Штрафы для автолюбителей-инвалидов. Фсс дарит машины пострадавшим на производстве Льготная машина для инвалида в году

Людям с частичной или полной нетрудоспособностью предоставляется ряд социальных льгот, прописанных на законодательном уровне. Раньше в этот перечень входило обеспечение таких граждан личным автотранспортом. Позднее, данный законопроект был упразднён, вступила в силу монетизация льгот. Однако в 2019-2020 году планируется возобновить получение автомобиля инвалидами.

Выдача автомобиля инвалидам

Право на получение личного автотранспорта регламентировано правительственным постановлением за номером 670, принятого к исполнению 12.09.2008 г. и Указа Президента № 685 от 06.05.2008 г. На основании этих нормативных актов, люди с ограниченными возможностями получали следующий пакет социальных льгот:

  • обеспечение автотранспортными средствами за счёт государства бесплатно или на иных льготных условиях;
  • выплата единовременной денежной компенсации.

Основанием для получения являлось заключение медико-социальной экспертизы, при условии, что инвалид нуждается в личном автотранспорте. К сожалению, программа распространялась лишь на тех инвалидов, которые получили статус нуждающихся только до 01.01.2005 года. В рамках этого нормативного акта граждане получали автомобили базовой комплектации или переоборудованные для нужд инвалида в собственность. Автомобили передавались инвалидам в собственность, реализацией программы занималось Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Как обстоят дела сейчас

В настоящее время претендовать на получение бесплатного транспортного средства могут лишь те инвалиды, которые встали в очередь до 2005 года.

В этот перечень входят следующие категории граждан:

  • инвалиды ВОВ;
  • инвалиды боевых действий;
  • участники ВОВ из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин;
  • инвалиды из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • лица, получившие увечья вследствие
  • инвалиды из числа реабилитированных лиц.

Кроме этого, согласно письму Министерства Здравоохранения от 25. 03. 2005 года, обеспечение бесплатным автотранспортом распространяется на людей, получивших производственные травмы или профессиональные заболевания, повлекшие за собой инвалидность, либо ставшие инвалидами в результате несчастного случая на производстве. Покупка транспортных средств для этих категорий граждан осуществляется из бюджета страховщика. В этом случае, обязательным условием является заключение МСЭ, подтверждающее, что автомобиль необходим человеку в качестве средства реабилитации.

Обслуживание проводится за счёт страховой компании, куда работодатель пострадавшего выплачивал страховые взносы. Для получения автомобиля у инвалида не должно иметься противопоказаний к его вождению. В случае необходимости транспорт переоборудуется под ручное управление, оснащается подъёмниками и держателями. О внесённых в конструкцию изменениях делается пометка в техническом паспорте.

Важно! Для других категорий инвалидов, обеспечение бесплатными транспортными средствами в 2019-2020 году не предусматривается. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Право на получение автомобиля

После реформы социальных льгот для инвалидов в 2005 году обеспечение личными транспортными средствами было приостановлено. Однако граждане, успевшие получить автомобиль в рамках программы, сохранили право на переоформление его в собственность.

Для этого потребуются следующие документы:

  • письменное заявление о передаче в собственность;
  • личные документы;
  • техпаспорт;
  • заключение МСЭ.

Решение по таким обращением принимается Министерством Социальной защиты региона. При этом за инвалидом сохранялось право отказаться от возможности, получив материальную компенсацию в размере 100 000 рублей. Для предоставления компенсации требовалось лишь заявление с указанием номера счета, открытого в кредитной организации.

Важно! Инвалиды войны, получившие автомобиль в рамках социальной помощи могут переоформить его на другого человека. На другие категории инвалидов-льготников это право не распространяется.

Льготная машина для инвалида

После монетизации льгот, обеспечение людей с ограниченными возможностями бесплатным транспортом было передано муниципальным властям. Учитывая, что фактическая выдача автомобилей практически не производится, администрация большинства регионов Российской Федерации ввела услугу .

Чтобы получить возможность воспользоваться данным сервисом, необходимо выполнить следующие действия:

Региональные власти должны законодательно закрепить возможность получения услуги «Социальное такси». Право на льготный проезд даёт паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность) и медицинская справка МСЭ, подтверждающая инвалидность, индивидуальная программа реабилитации. Перевозка осуществляется в черте города и за его пределами, в рамках региона, оплата услуги обычно почасовая, но регионы могут устанавливать свои расценки, в том числе частично субсидировать их. В зависимости от категории клиентов такого такси, региональные власти могут предоставлять скидки на оплату в размере от 30% до 100%.

Важно! Право на льготный проезд предоставляется не только людям с ограниченными возможностями, но и лицам их сопровождающим.

Кроме этого, на региональном уровне может быть предусмотрено освобождение инвалидов от уплаты транспортного налога, при условии, что мощность автомобиля не превышает 100-150-200 л. с., в зависимости от региона. Инвалид может быть полностью освобожден от уплаты транспортного налога, может быть очерчен круг инвалидов, освобожденных от уплаты налогов (например только инвалиды ВОВ) или может быть предоставлена скидка по уплате такого налога. Может применяться внеочередное обслуживание в пунктах ТО.

Возможные изменения в законодательстве


В 2016 году предполагалось внесение изменений в действующее законодательство. В рамках нововведений было предложено:

  • восстановить права инвалидов на обеспечение личным автотранспортом;
  • финансирование программы осуществлять из госбюджета;
  • для реализации программы выдавать именные сертификаты на сумму 700 000 рублей.

Предлагаемая сумма не должна была подлежать налогообложению, ежегодно индексироваться. Право на данный вид социальной поддержки распространялось бы не на все категории людей с ограниченными возможностями, а только участников ВОВ и приравненных к ним категорий военнослужащих. Кроме этого, предлагалось выделение дополнительных субсидий на ремонт и техническое обслуживание, приобретение горюче-смазочных материалов.

Планировалось, что действие сертификата распространялось бы только на автомобили отечественного производства, переоборудованные специальными средствами для нужд инвалидов: ручное управление, подъёмники для колясочников.

К сожалению, данный законопроект не нашёл поддержки среди депутатов Государственной думы, поэтому был отклонён. Причины для отказа: отсутствие средств для реализации программы в федеральном бюджете.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С 4.09.2018 г. в РФ действуют новые правила обеспечения ТС инвалидов опознавательными знаками для бесплатной парковки. Такие знаки будут выдаваться в заявительном порядке в местных подразделениях учреждений МСЭ персонально каждому инвалиду (включая детей-инвалидов). Распространяться они будут исключительно на то ТС, на котором инвалид передвигается.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о машине для инвалида

10 октября 2017, 22:55 Окт 5, 2019 01:22

Более 17 лет в России в рамках реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» существует программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Спонсирует данные мероприятия Фонд социального страхования.

С 2001 по 2015 гг. расходы Фонда на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 65 625 млн руб. На сегодняшний день число пострадавших от производственных травм и профессиональных заболеваний, получающих страховое обеспечение, составляет 478 тыс. человек.

Программа реабилитации пострадавших на производстве граждан предусматривает ежемесячные денежные выплаты, санаторно-курортное лечение, обеспечение медикаментами и техническими средствами реабилитации (коляски, протезы, ортопедическая обувь), а также выдачу специальных транспортных средств. На обеспечениетранспортными средствами пострадавших на производстве в 2015 г. потратили около 454 млн рублей.

Для получения автомобиля необходимо написать заявление в ФСС. Обязательное условие для получателя - это наличие прав и рекомендация МСЭ (медико-социальная экспертиза). Право на вождение автомобиля должно быть зафиксировано в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) пострадавшего. На основании этого на него и заказывают автомобиль.

Перечень медицинский показаний к выдаче машина довольно обширен. В первую очередь, она выдается пострадавшим с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Автомобили предоставляется бесплатно. Они оснащены либо автоматической коробкой передач, либо ручным управлением. Кроме того, ФСС частично возмещает расходы на горюче-смазочные материалы, текущий ремонт. Капитальный ремонт оплачивают один раз в размере до 30% от стоимости машины. Каждые семь лет автомобиль меняют на новый , если его необходимость пострадавшему подтверждает МСЭ. К сожалению, при серьезном повреждении автомобиля в результате ДТП досрочной выдачи нового автотранспортного средством, либо ремонт за счет средств ФСС не происходит.

Кроме того, у заявившего не должно быть медицинских противопоказаний для управления автомобилем. Водительские права должны быть в обязательном порядке. Но что делать тем людям, которые до получения инвалидности не умели водить машину? Специализированные автошколы практически отсутствуют. Теорию еще можно выучить самому, а вот для практики нужен парк спецмашин, опытные инструкторы, лицензия на подготовку определенной категории граждан и согласование маршрутов учебной езды с ГИБДД.

Машины какой марки вручают пострадавшим? Изначально пострадавших обеспечивали автомобилями марки «Ока», потом LADA 2105 и LADA 2107. Сейчас россиянам вручают автомобили LADA GRANTA.

Стоит отметить, что также существует возможность самостоятельного приобретения автомобиля и другой марки. ФСС компенсирует часть расходов в пределах стоимости автомобиля, определенного в государственном контракте.

С какими трудностями можно столкнуться при оформлении автотранспортной льготы? В первую очередь, это незыблемая проблема российских очередей. В регионах электронная система очередей в реальности применяется еще не так активно, либо терминалы часто ломаются. Всем известно, что пребывать в очереди в поликлинике более-менее здоровым людям нелегко, что уж говорить о людях с ограниченным физическими возможностями. В некоторых городах вообще отсутствует само бюро МСЭ, с определенной периодичностью приезжают эксперты с областных отделений МСЭ для проведения экспертиз. Бывает, что эксперты не соглашаются с решениями лечащих врачей, игнорируют их рекомендации по оформлению ИПР.

В состав экспертной комиссии входит 3 эксперта. Лишь один из них специализируется по медико-социальным вопросам. К сожалению, из требований убрали уточнения о специализации врача. Ведь каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо разбираться в разных формах диагнозов достаточно трудно.

В прошлом году в администрацию президента поступило около 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на необъективность специалистов, коррупцию и допущенные ошибки.

Отметим что, раньше в России бесплатные автомобили получали не только пострадавшие на производстве, но и все люди, получившие инвалидность. Существовала очередь на получение машины. Но январская реформа 2005 года исключила автомобиль из перечня технических средств реабилитации, а льгота монетизировалась. Вместо автомобиля инвалидам дали ежемесячную денежную прибавку к пособию. Сейчас изредка автомобиль даётся инвалидам в индивидуальном порядке при содействии органов власти, либо после прямых линий трансляции с президентом или премьер-министром РФ.

Полученные тяжелые травмы разделяют жизнь человека на «до» и «после». Поэтому автомобиль становится ощутимой поддержкой, облегчает решение бытовых вопросов и дает возможность оставаться востребованными в трудовой деятельности.

Из этой статьи вы узнаете:

    Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов

    В чем преимущества управления автомобилем инвалидами

    Какие предусмотрены транспортные льготы инвалидам

    Может ли инвалид получить автомобиль бесплатно

    Какую модель автомобиля купить для инвалида

Государство предоставляет инвалидам набор социальных льгот и привилегий. Ранее в этот «пакет услуг» обязательно входило обеспечение инвалидов личными автомобилями, отвечающими всем необходимым техническим требованиям. Например, автомобиль для инвалидов непременно должен иметь ручное управление.

Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов

Автомобиль, за рулем которого находится инвалид, должен быть оборудован в соответствии с требованиями ПДД («Правила дорожного движения»). Правилами регламентированы также права инвалидов на автомобиле во время их движения по трассам. Отдельные параграфы посвящены правилам передвижения инвалидов-пешеходов в колясках без двигателя.

Люди, страдающие конкретными заболеваниями и прошедшие специальную медико-социальную экспертизу (присвоение инвалидности), признаются инвалидами. Человек не считается таковым до принятия окончательного решения МСЭ.

Инвалид прикрепляет знак «Инвалид» на автомобиль, чтобы получать неоспоримые преимущества на трассах. Это специальный символ в желтом квадрате 150 на 150 мм. Установка знака «Инвалид» на автомобиль относится к правам водителя, а не к его обязанностям. Вывешивается предупредительный знак впереди и сзади машины, перевозящей инвалидов и детей-инвалидов, или если за рулем инвалид 1 и 2 групп.

Законодательство не предусматривает какие-либо особые требования к правилам перевозки инвалидов - достаточно соблюдать предписания глав 5 и 22 ПДД. То же самое относится к транспортировке детей-инвалидов. Здесь действуют указания по перевозке детей в легковых автомобилях. И все-таки, следует учитывать медицинские показания (например, ребенок с заболеванием ДЦП не может сидеть). В таких случаях водитель предъявляет инспектору ГИБДД медицинские документы, оправдывающие «отклонения от правил».

Помимо установки предупреждающего знака «Инвалид», Правилами предписываются дополнительные требования к «оснащению» автомобиля для инвалидов. У водителя всегда должны быть при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий полис ОСАГО, аптечка и огнетушитель. По первому требованию инспектора ГИБДД, инвалид обязан предъявить ему документ, подтверждающий наличие инвалидности.

«Кодексом РФ об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за незаконное использование знака «Инвалид» (часть 4.1 статьи 12.5 «Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен знак «Инвалид»). К нарушителям применяется довольно серьезная санкция - знак конфискуется и налагается штраф 5000 рублей.

На практике зачастую формулировка статьи вызывает неоднозначную трактовку. Например, знак установили на автомобиле, предназначенном для перевозки инвалида. Но во время остановки машины инспектором ГИБДД инвалида в ней не оказалось (ни водителя, ни пассажира). Убедившись в отсутствии документов, инспектор имеет право составить протокол (часть 4.1. статьи 12.5. «Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Причем даже в тех случаях, когда автомобиль для инвалидов не пользовался законными преимуществами движения на трассе. Вынесенное постановление (при наличии весомых доказательств) можно обжаловать в судебных инстанциях. Решение суда будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

Преимущества управления автомобилем инвалидами

Правилами дорожного движения предусмотрено, что на личные автомобили инвалидов 2 группы или перевозящие инвалидов и детей-инвалидов, не действуют ограничения следующих дорожных знаков:

    3.2. Движение запрещено.

    3.3. Движение механических средств запрещено.

    3.38. Стоянка запрещена.

    3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.

    3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца.

Значит, автомобиль для инвалидов не подвергнется принудительной эвакуации за игнорирование этих дорожных знаков.

Сейчас практически на всех стоянках имеются специально отведенные места парковки автомобилей для инвалидов. Парковаться на них можете только в автомобиле со знаком «Инвалид», в противном случае рискуете «схлопотать» штраф.

Водитель-инвалид или перевозящий инвалидов, может пользоваться привилегиями на дорогах только при установленном знаке «Инвалид» и наличии документов, подтверждающих инвалидность.

Транспортные льготы инвалидам на автомобиль

Ежегодно налоговыми органами взимается транспортный налог (ТН) на машину, зарегистрированную на имя налогоплательщика. Общие правила его взыскания регламентируются Налоговым кодексом РФ (раздел 9, глава 28). Законом предусмотрена возможность частичного или полного освобождения от уплаты, если местные власти примут соответствующее решение. К примеру, может быть отменен или сокращен налог на автомобиль для инвалидов.

Для автовладельцев-инвалидов «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» «по городам и весям», и зачастую - единственное. Именно этим обстоятельством вызван особый «режим» взимания с них транспортного налога. Ни для кого не секрет, что сейчас в общественном транспорте нет нормальных условий для перевозки инвалидов. Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение людей с инвалидностью от уплаты ТН, при этом должно быть соблюдено одно из двух следующих условий:

    управление специально оснащенным автомобилем для инвалидов;

    автомобиль приобретен при помощи органов социального обеспечения, и его мощность не превышает 100 лошадиных сил.

Существует ошибочное мнение, что если обычную машину самостоятельно переоснастить в автомобиль для инвалидов, то налог не будет взиматься. В действительности на «переделанный» автомобиль ТН начисляется по общим правилам. Соответствие «нового» механизма установленным стандартам должно быть подтверждено официальной записью в его паспорте.

Водителям-инвалидам, имеющим право на автомобиль, органы социального обеспечения предоставляют его или выдают денежные средства на покупку машины, и впоследствии освобождают от транспортного налога. Такими льготами могут пользоваться инвалиды ВОВ, участники боевых действий в горячих точках, и пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС.

Возраст инвалида в таких случаях не имеет значения - на получение автомобиля или денежной компенсации может претендовать даже ребенок-инвалид.

К детям-инвалидам относятся лица в возрасте до 18 лет, имеющие стойкие расстройства здоровья, мешающие полноценной жизни. Их родители освобождаются от уплаты налога на автомобиль для инвалида. Все категории граждан, имеющих право на получение льгот, перечислены в отдельной статье Налогового кодекса.

Для инвалидов могут быть также установлены региональные льготы по оплате транспортного налога в каждом конкретном районе проживания. Местные власти решают, инвалиды каких именно групп освобождаются от уплаты налога. Право на получение льгот имеют все инвалиды без исключения, однако в некоторых регионах бывают «перегибы на местах». Например, в Москве от взимания ТН освобождены инвалиды 1 и 2 групп, участники ВОВ, боевых операций в горячих точках и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

В Московской области вышеперечисленные категории и дети-инвалиды освобождены от уплаты транспортного налога при условии управления автомобилем для инвалидов мощностью не более 150 л. с. или мотороллером (мотоциклом) - до 50 л. с. Инвалиды 3 группы оплачивают половину суммы ТН.

Инвалиды всех трех групп инвалидности в Санкт-Петербурге, участники боевых действий в ВОВ и горячих точках освобождены от транспортного налога, если управляют автомобилем мощностью менее 150 л. с. или выпущенным более пятнадцати лет назад. Причем инвалид, имеющий третью группу инвалидности, должен был встать на учет до 1 января 2010 года.

В Ленинградской области льгота по оплате налога на автомобиль предоставляется только владельцам машин, произведенным в СССР и общественным организациям инвалидов. Самих инвалидов здесь «обошли стороной» - ни для одной из категорий не предусмотрены никакие привилегии.

В Севастополе от внесения транспортного налога освобождены инвалиды ВОВ, 1 и 2 групп, инвалиды детства и лица, имеющие ограничения по труду 2 и 3 группы. Главное условие, чтобы мощность их автомобиля не превышала 100 л. с.

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении инвалидам льготы по оплате транспортного налога. Исключениями стали - Ленинградская и Омская области.

Как инвалиду получить автомобиль

По статистике, миллион граждан России - инвалиды, имеющие право на автомобиль и нуждающиеся в нем, не могут его получить по одной «простой» причине - в РФ нет государственной программы по обеспечению инвалидов собственными машинами. Вот так. Но это не единственная «головная боль» людей с ограниченными физическими возможностями. Им приходится подолгу добиваться компенсации за бензин и запчасти, оплачивать переоснащение обыкновенной машины в автомобиль для инвалидов, они не могут учиться вождению, потому что катастрофически не хватает специализированных автошкол. В дополнение ко всем этим неприятностям они часто «наталкиваются» на неуважительное отношение «обычных» участников дорожного движения.

«Закон о монетизации льгот», принятый в 2005 году, переложил «на плечи» регионов задачу обеспечения инвалидов личными машинами. И тогда большинство из них решили, что автомобиль для инвалидов - это роскошь, а не средство передвижения.

Местные власти большинства областей РФ предлагают инвалидам пользоваться услугами «социального такси», условия перевозки на которых и размер компенсации зависят от территории обслуживания и зачастую оставляют желать лучшего.

Людям, стоявшим в очереди на автомобиль до 2005 года, государство выдало денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей. Люди, ставшие инвалидами из-за травмы на производстве, имеют право на получение машины и решается этот вопрос за счет предприятия или Фонда социального страхования. Чаще всего инвалиды покупают машины по цене до 220 тыс. рублей (самые дешевые модели «Жигулей» или «малогабаритную» «Оку»).

После покупки обращаются в ГИБДД за информацией об автосервисах, устанавливающих ручное управление на автомобиль для инвалидов (если этого не сделал завод-изготовитель). Ручной привод обходится примерно в десять тысяч рублей. Потом отправляются снова в ГИБДД за сертификатом, подтверждающим безопасность получившейся «конструкции» для водителя и окружающих людей.

Сейчас законодательством предпринимаются попытки «реанимировать» социальную помощь людям с ограниченными физическими возможностями. В первых числах мая 2016 года депутат от КПРФ Смолин О. Н. предложил на рассмотрение Госдумы законопроект № 1060852-6, предусматривающий внесение следующих поправок в Федеральный закон «О ветеранах»:

    Вернуть право выдачи автомобилей для инвалидов.

    Финансировать программу за счет федерального бюджета.

    Реализовать право инвалида на автомобиль путем получения именного сертификата на сумму 700 тысяч рублей.

Стоимость сертификата была «ориентирована» на цены 2017 года, подлежала ежегодной индексации и не облагалась налогом. Полагалась денежная компенсация не всем лицам с ограниченными физическими возможностями, а только инвалидам войны.

Законопроектом также рассматривалась возможность предоставления отдельных выплат, направленных:

    на ремонт автомобиля и его техническое обслуживание;

    на покупку топлива и смазочных материалов.

Этот законопроект в конце апреля 2016 года был отклонен Постановлением Правительства г. Москвы № 2788п-П12. Причина - невозможность изъятия средств за счет программы, созданной для других целей.

Какой купить автомобиль инвалиду: ТОП-3 подходящих моделей

К устройству и дизайну автомобиля для инвалидов предъявляются определенные требования. Прежде всего, он должен быть удобным, чтобы инвалид мог легко самостоятельно сесть и убрать инвалидное кресло, затратив при этом минимум физических усилий.

С каждым годом модельный ряд растет, и все больше появляется машин, «пригодных» для инвалидов.

Начнем с автомобиля .

Удобство этого автомобиля для инвалидов в том, что задние двери «откатываются», это дает возможность легко сложить одну из секций задних сидений и загрузить на них инвалидное кресло, выгрузка которого также не составит особого труда. Не требуется разбирать кресло-коляску, наилучший вариант - коляска со складной рамой (крестовиной). Посадка у машины невысокая, примерно на «колясочном» уровне, поэтому, пересаживаясь в него, инвалиду не придется затрачивать много физических усилий. Несомненный «плюс» модели: довольно вместительный салон - при сложенной коляске помещаются еще трое пассажиров. Топливная экономичность автомобиля также является его бесспорным достоинством.

Следующая модель


Очень удобный автомобиль для инвалидов, передвигающихся на инвалидном кресле - Honda Element. Эта машина класса «кроссовер» имеет оригинальный дизайн - ее задние двери открываются не влево, как у всех автомобилей, а вправо. Благодаря этому отличию, люди с ограниченными физическими возможностями могут самостоятельно и без особых усилий складывать задние сиденья и размещать на них кресло-качалку.

Еще одна удобная модель -


Семиместный пятидверный минивэн (в переводе с английского - «небольшой фургон»). Модель имеет отличительную особенность: задние двери «откатываются», что превращает ее в очень удобный автомобиль для инвалидов. Довольно вместительный салон - еще одно неоспоримое достоинство машины.

В феврале 2016 года было официально опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ № 23 от 21 января 2016 года «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Этот документ радикально изменил порядок парковки инвалидов и лиц, осуществляющих перевозку инвалидов. Отныне им необходимо иметь на своем транспортном средстве не только специальный знак, но и документ, подтверждающий инвалидность.

Как было раньше

До недавнего времени в нормативных документах имелись определенные упущения, позволявшие недобросовестным водителям пользоваться не предназначенными для них льготами. В ПДД, в частности, говорилось, что при наличии таблички 8.17 действие знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Другими словами, установив такой знак, водитель мог парковаться в местах, предназначенных для инвалидов. Независимо от того, является ли водитель инвалидом или нет!

Без знака «Инвалид» право на льготную парковку не возникало, хотя для движения такой знак не был обязательным. В «Основных положениях по допуску ТС…» было сказано, что по желанию водителя на ТС может быть установлен опознавательный знак «Инвалид» «в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов».

В этом тексте нет упоминания о том, что установка знака «Инвалид» разрешается только водителям-инвалидам. Этот знак можно было устанавливать на любой машине, в которой «перевозят инвалидов» – систематически или эпизодически. И не было ни слова о справке об инвалидности.

В то же время каждого, кто остановился на парковке, предназначенной для инвалидов, инспектор ДПС мог наказать независимо от того, есть ли у водителя справка об инвалидности или нет. Хотя вот парадокс: по закону инспектор даже не имел права требовать у водителя эту справку.

Список предъявляемых документов, которые водитель должен иметь при себе (п. 2.1.1 ПДД) не включал такую справку. А штраф за парковку на месте инвалида до 2011 года равнялся всего 200 рублям. Понятно, что такая сумма не могла остановить мошенников, поэтому список документов расширили, включив в него справку об инвалидности, а административное взыскание увеличили в разы.

Новые правила парковки для инвалидов

Итак, теперь, согласно п. 2.1 ПДД, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».

То есть воспользоваться дополнительными «льготами» при постановке автомобиля на стоянку и проезд под знаки 3.2 «Движение запрещено» и 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено» с февраля 2016 года можно только в том случае, если на автомобиле установлен опознавательный знак "Инвалид".

Если автомобиль используется несколькими водителями, и не все из них инвалиды, нужно приобрести быстросъемный опознавательный знак, например – на присосках. И не стоит забывать, что в соответствии с ПДД, льготы распространяются только на инвалидов I и II групп, а также для любой группы при перевозке детей-инвалидов.

Конечно, физически здоровый, но нечестный водитель и сейчас может спокойно приобрести знак «Инвалид» и установить его на своем автомобиле. Но спокойно останавливаться на инвалидных парковках он уже не сможет. Во всяком случае, в теории. Инспектор ГИБДД вправе потребовать, чтобы водитель предъявил справку об инвалидности, не обязательно свою. Если таковая имеется, то штраф водителю не выписывается.

А как на практике?

Правда, возникли вопросы, ответы на которые может дать только правоприменительная практика. Если на автомобиле действительно перевозят инвалида, то может ли водитель оставить авто на парковке, обозначенной знаком 6.4 с табличкой 8.17. Похоже, что тут возможны варианты. Ведь даже если водитель по праву занимает парковочное место для инвалидов, то ему теперь необходимо всегда иметь при себе удостоверение либо медицинскую справку, поскольку наклеенный на стекло предупреждающий знак «Инвалид» не является доказательством права на парковку.

Привезли, скажем, инвалида в поликлинику, где ему, возможно, придется предъявлять врачам свое удостоверение или справку. Если водитель остался в машине, то у него нет документа, подтверждающего право на парковку. Поэтому лучше покинуть автомобиль и вернуться за руль только вместе с инвалидом. А если инвалиду не нужна справка, например, в торговом центре? Вправе ли он передать документ водителю? И не возникнут ли у инспектора сомнения, что на машине действительно возят инвалида, а не только его бумаги?

Это, пожалуй, практически неразрешимая проблема. Водитель привез инвалида на вокзал, припарковался на стоянке для инвалидов и пошел провожать его, чтобы помочь сесть в поезд. По возвращении инспектор просит его предъявить документы, но инвалид уже уехал на поезде. Если на автомобиле установлен знак «Инвалид», то водителю грозит наказание, так как у него нет документов, подтверждающих инвалидность. А если знак снят, то автомобиль могут эвакуировать. Поэтому придется позаботиться о втором сопровождающем либо после высадки инвалида снять знак и переставить автомобиль на общую парковку.

Многие спрашивают, нельзя ли в такой ситуации иметь при себе нотариально заверенную копию документов об инвалидности. Но юристы лишь сокрушенно качают головой. Увы, согласно ПДД, сотрудникам полиции нужно передавать для проверки «документ, подтверждающий факт установления инвалидности», а не его копию. Ведь копий, даже нотариально заверенных, можно сделать много, а перевозить инвалида можно лишь на одной машине.

Таким образом, приходится констатировать:

Водитель может повесить знак «Инвалид» и пользоваться льготами только в случае, если инвалид находится рядом и согласен передать водителю документ, подтверждающий инвалидность.

Людям с ограниченными возможностями, но без явных признаков инвалидности, надо иметь в виду, что их теперь инспекторы ГИБДД будут просить подтвердить свой статус. Если при себе документов не оказалось, то после наложения административного взыскания доказывать свои специальные права в суде бессмысленно. Чтобы иметь право парковаться, справка должна быть именно при себе.

Непонятно также, почему знак 6.4 вместе с табличкой 8.17 распространяет своё действие только на мотоколяски и автомобили. Если водитель является инвалидом I и II группы или перевозит инвалидов на мотоцикле или, скажем, квадроцикле, то пользоваться привилегиями он не вправе.

Что грозит за поддельную справку?

Как быть с теми, кто приобрел поддельные справки или удостоверения об инвалидности? Такие «липовые» бумажки до сих пор можно купить в подземном переходе или у вокзала. Скорее всего, инспектор не будет «пробивать» ваши документы по базе данных. Но если у него возникнут сомнения и он захочет проверить подлинность представленных справок, то водителю грозит не только административный штраф.

Сам штраф, причем не за отсутствие документов, а за незаконную установку знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с таким знаком, составляет для граждан 5 000 рублей. Но более серьезное наказание за использование заведомо подложных документов предусмотрено Уголовным кодексом РФ – крупный штраф или даже арест на срок до шести месяцев.

Частые случаи на частных стоянках

Увы, но возникают проблемы и у настоящих инвалидов. Так, на негосударственных парковках места для инвалидов предусмотрены законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В столице также действует Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изменениями от 21 ноября 2007 г.).

В нем, в частности, сказано: «На автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно».

Однако поступают жалобы, что при въезде в торговый центр водителю предлагают взять парковочную карту, а при выезде оказывается, что электронный автомат не умеет распознавать документы об инвалидности, а охранники вообще не знают, что у инвалидов есть право на бесплатную парковку…

Особенности столичной жизни

Есть особенности при использовании парковочных мест, предназначенных для парковки транспортных средств инвалидов, в зонах платной парковки, которые организованы в Москве и в Санкт-Петербурге. В Москве, например, дополнительно нужно получить льготное парковочное разрешение инвалида (см. Справку). Оно оформляется в МФЦ (многофункциональных центрах) или на сайте портала Государственных услуг Москвы. При этом данные автомобиля инвалида вносятся в парковочный реестр.

Контроль оплаты за парковку в Москве производится мобильными комплексами фото- и видеофиксации, которые курсируют вдоль городских парковок. Они в онлайн-режиме могут проверять, внесены ли данные об автомобиле, стоящем на месте для инвалидов, в Парковочный реестр как авто инвалида. Если нет – автоматически формируется штраф.

Парковочные разрешения инвалида дают право бесплатной круглосуточной парковки на местах, отмеченных знаком 8.17 «Инвалиды», а также разметкой 1.24.3. На всех остальных парковочных местах парковка осуществляется на общих основаниях (за плату).

Наша справка

Парковочные разрешения инвалида могут быть оформлены на автомобиль:

  • находящийся в собственности инвалида/законного представителя ребенка-инвалида;
  • выданный ранее в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно в безвозмездное пользование органами социальной защиты;
  • принадлежащий иным лицам, перевозящим инвалидов, за исключением транспортных средств, используемых для оказания платных услуг по перевозке пассажиров, если у инвалида есть противопоказания к управлению.

Для оформления Парковочного разрешения нужно представить:

  • заявление;
  • паспорт (свидетельство о рождении для детей-инвалидов, не достигших 14 лет);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

В случае, если место жительства инвалида находится не на территории города Москвы и если он ранее не обращался в Департамент социальной защиты населения города Москвы, то ему необходимо предъявить документ, удостоверяющий право инвалида на льготу (справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности или выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом).

<a href="http://polldaddy.com/poll/9314059/">Вы когда-нибудь парковались на инвалидных местах?</a>