Иоанн булин приведен приговор в исполнение. Мир православия. Вопрос о канонизации

«Хорошо нам здесь быть...»

Исполнилось 120 лет со дня рождения епископа Иоанна (Булина), наместника Псково-Печерской обители в межвоенные годы

История России в XX веке наполнена страданием и потрясениями, история Российской Православной Церкви - неимоверными испытаниями и светом Христовой любви. Этот свет входил в мир через избранных Богом служителей - исповедников, мучеников, жертв Красного кесаря. Одним из избранников Божиих стал епископ Иоанн (Булин), наместник Печерского монастыря в 1920-1932 гг., в те межвоенные годы, когда монастырь находился на территории Эстонской республики, ставшей заложницей дипломатических игр двух сверхдержав в их претензиях на мировое господство.

Николай Александрович Булин родился 1 марта 1893 года в бедной семье рабочего в местечке Вепс Ряпинской волости Выруского уезда Эстляндской губернии. Его предки были выходцами с Дона. Воспитанный в благочестивой семье, Николай Булин выбрал путь, связанный с духовным образованием. Вначале учеба в Рижском духовном училище, затем продолжение обучения в Рижской духовной семинарии, которую успешно закончил в 1915 году. В том же году начало учебы в Петербургской духовной академии. В эти годы Николай Булин среди учеников и преподавателей зарекомендовал себя надежным товарищем, прилежным учеником. Известно, что в самые ответственные моменты жизни курса, на котором обучался Николай, именно ему доверяли проповедовать за богослужением или на торжественных актах выступать со словом приветствия.

В 1916 году Николай Александрович оставляет учебу в Духовной академии и несколько месяцев жизни посвящает учебе в студенческой школе прапорщиков в Старом Петергофе. После курсов прапорщик Николай Булин в июне 1917 года отправляется в действующую армию в Закарпатье на фронт Великой войны. Был произведен в младшие офицеры и продолжал службу в Бессарабии и Буковине.

В декабре 1917 года Николай Булин был уволен из армии и вернулся в духовную академию. В 1918 году на 2 курсе обучения состоялся постриг в монашество с наречением имени Иоанн, в честь свт. Иоанна, митр. Тобольского. 12 августа 1918 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде происходит рукоположение во иеромонаха. Таинство совершил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский).

Вскоре по благословению митрополита Вениамина иеромонах Иоанн покидает беспокойный и голодный Петроград и возвращается на родину в родительский дом. В октябре 1918 года он, обессиленный и больной туберкулезом, нелегально переходит границу с Эстонией. В конце 1918 года иеромонах Иоанн по благословению архиепископа Евсевия (Гроздова) был направлен на приход Зачеренье. После непродолжительных трудов настоятеля приходской общины он был утвержден указом Епископского совета Эстонии исполняющим обязанности Благочинного Печерского края в январе 1920 года. В феврале того же года иеромонах Иоанн (Булин) прибыл в Печерский монастырь на должность наместника. В декабре 1920 года в Ревеле в Симеоновском храме был возведен в сан архимандрита с назначением в настоятеля Печерского Свято-Успенского монастыря.

В это самое время - 2 февраля 1920 года в Тарту было подписано соглашение между представителями советской России и Эстонии о предоставлении независимости республике и установлении новых государственных границ восточнее Печор и Изборска. Это историческое событие позволило не только сохраниться древней православной обители, но и обрести новое развитие, духовный и общекультурный подъем которого охватил весь Печорский край. В этом процессе немалая заслуга принадлежала молодому настоятелю архимандриту Иоанну (Булину).

В годы смуты и потрясений октябрьского переворота и братоубийственной гражданской войны Печерский монастырь находился в плачевном состоянии. Несколько престарелых иноков, разрушенное разоренное хозяйство, полуразрушенные монастырские здания и обветшалые храмовые строения. Настоятель начал восстановление обители с молитвы... Он восстановил суточный, недельный, годовой круги богослужений по старому монастырскому чину. Сам подавал пример в богослужении и молитвенной жизни - был везде первым - пел на клиросе, был блестящим проповедником, писал иконы, не гнушался и простого крестьянского труда. Об этом времени сохранились яркие воспоминания Николая Павловича Златинского, юного жителя Печор: «Хорошо помню его худощавую фигуру среднего роста в скромном подряснике, голубоглазое строгое, но улыбчивое красивое лицо, золотые вьющиеся волосы рассыпаны по плечам. Во все времена года его можно было видеть на строительных площадках, огородах, посадке деревьев. Узнать его можно было по широкому вышитому поясу. А какой он был прекрасный проповедник! Речь его правильная, логически построенная, художественно оформленная, достигала до глубины души. Он был эрудит, много знал, всем интересовался, никого и ничего не боялся. Часто на проповедях отец Иоанн говорил о чудовищных преступлениях палачей ЧК... Он задевал "за живое", особенно когда касался страданий почитаемых им людей. Помню, как все плакали на проповеди, посвященной страданиям и смерти глубоко почитаемого его учителя и наставника, ныне прославленного в лике мучеников митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина» 1 .

В 1920-е гг. Псково-Печерская Свято-Успенская обитель преобразилась. Был произведен капитальный ремонт жилых братских корпусов, отремонтированы и отреставрированы Сретенский монастырский храм, Успенский и Михайловский соборы, выстроена новая каменная лестница от Михайловского собора вниз к центру монастыря. К 1927 году проведено электричество в Михайловский собор.

В это время в монастырь поступают молодые, энергичные и образованные послушники. Среди них было немало офицеров Российской императорской армии и Белого движения. Пример настоятеля монастыря, бывшего воина, придавал уверенность и надежду тем русским изгнанникам, кто оказался в тяжелейших материальных и духовных условиях на чужбине. Число монастырской братии пополнялось не только за счет офицеров Северо-Западников (армия генерала Юденича), осевших в Эстонии. Письма на имя настоятеля монастыря с просьбой принять в число братии приходили из Парижа, Харбина и других географических частей русского рассеяния.

В 1924 году была произведена хиротония архимандрита Иоанна во епископа Печерского, викария Таллинского митрополита Александра (Паулуса). За год до этого - 7 июля 1923 года - Православная церковь Эстонии, нарушив канонические условия (без ведома Московской Патриархии), вошла в юрисдикцию Вселенского Патриархата. С этого времени Эстония поделена на 2 епархии: Таллинскую (эстонскую) и Нарвскую (русскую). Настоятель Печерского монастыря эти изменения переживал с волнением, предчувствуя грядущие испытания.

Нужно сказать, что помимо духовных хозяйственных трудов, епископ Иоанн своей энергичной деятельностью в областях культуры, просвещения и благотворительности приобрел в Печорском крае личный авторитет, и возглавляемая им обитель стала центром духовной и общественной жизни этого региона Эстонской республики. Сам епископ Печерский Иоанн (Булин) состоял с 1920 года в «Печерском просветительском обществе», являлся почетным членом Юрьевского отдела «Союза русских увечных воинов» и ежегодно щедро жертвовал в фонд воинов-инвалидов. Епископ Иоанн, являясь духовным попечителем скаут-отрядов в Печорах, с 1931 года удостоился звания почетного скаута. Монастырь неизменно участвовал в ежегодном праздновании дня русской культуры, в певческих праздниках, собиравших в Печорах десятки русских хоров со всей Прибалтики.

Епископ Иоанн (Булин) вел активную переписку с русскими архиереями, видными деятелями русской диаспоры в Европе и Америке. Вот лишь некоторые из них: митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Антоний (Храповицкий), императрица Мария Федоровна и ее дочь Вел. Княгиня Ольга Александровна. Монастырь посетили выдающиеся представители русского рассеяния - мыслители и писатели, художники и артисты - И.А. Ильин, Л.Ф. Зуров, Е.Е. Климов, В.В. Зеньковский и др. Радушный настоятель монастыря лично проводил экскурсии для желанных гостей и паломников по монастырю, в том числе представляя уникальное собрание церковных ценностей и реликвий монастырской ризницы.

Особенно примечательно, что Печерский монастырь и лично епископ Иоанн в конце 1920-х гг. радушно принимали Русское Студенческое Христианское Движение, филиал которого активно действовал в Печорском крае в 1920-30-е гг. В июле 1929 года в стенах монастыря проходил летний съезд РСХД в Прибалтике. Председателем съезда являлся Л.А. Зандер, наряду с ним в Печоры прибыли и другие руководители Движения - И.А. Лаговский, Л.Н. Липеровский, В.В. Преображенский, В.Ф. Бухгольц, отец Сергий Четвериков и другие. Весьма активное участие в работе съезда принял и епископ Иоанн (Булин). Он не только показал себя радушным хозяином - руководители Движения разместились в покоях наместника, на территории монастыря проходили заседания съезда, работали кружки-семинары, но и явился «душой собрания», как об этом вспоминали участники этого значительного события. Вечером 4 августа в пещерном храме Успенского собора монастыря епископ Иоанн отслужил молебен, тем самым открыв второй съезд РСХД в Прибалтике. Перед молебном епископ Иоанн обратился с живым проникновенным словом к участникам съезда. Каждый день начинался с литургии в монастырских храмах при участии молодежи, руководителей Движения и наместника обители. Закрывался съезд также общей молитвой с монастырской братией и наместником, который обратился к христианской молодежи с проповедью на апостольские слова «Добро нам здесь быти». По словам Л.А. Зандера епископ Иоанн Печерский явил себя «близким другом молодежи» 2 .

В 1930 году 3-й летний съезд РСХД в Прибалтике проходил в Пюхтицком монастыре также на территории Эстонии. Епископ Иоанн присоединился к движенской молодежи и активно участвовал в работе съезда. По воспоминаниям движенцев во многом благодаря духовному руководству епископа Иоанна съезд превратился в «...великий взлет веры и любви... сломал лед самых холодных душ...» 3 .

Как часто это бывает, вслед за радостью и вдохновением приходят испытания и страдания. Первый тревожный сигнал прозвучал в феврале 1928 года, после требования Синода Эстонской православной церкви о необходимости зарегистрировать имущество Печерского монастыря на имя Синода. Братия обители и ее настоятель, а также в большей своей массе православные жители печорского края выступили против таких притязаний. Разгорался конфликт и неприязнь церковного руководства в Таллинне позицией епископа Иоанна. Это недовольство было вызвано еще и тем, что Печерский епископ активно участвовал в общественной жизни Эстонии, защищая права православных приходов и русского населения в целом. Так в 1929 году епископ Иоанн был избран депутатом парламента, тогда за него проголосовали 32 тысячи русских и 15 тысяч представителей православной народности сету. Благодаря последовательной линии защиты православия епископа Печерского удалось отстоять намечавшийся к сносу кафедральный собор св. блгв. кн. Александра Невского в Таллинне.

В июле 1932 года Собор Эстонской Православной Церкви вынес решение о переводе непослушного епископа Иоанна на вакантную Нарвскую кафедру. Настоятелю предписывалось срочно покинуть Печерский монастырь и принимать дела в Нарве. Епископ Иоанн отказался подчиниться митрополиту Таллиннскому Александру и в декабре 1932 года был уволен на покой и запрещен в священнослужении. Владыка Иоанн подал в Синод протест, встревоженные жители Печор направили митрополиту Александру обращение за подписью почти 10 тысяч человек, но 30 декабря 1932 года опальный епископ был объявлен не состоящим на службе в Эстонской Православной Церкви. Митрополит Александр (Паулус) исключил архимандрита Иоанна (Булина) из числа братии Псково-Печерского монастыря, несмотря на то, что он смиренно просил оставить его «хотя бы простым монахом».

4 ноября 1932 года в Печерский монастырь прибыл судебный пристав для публичного изгнания епископа Иоанна из обители. По воспоминаниям очевидцев в этот хмурый осенний день у монастыря собралось множество почитателей любимого настоятеля владыки Иоанна, многие плакали. Сохранилось предание о том, что когда епископ Иоанн шёл из дома настоятеля по Успенской площади перед ним оказалась большая лужа, и тогда пожилой благочестивый мужчина снял с себя дорогую шубу и постелил владыке под ноги. Тот обошел шубу и так же спокойно направился к выходу.

Изгнанный епископ Иоанн поселился в своей квартире вместе с мамой на улице Смоленской. Несмотря на опалу церковных властей в дом Булиных постоянно приходили друзья, духовные чада и почитатели.

В январе 1934 г. по приглашению Сербского Патриарха Варнавы епископ Иоанн (Булин) уезжает на 4,5 года за границу. В это время он посетил Вселенского Патриарха с прошением вмешаться в напряженную церковную ситуацию в Эстонии, но поддержки не встретил. После этого епископ Иоанн был тепло принят главой Карловацкого Синода митрополитом Антонием (Храповицким), посетил монастыри православного Востока, читал лекции по истории Российской Православной Церкви, учился иконописи у мастеров в сербском монастыре Раковица. Епископ Иоанн получил несколько приглашений занять епископские кафедры в Германии, Северной Америке 4 . Однако после смерти патриарха Варнавы, с которым епископа Иоанна связывали узы дружбы, летом 1938 года он принимает решение вернуться на родину в Печоры.

Летом 1940 года, согласно секретным протоколам пакта Риббентропа-Молотова независимые Прибалтийские республики были присоединены к СССР. Осенью того же года начались массовые аресты всех подлинных и потенциальных врагов советского строя. Не обошел вихрь арестов и Печорский край. Наряду с эстонскими гражданами и общественными деятелями было репрессировано русское население, относящееся к «бывшим», в том числе ветераны Белого движения, интеллигенция, активные деятели русских просветительских обществ, руководство РСХД, православные клирики. Одним из первых был арестован епископ Иоанн (Булин). В тот же вечер 18 октября 1940 года было арестовано немало печерян, в том числе иподиакон епископа Иоанна - Н.П.Златинский.

В постановлении на арест «гражданина Булина» значилось следующее: «...И.Булин - бывший белый офицер, будучи Епископом Печорского монастыря, в проповедях с амвона выступал против Советского правительства и коммунистической партии. Сам монастырь являлся штабом, откуда перебрасывались шпионы и диверсанты в СССР» 5 .

По воспоминаниям Златинского, чудом выжившего в сталинских лагерях и ссылке, следствие отличалось особой жестокостью, абсурдностью и цинизмом. 8 апреля 1941 года Ленинградский областной суд приговорил епископа Иоанна к расстрелу. 30 июля 1941 года приговор был приведен в исполнение.

Сегодня память о епископе Иоанне (Булине) в Печорах, да и в Русской Православной Церкви постепенно угасает, уходя в прошлое исторических событий. Об этом можно только сожалеть, ведь с такими яркими многогранными личностями от нас уходит не только духовное наследие Православной Церкви в России, но и теряется навык узнавания Самого Христа в ликах праведников и святых, в сонме которых пребывает и епископ Печерский Иоанн.

Прокуратура Псковской области 22 апреля 1992 года реабилитировала гражданина Булина Николая Александровича.

Константин Обозный,

зав. кафедрой истории Церкви Свято-Филаретовского института

-------------------

1. Зотова Т. Когда увозят в вечность. Жизнеописание епископа Печерского Иоанна (Булина). М., 2006. С. 53-54.

2. Плюханов Б.В. РСХД в Латвии и Эстонии. YMKA-Press, 1993. С. 101.

3. Cвятейший патриарх Алексий II. Православие в Эстонии. С. 381. Цит. по: Зотова Т. Указ. соч. С. 68-69.

4. Одновременно появлялись и выступления в защиту епископа Иоанна, такие как это:

«Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященнейшему Александру

Митрополиту Ревельскому и всея Эстонии

Собор епископов Русской Православной Церкви в Америке, собравшийся 8/21 февраля 1933 года в Свято-Тихоновском монастыре, постановил:

Заявить самый решительный протест против насильственного удаления русского епископа Иоанна из Псково-Печерского монастыря и захвата эстонцами этой искони русской народной святыни и довести этот протест до сведения Вашего Высокопреосвященства.

Одновременно Собор епископов высказывает своё глубокое сожаление по поводу того, что гонения на русский православный народ начинаются в Эстонии, где до сих пор русским людям жилось лучше, чем в других странах, в которых после войны очутились части русского народа.

Мы надеемся, что для пользы православной Церкви, а также в видах поддержания добрых отношений между русским и эстонским народами, причиненныя русским несправедливости будут устранены.

Митрополит Платон

5. Зотова Т. Указ. соч. С. 185.

В данной работе мы предлагаем обсудить последний смертный приговор в России. В настоящее время такой вид наказания запрещен юридически, что приводит к увеличению количества опасных преступлений. Смертный приговор принято заменять

В статье вы узнаете не только про преступную жизнь последнего казненного, но и узнаете, что будет, если мораторий отменят.

Мораторий на смертную казнь

Последний смертный приговор в России привели в исполнение всего за пару недель до его отмены. Для ознакомления с данной темой необходимо обратиться к Конституции РФ и Уголовному кодексу. Смертная казнь - это высшая степень наказания, которой приговаривались лица, совершившие страшные преступления или покушавшиеся на жизнь человека.

В данный момент смертная казнь запрещена следующим документом: протокол под номером 6 и условия-рекомендации ПАСЕ. Этот вид наказания запрещен юридически.

Причины отказа от смертной казни

Данный вид наказания недоступен по двум причинам:

  • подписанный протокол №6 (Европейская конвенция о защите ПЧ);
  • указ президента о не разрешении смертной казни.

Что касается первого пункта, то текст гласит, что нельзя лишать жизни человека умышлено, за исключением приведения смертного приговора. То есть, по большому счету, в Европейской конвенции смертная казнь разрешена. Но, из-за она остается недоступна. Этот документ запрещает смертную казнь до того момента, пока во всех регионах РФ не создадут суд присяжных. Последний смертный приговор в России вынесли незадолго до введения моратория (апрель 1997 года), который истекал в январе 2010. Но, в 2009 году его продлили до момента ратификации протокола об отмене данного наказания.

Пересмотр вида наказания после отмены моратория

Последний смертный приговор в России привели в исполнение в 1996 году. Но, что будет, если мораторий отменят? Заключенные не обязаны, но вправе подать ходатайство о помиловании. Это совершенно не зависит от того, был ли подан данный документ до введения моратория или нет.

Смертный приговор могут исполнить в трех случаях:

  • после вступления в силу приговора суда;
  • отклонение ходатайства президентом Российской Федерации;
  • неприменение помилования, если осужденный не обратился с ходатайством.

Необходимо знать и то, что новые законы могут как смягчить, так и ухудшить меру наказания заключенному.

Последняя смертная казнь в России

Последний смертный приговор в России (2 сентября 1996 года) вынесли и привели в исполнение в Бутырке Данный гражданин совершил порядка 40 особо тяжких преступлений (изнасилование и убийство мальчиков Московской области). Он вел свою преступную деятельность 6 лет. За два дня до поимки «Удава», Ростовский суд вынес вердикт самому страшному и опасному преступник СССР Андрею Чикатило.

Так как похожие преступления велись сразу в двух районах (Москва и Ростовская область), сотрудники уголовного розыска СССР склонялись к такой версии: преступления совершаются одним человеком, который совершал рейсы между двумя этими районами. До поимки "Удава", преступник был известен под кличкой «Фишер».

Ролевая игра

Вынесли последний смертный приговор в России 2 сентября 1996 года особо опасному серийному убийце и насильнику Сергею Головкину. Самое ужасное в этих преступлениях было то, что Удав воображал себя фашистом, а свою жертву - партизаном. Для Головкина убийство и пытки - это своеобразная ролевая игра.

Первое преступление он совершил в 1982 году недалеко от лагеря «Романтик». Головкин выследил мальчика и под угрозой смерти отвел его в лес. Там он сорвал с ребенка одежду и подвесил на дереве с помощью веревочной петли. К счастью, на этот раз жертва осталась жива и смогла описать внешность преступника.

Свидетель

Следующие преступления Удав, которому вынесли последний приговор смертной казни в России, совершал с большей жестокостью. Вторая жертва - подросток лагеря «Звездный» в Одинцовском районе. Мальчику он отрезал голову и вспорол брюшную полость, отрезанные половые органы были обнаружены рядом с телом в пакете.

Третья жертва была расчленена в поселке Заречье. Преступление было совершено с большой жестокостью, ведь на останках расчлененного тела обнаружили более 30 ножевых ранений.

После трех случаев в Одинцовском РУВД создали следственно-оперативную группу для поимки Головкина, ведь стало понятно, что в городе появился серийный особо опасный преступник. Так и нашли первого свидетеля в пионерлагере «Звездный», он утверждал, что видел Удава, и он сказал фамилию.

Версия Фишера

Последний смертный приговор в России был исполнен в 1996 году, судимого звали Сергей Головкин. После совершения трех преступлений он «залег на дно» на несколько лет. Но этот перерыв был только «затишьем перед бурей».

Мы уже упомянули, что в лагере «Звездный» нашелся свидетель. Так вот, этот мальчик, в отличие от своего друга, смог сбежать от преступника. Он сказал, что разговорились с ним недалеко от лагеря. Головкин сказал, что его фамилия Фишер, он сбежал с тюрьмы и его разыскивает милиция. Мальчик описал внешность и татуировку, которую увидел на его руке.

Так сотрудники милиции смогли выявить порядка 6 тысяч людей, склонных к насилию, и раскрыть некоторые преступления. Но, Головкин так и оставался на свободе.

Почерк

Смертный приговор в России последний раз был выполнен за несколько недель до отмены смертной казни на территории государства.

Во время «затишья» Фишер приобрел машину и получил место под гараж на территории Московского конного завода, где он работал зоотехником. Под ним он оборудовал место пыток для своих будущих жертв.

Так сменился почерк преступника, он заманивал под разными предлогами к себе в гараж или подбирал голосующих на дороге подростков. После истязания, Головкин вывозил тела на «могильники».

Вкус добычи

Незадолго до того, когда был исполнен последний смертный приговор в России, Головкин сделал ошибку в своих просчетах. Он решил попробовать жертву на вкус, а голову и кожу оставить в качестве сувениров.

В ходе судебной экспертизы выявили, что преступник использовал кормовую соль для дубления кожи. Эта зацепка и привела сотрудников милиции в конный завод.

Усиление оперативной группы

Последний смертный приговор в России привели в исполнение 2 сентября 1996 г. Но как же был пойман преступник? После усиления оперативной группы произошло еще одно страшное преступление. 15.09.92 года пропало сразу три мальчика.

Оперативникам удалось узнать, что когда-то их подвозил на своей новой машине дядя Сережа, который работает на Московском конном заводе №1. Тогда сомнений у сотрудников не осталось. Нужно брать преступника, и срочно, пока не погибли другие дети в «лапах» серийного убийцы.

Задержание Удава

Как проводить задержание, если нет никаких улик? Даже круглосуточное наблюдение за маньяком не дало никакого результата.

Пришлось брать его по статье 90 (19.10.92). Только после осмотра гаража его обвиняли по ст. 102 (30 октября того же года). Головкин указал все места захоронений, некоторые из людей еще числились на тот момент «без вести пропавшими». Головкин признался в убийстве только одиннадцати детей, что не помешало присудить ему высшую степень наказания. Следствие вели до 1994 года, но доказать причастность Удава в остальных преступлениях не удалось.

Затяжка

В исполнение приведен последний смертный приговор в России относительно Головкина в 1996 году, а решение суда было выслушано еще в 1994. Почему приговор не был приведен в действие раньше?

Борис Ельцин долго игнорировал ходатайства, но в преддверии подписания протокола №6, все жалования (более 100) были рассмотрены в срочном порядке. Отклонили более половины, сюда же отнесли и ходатайство Головкина. Остальным смертную казнь заменили на пожизненное или 25-ти летнее заключение.

20 февраля 1920 года в монастырь прибыл новый Наместник - иеромонах Иоанн (Булин). 23 (6) декабря этого же года он был возведен в сан Архимандрита. В 1926 году (12 апреля) хиротонисан во Епископа в соборе Александра Невского в Таллинне (Ревеле). Он возглавлял монастырь до сентября 1932 года.

Епископ Иоанн (Николай Александрович Булин) родился 1 марта 1893 г. в семье рабочего. Предки его были выходцами с Дона. Императрица Елизавета переселила 220 семей с Дона в Ряпино (Эстония) для работы на бумажной фабрике. Эти переселенцы образовали свой собственный посёлок, в котором для них была выстроена православная Церковь во имя святых праведных Захарии и Елизаветы.

Николай Булин окончил Рижскую Духовную Семинарию в 1915 году. В этом же году поступил в Петербургскую Духовную Академию. Был взят на фронт в 1916 году. В 1917 г. по распоряжению Главнокомандующего Крыленко освобожден из армии и вернулся в Академию. В 1918 году на втором курсе Академии Николай Булин был пострижен в монашество с именем Иоанн. Пострижение монаха Иоанна совершил Ректор академии Епископ Анастасий и 12 мая того же года рукоположил его во диакона в академическом храме. 12 августа 1918 года за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен во иеромонаха. Рукоположение совершал Высокопреосвященнейший Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский.

В конце 1918 года иеромонах Иоанн вернулся на родину и был назначен Архиепископом Псковским Евсевием в Зачернье приходским священником.

Иеромонах Иоанн оказался энергичным Наместником Псково-Печерского монастыря. Он активно взялся за его восстановление. Положение же обители было очень тяжелым, монастырь почти находился в упадке, был разрушен и доведен до бедственного положения. Хозяйство, которое было единственным источником существования обители, было уничтожено. Земля отобрана, здания пришли в ветхость, крыши текли, стены обвалились. Трапезная использовалась в качестве казармы для роты эстонских войск. Верхний этаж настоятельского дома был отведен под помещение мирового судьи. Мировой судья жил там же. А нижний этаж дома занимала землеустроительная комиссия. Наместник же ютился в небольшой комнате Лазаревского корпуса.

Братии было немного: престарелые монахи, несколько диаконов, послушников - почти весь штат.

Но стараниями Епископа Иоанна всё начало постепенно принимать должный вид. Был произведен капитальный ремонт всех жилых корпусов после выселения мирских жильцов. Трапезная и настоятельский дом были отремонтированы. В 1924 году произведен капитальный ремонт Сретенского храма, а в 1927 году - большой капитальный ремонт Успенского собора. Произведен большой внутренний ремонт в том же Успенском храме. Капитально отремонтирован Михайловский собор внутри. В 1930 году построена новая каменная лестница вместо деревянной - спуск от Михайловского собора вниз к центру монастыря.

В августе 1929 года в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Настоятель обители Епископ Иоанн был душой собрания, и во многом, благодаря его духовному руководству, съезд, по словам одного из его участников, превратился в "великий взлёт веры и любви... сломал лёд самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия".

Второй заслугой Епископа Иоанна, кроме приведения в порядок обители, было заступничество его как депутата Эстонского Парламента за русские церкви и за обездоленных в это тяжелое время. Национальных меньшинств в Эстонской Республике было много, но больше всего было русских. Нацменьшинства защищались их государствами: так за немцев выступала Германия, за поляков - Польша, за шведов - Швеция, за русских же некому было заступиться. И Епископ Иоанн взял на себя этот крест защиты обездоленных русских соотечественников и русских церквей. И в этом его величайшая заслуга перед Родиной. В Печорском крае было 32000 русских и ещё 15000 сету, и все они были православными, и при выборах в Парламент голосовали за Епископа Иоанна. И он оправдал их доверие. Когда был вынесен на решение Эстонского Парламента вопрос о закрытии Александра-Невского собора в Таллине, Епископ Иоанн выступил в его защиту. Несмотря на сильный напор сторонников уничтожения православного собора, законопроект отклонили.

7 июля 1923 года Православная Церковь Эстонии вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права. Весьма характерным для внутреннего состояния Православной Церкви в Эстонии во время её пребывания в юрисдикции Константинопольского Патриархата был конфликт, возникший в конце 20-х гг. в связи с имущественным положением Псково-Печерского монастыря. Издревле ценнейшее движимое и недвижимое имущество монастыря являлось его собственностью. Опираясь на закон Эстонской Республики об упразднении сословных имуществ, принятый 12 ноября 1925 г., Синод Православной Церкви в Эстонии в феврале 1928 года потребовал от Настоятеля монастыря Епископа Печерского Иоанна (Булина) зарегистрировать имущество на имя Синода, дабы оно, как заявлялось, не подверглось отчуждению в пользу государства. Епископ Иоанн, братия обители и православное население Печорского края и Эстонии восприняли это как посягательство на монастырскую собственность и выступили против закона.

Состоявшийся в июне 1932 года в Таллине Собор Православной Церкви в Эстонии голосами эстонского большинства его членов вынес решение о переводе Епископа Печерского Иоанна на вакантную с 1927 года Нарвскую кафедру. Вопреки протесту Преосвященного, ему предписывалось покинуть Псково-Печерский монастырь. Епископ Иоанн (Булин) в декабре 1932 года был уволен на покой и запрещен в священнослужении.

Когда в 1940 году Эстония вошла в состав СССР, 18 октября его арестовали, а 8 апреля 1941 года Ленинградский областной суд по статье 58-4 УК РСФСР приговорил Епископа Иоанна к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 30-го июля 1941 года в городе Ленинграде. 22 апреля 1992 года Епископ Иоанн был реабилитирован.

До сих пор ходят разговоры о том, как именно и где приводили в исполнение расстрельные приговоры. Одни говорят, что преступников просто ставили «к стенке», что в тюрьме было специальное приспособление для расстрела... В моем журналистском блокноте – рассказ человека о том, как «это» происходило на самом деле. Он попросил называть себя Иваном Ивановичем.

Было несколько мест, где исполняли высшую меру наказания: Харьков, Днепропетровск, Житомир, Львов, Киев, Луганск, Днепропетровск, - рассказывает Иван Иванович. - Порядок исполнения высшей меры наказания (ВМН) регламентировался только ведомственным нормативным документом, то есть приказом. В свое время этот документ подписывали в МВД СССР. Даже когда Украина стала независимым государством, то, по-моему, все же пользовались старым приказом и инструкциями о порядке применения ВМН. Ознакомиться с ними мог только ограниченный круг людей.

Кто расстреливал преступников?

Из числа сотрудников следственного изолятора назначался исполнитель – человек, который приводил приговор в исполнение (он был, как правило, офицером). У него было два помощника из контролеров – физически крепкие ребята, подготовленные. Они как обычно несли свою службу, а когда приходило время исполнять наказание – выполняли эту работу.

В народе судачили, что исполнители в конце концов не выдерживали – или спивались, или становились психически неуравновешенными людьми.

Я не помню, чтобы они спивались. Но из практики знаю, что такая работа немного влияла на их психику. Бытует утверждение о том, что этих людей якобы через некоторое время переводили в другие области для прохождения службы. Такого не было. Удовлетворяли, может быть, просьбу об «отставке»… Если бы исполнителей часто меняли, тогда расширялся бы круг лиц, а значит, тайну сохранить было бы труднее.

Какова технология самой казни? Что предшествовало ей?

В изоляторе заседает комиссия. В нее входит четыре человека. Председательствует работник прокуратуры. С ним заседают представитель следственного изолятора, медработник и сотрудник информационного центра МВД. Комиссия заседает в отдельной комнате. Это, как правило, полуподвальное помещение. Она изучает личное дело осужденного: смотрит, есть ли приговор на такого-то человека (смертная казнь), имеется ли указ Президента Украины об отказе в помиловании, имеется ли распоряжение суда об исполнении этой меры наказания. К личному делу еще должна быть приложена сопроводительная бумага начальника УВД, в которой говорится, что, дескать, направляем личное дело такого-то, приговоренного к высшей мере наказания, для исполнения приговора. Изучив все это, дается команда доставить осужденного.

Помощники исполнителя идут в корпус и выводят его. Тут еще надо рассказать, как заходят члены комиссии в следственный изолятор. Заходят они так, чтобы их никто не видел.

У них что, шапки-невидимки были?

Все гораздо проще. Накануне прокурору поступает звонок от руководства следственного изолятора, мол, завтра есть дело. И все, никаких подробностей. Это уже договорено. На следующий день в определенном месте, в определенное время на некотором расстоянии от прокуратуры останавливается микроавтобус с зашторенными окнами. В него садится работник прокуратуры, который допущен к этому делу. По пути подбирают представителя информационного центра и заезжают в следственный изолятор через КПП. Охрана этот автомобиль не осматривает.

Так было приказано?

Да. Микроавтобус подъезжает к корпусу СИЗО. Члены комиссии выходят и проходят в кабинет для заседаний.

А врача в каком месте они подбирают?

Врач местный, из СИЗО.

Зачем такая таинственность?

Чтобы не вызвать подозрений. Кстати, таким же образом они и выезжают. Когда приговор привели в исполнение, гроб с телом расстрелянного ставят в эту же машину. Туда же садятся исполнитель, два его помощника, а также работник прокуратуры и представитель информационного центра. И в этот же день они покидают пределы следственного изолятора. В условленном месте микроавтобус останавливается и прокурор с представителем информационного центра выходят и расходятся по домам. А машина следует в крематорий.

Что делает в комиссии работник информационного центра МВД?

Он списывает осужденного. Снимает с учета как жителя этой страны.

По каким дням расстреливали?

В самые разные дни.

Кто решал, что комиссия должна собраться?

Решали тогда, когда приходило личное дело осужденного. Руководитель следственного изолятора, получив личное дело, определял, когда приводить приговор в исполнение. Если приходит дело и есть указ Президента, приговор по возможности приводился в исполнение в ближайшие дни.

Каким образом преступника выводили из камеры?

К нему приходили и говорили: «Осужденный такой-то – на выход с вещами!» И сразу надевали на него наручники. Руки за спину.

Они не пристегивали его наручниками к себе?

Нет. Они придерживали его по бокам.

Догадывался ли преступник, куда его ведут?

В большинстве случаев человек чувствует, что это его последний выход. Поэтому ведет тоже по-разному, некоторые пытаются вырваться, некоторые перед комиссией падают на колени, плачут, мол, простите, я больше не буду, я докажу всем и так далее.

А были ли такие, которые спокойно шли на «плаху»?

Были и такие. Хотя все они были подавлены. Смотреть на них – одно отвращение.

Куда девались их личные вещи?

Как правило, их клали в гроб вместе с грузом.

Помощники исполнителя были вооружены?

Нет. Но от таких ребят мало кто вырвется. Они ведут осужденного на комиссию в полуподвальное помещение. Приводят. И прокурор его допрашивает.

Все члены комиссии сидят за одним столом, как в президиуме?

Как в президиуме. Контролеры придерживают осужденного, потому что у некоторых ноги слабые, некоторые дрожат, а некоторые плачут. Прокурор спрашивает фамилию, имя, отчество, где родился, где женился, короче, задает вопросы, на которые может ответить только это лицо. То есть прокурор убеждается в том, что именно в отношении этого человека вынесен приговор.

Как долго длится допрос?

Минут десять. Другие члены комиссии редко задают вопросы. Конечно, они могут спросить, например, ты согласен с приговором или что-то вроде такого: как ты, такой-сякой, мог женщину изнасиловать, ограбить и убить? Медик обычно вопросов не задает.

А дальше осужденному говорят, мол, иди в соседнюю комнату, там сидит комиссия из высокопоставленных официальных лиц. Они выслушают, может быть, заменят высшую меру наказания на лишение свободы. Заводят его в помещение. Там, конечно, никакой комиссии нет, закрывается дверь и раздается выстрел, а потом еще два – контрольных. Это уже работает исполнитель. После этого из комнаты выходят исполнитель, его помощники, а труп оставляют там, чтобы отлежался, так сказать. Заходит медик, констатирует смерть, о чем составляется два документа: первый – о том, что исполняется мера наказания, санкционированная прокурором, второй – о том, что эта мера наказания исполнена. После этого накрывается стол… и пьется по чарке. Для этого выделяются деньги, за которые приобретают продукты питания. Коньяк там не пили, только водку. Так было заведено. Но пьют по чарке не для того, чтобы напиться (таких случаев не было), а для того, чтобы снять стресс. Это предусмотрено. Выпили две-три чарки, потом помощники исполнителя занимаются уже трупом. Его кладут в гроб из обычных досок и вывозят за пределы следственного изолятора на этом же микроавтобусе. Гроб сбивали в СИЗО, в производственных мастерских. Занимались этим помощники исполнителя – чтобы не было лишних подозрений.

Помощники исполнителя тоже пили по чарке?

Да. Им больше всего и надо.

Потому что выполняли всю грязную работу?

А если человек, к примеру, непьющий?

Бывает и такое. Никто никого не заставляет брать чарку.

Ну а что говорят, когда принимают по сто граммов? Или пьют молча?

Первую чарку молча пьют – за упокой. Перед второй могут что-то говорить на различные отвлеченные темы.

Все сидят за тем же столом?

Да, за столом, где заседала комиссия.

Расскажите о помещении, где приводили приговор в исполнение.

Под одним из корпусов есть подвальное помещение. Там две комнаты. В одной заседает комиссия, а во второй исполняются приговоры. Это маленькая комнатушка. Без окон. Ни столов, стульев. Она предназначена только для этих целей.

Неужто никто не слышал выстрелов?

Не слышал, потому что расстреливали из мелкокалиберной винтовки. Стреляли с близкого расстояния в затылок. У мелкашки достаточно убойной силы, чтобы лишить человека жизни. Стрелять из пистолета было бы очень громко.

А где находился исполнитель, когда в комнату для расстрелов заводили приговоренного?

Исполнитель стоял за дверью. И его не видел осужденный. Исполнитель подходил сзади и нажимал курок. Расстояние между ним и осужденным – метр – полтора.

Случались осечки?

Такого не помню.

Стреляли в голову?

В затылочную часть.

А второй и третий выстрелы тоже в затылок?

Трех выстрелов всегда было достаточно?

Бывает, что и одного достаточно. Но по правилам надо сделать еще два контрольных выстрела.

А где исполнитель хранил оружие, патроны?

Там же, в СИЗО, в металлическом сейфе. Он стоял в этом же подвале. Туда никто из посторонних не проникает. Там не один замок. Ключи
были только у исполнителя и его помощников.

И что, в Киеве все время расстреливали одним и тем же оружием?

Одним и тем же.

После расстрела кто моет и убирает кровь?

Это делают помощники исполнителя. Кровь стекает в канализацию. Они смывают ее шлангами.

Иван Иванович, какие требования предъявлялись к исполнителю высшей меры наказания?

У него должна быть крепкая рука, чтобы не дрожала. Нельзя было допустить случайный выстрел. И выдержка нужна была собачья.

Эту работу ему предлагали благодаря его хорошим деловым качествам?

Конечно. Надо, чтобы человек был дисциплинированным, волевым, крепким, нервы чтобы в порядке были. Кандидата в исполнители изучали в течение определенного времени. Человека подбирали с твердым характером, как говорят, нордическим. Он должен был быть грамотным и порядочным.

Мог ли быть исполнителем начальник следственного изолятора?

Семья исполнителя знала, какую работу он выполняет?

Они сами не хотели рассказывать, или это запрещалось?

Это было не принято.

Что переживал человек, выполняя, по сути, роль палача? Может, ему жертвы снились?

Исполнитель делал дело, которое ему поручено. И ни о чем не переживал.

А как быть с угрызением совести?

Государство принимало решение о том, чтобы привести приговор в исполнение. Какие могут быть угрызения совести? Это у преступника должны быть угрызения совести за погубленные человеческие жизни. А исполнитель всего лишь выполнял приказ, реализуя волю государства.

А если человек привыкал расстреливать? И испытывал уже какую-то потребность в этом?

У тех, кого я знал, такой потребности не возникало.

А не было такого, чтобы кто-то отказался нажимать на курок?

Не было. Помню только, что люди просили «об отставке» или в связи с болезнью, или из-за пенсионного возраста.

У палача есть напарник?

А если заболеет или уедет в отпуск?

Значит, кто-то из помощников его заменит, эти люди были тоже подготовлены.

Сколько преступников казнили за один день?

Исполнение приговора в течение одного дня приводилось только в отношении одного осужденного. Так предусмотрено нормативными актами МВД.

А в какие часы все это происходило?

Ну, выбиралось обычно обеденное время.

Я когда-то опубликовал серию статей о бывшем начальнике Киевавтоматторга. Его приговорили к высшей мере наказания. Затем расстрел заменили 15-ю годами. Он рассказывал, что его дважды выводили на расстрел. Были ли такие ситуации, то есть имитация расстрела?

Таких провокаций не было. И никто на это не пошел бы. Было очень сложно даже попытаться куда-то вывести осужденного из камеры.

Но ведь его выводили на прогулку. Что стоило поставить лицом к стенке?

Это исключено.

Каждый месяц расстреливали?

По-разному бывало. Бывало, что и целый месяц не исполняли приговоров (документы ни на кого не поступали). А бывало, что и по два раза в месяц приходилось работать.

Палач видел лицо жертвы?

Первая встреча только при расстреле?

А были среди приговоренных те, кто просил позвать священника или умолял дать сигаретку?

Это выдумки, что перед смертью просят дать закурить. Может, осужденному еще и чарку налить? Знаете, у этих людей были свои сигареты, и они уже успевали вдоволь накуриться. А потом, их мысли в последнюю минуту не о сигарете – они думали, чем все это закончится.

И все-таки странно, что расстреливали из мелкокалиберной винтовки, ведь пистолет намного удобнее.

Выбор оружия – дело исполнителя. Главное приговор исполнить…

Приговоренного к смертной казни держали за обе руки помощники исполнителя. Тот с винтовкой подходил сзади и…

И нажимал на курок.

А если перед казнью преступник падал на колени или на пол, тогда как?

Его все равно поднимали. В лежащего не стреляли.

Как исполняли приговор в отношении женщин, приговоренных к смертной казни?

По-моему, за период независимости в Киеве не был приведен в исполнение ни один приговор в отношении женщин.

- … Выстрел, человек падает. И только после этого с него снимают наручники?

Да. Медик зафиксировал смерть – и снимаются наручники. Бывали такие случаи, что уже и смерть наступила, но из трупа еще выходит воздух, слышен хрип. Но это редко случалось.

Доплачивали исполнителям за эту работу?

Доплачивали. И дополнительный отпуск давали, по-моему, до 15-ти суток. Мы делали грязное дело, для себя грязное.

Почему вы так считаете?

Одно дело - сидеть в кресле, а другое – убирать грязь на улице.

Простите за натурализм, но не могу не спросить: когда расстреливали, кровь на стоящих рядом не брызгала?

Нет, пуля от мелкашки брызг не дает. Исполнитель и его помощники надевали обычные синие халаты, такие выдают уборщикам.

Где хоронили смертников?

До открытия крематория их хоронили в одном из районов Киевской области. В лесу был выделен участок примерно полтора гектара, обнесенный забором… Он был под круглосуточным надзором, то есть его охраняли, дабы никто туда не залез…

И на этом участке никаких могильных холмиков нет?

Холмиков нет. Может только столбик стоять и там какая-то цифра написана… С появлением в Киеве крематория трупы стали сжигать там.

Захоранивали без священника?

А родственникам какие-то личные вещи, ценные, к примеру, передавали?

Если были ценные вещи, то их отдавали родственникам. Но, как правило, у казненных ценностей не было. Одно барахло.

Ну а если золотые коронки?

Их никто не снимал.

В крематории знали, кого сжигали?

Была договоренность с руководством СИЗО… И в очереди там никто не стоял. И никаких вопросов не возникало.

Напоследок спросим вас, Иван Иванович, почему вы решили пооткровенничать с журналистом на столь деликатную тему?

Надоела писанина и выдумки несведущих людей в средствах массовой информации на эту тему. Кроме того, все тайное рано или поздно станет явным, а в нашем случае это очевидно, ведь высшая мера наказания отменена.

P.S. В нашей стране уже давно отменена «расстрельная статья». В апреле 2001 года Верховна Рада приняла Уголовный кодекс, в котором смертная казнь была заменена на пожизненное заключение. А в 2002-м Украина присоединилась к Протоколу №13 Европейской конвенции о правах человека, предусматривающего полную отмену смертной казни при любых обстоятельствах - в мирное и военное время.


Правда ли то, что палачей из Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана отправляли в командировки в другие союзные республики, где годами не находилось желающих привести в исполнение «вышку»? Правда ли то, что в Прибалтике вообще никого не казнили, а всех приговорённых к высшей мере наказания увозили расстреливать в Минск?

Правда ли то, что за каждого казнённого палачам выплачивали солидные премиальные? И правда ли то, что женщин в Советском Союзе расстреливать было не принято? За постсоветский период вокруг «вышки» было создано столько расхожих мифов, что разобраться, что в них правда, а что домыслы, едва ли возможно без кропотливой работы в архивах, на которую может уйти не один десяток лет. Нет полной ясности ни с довоенными казнями, ни с послевоенными. Но хуже всего обстоит дело с данными о том, как же приводили в исполнение смертные приговоры в 60–80-х годах.

Как правило, осуждённых казнили в следственных изоляторах. В каждой союзной республике было как минимум по одному такому СИЗО особого назначения. На Украине их было два, в Азербайджане – целых три, а в Узбекистане и Таджикистане вообще по четыре. Сегодня смертные приговоры приводят в исполнение только в одном-единственном СИЗО советских времён – в Пищаловском централе Минска, известном также под названием «Володарка». Это уникальное место, единственное в Европе. Казнят там примерно по 10 человек в год. Но если пересчитать расстрельные СИЗО в советских республиках сравнительно легко, то сказать с уверенностью, сколько таких специализированных изоляторов было в РСФСР, едва ли сможет даже самый подготовленный историк. К примеру, до последнего времени считалось, что в Ленинграде в 60–80-е годы осуждённых вообще не казнили – негде было. Но оказалось, что это не так. Не так давно в архивах обнаружились документальные подтверждения того, что приговорённого к высшей мере наказания 15-летнего подростка Аркадия Нейланда расстреляли летом 1964 года именно в Северной столице, а не в Москве и не в Минске, как считалось ранее. Стало быть, нашлось всё-таки «подготовленное» СИЗО. И едва ли Нейланд был единственным, кого там расстреляли.

Есть и другие расхожие мифы о «вышке». К примеру, принято считать, что в Прибалтике с конца 50-х годов вообще не было собственных расстрельных команд, поэтому всех осуждённых к высшей мере наказания из Латвии, Литвы и Эстонии этапировали на расстрел в Минск. Это не совсем так: смертные приговоры приводили в исполнение и в Прибалтике. Вот только исполнителей действительно приглашали со стороны. В основном из Азербайджана. Всё-таки целых три расстрельных команды на одну небольшую республику – многовато. Казнили осуждённых в основном в бакинской Баиловской тюрьме, а заплечные мастера из Нахичевани часто сидели без работы. Зарплаты им всё равно «капали» – члены расстрельной команды получали примерно по 200 рублей в месяц, но при этом ни премий за «приведение в исполнение», ни квартальных. А деньги это были немалые – квартальные составляли примерно 150–170 рублей, а «за исполнение» платили по сотне членам бригады и 150 – непосредственно исполнителю. Вот и ездили в командировки – подзаработать. Чаще – в Латвию и Литву, реже – в Грузию, Молдавию и Эстонию.

Другой расхожий миф – о том, что в последние десятилетия существования Союза к смертной казни не приговаривали женщин. Приговаривали. В открытых источниках можно найти информацию о трёх таких казнях. В 1979 году расстреляли коллаборационистку Антонину Макарову, в 1983-м – расхитительницу социалистической собственности Берту Бородкину, а в 1987-м – отравительницу Тамару Иванютину. И это на фоне 24 422 смертных приговоров, вынесенных в период с 1962 по 1989 год! Что же, расстреливали одних только мужчин? Вряд ли. В частности, до сих пор окутаны покровом тайны приговоры валютчицам Оксане Собиновой и Светлане Пинскер (Ленинград), Татьяне Внучкиной (Москва), Юлии Грабовецкой (Киев), вынесенные в середине 60-х.

К «вышке» их осудили, но казнили или всё-таки помиловали, сказать сложно. Среди 2355 помилованных их фамилий нет. Значит, скорее всего их всё-таки расстреляли.

Третий миф – о том, что в палачи шли, так сказать, по зову сердца. В Советском Союзе палачей назначали – и только. Никаких добровольцев. Мало ли что у них на уме – а вдруг извращенцы? Назначить же палачом могли даже обычного сотрудника ОБХСС. Среди работников органов правопорядка отбирали, как правило, тех, кто был недоволен зарплатой, кому срочно требовалось улучшить жилищные условия. Предлагали работу. Приглашали на собеседование. Если испытуемый подходил, его оформляли. Надо сказать, что работали советские кадровики отменно: с 1960 по 1990 год не было ни одного случая, чтобы палач уволился по собственному желанию. И уж точно среди сотрудников расстрельных не было ни одного случая суицида – крепкие нервы были у советских палачей. «Да, меня именно назначили, – вспоминал бывший начальник учреждения УА-38/1 УИТУ МВД Азербайджанской ССР Халид Юнусов, на счету которого приведение в исполнение более трёх десятков смертных приговоров. – Я шесть лет до этого ловил взяточников. Надоело, только врагов себе наживал».

Как же, собственно, проходила сама процедура казни? После оглашения судом приговора и до приведения его в исполнение проходило, как правило, несколько лет. Всё это время смертника содержали в «одиночке» тюрьмы того города, в котором шёл суд. Когда все поданные прошения о помиловании отклонялись, приговорённых перевозили в специзолятор – как правило, за несколько дней до печальной процедуры. Случалось, что заключённые томились в ожидании казни по нескольку месяцев, но это были редкие исключения. Зэков стригли наголо и переодевали в одежду из полосатой ткани (светло-серая полоса чередовалась с тёмно-серой). О том, что их последнее ходатайство о помиловании было отклонено, приговорённым не сообщали.

Тем временем начальник СИЗО собирал свою расстрельную команду. В неё помимо врача и палача входили сотрудник прокуратуры и представитель оперативно-информационного центра УВД. Эти пятеро собирались в специально отведённом помещении. Сначала сотрудник прокуратуры знакомился с личным делом приговорённого. Затем так называемые контролёры по надзору, два или три человека, вводили в помещение осуждённого в наручниках. В фильмах и книгах обычно следует пассаж, в котором смертнику объявляют о том, что, мол, все его ходатайства о помиловании отклонены. На самом деле отбывающему в последний путь об этом никогда не сообщали. Спрашивали, как звать, где родился, по какой статье сидит. Предлагали расписаться в нескольких протоколах. Затем сообщали, что нужно будет составить ещё одно прошение о помиловании – в соседнем помещении, где сидят депутаты, и подписать бумаги нужно будет при них. Уловка, как правило, действовала безотказно: осуждённые на смерть бодро шагали навстречу депутатам.

А за дверью соседней камеры не было никаких депутатов – там стоял исполнитель. Как только приговорённый заходил в помещение, следовал выстрел в затылок. Точнее – «в левую затылочную часть головы в области левого уха», как того требовала инструкция. Смерт-ник падал, раздавался контрольный выстрел. Голову убитого обматывали тряпкой, смывали кровь – в помещении был специально оборудован кровосток. Входил врач, констатировал смерть. Примечательно, что палач никогда не стрелял в жертву из пистолета – только из мелкокалиберной винтовки. Говорят, что расстреливали из «макарова» и ТТ исключительно в Азербайджане, но убойная сила оружия была такова, что с близкого расстояния осуждённым буквально разносило головы. И тогда решено было расстреливать осуждённых из наганов времён Гражданской войны – у них был более щадящий бой. Кстати, только в Азербайджане осуждённых на казнь перед процедурой накрепко связывали, и только в этой республике было принято объявлять осуждённым, что все их просьбы о помиловании отклонены. Почему так – неизвестно. Связывание жертв действовало на них настолько сильно, что каждый четвёртый умирал от разрыва сердца.

Примечательно и то, что документы о приведении приговора в исполнение сотрудники прокуратуры никогда не подписывали до казни (как предписывала инструкция) – только после. Говорили – плохая примета, хуже некуда. Далее покойника укладывали в заранее приготовленный гроб и везли на кладбище, на особый участок, где хоронили под безымянными табличками. Ни имён, ни фамилий – только порядковый номер. Расстрельной команде выдавали акт, и в тот день все четверо её членов получали отгул.

В украинских, белорусских и молдавских СИЗО, как правило, обходились одним палачом. А вот в грузинских специзоляторах – в Тбилиси и Кутаиси – таковых числился добрый десяток. Разумеется, большинство из этих «палачей» никогда никого не казнили – только числились, получая по ведомости большую зарплату. Но к чему правоохранительной системе было содержать такой огромный и никому не нужный балласт? Объясняли так: сохранить в тайне, кто именно из сотрудников СИЗО расстреливает приговорённых, не представляется возможным. Всегда проговорится бухгалтер! Так вот, чтобы ввести в заблуждение и бухгалтера, в Грузии и ввели такую странную систему выплат.