Анализ стихотворения парус лермонтова. Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова. Хорошо это или плохо

Перед нами изумительное по своей образности и
выразительности стихотворение, могущее быть
эпиграфом ко всей лермонтовской лирике.
Н.М.Шанский.

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой!

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Эти двенадцать строк хорошо знакомы каждому культурному человеку. Их учат наизусть в детстве, любят всю жизнь и не забывают до глубокой старости. Стихотворение давно вошло в сокровищницу великого искусства слова в качестве одного из самых блистательных лирических произведений.
«Парус» - поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус». Об этом он сообщил в письме М.А.Лопухиной.
Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший: каждые две первые строчки строфы содержат описание объективной действительности (моря и паруса), каждые две последние – размышления по этому поводу поэта. Поэтической канвой «Паруса» является образ «море – жизнь».
Лермонтов пользуется для обозначения жизни традиционным поэтическим образом моря, которое символизирует различные перипетии жизни (ее бедствия, перемены, волнения), а парус – символ брошенного в житейском море человека.

Образующие «Парус» строфы складываются из антитезных по своему пейзажному и психологическому назначению двустиший. Противопоставлены друг другу основные герои произведения (парус, поэт, с одной стороны, и реальное, житейское море – с другой).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет всякого типа повторы, анафору, синонимику.

Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.

1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул

2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»

3-е четверостишье: парус – «просит бури»

В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.

2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

Художественное новаторство Лермонтова в организации словесно – образного материала приводит к созданию лирического шедевра, в котором поэт точно и просто высказал свои чувства в один из решающих моментов его жизни. Мятежный Лермонтов не ждет бури жизненных трудностей, а просит их, так как, по его мнению, именно в них заключен его покой, т. е. довольство, благоденствие и счастье.

Прилагательное мятежный у Лермонтова – беспокойный, тревожный, мятущийся. Слово «мятежный» связано со словом «буря», которое также испытало на себе влияние эпохи. Поэтому стихотворение «Парус», дойдя до читателей, было воспринято в обществе более широко и вольно, и в нем нашли и отрицание окружающей поэта действительности, и революционные порывы.

Обращаем внимание на синтаксис стихотворения. Для «Паруса» характерны параллельные конструкции:

или зеркально построенные:

счастия не ищет – не от счстия бежит.

Интересен синтаксис двух последних строк каждого четверостишия:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в стране чужой?

Но вместо ответа на первый вопрос в следующей строке читатель находит новый вопрос, который также пока остается без ответа.

При чтении стихотворения сразу же бросается в глаза наличие многоточия. Эти многоточия призваны разделить паузой каждое из трех четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несет в себе глубокий смысл. Пейзаж, вполне реальный, не может слиться со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его к пейзажной лирике.

Стихотворение «Парус» было написано молодым Лермонтовым в 1832 г. во время прогулки по побережью Финского залива. Это был переломный период в жизни поэта. Он бросил учебу в Московском университете и переехал в Петербург. Размышления Лермонтова о своем настоящем и будущем отразились в произведении.

Жанр произведения - лирическое стихотворение с глубоким философским смыслом.

Основная идея произведения

Основная идея произведения - символическое отождествление паруса с самим лирическим героем. Автор не указывает непосредственно на героя, об этом легко догадаться. Главная тема - одиночество и неудовлетворенность привычной обстановкой. Подобно парусу в безбрежном море герой покидает родной край с неосознанной жаждой поиска, не имеющего конкретной цели. В этом отразились ощущения Лермонтова, связанные с переездом в Петербург. Он кардинально поменял свою жизнь, не имея прочной опоры в будущем.

Тяга к постоянной смене впечатлений, стремление вырваться из засасывающего темпа обычной жизни характерна для молодых людей. В душе Лермонтова это стремление значительно усиливалось благодаря творческой натуре поэта. Подобно неугомонному парусу, ему также хочется «бури» в спокойном море. Поэт желает энергичных решительных действий в условиях серьезной опасности. Постоянное движение - неотъемлемая черта живущего полной жизнью человека. В нем заключается цель и смысл жизни. Движение само по себе, по Лермонтову, оправдывает человеческое существование. Достижение каких-то конкретных «земных» целей вторично по отношению к нему.

В стихотворении возникает мотив гордого одиночества, который в дальнейшем будет серьезно разработан поэтом. Возвышение творца над толпой станет одной из основных тем зрелого творчества Лермонтова.


Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. Каждое четверостишие делится на две части. Первые две строки посвящены описанию конкретных предметов и природных явлений (парус, море, мачта). Третья и четвертая строки - философское отступление, в котором просматривается образ самого лирического героя.

Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.


Выразительные средства

Лермонтов употребляет разнообразные эпитеты («одинокой», «родном», «золотой»), олицетворение («играют волны»), метафоры. Центральные символы стихотворения - парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути.
Для усиления выразительности поэт также использует риторические вопросы в первой строфе и восклицания во второй и третьей.

Основная мысль произведения - попытка поэта путем сравнения и размышления разобраться в собственной бурной душе. Мятежный дух Лермонтова просится наружу, ему тесно в существующих общественных рамках. Стихотворение громко заявляет о независимости человеческой личности. Поэтому оно приобрело большую популярность в революционной и демократической части общества.

План анализ стихотворения Парус Лермонтова

  • История создания.
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

М.Ю. Лермонтов был очень взыскательным художником. Из многих произведений, написанных в юности, ничего не было отдано в печать. Читатель после смерти Лермонтова познакомился с его юношеским лирическим творчеством, в котором нашлись незабываемые шедевры: «Ангел», «Нищий», «Русалка». Анализу стихотворения Лермонтова «Парус» будет посвящена данная статья.

Продолжатель реформы русской поэзии

Лермонтов явился перед публикой, по мнению большинства современников, преемником Пушкина. Одним из первых стихотворений, широко известных, стало «На смерть поэта».

В русской литературе после Пушкина сформировался пушкинский канон. Одна из его характерных черт - речь, которая связывается плавным литературным потоком. Истоки Пушкина - «дней александровых прекрасное начало», героическая пора русской истории, эпоха всенародного патриотизма, света и время надежд. Пушкинский канон - канон ясного твердого мужского солнечного отношения к жизни.

Общая характеристика творчества поэта

Лермонтов возрастал в иное время. Героическая эпоха русской истории миновала. Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти. Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой.

В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта.

Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа - цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать.

Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова

Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом.

Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона.

Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус».

У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний.

А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус».

История создания

В 1832 году М. Лермонтов из Москвы уезжает в северную столицу, чтобы поступить в университет. Но ему не засчитывают два года обучения в Москве. Поэтому он колеблется: надо ли ему связывать свою жизнь с армией. Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников. Гуляя на берегу Финского залива, он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли.

Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М.Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали.

Тематика стихотворения

Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж. В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус. Пейзаж в стихотворении - это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения.

Тема, идея стихотворения

Что значит море для поэта? Бурные житейские волны. А парус - это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, - это главная мысль, которая занимает молодого человека. Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает.

В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору. Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их. То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель, ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути. Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус».

Композиционное построение

В стихотворении всего три строфы. Каждая из них начинается описанием пейзажа, который постоянно меняется: он то спокоен, то разыгрывается ветер и под ним гнётся мачта, то вновь море успокаивается, сияет лазурью, и пробивается луч солнца. В каждой строфе мы видим автора, с волнением наблюдающего за парусом. Он задаётся вопросами, которые связаны с психологически неустойчивым состоянием поэта.

Образы

Автор в своём произведении использовал аллегорию. Жизнь обозначена, как образ моря, то спокойного, то бурного. Оно символизирует тернистые, запутанные, суровые пути. Парус - это символ человека с его проблемами, поисками, устремлениями. Так возникает конфликт между человеком и жизнью, в которую он брошен, и смыслом, который он хочет найти.

Художественные средства автора

Продолжая анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус», мы рассмотрим художественные приёмы автора. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой. Поэт применяет инверсию (парус - одинокий, море - голубое), антитезу (кинул - ищет, страна - далёкая, край - родной), олицетворение (волны играют, ветер свищет), обилие глаголов. Все это усиливает впечатление от стихотворения.

Лингвистический анализ текста стихотворения Лермонтова «Парус»

Мы уже упоминали, что всё стихотворение построено на противопоставлениях. Пейзажные двустишия сталкиваются с психологическими. Антитезой также служит пара море (бытийное) и парус, под которым понимается человек, который борется с препонами жизни. Для усиления выразительности применена, кроме уже упомянутых средств, анафора («что ищет», «что кинул»). Большое количество глаголов выражают динамику, изменчивость природы и паруса.

Особо напряжена вторая строфа. Всё живо: природа, море, парус. Именно здесь указано, что счастья он не ищет, но и не бежит от него. Эта конструкция построена зеркально. Здесь мы впервые встречаемся с фатализмом, который углубится в более поздних произведениях Лермонтова: "пусть случится то, что должно произойти". В синтаксисе интересен параллелизм:

  • "Белеет парус в тумане…";
  • "Ищет он в стране...";
  • "Кинул он в краю...".

Слово «парус» использовано только один раз. Вместо него имеется 6 местоимений «он». В синтаксисе двух последних строк каждого четверостишия применяются или вопросительные, или восклицательные знаки. На этом мы завершим анализ «Паруса» Лермонтова.

  • Это стихотворение стало романсом. А. Варламов написал музыку в 1848 году, А. Рубинштейн - год спустя. Наш современник А. Матюхин в 1985 году также положил его на музыку и проникновенно исполнил.
  • «Парус» опубликовали после смерти М. Лермонтова в 1841 году.
  • Впервые он упоминается в письме к В. Лопухиной.
  • Первая строка в первоначальном варианте звучала как «Белеет парус отдалённый».

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Это лермонтовское стихотворение вам знакомо, но мы попробуем прочитать его на новом, более глубоком уровне, как перечитывали уже в этом учебном году «Бедную Лизу» Карамзина, «Горе от ума» Грибоедова, «Тараса Бульбу» Гоголя, «Капитанскую дочку» Пушкина и другие произведения русских классиков и как будем углубленно повторять «Героя нашего времени».

Когда Лермонтов создал свой «Парус», ему было семнадцать лет, почти столько же, сколько вам сейчас. Ho та резкая система оппозиций, то столкновение полярных образов, которое проходит через все стихотворение, нельзя объяснить только юношеским максимализмом; нет, такова была художественная картина мира, которая утвердилась в творчестве Лермонтова с самого начала и потом лишь углублялась, сохраняя неизменную основу.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

При ознакомительном, самом беглом чтении мы замечаем, что первые две строки этой строфы дают объективную картину, связывают замысел поэта с традицией пейзажной лирики. Главное здесь - цвет; белизна паруса и голубизна моря, уподобленного туману. Лишь эпитет «одинокой» да неожиданный знак препинания в конце периода (восклицательный плюс многоточие) указывают на эмоциональную связь между пейзажем и лирическим героем, его душевным переживанием.

Казалось бы, пока все построено очень просто, образ возникает почти жизнеподобный. Ho потом, прочитав следующие две строки, передающие субъективное состояние поэта, мы «задним числом» отмечаем важное обстоятельство, которое поначалу ускользает от нашего читательского внимания. Дело в том, что в пейзажном описании дважды использован один и тот же вид тропа, поэтического оборота речи: на часть перенесен признак целого. Нам говорят не о корабле и о море, а именно о парусе и о «тумане моря». Парусу лирический герой адресует вопросы, которые в обыденной речи могут быть отнесены только к самому кораблю: «Что ищет? Что кинул?» He может парус ничего «кинуть» или «искать»! Более того, композиционный прием единоначатия (анафора), использованный в третьей и четвертой строках, подчеркивает контрастность, разорванность чувств лирического героя, которые сродни неясному стремлению паруса в глубь морской пучины. Недаром на самое «заметное» место, в позицию рифменного окончания, поставлены слова-антонимы «далекой» - «родном».

Один из секретов этого короткого стихотворения в том и заключен, что многое в нем обманчиво, иллюзорно. Перечитав еще раз первую строфу, вдумавшись в ее художественный смысл, мы начинаем сомневаться: а что на самом деле описывает лирический герой? Реальное море и реальный корабль? Или он только фиксирует в ярких образах смутные волнения своей души? Пока окончательного ответа мы дать не можем, для этого нужно вслушаться, всмотреться, вдуматься в художественный смысл следующих строф.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...

Первая строфа (обратите внимание!) завершалась двойным вопросом, а вторая тем не менее открывается вовсе не ответом! Пятая и шестая строки стихотворения возвращают читателя к «картинке», к описанию моря и паруса. Ответ предложен лишь в седьмой и восьмой строках:

Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Опять применен тот же композиционный прием: первые две строки строфы отсылают нас к законам пейзажной лирики, последние две - к традиции лирического монолога. Ho и пейзаж, и монолог захвачены теперь единой лирической стихией. Герой стихотворения так эмоционально, так «сочувственно» говорит о стремлении паруса, что мы почти готовы сделать окончательный вывод: это не парус «счастия не ищет/ И не от счастия бежит»; это герой Лермонтова стремится к чему-то тревожному, может быть, даже трагическому, зато величественному, исполненному настоящей романтической энергии, байроновского индивидуализма. Так и хочется сказать: между героем и образом паруса - полное тождество, они сливаются неразличимо.

Лишь одно художественное обстоятельство удерживает нас от итогового вывода: непонятно в таком случае, зачем было их вообще разделять? Почему Лермонтов не ограничился только аллегорическим пейзажем, сквозь который внимательный читатель без труда различил бы движение душевной жизни самого поэта? Или только лирическим монологом, прямой исповедью своего лирического героя? Для чего ему понадобилась такая сложная игра, отчего он предпочел балансировать на опасной грани двух разных жанров? Чтобы разобраться, вчитаемся в последнюю строфу:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Опять Лермонтов прибегает к приему единоначатия, анафоры, чтобы подчеркнуть: до сих пор все образы стихотворения выстраивались «по горизонтали», теперь они разверстаны «по вертикали», от морских глубин до небесных высот. Мы видим и светлую струю под белеющим «парусом», и солнечный луч над ним; мятежный порыв паруса к буре сразу приобретает вселенский масштаб. Однако появляется и нечто принципиально новое. Лирический герой Лермонтова по-прежнему сочувствует парусу и его порыву, но все-таки несколько обособляется от тех романтических переживаний, которые парус собою олицетворяет, взирает на все стороны извне. В последних двух строчках стихотворения появляется оттенок горечи; лирический герой поэта одновременно и разделяет индивидуалистический протест, и сознает его обреченность. Финальный восклицательный знак («Как будто в бурях есть покой!») передает не чувство восторга, а настоящий драматизм.

И тут самое время сопоставить лермонтовское стихотворение с одним из лирических шедевров Пушкина, стихотворением «Пора, мой друг, пора: покоя сердце просит...»:

...На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег...

Лермонтовский «Парус» и пушкинское стихотворение явно перекликаются друг с другом; мотивы счастья, тревоги, покоя - в центре обоих произведений. Ho совпадают поэты только в одном: в отношении к привычному миру, от которого оба они «бегут». Во всем остальном они различны до противоположности. Умудренная, даже усталая интонация пушкинского стихотворения так непохожа на энергичную, при всем своем драматизме, интонацию лермонтовского произведения. Лирический герой Пушкина отказывается поднимать мятеж против реальности, которую он не приемлет; он хочет удалиться от нее в царство уединения, в область душевного покоя, в пределы семьи (стихотворение недаром адресовано жене). Лирический герой Лермонтова, наоборот, бунтует против чрезмерного покоя реальности, даже если она прекрасна, исполнена золотого света. Он рвется вперед - без цели, ради самого порыва, хотя сам понимает всю обреченность такого порыва.

Легко предположить, что Лермонтов сознательно оглядывался на опыт великого предшественника, вел с ним поэтический спор. Тем более что мы достоверно знаем: Лермонтов в «Парусе» аукался со стихами поэтов-современников; первая же строка «Белеет парус одинокий» полностью позаимствована у знаменитого романтика 1820-1830-х годов А. Бестужева-Марлинского. Мы с вами уже говорили, что ничего странного в таких «заимствованиях» нет, что русские лирики ощущали себя участниками большого, нескончаемого поэтического разговора. Ho стихотворение Пушкина датируют обычно 1834 годом; напечатано оно было и того позже. Так что, создавая в 1832 году свой «Парус», семнадцатилетний поэт не мог спорить с картиной мира, изображенной предшественником. (Как, например, Павел Катенин поэтически спорил с балладами Жуковского.) Тем более не мог спорить с Лермонтовым Пушкин; он даже не успел узнать о существовании нового великого поэта. Просто оба они почти одновременно обратились к традиционному тогда поэтическому противопоставлению бури покою. И предложили неожиданные художественные решения, которые каждому из них были подсказаны его неповторимым жизнеощущением.

"Парус" - безусловно, одно из величайших творений поэта М. Ю. Лермонтова. В нем основными темами являются поиск места в жизни и одиночество человека. Стоит отметить, что в большинстве произведений поэта эти темы чаще всего являются основными. Ниже представлен анализ стихотворения Лермонтова "Парус". Ознакомимся также с историей написания произведения.

История написания

Анализ стихотворения Лермонтова стоит начать с истории его создания. Написано оно было Михаилом Юрьевичем в юном возрасте 17 лет в 1832 году в Санкт-Петербурге. Тот период жизни был непростым для будущего поэта: ему пришлось покинуть Москву и оставить университет. Конечно, такие резкие перемены в жизни не могли не отразиться на внутреннем состоянии юноши.

Несмотря на то, что он мечтал стал филологом, по наставлениям любимой бабушки он отправился в Петербург для того, чтобы поступить в юнкерскую школу. И в этом городе Михаил Юрьевич остался наедине со своими переживаниями и размышлениями о дальнейшей судьбе. Поэтому неудивительно, что во время одной из прогулок вдоль Финского залива, он и создал одну из жемчужин русской поэзии - стихотворение "Парус".

Первоначальный вариант он отправляет в письме М. Лопухиной. В нем в первой строчке говорится о парусе отдаленном. Позднее, поэт заменит это слово, и строка будет звучать так: "Белеет парус одинокий". Это начало Лермонтов позаимствовал у А. А. Бестужева-Марлинского из поэмы "Андрей, князь Переяславский". Так появилось всем известное стихотворение "Парус".

Образы в произведении

В анализе стихотворения Лермонтова следует отметить, что главный герой - парус - это не просто средство передвижения по морю. Это образ человека, который плывет по течению жизни, пытаясь найти свое место. Это образ человека, который чувствует себя одиноким среди людей. Но он не теряет надежды, что когда-нибудь сможет найти ответы на свои вопросы, и что его жизнь озарит луч надежды.

Море в стихотворении - это жизнь, и парусник отчаянно пытается плыть в нужном ему направлении. Да, в жизни бывают трудные периоды, но после любой бури море вновь становится спокойным. Но в стихотворении Михаила Лермонтова, парусник - это человек, постоянно находящийся в поиске, который не может найти свое место, даже когда в жизни все спокойно.

Нет ничего удивительного в том, что для своего произведения поэт выбрал именно такие образы. Ведь в тот период жизни он принял для себя непростое решение: оставить все в Москве и начать новую жизнь в Санкт-Петербурге. Конечно, это решение далось ему нелегко, поэтому все переживания юноши нашли отражение в этом стихотворении.

В каком жанре написано произведение

В анализе стихотворения Лермонтова следует также указать, в каком жанре оно написано. "Парус" можно отнести к лирической новелле. На фоне красивого морского пейзажа и одинокого парусника поэт размышляет об одиночестве и поиске своего места в жизни.

В суматохе жизни юный поэт пытается найти место вместе со своими взглядами, переживаниями, мечтами. Лермонтов хотел вырваться из этого бушующего течения и найти свою тихую гавань, которая приютила бы его и успокоила его бунтующий внутренний мир.

Главные темы произведения

В анализе стихотворения Лермонтова "Парус" нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения - это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. Следует подчеркнуть, что они довольно часто будут встречаться и в других его произведениях. В стихотворении не только красочно описан морской пейзаж, но и передано настроение поэта, оказавшегося перед непростым выбором.

Михаил Лермонтов, переехав в Петербург, оставил все, что ему было дорого в Москве, и не только свою мечту о филологии, но и влюбленность. Но вместе с тем юноша понимает, что мысли о переживаниях не помогут ему найти место в жизни. Что для того, чтобы найти счастье, свою гавань нужно бороться и учиться принимать непростые решения.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Лермонтова одним из пунктов является перечисление использованных художественных средств выразительности. "Парус" написан четырехстопным ямбом с использованием перекрестного способа рифмования.

Экспрессию в стихотворении усиливает использование таких средств как анафора, инверсия и синтаксический параллелизм. Яркость образам придают олицетворения, эпитеты и метафоры.

Это был краткий анализ стихотворения "Парус" Лермонтова. Несмотря на то, что оно было написано поэтом в юном возрасте, уже тогда можно было увидеть его талант, как удивительно в нем сочетались глубокие внутренние переживания и зрелые рассуждения. И вот это сочетание можно увидеть в одном из самых известных его творений "Парус".