В мировую систему социализма входила. Мировая система социализма

Образование мировой системы социализма

Этапы развития мировой системы социализма

Распад мировой системы социализма

18.1. Образование мировой системы социализма

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народнодемократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее – революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название«мировая система социализма» (МСС). В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения.

Восточноевропейские страны. Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и ЮгоВосточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу.

Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-

демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по «универсальному образцу» СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать в целом скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства. Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой. Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм в Югославии. Однако была и иная модель соиалистического строительства, осуществляшаяся в те годы в Югославии – модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни. Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился

причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться. Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг.

Образование СЭВ. Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать созданиеСовета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в

январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военнополитическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г.Варшавского Договора.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Монголия. Первой на этот путь вступила Монголия. После переворота 1921 г. в столице Монголии (г. Урга) была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 г. – Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 г. страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт и повторяя ошибки. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Китай. Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай. После победы революции, разгрома армииЧан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу «старшего брата», превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализмаМао Цзэдуна (1893-1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать

СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа «великим кормчим» широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами МСС,

свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР

в конце 60-х гг.

Вьетнам. Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководительХо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 г. временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954), а затем с США (1965-1973) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 г. Таким образом строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско-маоистскую окраску.

Северная Корея. Куба. Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 г. и разделенной в 1948 г. на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея – США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режимКим Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце рассматриваемого периода в истории МСС произошла антиколониальная революция на Кубе (январь 1959 г.). Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства Кубы.

18.2. Этапы развития мировой системы социализма

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах МСС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат – безуспешность процесса преобразований.

Противоречия внутри МСС . В известной мере этому способствовала внутренняя и внешняя политика правящих кругов СССР. Несмотря на критику отдельных наиболее уродливых черт сталинизма на XX съезде, руководство КПСС оставило в неприкосновенности режим безраздельной власти партийно-государственного аппарата. Более того, советское руководство продолжало сохранять стиль авторитаризма в отношениях СССР со странами МСС. В немалой степени это явилось причиной повторного ухудшения отношений с Югославией в конце 50-х гг. и затяжного конфликта с Албанией и Китаем, хотя амбиции партийной элиты двух последних стран в не меньшей мере повлияли на ухудшение отношений с СССР.

Наиболее ярко стиль взаимоотношений внутри МСС продемонстрировали драматические события чехословацкого кризиса 1967-1968 гг. В ответ на широкое общественное движение граждан Чехословакии за экономические и политические реформы руководство СССР при активном участии Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши ввело 21 августа 1968 г. свои войска в суверенное по-существу государство под предлогом защиты его «от сил внутренней и внешней контрреволюции». Данная акция существенно подорвала авторитет МСС и наглядно продемонстрировала неприятие партийной номенклатурой подлинных, а не декларативных преобразований.

Небезынтересно в этой связи отметить, что на фоне серьезных кризисных явлений руководство социалистических стран Европы, оценивая достижения 50-60-х гг. в экономической сфере,пришло к выводу о завершении этапа строительства социализма и переходе к новому этапу «строительству развитого социализма». Этот вывод подкреплялся идеологами нового этапа, в частности тем, что удельный вес социалистических стран в мировом промышленном производстве достиг в 60-е гг. примерно одной трети, а в общемировом национальном доходе – одной четверти.

Роль СЭВ . Одним из существенных аргументов был факт достаточно динамичного на их взгляд развития экономических отношений внутри МСС по линии СЭВ. Если в 1949 г. перед СЭВ стояла задача регулирования внешнеторговых связей на основе двухсторонних соглашений, то с 1954 г. было принято решение о координации народнохозяйственных планов стран – ее участниц, а в 60-е гг. последовал ряд соглашений о специализации и кооперировании производства, о международном разделении труда. Были созданы крупные международные экономические организации, такие, как Международный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и т. д. В 1971 г. принимается Комплексная программа сотрудничества и развития стран – членов СЭВ на базе интеграции. Кроме того, по оценкам идеологов перехода к новому историческому этапу в строительстве коммунизма в большинстве европейских стран МСС, сложилась новая социальная структура населения на основе полностью победивших социалистических отношений и т. д.

В первой половине 70-х годов в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы действительно сохранялись весьма стабильные темпы роста промышленного производства, составлявшие ежегодно в среднем 6-8%. В значительной мере это достигалось экстенсивным методом, т.е. наращиванием производственных мощностей и ростом простых количественных показателей в области производства электроэнергии, выплавки стали, добычи полезных ископаемых, продукции машиностроения.

Осложнения с середины 70-х гг. Однако уже к середине 70-х гг. социальноэкономическое и политическое положение стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой, под воздействием НТР, началась структурная перестройка народного хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу

Образование мировой системы социализма

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее – революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма» (МСС). В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения.

Восточноевропейские страны. Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по «универсальному образцу» СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать в целом скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства. Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой. Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм в Югославии. Однако была и иная модель соиалистического строительства, осуществляшаяся в те годы в Югославии – модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни. Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться. Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг.

Образование СЭВ. Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Монголия. Первой на этот путь вступила Монголия. После переворота 1921 г. в столице Монголии (г. Урга) была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 г. – Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 г. страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт и повторяя ошибки. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Китай. Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай. После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу «старшего брата», превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893-1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа «великим кормчим» широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами МСС, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

Вьетнам. Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 г. временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954), а затем с США (1965-1973) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 г. Таким образом строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско-маоистскую окраску.

Северная Корея. Куба. Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 г. и разделенной в 1948 г. на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея – США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце рассматриваемого периода в истории МСС произошла антиколониальная революция на Кубе (январь 1959 г.). Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства Кубы.

Этапы развития мировой системы социализма

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах МСС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат – безуспешность процесса преобразований.

Противоречия внутри МСС . В известной мере этому способствовала внутренняя и внешняя политика правящих кругов СССР. Несмотря на критику отдельных наиболее уродливых черт сталинизма на XX съезде, руководство КПСС оставило в неприкосновенности режим безраздельной власти партийно-государственного аппарата. Более того, советское руководство продолжало сохранять стиль авторитаризма в отношениях СССР со странами МСС. В немалой степени это явилось причиной повторного ухудшения отношений с Югославией в конце 50-х гг. и затяжного конфликта с Албанией и Китаем, хотя амбиции партийной элиты двух последних стран в не меньшей мере повлияли на ухудшение отношений с СССР.

Наиболее ярко стиль взаимоотношений внутри МСС продемонстрировали драматические события чехословацкого кризиса 1967-1968 гг. В ответ на широкое общественное движение граждан Чехословакии за экономические и политические реформы руководство СССР при активном участии Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши ввело 21 августа 1968 г. свои войска в суверенное по-существу государство под предлогом защиты его «от сил внутренней и внешней контрреволюции». Данная акция существенно подорвала авторитет МСС и наглядно продемонстрировала неприятие партийной номенклатурой подлинных, а не декларативных преобразований.

Небезынтересно в этой связи отметить, что на фоне серьезных кризисных явлений руководство социалистических стран Европы, оценивая достижения 50-60-х гг. в экономической сфере,пришло к выводу о завершении этапа строительства социализма и переходе к новому этапу «строительству развитого социализма». Этот вывод подкреплялся идеологами нового этапа, в частности тем, что удельный вес социалистических стран в мировом промышленном производстве достиг в 60-е гг. примерно одной трети, а в общемировом национальном доходе – одной четверти.

Роль СЭВ . Одним из существенных аргументов был факт достаточно динамичного на их взгляд развития экономических отношений внутри МСС по линии СЭВ. Если в 1949 г. перед СЭВ стояла задача регулирования внешнеторговых связей на основе двухсторонних соглашений, то с 1954 г. было принято решение о координации народнохозяйственных планов стран – ее участниц, а в 60-е гг. последовал ряд соглашений о специализации и кооперировании производства, о международном разделении труда. Были созданы крупные международные экономические организации, такие, как Международный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и т. д. В 1971 г. принимается Комплексная программа сотрудничества и развития стран – членов СЭВ на базе интеграции. Кроме того, по оценкам идеологов перехода к новому историческому этапу в строительстве коммунизма в большинстве европейских стран МСС, сложилась новая социальная структура населения на основе полностью победивших социалистических отношений и т. д.

В первой половине 70-х годов в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы действительно сохранялись весьма стабильные темпы роста промышленного производства, составлявшие ежегодно в среднем 6-8%. В значительной мере это достигалось экстенсивным методом, т.е. наращиванием производственных мощностей и ростом простых количественных показателей в области производства электроэнергии, выплавки стали, добычи полезных ископаемых, продукции машиностроения.

Осложнения с середины 70-х гг. Однако уже к середине 70-х гг. социально-экономическое и политическое положение стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой, под воздействием НТР, началась структурная перестройка народного хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу экономического развития. Этот процесс сопровождался кризисными явлениями как внутри этих стран, так и на мировом уровне, что в свою очередь не могло не повлиять на внешнеэкономические позиции субъектов МСС. Нарастающее отставание стран МСС в научно-технической сфере неуклонно вело к потере завоеванных ими позиций на мировом рынке. Внутренний рынок социалистических стран также испытывал сложности. К 80-м гг. непозволительное отставание отраслей, производящих товары и услуги, от все еще державшихся на плаву отраслей добывающей и тяжелой промышленности, привело к возникновению тотального дефицита на товары народного потребления. Это явилось причиной не только относительного, но и абсолютного ухудшения жизненных условий населения и, как результат, стало поводом нарастающего недовольства граждан. Требование радикальных политических и социально-экономических преобразований становится практически повсеместным.

Кризисная ситуация явно обозначалась и в сфере межгосударственного экономического сотрудничества, основанного на административных решениях, зачастую не учитывающих интересы стран-участниц СЭВ, но и в реальном сокращении объемов взаимной торговли.

События в Польше. Своеобразным детонатором последующего процесса реформ стала Польша. Уже в начале 70-х гг. там произошли массовые выступления рабочих против экономической политики правительства, возникло независимое профсоюзное объединение трудящихся «Солидарность». Под его руководством проходили выступления Польши в 7080-е гг.

Проявление нарастающего кризиса наблюдалось и в других странах. Но до середины 80-х гг. правящие компартии еще имели возможность держать ситуацию под контролем, еще сохранялись некоторые резервы сдерживания экономического и социального кризиса, в том числе и силовые. Лишь после начала преобразований в СССР во второй половине 80-х гг. движение за реформы в большинстве стран МСС заметно усилилось.

Распад мировой системы социализма

Демократические революции в Восточной Европе. В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна Демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно – во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии же – в результате вооруженного восстания.

Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал. Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г.

Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезынтеграцию бывших союзников МСС и СЭВ, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран.

Политика Китая. После смерти Мао Цзедуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну «культурная революция». Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений на селе сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т. д. Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80-х гг. в КНР явились беспрецендентные темпы экономического роста (12-18% в год), резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально-политического и идеологического характера в конце 80-х гг. Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения «социализма с китайской спецификой», пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей МСС. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

Вьетнам. Лаос. Монголия. Северная Корея. Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьтнам и Лаос. Модернизация уже принесла известные положительные результаты, однако менее ощутимые, чем в Китае. Возможно, это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, тяжелым наследием длительной военной политики. Не является исключением и Монголия. Следуя в фарватере рыночных реформ, либерализации общественных отношений, она не только активно привлекает иностранный капитал, но и активно возрождает национальные традиции.

Совершенно неподвижной, нереформируемой страной из бывшего лагеря социализма и сегодня остается Северная Корея. Здесь сохраняется система по существу личного диктата клана Ким Ир Сена. Очевидно, что эта страна не сможет долго находиться в состоянии практической самоизоляции и даже конфронтации с большинством государств мира.

Куба. Достаточно сложной остается ситуация еще в одной стране бывшей МСС-Кубе. За недолгую историю социализма это островное государство в общих чертах повторило путь, пройденный большинством стран МСС. Лишившись их поддержки, ее руководство продолжает придерживаться концепции построения социализма, сохраняет верность марксистским идеалам, в то время как страна испытывает все нарастающие экономические и социальные трудности. Положение Кубы обостряется также и в результате продолжающейся с момента освободительной революции конфронтации с могущественными США.

В результате распада мировой системы социализма подведена черта под более чем 40-летним тоталитарным периодом в истории большинства стран Восточной Европы. Претерпела существенные изменения расстановка сил не только на Европейском континенте, но и в Азии. По всей видимости, уходит в небытие блоковая система отношений на мировой арене в цепом.

Однако относительно длительный период сосуществования стран в рамках МСС, на наш взгляд, не может пройти бесследно. Очевидно, в перспективе неизбежно налаживание отношений между бывшими союзниками, а зачастую и близкими соседями, имеющими общие географические границы, но уже на основе нового баланса интересов, непременного учета национальной, цивилизационной специфики и взаимной выгоды.

Страны Западной Европы и США во второй половине XX века

Особенности послевоенного восстановления

После окончания второй мировой войны, которая при-чинила всем ее участникам огромный ущерб, перед веду-щими странами Западной Европы и США встала сложней-шая Задача реконверсии, то есть, перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существовала и национальная специфика.

США были единственными из ведущих стран мира, ко-торые смогли нажиться на войне. На территории этого государства находилось 75 % мировых запасов золота. Дол-лар стал главной валютой западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Западноевропейские страны мож-но условно разбить на три группы: в первую входит Анг-лия, на территории которой не велись наземные бои (она подвергалась только бомбардировкам), во вторую - Герма-ния, временно утратившая свой суверенитет, и в наиболь-шей степени пострадавшая от боевых действий, в третью - остальные государства - участники войны. Что касается Англии, то ее общие потери превысили четверть всех на-циональных богатств. Государственный долг утройдся. На мировом рынке Англию потеснили США. В Германии в сфере экономики ситуация была вообще близкой к краху: промышленное производство не достигало и 30 % от дово-енного уровня. Население оказалось полностью деморали-зованным, а судьба страны - абсолютно неясной. Ярким примером государств, относящихся к третьей группе, можно считать Францию. Она весьма серьезно пострадала от че-тырехлетней оккупации. В стране ощущался острый недо-статок топлива, сырья, продовольствия. Финансовая сис-тема также находилась в состоянии глубокого кризиса.

Документ
  • Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «история» подготовлены на основании следующей литературы (9)

    Документ

    Создание новой картины мира. Возрождение. Гуманизм, антропоцентризм. Реформация. Борьба М. Лютера против индульгенций. Принципы лютеровской реформации: идея личного спасения верой, отрицание необходимости посредничества между человеком

  • Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «история» подготовлены на основании следующей литературы (14)

    Документ

    Экономика и социальный строй России в первой четверти XIX в. Эра либерализма – начальный период царствования Александра I. Негласный комитет. Проекты реформ и их реализация.

  • Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «история» подготовлены на основании следующей литературы

    Документ

    Царь Федор Алексеевич. Правление Софьи. Воцарение Петра. Азовские походы. Великое посольство. Северная война и военные реформы: создание Балтийского флота и регулярной армии.

  • На завершающем этапе войны советское руководство, решая основную для себя задачу создания пояса безопасности на западных границах СССР, должно было обеспечить установление в соседних странах дружественных Советскому Союзу режимов. Несмотря на то, что договоренности великих держав фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, Финляндии, а также части Германии и Австрии в сферу влияния Советского Союза, реализация его интересов в этом регионе была совсем не простой, чисто механической задачей. Для ее решения СССР применял широкий арсенал как политических, так и силовых средств. Понимание того, что в странах Восточной Европы существовали разнообразные политические силы, привело Советский Союз к необходимости придерживаться коалиционного способа осуществления власти, но с обязательным участием в коалициях коммунистов. Результатом такой позиции СССР для стран Восточной Европы явилась возможность избежать острых внутриполитических конфликтов и подчинить действия разнородных политических сил решению наиболее актуальных общенацио
    внесла существенные коррективы в отношения СССР со странами народной демократии. К середине 1947 г. ситуация в Европе заметно изменилась. Завершился важнейший этап в процессе мирного урегулирования - были заключены договоры с бывшими сателлитами гитлеровской Германии. Стало очевидным нарастание противоречий между великими державами, в том числе и по проблемам Германии и Восточной Европы. Маятник общественных настроений в Западной Европе все более активно смещался вправо. Коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии. Потерпело поражение возглавляемое коммунистами движение сопротивления в Греции. В странах Восточной Европы отсутствие явно позитивной экономической динамики радикализировало общество, рождало (прежде всего в левых кругах) соблазн отказаться от долговременного перехода к социализму в пользу ускорения этого процесса. Шел процесс усиления позиций левых сил, в первую очередь, во властных политических структурах. Это показали парламентские выборы, итоги которых в ряде стран, по меньшей мере, в Польше, Румынии и Венгрии были фальсифицированы.
    Ориентировочно с середины 1947 г. Советский Союз перешел к осуществлению нового стратегического курса в Восточной Европе. В результате послевоенная общественная тенденция национальногосударственного единства, облаченная коммунистами в концепцию «народной демократии» и «национальных путей к социализму», все больше отходит на второй план, уступая место новой тенденции - социальнополитической конфронтации и построения классового государства - диктатуры пролетариата. На этом этапе единственно приемлемой признается советская модель развития.
    Для содействия решению этих задач, а по сути дела для обеспечения унификации путей и методов создания нового общественного строя, в сентябре 1947 г. была сформирована международная замкнутая политическая структура - Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), просуществовавшая до 1956 г. На первом же совещании Коминформа в сентябре 1947 г. в Шклярской Порембе (Польша) была пересмотрена стратегия коммунистов в отношении демократических блоков и политических союзников. Оценивая международную обстановку, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов заявил, что после Второй мировой войны образовались два лагеря: империалистический, антидемократический во главе с США и антиимпериалистический, демократический во главе с СССР. А это
    значило, что главная цель новых подходов Советского Союза к странам Восточной Европы - как можно быстрее усилить консолидацию стран региона и ускорить тем самым создание восточного блока.
    В странах Восточной Европы начался процесс падения коалиционных правительств и установления коммунистического правления. В ноябре 1946 г. было сформировано коммунистическое правительство в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. коммунистические режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии. В февралемарте 1948 г. с новыми правительствами Румынии, Венгрии и Болгарии СССР подписал договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. С правительствами Чехословакии и Польши эти договоры были заключены еще в годы войны, соответственно 12 декабря 1943 г. и 21 апреля 1945 г.
    После полной концентрации власти в странах Восточной Европы в руках компартий ЦК ВКП(б) сосредоточил свои усилия на изменениях в составе их руководства путем устранения той части партийных руководителей, которая была активным проводником идеи «национальных путей к социализму» и передачи всей полноты власти в партиях в руки сторонников форсированного перехода на советский путь развития. В этих целях в мартеапреле 1948 г. в ЦК ВКП(б) было разработано ряд служебных записок, подвергавших критике руководителей компартий Югославии, Венгрии, Чехословакии и Польши за антимарксистский подход в решении некоторых вопросов внутренней и внешней политики. А еще в феврале 1947 г. И.В. Сталин в беседе с Г. ГеоргиуДежем поднял вопрос о «националистических ошибках внутри румынской компартии». Особое недовольство советского руководства вызывала независимая позиция югославского руководителя И. Тито. И. Тито был яркой личностью, руководителем антифашистского движения Сопротивления в Югославии в годы Второй мировой войны и в этом плане резко выделялся среди других руководителей стран Восточной Европы, пришедших к власти при поддержке Советского Союза.
    После войны И. Тито стал вынашивать идею о создании балканской федерации, которая для начала являлась бы союзом Югославии и Болгарии, открытым для присоединения других балканских стран. И. Тито, несомненно, был бы ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрение и раздражение у И.В. Сталина. Он подозревал И. Тито в
    руководящей роли на Балканах, что, по его мнению, могло вызвать ослабление там позиций СССР. В конце 1947 г. И. Тито и Г. Димитров, югославский и болгарский руководители, объявили о своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации. 28 января 1948 г. «Правда» опубликовала статью, в которой утверждалось, что Югославии и Болгарии не нужна никакая федерация. 10 февраля 1948 г. на советскоболгароюгославском совещании И.В. Сталин попытался перевести процесс создания федерации в приемлемое для СССР русло. 1 марта Югославия отклонила советское предложение. И. Тито не согласился со сталинской моделью федеративного устройства и не пожелал подчиниться грубому диктату Москвы. Веснойлетом 1948 г. кризис продолжал обостряться. И. Тито вывел из состава правительства двух просоветских министров и отказался в июне 1948 г. прибыть в Бухарест на совещание Коминформа, где должен был обсуждаться «югославский вопрос». В опубликованном 29 июня заявлении члены Коминформа осуждали компартию Югославии, подчеркивая нетерпимость «позорного, чисто турецкого террористического режима» И. Тито и призывали «здоровые силы» КПЮ заставить руководителей «признать свои ошибки», а в случае отказа «сменить их». Но состоявшийся в июле 1948 г. V съезд КПЮ отверг обвинения Коминформа и поддержал политику И. Тито. В последующие месяцы шаг за шагом свертывались советскоюгославские контакты, нагнетались взаимные обвинения и, наконец, дело дошло до разрыва отношений. 28 сентября 1949 г. СССР денонсировал заключенный 11 апреля 1945 г. договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией, а 25 октября разорвал дипломатические отношения.
    В ноябре 1949 г. произошло событие, повлекшее за собой окончательный разрыв всех отношений, - в Будапеште была принята вторая резолюция Коминформа «Югославская компартия во власти убийц и шпионов». Она была опубликована 29 ноября. Дипломатические отношения с Югославией прекратили и все страны «народной демократии». А в 1950 г. полностью прервались и экономические связи СССР и «стран народной демократии» с Югославией.
    После советскоюгославского конфликта странам Восточной Европы ничего не оставалось, кроме как точно следовать советской модели развития, без какого бы то ни было учета «местных условий». Утверждение советских методов социалистического строительства нашло свое отражение в отстранении от
    долларов США, безвозмездно передал права на бывшую КВЖД, обязался досрочно вернуть порт Дальний (Далянь) и ПортАртур, передав все имущество китайской стороне. Советскокитайские отношения после образования КНР почти в течение целого десятилетия были самыми дружественными.
    После образования КНР соотношение сил на Дальнем Востоке коренным образом изменилось в пользу социализма, что немедленно отразилось на ситуации на Корейском полуострове.

    Корея с 1910 г. являлась японской колонией. Впервые вопрос об освобождении Кореи был поставлен в 1943 г. на Каирской конференции, в которой участвовали США, Англия и Китай. На Ялтинской конференции, в Декларации Потсдамской конференции, заявлении СССР об объявлении войны Японии это требование было подтверждено. В августе 1945 г. между СССР и США была достигнута договоренность, что для принятия капитуляции японских войск советские войска войдут в северную часть Кореи, американские - в южную. Линией раздела полуострова являлась 38я параллель. Впоследствии СССР и США не смогли прийти к согласию по вопросу о будущем правительстве Кореи. Американская сторона исходила из необходимости последующего единства страны, советская - из наличия двух отдельных административных единиц. Таким образом, воспользовавшись моментом, советское руководство решило закрепить за собой северную часть Кореи.
    После образования двух корейских государств встал вопрос о выводе иностранных войск из обеих частей Кореи. СССР это сделал 25 октября 1948 г., США - за период с сентября 1948 г. по 29 июня 1949 г. Одновременно США предоставили Южной Кореи значительную экономическую и военную помощь.
    Предложение начать войну на Корейском полуострове, то есть «прощупать Южную Корею штыком», исходило от северокорейского лидера Ким Ир Сена, который в 1949-1950 гг. неоднократно приезжал к И.В. Сталину на переговоры по поводу увеличения военной помощи КНДР. И.В. Сталин колебался. Была опасность американского вмешательства в войну, что могло привести к глобальному конфликту. Ким Ир Сен заверил И.В. Сталина, что уже в самом начале войны в Южной Кореи повсеместно вспыхнет народное восстание, что позволит достичь быстрой победы. В конечном итоге, после консультаций с Мао Цзэдуном, который поддержал северокорейский план, И.В. Сталин через некоторое время одобрил замысел Ким Ир Сена.
    Здесь следует отметить, что агрессивность и намерение силовым путем объединить страну проявляли также и южнокорейские руководители. Президент Южной Кореи Ли Сын Ман и его министры неоднократно говорили о реальной возможности в считанные дни захватить столицу КНДР Пхеньян.
    Северная Корея тщательно готовилась к войне. Советский Союз поставил необходимую военную технику и другие средства ведения войны. С 8 июня на всех железных дорогах КНДР было введено чрезвычайное положение - перевозились только военные грузы. Из пятикилометровой зоны вдоль 38й параллели было вывезено все население. За несколько дней до вторжения в приграничных районах КНДР в целях оперативной маскировки будущей акции было разыграно крупное войсковое учение, в ходе которого было осуществлено сосредоточение войсковых группировок на направлениях предстоящих действий. Утром 25 июня 1950 г. армия КНДР вторглась на территорию Южной Кореи. Республика Корея оказалась в крайне затруднительном положении.
    В тот же день спешно созванный Совет Безопасности (Советский Союз с января 1950 г. бойкотировал его заседания в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня, вместо представителя КНР) принял резолюцию, квалифицировавшую КНДР как агрессора, и потребовал отвода ее войск обратно за 38ю параллель. Продолжавшееся наступление северокорейских войск способствовало переходу США к более решительным действиям. 30 июня президент Г. Трумэн распорядился послать в Корею сухопутные войска. 7 июля Совет Безопасности принял решение об образовании сил ООН. США были уполномочены назначить главнокомандующего. Им стал генерал Д. Макартур. Кроме США свои войска в Корею послали 15 государств, но 2/3 всех сил ООН составляли американские части.
    Вмешательство войск ООН привело к перелому в войне на Корейском полуострове. В конце октября 1950 г. южнокорейские части и войска ООН вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Это обстоятельство предопределило вмешательство в военный конфликт КНР. 25 октября части китайских добровольцев численностью около 200 тыс. человек вступили на территорию Кореи. Это привело к изменению военной ситуации. Войска ООН начали отступать. В январе 1951 г. наступление армии КНДР и китайских добровольцев было остановлено в районе Сеула. Впоследствии инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. События на фронте развивались с переменным успехом и без решающих последствий. Выход из кризиса лежал через дипломатические переговоры. Они начались 10 мая 1951 г., проходили очень сложно, неоднократно прерывались, но в конечном итоге привели к подписанию 27 июля 1953 г. соглашения о прекращении огня. Окончилась военная фаза межкорейского противостояния. Война унесла жизни 400 тыс. южнокорейцев, 142 тыс. американцев, 17 тыс. солдат из 15 других стран, входивших в армию ООН.
    Большие потери понесли КНДР и КНР: по разным данным от 2х до 4х млн человек.Советский Союз, хотя не прямо, но опосредованно, принимал самое активное участие в событиях на Корейском полуострове: СССР снабжал армию КНДР и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортными средствами, горючим, продовольствием, медикаментами. По просьбе КНР советское правительство перебросило на аэродромы Северного, СевероВосточного, Центрального и Южного Китая истребительную авиацию (несколько авиационных дивизий), которая в течение Двух с половиной лет участвовала в отражении налетов американской авиации на Китай. Советский Союз помог КНР в создании собственной авиации, танковых, зенитноартиллерийских и инженерных войск, подготовив кадры и передав необходимую технику. Большая группа советских военных советников По некоторым данным, около 5 тыс. офицеров) находилась в °Рее, оказывая помощь северокорейским войскам и китайским добровольцам. Всего за войну в Корее советские авиационные соединения, участвовавшие в отражении налетов авиации США, потеряли 335 самолетов и 120 летчиков, а общие потери Советского Союза составили 299 человек, в том числе 138 офицеров и 161 сержант и солдат. На случай нового ухудшения обстановки СССР готовился отправить в Корею пять дивизий для непосредственного участия в войне. Они были сосредоточены в Приморье, вблизи границы с КНДР.
    Корейская война породила серьезнейший кризис в международных отношениях, превратилась в схватку сверхдержав эпохи «холодной войны». В советскоамериканской конфронтации стали обнаруживаться элементы прямого военного столкновения. Существовала опасность применения в ходе этой войны сверхмощного оружия и превращения ее в полномасштабную мировую войну. Война в Корее показала непримиримость двух противоборствующих систем.

    В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно - во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем - Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария, в Румынии же - в результате вооруженного восстания.

    Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал.

    «Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г. Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезинтеграцию бывших союзников мировой системы социализма и Совета Экономической Взаимопомощи, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран». .

    После смерти Мао Цзедуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну «культурная революция». Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т.д.

    Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

    Результатом реформ 80-х гг. в КНР явились бес прецедентные темпы экономического роста 12-18% в год, резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально политического и идеологического характера в конце 80-х гг.

    Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения «социализма с китайской спецификой», пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей мировой системы социализма. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

    Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьетнам и Лаос. Модернизация принесла известные положительные результаты, однако, менее ощутимые, чем в Китае. Это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, тяжелым наследием длительной военной политики. Не является исключением и Монголия. Следуя в фарватере рыночных реформ, либерализации общественных отношений, она не только активно привлекает иностранный капитал, но и активно возрождает национальные традиции.

    Совершенно неподвижной, не реформируемой страной из бывшего лагеря социализма и сегодня остается Северная Корея. Здесь сохраняется система по существу личного диктата клана Ким Ир Сена. Очевидно, что эта страна не сможет долго находиться в состоянии практической самоизоляции и даже конфронтации с большинством государств мира.

    «Достаточно сложной остается ситуация еще в одной стране бывшей мировой системы социализма - Кубе. За недолгую историю социализма это островное государство в общих чертах повторило путь, пройденный большинством стран мировой системы социализма. Лишившись их поддержки, ее руководство продолжает придерживаться концепции построения социализма, сохраняет верность марксистским идеалам, в то время как страна испытывает все нарастающие экономические и социальные трудности. Положение Кубы обостряется также и в результате продолжающейся с момента освободительной революции конфронтации с могущественными США» .

    В результате распада мировой системы социализма подведена черта под более чем 40-летним тоталитарным периодом в истории большинства стран Восточной Европы. Претерпела существенные изменения расстановка сил не только на Европейском континенте, но и в Азии. По всей видимости, уходит в небытие блоковая система отношений на мировой арене в целом.

    Однако относительно длительный период сосуществования стран в рамках мировой системы социализма, не может пройти бесследно.

    Очевидно, в перспективе неизбежно налаживание отношений между бывшими союзниками, имеющими общие географические границы, но уже на основе нового баланса интересов, непременного учета национальной, цивилизационной специфики и взаимной выгоды.

    Важным событием послевоенного времени стали «народно-демократические революции» в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии, а также в Азии: во Вьетнаме, Китае, Северной Корее и ранее - революция в Монголии. В значительной мере их политическая ориентация под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью. Выход социалистической модели за рамки одной страны заложил основы для возникновения сообщества, получившего название «мировая система социализма» (МСС). В конце 80-х гг. XX в. в состав МСС входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% населения мира.

    Образование СЭВ. Заметной вехой в истории формирования МСС можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора. Социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняя элементы рыночных, частнособственнических отношений.

    Этапы развития МСС. Большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции. Укрепившаяся во всех странах МСС социалистическая модель сковывала хозяйственную инициативу, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мире. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 1950-е гг. НТР. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых стран по темпам внедрения научно-технических достижений, главным образом, в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность, и как результат - безуспешность процесса преобразований.

    В середине 70-х гг. социально-экономическое и политическое положение в социалистических странах стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой под воздействием НТР началась структурная перестройка хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу развития. Нарастающее отставание стран МСС в научно-технической сфере неуклонно вело к потере завоеванных ими позиций на мировом рынке. К 80-м гг. отставание отраслей, производящих товары и услуги, от все еще державшихся на плаву отраслей добывающей и тяжелой промышленности, привело к возникновению тотального дефицита на товары народного потребления. Требование радикальных политических и социально-экономических преобразований становится практически повсеместным.

    Распад МСС. В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно - во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии же - в результате вооруженного восстания. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, все большую роль стал играть частный капитал. В результате распада МСС была как бы подведена черта под долгим периодом тоталитаризма в истории большинства стран Восточной Европы.