максимально эффективно распределить свою загруженность, лучше всего установить определенный режим и ритм, чтобы не находиться в состоянии неизвестности. Деятельность лучше чередовать по своим видам – именно такое переключение активности помогает не выгорать.

    Некоторые вопросы в лечении эмоционального выгорания возможно решать только совместно со специалистом. Если начались конфликты в коллективе или происходит снижение самооценки или повышение стремления к перфекционизму, то прежде чем полностью отдаваться данным процессам, лучше взять единичную консультацию.

    Возможно, в процессе психотерапии личность сможет найти более лаконичные и менее энергозатратные способы совладания с ситуацией. Также там можно развить свою стрессоустойчивость и научиться противостоять нападкам.

    Чтобы сохранять позитивный настрой необходимо рассматривать каждую ситуацию с точки зрения эмоциональной, материальной или временной личной выгоды (поругались с коллегой – можно ей не помогать, начальник недооценивает – можно не участвовать в конференции). Главное тут не уйти в мечты, поэтому также важно умение ставить реальные цели – чем больше они соответствуют срокам и возможностям, тем большее количество осуществится. От уровня достижений напрямую зависит самоощущение человека и его уровень душевного спокойствия и положительной настроенности.

    Поскольку эмоциональное выгорание исчерпывает и физические ресурсы, очень важно их восполнение.

    Разработайте полноценное питание, богатое витаминами, микроэлементами, замените возбуждающие вещества (кофе, шоколад, алкоголь) природными заменителями (женьшень, фрукты, каши). Чтобы тело хорошо переносило возникающие стрессы необходимо придерживаться режима дня, особенно важно соблюдение полноценного сна в помещении со свежим воздухом.

    Обязательно необходим выходной от любой работы, время посвященное себе. Не подходят варианты, когда во время официальных выходных человек усиленно трудится на фрилансе (если конечно это не хобби, приносящее помимо денег еще и душевное удовлетворение). В конце рабочей недели, а также в особо насыщенные рабочие дни следует проводить очищение от рабочих мыслей, чтобы не брать их с собой в отдых. Кому-то для этого помогают еженедельные откровенные разговоры с друзьями, для другого человека оптимален анализ произошедшего по записям, кто-то будет рисовать или выражать скопившееся в ином творчестве. Суть не в методах, а в том, чтобы оставлять рабочие процессы на работе, а эмоциональные переживания не замыкать, а наоборот выпускать любым удобным способом.