Анализ стихотворения Бунина «Ковыль. Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…

Для Бунина природа является той волшебной силой, которая дарует человеку мудрость, силу, красоту. Она наделяет его ощущением единства с могучими силами природы. Однако погрузиться в ее тайны способен не каждый, а лишь тот, кто может увидеть даже самые незначительные изменения.

Бунин рисует нам потрясающую картину русской природы, непревзойденную красоту русской степи и поля. Стоит отметить, что автор мастерски связывает описывающийся пейзаж с фрагментами древней истории Руси. Ведь не случайно в качестве эпиграфа Бунин взял строки из «Слова о полку Игореве».

Автор употребляет ряд слов, благодаря которым можно услышать шелест степного ковыля, например, «ночь», «колышет». Подобное сочетание шипящих согласных позволяет создать уникальный звукообраз. Кроме того, для этого также служит такой прием, как аллитерация.

Стоит отметить, что присутствие в тексте стихотворения постоянных эпитетов свидетельствует о связи стихотворения, в частности, с народным творчеством Руси.

Очень много в тексте приемов олицетворения, например «травы шепчутся» или «немых могил». Благодаря олицетворению, как одному из разновидностей метафоры, удается достичь высокого уровня «зримости», а также «осязаемости» образов бунинской природы.

К слову, в поэме «Слово о полку Игореве» олицетворение – это один из ведущих приемов, как и в стихотворении Бунина «Ковыль».

Что касается имеющихся в тексте риторических вопросов, то они призваны активизировать внимание читателя, а также усилить эмоциональную реакцию. Вся лирика Бунина характерна тем, что автор довольно часто использует номинативные предложения, а также глагольные конструкции.

В произведении Бунина «Ковыль» как раз можно увидеть большое количество глагольных конструкций. Они помогают одушевить предмет-носитель признака. Благодаря глагольным конструкциям удается куда более лучше, нежели за счет других лексических средств, создать глубокое одушевление описываемого предмета.

При помощи глагольного типа предложений Бунину удается наделить природу способностью к самовыражению, подобно живому человеку.

Слова стихотворения наталкивают на мысль о том, что любить русскую природу так, как любит ее Бунин, не умеет, пожалуй, никто другой. Весь его мир состоит из многочисленных зрительных, а также слуховых впечатлений, а также из переживаний, которые они вызывают.

«Спит ковыль. Равнина дорогая...»


Эстетическая концепция С.А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. Как и В.В. Маяковский, и А.А. Блок, С.А. Есенин встретил революцию с восторженным воодушевлением.

Мать моя - родина,
Я - большевик,

Восклицает он в произведении «Иорданская голубица». Однако не все перемены в общественной жизни пришлись поэту по праву.

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» заключена скрытая полемика с теми, кто за порывами безудержного стремления к новаторству забывает о корнях, об истоках, о традициях. С.А. Есенин осторожно относился к новомодным переменам. Он не пытался выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой тяжести полынь.

В нем противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Kobi.ijii. - типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь - образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении юлько как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба - воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

Яркая, запоминающаяся автономинация «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» актуализирует также тему города и деревни, характерную не только для творчества С.А. Есенина, но и для всего направления так называемой новокрестьянской поэзии, к которому, помимо С.А, Есенина, принято относить Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевца и ряд других поэтов.

«Я последний поэт деревни», - пишет С.А. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Примечательно, что собственное предназначение, творческая жизнь души увязываются в этих двух стихотворениях («Спит ковыль. Равнина дорогая...» и «Я последний поэт деревни...»), написанных с пятилетним промежутком, с судьбой деревни.

Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена в них уверенным и неизбежным шагам слепого технического прогресса. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» это сделано более конкретно:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» заявление о том, что прогресс несет в себе не только созидательное, но и негативное, разрушительное начало сформулировано более абстрактно, оно граничит с недосказанностью:

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новыо
На мои поляны и луга.

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» в целом, не характерно в плане раскрытия темы деревни. В нем нет столь обычного для ранних есенинских произведений сладостного любования красотами родной земли. Вернее, любование это становится лишь увертюрой для предстоящег о проблемного взгляда на современную поэту деревню. Семантика «покоя», заявленная первыми строками, в последующих строфах развенчивается, эмоциональный накал постепенно нарастает и взрывается тревожным исповедальным криком о назревших неразрешимых противоречиях, отчаянным возгласом:

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.

Сколько безысходности и душевной боли в этом невольно выплеснувшемся горьком возгласе!

У С.А. Есенина, женатого на иностранке, была реальная возможность остаться за границей и зажить более комфортной, респектабельной, а главное - спокойной жизнью, но он не мыслил

себя без России, пусть нищей, голодной, измотанной в социальных конфликтах, но самой родной и единственной в мире. И он вернулся, быть может, зная о том, что едет на родину умирать.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Есенин гениален прежде всего тем, что создал неповторимо своеобразный, отличный от других образ родного края. Он воспел незамысловатый, чуть грустный, необъятный простор русской земли.

Тема Родины проходит через все его творчество, «страна березового ситца» стала главной любовью его жизни:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Есенина называют деревенским поэтом. Да, в какой-то мере это правомерно: он родился в деревне, с самого раннего детства в его душу вошла тихая красота бескрайних полей, милая простота березок и лип, уходящий в бесконечность «синий плат небес».

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» принадлежит к позднему периоду творчества автора. Уже много дорог пройдено, много слов сказано, он уже не «деревенский» парень, не хулиган, а человек, многое осознавший, несомненно более мудрый, уставший.

Все чаще в его стихах звучит мотив памяти («Ты запой мне ту песню, что прежде…»), попытка осознать пройденный путь («Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»), и неизменной остается в его стихах Родина, все также горячо любимая и ненавидимая одновременно:

Неуютная жидкая лунность

И тоска бесконечных равнин,-

Вот что видел я в резвую юность,

Что, любя, проклинал не один.

Стихотворение «Спит ковыль…» открывается коротким, лаконичным описанием. Одним предложением нарисован образ вечерней степи, когда в сгущающихся сумерках засыпает природа, наполняется «свинцовой тяжестью» полынь.

Инверсия в первом стихе подчеркивает эпитет «дорогая» — так осторожно, плавно вводится мотив любви к родине. Чувствуешь, как дорога лирическому герою эта равнина, олицетворяющая его необъятную Русь.

В третьем и четвертом стихе он утверждает:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Перекрестная рифма («дорогая-другая» и «полынь-теплынь») придает строфе мягкое, мелодичное звучание. Необыкновенно точно и органично здесь употреблен глагол «вольет». Именно «вольет теплынь» в душу лирического героя, наполнив неизъяснимым блаженством. Просторечный оборот («Знать, у всех у нас такая участь») словно включает читателя в диалог с лирическим героем, как будто лирический герой обращается к слушателю, делится с ним своим мнением. Стоит отметить местоимение «всех»: если в первой строфе двукратное повторение «мне» и «мною» словно настаивает на личных, глубоко интимных переживаниях лирического героя, то во второй строфе звучит мотив обобщения — каждый, кто живет здесь, «радуется», «свирепствует» и «мучается», но все же:

Хорошо живется на Руси.

Здесь открывается то самое противоречивое, болезненное, мучительное ощущение любви к Родине, которое присуще всем русским и которое на Западе получило название» загадочная русская душа».

Свет луны, таинственный и длинный…

Образ луны — один из любимейших образов автора, Есенин создал около 160 своеобразных и необыкновенно поэтичных образов луны (она и «красный теленок», и «жеребенок»). Яркие метафоры («плачут вербы, шепчут тополя») ведут мотив тихой грусти, какой-то светлой печали. И, вторя двум последним стихам второй строфы, поэт вновь утверждает:

…Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Двойное отрицание «никто … не разлюбит» словно настаивает на этом.

Четвертая строфа нарушает плавный ход поэтической мысли, меняется общая интонация стихотворения. Надо заметить, что эта строфа автобиографична. В лирическом герое явно узнается сам автор. 25-й год: прошла революция, гражданская война, в расцвете «власть советов». Есенин совсем неоднозначно воспринял новую Россию, сам себя он назвал «самым яростным попутчиком» своей новой родины. Всем сердцем желая возрождения отчизны («Но и все же хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь!»), он недоверчиво относился ко всему «новому» («все равно останусь я поэтом золотой бревенчатой избы»).

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина С.А.

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении « » Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев - всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете» , но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы» . Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем . Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль» . Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть» . Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь» . Далее используется смысловаяантитеза , экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси» . Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный» , «таинственный» , изба «золотая» . Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут» , «плачут» . Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом» .

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью» . Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома .

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.
С.А. Есенин
Что и кто может достучаться до души каждого человека? Ответ понятен: художественная литература и писатель. Мне очень близка поэзия, в частности поэзия С.А. Есенина, его произведения о природе и Родине.
Родина...Такое емкое слово, вмещающее в себя и отчий дом, и материнскую ласку, и дорогу за окном, и поля, леса, убегающие к горизонту.
Стихотворения С.А. Есенина о природе помогают еще глубже осознать смысл этого слова. Пейзаж у поэта олицетворяет понятие родины. Природа для него - это вечная красота, гармония мира. Она нежно врачует наши души, учит любить и хранить мир земной красоты. Именно так я и воспринимаю поэзию С.А. Есенина.
Одно из стихотворений - «Спит ковыль. Равнина дорогая...» было написано поэтом в 1925 году, когда он возвратился на родину, в родительский дом.
С каким благоговением описывает С.А. Есенин красоту родной природы:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Не перестаю удивляться, как природа, подобно человеку, в его стихотворениях шепчет, плачет:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Поэт как бы призывает нас остановиться на мгновение, прислушаться к шелесту трав, песне ветра, посмотреть на звездное ночное небо.
Но поэт и понимает также, что исчезает старая, привычная Русь. Новый свет пролился на его родные поля, его любимую Отчизну, коснулся его самого. Всего в одном четверостишии С. Есенину удается передать внутреннее напряжение и борьбу с «сильным врагом»:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Поэт понимает, что в этой «нови» - счастье его родины. Но это новое теснит его, он грустит. Ему трудно понять эту новую жизнь. Отсюда долгие бессонные ночи автора, его мучения, и все- таки он приходит к выводу, что ничто не сможет заставить его разлюбить «отчие поля» и он все равно останется «поэтом золотой бревенчатой избы»:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
В этом заключаются драматизм его произведения и трагедия самого поэта.
Завершающие строки стихотворения наполнены печалью, но это печаль светлая, потому что полна любви поэта к России:
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на Родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Так в этом стихотворении переплетаются жизнерадостное и безысходное. Творчество поэта противоречиво, но стихи наполнены прелестью картин русской природы, любовью к Отчизне.
С.А. Есенин - мастер художественного слова. Создавая произведение «Спит ковыль. Равнина дорогая...», он использует разнообразные художественные средства, помогающие глубже понять идею стихотворения: эпитеты «свинцовой свежести полынь», «золотой бревенчатой избы»; выражения, передающие любовь поэта к Родине («теплынь», «отчие поля», «мои поляны и луга», «Родине любимой»); слова-антонимы («радуясь, свирепствуя и мучась»); прием инверсии («плачут вербы», «шепчут тополя»).
Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует наши сердца. В ней я чувствую что-то родное и близкое. Это живая душа, живая красота России. Поэтому человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают сегодня.