Что значит лексический разбор слова. Лексический разбор слова - что это такое? Примеры. Лексический анализ других слов

В практике преподавания русского языка стали традиционными различные виды разбора (анализа) основных языковых единиц (слова и предложения): фонетический, грамматический, словообразовательный, а также текста.

Определенное место среди них занимает лексический анализ слова и текста.

Лексический разбор слова - это всесторонний лексико-семантический и функциональный анализ слова как лексической единицы языка, как объекта его изучения в лексикологии.

Лексический разбор текста - это всесторонний лексико-семантический и функциональный анализ лексических единиц текста (преимущественно художественного), а также их роли в данном тексте.

Лексический разбор может быть тренировочным и контрольным. Первый предполагает активную работу со словарями различных типов: толковым, этимологическим, синонимов, антонимов и т.п., второй - умение самостоятельно проанализировать слово и выявить те или иные его характеристики.

Лексический анализ должен показать все знания студента о слове как лексической единице языка и речи в соответствии с вузовской программой. Поэтому он предложен как вторая (практическая) часть контрольной работы и (или) как вид практического задания на экзамене (в дополнение к теоретическому вопросу), т.к. позволяет проверить знания о предмете изучения всесторонне.

Лексический разбор включает в себя последовательно три этапа (части), соответствующих основным аспектам изучения слова в лексикологии: семантическому, системному и функционально-стилистическому (социолингвистическому) -

1) анализ семантической структуры слова,

2) анализ системных связей слова,

3) функционально-стилистический анализ слова.

Порядок лексического анализа слова

1.СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1) Истолковать лексическое значение слова в тексте одним из способов, с указанием способа толкования (описательный, синонимический и т.п.).

2) Выполнить компонентный анализ лексического значения (выделить архисему, дифференциальные и потенциальные семы).

3) Определить тип лексического значения (по разным параметрам: прямое/ переносное, номинативное/ характерологическое, мотивированное/ немотивированное, свободное/ связанное).

4) Определить наличие многозначности слова (в случае многозначности привести другие значения) и омонимии (разграничить полисемию и омонимию).

2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

5) Определить характер внутрисловных семантических связей слова (эпидигматику): топологический тип полисемии (элементарная, цепочечная, радиальная, смешанная), способы семантической деривации (сужение/ расширение, метафора/ метонимия).

6) Определить характер межсловных деривационных (словообразовательных) связей слова: привести однокоренные слова, определить тип лексической деривации (элементарная, цепочечная, гнездовая).

7) Определить характер парадигматических связей слова: наличие лексико-семантической группы (ЛСГ), гипонимов, синонимов, антонимов, их тип.

8) Определить характер синтагматических связей слова: тип сочетаемости (лексическая, грамматическая), валентность (свободные и контекстуально ограниченные типы связей слова), привести разные типы словосочетаний, в том числе устойчивые (фразеологические) сочетания.

3.ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

9) Определить происхождение слова, указать приметы и тип заимствований (освоенные, неосвоенные: экзотизмы, варваризмы).

10) Определить сферу употребления слова: общеупотребительое / необщеупотребительное (диалектное, жаргонное, специальное, просторечие).

11) Определить активность употребления слова: активного / пассивного запаса - устаревшее (архаизм / историзм) или новое (неологизм / окказионализм).

12) Определить стилистическую окраску слова: нейтральное (межстилевое) или стилистически окрашенное - высокое (книжное, поэтическое), сниженное (разговорное, просторечное).

Слово – основная единица языка, которая является средством номинации и благодаря этому выполняет функцию хранения и передачи информации, фиксируя опыт освоения внеязыковой действительности. Лексический анализ строится на том, что слова в языке существуют не изолированно друг от друга, а образуют систему, в которой значение каждого элемента определяется лишь в его соотношении с другими элементами.

Цель лексического анализа – описать существование слова в «трех измерениях» языка: в соотношении слова и понятия, им обозначаемого; слова и другого слова по признакам сходства или различия; слова и человека, его употребляющего. Первые два аспекта относятся к лексической семантике. На этом этапе с помощью словарей (толковых словарей, словарей омонимов, паронимов, антонимов, синонимов) необходимо проанализировать семантическую структуру слова, показать связи, существующие между составляющими ее значениями (лексико-семантическими вариантами), дать их характеристику. Полученные результаты позволят определить типы лексических микросистем, в которые входит слово в том или ином значении (омонимические, синонимические и другие парадигмы), и положение слова в данных микросистемах.

Основной задачей третьего, социолингвистического, аспекта является определение смысловой нагрузки слова, обусловленной его функционированием в социальном пространстве, отражением в слове истории развития общества. Слова при этом рассматриваются с точки зрения сферы употребления, способности выражать отношение говорящего к обозначаемому понятию, характеру и степени употребительности, истории появления слова в языке.

При выполнении лексического анализа необходимо указывать использованные словари, т.к. описание одного и того же слова в разных словарях может быть различным.

Схема лексического анализа слова

Семасиологическая характеристика

1. Определите значение слова в данном контексте, укажите способ толкования значения (см. толковые словари).

2. Дайте характеристику этого значения слова (первичное –производное, прямое - переносное, мотивированное – немотивированное, свободное - несвободное).

3. Определите, однозначным или многозначным является слово, от какого значения образовалось данное (если значение производное), тип переноса (если значение переносное).

4. Составьте схему значений слова, укажите тип полисемии (если слово многозначное) /см. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С. 93; Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч / Под ред. Е.И. Дибровой, Ч. 1. – М., 2001. - С. 227 – 231.

5. Определите, имеет ли слово омонимы (см. толковые словари, словарь омонимов). Если имеет, укажите их значение, тип, способ (причину) образования (см. этимологический словарь, толковые словари).

6. Если слово вступает в паронимические отношения, покажите это наличием паронимов (с истолкованием их значений) /см. словарь паронимов, словарь трудностей русского языка/.

7. Выявите синонимические связи слова. Приведите синонимическую парадигму, в которую входит слово в данном значении (по словарю синонимов). Определите тип синонимов по отношению к доминанте ряда, по характеру употребления (общеязыковой – контекстуальный).

8. Выявите антонимические связи слова, указав тип с точки зрения противопоставленности значений, характера употребления (по словарю антонимов).

Социолингвистическая характеристика .

1. Определите функционально-стилевую принадлежность слова в данном значении.

2. Охарактеризуйте слово с точки зрения наличия/отсутствия коннотативных (эмоционально-экспрессивных) сем в данном значении.

3. Охарактеризуйте слово с точки зрения сферы употребления (общеупотребительное, диалектное, специальное, жаргонное и т.п.).

4. Определите, к активному или пассивному словарному запасу относится слово в данном значении и других значениях (см. толковые словари).

5. Раскройте происхождение слова (см. этимологический словарь, словарь иностранных слов).

Образец лексического анализа слова

Венец желаниям! Итак, я вижу вас, О други смелых муз, о дивный Арзамас! (А.С. Пушкин)

1. В данном контексте слово «венец» употреблено в значении «2. перен . Последняя высшая ступень, завершение чего-л., верх, вершина» (МАС). Способ толкования значения – описательный (развернутое толкование).

2. Значение производное , т.к. образовано на базе другого значения; переносное , т.к. соотносится с понятием ассоциативно – для его понимания нужно знать мотивирующее значение; мотивированное, т.к. имеет мотивирующее значение; несвободное , конструктивно ограниченное, т.к. реализуется в сочетании с существительным в форме Дат.п. (см. грамматические пометы в словарной статье).

3. Данное значение образовано на базе основного значения путем метафорического переноса ассоциативных признаков (завершение, награда). Образная метафора, т.к. возникает как ассоциация человеческого чувства с объектом реальной действительности. Языковая метафора, т.к. имеет системный характер употребления и имеет специальную помету в словаре.

4. Семантическая структура слова состоит из 6 значений (ЛСВ):

Производные значения данного многозначного слова мотивируются прямым номинативным значением, т.е. полисемия радиального типа.

5. Омонимов не имеет.

6. Вступает в паронимические отношения со словом “венок” – “сплетенные в кольцо листья, цветы” (СО, Словарь трудностей русского языка Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой).

7. В данном значении слово входит в синонимическую парадигму: верх, вершина, предел, венец, апогей, зенит, кульминация (словарь синонимов З.Е. Александровой). Доминантой ряда является слово “верх ”, т.к. оно наиболее полно выражает понятие и стилистически не окрашено. По отношению к доминанте ряда слово "венец" является семантическим (идеографическим) синонимом, т.к. отличается степенью интенсивности качества («последняя, высшая ступень»), и стилевым, т.к. имеет книжный характер. Синоним общеязыковой, т.к. имеет системный характер употребления и зафиксирован в словаре синонимов.

8. В антонимические отношения в данном значении слово не вступает.

9. В данном значении слово «венец» является стилистически окрашенным, относится к книжному стилю, т.к. сфера его употребления ограничена художественной речью.

10. Коннотативных (эмоционально-экспрессивных) сем не содержит, т.к. слово в данном значении не выражает отношения говорящего к обозначаемому понятию.

11. В данном значении слово является общеупотребительным, а в 3-м значении имеет ограничения в употреблении (церк. ) /МАС/.

12. Во всех значениях, кроме 1-го, относится к активному словарному запасу; в основном, номинативном значении – к пассивному, т.к. является устаревшим: морфологическим, словообразовательным архаизмом (ср.: венец – венок ).

13. Исконно русское по происхождению, т.к. появилось в языке в общеславянский период; образовано с помощью суффикса – ьць- от вЬнъ «венок» (этимологический словарь).

  • Лексикология. Слово в семасиологическом и социолингвистическом аспектах
    • ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
    • ЛИТЕРАТУРА
    • Лексика как подсистема языка, ее специфические черты. Лексика и лексикология. Лексикология и другие разделы языкознания
    • Три измерения лексики: эпидигматика, парадигматика и синтагматика
    • Слово как основная номинативная единица языка. Дифференциальные признаки слова
    • Семасиологический и социолингвистический аспекты изучения лексики
    • Семасиология. Форма и значение слова. Слово и понятие
    • Лексическое и грамматическое значение слова
    • Структура лексического значения слова. Типология сем и их иерархия
    • Полисемия. Многозначное слово как система лексико-семантических вариантов. Виды переноса наименований
    • Типы лексических значений в многозначном слове
    • Омонимическая парадигма. Типология омонимов. Омонимия и полисемия
    • Понятие о паронимии. Паронимическая парадигма
    • Лексическая синонимия. Синонимическая парадигма и ее доминанта. Синонимия и полисемия. Типы лексических синонимов по значению и структуре. Функции синонимов

Лексико-семантический разбор ЛСВ

1. Анализируемая словоформа, ЛСВ и словарная форма (вокабула).

2. Значение словоформы: лексическое и грамматическое.

3. Толкование ЛЗ и определение способа толкования (через производящую основу, описательный (дефиниция), синонимо-антонимический, идентифицирующий, отсылочный, смешанный).

4. Характеристика ЛЗ

а) основное (первичное) – неосновное (вторичное), у неосновного указать способ образования ЛСВ: сужение, расширение, сдвиг, перенос значения;

б) мотивированное (имеющее внутреннюю форму) – немотивированное;

в) номинативное – неноминативное (эмотивное);

г) свободное – несвободное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное);

д) прямое – переносное (метафора, симфора, метонимия, синекдоха).

Семная структура ЛЗ

а) гиперсема (архисема) – дифференциальные семы;

б) * денотативно – референтные, сигнификативные, коннотативные семы.

5. Синтагматика ЛСВ: реализация обязательных (облигаторных) или потенциальных валентностей ЛЗ и ГЗ.

Лексический разбор слова

1. Словарная форма слова (вокабула); * вариант слова (если есть).

2. Место слова в лексической системе языка.

Парадигматика

а) тематическая группа и лексико-семантическая группа

б) лексико-семантическая парадигма

в) омонимическая парадигма

г) паронимическая парадигма

д) синонимический ряд

е) антонимическая пара

ж) словообразовательное гнездо

з) лексико-грамматический класс и система словоформ (морфологическая парадигма)

Характеристика слова с точки зрения

а) происхождения (исконно русское или заимствованное)

б) актуальности употребления (активный или пассивный запас)

в) сферы употребления (общеупотребительное или необщеупотребительное, ограниченное в употреблении).

г) стилистической окраски (нейтральное или стилистически окрашенное).

3. Функционирование слова в качестве компонента фразеологизма.

Разбор фразеологизма (ФЕ)

1. Значение фразеологизма.

2. Словарная форма и * вариант фразеологизма (если есть).

3. Тип фразеологизма с точки зрения семантической слитности составляющих его компонентов: фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение.

4. Структурная характеристика фразеологизма.

5. Фразеологическая парадигматика: многозначность, омонимия, синонимия, антонимия.

6. Характеристика фразеологизма с точки зрения происхождения, отношения к активному или пассивному лексическому запасу, социолингвистической принадлежности, стилистической окраски.

7. Фразеологическая синтагматика и словообразовательный потенциал.

8. Синтаксическая функция фразеологизма: замещает позицию какого-либо члена предложения; является аналогом предложения; образует нечленимое предложение.

Одним из самых сложных заданий для детей во всей школьной программе по русскому языку является разбор слов по лексическому значению. Для того, чтобы его выполнить, необходимо применять словари синонимов, омонимов, антонимов, лингвистические слова, а также словаря фразеологизмов русского языка. Лексический анализ слова выполняется по плану, который будет предоставлен далее в статье. Также будут рассмотрены примеры выполнения разбора.

Для того, чтобы выполнить разбор слова с точки зрения его лексических характеристик, необходимо придерживаться специального плана:

  1. Сначала определяется лексическое значение слова, употребление его в контексте. Например, слова, которые имеют только одно значение, называют однозначными. Если у слова несколько значений – оно многозначное. При этом слова могут иметь переносное значение.
  2. Далее вам необходимо определить, к какому типу значения принадлежит слово в данном контексте. Оно может быть прямым или переносным. Например, медведь – животное (в прямом значении), медведь – неуклюжий человек (может употребляться в переносном значении).
  3. Если мы определим, что слово многозначное, то нужно указать все формы значения через запятую. Здесь нужно воспользоваться толковым словарем русского языка, чтобы не упустить все имеющиеся значения слова.
  4. Если слово употребляется в переносном значении, дайте ему определение, охарактеризуйте его. Например, в словосочетании «каменная статуя» – словом «каменная» обозначается предмет, который сделан из холодного, твердого материала – камня, а в словосочетании «каменное лицо», оно обозначает отсутствие эмоций на лице, невозмутимость.
  5. Найдите все существующие антонимы данного слова и запишите их. Антонимы могут быть как однокорневые – счастье – несчастье; быль – небыль и т.д., так и разнокоренные – друг – враг, злой – добрый.
  6. Необходимо найти все существующие синонимы к слову в том значение, в котором оно находится. Синонимы используются для более точного выражения мысли, придания им ярких окрасок, избегания тавтологии. Пример синонимов: счастливый – веселый, радостный, ликующий, торжествующий и т.д.
  7. Определите, является ли слово заимствованным из других языков или оно относится только к русскому языку. Есть несколько определений, по которым можно определить заимствовано оно или нет. Большинство заимствованных слов содержат букву «ф», а также те, у которых есть приставки «гидро», «био», «вет», «мото», «радио». Русских слов, которые начинаются на «А» в русском языке тоже очень мало. Слова дочь, мать, дуб, пруд являются исконно русскими. Баскетбол (от англ. Basket – корзина, Ball – мяч) – это слово из английского языка.
  8. Установите сферу употребления разбираемого слова, определите лексическое значение. Возможно слово относится к идиомам – «остаться с носом», значит «остаться ни с чем»; к жаргонизмам (слова, используемые в узких кругах людей) – «атас», значит «тревога».
  9. Необходимо определить, относится ли оно к устаревшим. Определите отношение слова к архаизмам или историзмам, если оно является устаревшим.
  10. Определить, принадлежит ли рассматриваемое слово фразеологизмам.

Пример анализа слова по лексическому значению

Из этого предложения «Ветка яблони прятала меня от солнечных лучей» возьмем для лексического анализа слово «ветка».


Как было сказано выше, чтобы провести разбор слова как лексической единицы, вам необходимо обзавестись некоторыми словарями, которые помогут вам в дальнейшей работе. Такие словари можно найти в сети Интернет.

Толковый словарь Ожегова онлайн

Этот словарь будет полезен всем учащимся и тем, кто интересуется русским языком в индивидуальных целях. Словарь Ожегова включает значения русских слов, содержит примеры употребления в предложениях и другую информацию. Этот словарь поможет найти не только значения слов в распространенном употреблении, но и значения в переносном смысле, а также ознакомиться с новыми значениями слова.

Словарь был создан в 1949 году известным лексикографом и ученым С. И. Ожеговым и является самым распространенным и полным словарем на данный момент. На сегодняшний день в нем имеется более семидесяти тысяч слов. Интернет сервис http://ozhegov.textologia.ru/ представляет собой электронную версию словаря Ожегова, которая в точности соответствует бумажной. На данном этапе слова продолжают добавляться пользователями и проверяться на подлинность редакторами сервиса.

Чтобы воспользоваться словарем для лексического разбора нужно:


Как подобрать синонимы к слову при лексическом разборе

Для нахождения синонимов русского языка вы можете воспользоваться специальными онлайн-сервисами. Одним из них является http://www.synonymizer.ru/ . С помощью него вы можете найти все существующие синонимы в русском языке, нажав при этом одну кнопку. Сайт очень прост в управлении.

Для того, чтобы найти синонимы:


Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции , фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.