Методы осуществления таможенной политики. Таможенная пошлина – инструмент реализации таможенной политики государства

Таможенная политика - это комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает в себя деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и участие в международных конвенциях, режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В ТС действует единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики ТС. Таможенная политика РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определенным Федеральным собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими законодательными актами РФ. Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризиса. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последнее десятилетие широко применяются наряду с таможенными пошлинами методы нетарифного ограничения импорта: квотирования, стандарты качества и экологической чистоты. Таможенная политика - система мер применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и проходящие ими таможенные процедуры. Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и другое. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство. Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта. Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. Основными средствами реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование). Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России. Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности. Цель таможенной политики в среднесрочной перспективе - повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Задачи таможенной политики:

  • - Содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных технологий и оборудования.
  • - Стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на территорию РФ.
  • - Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.
  • - Унификация таможенной политики со странами, формирующими ТС в рамках ЕврАзЭС.

Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими направлениями таможенной политики РФ:

  • - Стимулирование переноса производств на территорию РФ путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.
  • - Дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующее, максимальные - на готовые товары) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в РФ по сравнению с их импортом и способствует переносу производств на территорию РФ. Вместе с тем, такие факторы, как: снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств. Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в РФ, либо производятся в недостаточных количествах. Выполнение международных обязательств РФ по беспошлинному отдельных видов товаров. Необходимость защиты наиболее конкурентных, способных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела. Временное открытие внутреннего рынка для увеличения предложения и предотвращения роста цен.
  • - Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутреннего рынка страны.

Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом, требует создание определенных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и не оправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, в которой отечественное производство не может удовлетворить в полной мере. Сбалансировать регулирование импорта с учетом потребности производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном спектре (сезонные пошлинные, квоты), гибких реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения ввозных таможенных пошлин. Сегодня ввозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений на экспорт ряда товаров, а так же фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу к применению вывозных таможенных пошлин, за исключение товаров энергетической группы, а так же необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевой группы товаров. Использование мер нетарифного ограничения экспорта в случаях, установленным федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин. Адаптация инструментов таможенно-тарифной политики к условиям ТС и зон свободной торговли. Двухстороннее соглашение РФ о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществления взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренция и оказания государственной помощи, четкого правового механизма, введения временных ограничений во взаимной торговле содержат потенциальные риски для интересов российской экономики и рынка.

Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готов изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился. В РФ установлена система тарифных преференций, пользователями которой развивающиеся и наименее развитые страны. К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран, пошлина не взимается. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающимися и менее развитыми странами, в частности уточнения стран-пользователей данной льготой. Перечня товаров, а так же правил происхождения товаров, для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов: содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям; учет политики стран-пользователей льготой в отношении РФ. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов в виду значительных изменений в таможенном тарифе в части снижения (вплоть до 0) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которых не производятся в РФ, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, возимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями. Будет предложен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью его оптимизации, включая ограничения его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории РФ. Обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования. Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенности и риски для предпринимателей.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности -- это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм -- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства -- Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлетнюю историю и является наиболее ярким примером позитивного влияния разумно проводимой в стране таможенной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции -- самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Протекционизм и фритредерство имеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах -- торговых партнерах России.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Так, протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, т. е. их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам; полуфабрикаты – по небольшим ставкам; готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в страну валютных ресурсов.

Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда по ним наступают платежи. Этим он отличается от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.

Использование таможенных инструментов призвано содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала – повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей.

Таможенная политика выполняет также фискальную функцию: уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

Наконец, еще одной задачей таможенной политики является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом у стран – участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран – участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Во всех государствах мира внешнеэкономическая деятельность спо­собствует выравниванию уровня экономического развития (националь­ного и мирового), осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства, реализует преимущества международного разде­ления труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» госу­дарственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

Реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

Обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

Единства таможенной территории;

Приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

Невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторго­вой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, за­щиты нравственности, прав и свобод других лиц;

Обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Бе­ларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

Применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

Выбора мер государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

Обоснованности и объективности применения мер государственно­го регулирования внешнеторговой деятельности;

Гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

Гласности в применении мер государственного регулирования внеш­неторговой деятельности.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляетсяв це­лях создания благоприятных условий для резидентов Республики Бела­русь - участников внешнеторговой деятельности, производителей и по­требителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.

Отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе Конститу­ции Республики Беларусь и иного законодательства Республики Бела­русь, а также общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств, мирного разре­шения международных споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств, при­нятых Республикой Беларусь, а также недискриминации и взаимности.

Одним из инструментов внешнеэкономической деятельности являет­ся таможенная политика. В соответствии с Решением Совета глав госу­дарств СНГ от 10.02.1995 «Об основах таможенных законодательств госу­дарств - участников Содружества Независимых Государств» таможенная политика является частью внутренней и внешней политики государств.

Таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного декларирования, таможенный кон­троль и другие средства проведения таможенной политики составляют таможенное дело.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эф­фективного использования инструментов таможенного контроля, уча­стие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики, а также иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Респу­блики Беларусь.

В условиях формирования рыночных отношений таможенная поли­тика не только реализует задачи внешнеэкономической деятельности, но и является продолжением внутренней политики, а также инструмен­том и средством решения внутриэкономических задач. Она призвана сти­мулировать всестороннее развитие отечественной экономики и ограждать ее от проникновения извне деструктивных элементов. По своему харак­теру таможенная политика является правоохранительной и находится на страже государственных интересов, прав юридических лиц и граждан.

Составляющую таможенного дела - таможенную политику - можно определить как систему политико-правовых, организационных, эконо­мических и иных мероприятий в сфере таможенного дела, ориентирован­ных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов государства.

В условиях перехода к рыночным отношениям таможенная политика должна быть динамичной, маневренной, гибкой и в то же вре­мя достаточно устойчивой и стабильной в отношении экономического суверенитета, стимулирования отечественной экономики, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и других государств - участников Таможенного союза при их интеграции в мировое хозяйство.

Составляющей частью таможенной политики в сфере таможенного об­ложения, направленной на его регулирование, является таможенно-та­рифная политика. Основные средства реализации таможенно-тарифной политики: установление тарифных и нетарифных мер таможенного регу­лирования, осуществление таможенного контроля таможенными органа­ми, участие в таможенных союзах и иных формах интеграции экономи­ческих связей с другими государствами. Центральное место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает таможенно-тарифное регулирование посредством таможен­ных платежей.

Таможенный контроль как часть таможенного дела имеет сквозной характер и в той или иной степени проявляется во всех составляющих та­моженного дела, а именно при формировании таможенной политики, пе­ремещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимании и уплате таможенных платежей и т. д. Перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию и та­моженному контролю в соответствии с порядком и условиями, опреде­ленными таможенными процедурами. На границах между государствами, входящими в Таможенный союз, как правило, отменяется и таможенный контроль, что приводит к сокращению транспортных расходов.

К другим средствам таможенного дела, помимо перечисленных со­ставляющих, относятся: таможенная статистика и ведение Товарной но­менклатуры внешнеэкономической деятельности; борьба с контрабандой и иными преступлениями в таможенном деле, с нарушениями таможен­ных правил; производство по делам о нарушениях таможенных правил; рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил; дознание и опера­тивно-розыскная деятельность таможенных органов и др. Таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов регулирования, способных в совокупности, в органи­ческом единстве и взаимодействии обеспечить должный эффект в про­цессе осуществления таможенного дела. Исходя из задач конкретного периода, одни его части и элементы не подвержены сиюминутным коле­баниям политической конъюнктуры и в целом имеют довольно стабиль­ный характер, хотя и реагируют на них. К ним относятся, например, ин­ституты таможенного декларирования и таможенной статистики. Другие части таможенного дела, например, таможенные платежи, таможенные процедуры, правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля, являются подвижными. Регулирование статуса этих частей та­моженного дела во многом обусловлено наличием разнообразных факто­ров: политических, экономических, социальных, географических, при­родных, криминогенных и др.

Изучение отечественной и зарубежной многовековой истории при­водит к неоспоримому выводу, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба - одним из базовых институтов любой экономики и проводником таможенной политики.

Таможенное дело Республики Беларусь как суверенного государства формируется с 1991 г. Осуществляют таможенное дело непосредственно таможенные органы. Они составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, 2 регио­нальные таможни (Гродненская и Минская), 7 таможен (Брестская, Ви­тебская, Гомельская, Минск-2, Минская центральная, Могилевская, Ош- мянская), свыше 120 пунктов таможенного оформления.

В условиях единой таможенной территории Таможенного сою - за и ЕЭП согласно Договору о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) коор­динирует деятельность таможенных органов Республики Беларусь, Ре­спублики Казахстан и Российской Федерации в соответствии с договор­но-правовой базой Таможенного союза и ЕЭП и решениями Высшего Евразийского экономического совета в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, тех­нического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, установ­ления торговых режимов в отношении третьих стран, статистики внеш­ней и взаимной торговли и др.

- 88.50 Кб

Введение

Внешнеэкономическая деятельность является мощнейшим фактором, оказывающим благоприятное или разрушающее воздействие на экономику. Конкретные меры ее регулирования определяются хозяйственной стратегией руководства страны, которая предопределяет основные стратегические задачи развития экономики. Эти задачи предусматривают стабилизацию экономики и экономический рост, достаточное предложение товаров на внутреннем рынке, создание современной инфраструктуры и условий для развития перспективных отраслей, формирование экспортного потенциала, разумную либерализацию экономики, улучшение инвестиционного климата и состояния платежного, гарантию защиты от недобросовестной конкуренции иностранных экспортеров и др. Большое значение имеет стабильность таможенной политики, особенно для создания благоприятного инвестиционного климата, а также необходима устойчивая, эффективная работа таможенной службы.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена особенностями становления новых экономических отношений в современной России, возрастанием научного и практического интереса к изучению опыта осуществления таможенной политики, а также роли и места таможенных органов в системе государственного управления. Переход экономики России на рыночные отношения вызвал необходимость дальнейшего совершенствования таможенной политики как важнейшей сферы политической, экономической и правовой деятельности государства, неотъемлемого инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а вместе с ней и коренного преобразования российской таможенной службы.

1. Понятие и сущность таможенной политики

Нередко таможенная деятельность ассоциируется только с работой Федеральной таможенной службы. Однако фактически в ее осуществлении в той или иной мере принимают участие практически все федеральные органы законодательной и исполнительной власти, поэтому для рационального управления таможенную деятельность необходимо соответствующим образом структурировать. Таможенная деятельность в совокупности включает разработку государственной таможенной политики, формирование таможенно-тарифного механизма реализации государственной таможенной политики и практическую деятельность таможенной службы, нацеленную на реализацию утвержденного таможенно-тарифного механизма. Каждый элемент этой структуры достаточно самостоятелен и требует особого подхода к управлению им и обеспечению качества итоговых результатов. Государственная таможенная политика имеет целью определение политических установок для целенаправленного регулирования внешней торговли в национальных интересах государства. Она позволяет объединить усилия всех государственных органов и обеспечить единый подход к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности. Ее назначение - определить принципы, которыми должны руководствоваться все законодательные и исполнительные органы государственной власти, причастные к регулированию внешней торговли товарами и услугами. Таможенно- тарифный механизм регулирования внешней торговли создается с целью установления конкретных правил и условий импорта или экспорта тех или иных товаров и услуг. Его назначение - обеспечить реализацию государственной таможенной политики на основе использования комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли с учетом ограничений, вытекающих из внешнеэкономических обязательств государства: международных соглашений, норм, требований и правил Всемирной торговой организации. Практическая реализация комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли определяет смысл и целесообразность предыдущих этапов таможенной деятельности. Если на уровне государственной таможенной политики обозначаются проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности, идеология и принципы их решения, а на уровне формирования комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли конкретизируются задачи и методы решения проблем, то на уровне практической реализации разрабатываются инструменты и технологии реализации утвержденных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. 1 Государственная таможенная политика является частью внешнеэкономической политики государства и представляет собой систему мер, правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов в интересах защиты и развития национальной экономики. Для более точного понятия таможенной политики необходимо знать факторы, обусловливающие ее содержание. Все факторы, влияющие на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, а, следовательно, и на таможенную политику, можно условно разделить на политические, экономические, технические и организационные. К политическим факторам относятся: - образование центров силы, практикующих во внешней торговле использование двойных стандартов к другим участникам рынка; - образование и усиление региональных союзов и политических блоков стран, ориентированных на создание собственных правил внешнеторговой деятельности; - агрессивная торговая экспансия государств, обладающих развитой и устойчивой экономикой; К экономическим факторам, которые необходимо учитывать, следует отнести: - ускорение развития процессов как глобализации, так и регионализации мировой экономики;

Низкий уровень развития экономики Российского государства и ее однобокий (сырьевой) характер; - снижение уровня экономической (прежде всего продовольственной) безопасности страны, являющееся следствием многих причин, в том числе и ошибок в государственной таможенной политике; - необходимость содействия инновационным процессам развития машиностроения, сельского хозяйства, производств на базе высоких технологий; - недостаточность нормативно-правовой базы, определяющей требования, нормы и правила обеспечения безопасности товаров и услуг; - глобальный уровень коррупции и расширение масштабов организованной преступности. К техническим факторам, которые необходимо учитывать, следует отнести сравнительно невысокий уровень информационно-технического оснащения таможенных органов и участников ВЭД, не позволяющий повсеместно организовать электронное декларирование, ввести предварительный контроль и постконтроль, обеспечить эффективное применение системы управления рисками. 2 Реагирование государства на перечисленные выше факторы концентрированно проявляется в разрабатываемом на этот период бюджете страны. Состояние бюджета и его отдельных статей, структура доходов и расходов, наличие дефицита, не подтвержденных доходами статей расходов и другие характеристики бюджета дают основание для разработки программ развития внешнеэкономической деятельности как одного из инструментов оздоровления экономики и выработки соответствующей государственной таможенной политики. В то же время таможенная политика настолько важна, что процессам управления ее формированием должно придаваться особое внимание. К сожалению, этот аспект таможенной деятельности до сих пор не нашел должного решения. Считается, что таможенная политика формируется экспертным путем в процессе выработки таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, а не является специфическим самостоятельным объектом управления. Такой подход к выработке таможенной политики, по сути, явился одной из причин ее неэффективности. Если бы таможенная политика как совокупность принципов формирования таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности на предстоящий плановый период была самостоятельным объектом управления, то, безусловно, в процессе ее разработки, согласования и принятия была бы использована возможность учесть те неудачи в экономике, которые мы сейчас наблюдаем. Таможенная политика как один из государственных инструментов регулирования экономики должна быть самостоятельным объектом управления и подвергаться воздействию всех функций управления - планированию, организации и регулированию. Как объект управления таможенная политика должна иметь и субъект управления, т. е. рабочий орган, призванный планировать государственную таможенную политику, разрабатывать проекты ее текстов, доводить государственную таможенную политику до утверждения законодательными органами и корректировать ее в процессе применения. Общие принципы таможенной политики должны быть трансформированы исполнительными органами власти в конкретные экономические или административные меры регулирования внешней торговли конкретными видами товаров или товарных групп. Однако неразвитость механизма формирования тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, неполнота и некомплексность использования всего арсенала этих мер не позволяют аффективно решать проблемы защиты национальной экономики. Для определения рационального сочетания таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли в качестве единого критерия оптимизации целесообразно использовать условный денежный эквивалент. Это позволяет применить обобщенную функцию полезности внешней торговли и на ее основе осуществлять поэтапную рационализацию сочетания мер таможенно-тарифного регулирования. При этом под рациональным сочетанием мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли конкретным товаром (товарной группой) понимается комплекс мер таможенно-тарифного регулирования, при помощи которого достигается обеспечение принципов государственной таможенной политики.

2. Понятие таможенных пошлин

Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ па мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Таможенно- тарифная политика - основной элемент внешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот. 3 Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, но сути, платой за услуги. Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет. В настоящее время в России таможенные пошлины формируют порядка 20% доходов федерального бюджета. Столь высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлин незначительна и составляет около 1 %. Таможенные пошлины выполняют три основных функции:

  • Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

3. Классификация таможенных пошлин

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам. Ввозные (импортные) пошлины – пошлины, которые накладываются на импортные товары при их выпуске для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошлины являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Вывозные (экспортные) пошлины – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета. Транзитные пошлины – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. В фискальных целях эти пошлины используются лишь некоторыми развивающимися странами. С целью защиты экономических интересов страны могут устанавливаться

  1. Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа приостанавливается.
  2. Особые, которые состоят из специальных, антидемпинговых и компенсационных. Специальные пошлины – пошлины, которые применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или способных нанести ущерб отечественным производителям таких товаров. Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территории страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров. Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и если импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке для того, чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо они применяются как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны. Таможенные пошлины классифицируются по происхождению как:

  1. Автономные – пошлины, ввозимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение введения таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.
  2. Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашений.
  3. Преференциальные (льготные) – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран. Цель преференциональных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как:

  1. Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками.
  2. Переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органах государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий.

4. Таможенная политика России

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. Определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач. Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение. Целями таможенной политики России являются: 4 - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России; - участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка; - стимулирование развития национальной экономики; - содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; - иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема. Формирование таможенной политики любого государства, в том числе и России, предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство. Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта. Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких- либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера. На сегодняшний день в России одним из основных направлений таможенной политики является совершенствование системы применения защитных мер. Это касается вопросов применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также импортных квот. Также одно из направлений таможенной политики Российской Федерации посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. В настоящее время разработана система таможенных льгот, которые позволяют стимулировать инвестиции иностранного капитала. Например, от уплаты ввозимых таможенных пошлин освобождены товары, относящиеся к основным производственным фондам (исключение составляют подакцизные товары), ввозимые на территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными капиталовложениями. Введены льготные пошлины в отношении товаров, общее количество которых не превышает размера вклада иностранного учредителя. Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование правил определения таможенной стоимости товаров. Порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, неоднократно корректировались. Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России.