Материалы и методы исследования. Методики нейропсихологической диагностики, выявляющие нарушения модально-специфических факторов Методика адаптированного нейропсихологического исследования пример

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирова­ния новой дисциплины - нейропсихологии. Эта отрасль психологи­ческой науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно - в нашей стране.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейро­психологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.

Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии явились про­должением его общепсихологических исследований. На основе изуче­ния различных форм психической деятельности ему удалось сформу­лировать основные положения:

* о развитии высших психических функций;

* о смысловом и системном строении сознания (Л. С. Выготский, 1956,1960).

Ранние работы Л. С. Выготского по нейропсихологии были посвя­щены системным нарушениям психических процессов, возникающим в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, и их особенностям у ребенка и взрослого человека. Свои первые нейропсихологические исследования Л. С. Выготский проводил совместно с А. Р. Лурия..

Исследования Л. С. Выготского (1934,1956 и др.) положили начало разработке нейропсихологических путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. На основании этих работ им были сфор­мулированы принципы локализации высших психических функций человека. Л. С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг че­ловека обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка). По его мнению, возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункционалъных отношений», которые делают возмож­ным развитие высших форм психической деятельности без существен­ных морфологических изменений самого мозга. Позднее эту идею о но­вых «функциональных органах» развивал и А. Н. Леонтьев (1972).

Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг облада­ет новым по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческо­го сознания» (Л. С. Выготский, 1982. Т. 1. - С. 174), завершающее его известные тезисы «Психология и учение о локализации психических функций» (опубликованные в 1934г.) относится, несомненно, к од­ному из самых фундаментальных положений отечественной нейро­психологии.

Идеи Л. С. Выготского о системном строении и системной мозго­вой организации высших форм психической деятельности составляют лишь часть того важного вклада, который он внес в нейропсихологию. Не менее важна и его концепция о меняющемся значении мозговых зон в процессе прижизненного развития психических функций.

Наблюдения над процессами психического развития ребенка при­вели Л. С. Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последователь­ном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие из­менения «межфункциональных» отношений) как основной законо­мерности психического развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функ­ции в детском возрасте и у взрослого человека.

Идея о неодинаковом эффекте при поражении одних и тех же зон коры на разных этапах психического развития является одной из важ­нейших идей современной нейропсихологии, которая по-настоящему оценена лишь в последнее время в связи с развитием исследований в области нейропсихологии детского возраста.

Как в годы Великой Отечественной войны, так и в последующее время становление и развитие нейропсихологии были тесно связаны с успехами неврологии и нейрохирургии, что позволило совершенство­вать ее методический и понятийный аппараты и проверять правиль­ность гипотез при лечении больных с локальными поражениями го­ловного мозга.

В создание отечественной нейропсихологии определенный вклад внесли и исследования в области патопсихологии, проводившиеся в ряде психиатрических клиник Советского Союза. К ним относятся работы психиатра Р. Я. Голант (1950), посвященные описанию мнестических расстройств при локальных поражениях мозга, в частности при поражении диэнцефальной области.

Киевский психиатр А. Л. Абашев-Константиновский (1959) многое сделал для разработки проблемы общемозговых и локальных симпто­мов, возникающих при локальных поражениях мозга. Им описаны ха­рактерные изменения сознания, возникающие при массивных пора­жениях лобных долей мозга, и выделены условия, от которых зависит их появление.

Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Благодаря этим работам:

* были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга;

* описаны основные типы патологии мыслительных процессов в ви­де различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов (дефектов
мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) - в других.

Безусловный интерес с позиций нейропсихологии представляют и работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (Д. Н. Узнадзе, 1958).

Важные экспериментально-психологические исследования прово­дились и на базе неврологических клиник. К ним прежде всего отно­сятся работы Б. Г. Ананьева и его сотрудников (1960 и др.), посвященные проблеме взаимодействия полушарий головного мозга и внесшие существенный вклад в построение современных нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов.

Большую ценность для становления нейропсихологии представля­ют нейрофизиологические исследования, которые проводились и про­водятся в ряде лабораторий страны. К ним относятся исследования Г. В. Гершуни и его сотрудников (1967), посвященные слуховой сис­теме и выявившие, в частности, два режима ее работы: анализ длин­ных и анализ коротких звуков, что позволило по-новому подойти к симптоматике поражения височных отделов коры мозга у человека, а также многие другие исследования сенсорных процессов.

Большой вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных отечественных физиологов, как Н. А. Бернштейн, П. К. Ано­хин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др.

Концепция Н. А. Бернштейна (1947 и др.) об уровневой организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушениях при локальных поражениях мозга.

Концепция П. К. Анохина (1968,1971) о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А. Р. Лурия для построения теории системной динами­ческой локализации высших психических функций человека.

Работы Е. Н. Соколова (1958 и др.), посвященные изучению ориен­тировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологи­ей (вместе с другими достижениями физиологии в этой области) для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов (в концепции о трех блоках мозга, для объяснения модальнонеспецифических нарушений высших психических функций и др.).

Большую ценность для нейропсихологии представляют исследова­ния Н. П. Бехтеревой (1971,1980), В. М. Смирнова (1976 и др.) и дру­гих авторов, в которых впервые в нашей стране с помощью метода вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов - как когни­тивных, так и эмоциональных. Эти исследования открыли новые ши­рокие перспективы изучения мозговых механизмов психических про­цессов.

Таким образом, отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат.

Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихо­логия и, которые используются для построения ее теоретических моделей, определяется комплексным, многоплановым характером ее центральной проблемы - «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихологии. Для разработки собственно нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. для изучения мозговой организации высших психических функций, прежде всего на материале локальных поражений головного мозга) нейропсихология должна быть вооружена всей суммой современных знаний о мозге и психических процессах, почерпнутых как из психологии, так и из дру­гих, смежных наук.

Современная нейропсихология развивается в основном двумя путя­ми. Первый - это отечественная нейропсихология, созданная труда­ми Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их учениками и последователями в России и за рубежом (в бывших советских респуб­ликах, а также в Польше, Чехословакии, Франции, Венгрии, Дании, Финляндии, Англии, США и др.).

Второй - это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д. Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.

Методологическими основами отечественной нейропсихологии яв­ляются общие положения диалектического материализма как общей философской системы объяснительных принципов, к числу которых относятся следующие постулаты:

· о материалистическом (естественнонаучном) понимании всех
психических явлений;

· об общественно-исторической обусловленности человеческой пси­хики;

· о принципиальной значимости социальных факторов для фор­мирования психических функций;

· об опосредованном характере психических процессов и ведущей роли речи в их организации;

· о зависимости психических процессов от способов их формиро­вания и др.

Как известно, А. Р. Лурия наряду с другими отечественными пси­хологами (Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным и др.) непосредственно разраба­тывал теоретические основы отечественной психологической науки и на этой базе создал нейропсихологическую теорию мозговой организа­ции высших психических функций человека. Успехи отечественной нейропсихологии объясняются прежде всего ее опорой на научно раз­работанные с позиций материалистической философии общепсихоло­гические концепции.

Сопоставляя пути развития отечественной и американской нейро­психологии, А. Р. Лурия отмечал, что американская нейропсихология, достигнув больших успехов в разработке количественных методов ис­следования последствий мозговых поражений, фактически не имеет общей концептуальной схемы работы мозга, общей нейропсихологической теории, объясняющей принципы функционирования мозга как целого.

Теоретические представления отечественной нейропсихологии опре­деляют и общую методическую стратегию исследований. В соответ­ствии с представлением о системном строении высших психических функций, согласно которому каждая из них являет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих звеньев, наруше­ния одной и той же функции протекают по-разному в зависимости от того, какое звено (фактор) оказывается пораженным. Поэтому цент­ральной задачей нейропсихологического исследования является опреде­ление качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

Следует отметить, что в настоящее время как теоретические поло­жения, так и методы отечественной нейропсихологии приобретают все большую популярность у западных исследователей. Методы, разрабо­танные А. Р. Лурия, подвергаются стандартизации, широко использу­ются, обсуждаются на специальных конференциях.

Богатое научное наследие, оставленное А. Р. Лурия, надолго опре­делило развитие отечественной нейропсихологии и существенно по­влияло на развитие нейропсихологии за рубежом.

В настоящее время отечественная нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объе­диненных общими теоретическими представлениями и общей конеч­ной задачей, состояний в изучении мозговых механизмов психических процессов.

Основные направления:

1. клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка моз­га, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

2. экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспери­ментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.

А. Р. Лурия и его сотрудниками экспериментально разрабатывались и проблемы нейропсихологии гностических процессов (зрительного, слухового восприятия), нейропсихологии интеллектуальной деятель­ности.

3. психофизиологическое направление было создано в экспериментальной нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия.По его мнению, это направление исследований является ес­тественным продолжением экспериментальной нейропсихологии ме­тодами психофизиологии.

4. реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных по­ражений головного мозга. Данное направление, исходя из общих нейропсихологических представлений о деятельности мозга, разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших локальные мозговые заболевания. Эта работа началась в годы Великой Отечественной войны.

В эти годы было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных пси­хических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпен­сированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

5. нейропсихология детского возраста (70-е годы XX века по инициативе А. Р. Лурия) Необходи­мость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях. Возник­ла необходимость специального изучения «детских» нейропсихологических симптомов и синдромов, описания и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по «приспособлению» к дет­скому возрасту методов нейропсихологического исследования и их усовершенствованию.

Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить закономерности хроногенной локализации этих функций, о которой в свое время писал Л. С. Выготский (1934), а также проанали­зировать различное влияние на них очага поражения в зависимости от возраста («вверх» - на еще не сформировавшиеся функции и «вниз» - на уже сложившиеся).

Можно думать, что со временем будет создана и нейропсихология старческого возраста (геронтонейропсихология). Пока на эту тему имеются лишь отдельные публикации.

6. ней­ропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная ней­ропсихология) - изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии. Актуальность нейропсихологического анализа психических функций у здоровых людей диктуется и теоретическими, и практическими соображениями. Важ­нейшей теоретической задачей, встающей в этой области нейропсихо­логии, является необходимость ответа на вопрос, возможно ли в прин­ципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении послед­ствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.

В настоящее время в нейропсихологии индивидуальных различий сложилось два направления исследований.

Первое - это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии,

Второе - это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и

межполу тарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий

7. нейропсихология пограничных состояний ЦНС, к ко­торым относятся невротические состояния, заболевания мозга, свя­занные с облучением малыми дозами радиации («чернобыльская болезнь»), и др. Исследования в этой области показали существова­ние особых нейропсихологических синдромов, присущих данному контингенту больных, и большие возможности применения нейропси­хологических методов для оценки динамики их состояния, в частно­сти для анализа изменений высших психических функций под влия­нием психофармакологических препаратов («Чернобыльский след», 1992; Э. Ю. Костерина и др., 1996,1997; Е. Д. Хамская, 1997 и др.).

Нейропсихология - молодая наука. Несмотря на очень длительную историю изучения мозга как субстрата психических процессов, кото­рая восходит еще к донаучным представлениям древних авторов о мозге как вместилище души, и на огромный фактический материал о раз­личных симптомах поражения мозга, накопленный клиницистами всего мира, нейропсихология как система научных знаний сложилась лишь в 40-50-е годы XX века. Решающая роль в этом процессе при­надлежит отечественной нейропсихологической школе. Ее успехи и высокий междуна­родный авторитет связаны прежде всего с именем одного из самых выдающихся психологов XX века - Александра Романовича Лурия.

Нами было обследовано 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет, с выставленным диагнозом РДА которые наблюдались в Краевом психоневрологическом диспансере и в течение года проходили начальный коррекционный курс у психолога на кафедре клинической психологии ППФ КРАСГУ.

Необходимость начальной коррекционной работы до проведения обследования аутичных детей продиктована тем, что затрудненность коммуникативного контакта с такими детьми может давать искажение результатов проводимых проб. Детский аутизм это такая аномалия психического развития, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов, характерно нарушение общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, поэтому начальный коррекционный курс предполагал работу по установлению более полноценного эмоционального контакта с аутичными детьми, что в дальнейшем позволило провести диагностическое нейропсихологическое обследование наиболее эффективно.

Каждый ребенок проходил нейропсихологическое обследование на предмет выявления нейропсихологического статуса.

Все дети, участвующие в нейропсихологическом исследовании, не имеют органического нарушения головного мозга и по классификации О.С.Никольской могут быть отнесены ко 2 - 3 группе заболевания.

Методики нейропсихологического исследования

Нейропсихологическая диагностика, включающая в себя комплекс нейропсихологических проб и заданий, является специальным разделом психологической диагностики, на основе которой принимаются топико-диагностические решения.

Нейропсихологическая диагностика осуществляется на многомерной, индивидуально-факторной основе, при которой необходимо учитывать единство (взаимосвязь, взаимообусловленность) качественных и количественных подходов. Являясь многомерным и много аспектным, нейропсихологическое исследование заключается в оценке состояния ВПФ, особенностей функциональной асимметрии полушарий и познавательных процессов.

Нейропсихологическое исследование предполагает оценку право-леворукости и доминантности полушарий по речи. Считается, что окончательный тип доминантности устанавливается в онтогенезе к 3-5 годам - это своеобразный рубеж, после которого возможность компенсации нарушенных функций за счет здорового полушария резко снижается (Симерницкая Э.Г., 1985).

В процессе исследования полученные данные уточняются, и окончательное решение о специфике полушарной асимметрии принимается на основе интеграции всех доступных анализу источников информации (анамнез, опрос, пробы и т.п.).

Оценка речевого статуса является важнейшей предпосылкой коммуникативной деятельности. При анализе учитывается способность ребенка понимать задание, мимика, жесты, характер ответов: их односложность или развернутость, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий, быстрота и др.

Исследование моторики позволяют получить комплексную характеристику двигательного анализатора в целом.

Специфика нейропсихологической диагностики в детском возрасте заключается в том, что оценка результатов выполнения какого-либо задания требует знания возрастных нормативов его выполнения. Кроме этого, должна учитываться возрастная доступность самой процедуры тестирования. Обычно, чем младше ребенок, тем явственнее на результатах выполнения задания сказываются общепсихологические факторы и, в том числе, интеллектуальная зрелость.

Нейропсихологическому исследованию предшествует знакомство с историей болезни, краткая беседа с родителями для получения предварительной информации о речевом статусе ребенка, о право-леворукости, его эмоционально-эксперссивных особенностях, уровне осознания болезни, отношения к ней.

Темп предъявления проб и заданий - индивидуальный; учитывается длительность латентного периода перед выполнением пробы, затруднения при включении в действие и необходимость дополнительной стимуляции, импульсивность, нарушение произвольного внимания, его истощаемость и т.д.

Результаты нейропсихологического исследования фиксируются в протоколе обследования, рисунках.

Успешность выполнения каждого задания условно ранжирована по 4-х бальной системе - 0, 1, 2, 3 при этом оценки:

· 0 - отсутствие ошибок или ошибки «неспецифические» для той или иной пробы;

· 1 - слабо выраженные нарушения;

· 2 - нарушения средней степени;

· 3 - грубые расстройства.

Нейропсихологическое обследование проводилось при помощи луриевских методов нейропсихологической диагностики, в исследовании применялись следующие методики:

Оценка латеральной организации функций.

1. Луриевские пробы

Переплетение пальцев

«Поза Наполеона»

Аплодирование

Кулак на кулак

Нога на ногу

2. Зрительная асимметрия

Прицеливание

Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.

1. Предметный гнозис

Узнавание реальных изображений

Узнавание перечеркнутых изображений

Узнавание наложенных изображений

Узнавание недорисованных изображений

2. Цветовой гнозис

Идентификация цвета

3. Зрительно-пространственный гнозис.

Самостоятельный рисунок (куб)

Фигура Тейлора

Исследование соматосенсорного гнозиса.

Проба на локализацию прикосновения

Проба на дискриминацию

Исследование слухомоторных координаций и слухового гнозиса.

Воспроизведение ритмов по образцу

Узнавание бытовых шумов

Исследование движений.

Пробы Хеда

Динамический праксис (ладонь-кулак-ребро)

Реципрокная координация (оценивается ритмичность, синхронность движений)

Воспроизведение позы пальцев (праксис поз)

Условные реакции

Исследование конвергенции

Исследование речи.

1. Автоматизированная речь

Цифровой ряд от 1 до 10

Дни недели с понедельника по воскресенье

2. Дезавтоматизированная речь

Цифровой ряд от 10 до 1

Дни недели с воскресенья по понедельник

3. Отраженная речь

Повторение слогов «би - ба - бо»

Дифференцирование близких по звучанию фонем (выбор по речевой инструкции)

Повторение слов: полковник, поклонник, половник; кораблестроение, кораблекрушение; Монголия, магнолия

Повторение скороговорок

4. Понимание логико-грамматических конструкций

Понимание предлогов (отношения между предметами, выраженных предлогом)

Понимание инвертированных конструкций (осень перед зимой, весна после лета и т. д.)

5. Спонтанная развернутая речь

Рассказ по сюжетной картинке

Исследование памяти.

Методика заучивания 10-ти слов

Проба на интерференцию (2 группы по три слова)

Исследование внимания.

Корректурная проба (буквенные пробы Анфимова)

Исследование активационного фона

Таблица Шульте (цифровая проба)

Исследование системы счета.

Выполнение простых счетных операций

Понимание строения разрядного числа

Исследование когнитивных процессов.

Понимание рассказов

Понимание смысла сюжетных картин

Понимание смысла пословиц

«Исключение лишнего» (предметный вариант)

Данные о выполнении проб каждым обследуемым ребенком занесены в протоколы нейропсихологического обследования (см. Приложение 1).

В схему нейропсихологического исследования, разработанную А.Р.Лурия, входят патопсихологические методики на исследование внимания, памяти, мышления, которые могут быть полезны для уточнения особенностей нарушения психической деятельности. (2)

В данной работе использовались патопсихологические методики:

1. Таблица Р.Шульте. Это модификация методики Э. Крепелина (1895г.) для исследования утомляемости и работоспособности (задача произвести сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр). Для проведения опыта необходим специальный бланк. Испытуемому дается инструкция - складывать пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывать результат сложения. При этом его предупреждают о том, что каждые 15 секунд будет звучать команда «Стоп!», после которой он должен продолжать сложение уже в следующей строчке. При обработке результатов подсчитывается количество сложений и допущенных ошибок за каждые 15 секунд и строится график работоспособности, который отражает равномерность и темп выполнения задания, выявляет наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

2. Буквенные таблицы В.Я.Анфимова - это методика, направленная на выявление уровня работоспособности и концентрации внимания (задача вычеркивать буквы «Х» и «И», и подчеркивать во второй части работы ВХ и ЕИ по команде инструктора). Задание выполняется на специальном бланке, рассчитано на 4 минуты и состоит из 2-х частей. При обработке данных подсчитывается общее количество просмотренных ребенком знаков - это количественный показатель работоспособности, а также устанавливаются качественные показатели работоспособности, выявляются общие ошибки и ошибки на дифференцировку.

Как показал опыт работы специалистов, нейропсихологический метод, являются наиболее адекватными для диагностики уровня развития высших психических функций, кроме того, нейропсихологические методики позволяют сделать не только количественный, но и качественный анализ функционирования высших корковых структур головного мозга, а также использование Луриевских методик, позволяет увидеть, какой именно фактор поврежден.

Включенные в методику пробы дают возможность получить данные о степени функциональной сформированности исследуемых структур, а, так же, прогнозировать их дальнейшее развитие.

Схема нейропсихологического обследования ребёнка

Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адек­ватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту. Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково - «двойка по русскому». Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Подчерк­нем это непременное условие: важен именно синдромный подход, иначе, как показывает опыт, неиз­бежны искажения, односторонность результатов, обилие артефактов.

Вся совокупность предлагаемых методов многократно апробирована на моделях нормального, субпатологического и патологического развития.

Отметим в самом общем виде несколько моментов, принципиальных для квалификации имеющей­ся у ребенка недостаточности.

1. Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:

Гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки; полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и ам­плитуды движения глаз)

Пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость; колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;

Выраженные вегетативные реакции, аллергии, энурез; сбои дыхания вплоть до его очевидных за­держек или шумных «преддыханий»; соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п.

Различные патофеномены такого круга, как и ряд иных, аналогичных всегда свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, что с необходимостью требует направ­ленной коррекции. Ведь, перечисленное, по сути, является отражением базального, непроизвольно уровня саморегуляции человека. Причем уровня во многом жестко генетически запрограммированного, т.е. функционирующего помимо воли и желания ребенка. Между тем полноценный его статус предо­пределяет во многом весь последующий путь развития высших психических функций (ВПФ). Это обу­словлено тем, что к концу первого года жизни названные структуры практически достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для онтогенеза в целом.

2. Прежде всего, используя нейропсихологическую методику, необходимо учитывать и строго фиксировать все индивидуальные свойства испытуемых , все особенности их поведения во время проведения обследования. Это позволит более точно оценить характер имеющихся у них нарушений и даст возможность установить, какое влияние на процесс выполнения заданий оказывают личностные и другие внеинтеллектуальные факторы.

Наибольший интерес представляют следующие показатели:

1. Особенности общения ребенка с экспериментатором: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие, рассказывает что-нибудь о себе и т. д. Если ребенок излишне застенчив, замкнут, плохо вступает в контакт, целесообразно начать его обследование с невербальной части методики. Яркие кубики, картинки обычно вызывают интерес у ребенка, снимают скованность и страх. Когда ребенок немного привыкнет и перестанет тормозиться, можно предложить ему для выполнения задания вербальной части. При этом не следует требовать от него развернутых ответов, важно выяснить лишь то, насколько он понимает, знает различные предметы и явления, умеет обобщать, сравнивать их между собой. При квалификации дефекта необходимо учитывать тот момент, что низкие количественные показатели, полученные ребенком по вербальным субтестам, в данном случае скорее всего являются следствием речевой заторможенности.

Дети общительные обычно очень бурно реагируют на все вопросы и задания, часто переспрашивают, уточняют, приводят примеры из собственной жизни и т. д. С одной стороны, все это может послужить дополнительной информацией для экспериментатора, а с другой - увеличивает время обследования, нарушает его ритм. В ряде случаев таких детей следует тактично останавливать, просить отвечать только по существу.

2. Особенности мотивации : вызывают ли задания интерес, какова реакция на неуспех, как ребенок оценивает свои возможности и достижения.

У детей с сильной познавательной мотивацией любое прерывание деятельности может вызвать переживание неуспеха, чувство неудовлетворенности. Поэтому в тех случаях, когда ребенок очень долго ориентируется в задании, ищет наиболее правильное решение и при этом не укладывается в отведенный лимит времени, надо позволить выполнить ему задание до конца и зафиксировать индивидуальный темп работы. Количественная оценка должна выводиться стандартным образом.

Необходимо отмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли переключается он от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую. Вы­слушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? Как часто отвлекается он на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования? Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в условиях «глухой инструкции», или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развер­нутых подсказок экспериментатора, т. е. после того, как изначальная задача будет раздроблена на под­программы.

Наконец, способен ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; оттормозить свои не адекватные данной ситуации эмоциональные реакции? Положительные ответы на эти вопросы наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить), свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции, т. е. в максимальной степени отражает степень его социализации в отличие от тех базальных процессов, о ко­торых говорилось выше.

Достаточность перечисленных параметров психической деятельности свидетельствует о функцио­нальной активности префронтальных (лобных) отделов мозга, прежде всего его левого полушария. И, хотя окончательное созревание этих мозговых структур растягивается по нейробиологическим законам до 12-15 лет, к 7 -8 годам в норме уже имеются все необходимые предпосылки для их оптимального в соответствующих возрастных рамках статуса.

Говоря о понимании ребенком инструкций и их выполнении, необходимо подчеркнуть, что перво­очередной задачей является дифференциация первичных трудностей от тех (вторичных), которые связа­ны у него, например, с недостаточностью памяти или фонематического слуха. Иными словами, вы должны быть абсолютно убеждены, что ребенок не только понял, но и запомнил все вами сказанное от­носительно предстоящего задания.

3. Динамические характеристики деятельности : импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий или заторможенность, медлительность, истощаемость. Обследование детей с повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью следует проводить в несколько этапов, давая им значительные перерывы для отдыха. Иногда имеет смысл перенести эксперимент на другой день. Такие дети выполняют заедания очень медленно и часто не укладываются в отведенный лимит времени. Поэтому целесообразно не прерывать ребенка, не ограничивать времени выполнения заданий, чтобы выяснить, способен ли он в принципе справиться с ними, но обязательно учитывать индивидуальное время выполнения. Низкие показатели по субтестам, имеющим временные лимиты, считать следствием замедленного темпа психической деятельности.

4. Особенности внимания : отвлекаемость, колебания внимания, показатели самоконтроля.

5. Характеристики моторики : быстрота движений, координация, сила мышечного тонуса, точность движений и т.п.

6. Речевые особенности : трудности произношения, неверное употребление слов, оговорки, несформированность фразы, речевая инертность, нарушение регулирующей функции речи и проч.

7. Способы выполнения заданий : решает методом проб и ошибок или применяет логические приемы анализа, переносит ли найденный способ на аналогичное задание и т.д.

Таким образом, в отличие от стандартной процедуры тестового исследования, когда отмечается только результат выполнения задания, имеет смысл подробно и тщательно протоколировать весь ход эксперимента, фиксируя, по возможности, все, что делает и говорит испытуемый. При этом большое значение имеет тот факт, что практически не нарушается чистота самого теста, а любые дополнения и изменения, внесенные экспериментатором, используются для качественного анализа полученных данных.

Например, при качественном анализе выполнения методики лабиринт можно выявить три основных типа нарушений.

1. Нарушение координации движений, расторможенность, плохой самоконтроль - ребенок быстро проходит практически все лабиринты, но с очень большим числом ошибок (часто отрывает карандаш от бумаги, пересекает линии, заходит за пределы лабиринта).

2. Медлительность, слабость мышечного тонуса - ребенок проходит все лабиринты почти без ошибок, но в очень медленном темпе, не укладываясь в отведенные лимиты времени.

3. Нарушение планирования деятельности, плохая экстраполяция - ребенок не может пройти лабиринт, не двигается с места или слепо заходит во все его участки.

В указанных выше случаях количественная оценка , получаемая испытуемым за тот или иной субтест, становится показателем степени выявленных у него качественных нарушений.

Существуют нарушения, которые можно выявить лишь путем качественного анализа выполнения ребенком заданий методики. Эти нарушения обычно приводят к снижению количественных показателей сразу по нескольким субтестам. Это - замедленность темпа мыслительной деятельности (страдает выполнение всех субтестов, имеющих временные лимиты), психомоторная расторможенность в сочетании с плохим самоконтролем (низкие показатели имеются по всем субтестам, где требуются сосредоточенность, аккуратность, хорошее внимание) и нарушение планирования, регулирования деятельности (ребенок с трудом справляется со всеми заданиями, где необходимы тщательный анализ условий, предварительная ориентировка в задании, составление программы действий).

Имеет место и обратное, когда низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам сам по себе свидетельствует об определенном качественном типе нарушения.

3. Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) проте­кает по законам гетерохронии и асинхронии . В этой связи необходимо провести краткий обзор возрас­тной динамики («коэффициентов развития») наиболее важных психологических факторов (в соответст­вии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет).

При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетическо­го праксиса полностью доступны детям уже в 4 -5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).

Тактильные функции достигают своей зрелости к 4 -5 годам, в то время как соматогностические - к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 -5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с пер­вичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6 -7 лет де­ти демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) кар­тин.

В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 - 7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности - к 8 и 9 годам соответственно.

Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т. е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7-8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности.

Так, в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, иска­жает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то де­тали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полно­ценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.

Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного рече­вого высказывания (8 -9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т. п.

Отразив некоторые особенности развития нейропсихологических факторов в норме, остановимся на традиционной для нейропсихологии системе оценок продуктивности психической деятельности. В онтогенетическом ракурсе она прямо связана с понятием зоны ближайшего развития:

«О» - выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;

«1» - если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; по сути «1» - это нижняя нормативная граница;

«2» - ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;

«3» - задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспе­риментатора.

4. Следующее требование связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследо­ вание сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности. К таковым относятся: увеличение скорости и времени вы­полнения задания; исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) само­контроля.

Успешность выполнения любого задания в сенсибилизированных условиях (в том числе на следах памяти) в первую очередь свидетельствует о том, что изучаемый процесс у ребенка автоматизирован, а следовательно, помимо прочих преимуществ может быть опорой для ведения коррекционных меро­приятий.

Необходимым условием является также выполнение любых мануальных проб (двигательных, рису­ночных, письма) обеими руками поочередно. Хотелось бы подчеркнуть, что использование бимануальных проб приближается по информативности к дихотическому прослушиванию, тахистоскопическому эксперименту и т.п., а пренебрежение ими - к неадекватной квалификации имеющейся феноме­нологии.

5. Во всех экспериментах , требующих участия правой и левой руки испытуемого, не следует оговари­вать в инструкции, какой именно рукой начинать выполнение задания. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную инфор­мацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содер­жится в «языке жестов»: исследователь обязательно должен отмечать, какая рука «помогает» ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.

6. Большинство проб даны в нескольких вариантах. Это позволяет, с одной стороны, использовать ряд из них для динамического исследования, а с другой - подобрать тестовый вариант, адекватный возрасту ребенка.

Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание двух групп по 3 слова и запоминание 6 слов) не следовали одно за другим.

7. Крайне важно как аксиому воспринимать тот факт , что ребенок всегда включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений (родители, учителя, друзья и т.д.). поэтому успеш­ность вашего обследования (и последующей коррекции) однозначно будет коррелировать с тем, на­сколько полно будут представлены в нем соответствующие данные. В первую очередь это означает ус­тановление партнерского контакта с родителями, особенно с матерью ребенка. Именно она способна дать вам важнейшую информацию о его проблемах, а в последующем - стать одним из центральных участников коррекционного процесса.

Проведение психологического обследования детей имеет целый ряд особенностей . Прежде всего, необходимо отметить, что маленькие дети, а особенно дети с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и включаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психических возможностей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том, что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, добиться его посильного участия в эксперименте и обеспечить необходимую мотивацию деятельности ребенка по выполнению за­даний.

Причинами целого ряда отказов ребенка от выполнения задания могут быть не столько его интеллектуальная недееспособность, сколько степень невротизации, наличие страхов, депрес­сивных настроений или определенных характерологических особенностей. Включение ребенка первого года жизни в ситуацию обследования достигается привлечением его внимания к ярким новым звучащим объектам, интенсивным эмоционально-речевым воздействием и устранением всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До начала обследования необходимо дать ре­бенку привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что существенно осложнит возможность дальнейшего контакта.

Включение в ситуацию обследования более старших детей легче всего достигается приме­нением сюжетного объединения различных заданий в одну общую «игру». Для этого в обследо­вание вводится персонаж или ряд персонажей и все дальнейшие задания выполняются как бы для этих персонажей: для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т. д. При этом персона­жи используются для оценки действий ребенка, они радуются или плачут, приближаются при одобрении или прячутся при неверном действии, а иногда что-то говорят, советуют, просят. Де­тей в возрасте от 1 года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от ма­мы, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коленях. Иначе тревога, возникающая у детей этого возраста в незнакомой ситуации, может сильно осложнить обследование. Дети старше двух лет значительно быстрее адаптируются в экспериментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследователем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игрушками. При этом присутствие мамы часто бывает необязательным, а порой и нежелательным. Начинать исследование стоит с легких заданий, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться ин­тересными для ребенка (типа вкладывания разных по размеру объектов один в другой). Затем ему можно предложить ряд сложных и более скучных заданий на запоминание, идентификацию, узнавание, внимание, а также на обобщение. Как только появятся первые признаки утомления, стоит переключить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если с течением времени ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выполнение не­сложных физических упражнений, успокаивающих нервную систему. В случаях отказа ребенка от выполнения заданий надо попытаться привлечь его к деятельности с помощью шепотной ре­чи или же продемонстрировать задания невербально, а также избегать употребления импера­тивных высказываний типа «сделай», «скажи» и др. в собственной речи. Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако следу­ет делать это с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать слишком сильный и плохо контролируемый аффект.

Наконец, исследование следует вести так, чтобы ребенок расставался с исследователем в хорошем настроении и стремился к продолжению занятий в следующий раз. Не должно быть определенного правила в порядке предъявления ребенку заданий. Важно удер­жание заинтересованности ребенка и быстрое проведение каждого задания. Следует заменять одно задание на другое, если проявляются признаки скуки. В специальных целях: определение состояния произвольной регуляции поведения и степени подчиняемости ребенка требованиям взрослого, а также для расширения представлений об особенностях эмоционального реа­гирования можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца.

Интерпретация данных нейропсихологического исследования осуществляется в результате анализа протокольных записей, вычерчивания индивидуального с профиля» состояния психиче­ских функций.

Оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих фактов:

1) интенсивность (тяжесть) и экстенсивность (распространенность) нарушений психиче­ских функций;

2) определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий (см. критерии качественной оценки);

3) восприимчивость ребенка к помощи, предлагаемой в процессе проведения эксперимента.

На первые два вопроса экспериментатор может ответить в результате изучения так назы­ваемого индивидуального «профиля» нейропсихологических характеристик: выявление наибо­лее типичного, часто повторяющегося балла, выделение наиболее страдающих функций, обес­печивающих формирование того или иного школьного навыка.

Возможность ответа на третий вопрос изначально предусмотрена специальной организаци­ей нейропсихологического исследования. Большинство заданий, включенных в исследование, предъявляется в 2 вариантах. При первом - инструкция не отличается от применяемой в прак­тике исследования взрослых. При неправильном выполнении то же задание дается в ситуации игры, обеспечивающей не только эмоциональную стимуляцию, но и включение речевого и смы­слового опосредования действия (например: «Ты командир, а твои пальчики - солдаты, коман­дуй: раз, два...» и т.п.). После подобной организации, как правило, результаты выполнения зада­ния улучшаются, бальная оценка повышается. Этот новый результат вносится в протокол иссле­дования и соответственно отмечается на графике индивидуального «профиля». Таким образом, эффективность помощи и, что особенно важно, виды ее становятся важными данными для оцен­ки потенциальных возможностей ребенка.

При качественном анализе состояния ВПФ прежде всего необходимо выделение ведущего фактора, затрудняющего осуществление заданной психологической операции. Такими ведущи­ми факторами могут являться:

1) нарушение отдельных корковых функций. Кроме парциальных нарушений перечисленных выше специфических функций трудность обучения детей могут быть обусловлены общими неспецифическими расстройствами мозговой деятельности, отражающими дискоординацию корково-подкорковых функциональных отноше­ний.

2) нейродинамические нарушения; на первый план выступают расстройства общей нейродинамики, проявляющиеся в повышенной истощаемости, нарушении темпа и подвижности психических процессов, нарушении работоспособности по астеническому типу.

Критерий качественно-количественной оценки базировался на степени выраженности вы­деленных выше качественных показателей нарушений ВПФ. С этой целью была разработана пя­тибалльная шкала оценок.

О баллов - нейродинамические нарушения отсутствуют.

1 балл - нейродинамические нарушения легкой степени выраженности проявляются в бо­лее медленном темпе выполнения задания при сохранности структуры заданной психоло­гической операции.

2 балла - нейродинамические нарушения средней степени отражают большую степень истощаемости испытуемой функции, проявляющуюся в легкой дезавтоматизации двига­тельного стереотипа либо другого навыка, наличием нестойких и неспецифических по сво­ему характеру ошибок.

3 балла - грубые нейродинамические нарушения, проявляющиеся в персевераторных яв­лениях наличием структурных нарушений заданной операции (степень выраженности ко­торых еще отражает связь со степенью выраженности истощаемости общей нейродинамики).

4 балл - крайняя степень грубых нарушений нейродинамики, первичные нарушения структуры заданной операции (отсутствие связи с явлениями истощаемости общей нейро­динамики); практическая невозможность выполнения задания.

3) нарушения высших форм регуляции; при других клинических вариантах психического дизонтогенеза более значимы нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности: отсутствие или нестой­кость установки (мотивации) на познавательную деятельность, трудности планирования задан­ной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля. Эти стороны соз­нательной деятельности, как известно, обеспечиваются прежде всего работой лобных и лобно-подкорковых мозговых систем.

При качественно-количественной оценке нарушений высших форм регуляции необхо­димо ориентироваться не только на характер нарушений произвольного контроля, про­граммирования и инициирования, но и на восприимчивость ребенка к помощи со стороны экспериментатора. Таким образом, содержание балла будет отражать как степень выражен­ности нарушений, так и содержание и эффективность вспомогательных мероприятий.

О баллов - нарушения отсутствуют.

1 балл - ребенок достаточно целенаправлен, при наличии затруднений самостоятельно находит способы их преодоления (замедляет темп, обводит изображения пальцем, сопро­вождает действие проговариванием и т. п.).

Нейропсихология – конкретная область знания, где предметом является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии, прежде всего, на материале локальных поражений г/м.

Нейропсихология, как отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы ХХ века в разных странах. Для ее формирования подготовили почву успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала ХХ века.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С.Выготским, однако, основная заслуга создания Н. как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия.

На основании работ Выготского (1934,1956) им были сформулированы принципы локализации высших псих. ф-ций человека . Он впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации ф-ций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации псих. процессов (с помощью орудий, знаков и языка).

Наблюдения над процессами псих. развития реб. привели Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших псих. ф-ций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации как основной закономерности псих. развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие псих. ф-ции в детском возрасте и у взрослого человека .

Центральной задачей нейропсихол. исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной ф-ции .

Основные задачи нейропсихологии .

    Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности.

    Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах.

    Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Существует две группы методов , используемых в нейропсихологии. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй - методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

В первой группе, выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения.

В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р, Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга.

Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного - речи, мышления, письма и счета, памяти.

В настоящее время появилось несколько направлений нейропсихологии, различающихся своими задачами.

Клиническая нейропсихология занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основная задача изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования.

Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основная задача: экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия и его учеников наиболее изучены память и речь. В экспериментальной Н. по инициативе Лурия было создано психофизиологическое направление - это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций.

Реабилитационная нейропсихология . Основная задача: восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи.

Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

Нейропсихология развития . Задача - выявление закономерностей развития мозга.

В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста . Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей. Исследования в этой области позволяют выделить закономерности локализации высших психических функций, а также проанализировать влияние локализации очага поражения на психическую функцию в зависимости от возраста.

Наконец, в последнее время все более начинает утверждаться ней­ропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная ней­ ропсихология ), которая изучает мозговую организацию психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии.

Практические задачи, встающие перед дифференциальной нейро­психологией, связаны, прежде всего, с психодиагностикой, с примене­нием нейропсихологических знаний в целях профотбора, профориен­тации и т. п.

Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики, в первую очередь - необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций.

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий . Первый - это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии ; второй - это собственно нейропсихологические по­ нятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие, как:

    высшая психическая функция;

    психическая деятельность;

    психологическая система;

    психический процесс;

    речевое опосредование;

    значение;

    личностный смысл;

    психологическое орудие;

  • действие;

    операция;

    интериоризация и многие другие.

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия , в которых нашло отражение применение общепсихологиче­ской теории к нейропсихологии. Основу этой теории составляет положение о системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации.

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими пси­ хическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответству ющих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программа­ми и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками:

* они формируются прижизненно под влиянием социальных фак­торов (осознанность);

* они опосредованы по своему психологическому строению (пре­имущественно с помощью речевой системы) - опосредованность;

* они произвольны по способу осуществления (произвольность)

Высшие психические функции как системы обладают большой пла­стичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодей­ ствия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс.

Под функциональной системой в нейропсихологии понимается мор фофизиологическая основа высших психических функций (т. е. совокуп­ ность различных мозговых структур и протекающих в них физиологичес ких процессов), которая обеспечивает их осуществление.

Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций.

Ко второму классу понятий - собственно нейропсихологических - можно отнести следующие.

    Нейропсихологический симптом - нарушение психической фун­кции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводя­щих к локальным изменениям в работе мозга).

    Первичные нейропсихологические симптомы - нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением (вы­падением) определенного нейропсихологического фактора.

    Вторичные нейропсихологические симптомы - нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей.

    Нейропсихологический синдром - закономерное сочетание нейро­психологических симптомов, обусловленное поражением (выпа­дением) определенного фактора (или нескольких факторов).

    Нейропсихологический фактор - структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

    Синдромный анализ - анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных пси­хических функций, связанных с поражением (выпадением) оп­ределенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним - факторный анализ ).

    Нейропсихологическая диагностика - исследование больных с ло­кальными поражениями головного мозга с помощью клинических нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (топического диагноза).

    Функциональная система - морфофизиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина (1968, 1971 и др.) для объяснения мозговых механизмов высших психических функций; совокупность афферентных и эфферентных, звеньев, объединенных в систему для достижения конечного результата. Различные по содержанию высшие психические функции (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

    Мозговые механизмы высшей психической функции (морфофизиологическая основа психической функции) - совокупность морфо­логических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления данной психической деятель­ности.

10. Локализация высшей психической функции (мозговая организа­ция высшей психической функции) - центральное понятие тео­рии системной динамической локализации высших психических функций, объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разными нейропсихологическими факторами (т. е. принципами, присущи­ми работе той или иной мозговой структуры - корковой или под­корковой).

11. Полифункциональность мозговых структур - способность моз­говых структур (и, прежде всего ассоциативных зон коры боль­ших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функ­циональных систем.

    Норма функции - понятие, на котором базируется нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций; показатели реализации функции (в психологических еди­ницах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют средние значения в данной популяции. Существуют варианты «нормы функции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга и др.).

    Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качест­венное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

    Функциональная специфичность больших полушарий - специфи­ка переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными полушарными закономерностями.

    Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Перечисленные понятия входят в основной поня­ тийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека .

Основные положения тео рии системной динамической локализации высших психи ческих функций:

    каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;

    различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;

При повреждении определенного участка мозга возникает «первичный» дефект - нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре;

Как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать «вторичные» дефекты.

В настоящее время теория системной динамической локализации высших психических функций является основной теорией, объясняющей взаимосвязь психики и мозга.

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функцио­ нальная модель работы мозга как субстрата психической деятельно­ сти, согласно которой весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока :

I - энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга,

II - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей извне) информации;

III - блок программирования, регуляции и контроля за протекани­ем психической деятельности.

Каждая высшая психическая функция (или сложная форма созна­тельной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию.

Энергетический блок включает неспецифические структуры разных уровней:

    ретикулярную формацию ствола мозга;

    неспецифические структуры среднего мозга, его диэнцефальных отделов;

    лимбическую систему;

* медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Неспецифические структуры первого блока по принципу своего действия подразделяются на следующие типы:

* восходящие (проводящие возбуждение от периферии к центру);

* нисходящие (проводящие возбуждение от центра к периферии).

Корковые структуры первого блока (поясная кора, кора медиальных и базальных, или орбитальных, отделов лобных долей мозга) принад­ лежат по своему строению главным образом к коре древнего типа, со­ стоящей из пяти слоев .

Функциональное значе­ ние первого блока в обеспечении психических функций зак­лючается, во-первых, в регуляции процессов активации, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности (активирующая функция). Во-вто­рых, в передаче регулирующего влияния мозговой коры на нижележащие стволовые образования (модулирующая фун­кция). За счет нисходящих волокон ретикулярной форма­ции высшие отделы коры управляют работой нижележащих аппаратов, модулируя их работу и обеспечивая сложные фор­мы сознательной деятельности.

Первый блок мозга участвует в осуществлении лю­ бой психической деятельности, особенно в процессах внимания, памя­ти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом .

Второй блок - блок приема, переработки и хранения экстероцеп тпивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации - расположен в наружных отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой со­став аппараты затылочной, височной и теменной коры. Струк­турно-анатомической особенностью этого блока мозга явля­ется шестислойное строение коры. Она включает первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации), вторичные зоны (выполняющие функции син­теза информации от одного анализатора) и третичные зоны, основной задачей которых является комплексный синтез информации.

Отличительной особенностью аппаратов второго блока яв­ляется модальная специфичность и узкая специализация. Первое означает, что нервные клетки первичных зон реагируют на возбуждение только одной модальности (од­ного вида), например, только зрительное или только слухо­вое. Второе предполагает, что эти нейроны реагируют лишь на отдельный признак раздражителя одного вида (например, только на ширину линии или угол наклона и т. п.). Благода­ря этому аппараты второго функционального блока мозга выполняют функции приема и анализа информации, посту­пающей от внешних рецепторов и синтеза этой информации.

Все основные анализаторные системы организованы по общему п ринципу: они состоят из периферического (рецепторного) и цент­ рального отделов .

Периферические отделы анализаторов осуществляют анализ и дис­криминацию стимулов по их физическим качествам (интенсивности, частоте, длительности и т. п.).

Центральные отделы анализаторов включают несколько уровней, последний из которых - кора больших полушарий.

Максимальной сложности и дробности процессы анализа и переработки информации достигают в коре больших полу­шарий. Анализаторные системы характеризуются иерархическим принципом строения, при этом нейронная организация их уровней различна.

Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих черт, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделя­ют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию» (по терминологии И. П. Павлова), или первичные, вторичные и третичные поля (по тер­минологии А. В. Кэмпбелла). К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии - третичные поля.

Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельнос­ти связан с организацией целенаправленной, сознатель­ной психической активности, которая включает в свою струк­туру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррек­цию полученного результата. Обеспечению этих задач и слу­жит третий блок мозга.

Аппараты третьего функционального блока мозга распо­ложены кпереди от центральной лобной извилины и вклю­чают в свой состав включает моторные, прем оторные и префронталъные отделы коры лобных долей мозга . Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ве­дущую роль в программировании замыслов и целей психической дея­тельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.

Различные этапы про­извольной, опосредованной речью, осознанной психической деятель­ности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга:

    она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов (1 блок);

    затем эти мотивы, намерения, замыслы превращаются в опреде­ленную программу (или «образ результата») действительности, включающую представления о способах ее реализации (3 блок);

* после чего она продолжается в виде фазы реализации этой про­граммы с помощью определенных операций (2 блок);

* завершается психическая деятельность фазой сличения получен­ных результатов с исходным «образом результата». В случае не­соответствия этих данных психическая деятельность продолжа­ется до получения нужного результата.

Поражение одного из трех блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению со­ответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.