Политическая система ее функции. Структура и функции политических систем. Характер пол. режима определяется

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

Части составляют единое целое;

Система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитая демократия;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправление;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· легитимность.

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция .Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Политическая система общества имеет свои функции , среди которых исследователями выделяются:

  • 1) определение целей, задач и путей развития общества;
  • 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
  • 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);
  • 4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • 5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • 6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;
  • 7) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
  • 8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
  • 9) распределение материальных и духовных ценностей.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью.

В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

Политическая система - это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима.

Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности. Любая система имеет следующие характеристики:

  • * состоит из многих частей;
  • * части составляют единое целое;
  • * система имеет границы.

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования - всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.

Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Прежде всего, политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти - это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное - это понятие собственности.

Основными функциями политической системы являются следующие:

  • 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.
  • 2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.
  • 3. Укрепление единства общества.
  • 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.
  • 5. Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций - функции «ввода» и функции «вывода».

К функциям «ввода» относятся:

  • 1. Политическая социализация и привлечение к участию.
  • 2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством.
  • 3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики.
  • 4. Политическая коммуникация.

Функции «вывода» :

  • 1. Разработка норм-законов.
  • 2. Применение норм.
  • 3. Контроль за соблюдением норм.

Условия политической стабильности.

Основные условия и факторы политической стабильности:

  • - эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса;
  • - согласие основных или ведущих социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития;
  • - необходимый уровень доверия к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства;
  • - высокая эффективность и легитимность политического режима, легальность властей;
  • - наличие правовой системы, создающей необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества;
  • - обеспечение основных прав и свобод человека, нахождение оптимума между участвующими в политике и абсентеистами;
  • - разумное распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем, уровня их автономизации;
  • - руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия. Нахождение оптимального взаимодействия между правом, моралью и политической культурой общества;
  • - недопущение резкой социальной дифференциации общества;
  • - отсутствие (предотвращение и эффективное разрешение) острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов;
  • - эффективность господствующего, инициируемого руководством страны (общества) потока политической коммуникации;
  • - умение руководителей властных структур и общественных движений использовать международный опыт, международные и региональные стабилизационные факторы в интересах национального развития, социального прогресса и политической стабильности общества;
  • - наличие общих элементов политической культуры у “управляющих” и “управляемых”.

Рассмотренные выше условия и факторы в своей совокупности представляют идеальную модель политической стабильности. Ясно, что в реальной жизни степень их наличия и реализации различна. Однако во всех случаях ключевыми условиями политической стабильности являются легитимность, легальность и эффективность существующего режима, политической системы общества; наличие необходимой социальной базы поддержки властных институтов; согласие ведущих социально-политических сил по поводу основных целей и задач развития страны; консолидация общества на основе общепризнанной цели; своевременное разрешение и предупреждение острых конфликтов; значимость и действенность господствующего, инициируемого властными структурами, потока политической коммуникации.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ -- способность государственной системы длительное время функционировать без значительных изменений, обеспечивая планомерное развитие, преемственность власти, благоприятный инвестиционный климат и экономический рост.

Вероятно, первым государством, пришедшим к пониманию стабильности как высшего блага для подданных, стал древний Китай, принявший идеи Конфуция в качестве государственной доктрины. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» -- до сих пор одно из любимых пожеланий китайцев, наряду с традиционными для всех землян пожеланиями счастья, здоровья и успехов.

Однако в своем современном смысле признание ценности политической стабильности как части общей идеологии гуманизма, закрепилось в политическом дискурсе уже после Второй мировой войны, став своеобразным ответом человечества на ее ужасы и разрушения.

Политическая стабильность -- одно из важных условий равномерного экономического роста и привлечения инвестиций, как внутренних, так и внешних, что делает ее достижение и сохранение чрезвычайно желательным не только для развивающихся, но и для развитых стран.

Достичь политической стабильности, особенно развивающимися и реформируемыми системами, довольно сложно, т. к. степень вовлечения государственного бюрократического аппарата в общественные процессы в таких странах, как правило, слишком велика, что, с одной стороны, тормозит необходимые изменения системы в целях улучшения ее функционирования, а с другой, приводит к тому, что даже незначительное отклонение от взятого политического курса требует радикального переустройства всего существующего порядка вещей.

Политическая стабильность достигает своего минимума во время революций, чей инновационный эффект нередко сильно преувеличивается, зато разрушительные последствия очевидны. Выступая 10 мая 1907 г. на прениях по земельному вопросу в Госдуме, премьер-министр Российской империи П. Столыпин говорил: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения -- нам нужна Великая Россия!».

Слова Столыпина не потеряли актуальности в наши дни. Считается, что самым важным шагом на пути обретения политической стабильности является наличие конституции, а также усложненного механизма внесения поправок в нее, что обеспечивает более или менее стабильное правовое поле внутри страны. Минимум политических партий в государстве тоже способствует равномерному -- в случае двухпартийности -- синусоидальному движению системы, создавая, таким образом, необходимые условия стабильности.

Политическую стабильность невозможно увязать с политическим устройством государства, будь то демократия или тирания. Стабильность это прежде всего гарантия того, что определенные правила, какими бы плохими они ни были, не будут переписываться во время игры.

Есть мнение, что политическая стабильность невозможна в демократическом государстве, что она достигается лишь при длительном пребывании у власти единственной политической силы и при существенном ограничении гражданских свобод. Однако практика показывает: подобные схемы утопичны. Системы, основанные на однопартийности и безальтернативности власти, не отвечают требованиям постоянно меняющейся среды; они неэффективны и склонны к стагнации.

Не обладая другими механизмами сглаживания политических и прочих противоречий, кроме механизма подавления и ограничения, они обречены на крах. Настоящая стабильность не противоречит развитию, а наоборот способствует ему.

Политическая система, как и экономическая, правовая, духовная, а также социально-классовая системы, является подсистемы общества. Если существенным признаком экономической системы является собственность, правовой - правовые нормы как регуляторы общественной жизни, духовной - формирование ценностей, воспроизведение личным занятости, адекватной этим ценностям, то существенный признак политической системы заключается в формировании и осуществлении политической, государственной власти. Именно властные отношения характеризуют политическую систему.

В отличие от других систем, особенности политической системы заключаются в том, что:

  • - во-первых, она обладает монополией на власть в масштабах всего общества;
  • - во-вторых, определяет стратегию общественного раз-развития в целом и экономическую, социальную, культурную и внешнюю политику частности;
  • - в-третьих, определяет и представляет интересы господствующих социальных групп или всего общества на государственном уровне;
  • - в-четвертых, обеспечивает политическую и административно-дер-государственное управление общественными процессами;
  • - в-пятых, способствует стабилизации или дестабилизации об-ной жизни;
  • - в-шестых, формирует правовую систему и функционирует в ее рамках или выходит за пределы правового поля.

Одни политологи понятие «политическая система» отождествляют и оценивают с политическим режимом этой системы, другие - с политическими организацией, третьи значительно расширяют объем и содержание понятия «политическая система», включая в ее структуру элементы, которые нельзя считать собственно политическими.

В целом политическая система - это совокупность институтов, которые формируют и распределяют государственную власть и осуществляют управление общественными процессами, а также представляют интересы определенных социальных групп в рамках соответствующего типа политической культуры.

Политическая система имеет свою структуру. Большей частью, в отечественной литературе в структуру политической системы включают: политические отношения, политические институты (организации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру.

На наш взгляд, в структуре политической системы можно выделить ряд структурных уровней:

  • - институциональный (организационно-нормативный), который раскрывает характер функционирования основных институтов политической системы;
  • - процессуальный - характер групповых и массовых субъектов политики;
  • - интеракционистский - характер взаимодействий на межличностном, групповом и институциональном уровнях.

Для того чтобы выделить структурные элементы политической системы на институциональном уровне, необходимо, прежде всего, дать ответ на следующие вопросы: как осуществляется государственная, региональная и местная власть, какие механизмы формирования этой власти, качество ментальных и деятельно-практических компонентов политической системы.

Отвечая на них, выделим следующие структурные элементы: государство, региональные и местные органы самоуправления, партийная система, избирательная система, политическая культура.

Интеракционистский уровень структуры политической системы включает совокупность различных форм взаимодействия (сотрудничества, консенсуса, конкуренций, конфликта).

С позиции этого подхода можно выделить содержанию компонентом политической деятельности. Предложенная нами структура политической системы позволяет сгруппировать различные политические явления и процессы в единую целостную систему, раскрыть ее структурный и функциональный характер как на макро-, так и на микроуровнях, т.е. на институциональном, межличностном и групповом уровнях.

Политическая система в обществе выполняет ряд функций: властно-политическую, национальной интеграции, стабилизации социально-политической жизни, социально-политической модернизации, управления, правовую.

Властно-политическая функция. Суть ее сводится к механизму формирования, использования и поддержки власти в соответствии с уровня политической культуры и интересов субъектов политического процесса.

Механизм распределения власти в политической системе зависит от типа политического режима, содержания форм взаимодействия субъектов политического процесса, а также от степени цивилизованности других систем общества, геополитического положения, тенденций мирового развития.

Политическая система с точки зрения механизма формирования власти может характеризоваться:

  • 1) равновесием жесткой конкуренции и конструктивного сотрудничества в получении и использовании власти;
  • 2) дисбалансом распределения власти между официальными государственными факторами и скрытыми интересами;
  • 3) недоразвитыми формами конкуренции и сотрудничества;
  • 4) отсутствием равных условий для реализации интересов групповых субъектов политики при добытой власти;
  • 5) перманентной насильственной борьбой за власть.

Итак, политическая система развитых обществ функционирует на основе баланса жесткой конкуренции и конструктивного сотрудничества в распределении власти или с преобладанием механизмов консенсуса над механизмами противовесов. Политические системы других обществ характеризуются недоразвитыми формами конкуренции и сотрудничества или разрушительной борьбой за власть.

Функция национальной интеграции. Политическая система по обеспечению интеграции племен в народность, а народностей в нацию. При этом политическая система осуществляет национальную интеграцию в рамках империи-государства и национального государства. В рамках империи-государства политическая система обеспечивает национальную интеграцию путем принуждения и насилия, предоставляя народу метрополии определенные привилегии и лишая народы колоний права на выражение своей этнической идентичности.

В рамках национального государства политическая система осуществляет национальную интеграцию несколькими путями:

  • 1) насильственным путем объединяет этнически родственные территории (как это имело место в Германии во времена Бисмарка) вокруг центральной власти;
  • 2) создает новую политическую нацию этнически пестрого населения бывшей колонии путем консолидации на принципах гражданства;
  • 3) формирует нацию на основе коренного этноса, лишая некоренные этносы гражданских прав;
  • 4) формирует нацию на основе коренного этноса и пытается присоединить территории соседнего государства, где живут этнические «родственники».

Национальная интеграция сегодня возможна только при условии учета политическими факторами специфики разносторонних интересов (религиозных, социальных, идеологических) и создание соответствующего механизма консолидации социально-политических сил, преодоления партикуляризма и клановости.

Функция стабилизации социально-политической жизни. Стабилизационная деятельность политической системы заключается в ее способности выяснять причины разнообразных конфликтов (классовых, групповых, межэтнических, межпартийных, межгосударственных), предупреждать их углубления, находить выход из конфликтных ситуаций путем достижения компромиссов, восстановление консенсуса.

Закономерностью политической системы, по Д. Истону, есть стремления к равновесию, то есть обеспечение уравновешенности подсистем. Такое равновесие может обеспечиваться либо путем жесткого контроля общественной жизни с помощью политических институтов, либо путем согласования социальных интересов.

Еще одной закономерностью политической системы является закономерность маятника. Суть этой закономерности заключается в том, что система, выведенная из оптимального равновесия в сторону доминирования авторитаризма или демократии, непременно сначала переходит в свою противоположность и амплитуда колебаний за время якобы равнозначна. Если, например, период диктата продолжался несколько поколений, то переход к состоянию демократии длиться столько же времени. Итак, переход от одной политической системы к другой всегда сопровождается дестабилизационными процессами.

Для стабильности политической системы нужны следующие условия:

  • - наличие механизмов достижения и сохранения постоянного равновесия общественно-политической жизни;
  • - своевременное опережение и вытеснение в политической системе элементов, нарушающих ее нормальное функционирование;
  • - постоянное обновление внутренних структур системы;
  • - связь внутреннеполитических элементов с мировым политической жизнью;
  • - усиления универсальной и глобальной адаптивности системы.

Функция социально-политической модернизации. Суть ее сводится к тому, что политическая система реформирует все стороны общественной жизни. Если политическая элита не обладает соответствующим реформистским потенциалом, то переход от одной системы к другой сопровождается затяжными катаклизмами, стагнационными процессами, постоянным воспроизведением старых структур, способов мышления и поведения. Выбор пути модернизации общественной жизни, поиск особых (именно для этой нации) вариантов развития зависит от того, насколько институты политической системы обнаруживают способность к самообновлению, решительно порывают с отжившими традициями.

Правовая функция. Политическая система формирует право и функционирует в его рамках. Правотворческая функция политической системы зависит не только от законодательного органа государства, но и от способности всех субъектов политического процесса (партий, общественных организаций, групп давления) достичь согласия по выработке таких правовых норм, способствует стабилизации общества, гармонизации интересов социальных групп.

Если субъекты политического процесса пренебрегают правом, предпочитают групповым интересам, в обществе господствует дезинтеграция и дезорганизация, появляется соблазн стабилизировать общественные отношения тоталитарными способами. Поэтому важно оценивать деятельность той или иной политической организации сквозь призму ее способности упорядочивать свою деятельность в рамках правовых норм и выдвигать правотворческие инициативы. Без высокой правотворческой способности субъектов политического процесса политическая система перестает действовать в рамках правового поля, становится средством бюрократического произвола и беззакония.

Важным аспектом изучения политической системы является ее типология. С точки зрения формационного подхода, политическую систему можно классифицировать как рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую и посткоммунистическую. За культурологической классификацией ее разделяют на западную, восточно-православную, латиноамериканскую, китайскую, японскую, мусульманскую, индусскую, африканскую. Согласно теории трех стадий, существует политическая система аграрного, индустриального и постиндустриального общества.

Такая типология основывается на определении типа политической системы, исходя из анализа типа общества и культуры в их генетическом и структурно-функциональных измерениях. Речь идет о том, что с помощью этого анализа является возможность проследить не только сегодняшнее состояние общественного развития, но его историю, на основе которой возникают и функционируют политические системы.

Возможен также подход на основе анализа типов политических систем по способу и масштабом их влияния на общество, а также характеру осуществления собственно своих основных функций. Согласно такому подходу выделяют три типа политических систем: административно-командную, соревновательную, социопримирительную.

Административно-командная система характеризуется тем, что объединение общественных структур происходит не благодаря естественному процессу борьбы и сотрудничества социально-политических сил, а благодаря бюрократической централизации, отрицанию политического плюрализма и администрированию в решении всех политических проблем:

  • - ликвидируются автономные центры принятия решений;
  • - исключительная роль политического лидера выражается в культе его личности;
  • - нивелируется гражданский статус человека, ограничиваются его права и свободы;
  • - значительно распространяется политическая демагогия о защите интересов народа;
  • - превалирует откровенное насилие;
  • - царит бюрократия (теократическая, королевская, военная или партийно-государственная), построенная на принципах феодальной иерархии с соответствующими льготами и привилегиями.

Командная политическая система прошла исторический путь от правления египетских фараонов, тиранам Греции, императоров Рима, абсолютных монархов до современных тоталитарных и авторитарных режимов. Историческая практика показала, что, хотя на определенных этапах общественного развития этим политическим системам удавалось достичь определенного успеха, в итоге они становились тормозом общественного прогресса.

Для соревновательной политической системы характерны политических плюрализм, влияние на государственную власть социальных сил, жесткая конкуренция политических сил за власть, наличие различных центров принятия политических решений, конституционные гарантии прав и свобод личности. Утвердилась такая система в условиях свободной конкуренции. Хотя она и сейчас существует во многих странах (СЕЛА, Италия, Греция), однако постепенно начинает эволюционировать в сторону социопримирительной политической системы.

Социопримирительная политическая система имеет такие признаки:

  • - приоритет решения социальных проблем перед заданиями политическими,
  • - замена политической конкуренции политическим сотрудничеством,
  • - распределение властных полномочий путем коллегиальности и консенсуса,
  • - учета большинством потребностей меньшинства,
  • - распыление-децентрализация, а не концентрация власти,
  • - преобладание решений прямой демократии над представительной,
  • - стремление властных структур к утверждению социального мира, социальной справедливости.

Такая система утвердилась, прежде всего, в Швейцарии, Исландии, частично в Швеции, Германии, Голландии, Австрии и других странах.

Политические системы можно типологизировать по их политических режимам и политическим культурам. В таком аспекте можно принять термины «политическая система тоталитарного режима» или «англо-американская политическая система».

Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно - правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

    институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

    функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

    регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

    коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

    идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций , которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.

    согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

    определение общих целей, задач и путей развития общества;

    разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

    распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

    политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

    контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

    в зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

    в зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

    формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие , феодальные, буржуазные, социалистические.

    цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная (доиндустриальная) индустриальная, постиндустриальная (информационная).

    по степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытые и закрытые.

    по характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованные и централизованные.

Типы политических систем.

Политический режим – одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представлениео сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Тоталитаризм – (лат. Totalis – весь, целый, полный) политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия – деспотии, тирании, военной диктатуры и др. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно – государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких – либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества, постоянный поиск внутренних и внешних (врагов), периодическое создание экстремальных ситуаций жесткая вертикаль власти.

Авторитаризм – (от лат. Auctoritas власть, влияние, auctor- зачинатель, основатель, автор) – политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерными чертами являются: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно- административные методы руководства, безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати. Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

Демократия – (отгреч.Demos - народ и kratos –власть) власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является носителем государственной власти. Важнейшими признаками демократии являются:

Гарантии прав и свобод человека;

Юридическое признание верховной власти народа;

Периодическая выборность основных органов власти;

Всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти;

Равенство прав граждан на участие в управлении государством, т е. каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

Принимать решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству;

Контроль представительных органов за деятельностью представительной власти;

Подотчетность выборных органов своим избирателям;

Политический плюрализм.

Государство и его сущность.

Термин (государство) обычно употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство является основным социально- политическим институтом общества, ядром политической системы.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает в себя следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно- распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы. и др. все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) как в отношении отдельных граждан, так и в отношении больших социальных общностей (классов, сословий).несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые являются характерными для любого государства:

1. публичная власть, отделенная от общества.наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

2.определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая граница, на которую распространяются законы и полномочия государства;

3.суверенитет - верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

4.монополия на легальное применение силы. Только государство имеет законные основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы;

5.право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной;

6.обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом принадлежности любого человека;

7.претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

Внутренние функции - деятельность государства направленная на управления обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий.

Внешние функции – деятельность государства как субъекта международных отношений. Представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Выделяют две основные формы государства: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд разновидностей:

Монархия – (от греческого monarchia –единовластие) Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю Царю, Султану).

Монархии подразделяют на следующие виды:

Абсолютная монархия – ни чем не ограниченная политическая власть всецело принадлежит монарху (Саудовская Аравия).

Конституционная монархия – полномочия монарха ограниченыконституцией(Великобритания, Дания. Норвегия, Испания). Во многих развитых демократических странах роль монарха сводится к чисто формальным, символическим функциям.

Теократическая монархия – глав а государства является одновременно и религиозной главой.

Республика – (от латинс. Res-дело и publikus- общественный, всенародный) Форма государства и правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами.

Республиканские формы правления подразделяются на следующие виды:

Парламентская республика – верховным органом власти является парламент, который формирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т д. Первым лицом в государстве считается руководитель правительства (премьер –министр, канцлер), хотя официально он не является главой государства. Президент в таких республиках, как правило, выполняет чисто формальные функции (Италия, Индия, Германия, Швейцария).

Президентская республика – президент выбирается внепарламентским методом, путем прямых или косвенных выборов. Он является главой государства и верховным главнокомандующим, формирует правительство и контролирует его деятельность, руководит внешней и внутренней политикой страны (США, Бразилия, Мексика). Россия, согласно конституции РФ также является президентской республикой, хотя и имеет определенные признаки парламентской республики.

Полупрезидентская (президентско – парламентская) республика – сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства (Франция). Два института власти являются относительно независимыми друг от друга и взаимно уравновешивают друг друга.

Формы национально территориального устройства государства – это структура устройства организации государства обусловленная уровнем властных полномочий, которыми наделены входящие в него административно- территориальные образования (земли, штаты, провинции, республики, края).

Унитарное единое государство политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно – территориальные единицы, входящие в государство, не обладают атрибутами собственной государственности.

Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованных (Великобритания, Дания, Швеция) местные органы управления имеют достаточно широкую самостоятельность. Однако среднее звено управления ориентировано на выполнение решений центра.

Децентрализованное (Франция, Италия, Испания). На уровне среднего звена управления имеют собственное административно – территориальное деление (штаты, провинции, кантоны), обладающие определенной самостоятельностью.

Федеративное государство устойчивый союз государственныхобразований (земель, штатов, республик, краев). Каждое из которых имеет собственныеатрибуты государственности (законодательные, исполнительные, судебные органы власти и как правило конституцию, двойное гражданство).

Конфедерация – неустойчивая форма организации суверенныхгосударств. Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например, защиты от нападения извне, создание зоны межнациональной безопасности и др.

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающее и защищающее права и свободы граждан.

Правовое государство предполагает:

Наличие развитого гражданского общества.

Правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод.

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и институты.

Взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом.

Суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер.

Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Правовое государство выступает гарантом совокупности интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством.

Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества.

Основные признаки гражданского общества:

Разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

Демократия и плюрализм в политической сфере;

Рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;

Экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

Социальную основу гражданского общества составляет средний класс –это экономически, социально, политически независимые люди;

Социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;

В правовой сфере тесное взаимодействие с правовым государством. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

Идеологический и религиозный плюрализм;

Свобода слова и средств массовой информации;

Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества. Для их возникновения необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития и соответствующей уровень политической культуры.

Политическая партия как субъект политических отношений.

Под субъектами политики подразумеваются активные участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Это государство, класс, нация, политическая партия, массовые движения, избиратель, политические лидеры, политическая элита. Почему они являются субъектами политики? Они имеют собственные, осознанные, отличные от других интересы и потребности и участвуют в политическом процессе для реализации этих интересов.

Первым субъектом политики является личность, так как все социальные группы и слои состоят из личностей. Человек становится субъектом политики лишь тогда, когда он осознает свои социальные потребности и интересы, понимает причинную обусловленность социальных противоречий, ориентируется в правилах и механизме политической жизни общества, постигает способы реализации поставленных перед собой целей и задач. св Личность не единственный субъект политики. В политологии принято выделять несколько видов субъектов политики:

1.непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры общественные организации и движения.

2. второй вид субъектов политики принято включать крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы, которые, не являясь непосредственными участниками политики, но оказывают на нее сильное влияние.

3. к третьему видов субъектов политики принято относить такие структуры, деятельность которых не всегда видна.

Существует взаимосвязь субъектов политики с той общностью, от имени которой он выступает. Признаком субъекта политики является его положение как представителя общности . Если же субъект политики не выступает от имени общности, группы, то он и не воспринимается как политический субъект. Как представитель общности, активно участвуя в политической жизни, субъект преследует и свои цели. Важнейшим субъектом политики является государство. Важнейшим институтом политической системы, субъектом политики являются политические партии . Исполняя роль посредника между гражданским обществом и государством, политические партии выступают как организации, сочетающие общественный и государственный интерес, способствуют стабильности и динамичному развитию общества.

Слово партия происходит от латинского pars (partis) – часть, группа. Политическую партию можно представить как часть какого-либо класса, социального слоя или общественного движения. Общественно-политическое движение создается непосредственно для решения какой-либо социальной проблемы или проведения политической акции. После выполнения намеченных задач, политическое движение либо распадается, либо трансформируется в партию.

Политическая партия – устойчивая политическая оганизация, объединяющая людей с общими идеологическими, социально-классовыми, политическими и иными интересами и идеалами, представляющая определенные классы и социальные слои. Эффективно защищать интересы больших социальных общностей можно лишь тогда, когда обладаешь ресурсами политической власти. Поэтому основная деятельность партий направлена на борьбу за власть или участие во власти.

Политические партии возникают в результате взаимодействия общества и государства как политические институты гражданского общества, оппозиционные государству и другим политическим объединениям.

М. Вебер выделял три этапа возникновения и развития партий, два из которых считаются предисторией политических партий:

1) партии как аристократические группировки;

2) партии как политические клубы;

3) современные массовые партии.

В России первые политические партии возникли в конце 19 – начале 20 веков, Например, в 1898 году была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), а в 1902 году – партия эсеров.

Современные массовые партии могут иметь несколько источников своего возникновения:

1. По инициативе «сверху».

2. По инициативе «снизу».

3. Новые партии возникают путем слияния или раскола других партий.

Классификацию (типологию) политических партий осуществляют:

    по социальной сущности: буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские, крестьянские;

    по идеологическим и программным установкам: консервативные, либеральные, реформистские, революционные, националистические, религиозные;

    по внутреннему строению: демократические, тоталитарные, массовые, кадровые, открытые, закрытые;

    по функциям: на представительные и мобилизационные;

    по месту в политической системе: - на авангардные, парламентские (правящие и оппозиционные).

Из всего многообразия функций, которые выполняют политические партии, можно выделить общие, наиболее характерные для большинства из них:

Выражение и защита интересов определенных слоев населения

Создание политической идеологии и программы действия

Политическая социализация граждан и активизация их политической деятельности

Формирование общественного мнения

Рекрутирование новых членов в свои ряды

Руководство массовыми акциями граждан

Формирование политической элиты и лидеров

Участие в борьбе за власть, за использование государственной власти в реализации своих целей

Контроль за институтами государственной власти.

Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы.

Партийная система – это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима) Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам:

- однопартийные являются наиболее характерными для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Это монополия одной партии на власть;

- двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия) В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, бех коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть. Плюсы двухпартийной системы: стабильность, высокая степень управляемости государством, предсказуемость политической деятельности. Недостатки: консервативность, неспособность адекватно выражать всё многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрытость для вхождения в политику новых сил, сращивание с государственным аппаратом.

- многопартийная система состоит из трёх или более политических партий. Ни одна не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство. Отражает разнообразные интересы различных социальных групп, но разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства.

Существуют различия не только в партийных системах, но и в самих партиях. Основные типы современных партий :

    классовые партии – выражают интересы того или иного социального слоя, класса (рабочие, крестьяне, буржуазные)

    идеологические партии – основа идеология (коммунистическая. либеральная, радикальная и др.)

    кадровые партии – небольшое число фукционеров-профессионалов; свободное членство и нестабильный состав активистов. Такие партии предназначены для проведения периодических массовых акций (выборов, референдумов, манифестаций)

    массовые партии – стремятся удовлетворить интересам и требованиям максимально возможного числа избирателей из различных социальных слоев и классов.

    харизматические партии –создаются вокруг конкретного лица, обладающего харизмой

    оппозиционные партии – потерпевшие поражение на выборах и находящиеся в оппозиции к существующему режиму

    легальные партии – действующие в рамках существующего законодательства

    нелегальные партии – деятельность несовместима с существующими нормами, вне закона.

Термин "политическая система" был введён в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. Сегодня основными подходами к характеристике политической системы являются системный и институциональный подходы.

С точки зрения их политическую систему можно рассматривать как систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политический институт - это элемент политической системы. Ими являются: государство, партии, общественные организации.

В состав политической системы входят:

1. государство, политические партии, общественные организации, которые в своей совокупности образуют политическую организацию, выступающую как подсистема в политической системе общества;

2. политические партии;

3. политические отношения;

4. политическое сознание и политическая культура.

Функции политической системы

Американский политолог Д.Истон предположил следующую модель политической системы.

Модель политической системы, предложенная Д.Истоном, даёт представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы систем, называются "вход" и "выход".

"Вход" - это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, воздействует на неё и способно её изменить.

"Выход" - это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, её специализированными институтами в решения, которые передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это есть так называемая "петля обратной связи".

На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования, которые направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: это ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Всё это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных мотивов для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Открытая поддержка материализуется в действиях. Это участие в выборах, поддержка определённых партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определённым политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

Политическая система на "входе" и на "выходе" выполняет определённые функции.

К функциям на "входе" в политическую систему относятся:

Политическая социализация и рекрутирование;

Артикуляция интересов;

Агрегирование интересов;

Политическая коммуникация.

На "выходе" политическая система выполняет функции:

Нормотворчества;

Применения правил и норм;

Контроля за соблюдением правил и норм.

Следовательно, весь объём социальных взаимодействий в политической системе может быть выражен как совокупность функций "входа" факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций "выхода". Политическая система может сохранять устойчивость только при наличии баланса между "входными" и "выходными" функциями.

Коротко охарактеризуем эти функции. На "входе" политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация - это процесс приобщения личности к политике как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определённые политические нормы, ценности, модели поведения. Социализация, в том числе и политическая социализация, формирует определённый тип личности (демократический или авторитарный) и обеспечивает преемственность в развитии политической системы, её стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация является важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки - основы самосохранения политической системы. С этой функцией связано и рекрутирование.

Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Это значит, что личности выполняют определённые политические роли: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, судьи и т.д.

Следующей функцией, которую выполняет политическая система на "входе" является артикулирование интересов. Это процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе к властным органам.

Группы интереса отражают многообразие и сложность общества.

Надо сказать, что артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные артикулирования выражаются в чётко сформированном требовании. Скрытые - в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой. Не менее важной функцией политической системы на входе является агрегирование интересов. Это функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые имелись на стадии первоначального артикулироания. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.

Надо отметить, что функции атикулирования и агрегирования интересов очень связаны, и все структуры, которые атикулируют интересы, могут их и агрегировать. Но в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Ими являются политические партии и государственный бюрократический аппарат, которые обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и людьми, принимающими решение.

Наконец, функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Эта функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на формирование духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

На "выходе" политическая система выполняет три главные функции. Коротко охарактеризуем их.

Первой функцией является нормотворчество. Она включает в себя процесс разработки законов, по которым строятся правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество - это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения, оно включает и принятие конкретных решений, предназначенных для её реализации.

Второй функцией является применение правил и норм, т.е. приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика это не только принятие законов, постановлений, выработка инструкций, а и их реализация. В свою очередь применение правил и норм, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, не правительственных структур, групп и ассоциаций. Всё это приведёт к изменению среды, возникновению новых условий, которые требуют обновления правил и норм.

Третьей функцией на "выходе" является функция контроля над соблюдением правил и норм, которая включает в себя интерпретацию законов, выявление фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Нельзя отбрасывать при это и законодательную и исполнительную власть, которые играют в её реализации существенную роль.

В итоге следует сказать, что "входящие" и "выходящие" функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде

Политическая система чрезвычайно сложное явление. Ее структуру составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Структурирование политической системы зависит от подхода к изучению структуры и функций политической системы - либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов.Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.

Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрениятипов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.) .

Кроме того, элементы политической системы могут вычленяться на основе институционального подхода. Каждый институт политической системы обслуживает определенные группы потребностей и выполняет те или иные политические функции. Так, государство выражает общие интересы; партии стремятся к представительству устойчивых групповых потребностей; группы давления лоббируют конъюнктурные интересы, возникающие в определенной ситуации, и т. д.

Структура политической системы может дифференцироваться, следуя принципу политической стратификации, т. е. порядку, согласно которому те или иные группы принимают реальное участие в отправлении власти. Политические элиты непосредственно принимают политические решения; бюрократия призвана выполнять решения элиты, граждане формируют институты представительной власти.

Возможность использования различных оснований для структурирования элементов политической системы отражает иерархический характер ее составляющих, которые сами организованы по системному принципу. Следовательно, политическая система состоит из подсистем, взаимодействие которых образует политическую целостность.

Основным элементом политической системы является институциональная подсистема, т. е. совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значимости интересы - от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализадии общественных интересов выступает государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, государство распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические (партии, группы давления, клиентелы), так и неполитические, но имеющие значительные возможности влияния на власть и общество организации - средства массовой информации, церковь. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций ее структур .

Институты власти и влияния выполняют свои роли на основе различных норм (политических, правовых, нравственных и т. д.). Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Сами правила могут фиксироваться (в конституции, правовых актах), а могут и передаваться из поколения в поколение в форме традиций, обычаев, символов.

Следуя этим формализованным и неформализованным правилам, политические субъекты вступают во взаимодействия. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликте, их интенсивность и направленность составляют коммуникативную подсистему. Система коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом.

Политические взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическая ментальность составляют культурную подсистему. Она придает общезначимые смыслы политическим действиям, отношениям различных субъектов, стабилизирует общество и выступает матрицей взаимопонимания и согласия. Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических институтов Базовым элементом культурной подсистемы является господствующая в обществе религия, которая определяет модели взаимодействия и индивидуального поведения.

Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности.

Все подсистемы политической системы взаимозависимы. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе. Одну из наиболее полных классификаций функций политической системы дали Г. Апмонд и Д. Пауэлл. Они использовали уровневый подход при рассмотрении взаимодействия политической системы с внешней средой (экономической, социальной и т. д.), затем внутри самой политической системы, и наконец, анализировали в целом способность ее к сохранению и адаптации. Каждая из функций реализует определенную потребность системы, а вместе взятые они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение» (Д. Истон) .

Системному подходу положил начало Д.Истон, четко определивший границы политической системы и применивший понятие «входа» и «выхода» в политическую систему. На «входе» он определяет два элемента - требования и поддержку, на «выходе» - решение и действия.

Структурно-функциональный подход дает видимо, больший простор для структуры политической системы общества. В литературе имеются разные мнения авторов, но критерии у всех почти одни и охватывают одни и те же элементы, за небольшой и несущественной для настоящей курсовой работы, разницей. Составные элементы называются диалектическими сторонами, а политическая система представляется как диалектическое единство этих сторон. Некоторые авторы полагают, что политическая система состоит из подсистем или элементов.

Ниже нами сделана скромная попытка представить структуру политической системы общества в обобщенном виде из нескольких вариантов, ставших нам известными. Учитывая, что каждая составляющая часть политической системы в свою очередь может представлять собой совокупность сложных взаимоотношений собственных элементов или компонентов, нам представляется наиболее приемлемым обозначать составные элементы политической системы - подсистемами.

Итак, политическая система общества состоит из следующих основных подсистем:

  • 1) институциональной - государство, политические партии, социально-экономические и другие организации (и их взаимоотношения), образующие в совокупности политическую организацию общества и связанные с функционированием политической власти. Центральное место в ней принадлежит государству.
  • 2) регулятивной или нормативной - право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д., определяющие и регулирующие политическую жизнь общества;
  • 3) функциональной - методы и способы политической деятельности, составляющие основу политического режима, т.е. совокупность методов и способов осуществления власти.
  • 4) идеологической - политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология, т.е. совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.

Некоторые авторы выделяют также культурную и коммуникативную подсистемы. Культурная подсистема включает комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности и является интегрирующим фактором политической системы. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействии и является совокупностью отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики.

А.И.Демидов отмечает, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:

общая цель для всех участников организации;

иерархичность структуры отношений внутри организации;

дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации - появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей .

В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

Имеются некоторые спорные моменты в вопросе отнесения некоторых общественных образования в структуру политической системы.

Так, спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

И в порядке информации, необходимо отметить также деление политической системы на подсистемы трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Данное деление требует более детального изучения, что является задачей невыполнимой в рамках данной курсовой работы.

Политическая система как устойчивая форма человеческих отношений, имеет и свои функции, которые позволяют эти решения принимать и реализовывать, и осуществлять сложные взаимосвязи между ее подсистемами. Прежде чем приступить к освещению функций, считаем необходимым уяснить что означает термин «функция».

Функция - это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Она представляет собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы .

Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выступает как составная часть более широкой целостности - социума. Она стремится обеспечить стабильность и развитие общества. Решение данной задачи предполагает выполнение политической системой ряда функций:

  • 1) регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью;
  • 2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Любая система нуждается в материальных, финансовых ресурсах, политической поддержке;
  • 3)дистрибутивной функции. Она предполагает распределение политической системой благ, статусов, привилегий социальным институтам, индивидам и группам. Так, централизованного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через налогообложение. Поступающие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюджетные сферы и содержать органы государства;
  • 4) функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требований, которые предъявляют власти различные группы населе ния. Развитая реагирующая способность системы определяет ее эффективность и результативность.

Политическая система сохраняет состояние динамического равновесия с помощью адекватной трансляции импульсов, поступающих на «вход», и сбалансированных политических решений и действий на «выходе». С эффективным преобразованием сигналов на «входе-выходе» связаны функции по обеспечению ее внутреннего развития. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделяют шесть функций:

  • 1) функцию артикуляции (выражения) интересов. Эти интересы ограничены по своей значимости, и заинтересованные группы представляют их власти в виде требований;
  • 2) функцию агрегирования интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен, что требует их обобщения, распределения по степени важности, перевода требований на язык программ и доведения их до власти. Эту функ цию осуществляют по преимуществу политические партии.

Три следующие функции Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали «правительственными функциями», так как они соответствуют деятельности трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Что касается законодательной власти, то это функция выработки правил и норм; исполнительной -функция применения правил; судебной - функция контроля за применением правил. Эффективность реализации названных функций во многом зависит от степени специализации и структурной дифференциации ролей политических институтов, четкого соблюдения принципов разделения властей и их взаимодействия.

Последняя функция, обеспечивающая внутреннее развитие политической системы - функция политической коммуникации. Она предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами.

Любая власть нуждается в поддержке со стороны граждан и общества. Без поддержки главного элемента политической жизни - индивида политическая система не может эффективно действовать, обеспечивать собственную жизнеспособность. Политическая система действует постольку, поскольку способна создавать и поддерживать веру индивидов в ее законность и справедливость. Вот почему политической системе важно формировать положительные установки личности на систему, способствовать добровольному принятию людьми политических целей, которые она предлагает. В связи с этим функции, благодаря выполнению которых она помогает самосохранению и самоадаптации, представляют собой еще один уровень функционального анализа политики. Способность политической системы к сохранению и адаптации в условиях изменяющейся реальности обеспечивается с помощью функции политической социализации и политического рекрутирования.

Естественно, человек не рождается с политическим опытом, определенными социальными качествами и культурой, он приобретает их на протяжении всей своей жизни. Для того, чтобы жить в рамках конкретного общества или группы, он должен усвоить существующие ценности, ориентиры, позиции, позволяющие ему адаптироваться к социальной среде.Политическая социализация означает процесс усвоения индивидом политических ценностей, идеалов, знаний, чувств, опыта, позволяющих ему успешно выполнять различные политические роли .

Готовность действовать так, а не иначе предполагает сформированность политической культуры индивида, которая выражается прежде всего в наборе политических позиций в отношении к власти, политической системе. В целом же политическая культура - явление очень сложное и многосоставное. Наиболее сложно сформировать устойчивые образцы политического поведения в обществах, где политическая культура отличается неоднородностью, взаимодействием политических субкультур, как, например, в странах Западной Европы.

Способность политической системы к адаптации в значительной мере зависит и от качества политического персонала, выполняющего разнообразные политические роли. В индустриально развитых странах существует устойчивая система рекрутирования (подготовки и отбора) политических функционеров. Селекция элиты, лидеров, управленцев происходит целенаправленно с акцентом на профессиональные качества претендентов, психические черты их характера, общую культуру и личное обаяние.

Как известно, функции политической системы, как и структура политической системы определяется либо исходя из системного подхода, либо из структурно - функционального подхода .

Применив системный подход к определению функций политической системы, Г. Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций:

преобразования,

адаптации и сохранения системы.

Первая группа, преобразования включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции:

  • 1) артикуляция (выражение) интересов;
  • 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов.

На "выходе" четыре функции:

  • 3) разработка норм,
  • 4) применение норм,
  • 5) контроль за применением норм,
  • 6) политическая коммуникация.

Вторая группа адаптации и сохранения системы, включает две основные функции - политическое рекрутирование и политическую социализацию.

Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы.

Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.

Близкую по смыслу классификацию функций предложил Д. Эптер. На "входе" он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На “выходе” три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества, т.е. согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовных ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

В государствах где политическая система находится в переходном состоянии, стадии формирования, как, например, нынешняя российская, кыргызская и др.постсоветских государств, то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических кризисов.

В литературе имеется многообразие идей и представлений по вопросу определения функций политической системы общества. И каждая из них представляет известную ценность и интерес в изучении темы данной курсовой работы. Однако, в силу известных ограничений, мы вынуждены ограничиться изложенным выше.

В завершение вопроса о функциях политической системы, считаем возможным коротко остановиться на неотъемлемой части функций - функциональном кризисе системы. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и мн. др.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, наступает когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.

Таким образом, неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает кризис политической системы:

  • - когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных;
  • - деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому опыту народа.