Как научиться управлять своим вниманием

Внимание – инструмент, значимость которого мы часто недооцениваем. Способность достигать высокой степени концентрации на том, что важно, и выбирать из огромной массы информации то, что значимо. А между тем, для развития внимания не требуется специальных приспособлений, спортивной формы или определенного пространства. Ваша жизнь и есть это пространство, надо только решить - чем его наполнить. Куда мы тратим энергию, время, ресурс – это и есть наша жизнь. Вот несколько аргументов в пользу того, чтобы начать нарабатывать навык управления вниманием.

А что если скажу, что вы и есть внимание!? Вы фактически состоите из того, что попадает в фокус вашего внимания. Как это происходит? Ваше внимание – объектив видеокамеры. А все, что попадает в него, — пленка кинофильма о вашей жизни. Случалось ли с вами такое, когда охватывает желание начать с понедельника новую жизнь? Жизнь, которая непременно будет наполнена важными целями, сильными привычками, яркими событиями. И вот вы резво начинаете утро понедельника и даже утро вторника все еще бодритесь, а уже к среде возникают обстоятельства, которые захватывают все ваше «страстное желание». И оно, конечно же, сдается под натиском непреодолимых препятствий.

Узнаете себя? Кто в этот момент управляет объективом? Когда вы успели переключить внимание с ваших целей на обстоятельства? Научимся управлять своим вниманием — и жизнь будет такой, какую мы хотим прожить.

Вот еще аргументы:

1. То, на чем мы фокусируем внимание, - увеличивается и растет.
Хорошие отношения возможны, только если уделять им должное внимание. Чтобы стать профессионалом в какой-либо области, надо уделять внимание этой сфере и вкладывать в свое дело время и силы. Помните про 10 000 часов, которые надо наработать для того, чтобы стать мастером в своем деле? Детям тоже нужно внимание, чтобы они выросли счастливыми и открытыми, а ваши отношения становились только ближе с годами. Уметь управлять своим вниманием — значит, направлять его в то, что изменит жизнь к лучшему.

2. Внимание управляет вашими ресурсами: временем, силой, навыками.
Концентрация на конкретной задаче поможет выполнить ее быстрее и и оставить больше времени на отдых. Когда вы направляете внимание только на те вещи, которые вам важны, растет ваша личная эффективность.

3. Если вы управляете вниманием, вы усиливаете состояние осознанности.
А значит, становитесь хозяином своей жизни. Обстоятельства больше вами не управляют, это просто невозможно. Ведь вы сами решаете - чему важно уделять внимание.

С чего же начать?

На сегодня создано невероятное количество практик и упражнений на концентрацию внимания, обо всем этом написано гигабайты информации. Но раз вы продолжаете читать статью, видимо, сказано еще не все.

На своем личном опыте я заметила, что внимание бывает поверхностным. Тогда мы только скользим взглядом, моментально переключаясь с одного на другое. А бывает, что мы вдруг включаемся всеми органами чувств во что-то одно и не замечаем остальное. Весь мир для нас сосредоточен только в этом моменте. Это как раз то самое глубокое внимание. В фотографии есть схожее понятие ГРИП - глубина резко изображаемого пространства. Когда главный объект - в фокусе, а остальное размыто. Вот именно так чувствуется внимание. Когда все существо сосредоточенно только на том, куда вы решили направить свое внимание, а все остальное просто не имеет значения.

Давайте попробуем проверить, как это действует на практике.

Оглянитесь вокруг себя - какие предметы в окружении синего цвета? Заметили такие? А теперь закройте глаза и попробуйте назвать предметы зеленого цвета? Только не подглядывайте.

Ну как, получилось? Сколько предметов зеленого цвета удалось назвать? Не так много, да? А все потому, что внимание было направлено на предметы синего цвета. Это называют еще узким вниманием.
Не спешите расстраиваться, если не удалось назвать ни одного предмета зеленого цвета. У меня есть для вас хорошая новость - можно учиться расширять внимание, для того чтобы оно вмещало больше объектов. И стать в итоге хозяином своего внимания. Упражняться как в спортзале, поднимая гантели. Только в нашем случае это будет момент, когда мы раз за разом станем замечать, что отвлеклись, и возвращать себя на то, что действительно важно.

С чего же начать тренировать свое внимание?

Для начала выберите самую актуальную на данный момент задачу. Это важно, ведь намерение решить ее будет гораздо сильнее.
Например, скоро предстоит разговор с начальством об отпуске или повышении по должности, зарплаты и т.д. Задача - ощутить в этом разговоре силу и решительность.

Давайте разберем пошагово способы управления вниманием.

  1. Взять на себя ответственность.
    Это первое, что стоит сделать. А также иметь четкое намерение и решимость контролировать свое внимание, чтобы направлять на те области, которые сейчас важны для вас.
  2. Задавать вопросы.
    Они направят ваше внимание. Можно начать спрашивать себя: что поможет мне почувствовать себя решительной? Как двигается решительный человек? Какие качества есть у меня, которые говорят о силе и уверенности? Только важно не просто задавать вопросы, а искать на них ответы. Всем своим вниманием быть в этом, слышать себя, чувствовать насколько это важно, смотреть на себя, исследуя. Правильные вопросы помогают направить наш мозг на поиск ответов. Какие вопросы в этом случае правильные? Те, ответ на которые кардинально повлияет на жизнь.
  3. Стать исследователем.
    Выискивайте вниманием то, что необходимо для решения задачи. Будто пишете диссертацию на эту тему. Пусть внимательность станет привычкой, добавляйте новые акценты. Расширяйте вопросы в область чувств. Это значит осознавать не только мысли, но и чувства. Что я сейчас чувствую? Что со мной происходит? И увидите, как мозг сам высвечивает в область внимания ответы на эти вопросы, различные варианты решения задачи. И жизнь постепенно выстраивается по вашим правилам.
  4. Стать наблюдателем.
    Отмечайте - насколько долго уделяете внимание тому, что важно, а какие факторы отвлекают. Если в процессе выяснится, что внимание фокусируется на негативном, на том, что обесточивает, на том, что не получается, постарайтесь переключить его на сильные стороны, на ваши ценности и ресурсы.
  5. Создать якоря.
    Разместите «напоминалки» - повесьте картинки, поставьте будильник, попросите друга. Они будут возвращать вас к задаче, включать обратно в процесс.
  6. Погружаться глубже - держать фокус на сути.
    Например, если вы намерены что-то изучить, то важно не только внимательно слушать преподавателя или наставника, но и одновременно держать фокус на том, зачем это надо освоить.

Не старайтесь внедрять сразу все шаги из списка.
Помните про силу маленьких шагов, которая приводит к значимым результатам?

Даже если вы выберете из этого списка только один способ и будете его применять, пройдет не так много времени, прежде чем вы почувствуете первые результаты. Ведь стоит только начать, как вы заметите, что вокруг невероятно много факторов, которые пытаются забрать ваше внимание. Это поможет вам увидеть, насколько оно ценное — ваше внимание, и начать практиковать с еще большей страстью. А дальше, чем бы вы ни занимались, чтобы вы ни практиковали, по факту вы будете отрабатывать один навык - умение держать внимание на том, что для вас является важным.

Главное - расставить приоритеты. И тогда вас не будет отвлекать то, что неинтересно, непродуктивно. С развитием этого навыка обязательно будет расти осознанность. Вы станете замечать детали каждого момента и совершать осознанный выбор.

Если вы научитесь управлять вниманием, вы и сами не заметите, как стали контролировать жизнь, а точнее — жить свою жизнью, а не чужую.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

В системе Человек, состоящей из трех основных компонентов – тела, дыхания и внимания, сознание играет ключевую роль.

Мы уже говорили о том, что традиционно тело рассматривается как проекция сознания, это органическая структура, отражающая в себе живущую в ней Жизнь – Сознание, Ум. Это сложное понятие, и далее мы условно будем обозначать его как Внимание.

То, что происходит у нас в уме, полностью определяет все события в нашей жизни. Куда бы мы ни пошли и что бы мы ни сделали, решение, первичный импульс всегда рождается в мозге, в нашем уме, и приводит тело в движение. И даже якобы случайные наши действия осуществляются неосознаваемыми импульсами, идущими из нашего подсознания.

Тело ВСЕГДА реагирует на все, что происходит в нашем уме. Вы наверняка много раз сталкивались с примером того, что если представить себе, что Вы жуете лимон, во рту сразу же возникает очень специфическое ощущение и начинается обильное слюноотделение. Так тело реагирует на все, на чем хотя бы кратковременно фиксируется наше внимание. Отсюда же и возникают психоэмоциональные блоки в теле, и последующие болезни.

В нашей жизни происходит несравнимо меньше независящих от нашего выбора событий, чем мы считаем. Практически все, что с нами случается, на самом деле является нашим выбором. Болезни, несчастные случаи, отсутствие работы, плохое настроение и депрессии, синдром хронической усталости, остеохондрозы, сколиозы и грыжи позвоночника, равно как и успех, счастливая семья, здоровье свое и своих детей, счастливая и наполненная смыслом, вдохновением и энергией жизнь – это всегда исключительно наш выбор. Читай также: Все зависит только от того, на чем фиксируется наше внимание. В нашем сознании всегда потенциально присутствует весь спектр возможных переживаний и ощущений, и только мы сами в каждый момент жизни выбираем, что мы будем ощущать, о чем думать и какие эмоции испытывать. Проблема только в том, что сами мы этого, как правило, не понимаем, и своим вниманием, соответственно, не управляем, и оно подчиняется любым подсознательным программам и импульсам.

Любое состояние, которое мы более-менее регулярно переживаем в жизни, – это просто устоявшиеся схемы связей между нейронами, которые сформировались за какой-то период прошедшей жизни. Это некий стереотип мышления, стереотип работы нашего ума. Однако это - не раз и навсегда заданная данность, и эти схемы могут меняться. Нам нужно всего лишь начать тренировать свое внимание и сознательно фиксировать его на других ощущениях и переживаниях. И наше фоновое состояние неизбежно начнет меняться.

Для этого важно сделать два основных действия Высвободить накопленные напряжения на уровне нервной системы, или сознания, и на уровне тела. Мы уже говорили о том, что они тесно связаны и постоянно «перезапускают» друг друга. То есть, мы стираем таким образом, во-первых, старую устоявшуюся неэффективную схему взаимодействия между собой элементов центральной нервной системы, и, во-вторых, взаимодействия между мозгом, или сознанием, и телом. Другими словами, систему Сознание-Тело мы превращаем в чистый лист бумаги. С тем, чтобы создать на нем новый, более гармоничный рисунок. Старые схемы работы, которые нас не устраивали, мы стираем, и у нас появится возможность создать новые, - те, которые на данном этапе будут для нас более оптимальными и эффективными. Построить новые связи между мозговыми структурами и между мозгом, или сознанием, и телом. Это также достигается посредством правильной тренировки своего внимания. Проще говоря, мы должны вначале расслабить свои тело и ум, а после этого - научиться своим вниманием управлять. И все.

Эти позиции могут показаться сложными и абстрактными, однако за этими словами стоят вполне понятные, конкретные и доступные любому человеку довольно простые действия.

Упражнения для расслабления сознания, или растворения накопленных напряжений и стирания старых межнейронных коммуникаций, которые можно в формате статьи, мы с вами уже разбирали в практическом задании №1 и

Есть масса других упражнений, которые направлены на развитие этих же реакций и состояний, но их желательно осваивать с грамотным инструктором. Однако если Вы освоите хотя бы эти техники, поверьте, жизнь засветится новыми красками и перспективами. И тогда будет самое время сделать следующий шаг.

Овладение вниманием. Сюда относятся разнообразные техники концентрации внимания. Одним из простейших базовых методов развития способности к концентрации, или однонаправленному сосредоточению, является техника концентрации внимания на объекте .

Задание №7

Техника сама по себе очень проста. Садимся удобно и располагаем перед собой на удобном расстоянии небольшой предмет, на котором будет удобным сфокусировать взгляд. Расслабляемся и стараемся расслабленно и устойчиво, без отвлечений, удерживать неподвижные взгляд и внимание на предмете.

Мы неизбежно будем продолжать периодически отвлекаться, и поначалу будет казаться, что у нас получается только хуже и хуже. Так и должно быть – на самом деле Вы начинаете реально видеть, какой хаос царит в уме каждого из нас.

Однако, со временем, начнут появляться кратковременные вспышки устойчивого стабильного ясного восприятия предмета, в эти периоды сознание будет становиться пустым и не имеющим границ, как пространство, покой которого нарушить по определению невозможно. Спустя какое-то время мы снова отвлечемся, но эти краткие мгновения бесконечного покоя и ясности ума постепенно начнут продлеваться и сливаться, формируя очень сильный и устойчивый неподвижный фон в нашем уме.

Тренироваться наиболее оптимально поначалу короткими сериями, буквально по несколько минут, но часто. Постепенно, по мере развития навыка, увеличиваем продолжительность такой тренировки. Как правило, при условии регулярных занятий для получения первых ощутимых результатов необходимо 3-4 недели. Слишком обусловленным и неуправляемым на самом деле является наше внимание, Вы сами это увидите, поэтому такой, вроде бы элементарный, навык не может сформироваться быстро.

Постепенно в Вашу жизнь начнут входить мир, осознанность, уверенность, покой и радость, идущие из самой основы Вашего существа.

Вы увидите, насколько легче и приятнее становится жить. Вы перестанете РЕАГИРОВАТЬ на события и ощущения, Вы начнете самостоятельно СОЗДАВАТЬ свою реальность.

Одно-единственное упражнение может полностью перевернуть Вашу жизнь и убрать из нее множество проблем. Мозг человека, овладевшего подобными техниками, находится в состоянии, изначально заложенном в нас Природой: все его структурные элементы полноценно и эффективно взаимодействуют между собой, и все функции нашего сознания также идеально согласованы.

Теперь Вы свободны. Вы находитесь в состоянии, в котором Вы САМИ определяете события и действия, которые произойдут в Вашей жизни.

Техника концентрации внимания на объекте – базовая техника, кроме нее существует много других, они развивают опыт, полученный на этом этапе. Однако даже она одна способна совершить настоящее Чудо и полностью изменить жизнь.

Это один из самых глубоких психотерапевтических методов, когда человек не разбирается последовательно с причинами своих проблемных состояний, а разом выходит за пределы любых внутренних ограничений, напряжений и конфликтов.

Внутри каждого из нас уже заложены совершенные Здоровье, Счастье, Мир и Покой.

Введение

Понятие о внимании

Качества внимания

Заключение

Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов - предметов и явлений - человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

2. Понятие о внимании

Внимание - это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания - ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание - внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-ji икнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

3. Качества внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс, характеризующийся рядом качеств, основными из которых являются: интенсивность, объем, концентра­ция, направленность, устойчивость, активность, пере­ключение и распределение

Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления и памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома чело­веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­мание.

Объем внимания - это качество, определяе­мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки. Так, например, число одновременно воспринимаемых букв, когда они предъявляются раздельно,- не более шести. Если из них могут быть образованы слоги или слова, то число воспринимаемых и одновременно отражаемых букв может определяться количеством их в четырех - шести словах.

Концентрация внимания - это качество внимания, определяющее высокую его интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают прежде все­го избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­действий, но и в более или менее длительном их сохра­нении (удержании образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется дли­тельностью сохранения концентрированного внимания. Это - характеристика внимания во времени. Показа­тель устойчивости - высокая продуктивность деятель­ности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени Длительность интенсивного сосре­доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с возрастанием сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значе­ние для устойчивости внимания. Деятельность личности может проявляться во внешне выраженных практиче­ских действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, связанной с решением за­дач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания.

Переключение внимания - это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­ленной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности.

Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой. Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение - это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое его качество, которое определяет способность че­ловека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними. Уровень рас­пределения внимания зависит от ряда условий: от ха­рактера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятель­ности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняе­мых видов деятельности знаком человеку, причем один - до некоторой степени привычен, автоматизиро­ван (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятель­ности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь перио­дический контроль сознания, отмечается сложная фор­ма внимания - сочетание переключения и рас­ пределения .


4. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредо­точение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, резкий за­пах - может невольно привлечь внимание. Особое зна­чение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна - одна из важных особен­ностей раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание. Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не воздей­ствовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей).

Непроизвольное внимание может быть вызвано так­же чувствами, связанными с воспринимаемыми объек­тами. К причинам, вызывающим непроизвольное вни­мание, относится также влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у человека знаний и привычек.

Джеймс Клир

Блогер, предприниматель.

Концентрация внимания: что это и как работает

Начнём с самого основного: что представляет собой концентрация внимания? Согласно определению психологов, это акт направления интереса или действий на одну цель. Да, звучит скучновато, однако тут скрывается очень важная идея.

Что такое концентрация внимания

Чтобы сконцентрироваться на чём-то одном, придётся игнорировать всё остальное.

Концентрация появляется только тогда, когда мы говорим «да» одному варианту и «нет» - всем остальным. Другими словами, исключение - это необходимое условие для концентрации внимания.

От того, что вы не делаете, зависит то, что вы можете сделать.

Тим Феррис, писатель, оратор

Конечно, чтобы оставаться сосредоточенным, не требуется неизменное «нет», важно сказать «нет» сейчас, в данный момент. Позже вы можете заняться чем-то другим, но сейчас вы должны направить своё внимание только на одну вещь.

Концентрация внимания - это ключ к продуктивности. Говоря «нет» любым другим вариантам, вы открываете свою способность довести до конца одно оставшееся дело.

А теперь важный вопрос: что нужно сделать, чтобы сосредоточиться на вещах, которые имеют значение, и игнорировать бесполезные?

Почему не получается сосредоточиться

У большинства людей нет проблем с концентрацией внимания. У них трудности с принятием решения.

Мы можем убедить себя сосредоточиться на деле, если убрать с пути всё, что отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую нужно было закончить во что бы то ни стало? Вы выполняли её, потому что дедлайн принимал решение вместо вас. Может, вы и , но, как только дело вынуждает вас принять решение, вы действуете.

Часто вместо того, чтобы принять трудное решение и выбрать одно дело, мы убеждаем себя, что лучше работать в многозадачном режиме. Но это неэффективный подход, и вот почему.

Почему многозадачность не работает

Технически мы можем делать два дела одновременно. К примеру, смотреть телевизор и готовить ужин или отвечать на входящие во время телефонного разговора.

Но сосредоточиться на двух делах одновременно невозможно. Вы либо смотрите телевизор, помешивая макароны в кастрюле в фоновом режиме, либо готовите макароны, а телевизор становится фоновым шумом. В каждый отдельный момент времени вы концентрируетесь или на одном, или на другом.

Но какой бы метод вы ни использовали и как бы серьёзно ни были настроены, в какой-то момент концентрация пропадает. Как дольше оставаться сосредоточенным? Для этого нужно выполнить два простых действия.

Измеряйте свои результаты

Внимательность часто пропадает из-за отсутствия обратной связи. Естественно, ваш мозг хочет знать, получается ли у вас достигать поставленных целей.

У всех нас есть сферы жизни, которые, как мы утверждаем, очень для нас важны, но которые мы не отслеживаем. Это в корне неверный подход. Только с помощью цифр и полного отслеживания мы можем что-то предпринять, когда становимся лучше или хуже.

  • Когда я начал считать, сколько сделал отжиманий, я стал сильнее.
  • Когда я начал следить за выполнением привычки читать по 20 страниц в день, я прочитал больше книг.
  • Когда я записал свои ценности, я стал более принципиальным.

Задачи, которые я отслеживал, оставались в центре моего внимания.

К сожалению, часто мы избегаем измерения результатов, потому что боимся, что цифры будут невпечатляющими. Поймите, измерение нужно не для того, чтобы осуждать себя. Это просто обратная связь, которая необходима для понимания, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Измеряйте, чтобы открывать, узнавать, понимать. Измеряйте, чтобы лучше узнать себя. Измеряйте, потому что это поможет вам сосредоточиться на вещах, которые для вас важны.

Цените прогресс, а не показатели результата

Вторая вещь, которую вы можете сделать, чтобы дольше сохранять внимание, - сосредоточиться на процессе, а не событиях. Слишком часто мы представляем себе успех как некое событие, которое может быть достигнуто и завершено.

Вот несколько примеров.

  • Многие люди представляют здоровье как событие («Если я смогу сбросить 10 килограммов, то буду в отличной форме»).
  • Многие люди представляют предпринимательство как событие («Если бы о нашем бизнесе написали в New York Times, мы бы пришли к успеху»).
  • Многие люди представляют искусство как событие («Если бы мои картины выставили в большой галерее, я бы стал известным»).

Это лишь несколько примеров из многих, когда мы определяем успех как единичное событие. Но если вы посмотрите на людей, которые сосредоточены на своих целях, то поймёте, что значение имеют не события или результаты, а концентрация на самом процессе. Эти люди любят то, чем занимаются.

И что самое забавное, концентрация на процессе в любом случае позволит вам наслаждаться результатами.

  • Если вы хотите быть хорошим писателем и выпустить бестселлер, это прекрасно. Но единственный способ достичь этого результата - любить писать.
  • Если вы хотите, чтобы весь мир узнал о вашем бизнесе, было бы неплохо, чтобы о вас написали в журнале Forbes. Но единственный способ этого достичь - любить процесс продвижения.
  • Если вы хотите быть в хорошей форме, возможно вам действительно необходимо потерять 10 лишних килограммов. Но единственный способ достичь этого результата - любить здоровое питание и делать упражнения.
  • Если вы хотите стать намного лучше в любом деле, вы должны полюбить сам процесс. Вы должны влюбиться в построение образа человека, который занимается делом, а не просто мечтать о желаемых результатах.

Концентрация внимания на целях и результатах - это наша естественная склонность, но концентрация на прогрессе приводит к в долгосрочной перспективе.

Лайфхаки для улучшения концентрации

Даже когда вы искренне влюблены в процесс и знаете, как оставаться сосредоточенным на своих целях, ежедневная практика может привнести хаос и навредить вашей внимательности. Вот несколько дополнительных способов повышения концентрации.

1. Выберите якорную задачу

Выбирайте один (и только один) приоритет на каждый рабочий день. Хотя я и планирую завершить другие задачи в течение дня, моей приоритетной задачей является одно не подлежащее обсуждению дело, которое я должен закончить. Я называю его «якорной задачей».

Благодаря единственному приоритету мы, не задумываясь, начинаем выстраивать жизнь вокруг этого обязательства.

2. Управляйте своей энергией, а не временем

Если задача требует от вас полной концентрации внимания, запланируйте её на определённое время дня, когда у вас есть для неё силы. Например, я заметил, что моя творческая энергия выше всего по утрам. Утром я бодрый, лучше пишу и лучше принимаю стратегические решения для своего бизнеса. Поэтому я планирую все творческие задачи на утро. А все остальные рабочие дела отодвигаю на вторую половину дня: встречи, ответы на входящие, телефонные звонки и чаты в Skype, анализ и обработку числовой информации.

Практически каждая стратегия продуктивности включает совет лучше . Но само по себе время бесполезно, если у вас нет сил, чтобы выполнить задачу.

3. Никогда не проверяйте электронную почту в первой половине дня

Концентрация - это устранение всего отвлекающего. А электронная почта может оказаться самым большим отвлекающим фактором.

Если я не проверяю почту в начале дня, я могу самостоятельно составить свой распорядок дня, а не подстраиваться под распорядок дня кого-то ещё.

Я понимаю, что многим людям нет смысла ждать второй половины дня, но я хочу бросить вам такой вызов. Можете ли вы потерпеть до 10 утра? Или до 9? До 8:30? Точное время ограничения не так уж важно. Суть в том, чтобы вы могли выкроить себе время утром, когда можно сосредоточиться на том, что для вас важнее всего.

4. Оставляйте телефон в другой комнате

5. Работайте в полноэкранном режиме

Каждый раз, когда я запускаю программу на компьютере, я использую её в полноэкранном режиме. Если я читаю статью в интернете, браузер занимает весь экран. Если я пишу заметки в Evernote, я использую полноэкранный режим. Если я редактирую изображения в Photoshop, окно программы - единственное, что я могу видеть. Я настроил рабочий стол так, чтобы строка меню автоматически пропадала. Когда я работаю, я не вижу время, иконки приложений и все остальные отвлекающие вещи.

Кажется, мелочь, но в плане концентрации внимания это очень важное действие. Если вы видите иконку приложения, то у вас время от времени появляется соблазн щёлкнуть по ней. Однако если убрать визуальный сигнал из поля зрения, то и желание отвлечься пропадает через несколько минут.

6. Удалите все задачи, которые мешают вашей концентрации с утра

Я люблю делать самые важные дела с самого утра, потому что в это время ещё не появляется спешка. Поэтому я перенёс первый завтрак на полдень, чтобы высвободить немного дополнительного времени с утра на работу, а не готовку.

Независимо от того, какой стратегии вы придерживаетесь, помните, что когда мир отвлекает вас, всё, что нужно сделать - придерживаться одного дела. Вначале у вас может не получаться. Но нужно просто начать.

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью работы психики на объекте. Он выбирается у животных непроизвольно, но у людей – осознанно.

Управление вниманием для многих кажется невозможным. Они уверены, что объекты либо находятся и фиксируются сами по себе, либо требуют чрезмерного усилия воли.

Неумение управлять вниманием

Опираясь только на , многое из окружающего мира упускается. Как правило, не управляющие вниманием люди хуже усваивают информацию, дети показывают относительные низкие результаты в учебе, взрослые тревожатся из-за давно прошедших событий (еще говорят – «не умеют отпускать ситуацию»).

Проблема неумения управлять вниманием редко признается. Как правило, человек уверен, что он концентрируется на самом привлекательном предмете, что это происходит непроизвольно. Это не совсем так. Управление вниманием осуществляется человеком, он в силах концентрировать, переключать, удерживать внимание – как собственное, так и других.

Внимательность – умение сосредотачивать, концентрировать и удерживать внимание на произвольно выбранном объекте – это качество личности. Значит, его можно развивать и научиться контролировать.

Нужно с детства, потому как его коррекция у взрослого – длительный процесс. Внимательность со временем ослабевает, поэтому нужны регулярные специальные тренировки и занятия.

Рассеянность – антоним внимания. Рассеянные люди не способны быстро ориентироваться при необходимости, абстрагироваться от лишней информации.

Самомотивация

Управление вниманием – один из способов самомотивации. Во всякое удобное время стоит отвечать самому себе на вопросы «чем я занят в данный момент?», «зачем я это делаю?», «целенаправленно ли вкладываю ресурсы?», «нужно ли это сейчас?», «на что потрачено последнее время – 10 минут или полчаса?», «стоит ли результат продолжения?».

Иногда ответы бывают удивительными, ведь начальная цель была совсем иная. Но она оказалась забытой, потерянной, и по окончании деятельности получено не то, что требовалось. Это случилось из-за рассеянности, отсутствия внимания. Так объясняется причина опоздания, неудач в жизни, ошибок, необдуманных решений – часто человек делает не то, что должен, не тогда, когда нужно.

Переключение внимания происходит непроизвольно, но при хорошей тренировке его легко вернуть на необходимый объект. Занятия должны быть регулярными. Взрослым подойдут те же методы развития внимания, что и детям: найти буквы или цифры среди других символом (такие головоломки называются филворды), считать людей в красной обуви, отслеживать в новостном репортаже конкретное слово.

Саморегуляции

Управление вниманием нужно также для саморегуляции. Для нее необходимы переключение внимания и концентрация на требуемом, либо отвлечение от нежелательного.

Например, физическая боль приводит к тому, что внимание сконцентрировано на месте или органе, который болит. Помимо усиления боли из-за того, что все ресурсы психики брошены на ее ощущение, в дополнение возникает нервозность, тревожность.

А если произойдет переключение внимания с источника боли на что-то иное, требующее умственных усилий, то боль будто бы отдалиться. Попробуйте почитать вслух незнакомый рассказ, выполнить перевод текста на иностранный язык или обратно, решить математическую задачу.

Упражнения на контроль внимания

Упражнения по концентрации внимания проводят от одной минуты. Нужно неотрывно смотреть на монотонно движущийся предмет, например, часовую стрелку, барабан стиральной машины. Овладев созерцанием движущегося предмета, переходите к неподвижным. Рассматривая в течение нескольких минут объект, важно отметить его особенности. «Стакан – граненый стакан – стакан с ободком – ободок от кромки стакана расположен на расстоянии сантиметра – у стакана 8 граней – стакан прозрачный – стакан голубовато-прозрачный – стакан влажный» - так выглядит процесс осознанного рассматривания предмета. После овладения им нужно осваивать мысленное созерцание : представить себе объект со всеми выявленными особенностями. Это отличная тренировка памяти.

Начинать упражнения по мысленному созерцанию нужно там же, где проходили занятия с неподвижным предметом, после перейти в иное место.

Обычно, чтобы отыскать ключи или перчатки, люди подходят к входной двери и выстраивают цепочку: «пришел – открыл дверь – поставил чайник (чтоб это сделать, нужно освободить руку от ключей) – бросил ключи на подоконник». Метод срабатывает благодаря непроизвольному вниманию и памяти. Полезно время от времени устраивать такие «путешествия в прошлое», даже если ничего искать не нужно.

Полезны акустические упражнения . Необходимо на улице в течение короткого промежутка времени, постепенно увеличивая его на каждом занятии, слушать лай собаки, чириканье воробья, шум соседней стройки. Этот навык помогает не рассеивать внимание на уроке, лекциях, в важной беседе. Хорош он и для кинолюбителей, которые иногда не могут вспомнить содержание фильма.

Тактильные ощущения также привлекают внимание, поэтому хорошо знакомиться с предметами на ощупь.

То же самое касается запахов и вкусов, хотя последний редко выступает способом познания реальности.

Автор статьи: Лаухина Екатерина