Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

А.И. Солженицын больше известен российскому читателю не как автор художественных произведений, а как диссидент, человек трагической судьбы, гонимый и преследуемый, восставший против государства и власти. Почти четверть века в нашей стране существовал запрет на публикацию его книг. Конфликт писателя с государством завершился насильственным изгнанием его из России. Главной причиной высылки послужил первый том «Архипелага ГУЛАГ», …

Творческий путь А.Т. Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских поэтов, начался в середине 20-х годов XX века. До войны основной темой его лирики была русская деревня, проблема коллективизации и зарождавшегося колхозного хозяйства. Во время войны Твардовский работал фронтовым корреспондентом, одновременно создавая главный труд своей жизни — поэму «Василий Теркин». «Книга про бойца» принесла …

Военная тема — ключевая в творчестве А. Твардовского. Она присутствовала на всем протяжении его жизни. Тема эта проявлялась то как быстрый поэтический всплеск-отклик на событие, то становилась целой поэмой, в которой была глубина исторического обобщения. Всегда, начиная с первых военных дней, в его стихах совершенно отсутствовали фальшивые ноты, высокопарные слова и ура-патриотические настроения. В изображении …

Тема соотношения героя и народа в поэме Твардовского «Василий Теркин» занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих …

«Книга про бойца», как назвал А.Т. Твардовский свою поэму «Василий Теркин», создавалась на протяжении суровых военных лет с 1941 по 1945 год. В ней в простой и доступной каждому форме отразился военный быт, нелегкая доля солдата, психология человека на войне, а также философские размышления о жизни и смерти, славе и страданиях русского солдата-богатыря. Прообраз главного …

Двадцатый век - это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы «боль времен своею собственной болью». Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства.

Судьба и творческий путь В. Маяковского - яркий пример страстного служения искусству в трагическое для родины время. Его называли «поэтом-бунтарем», «поэтом-трибуном», потому что в своих стихах он выступал против тех норм и правил общественной жизни, которые уничтожают в человеке человеческое, призывал «давать» такое «новое искусство, чтобы выволочь республику из грязи».

Тема назначения поэта и поэзии - особая в творчестве каждого поэта. Но у Маяковского эта тема наиболее глубоко выявила особенности его лирического героя. В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) Маяковский создал яркий образ своей поэзии: он вынужден играть ноктюрн на флейте водосточных труб. В этом стихотворении была сформулирована творческая задача поэта - преображение жизни средствами поэзии. Но в творчестве зрелой поры эта задача обретает иной смысл: поэзия должна «стать на службу» «приближения будущего», утверждать новые человеческие отношения, основанные на принципах свободы личности, радости творческого труда, любви и братства. В поэме «Человек» поэт пишет: «И только боль моя острей, стою, огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви».

Ранние стихотворения Маяковского считаются футуристическими. Но он пошел дальше своих собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех. После революции имя Горького стало символом буревестника, Блок воспринимался «как трагический поэт эпохи», услышавший музыку революции, Маяковский вошел в нашу культуру ее поэтическим знаменосцем, верящим в светлое будущее страны. Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству. Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу. Многие не понимали и не понимают поэта, считая его временным глашатаем революции, сам же поэт Маяковский утверждал обратное:

громаду лет прорвет

как в наши дни

вошел водопровод,

сработанный

еще рабами Рима.

И я думаю, что он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Маяковского волновал вопрос о роли и месте искусства. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) он продолжает традиции разговора о литературе, ее месте в жизни общества, ее гражданственности:

Гражданин фининспектор!

Простите за беспокойство.

Спасибо…

не тревожьтесь…

я постою…

У меня к вам

деликатного свойства:

в рабочем строю.

Напряженный труд поэта, ищущего нужное слово, отражен в афористических строчках «Разговора с фининспектором о поэзии»:

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и презрениях, что в ту пору по силе идеи, выраженной в его стихах, сопоставить с ним было некого. Многие поэты, не приняв революции, уехали в другие страны, другие творили в более интимном, узком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходящих событий. Наш современник Евтушенко верно отметил, что поэт в России больше, чем поэт. Это полностью можно отнести к Маяковскому. Как он хотел быть понятым! Какой только травле он ни подвергался, но оставался верен себе, не изменяя своих убеждений в зависимости от смены власти. Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский писал:

Я к вам приду

в коммунистическое далеко

как песенно-есененный провитязь.

Мой стих дойдет

через хребты веков

и через головы

поэтов и правительств.

Вступление к поэме - это политическая декларация, это рассказ о времени и о себе, обращенный в будущее. Во время работы над поэмой Маяковский готовил выставку «20 лет работы», то есть своеобразный отчет перед читателями. И поэма стала как бы итогом, обобщившим творческий опыт поэта и его размышления о поэзии. В тот период шла острая борьба представителей различных литературных течений. Поэты «чистого искусства» утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, а Маяковского они назвали «мелкобуржуазным попутчиком». Во вступлении к поэме «Во весь голос» показаны отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. Маяковский говорит о том, что поэзия, прежде всего, должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к орудию, потому что сейчас это необходимо, нужно бороться с разной дрянью, поэтому он «себя смирял, становясь на горло собственной песне».

Бухарин писал, что «надоело читать «агитки Маяковского», ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд сравнивать таких разных, таких великих и гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: «Толстой в литературе есть, а Чехова - нет». У каждого поэта было свое миропонимание, которое они выражали в своем творчестве. Трагизм положения Маяковского в мире непонимания приводит его к самоубийству. Возможно, это была минутная слабость, возможно, травля поэта. Но 14 апреля 1930 года Маяковского не стало. Не были завершены творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского, осталось завоеванное право быть первым в рабочем строю. Злопыхатели даже рифму поэта, его манеру выделять каждое слово превращали в меркантильность. Маяковский гневно отвечал врагам:

не накопили строчки,

краснодеревщики

не слали мебель на дом.

свежевымытой сорочки,

скажу по совести,

мне ничего не надо.

Да, Маяковский был партийный поэт, он и не отрицал этого. Он искренне верил в светлое коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал во вступлении к поэме «Во весь голос », дают четкое представление о его идейной направленности:

Явившись

в Це Ка Ка

светлых лет,

над бандой

поэтических

рвачей и выжиг

я подыму,

как большевистский партбилет,

все сто томов

партийных книжек.

Поэт ценил верность высокому долгу прежде всего, даже если бы «собратья по перу» его распяли.

Маяковский, выдающийся поэт начала XX столетия, долгое время несправедливо считался автором, который писал в основном на агитационно-революционные темы, но это не совсем верно. Маяковский очень разноплановый поэт. Да, он жил в то время, когда революции сменяли одна другую, а ликование быстро переходило в репрессии. Да, он много писал на эти темы, но темы любви, природы, смысла человеческой жизни, и особенно тема творчества и поэта, составляют значительную часть его поэзии.
Творчество Маяковского - это обращение к обществу и к читателю. Стихотворение «А вы смогли бы?» (1913г.) показывает, насколько тонка душа поэта. Поэт видит прекрасное в мелочах и спрашивает общество: «А вы /ноктюрн сыграть/ могли бы/ на флейте водосточных труб?» Само название - это начало риторического вопроса, который задается всему человечеству. Полный вопрос лирический герой задает уже под конец стихотворения и не ждёт ответа, потому что знает, что большинство ответит: «Нет! Не могли бы!» Видеть прекрасное в малом, незаметном - это удел избранных. Пронизанное метафорами стихотворение отражает глубокий внутренний мир автора и его глубокое восприятие мира, каждая деталь которого глубоко поэтична. То, как автор использует метафоры, сопоставляя несопоставимое, показывает тонкую душу поэта, его умение видеть прекрасное в самом неожиданном.
Но творчество для Маяковского не только возможность донести до читателя свои мысли и переживания, это ещё и тяжёлый труд. Об этом автор говорит в «Необычайном приключении, бывшем с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920г.). Разговор солнца и лирического героя, самого Маяковского, посвящён тому, зачем солнцу светить, а поэту писать. Ведь оба эти ремесла не из легких, но оба они несут ясность, свет и просвещение: «Я буду солнце лить своё,/а ты - своё,/стихами». Оба, и солнце, и поэт, противостоят тьме этого мира, стараясь освещать путь. Главная мысль стихотворения – воздействие поэтического слова на всё происходящее в мире необычайно сильно . Поэтому Маяковский заслуженно ставит себя на одно место со светилом, ведь у обоих лозунг «Светить всегда,/светить везде,/до дней последних донца,/светить -/и никаких гвоздей!» И хотя стихотворение пронизано шутливой иронией, воспринимается оно как притча.
В другом своём произведении – поэме «Во весь голос» (1930г.) – Маяковский также обращается к теме поэта и поэзии. В поэме обобщены творческий опыт поэта и его размышления о предназначении лирического творчества. Представители «чистой поэзии» утверждали, что искусство не должно отражать грубую действительность, но Маяковский твердо верил, что его стихи - это оружие, которое выживет и дойдет до далекого будущего, а поэт – исполнитель трудной работы ради прекрасного будущего. Всё это роднит поэзию Маяковского с лучшими представителями русской литературы – А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, А.А. Блоком и многими другими. В незавершённом вступлении к поэме поэт говорил, что поэтическое слово должно донести до читателя не только мысль, но и побудить его к действию – построению нового будущего. Поэтому его стихи полны обличения мещанского благополучия, меркантильных интересов, бюрократических проволочек и других недостатков буржуазной системы, которую ещё не удалось изжить до конца. Не раз Маяковский хотел «строчить романсы», рассчитанные на пустословов, но «себя смирял», становясь на «горло собственной песне», чтобы выполнить главное предназначение поэта – врачевание человеческих душ путем обличения человеческих пороков и указание пути к исправлению этих самых пороков. В. Маяковский чувствует в себе силу, которая поможет ему сделать шаг «через лирические томики» и «как живому говорить с живыми». Но чтобы стих звучал, не умолкая, ему надо «трудом громаду лет прорвать».
Таким образом, тема предназначения поэта и поэзии решается Маяковским в духе лучших традиций русской поэзии. Назначение поэзии и поэта - это непрестанное обращение к человеческому духу и разуму. Поэзия должна побуждать людей видеть прекрасное в самом обыденном, она должна заставлять думать, тревожа ум и сердце, должна призывать людей к совершенствованию себя и мира. Имя Владимира Маяковского стоит наряду с такими поэтами, как Пушкин и Лермонтов, Тютчев, Есенин и Бродский, которые своим творчеством проповедуют идеи свободы, любви к человеку и природе, жизни, любви к женщине, а также идеи важности поэзии в жизни человека. Поэтому, пока живы эти идеи, будет жить и творчество Маяковского, а читатели открывать в его стихах всё новые грани.

Он встал. Пегас вознёсся быстрый.
По ветру грива, и летит,
И сыплются стихи, как искры.
Из-под сверкающих копыт.
Н.Гумилёв
Поэт... Звучит гордо. И только от самого поэта зависит - насколько гордо: от его личности, а значит, и от его поэзии.
С самых ранних творческих опытов начинающего поэта видно, какую стезю он изберёт в дальнейшем: будет ли поэтом-философом, поэтом-дидактиком, поэтом «чистого искусства» или поэтом-граж- данином. Но каждый из них - прежде всего творец, и каждого интересует тема поэта и поэзии. В. В. Маяковский относится к числу последних: он был рупором эпохи, обличителем, бунтарём. Оружие Маяковского в борьбе против обывательщины и царизма и за справедливость и революцию - «железный» стих. Вопрос о месте, роли и миссии поэта в мире является одним из главных в его лирике, равно как и вопрос о «рождении» стихов.
Маяковский - футурист, новатор. Он всеми силами души ратовал за прогресс, причём стремительный, за переворот, а, как известно, всё начинается со Слова. Он считал, что именно поэт должен подготовить идейную почву для быстрого социально-политического скачка - в этом его миссия. Поэтому в стихотворении «Приказ по армии искусства» (1918) он призывает «братьев по песенной беде» (М. И. Цветаева) к пересмотру истин («Довольно грошовых истин. // Из сердца старое вытри»), к обновлению творческой тематики, к обращению взора с вечных на злободневные проблемы:
Улицы - наши кисти.
Площади - наши палитры.
Причём делать это надо стремительно:
Довольно шагать, футуристы,
В будущее прыжок!..
Громоздите за звуком звук вы
и вперёд,
поя и свища.
Поэт должен вести общество в будущее, озаряя путь факелом своего творчества. По Маяковскому, поэт - художник. Он должен показывать всё наглядно, без прикрас, именно не описывать, а отображать, не гнушаясь «низкими» предметами. Маяковский, живя в XX веке, подчёркивает, что поэт - певец насущного, историк, а не философ, обличитель; он - ремесленник, не случайно поэтическое творчество, по мнению автора, замещает работу на заводе. Символично и само название его стихотворения - «Приказ по армии искусства». В армии - уравниловка, одинаковое обмундирование. По мнению Маяковского, время накладывает и на поэтическое творчество определённые штампы, подводит стихотворцев под общий стандарт, ибо дело у них - одно, проблемы в обществе, которые нужно освещать - одни, тематика - одна, злободневная.
Но ещё армия - это прежде всего войско. Поэты должны сплотиться, бороться за дело революции сообща. Поэты - политики:
Книгой времени
тысячелистной
революции дни не воспеты.
На улицу, футуристы,
барабанщики и поэты!
Маяковский - поэт времени, он современен. Когда Революция отметила свою третью годовщину, она упрочилась и в творчестве Маяковского. В стихах этого периода, посвящённых теме поэта и поэзии, уже не было призывов свершать перевороты, однако Маяковский призывает служить делу, открытому революцией. Стихотворение 1920 года «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче » отражает эту обновлённую, но в корне сохранённую концепцию. Миссия поэта - светить! Труд поэта сродни свету солнца - не зря гость-Солнце говорит поэту:
Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдём, поэт,
взорим,
вспоём
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
а ты - своё,
стихами.
Мир ещё сер, в нём царят хлам и хаос - его надо озарить. В сером мире, полном тривиальностей, поэт вынужден заниматься рутинной работой, и эта будничная работа притупляет энтузиазм:
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!
Но во имя большого приходится жертвовать малым. Солнце (когда поэт выражает зависть) подчёркивает, что и его труд тоже кропотлив, тяжёл, но нужно преодолевать все препятствия, коль скоро ты - Свет:
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
- Поди, попробуй! -
А вот идёшь -
взялось идти,
идёшь и светишь в оба!
По Маяковскому, поэт - носитель света, Прометей. Поэт - борец с насущными общественными проблемами. Его оружие - стих- свет: иногда - свет звёзд, иногда - солнца. Параллель «поэзия - свет солнца или звёзд» пронизывает всю лирику Маяковского. Страна погружена во мрак, и её необходимо озарить, и сделать это должен поэт, покоритель «баррикад сердец и душ». Однако Маяковский, будучи реалистом, понимал, что осуществить эту миссию почти невозможно: общество настолько погрязло в пороках, что это практически не исправишь. Ему остаётся только усердно выполнять эту свою миссию, заранее обречённую на провал. Долг поэта требовал светить, во-первых, чтобы не запятнать общественной грязью свою душу, противопоставить себя чёрно-серой массе, а во-вторых, чтобы - если это ещё возможно - повлиять хотя бы на кого-то, даже если большинство уже необратимо духовно погибло. Стихотворение «Послушайте!» - тому пример:
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Если хотя бы один человек стремится к звёздному свету, поэт должен одарить его этим светом. Ведь, несмотря на то что люди к свету не тянутся, совсем без света жить невозможно.
Это стихотворение писалось до революции, и в нём, конечно, меньше оптимизма, чем в «Необычайном приключении...». Именно революция не позволяла поэту отчаяться так, как отчаивались его предшественники - А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Вера в то, что в конечном счёте «поэтин» труд принесёт результаты, согревала. Отсюда - бунтарский дух вместо меланхолии, темперамент вместо мелодичности (именно о таких «темпераментных» стихах и стихотворцах строки Гумилёва, выбранные в качестве эпиграфа: огонь и стремительность, искры и порыв), громогласное обличение вместо отшельничества.
В более поздний период творчества Маяковский создал полушутливое стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), имеющее глубокий, серьёзный подтекст. Он развил те мысли, которые вложил в более ранние произведения: труд поэта тяжёл, порывист, благороден и светел. Это - не праздность, как считали многие люди, не « пользование чужими словесами ». Поэзия требует много затрат («Какие издержки в моём производстве// и сколько тратится на материал... Гражданин фининспектор, // честное словно, // поэту // в копеечку влетают слова») и риска («езда в незнаемое»), много усилий:
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
Несправедливо, что с поэта взыскивают налоги, как с простых обывателей: он, в отличие от них, отдаёт всю душу и все силы своему делу, служению народу. Сам постепенно губя здоровье, а следовательно, подбираясь к смертной черте, дарит бессмертие всем окружающим, очень часто недостойным этого. Он жертвует желанными поэтическими темами во имя нужных, наболевших - вечными ради злободневных.
Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» -логическое продолжение более ранних произведений на эту тему. Хотя здесь мотив «поэзия - свет» отчётливо не звучит, он заменяется другим: «поэзия- огонь» («испепеляющее слов этих жжение»; «рифма - фитиль» и т. д.). Основные аспекты темы, раскрытые в этом стихотворении: творческий процесс (как рождаются стихи), трудности поэтического поприща, место поэта в мире. Автор реабилитировал поэтическую профессию, определил её значимость:
Нет!
И сегодня
рифма поэта -
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Поэтическое творчество, по Маяковскому, - сочетание труда и таланта. Маяковский не считал поэзию плодом вдохновения, детищем Музы. Он сам, напротив, выуживал строчки, считал поэзию кропотливой и скрупулёзной работой; но поэтический труд - это воплощённый свет.
В. В. Маяковский глубоко и полно осветил тему поэта и поэзии в своей лирике. Подача этой темы варьируется, однако общие принципы и тезисы сохраняются: поэт - свет; поэт - певец злободневного, современного; поэзия - тяжкий труд, который не оценивается современниками, но будет воспринят потомками; поэзия - кропотливая работа, дающаяся не столько вдохновением, сколько терпением.
Слог Маяковского ярок и оригинален, однако лишён нарочитых словесных украшений, ведь о том, злободневном, рутинно-бытовом, о чём пишет поэт, не нужно писать красиво, хотя надо писать достойно. Многочисленные тире символизируют стремительность: порыв Гения и темперамента, ритм жизни. Даже в художественной, а не только идейной стороне стихотворчества, Маяковский раскрыл тему поэта и поэзии (например, показал закономерность некоей грубости слога: ведь пишет часто о грубом и живёт в грубом времени). Современники называли Маяковского инкрустатором: он не вписался органично в поэтическую плеяду XX века, а ворвался в неё. Он стоит в истории литературы особняком. И это потому, что Маяковский во всём был оригинален: и в своей бескомпромиссности, и в поэтическом стиле, и даже в том, что тема поэта и поэзии у него - не вечная, а злободневная, раскрытая под углом времени. Хотя сама поэзия, по его мнению, - вечна. Как свет Солнца и Звёзд.

«Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского».

Поэзия – вся! – езда в

незнаемое.

В. Маяковский

Цель урока : продолжить знакомство учащихся с творчеством В. В.

Маяковского.

Задачи:

1. познакомить учащихся с произведениями Маяковского, в которых отражена тема поэта и поэзии;

2. проследить связь между воплощением данной темы Маяковским и поэтами 19 века.

Учитель сразу после организационного момента читает стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!».

Учитель: Поэт - та же звезда. И если поэты рождаются на Земле, значит это кому-то нужно.

Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт - эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией.

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты - Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

Домашним заданием к сегодняшнему уроку было вспомнить из курса 10 класса, что говорили о роли поэта и поэзии классики русской литературы XIX века.

Домашнее задание давалось по группам: 1 группа готовила выступление о теме поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина, 2 группа – в лирике М. Ю. Лермонтова, 3 группа – в лирике Н. А. Некрасова.

(Ответы учащихся)

А. С. Пушкин

    Поэт – пророк; поэзия – «эхо» народной жизни.

    Задача поэта и поэзии – «чувства добрые я лирой пробуждал»; «Глаголом жги сердца людей»

М. Ю. Лермонтов

    Поэт – светоч; поэзия –«острое оружие в борьбе с общественным злом»

    Задача поэта и поэзии – «Звучать, как колокол, на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»

Н. А. Некрасов

    Поэт – гражданин; поэзия – Муза – сестра народа.

    Задача поэта и поэзии – «Сеять разумное доброе, вечное». «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь».

Сегодня мы поговорим о том, как эту тему, тему поэта и поэзии, представил в своих произведениях Владимир Владимирович Маяковский.

Все его творчество пронизывает тема поэта и поэзии. гордился тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: « Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне событий 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. Раннее творчество Маяковского напрямую связано с футуризмом. Давайте вспомним основные положения манифестов футуристов. У вас на партах лежат карточки. Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма (см. Приложение № 1).

(Ответы учащихся)

    создание новых форм;

    броские названия;

    ломаный стих;

    антиэстетизм;

    атеизм;

    эпатаж, игра;

    эксперименты со словом.

Маяковский вслед за футуристами призывал:

Искусство «вынести на улицы»;
- слово нацелить на чтение вслух;
- заставить искусство «будить и будоражить!» людей.

Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм, слово, соединил политику и лирику, себя и свою страну.

Поэзия становится оружием. Поэт должен служить сегодняшнему дню, его заботам .

Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира, бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать; наиболее сильно это проявилось в стихотворении "Нате !" (1913):

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.


Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.

По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. Вспомним стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).

Это задорное, шутливо-фантастическое и в то же время очень серьёзное стихотворение построено на игре двух значений слова «заходить».

Поэт, живя в подмосковной дачной местности Пушкино, каждый вечер видел, как заходит солнце. Рассказывают, что он шутя, говорил: «Заходит, заходит, а вот зашло бы ко мне». Чтобы читателю верилось в бывшее с поэтом «необычайное приключение», он нарочно упоминает житейские подробности: фамилию владельца дачи в подзаголовке, приметы местности, свою перегруженность работой.

«Необычайное приключение» не просто шутка, а стихи о назначении поэта и поэзии. Солнце напоминает поэту, что оба они делают, в сущности, одно дело: борются с тьмой, поэтому солнце и поэт Маяковский – союзники.

Ты да я,

Нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

взорим, вспоем

у мира в сером хламе,

я буду солнце лить свое,

а ты – свое,

стихами.

Солнце и поэт обстреливают лучами и стихами тени ночи, рушат враждебную свету мрака:

Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца,
Светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца.

Теме поэта и поэзии в 20-е годы В.В. Маяковский посвятил много стихотворений. Задуман был и роман, в центре которого должно было быть изображение литературной жизни и быта, борьбы школ. Однако роман написан не был.

Групповая работа. Анализ стихотворение В.В. Маяковского.

1 группа «Юбилейное» (1924г)

    Как в стихотворении «Юбилейное» связаны любовная тема, строки о Пушкине, о современной жизни?

    Какие черты личности в творчестве А. Пушкина ценит В. Маяковский?

    Какую роль играет концовка стихотворения?

Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в стихотворении "Юбилейное"(1924), посвященном 125-й годовщине со дня рождения

А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина, говорит о живости его слога и поэзии даже в современное ему, Маяковскому, время.

Александр Сергеич,

да не слушайте ж вы их!

Может,

один

действительно жалею,

Что сегодня

нету вас в живых.

Мне

при жизни

с вами

сговориться б надо.

Скоро вот

и я

умру

и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:

Вы на Пе,

а я

на эМ…
Были б живы -
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы

и агитки
вам доверить мог.

Раз бы показал:
- вот так-то, мол,
и так-то...
Вы б смогли -
у вас
хороший слог.

Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!

2 группа «Сергею Есенину» (1926)

    Как в стихотворении «Сергею Есенину» сочетаются глубокий лиризм, грустная ирония и гневная сатира?

    Против кого и чего выступает поэт?

    Какие идеалы он защищает?

Стихотворение стало ответом на предсмертные строки Есенина:

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Пессимизму С. Есенина Маяковский противопоставил оптимистичное звучание финала стихотворения «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней»

Среди поэтов, которых Маяковский ценил, Есенин занимал особое место.

Боль за несчастную судьбу соратника по «звонкому» мастерству; «забулдыги-подмастерья» - это глубокая боль «народа – языкотворца». В глазах Маяковского Есенин – настоящий поэт, он «умел то, что «другой на свете не умел». Впервые Маяковский смело связывает лучшее в творчестве С. Есенина с народом.

3 группа " " (1924).

    Что стало причиной воображаемого «разговора» поэта с фининспектором, человеком далёким от творчества?

    Какой взгляд на поэзию, творчество отстаивает В. Маяковский?

Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении " Разговор с фининспектором о поэзии " (1924). Это его произведение является одним из ключевых для понимания того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово "поэт". В стихотворении видно противопоставление обыденного факта - визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением.

Прежде всего, Маяковский говорит о поэте как о труженике, человеке, который не даром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Труд мой любому труду родствен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия - нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд. Необходима шлифовка каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы оно "сверкало всеми гранями":

Поэзия -

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

4 группа Поэма "Во весь голос" (1930).

    Что стало причиной обращения В. Маяковского «к товарищам потомкам»?

    Какой взгляд на поэзию отстаивает В. Маяковский в разговоре с потомками?

    Каким новым содержанием наполняет поэт образ «воюющих» стихов?

В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму "Во весь голос" (1930), которая является как бы его поэтическим завещанием, поэт подводит итог своей 20-летней деятельности. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать "о времени и о себе".

Я ассенизатор

и водовоз, революцией

мобилизованный и призванный.

Слушайте,

товарищи потомки,

Агитатора,

горлана-главаря.

Заглуша

поэзии потоки,

Я шагну

через лирические томики,

Как живой

с живыми говоря.

Поэт борется с грязью и "мразью" жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. "Водовоз" противопоставляется тем, кто "строчит романсы", кто "мандолинит из-под стен", создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.

По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками. Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него. Поэма “Во весь голос” по своей тематике перекликается с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный»” - в ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку своему творчеству, его общественному значению. Маяковский считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству новой, лучшей жизни. Про Маяковского можно сказать, что он действительно бескорыстно служил людям, презирая личную славу:

Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь...

Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, мы, потомки, помним и любим поэта и гражданина Владимира Маяковского!

Я хочу
быть понят моей страной,
а не буду понят, -
что ж,
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

- Кто же такой, по Маяковскому, поэт ?

(«поэт рабочий»; народоводитель и одновременно народный слуга», светило, солнце»)

- Что такое поэзия?

(поэзия – грозное оружие, стих – рядовой, рифмы – «пики», а творчество – «строчечный фронт», поэтому его стих явится в будущее «весомо, грубо, зримо…»

«Поэзия та же добыча радия в грамм добыча,- в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».)

- Каковы же задачи поэта и поэзии?

(«Светить всегда, светить везде до дней последних донца», «Быть полезным народу»)

Завершающая часть урока – тест с самопроверкой

Приложение № 1

Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма:

1. использование слов в их изначальном значении;

2. эксперименты со словом;

4. искусство не должно отражать действительность;

5. атеизм;

6. создание новых форм;

7. броские названия;

8. выражать сокровенное, несказанное;

9. ломаный стих;

10. антиэстетизм;

11. передавать то, что лежит за пределами познания;

12. стихотворения уподобляются прекрасно сделанной вещи;

13. эпатаж, игра;

14. никакой неясности, туманности.

Самостоятельная работа

1. К чему призывает Маяковский людей искусства?

А) искусство «вынести на улицы»;
Б) творить искусство ради искусства;

В) «глаголом жечь сердца людей».

2. Выберите из приведенных ниже образных характеристик те, которые использует по отношению к себе лирический герой раннего Маяковского:

А) «я московский озорной гуляка»;

Б) «еще не ведомый избранник»;

В) «бесценных слов мот и транжир и мот».

3. Узнайте стихотворение Маяковского по цепочке использованных в нем глагольных форм или существительных:

А) зажигают – называется – надрываясь – врывается – боится – плачет – целует – просит…

Б) смазал – плеснувши – показал – прочел – сыграть могли бы.

В) сын – к отцу – кроха – секретов – детишки – папы – ответ – в книжке…

Г) били – пели – скользила – грохнулась – сгрудились – клёшить – опрокинулась – слушайте - рванулась – ржанула – стоило жить…

Варианты : «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!», «Что такое хорошо и что такое плохо?».

4. Каких классиков XIX века берет себе «в компанию» Маяковский в стихотворении «Юбилейное»?

А) М. Ю. Лермонтова;

Б) А. С. Пушкина;

В) Н. А. Некрасова;

Г) Ф. И. Тютчева.

5. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

А) Художественный прием намеренного искажения чего – либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение.

В) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

6. О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал:

А) в стихотворении «О дряни»;

Б) в поэме «Хорошо!»;

В) во вступлении к поэме «Во весь голос».

ЭПИГРАФ.

Ключ к тесту:

1. А)

2. В)

3. А) «Послушайте!»;

Б) «А вы могли бы?»;

В) «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

Г) «Хорошее отношение к лошадям».

4. Б) В)

5. А)

6. В)