Развитие диапазона голоса. Как расширить вокальный диапазон

Задумываясь о том, как расширить диапазон голоса вверх или вниз, нужно понимать, что это такая же природная данность, как рост или длина руки, его невозможно расширить за естественные границы. Начинающему вокалисту следует знать, что он не расширяет диапазон голоса, а учится им пользоваться. Это умение никому не дается от природы – даже исключительно талантливый новичок уступит в ширине диапазона профессиональному певцу со средними способностями.

Насколько эффективны будут занятия и как лучше всего заниматься разработкой диапазона, зависит от индивидуальных факторов. Это возраст вокалиста, состояние здоровья, наличие вредных привычек, физическая выносливость и многое другое. Желательно не пренебрегать помощью профессионального педагога в этом вопросе.

Можно ли увеличить диапазон голоса и что для этого нужно

Для начала давайте попробуем понять, почему диапазон голоса нуждается в увеличении. Некоторые начинающие вокалисты списывают свой узкий диапазон на недостаточно щедрую природу, не наградившую их вокальным талантом, или на врожденные недостатки организма. Это все равно, что какой-нибудь менеджер среднего звена, физические упражнения которого сводятся к постукиванию пальцами по клавиатуре, не сможет пробежать марафонскую дистанцию (42,2 км) и решит, что он от природы не спортсмен. Это действительно так – он не спортсмен, но дело не в природе, а в том, что он никогда не занимался спортом. То же самое с вокалом. Если вы никогда не пели, то с чего бы вашему голосу иметь широкий диапазон? Для ежедневных разговоров вполне достаточно узкого.

Но у вокалиста есть важное преимущество перед спортсменом: распеться можно практически в любом возрасте. Вы ничего не потеряли, если вдруг не посвятили вокалу все детство и юность.

Упражнения

Начну с важного предостережения. Не пытайтесь расширить диапазон вверх или вниз путем «продавливания» сложной ноты, повышения громкости, усиления воздушной струи или напряжения связок. Голосовые связки – это не бицепсы, вы надорвете их скорее, чем накачаете. Напротив, связки следует беречь и не нагружать без повода. Лучший способ уверенного выхода как на нижние, так и на верхние ноты, – это терпеливое укрепление центрального диапазона. Чем лучше вы владеете центром, тем свободнее себя чувствуете, продвигаясь дальше. Центр, это ваша опора.

Распевайтесь

Вокалисту необходимо распеваться в любом случае. Это своего рода профессиональная разминка, подготавливающая голосовой аппарат к нагрузкам. Еще это способ держать голос в тонусе, т. к. на распевке вокалист проходит весь диапазон, включая нерабочий, неиспользуемый при обычном пении.

  • Для начала определите диапазон по самой низкой и самой высокой нотам, которые вам удается взять.
  • Распевайтесь в пределах этого диапазона снизу-вверх и обратно.
  • Не давите на трудные ноты, достаточно просто их касаться. Со временем вы научитесь обращаться с ними более уверенно, тогда можно будет подумать о том, как увеличить диапазон голоса вниз или вверх.

Упражнение «вверх-вниз»

Это упражнение не певческое и подойдет как вокалистам, так и «речевикам», которые учатся красиво говорить. Суть упражнения в том, что вы берете определенный звук и проводите его через весь диапазон голоса, не забывая при этом правильно дышать, артикулировать звук и следить за попаданием голоса во все резонаторы. Варианты:

  • звук Р – «рычим» от нижней ноты к верхней и обратно;
  • гласные из таблицы поочередно: и, э, о, у, а, ы – проводим каждую гласную через весь диапазон голоса;
  • добавляем к гласному звуку эмоциональную окраску: сердимся, радуемся, отказываемся и т. п. – включайте воображение.

Эти упражнения для расширения диапазона своего голоса сглаживают звучание нот по всей его протяженности и приводят их к единому ровному и красивому звучанию. Обращайте внимание на переходные ноты: в идеале переход голоса в фальцетное звучание и обратно должен быть почти незаметным.

Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью. Чтобы правильно это сделать, вокалисту нужно соблюдать определённые правила.

Возможности голоса и возраст исполнителя

Диапазон голоса изменяется в течение жизни. Даже у талантливых детей он намного уже, чем у взрослого вокалиста со средними способностями, поэтому расширять его до 7–9 лет бесполезно. Дело в том, что у маленьких детей голосовые связки ещё только формируются. Получить красивое звучание в этом возрасте и пытаться расширять диапазон искусственно – пустая трата сил и времени, потому что детский голос очень хрупкий и ему легко навредить неправильно подобранными упражнениями. В процессе распевания его диапазон сам расширяется, без дополнительных усилий. Начинать активные упражнения для его расширения лучше всего после окончания младшего подросткового возраста.

После 10–12 лет формирование голоса достигает активной фазы. В это время грудная клетка расширяется, голос постепенно начинает приобретать своё взрослое звучание. Наступает первый этап переходного возраста, у некоторых детей () – мутационный или предмутационный период. В это время диапазон голоса начинает расширяться в различные стороны. У высоких голосов могут стать более яркими и выразительными фальцетные ноты, у низких диапазон может нижний участок диапазона окажется ниже на кварту или квинту. В переходный период (с 10 до 13 или 14 лет) также не стоит искусственно расширять диапазон голоса, потому что можно навредить его природному формированию и вызвать травму.

Когда закончится, можно начинать постепенно расширять диапазон. В это время возможности голоса позволяют сформировать широкий диапазон и научиться петь в разной тесситуре. Даже узкий диапазон в пределах 2 октав можно значительно расширить, если научиться петь правильно и верно попадать во все резонаторы. Несколько несложных упражнений помогут вам расширить возможности голоса и научиться легко брать крайние ноты рабочего диапазона.

Что нужно знать вокалисту о диапазоне голоса

– примарная зона (высота речевого звука, на которой удобно говорить);

– рабочий диапазон;

– нерабочий диапазон, включающий низкие и высокие ноты, которые вокалист берёт на распевках, но не использует во время пения произведений.

У каждого голоса есть своя примарная зона . Это середина диапазона, высота, на которой исполнителю удобно говорить и петь. С неё и нужно начинать различные распевания, чтобы расширить диапазон голоса. У сопрано она начинается с ми и фа первой октавы, у меццо – с си малой и до большой. Именно с примарной зоны можно начинать распевание вверх и вниз, чтобы расширить диапазон голоса.

Рабочий диапазон – это участок голоса, на котором удобно петь вокальные произведения. Он значительно шире примарной зоны, и его можно постепенно изменить. Для этого нужно не только петь правильно, используя все необходимые резонаторы, но и регулярно делать специальные упражнения. С возрастом, при регулярных занятиях вокалом, он будет постепенно расширяться. Именно широкий рабочий диапазон больше всего ценится у вокалистов.

Общий нерабочий диапазон – это полный охват голосом нескольких октав. Обычно он достигается во время пения распевок и вокализов. Этот диапазон включает в себя рабочие и нерабочие ноты. Обычно крайние ноты этого большого диапазона в произведениях поют очень редко. Но чем шире будет нерабочий диапазон, тем более сложные произведения с большой тесситурой станут вам доступны.

Рабочий диапазон обычно недостаточно широкий у неопытных вокалистов. Он расширяется по мере пения при условии, если оно правильное. Связочное, горловое пение не поможет вам расширить рабочий диапазон вашего голоса, зато приведёт к профессиональным заболеваниям вокалистов. Поэтому расширить диапазон можно только при условии, если вы поёте правильно .

Упражнения: Как расширить диапазон вашего голоса

Для этого перед пением нужно делать несколько простых упражнений.

  1. Найдите примарные ноты на фортепиано и начните петь простую распевку в диапазоне квинты вверх. Пение должно быть лёгким и свободным, без голосовых зажимов. Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания. Обратите внимание, как стал звучать голос на каждом участке верхнего диапазона. После каких нот изменилось его окраска и тембр? Это и есть ваши переходные ноты. Достигнув самых верхних нот, постепенно начинайте опускаться вниз. Отметьте, когда голос полностью перешёл на грудное звучание и насколько широк этот диапазон. Можете ли вы свободно в этой тесситуре напеть мелодию? Если да, то это и есть самый низкий участок вашего рабочего диапазона.
  2. После этого упражнения выберите распевку в диапазоне октавы и пойте её вверх на гласных звуках. Например, на слоги «да», «ю», «лю» и многие другие. Эта распевка значительно расширит ваш диапазон в верхних нотах, и вы сможете постепенно петь произведения с широким диапазоном. Многие преподаватели вокала имеют большой арсенал упражнений, которые помогут вам расширить диапазон голоса любого типа, от контральто до высокого лирико-колоратурного сопрано.
  3. Выберите для пения произведение с широким диапазоном и большими скачками. Пусть даже это будет просто фрагмент сложной песни, но зато он поможет вам расширить свой рабочий диапазон. Таким произведением может стать песня «No Me Ames» из репертуара Дженнифер Лопес или «Аве Мария» Каччини. Начинать её нужно в удобной для вас тесситуре, близкой к примарному звучанию голоса. Эти произведения можно использовать для того, чтобы почувствовать, как расширить диапазон голоса на практике.
  4. Вот ещё одна рекомендация, как расширить диапазон голоса. Нужно постараться петь в одной манере делая скачки на сексту вверх и вниз. Поначалу делать это будет трудно, но потом вы сможете управлять своим голосом на любом участке. Диапазон его значительно расширится, и вы сможете петь красиво и ярко любые сложные произведения.
    Успехов!

Хотя бы один раз в жизни каждый человек выступал на публике. Кому-то это дается с легкостью, тогда как другие часто начинают запинаться или вовсе входить в ступор от дискомфорта. Для того чтобы избавиться от неприятных ощущений и научиться свободно вещать в любой обстановке, необходимо посещать курсы риторики.

Само название «риторика» появилось еще в Древней Греции, и его можно перевести как «ораторское искусство ». Под данным термином сегодня воспринимается не только красноречие. Хороший оратор также должен обладать и другими, не менее важными навыками:

  • умением справляться со стрессами;
  • обладать правильно поставленным голосом;
  • владеть своей дикцией;
  • уметь ясно выражать свои мысли.

Все эти качества не обязательно должны быть врожденными. Для их приобретения достаточно обратиться к специалистам, которые смогут Вас научить.

Кому может потребоваться знание риторики?

Искусство правильной речи может помочь во многих случаях. Умение правильно говорить позволяет правильно донести свои мысли до слушателей.

Однако хорошее умение управления своей речью может пригодиться не только в подобном формате. Так, посещение курсов позволит мастерски владеть языком, что довольно полезно для тех, кто не умеет или стесняется говорить в кругу друзей. Благодаря правильно поставленной речи Вы сможете свободно общаться практически на любые темы, за счет чего сможете найти множество новых знакомств.

К сожалению, многие считают, что риторика является не самой важной дисциплиной, а для выступления достаточно зазубрить текст или быстро прокрутить его в голове. В итоге, человек на автомате выдает полученную информацию слушателям, а после начала вопросов по теме входит в ступор.

В то же время те, кто посещает тренинги по технике речи , могут не только озвучить свои мысли с правильной расстановкой акцентов, но и грамотно ответить даже на самые «неудобные» вопросы. Обучение в школе «Король говорит!» поможет Вам уверенно выступать на публике и общаться с друзьями, не «жуя» слова или бубня под нос.

Как найти качественные курсы риторики?

В Москве довольно широко распространены услуги по обучению речи и дикции. Поэтому важно внимательно подойти к выбору организации, где Вы будете учиться владению своим языком. Для того чтобы правильно подобрать преподавателей, следует внимательно изучить информацию об учреждении, найти которую можно на сайтах многих школ:

1. Стаж преподавателей.

Малый стаж работы с учениками является не самым лучшим показателем. Это может означать, что преподаватель сам может допускать некоторые ошибки и не сможет предоставить полный спектр знаний.

2. График занятий.

Для многих немаловажным фактором является комфортно составленный график. Наличие множества занятий в неделю может пагубно сказаться на работе. Потому многие предпочитают выбирать тренинги с двумя занятиями в неделю.

3. Расстановка приоритетов на курсах.

Немаловажно рассмотреть и то, какие приоритеты ставят перед собой преподаватели. Если большую часть времени занимает теория, то Вы не сможете хорошо овладеть своей речью даже после нескольких месяцев занятий.

Если Вам необходима школа, в которой Вы сможете взять максимум знаний и за минимальный срок, то «Король говорит!» - это то, что Вам нужно. Вместе с нами Вы сможете достичь прекрасных результатов благодаря сочетанию сразу нескольких преимуществ.

Почему стоит обращаться к нам

Каждый из наших учеников сможет прочувствовать все плюсы, которые может предоставить наша школа. Посещая курсы техники речи в Москве , Вы сможете:

  • Обучаться у преподавателей с большим опытом работы от 10 до 28 лет.
  • Самостоятельно учиться на собственных ошибках. Для этого мы записываем Ваши выступления, что позволяет наглядно показать недочеты, с которыми нужно работать.
  • 85% от времени занятий выполнять практические упражнения и тренировать умение выступлений.

В итоге, всего за 4 недели и 8 занятий Вы сможете получить наиболее важные знания, благодаря которым можно с легкостью выступать перед любой публикой без волнений и стресса.

Петь на сцене – мечта, как многих девушек, так и мужчин. Однако не всем позволяют стремиться к своей цели голосовые возможности. Не стоит огорчаться, есть множество различных способов того, как расширить диапазон голоса. Попробуем разобраться. Диапазон профессионального артиста эстрады должен составлять не менее двух октав. Расширять его в сторону верхнего или нижнего регистра решают специалисты в индивидуальном порядке. Наиболее простой способ увеличения диапазона, который доступен каждому, чтение вслух различных произведений. Что это даст:

  1. В первую очередь, наряду с другими , возможность сделать свою речь четче. Это имеет значимость для настоящего певца, ведь люди должны понимать его.
  2. Чтение вслух даст возможность определить подвижность голоса. При помощи интонации вы сможете познать некоторые моменты, которые помогут понять, в какую сторону расширять регистр.

Сколько же нужно читать вслух? На самом деле, вопрос достаточно индивидуален. В целом – достаточно одного часа в день. Однако если есть стремление и желание, то никто не запрещает заниматься чтением куда более длительное время.

Как расширить диапазон голоса

  1. Форсирование
    Преимущества: с помощью форсирования (пения на верхних нотах) можно увеличить диапазон в сторону верхнего регистра. Достаточно быстрый и эффективный способ для начинающих артистов.
    Недостатки: сложность пения на высоких нотах очевидна. К тому же, непрофессионал может и не заметить, как он перешел на крик или противный писк. Еще один недостаток – форсирование – это наиболее верный способ сорвать голос. Поэтому, без специалистов лучше не заниматься таким видом развития собственных возможностей.

  2. Недостатков у этого способа нет. А к преимуществам можно отнести укрепление диафрагмы, что, безусловно, повлияет на голосовые возможности. Специальный комплекс дыхательных упражнений должен подбирать педагог по вокалу.
  3. Чтение вслух по принципу «Лестница»
    Если вы не знаете, как повысить диапазон голоса, то можно читать вслух любимые стихотворения. Этот способ немного отличается от первого. Все строчки нужно читать, изменяя собственный диапазон от нижнего регистра до самого верхнего. Только не стоит переходить на крик. Вы должны словно подниматься и опускаться по лестнице, медленно и плавно.

В целом – все средства хороши. Но лучше заниматься с профессиональным педагогом, который направит вас в нужное русло. Ведь в домашних условиях можно лишь навредить своему голосовому диапазону, привыкнуть не петь, а кричать.

Прежде, чем приступать к упражнениям, следует все же узнать свой истинный диапазон голоса. Для этого достаточно обратиться к другу с хорошим слухом и умением играть на инструменте или преподавателю музыки. Он покажет, как определить свой диапазон голоса при помощи обыкновенного фортепиано или хорошо настроенной гитары.

В каком возрасте корректировать голос?

Нужно отметить тот факт, что полную красоту и силу голос приобретает по завершении подросткового периода. У мужчин лучше оценивать диапазон после 18 лет, а у женщин после 20 лет. Не стоит корректировать и совершенствовать голос в период его становления. Это не только бессмысленно, но и опасно. Непомерная нагрузка может сломать даже великолепный вокал.

Конечно, расширение диапазона голоса требует целенаправленного системного подхода. Важно учесть все нюансы. Не нужно форсировать. Еще одним важным правилом является обратная взаимосвязь высоты ноты и усилий, приложенных для ее вытягивания. Выполнение этого простого постулата поможет как расширить диапазон голоса вверх, так и избежать его «поломки».

Для развития нижней части речевого диапазона необходимо выполнять следующий комплекс упражнений:

1. Сомкнув губы, мы как бы произносим звук «О». В таком положении речевого аппарата нужно пропеть по восходящей и нисходящей терции, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
2. Пропеваем «О» по восходящей и нисходящей кварты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз. Это упражнение поможет развитию диапазона голоса вниз на полтора тона.
3. Пропеваем «ДА» по восходящей и нисходящей квинты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.

Это упражнение способно как развить диапазон голоса вниз на 2 тона, так и «сломать» его при неверном выполнении. Конечно, вышеперечисленные упражнения нельзя выполнять лицам, которые простужены. В случае ярко выраженных аллергических реакций, сопровождаемых отеком носоглотки, в дни менструаций и при наличии мутации голоса разрешение на подобные занятия должно быть получено от специального врача-фониатора.

Бубнение на одной ноте….. Что может быть хуже этого!? Наверное, только напрочь лишённая дикции речь. Поймите, микрофон требует того, чтобы с ним разговаривали искусно. Не знаете с чего начать, начните с диапазона своего голоса. «Раскачав» его максимально широко , вам будет гораздо легче играть интонацией, а с этим, считайте, у вас полдела в кармане, я имею в виду работу на радио .

Упражнение # 1 - «Колокола»

  • Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своём регистре произносите БОМММММ.
  • Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом
  • Поочерёдно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.

Упражнение # 2 - «Маляр»

Вот небольшое трёхстишие:

«Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, вверх и вниз Вот и выкрашен карниз».

Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: махайте правой рукой вверх-вниз и каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.

Упражнение # 3 - «Лестница»

Перед вами небольшое стихотворение:

По тропинке узкой горной Вместе с песенкой задорной Мы с тобой идём в поход. За горой нас солнце ждёт. Наш подъём всё выше, круче. Вот шагаем мы по тучам, За последним перевалом Нам на встречу солнце встало.

Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать каждую строчку так, будто вы шагаете по лестнице, в данном случае, диапазонной лестнице. Последнее слово этого стихотворения должны быть произнесено на предельной для вас высоте голоса. Маленькая рекомендация: Для того, чтобы овладеть перспективой распределения высоты голоса, не повышайте быстро голос, рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки, для этого высотные интервалы должны быть небольшими.

Упражнение # 4 - «Прыжок»

Данное упражнение способствует развитию гибкости голоса. Вот текст, он же - литературное описание прыжка:

Разбег… прыжок.. и вот лечу, головой «загиб круч»… теперь мне надо опуститься., Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение # 5 - «Голосовая гимнастика»

  • Исходное положение: ноги на ширине плеч – вдох, на выдохе – прочтите Ох, чечётку раз по сорок
  • Наклонитесь вперёд, руки вверх, прочтите интонационно выше: Выбивай с утра, топор,
  • Наклонитесь ниже, руки поднимите выше и прочтите интонационно выше Чтоб встал скорей посёлок
  • В этом же положении – вдох, прочтите ниже К дому дом, к двору двор
  • Поднимитесь чуть выше, руки вверх и прочите ниже К новоселью новоселье
  • Вернитесь в исходное положение и прочтите ещё ниже К тыну тын, к дыму дым

Желаю всем успехов. Работайте, и у вас обязательно всё получится.

Юлиана Романова.