Ценностно-нормативная система личности. Разрушение общества. Аномия

Если общество развивается, то оно неизбежно должно и упадок, разрушаться. Разрушение общества - это потеря им способности к самовоспроизведению, обесценивание своей качественной определенности, идентичности. Если, скажем, проанализировать распад Австро-Венгрии в 1918 году. Или СССР в 1991г., То заметно, что в обоих случаях была утрачена способность воспроизведения структурного единства социальных отношений на определенной территории. Разрушение общества сопровождается различными видами нарушений в ценностно-нормативной системе общества (размывание идеалов, переориентация массового сознания). Этот процесс в социологии называется аномия.

Аномия (с древнегреческого - беззаконие, "отсутствие норм") - такое состояние общества, при котором значительная часть его членов, зная о существовании обязательных общественных норм, относятся к ним негативно или равнодушно.

Это понятие было введено в социологическую науку Эмилем Дюркгеймом, который связывал аномию с отсутствием или слабостью нормативного регулирования человеческих желаний, которые по своей природе являются безграничными. Ученый считал, что ограниченность возможностей для удовлетворения желаний и отсутствие эффективных норм, регулирующих их, делают индивидов несчастными и даже подталкивают к самоубийству.

Американский ученый Роберт Мертон считал, что аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь приписываемых обществом целей теми средствами, которые устанавливает общество. При аномии, даже если есть понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действий, которые ведут к этим общих целей. Люди приспосабливаются к аномии различными способами. Роберт Мертон выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурных норм, в зависимости от того признают эти лица господствующие ценности и соответствуют ли они произведенным в обществе правилам достижения социальных благ.

Состояние аномии возможен как в результате ухудшения жизни, кризиса, так и в условиях материального благополучия в обществе.

При аномии:

индивид выпадает из ритма, теряет способность приспосабливаться к новому состоянию и новых требований общества;

исчезают четкие нормы и правила поведения;

разрушаются общественные ценности;

маргинализуются некоторые общественные группы.

Аномия является способом приспособления общества к определенной ситуации. Степень свободы личности растет, отсутствуют твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения. Это ставит многих в неверное социальное положение, лишает коллективной солидарности, ощущение единства с конкретной группой и обществом. Отсюда - рост преступности, нарушений правил поведения и норм морали. Особой концентрации аномия достигает в экономической сфере.

Одна из главных причин аномии - потеря привычных функций институтами и группами, которые являются промежуточными звеньями между индивидом и государством. Возникает своеобразный психологический парадокс: человек чувствует себя защищенной и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями, чем в условиях неуверенности в открытой системе с универсальными нормами, которые формально равными для всех.

При традиционных общественных порядках, человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, поскольку коллективное сознание удерживала их на низком уровне, не позволяя развиться индивидуализму и устанавливая строгие границы для положения индивида в обществе, преодолеть которые он не мог. Иерархическое традиционное общество (феодализм) было устойчивым, поскольку ставило разные цели для разных социальных слоев, позволяя каждому чувствовать свою жизнь осмысленной внутри узкой замкнутой социального слоя.

Разрушение общества - это утрата им способности воспроиз­водить себя, утрата своей качественной определенности, иден­тичности.

Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в конце
XX в. - реальные примеры разрушения обществ: в обоих случаях
была утрачена способность воспроизводства структурного един­
ства социальных отношений на определенной территории.
В жизни многих обществ наблюдались события, ставившие их на
грань разрушения: Великая французская революция XVIII в., Граж­
данская война в США в XIX в., Октябрьская революция в России в
XX в. - это наиболее яркие примеры. "гг-

Рассмотрим условия, при которых становится возможным раз­рушение общества, оставив в стороне случаи вооруженного захвата территории, т.е. случаи насильственного внешнего воздействия.

Основной признак нарастающего «неблагополучия» общества-системы - нарастание девиации, т.е., как уже указывалось, осоз­нанного индивидами нарушения сложившихся норм социального порядка. Этот процесс, как правило, является частью более общего процесса - аномии. Этот термин предложил Э. Дюркгейм для обо­значения дезорганизации социальной жизни, при которой норма­тивный, институциональный порядок в обществе перестает выпол­нять свою регулирующую роль: «Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедли­во; нельзя указать фаницы между законными и чрезмерными тре­бованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претен­довать на все»*.

Первый фактор, способствующий развитию аномии в обще­стве, - прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ра­нее статусно-ролевые предписания, следования еще недавно об­щепринятым нормам поведения.

Предпосылками для возникновения такой ситуации часто быва­ют природные катаклизмы, экономические потрясения, войны, при которых значительные массы населения оказываются неспособны­ми поддерживать свой жизненный уровень привычным способом, главной проблемой для них становится проблема физического вы-

" Дюркгейм Э. Самоубийство. - М., 1994, с. 238.

Живания, подавляющая все ранее выработанные социальные уста­новки на исполнение ролевых стандартов.

Приведем, к примеру, описание положения масс в период, непос­редственно предшествовавший Великой французской революции 1789 г.: «Беспримерные бедствия, голод, нужда обрушились на на­родные массы деревень и городов. Доведенные до отчаяния крес­тьяне покидали насиженные места, уходили бродяжничать, подни­мали мятежи. То здесь, то там в разных провинциях королевства вспыхивали крестьянские восстания. В городах голодающая бед­нота громила продовольственные лавки и склады. Общественное возбуждение охватывало всю страну... Крестьяне громят ненавис­тные им замки сеньоров, «пускают петуха» - сжигают помещичьи усадьбы, делят между собой помещичьи луга и леса...»* Ситуация, сложившаяся в нашей стране в 90-е гг. XX в., при всей своей внешней несхожести с волнениями крестьян в феодальной Франции, содержала в себе ту же угрозу дезорганизации обще­ства. Сокращение производства, неполная занятость, низкие зара­ботки, невыплата зарплаты выталкивали людей из привычных ста­тусно-ролевых ниш, провоцировали на поиск новых видов деятель­ности, которые могли бы обеспечить приемлемый уровень жизни, а нередко и физическое выживание.


Такое выталкивание не имеет ничего общего с соцйопрофессио-нальной мобильностью. Последняя представляет собой свободный или конкурентный переход индивидов из одной ниши в другую, смену статусно-ролевой позиции. Каждая такая позиция характеризуется устойчивостью ролевых ожиданий и представляет собой звено в цепи институализированных, нормативно определенных отношений. Обретая новый статус, индивид принимает новые правила взаимо­действий с окружающими, причем эти правила уже выработаны, известны, им можно научиться.

В России же на протяжении последнего десятилетия XX в. отмеча­лась ситуация, при которой многие были вынуждены выходить за пределы статусно-ролевых ниш, предлагаемых общепринятой сис­темой институциональных отношений. Люди оказывались как бы вне структур общества, в безнормативном пространстве, где не дей­ствуют механизмы воспроизводства старых социетальных связей. Инициативные и волевые, попадая в такую ситуацию, находили силы и возможности самоорганизовываться, создавать новые социальные структуры. Однако подобная самоорганизация в условиях размы­тости социально-политических ценностей нередко обретала дикие формы, осуществлялась подчас на базе узкокорыстных целей, по­рождая асоциальные объединения, в том числе и откровенно пре­ступные по своей направленности. Те, кто психологически не был готовым к новой ситуации, отступали перед трудностями или ста­новились активными участниками экстремистских движений.

Второй фактор, способствующий развитию аномии, - делеги­тимация, т.е. размывание исходных ценностных основ нормативно­го порядка, обеспечивающих интегративность, целостность обще-


ства на социетальном уровне. Широкие массы утрачивают доверие к ранее сложившейся системе ценностей и обеспечивавшей совсем недавно легитимацию нормативного порядка. Критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убежде­ний; которые еще недавно казались им важными, жизненно необ­ходимыми, является важным признаком делегитимации.

Важной составляющей процесса размывания социетальнрго уров­ня общества-ристемы является делегитимация политической влас­ти. Утрата доверия масс к государственным органам, недовольство руководством страны резко сужают возможности правового регу­лирования обществом. Властеотношения начинают держаться ис­ключительно на принуждении, насилии, что не может долго про­должаться.

■»iy На рубеже 80-х - 90-х гг, XX в. в нашей стране наблюдались все.. ц основные признаки размывания социетального уровня общества-системы: девальвация ценностей, легитимировавших нормативный порядок советского строя, беспощадная критика принципов комму­нистической идеологии, новое отношение к истории страны, воз­росший интерес к ценностям либерализма. Социологические ис­следования, проведенные в первой половине 90-х гг. под руковод­ством И. Клямкина*, уже в это время зафиксировали достаточно высокую степень актуализации либеральных ценностей в сознании россиян. Однако эти: ценности формировались не в результате ус­воения реально сложившегося нормативного порядка, а как нега­тивная реакция на тоталитаризм, как ориентация на западный об­раз жизни. Накладываясь на ранее интериоризированныё"норма-тивные ожидания и требования, эти ценности нередко причудливо уживались со стереотипами коммунистического сознания. Вместе с тем сохранились группы, не испытавшие на себе сильного воз­действия либеральной идеологии.

Сегментация ценностного сознания характерна, видимо, для любого общества. Идеологический плюрализм не опасен для обще­ства как системы при наличии базовых социально-политических ценностей, легитимирующих нормативный порядок, которые под­держиваются большинством участников социальных взаимодей­ствий.

В СССР в начале 90-х гг. сложилась ситуация, когда массовое со­знание уже не принимало старый нормативный порядок, но еще было не готово к безоговорочному принятию новых социальных институтов. Ценностный раскол вел к тому, что в обществе склады­вались конкурирующие представления о его новом облике. Ситуа­ция осложнялась падением авторитета центральных государствен­ных органов власти и ростом сепаратистстких настроений. Распад СССР становился неизбежным. ; "*-

* История Франции. - М., 1973. Т. 2, с. 5. 524


* См.: ПОЛИС, 1993, №6; 1994, №2, 4-5. : т?:V

В условиях разбалансирования статусно-ролевого и социеталь-
ного уровней общества перестает нормально функционировать и
институциональный уровень системы. Он оказывается не в состоя­
нии в должном объеме регулировать статусно-ролевые отношения,
так как девиация обретает массовый характер; что ведет к ослабле­
нию социального контроля, снижению возможности эффективно
применять институциональные механизмы санкций. В такой ситуа­
ции самоорганизация, объединение индивидовесли и имеют мес­
то, то главным образом представлены в виде групп, корпоратив­
ных организаций, ориентированных на выражение и защиту узко­
групповых интересов. Институциональный уровень системы, таким
образом, утрачивает социетальный, универсальный характер, рас­
падается на ряд сегментов (групп, организаций, корпораций), в
каждом из которых устанавливаются собственные нормы и правила
взаимодействий. >г -

Итак, аномия - это рассогласованность между нормативно-фун­кциональными требованиями системы и реальным поведением ин­дивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. Общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ра­нее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные цен­ностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо край­него возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структурные элементы общества-

Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, пра­вовой регуляции своего поведения, мотивация становится утили­тарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологичес­ких потребностей. Общество начинает распадаться, так как не вос­производятся некогда устойчивые социальные связи и отноше­ния.

К счастью, анемические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер, затрагивая обычно отдельные виды взаимо­действий. Однако любая форма аномии свидетельствует о неспо­собности механизмов функционирования общества восстанавливать равновесие системы под влиянием окружающей среды, и чем глуб­же аномические процессы, тем труднее добиться восстановления равновесного состояния системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Культура как ценностно-нормативная система

Введение

Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Целью моей контрольной работы является раскрытие темы: «Культура как ценностно-нормативная система».

Задачами моей работы являются: 1) раскрыть понятие культуры; 2) рассмотреть социальные нормы и ценности; 3) рассмотреть формы культуры; 4) выяснить механизмы ценностно-нормативной регуляции социальной жизни.

1. Понятие культуры

Культура (. cultura, от colo, colere -- возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) -- понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит -- существовать.

Культура -- это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Социологи выявили, что только на определенных этапах цивилизованного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни общества в целом. В более высокоразвитых обществах доминирует культура.

Термин культура характеризуется многозначность и используется для определения процессов духовного, интеллектуального, эстетического развития; форм и продуктов духовной, интеллектуальной и художественной деятельности; описания состояния общества, основанного на порядке, гуманности и праве.

Понятие культуры в социологии очень широкое, оно подразумевает изучение ее во всем многообразии перечисленных аспектов. Понятие «культура» имеет три основных значения:

§ возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;

§ образование, воспитание, развитие;

§ поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

Культура -- это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

В самом широком смысле понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура включает в себя:

1) разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека.

2) это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты - все, что сделано руками

культура материальный духовный ценность

3) культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства, физическая культура.

Духовная культура -- это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, ценности.

Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать.

Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка - это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. (Пример: обычаи праздновать Рождество и Новый год, уважать старших и т.д.).

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores - нравы. Отсюда пошло слово мораль. (Пример: безнравственно оскорблять старших, бить женщину и т.д.)

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. (Пример: юридические законы, закрепленные конституцией и т.д.).

2. Социальные нормы и ценности

Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения. Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об-разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах.

Как температура может свидетельствовать о здоровье и нездоровье организма, так и социальная норма и соответствие ее может характеризовать социальное здоровья. О социальном неблагополучии можно судить по отклонениям от социальных норм - этических, правовых, отклонений самого разного типа, включая агрессивное (нанесение физического и морального вреда другому), корыстные (незаконное присваивание не принадлежащего себе), социально-пассивные, выражающиеся в разных формах саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство, сексуальная распущенность и проституция, они тоже имеют последствиями физического и духовного разрушения личности).

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.

1. Привычки - устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях.

2. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

3. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

4. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

5. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

6. Обряд - разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.

7. Церемония и ритуал. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением.

8. Нравы - особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.

9. Законы - норы и правила поведения, оформленные документами, подкрепленные политическим авторитетом государства. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

10. Мода и увлечения. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

11. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие Ценности ориентируются люди, социологи используют термин ценностные ориентации. Ценности принадлежат группе ил обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

12. Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

13. Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Ценности - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Социальные ценности - значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.

Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика,1998. - 146 с.

В социальном поведении людей имеет место множество нежелательных отклонений от социальных норм, другими словами - девиаций. К особой, крайней форме девиантного поведения можно отнести так называемую аномию (от греч. а - отрицательная приставка + nomos - закон), что буквально означает беззаконие.

Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе. Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глубоких реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенность привычных моральных и правовых норм. Подобные болезненные периоды в той или иной мере переживали я своей истории все народы.

3. Механизм ценностно-нормативной регуляции социальной группы

Важнейшим защитным механизмом, оберегающим любое общество от деструктивных тенденций, является социальный контроль. Как пишет известный современный социолог П. Бергер, «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки» Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996. С. 68. .

Основными видами социального контроля, которые выработаны человечеством, являются обычаи и традиции, мораль, религия и право.

Социальный контроль состоит из двух элементов -- социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы -- социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции -- средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определённому поведению или к определённому отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными.

Формальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции - это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции - это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определённых выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции - это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции - это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы, лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции - это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами, медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

Таким образом, механизм ценностно-нормативной регуляции представляет собой систему, которая включает ценности как представления о желательных поступках, нормы как устойчивые образцы поведения и санкции, по их соблюдению. Цепь этого механизма замыкается установками -- готовностью личности реагировать (положительно или отрицательно) на господствующие в обществе ценности. Лишь во взаимодействии этих элементов возможно обеспечение социального порядка, нормальных отношений между людьми в обществе.

В социологии " ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования", поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества". Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

4. Формы культуры

Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ прошли несколько этапов, которые привели к формированию различных форм культуры:

Народная культура -- это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - "искусство для искусства".

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.

Под доминирующей культурой в социологии понимают совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Данная культура может быть национальной и этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она включает в себя орудия, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Национальная культура включает не только традиционно-бытовую, профессионально и обыденную культуру, но и специализированные области культуры. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Заключение

В результате проведенной мной работы я выяснил, что в социологическом понимании культура выступает, прежде всего, как ценностно-нормативная система социальной регуляции. Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе.

Я сделал вывод, что культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

Список использованной литературы

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика,1998.

3. Давидович В.Е. Сущность культуры/ Давидович В.Е., Жданов Ю.И.- Ростов н/Д., 1973.

4. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. - М., 1966.

5. Кравченко А.И. Общая социология. - М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные составляющие элементы и свойства массовой культуры. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры.

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Понятие культуры, происхождение термина и проблема его толкования различными философами. Характеристика основных признаков и свойств культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Художественная культура как особая область духовной культуры.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Понятие и классификация видов культуры. Особенности материальной культуры как предмета изучения науки культурологии. Элементы духовной культуры: мораль, религия, наука и право. Влияние технических средств коммуникации на процесс и культуру общения людей.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2011

    Многообразие структуры современной культуры: типы, виды и формы культуры. Носители традиционной народной и элитарной культуры. Современная массовая культура. Особенности информационной культуры как нового и прогрессивного вида современной культуры.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Основные категории культурологи. Понятие материальной и духовной культуры. Миф и религия как формы культуры. Официальная культура, контркультура, субкультура. Типология культуры, принципы типологизации. Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги.

    курс лекций , добавлен 13.05.2012

    Фундаментальное определение и основная характеристика культуры, ее социализаторская, информационная, коммуникационная, стоимостная, творческая и игровая функции. Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры. Лингвокультурная дифференциация народов.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Понятие культуры, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Основные свойства элитарной культуры, ее недостатки.


Промежуточный тест 2

Обзор попытки 1

Question1

Агентами неформального контроля называют:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question2

Символическим признаком какого из указанных институтов являются законы?

Выберите один ответ.


a. религии;

b. семьи;

c. образования.

d. государства;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question3

Характер поведения, ожидаемый обществом от обладателя того или иного социального статуса:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question4

Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question5

Институт высшего образования продлевает период экономической зависимости детей от родителей и затрудняет формирование молодых семей. Какая функция реализуется в данном случае?

Выберите один ответ.

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Question6

Центральный показатель положения индивида в обществе:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question7

Институциональные комплексы, назначение которых регулировать производство и распределение продуктов и услуг , отношения собственности и обмена:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question8

Первоначальное значение слова «культура»:

Выберите один ответ.


a. способы обработки земли;

b. создание искусственной природы.

c. развитие ума;

d. правила поведения в обществе;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question9

Понятие, отражающее неравномерное развитие культуры и существование совокупности культурных образцов, не разделяемых всеми членами данного общества:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question10

Какая из перечисленных категорий не относится к предписанному статусу?

Выберите один ответ.

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Question11

Как называется социально-политический институт, который обладает публичностью власти, специальным аппаратом управления и принуждения?

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question12

Система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов , значения которых условны, но имеют определенную структуру - это:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question13

Социальная аномия - это:

Выберите один ответ.


a. исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общей культурой, языком и территорией.

b. положение человека в обществе, которое характеризуется совокупностью прав и обязанностей ;

c. такое состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум;

d. совокупность процессов изменения, развития и функционирования общества;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question14

Нарушения в ценностно-нормативной системе общества называются:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question15

Процесс закрепления социальных норм, статусов и ролей, приведение их в систему , которая способна удовлетворять определенные общественные потребности:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question16

Процесс усвоения индивидом социальных норм, правил, статусов и ролей называется:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question17

Семья, собственность, здравоохранение, государство, брак, образование – понятия, характеризующие:

Выберите один ответ.

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Question18

Выделите один из основных вариантов институциональных изменений. Изменение социального института происходит за счет:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question19

Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, отличающих одну группу от другой - это:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question20

Что является необходимым элементом социального института?

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Выберите один ответ.


a. Т. Парсонс;

b. Г. Спенсер;

c. В. Парето.

d. З. Фрейд;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question22

Какое из понятий используют в социологии для выявления неприродной социальной сущности человека:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question23

Кто из указанных ученых предложил теорию «зеркального Я»:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question24

Представлениям о девиантном поведении не соответствует социальная роль:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question25

Что такое социальный контроль?

Выберите один ответ.


a. надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства ;

b. подавление инакомыслия в обществе;

c. механизм саморегуляции в социальных системах;

d. зависимость людей от средств массовой информации.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question26

Что из перечисленного не является элементом культуры:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question27

Что можно отнести к неформальному социальному контролю?

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question28

Совокупность культурных элементов, несущая определенную смысловую нагрузку-это:

Выберите один ответ.

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Question29

Согласно теории Р. Мертона, нормальная поведенческая реакция, согласно которой индивиды принимают утвержденные обществом цели и средства их достижения – это:

Выберите один ответ.


a. традиционализм.

b. конформизм;

c. девиация;

d. адаптация;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question30

Культура футбольных фанатов характеризуется как:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question31

Какие из перечисленных санкций относятся к негативным?

Выберите один ответ.


a. разрыв отношений;

b. премия.

c. награждение;

d. одобрение;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question32

Социальные предписания- это:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

В обществе механической солидарности, которое социализи­рует индивида так, что лишает ᴇᴦο собственной индивидуальности и

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 7.

социология франции 99

он сливается с ему подобными в одном и том же коллективном ти­пе господствуют традиции. Место каждого индивида определяется происхождением или коллективными императивами, обладающими безусловной принудительной силой прежде всего в религии.

Чем больше общество допускает индивидуализм, тем больше оно оказывается вынужденным вводить в действие и уважать пра­восудие и мораль. ʼʼСовременные общества могут сохранять устой­чивость, лишь уважая правосудиеʼʼ 2 . Однако Дюркгейм признает, что даже и в таких обществах, где индивид обладает ʼʼличным об­ликомʼʼ и занимается особой деятельностью, ʼʼотличающей ᴇᴦο от другихʼʼ, все же продолжает существовать и не может полностью быть устранен некий эквивалент коллективного сознания обществ с механической солидарностью, т.е. сохраняется в определенной степени господство общих для всех верований и ценностей - ре­лигии или её функционального эквивалента (в виде светских идеологий, квазирелигий). Дело в том, что экономические и по­литические институты базируются на определенных нравственных основаниях, социальное поведение регулируется набором правил, которые являются обязательными не только в силу внешнего при­нуждения, но и потому, что они воспринимаются как должные, справедливые и желательные. Деспотическая власть - самая не­устойчивая и непрочная. Вот почему Дюркгеймово понимание общества как ценностно-нормативной системы раскрывается в исследовании морали, религии и науки, их влиянии на общество и их взаимоотношениях в ходе общественной эволюции.

Для понимания того, как подходит к этому комплексу вопро­сов Дюркгейм, немаловажно следующее ᴇᴦο рассуждение в работе ʼʼО разделении общественного трудаʼʼ˸ современное общество ха­рактеризует ʼʼнеизвестное ранее развитие экономических функций, происшедшее примерно в последние два столетия. В то время как в былые времена они играли лишь второстепенную роль, теперь они выдвинулись на первое место... Перед ними все более отсту­пают военные, религиозные, административные функции. Только научные функции в состоянии соперничать с ними, да и наука те­перь обладает престижем почти в той же мере, в какой она может служить практике, т.е. в значительной части - экономическим за­нятиям... Наши общества являются или стремятся быть главным образом промышленными. Форма деятельности, занявшая столь важное место в нашей социальной жизни в целом, не может, оче- в идно, оставаться до такой степени неотрегулированной, чтобы не

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 327.