Храме в честь вознесения господня. Вознесенская церковь в коломенском. История создания церкви Вознесения в Коломенском

Храм имени Вознесения Господня на улице Большой Серпуховской был возведен 3 века назад, полностью восстановлен после закрытия большевиками, и сейчас является объектом культурного наследия.

История храма

Возведен Храм Вознесения Господня в Москве был 300 лет назад, на земле, которую отдал под деревянную постройку Данилов монастырь, а средства на строительство выделил царевич Алексей Петрович. Освещение верхней церкви произошло в 1700 году. Тогда, церковь находилась за пределами города, что объясняет ее название, а сейчас величественно возвышается в центре Москвы.

Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Интересно! Воздвижение каменного собора началось во времена запрета строительства из камня в Москве, в 1709 году.

Читайте о других святых местах России:

Освящение каменного собора состоялось в 1714 году. Есть версии, что возведение каменной церкви остановилось из-за этого запрета Петра первого, но многие источники указывают на казнь царевича, как на причину заморозки строительства. После того как царевича задушили, полу достроенное здание простояло до 1756 года.

Восстановить возведение церкви удалось на деньги с пожертвований. Довести до конца строительные работы удалось только в 1762 году. В период 30-х годов XIX века в приходе появились новые пристройки: придел преподобного Сергия Радонежского и придел Николая Чудотворца.

В 1840 году появилась колокольня и одноэтажное здание, где находится трапезная.

В 1930-е годы, большевики разорили храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, разрушили колокольню, ограждение и заняли все помещения под государственные нужды.

В 1990 году, приход удалось вернуть в руки русского православия, в те годы настоятелем стал архимандрит Савва, насельник Данилова монастыря. В те годы велся активный ремонт зданий и восстановление церкви, велись реставрации заштукатуренных святых образов, внутренний лик убранства был утерян.

Сегодня, в старинном храме освящены несколько престолов:

  • Вознесения Господня , преподобного Алексия, человека Божия , Кизическим мученикам ;
  • иконы Богоматери Иерусалимской , преподобному Сергию Радонежскому и святителя Николая.

Современное состояние

Храмов в честь завершающего этапа земного подвига Христа построено очень много, но именно это здание, построенное в стиле барокко, вызывает самые теплые чувства у Москвичей и паломников из других городов страны. Дивной красоты колокольня более трехсот лет украшает собой Замоскворечье.

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами имеет величественный внешний вид, все внутреннее убранство: белоснежный иконостас, мозаичные иконы, множество святынь, поражает своей красотой.

Интерьер нижнего храма церкви Вознесения Господня

Сейчас, на территории церкви действуют:

  • более 10 лет открыта воскресная школа для детей от 4х до 14 лет, разделенных на две возрастные группы, сейчас насчитывается более 50 учеников;
  • музыкальная детская школа, где происходит обучение церковным песнопениям , молитвам, песням на тему времен года и т.д.;
  • курсы ИЗО для детей, где дети лепят поделки, делают поздравительные открытки, занимаются рукоделием;
  • курсы православия для взрослых;
  • ведется активная социальная деятельность в больницах;
  • паломничество детей и взрослых с посещением музеев Москвы и других городов;
  • на территории прихода находится действующий приют с домовым храмом;
  • в церкви периодически проводятся театральные встречи.

К сожалению, факт нахождения храма в центре мегаполиса, мешает наслаждаться его внешним видом целиком, так как вокруг всегда ведется строительство.

Святыни

Святыни в православии почитаются церковью, бережно хранятся в соборах и имеют большое значение для верующих и духовенства. В вознесенском храме за Серпуховскими воротами находится большое количество святынь.

Храм в честь Вознесения Господня на Большой Никитской (с начала 1830-х годов именуемый «Малым Вознесением», чтобы отличать его от вновь построенного храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот) расположен в самом центре Москвы, недалеко от Кремля. Со второй половины ХIV века здесь пролегал путь на Волоколамск и далее на северо-запад к Великому Новгороду; кипела жизнь в богатой слободе, где обосновались новгородские купцы, а затем и торговые люди из Великого Устюга. Их стараниями, по всей вероятности, и была построена Вознесенская церковь, первоначально деревянная.

Первое упоминание о храме найдено в Лицевом летописном своде Ивана Грозного и относится к 7056 (1548) году: «…князя Михаила изымал князь Петр Шуйской на посаде во дворе у вознесения... за Неглинною на Никитской улицы…» А годом ранее, в 1547-м, были канонизированы два святых покровителя Великого Устюга – праведные Прокопий и Иоанн. Особенно близок был торговому сословию блаженный Прокопий – ганзейский купец, родом из Любека, который безраздельно отдал свое сердце православию. Ныне существующий южный придел храма – единственный в Москве, освященный во имя Прокопия Устюжского – впервые упоминается в 1680 году. Недавние археологические исследования позволяют предположить, что изначально он существовал как отдельный храм и позднее был соединен с Вознесенской церковью.
Считается, что новая каменная церковь была возведена на месте древней царем Феодором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, в память его венчания на царство в день праздника Вознесения Господня 31 мая/10 июня 1584 года.

Вскоре последовали события Смутного времени, и правившие Русью в течение шести столетий потомки Рюрика ушли с исторической арены. А храм стал свидетельством духовной преемственности двух царских династий: бояре Романовы (из рода которых происходила и мать царя Феодора, первая супруга Иоанна Грозного Анастасия) также имели непосредственное отношение к Вознесенской церкви. Именно в этой части старой Москвы располагались их земельные владения. Известно, что брат царицы Анастасии Никита Романович Захарьин в 1582 году выстроил неподалеку (Б. Никитская, 7) Никитский монастырь в честь своего небесного покровителя – великомученика Никиты, благодаря чему и возникло современное название улицы (монастырь уничтожен в 1930-х годах, сейчас на этом месте электроподстанция метрополитена).

Когда сын Никиты Романовича – и отец юного царя Михаила Романова – патриарх Филарет возвратился из польского плена и поселился в отчих пределах, палаты его находились совсем рядом с церковью Вознесения. По некоторым историческим сведениям, храм, возможно, удостаивался патриаршего служения.

Внешний облик храма с веками претерпевал некоторые изменения. Так, даже каменной церкви могли нанести ущерб печально знаменитые московские пожары 1629 года. После перестройки храма в конце XVII в. был освящен не только упомянутый южный Прокопьевский придел, но и изначально существовавший северный, сперва посвященный святителю Николаю, а с конца XIX в. и доныне именуемый в честь Усекновения Честной Главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

До 1764 года храм имел двухшатровое завершение, но по прошению настоятеля, священника Василия Иванова шатры, из-за их чрезмерного веса, заменили восьмериком с граненым покрытием. Венчающий главу храма красивый крест с короной и с цатой (т.н. «полумесяцем» или «новолунием») – символом великокняжеской и патриаршей власти относится к концу XVIII века. Он сохранился и был восстановлен на своем месте в 1992 году.

Вознесенская церковь помнит многих. Сын сподвижника Петра I, князя Федора Юрьевича Ромодановского – Иван Федорович, в 1719–1729 годах «главный начальник» и генерал-губернатор Москвы, был щедрым вкладчиком храма, а после его смерти «Малому Вознесению» продолжала благодетельствовать его супруга Анастасия Федоровна (урожденная Салтыкова).

В XIX столетии под сводами храма бывали многие известные люди. Глава двух российских академий, графиня Е. Р. Воронцова-Дашкова владела усадьбой, стоявшей прямо напротив храма, и почти тридцать лет была его прихожанкой. В 1832 году в доме Дашковой снимали квартиру родители А. С. Пушкина, и естественно предположить, что поэт, всегда живо интересовавшийся русской стариной, заходил в церковь, тем более что неподалеку располагались владения Гончаровых, родителей его жены, а также дома близких друзей – Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского.
В конце XIX в. известности храма много поспособствовала деятельность его настоятеля, протоиерея Гавриила Сретенского (1828–1890), ставшего активным помощником ныне прославленного в лике святых равноапостольного просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина). Отец Гавриил горячо пропагандировал в русском обществе дело Японской миссии. Когда в 1880 году будущий святитель приехал в Москву для сбора средств на поддержание миссии, настоятель «Малого Вознесения» повсюду его сопровождал, что особо было отмечено в дневниках архиепископа Николая, как и дата служения (вероятно, не единственного) владыки в храме: 7 мая 1880 г. – панихида по безвременно ушедшему сыну о. Гавриила. Впоследствии протоиерей Гавриил немало сделал и для устроительства Императорского Православного Палестинского Общества.

После 1917 года храм два десятилетия продолжал действовать, в 1930-х годах, еще до закрытия, с него сбили и отправили на переплавку колокола. В последние годы перед закрытием здесь часто проходили архиерейские службы: митрополит Трифон (Туркестанов) возглавлял в «Малом Вознесении» все престольные праздники и ранние Литургии. Здесь же он совершил и последнее в своей жизни богослужение – позднюю Литургию в субботу Светлой седмицы 1934 года.

По воспоминаниям современников, многие священники, оставшиеся без своих приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Имя по крайней мере одного из них история сохранила, это протоиерей Павел Никанорович Левашов, принявший мученическую кончину на Бутовском полигоне.
В 1937 году храм был закрыт, варварски перестроен, полностью утратил внутреннее убранство.

1992 год – дата второго рождения «Малого Вознесения». Примерно за год до официального его возвращения Русской Православной Церкви стала складываться община, объединенная любовью и трудами замечательного священника, протоиерея Геннадия Огрызкова (1948–1997). Отец Геннадий, будучи сам талантливым архитектором и художником, привлек к восстановлению храма многих представителей творческой интеллигенции Москвы. Ныне существующие росписи выполнены Иваном Глазуновым, Ириной Старженецкой, Дмитрием Алимовым. Над иконостасом работал живописец Сергей Федоров, росписями которого украшены ныне храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, православная церковь в Бауске в Латвии (впоследствии художник также писал иконы в православной традиции для Вестминстерского аббатства, Рочестерского и Винчестерского соборов). Несколько икон для храма создал его прихожанин, известный иконописец Евгений Мамиконян. Снаружи на стенах здания находятся оригинальные рельефные композиции скульптора Анатолия Комелина.

Сейчас в храме хранится несколько православных святынь - икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей их святых мощей, ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых (в алтаре), иконы святителя Феофана Затворника, благоверного князя Романа Угличского и покровителя столицы благоверного князя Даниила Московского с частицами святых мощей, икона святой блаженной Матроны с частицей ее гроба.

«Малое Вознесение» любят и те, кто ценит красоту церковного пения, так как в его хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники консерватории. В 2015 году в храме появилась икона святых покровителей музыкантов и поэтов, она была написана по заказу храма и является единственной в своём роде.

В 2018 году в храме проведены ремонтные и реставрационные работы на фасадах, кровле, в интерьерах, отремонтированы кровля колокольни и апсиды храма, устройство водоотведения.
Статья подготовлена прихожанкой Храма Вознесения Господня (Малое Вознесение) Еленой Володиной.


Всего 29 фото

Когда произносишь слово "Вознесение" - в душе возникает удивительное ощущение духовного свершения, чуда, проявляется визуальное представление о заключительном этапе земного подвига Иисуса Христа. Соответственно, храмов, посвященных этому новозаветному событию постороено очень много, но именно этот, "за Серпуховскими воротами", вызывает у меня самые теплые, светлые чувства и для меня более всего соответствует звучанию слова "Вознесение". Как мне кажется, именно эта церковь как архитектурный образ, в наиболее полной мере воплотила в своих стремительных и вызвышенных формах смысл и духовное содержание Вознесения Господня.

Я раскажу об этой удивительной церкви и выложу ряд фотографий, снятых в разные годы и в разное время, так, что не удивляйтесь, к примеру, "осени, встретившей лето")


Церковь Вознесения Господня находилась за Серпуховскими воротами Земляного города, на Большой Серпуховской улице - на дороге в город Серпухов, существовавшей с XIV века...
02.

В 1696 году Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом Девяти мучеников Кизических вскоре был выстроен, освящён придел, а главный храм освящён лишь в 1700 году. В 1709 году (по другой версии - в 1708) появился указ о возведении на месте старого храма новой постройки в камне.
03.


Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича по проекту Трезини, Мичурина и Ухтомского (по некоторым версиям в разное время и на завершающем этапе). Но храм был отстроен лишь до половины окон, когда вышел указ Петра I о запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга. Однако есть версия, что строительство остановили из-за казни царевича Алексея.

9 октября 1714 г. был освящён нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. Верхний храм накрыли временной кровлей. Колокольня также оказалась недостроенной. В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 года.
04.

Строительство церкви была завершено уже в стиле зрелого барокко лишь в 1756-62 гг.и храм был освящен.

Центрическая композиция поднятого на высоком подклете крестообразного в плане храма, окружённого открытой галереей, была рассчитана на восприятие главным образом как с площади перед Серпуховскими воротами, так и с двух сходящихся на ней дорог - ныне Большой Серпуховской и Люсиновской улиц. Над двухсветным четвериком его основного объёма поднимается крупный световой восьмерик, завершённый чашеобразной главой на небольшом барабане. В подклете - находится тёплая церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, в верхней холодной церкви размещены престолы Вознесения Господня, Алексия Человека Божия и Девяти Мучеников Кизических.
05.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским. В 1757 году рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка.

06.

В 1830-х - 1840-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 году на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, а над открытой прежде лестницей надстроен переход. В этом же году была пристроена и высокая трехъярусная колокольн в стиле классицизма я. Позже в храме появились новые иконостасы, а над колокольней надстраиваются несколько ярусов в стиле ампир.
07.

В 1845 году в новых приделах нижней трапезной, посвящённых Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами.
08.

В церкви неоднократно переписывалась настенная живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века.
09.

10.

В 1929 году храм был закрыт. В 1930 году разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения.
11.

В 1990 году храм вернули Православной Церкви. Через год было получено разрешение на проведение ремонтных работ в здании. Ценой огромных усилий и материальных затрат памятнику истории вернули его первоначальный вид, обновлены колокольня, ограда, дом причта. Церковь освящена в 1991 году.
12.

Свое место заняла и некогда разрушенная колокольня. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с апреля 1995 года начато строительство храма-крестильни во имя святой равноапостольной княгини Ольги. В настоящее время в храме совершается таинство крещения полным погружением и еженедельно служатся молебны с акафистом равноапостольной княгине Ольге.
13.

14.

Заглянем в нижний теплый храм Иерусалимской иконы Божией Матери.
15.


16.


17.


18.


19.

Это несколько кадров со службы в честь 285-летия русского полководца Александра Васильевича Суворова.
20.

Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III. Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения - краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» - отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы - вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском . В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое - около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня - это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения - лето 2019

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник - выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник - выходной день

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения - лето 2019

  • Для взрослых - 150 руб.

Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете - лето 2019

  • Для взрослых - 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров - 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно

Вход бесплатный для всех категорий посетителей 14 июня, 19 июля, 16 августа, 13 сентября, 18 октября, 15 ноября и 13 декабря (Московская музейная неделя).

Что есть что в церкви

Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут предо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленным.

Церкви Вознесения Господня в Коломенском приписывают функции сторожевой башни, но это - выдумка советских историков, так как до 1867 года барабан главы храма был глухим, и помещения там не использовались.

Вознесенская церковь в Коломенском стала первым каменным шатровым храмом на Руси.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Вероятно, в строительстве принимали участие итальянские зодчие. В пользу этого говорят элементы декора, которые раньше в русской архитектуре не встречались: пилястры с резными капителями, обрамляющие окна полуколонки. В основание храма заложили уникальный фундамент: это огромная искусственная скала, которая дополнительно приподняла церковь. Она не только визуально уравновешивает храм, но и позволяет не перекрывать бьющий на этом месте источник.

В восточной части окружающей подклет галереи Вознесенской церкви находится белый трон. С него Алексей Михайлович Тишайший наблюдал за учениями своего войска. Там же он принимал делегацию москвичей во время Медного бунта. Оттуда же велел рубить толпе головы. Некоторые историки говорят, что с этого трона царь также раздавал милостыню после богослужения.

В подклете храма хранилась царская казна, и была усыпальница. Несмотря на внушительный внешний вид, внутри церковь невелика: 8,5 м х 8,5 м. Дело в том, что церковь Вознесения Господня была домовой и не предназначалась для большого количества людей. Во время богослужения в ней находился царь, члены царской семьи и некоторые близкие ему сановники.

В начале 1990-х храм Вознесения Господня в Коломенском занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2007 году в церкви воссоздали древний иконостас. Теперь в ней работает церковный музей, а по большим праздникам идут службы.