Есенин о революции цитаты. Отражение революционной эпохи в стихотворениях С. А. Есенина

1. Роль революции в творчестве Есенина.
2. Смысл поэмы «Анна Снегина»
3. Герои - антиподы: Прокл и Лабутя.
4. Анна Снегина как символ лишней, ускользающей красоты.
5. Двойственное отношение поэта к революции.

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.
А. А. Блок

Прокатившаяся по всей России лавина революции отставила много воспоминаний после себя. Эти воспоминания и эмоции - радостные, связанные с надеждой на новое, светлое будущее, и печальные, связанные с разочарованием в нем - остались у каждого участника и свидетеля. Многие поэты и писатели - современники революции передавали свои ощущения от нее через произведения, навсегда запечатлевая образ революции. Есть такие произведения и в творчестве С. А. Есенина.

Поэма «Анна Снегина» играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы постреволюционной России. Сам автор считал поэму программным, лучшим своим произведением. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой произведения, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года - Февральской и Октябрьской. Вскользь он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», тем самым давая читателю понять, что Керенский - калиф на час. Возница, с которым Сергей возвращается домой, рассказывает герою о том, что происходило в селе. Первая картина, обрисованная им, кажется идеальной:

Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни,
По праздникам мясо и квас.
Недаром когда-то исправник
Любил погостить у нас.

Жители села Радово, как читатель может узнать из того же рассказа, умели ладить и с прежней властью:

Оброки платили мы к сроку,
Но - грозный судья - старшина
Всегда прибавлял к оброку
По мере муки и пшена.
И чтоб избежать напасти,
Излишек нам был без тягот.
Раз - власти, на то они власти,
А мы лишь простой народ.

Однако идиллическая картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревеньки Крикуши, где «житье... было плохое - почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч». Главный среди крикушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с крестьянами Радова, убивает их председателя. Об этом возница из Радова говорит следующее:

С тех пор и у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар.

Необходимо отметить, что начало плохой жизни крестьян приходится на первые годы мировой войны. А затем пришла великая Февральская революция. В этот момент приехавший домой Сергей узнает, что Прон Оглоблин, вернувшись с каторги, вновь стал идейным лидером крестьян из Крикушина.

Самому лирическому герою, размышляющему на тему «Как прекрасна земля и на ней человек», близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Снегиной. Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини время - она получает известие о гибели мужа. Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян. При этом если Прон требует ее довольно грубо: «Отдай!.. Не ноги ж тебе целовать!» - то у Сергея хватает смелости остановить крикушанина: «Сегодня они не в духе... Поедем-ка, Прон, в кабак...».

Прон - человек бесшабашный. Друг Сергея, отзываясь о нем, явно не испытывает к нему особой симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но характер этого персонажа все равно привлекает Сергея, ведь Оглоблин - бескорыстный, ратующий за интерес народа крестьянин. После случившегося в первую революцию переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». Но во время гражданской войны он гибнет на его место приходит его же родной брат Лабутя:

...Мужик - что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил.

Есенин авторским отступлением так характеризовал этого героя: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». Действительно, он носил две царские медали и постоянно хвалился несовершенными подвигами на войне. С приходом революции он

...Конечно, в Совете.

Медали запрятал в сундук,
Но с тою же важной осанкой,
Как некий седой ветеран,
Хрипел под сивушной банкой
Про Нерчинск и Турухан:
«Да, братец! Мы горе видали,
Но нас не запугивал страх...»
Медали, медали, медали
Звенели в его словах.

Он первым начинает опись в имении Онегиных: В захвате всегда есть скорость: - Даешь! Разберем потом! Весь хутор забрали в волость С хозяйками и со скотом.

Самым же важным для понимания этого героя является тот факт, что во время расстрела бата большевиками Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его. Поэт ощущает, что во время революций уцелели именно такие Лабути, а не Проны, остались в живых именно трусы, а не пусть грубые, но смелые люди. Поэта волновало и то, что именно такие персонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве партий и государства. Не случайно Лабутя говорит о мнимой ссылке в Туруханский край. Это то самое место, где отбывал ссылку Сталин. Понимал автор поэмы и то, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью. И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В финале произведения из лондоновского письма, полученного героем от Анны, читатель узнает:

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь нам достигли силы.

Дорога моя ясна...

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.

В новой России, превратившейся в нищие Крикуши, для красоты нет места.

Стоит заметить, что села с такими названиями действительно существовали в родном Есенину Константиновском уезде. Только они не соседствовали друг с другом. А располагались далеко друг от друга. Скорее всего автора заинтересовали говорящие названия: Радово, ассоциирующееся с словом «радость», и Крикуши, напоминающие «кликуши», «кричать».

В августе 1920 года поэт пишет: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Скорее всего Есенин предвидел тот факт, что Советская власть не сможет удовлетворить крестьянские нужды, а, напротив, выжмет из них все и без того жидкие соки. Потому, подобно своей героине, смотрел Есенин на красный флаг не только с надеждой, но и со страхом.

Проблемы "Есенин и революция" как таковой нет,- пишет автор есенинского раздела в книге-справочнике для учащихся Н.Зуев. По его концепции, Есенин не был ни революционером, ни певцом революции. Просто, когда раскалывается мир, трещина проходит через сердце поэта.

По воспоминаниям современников, "Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом; и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем"

Сам Есенин в автобиографии лаконично записал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Последняя оговорка не случайна, и позднее она даст знать о себе. Но первый период революции, давший крестьянам землю, действительно был встречен поэтом сочувственно. Уже в июне 1918 г. написана "Иорданская голубица" с известными строками:

Небо - как колокол,

Месяц - язык,

Мать моя - родина,

Я - большевик.

В конце 1918 - начале 1919 г.г. был создан "Небесный барабанщик":

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!...

Приход Есенина к большевикам воспринимался как шаг "идейный", и поэма "Инония" считалась ярким свидетельством искренности его безбожных и революционных увлечений.

В том же 1924 г. в небольшой поэме "Русь уходящая" Есенин восклицал с болью: "Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом!.." Завидуя тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: "Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке..." Есенину удалось передать свое состояние и мироощущение человека, неприкаянного, смятенного и терзаемого сомнениями: "Что видел я? Я видел только бой. Да вместо песен Слышал канонаду..." Об этом же и "Письмо к женщине":

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий...

От трагического вопроса "Куда несет нас рок событий?", от душевных терзаний Есенин с его не стойкой психической организацией бежал в пьяный угар. Боль души за Россию и русский народ заглушал и топил он в вине. Об этом в воспоминаниях современников говорится: "Есенин, сидя на корточках, рассеянно шевелил с трудом догоравшие головни, а затем, угрюмо упершись невидящими глазами в одну точку, тихо начал:

Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы понять.. Конец всему

В том, что пьянство Есенина имело причины сложные и глубокие, убеждает и другие воспоминания:

"Когда я попытался попросить его во имя разных "хороших вещей" не так пьянствовать и поберечь себя, он вдруг пришел в страшное, особенное волнение. "Не могу я, ну как ты не понимаешь, не могу я не пить... Если бы не пил, разве мог бы я пережить все, что было?.." И заходил, смятенный, размашисто жестикулируя, по комнате, иногда останавливаясь и хватая меня за руку. поэма революция октябрьский есенин

Чем больше он пил, тем чернее и горше говорил о том, что все, во что он верил, идет на убыль, что его "есенинская" революция еще не пришла, что он совсем один.

Итак, душевный кризис поэта начала 20-х г.г. во многом объясняется его разочарованием в результатах революции.

В вине поэт хотел забыться, "хоть на миг" уйти от мучивших его вопросов. Возможно, это не единственная причина, но одна из основных. Так Есенин вступает в кабацкий мир с его удушливой атмосферой пьяного угара, нашедший затем яркое воплощение в цикле "Москва кабацкая"

Стихи этого цикла отличаются нарочито вульгарной фразеологией (...) Надрывные интонации, однообразные мотивы пьяной удали, сменяемой смертельной тоской,- все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве Есенина. Не стало в нем той радуги красок, которою отличались его прежние стихи,- на смену им пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемые глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков... Сердечная искренность, глубокая эмоциональность лирических стихов Есенина уступили место обнаженной чувствительности, жалобной напевности цыганского романса

В июле 1924 г. в Ленинграде Есенин выпустил новый сборник стихов под общим названием "Москва кабацкая", включающий четыре раздела: стихи как вступление к "Москве кабацкой", собственно "Москва кабацкая", "Любовь хулигана" и стихотворение как заключение.

В цикл "Любовь хулигана" вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: "Заметался пожар голубой", "Ты такая ж простая, как все", "Пускай ты выпита другим", " Дорогая, сядем рядом", "Мне грустно на тебя смотреть", "Ты прохладой меня не мучай", "Вечер черные брови насопил". Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы. "Любовь к этой женщине является целительной для больной и опустошенной души поэта, она ее гармонизирует, просветляет и возвышает, вдохновляет автора на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значительность идеального чувства"

После долгого перерыва в творчестве Есенина любовная тема снова зазвучала в цикле "Любовь хулигана" и по сравнению со стихами ранней молодости обрела зрелую силу. К этой теме поэт вернется еще в самый последний период жизни и пополнит ее новыми поэтическими шедеврами.

певцу России, великому патриоту, который всем своим творчеством воспевал « Шестую часть земли // С названьем кратким Русь». Октябрь 1917 года...

Революция представлена началом всего сущего на Земле, началом изобилия и великолепия: «зреет час преображения», поэт с нетерпением ожидает появления «светлого гостя». В поэме «Иорданская голубица», написанной в 1918 году, поэт признает свою принадлежность к революции:

Месяц язык,

Мать моя родина,

Я большевик

Особенность этих поэм в том, что образ революции наполнен мифологическими чертами: библейская «голубица» несет радостную весть о преображении мира, «светлый гость» поведет народ к счастью. Приветствуя революционную новь, Есенин ожидал, что она принесет крестьянам зажиточность, счастье. Именно в этом он и видел смысл революции, её предназначение. Она должна была создать мир, где нет «податей за пашни», где отдыхают «блаженно», «мудро», «хороводно». Стихотворение «Небесный барабанщик» (1919) совсем иное, оно близко к призывно-обличительной лирике пролетарских поэтов.

«мужицкий рай», но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог воспринимать положительно. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ... ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Что это предвидение? Не это ли увидели и поняли все спустя десятилетия? Действительно, «большое видится на расстоянье». «Русь моя, кто ты?» вопрошает поэт в начале 20-х годов, осознав, что революция принесла деревне не благодать, а разорение. Наступление города на деревню стало восприниматься как гибель всего настоящего, живого. Поэту казалось, что жизнь, при которой родные поля оглашаются механическим ревом «железного коня» противоречит законам природы, нарушают гармонию. Есенин пишет стихотворение «Сорокоуст».

Рядом с движущимся по железной дороге вперед железным поездом изо всех сил скачет, стремясь не отстать, маленький смешной жеребенок, символизирующий деревенскую жизнь. Но он неумолимо теряет скорость. «Неужель он не знает, что живых коней // Победила стальная конница?» Поездка за границу вновь заставила поэта переосмыслить постреволюционную действительность.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик»

Пишет поэт.

«Письмо к женщине» Есенин сетует:

Что не пойму

Куда несет нас рок событий...»

В поэме «Русь уходящая» Есенин восклицает с болью: «Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом!..» Поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: «Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке...» С одной стороны, он причисляет себе к «питомцам ленинской победы», а с другой заявляет, что готов «задрав штаны, // Бежать за комсомолом» с неприкрытой иронией.

«Русь уходящая» с горечью признаёт Есенин свою ненужность новой России: «Моя поэзия здесь больше не нужна». Тем не менее, он не отрекается полностью от принадлежности к советской России: «Отдам всю душу октябрю и маю...», хотя и не признает себя певцом революции: «но только лиры милой не отдам». Поэт так и не нашел душевного спокойствия, не смог до конца осмыслить социальные процессы, затронувшие Россию. Лишь одно чувство никогда не покидало его творчество чувство искренней любви к Родине. Именно этому учит его поэзия. Как заклинание, как молитва звучит в наших сердцах есенинский призыв: «О Русь, взмахни крылами!»

Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике больше­виков? Как это отразилось в творчестве?

В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществит­ся вековая мечта крестьянина о свободном, радостном патриархальном труде на своей земле. В духе времени богоборческие и богостроительские мотивы ненадолго входят в его стихи 1918 года. Реальное развитие рево­люции обернулось разрушением всех основ националь­ной жизни. Все это привело к изменениям политиче­ской позиции Есенина. Иными в 1920-1921 годах ста­новятся настроения его стихов.

В маленьких поэмах «Сорокоуст», «Исповедь хули­гана», стихотворениях этих лет возникает образ «же­лезного гостя», символизирующий безжалостное раз­рушение «милого, родного», живого мира.

В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древ­ний…» Есенин размышляет о судьбах крестьянства. Враг побеждает, крестьянский мир обречен:

Зверь припал… и из пасмурных недр

Кто-то спустит сейчас курки…

Вдруг прыжок… и двуногого недруга

Раздирают на части клыки.

Народная, крестьянская Россия противостояла си­лам разрушения до конца. В этом стихотворении поэт говорит о своем кровном, смертном единстве с этим ми­ром, единстве в любви и ненависти.

О, привет тебе, зверь мой любимый!

Ты не даром даешься ножу.

Как и ты — я, Отвсюду гонимый,

Средь железных врагов прохожу.

Как и ты — я всегда наготове,

И хоть слышу победный рожок,

Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок.

Есенин был человеком цельного душевного пережи­вания. А состояние его души определялось прежде все­го восприятием происходящего на родной земле. Ли­рико-философские миниатюры, стихотворения иной жанрово-стилевой принадлежности приобретают пе­чально-элегическое звучание:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

(«Не жалею, не зову, не плачу…»)

Важный образ этого стихотворения созвучен цен тральному в «Сорокоусте»: «розовый конь» — «красногривый жеребенок». Судьба родины и состояние души поэта неразделимы. Он пел, «когда был край Moй болен», мог выразить нездоровые настроения сам. Но нравственных ориентиров не терял. И это позволяло надеяться на понимание и прощение.

Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

(«Мне осталась одна забава…»)

После возвращения из-за границы в жизни поэта был недолгий период возрождения надежд на окончание со­циальной бури. Мира, покоя хотелось не только лирическому герою стихотворений Есенина, но всему народу.

Попытки вглядеться в жизнь новой России, осмыслить собственное место в ней отражены в стихотворениях «Возвращение на родину», «Письмо к женщине», «Русь советская». Весьма противоречивые чувства наполняют лирические стихи Есенина 1924-1925 годом.

Он с радостью готов запечатлеть приметы возрождаю­щейся жизни: «Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз…» Но крепнет грустная уверенность, что ему места в новой жизни нет.

Одним из лучших по глубине чувства и совершенству его поэтического воплощения стало стихотворение «От­говорила роща золотая…». Оно написано в традицион­ной для Есенина манере. Жизнь души лирического героя

слита с миром природы. Шелест увядающих листьев, шум осеннего ветра, крики улетающих птиц лучше слов говорят о состоянии и переживаниях героя. Он не видит утешения в собственном прошлом и настоящем:

Я полон дум о юности веселой,

Верьте, победа за нами!
Новый берег недалек.
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.

Скоро, скоро вал последний
Миллионом брызнет лун.
Сердце — свечка за обедней
Пасхе массы и коммун.

Ратью смуглой, ратью дружной
Мы идем сплотить весь мир.
Мы идем, и пылью вьюжной
Тает облако горилл...

Для Есенина не стоял вопрос — принимать или не при-нимать революцию. Октябрьскую социалистическую революцию Есенин при-нял, по его собственному признанию, с «крестьянским укло-ном». В дни революции — Есенин на улицах Петрограда. Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, отмечал: «Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем...» Все больше Есенина захватывает «вихревое» начало, вселенский, космический размах событий. В своем «Небесном барабанщике» Есенин восторженно провозглашает:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Есенин чувствовал: о России, преображенной Октяб-рем, нельзя петь по-старому.

«Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Ките-жем… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застыв-шего рисунка старообрядчества», — писал Есенин поэту Александру Ширяевцу.

С революционным обновлением России связывал Есенин свою дальнейшую поэтическую судьбу. Однако в отношении революции в скором времени пришло разочарование. Есенин стал смотреть не в будущее, а в настоящее. Революция не оправдала чаяния поэта на недалекий «мужицкий рай», но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог воспринимать положительно. Интервенция, контрреволюция, блокада, террор, голод, холод обрушились на плечи народа.

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли".

«Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, … ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».

Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле, еще недавно столь вдохновенно воспетые им в «Инонии». «Был в деревне. Все рушится… Надо самому быть оттуда, чтобы понять… Конец всему» — таковы были впечатления Есенина тех лет. Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст».

Видели ли вы

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Все чаще у поэта появляются теперь строки, полные душевного смятения, тревоги и грусти. Наступление города на деревню стало восприниматься как гибель всего настоящего, живого. Поэту казалось, что жизнь, при которой родные поля оглашаются механическим ревом «железного коня», противоречит законам природы, нарушают гармонию.

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

По-иному взглянуть на мир и события в стране Есени-ну помогла его поездка в Европу и Америку. «Только за границей, — говорил Есенин,— я понял все значение русской революции, спасшей мир от безнадежного ме-щанства». Есенин радуется добрым переменам, которые происхо-дили в жизни русского крестьянства. «Знаешь,— расска-зывал он одному из друзей,— я сейчас из деревни… А все Ленин! Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нем.»

Объективно С.А. Есенин Октябрьскую революцию принял. Принял такой, как она есть, со всеми ее плюсами и минусами, ломкой старых ценностных устоев, и выстраиванию модели новой - советской системы ценностных воззрений на очень длительные десятилетия. Но п оэт так и не нашел душевного спокойствия, не смог до конца осмыслить социальные процессы, затронувшие Россию. Лишь одно чувство никогда не покидало его творчество — чувство искренней любви к Родине. Именно этому учит его поэзия. Как заклинание, как молитва звучит в наших сердцах есенинский призыв: «О Русь, взмахни крылами!»