Проповеди о исцеление расслабленного у овчей купели. Исцеление расслабленного у Овчей купели — пример готовности к чуду. А готовы ли мы к чуду от Господа? Евангелие от Иоанна

Проповедь, произнесенная настоятелем Преображенского храма г. Харькова прот. Виктором (Бурбелой) 11 мая 2014 г.
Сегодня, третье воскресенье после Пасхи именуется неделей о расслабленом, потому что во время богослужения мы с вами читали отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 5:1-16), в котором говорится о том, как Иисус Христос исцелил больного человека, что 38 лет был расслабленным, лежал на постели, не имея возможности жить полноценной жизнью. И вот апостол евангелист Иоанн Богослов повествует, что однажды Иисус Христос пришел в Иерусалим на праздник. И будучи в городе том, зашел в место у Овечьих ворот, которое по-еврейски называлось Вифезда, то есть «дом милосердия».

Купальня имела 5 притворов, в которых лежало, по слову апостола евангелиста, множество больных: слепых, хромых, сухих, всех, кто ждал особенного действа. Однажды в год в этом месте происходило некое чудо: Ангел Господень возмущал воду, после того, как он касался этой воды, первый, кто входил в купель, получал исцеление от любой болезни.

Тут был и человек, находившийся в болезни 38 лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел…

И все, кто видел, все, кто знал этого лежачего больного, удивлялись, как он исцелился. Были там фарисеи, которые спрашивали этого человека, почему он носит свою постель, ведь сегодня суббота, и нельзя ничего делать, а надо посвятить этот день Богу — так буквально понимали иудеи закон Божий о субботе. И они начали упрекать этого человека, что он взял свою постель и ходил. Но он отвечал: тот, кто исцелил меня, сказал мне: бери свою постель и ходи. И спросили его: а кто тебя исцелил? Но исцеленный не знал Иисуса Христа, сказал: не знаю, кто исцелил. А Иисус Христос в это время укрылся в толпе. Но потом однажды в храме Иисус Христос встретил этого исцеленного, и говорит: Вот ты выздоровел, смотри, больше не греши, чтоб тебе ничего хуже не было. После этого побежал этот исцеленный к фарисеям и сказал: Тот, кто исцелил, это был Иисус.

Вот такое чудное событие мы сегодня воспоминаем. И мы часто слышим первую часть этого Евангельского зачала: оно читается каждый раз на малом освящении воды. Оно словно проводит для нас паралель указывая на то, что на освящаемую воду в читаемых молитвах мы призываем благодать Божию, которая действуя по вере нашей может сотворить в нас чудо! И когда мы приходим на водосвятный молебен, мы слышим молитвы в которых просим, чтобы через эту воду, через окотпление ею своих домов, через причащение ея, мы получали бы исцеление духовное от греха и страстей, исцеление от недугов телесных, отгнание всяких наветов и козней лукавого. То есть по сути в это время мы со своими прошения и нуждами похожи на тех людей, котрые ждали у купели, когда они смогут войти в воду, чтобы получить исцеленпие души и тела. Но всегда ли получаем исцеление от воды?

Кто-то замечает, кто-то не замечает, кто-то даже не задумывается об этом. И в сегодняшнем евангельском чтении мы видим только один эпизод исцеления. У Овчей купели было много больных, но Иисус Христос исцелил только одного. Почему он не пришел и не сказал: "Исцеляетесь все, все вставайте и идите домой". Он так не сделал, а только одного человека, лежащего на одре болезни 38 лет, по сути, безнадежного больного для всех окружающих. Но раз человек там лежал, он все же надеялся на чудо, что он исцелится. Вот эта надежда, упование на Бога упование на чудо руководила его мыслями, была смыслом его жизни земной в том плане, что он хотел получить исцеление и верил в него, несмотря на то что понимал что нет человека торый готов в любой момент помочь ему первым прикоснутся возмущенной воды.

Это исцеление не пошло ему во вред, потому что после исцеление он пошел в храм, и в храме встретился с Иисусом Христом. Он не пошел домой или на рынок и не начал бегать по городу осматривая все то, что не мог осматривать, будучи больным. Он пошел в храм, чтобы благодарить Бога за то, что Бог дал ему исцеление.

Иисус Христос, встретив его, говорит: "Смотри, не греши больше, чтобы чего хуже тебе не было". Но готовы ли мы принять чудо? Будет ли это наше исцеление духовное и телесное благодарением Богу за наше исцеление? Или мы хотим получить то или иное чудо для того, чтобы опять забыть о Боге, для того, чтобы опять иметь возможность жить в свое удовольствие и призывать Бога только тогда, когда нам плохо, а когда хорошо, мы Его не знаем.

Вспоминается жизнеописание блаженного Августина, который пишет о себе, что он молился, о том, чтобы Бог даровал ему целомудрие и воздержание. Но чтобы даровал не сейчас, а потом, попозже, чтобы он мог еще пожить в земных удовольствиях, а потом стал бы целомудренным. Так же и мы со своими прошениями часто приходим и говорим: "Да будет воля твоя, Господи! Но попозже. Пусть будет так, как Ты предопределил в моей жизни для моего спасения. Пусть будет так, как Ты хочешь, но можно мне немножко еще пожить так, как я хочу. Пусть будет воля Твоя, но пусть она не мешает моей воле". И это говорит о том, что мы не готовы к чуду. Мы не уверены, что после получения исцеления мы сможем не забыть о Боге, сможем принести достойные плоды благодарении Ему.

А хотим ли мы вообще этого чуда? И сегодняшнее евангельское чтение показывает человека, имеющего твердую веру, желающего этого чуда, не для того, наверное, для чего желали многие другие, которые не получили исцеления. А он желал этого чуда больше других и благодарил Бога даже в том своем, казалось бы, безнадежном, состоянии. Он не роптал, он принимал свое состояние так, как оно есть. Какие внутренние настроения его были, мы не знаем, но его поступки выдают его. Сразу после исцеления он пошел в храм, значит, вера его была сильна и при его болезни, и при его исцелении она лишь укрепилась. Он не знал Иисуса Христа в лицо, не знал, кто это такой, но был уверен, что исцеление он получил от Бога, и пошел в церковь, чтобы благодарить Бога, и встретил Бога в церкви. Он услышал слова, благодаря которым понял причину своей болезни, причиной его болезни был грех.

Многие болезни наши — по нашим грехам. И, к сожалению, очень часто бывает так, что человек заболел, пришел в церковь на исповедь, на Причастие, отсутпила болезнь, потом опять он живет, как жил, ничего не меняя, и снова заболевает. И говорит тогда: "Я уже в церкви был, мне церковь не помогает". И дальше грешит. Это говорит о том, что человек по какой то причине не воспользовался предоставленным шансом, поменял образ свох мыслей, поступков. Он не упразднил, не убрал ту причину, которая вызывет ту или иную болезнь. И теперь рискует что может получить еще хуже.

Есть еще у святых отцов и многих проповедников другой образ толкования сегодняшнего евангельского сюжета. Все деяния Иисуса Христа носят не только буквальный, но и иносказательный, глубокий духовный смысл. 5 притворов — это наши 5 чувств, согрешая которыми мы и приходим к болезням. И вот кто такие слепые? Это те, которые не видят или не хотят видеть Бога в смыслом своей жизни, кто не замечает то очевидное, что происходит перед их глазами. Глухие - это те, которые вокруг так или иначе слышат Слово Божие и не принимают, что не хотят слышать, игнорируя смысл, вложенный в слова. Сухие - это те, в которых нет жизни по причине отсутсвия Благодати Божией, которая отошла по причине греховности, иссохла жизнь в них. Кто считается в духовном плане хромым, сухим, слепым? Тот, кто не воспринимает по смыслу своей гордыни и греховности Божьих истин, который ходит в церковь, видит иконы, который видит буквы, читает их, но не применяет в жизни всего ушлышанного, увиденного, и понятого. Тот, кто слышит евангельский призыв, переменить образ жизни, но ничего не делает.

Вот поэтому и нужно нам чудо. Чудо проникновения лучика благодати Божией хотя бы через окропления святой водой. Эта благодать исцеляет нашу слепоту духовную, помогает открывать наши очи духовные, не только просвещая наш разум, но и вразумляя нас менять поступки наши, очищая наше сердце. Благодать действует так, чтобы слух наш слышал те призывы, которые обарщены к нам от Бога. Чтоб мы не были землей не могущей принести плода, а чтоб эта вода святая благдатью Божьей была орошающей для нашего средца, иссушенного грехом, безразличием и нежеланием потрудиться над стяжанием вечной жизни.

И как итог, мы можем сказть, что наши труды, наша жизнь духовная есть залогом нашего духовного и телесного здравия. И сегодняшний отрывок из Евангелия этому пождтверждение: не греши, чтобы тебе не было чего хуже. Так вот не гершить надо для того, чтобы общаться с Богом, и это общение с Богом дает возможность избежать многих скорбей и болезней в этой жизни, потому что благодать Божия немощных врачует, а то, что оскудевает, восполняет, и ведет человека в Царство Небесное. Аминь.

Вконтакте

Исцеление расслабленного при Овчей купели - одно из чудес, совершенных Иисусом.

Согласно Евангелию от Иоанна (Ин.5:1-16), это чудо произошло у Овчих ворот рядом с фонтаном или прудом, который по арамейски назывался Вифезда (досл. «дом милосердимя».

Вода из купальни считалась чудодейственной, когда

«ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

При купальне всегда было множество больных людей, которые желали получить исцеление и старались быть первыми при вхождении воду.

Одним из них был расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды.

Palma Giovane (1548–1628) , Public Domain

Когда Иисус увидел его беспомощно лежащим и узнал, что он лежит долгое время, сказал ему: «возьми постель твою и ходи».

И расслабленный тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл.

Bartolomé Esteban Murillo (1617–82) , Public Domain

Это чудо было совершено в субботу и, видя расслабленного, несущего свою постель, иудеи говорили: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели», на что он отвечал - «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи», но не мог сказать, кто исцелил его.

Овчая купель (Исцеление расслабленного). Николай Бруни Бруни Николай Александрович (1856-1935) , Public Domain

Позже в храме его встретил Иисус и сказал:

«вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Когда стало известно, кто совершил исцеление в субботу, то «искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

Фотогалерея



Полезная информация

Исцеление расслабленного при Овчей купели
англ. Healing the paralytic at Bethesda

Евангелие от Иоанна

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.

Дополнительное чтение

«Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих .

«Блажен человек, переносящий все страдания в жизни сей с терпением и упованием на Бога! Один его день перевесит на весах небесных месяцы и годы безбожника, который или веселится без страданий, или страдает без терпения и упования на Бога».

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие

... ...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

1. Исцеление расслабленного при Овчей купели

(Иоанна 5:1-16)

Об этом событии повествует только Ев. Иоанн, сообщающий в своем Евангелии о каждом приходе Господа в Иерусалим на праздник. В данном случае неясно, на какой именно праздник пришел Иисус в Иерусалим, но всего достовернее, что это был праздник Пасхи или Пятидесятницы. Только в этом случае выходит, что общественное служение Господа продолжалось три с половиною года, как издревле принимала это св. Церковь, руководствуясь именно хронологией четвертого Евангелия. Около полугода прошло от крещения Господа до первой Пасхи, упоминаемой во 2-ой главе, затем один год до второй Пасхи, упоминаемой в 5-ой главе, второй год до третьей Пасхи, упоминаемой в 6-ой главе (4 ст.), и третий год до четвертой Пасхи, той, пред которой пострадал Господь.

У Овечьих ворот, называвшихся так потому, что через них прогонялись к храму жертвенные животные, или потому, что около них находился рынок для продажи этих животных, на северо-восточной стороне городской стены на пути через Кедрский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору, находилась купальня, называвшаяся по-еврейски Вифезда, что значит: «дом милосердия» или милости Божией, так как вода в купальне была из целительного источника. По свидетельству Евсевия, еще в 5-м веке показывали пять портиков этой купальни. Целебный источник этот привлекал к себе множество больных всякого рода. Источник этот не был обыкновенным целебным источником: целительную силу он проявлял лишь по временам, когда в него сходил Ангел Господень, возмущавший воду, и только тот исцелялся, кто первый сходил в купель сразу же по возмущении воды, т.е, по-видимому, вода только короткое время по возмущении оказывала свое целебное свойство, а затем теряла его. Тут находился расслабленный, уже 38 лет страдавший в своем недуге и почти потерявший надежду на исцеление, тем более, что, как он объяснил Господу, он, не имея при себе человека, не был в состоянии даже использовать целебную силу чудесного источника, не будучи в силах сам достаточно быстро передвигаться, чтобы сразу по возмущении воды погрузиться в купель. Умилосердившись над ним, Господь мгновенно исцеляет его одним Своим словом: «Востани, возьми одр твой, и ходи». Этим Он показал превосходство Своей спасающей благодати пред средствами спасения в Ветхом Завете. Но так как была суббота, то иудеи, под каким наименованием Евангелист Иоанн обыкновенно подразумевает фарисеев, саддукеев и старейшин иудейских, враждебно относившихся к Господу Иисусу Христу, вместо того, чтобы порадоваться или удивиться выздоровлению расслабленного, страдавшего столько времени, возмутились, как он посмел нарушить заповедь о субботнем покое, нося постель, и сделали ему замечание. Исцеленный, однако, не без тона некоторой дерзости в отношении к ним, оправдывается приказанием Того, Кто исцелил его, и Кто в глазах его имел достаточную власть освободить его от соблюдения слишком мелочных постановлений о субботе. С оттенком презрительности иудеи спрашивали его, Кто Тот Человек, Который осмелился разрешить ему нести постель в субботу. Прекрасно замечает по этому поводу блаж Феофилакт: «вот смысл злобы! Не спрашивают, Кто исцелил тебя, но Кто повелел нести одр твой. Спрашивают не о том, что приводило в удивление, но о том, что порицали». Хотя они и не знали наверное, но догадывались, что Исцелителем должен быть ненавистный им Иисус из Назарета, а потому не хотели даже говорить о чуде. Исцеленный не мог дать им ответа, ибо не знал Иисуса. Вероятно, исцеленный вскоре же пошел в храм, чтобы принести Богу благодарность за свое исцеление. Тут встретил его Иисус со знаменательными словами: «Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет». Из этих слов особенно ясно видно, что болезнь постигает человека в наказание за грехи, и Господь предостерегает исцеленного от повторения грехов, чтобы не постигло его еще большее наказание. Узнав своего Исцелителя, бывший расслабленный пошел и объявил о Нем врагам, конечно, не со злым намерением, а чтобы показать авторитет, под влиянием которого он Действовал. Это вызвало новый приступ злобы иудеев, против Иисуса, и они «искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу»

Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Сегодняшнее Евангелие – об исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет. Нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь. Слово Божие обращает наше внимание на время, когда совершилось исцеление. Это был праздник иудейский, то есть пасха ветхозаветная. Христос приходит в Иерусалим на праздник. Праздник Божий – великий дар Божия добра. Множество людей со всех концов страны и обращенные из разных стран собирались на праздник, чтобы прославить Бога. Когда внутренне люди настроены так, устремлены к Богу, Бог открывает им ум для Божиего света и милосердия.

Это было в Овчей купели, в Вифезде, что значит «дом милосердия». Ибо здесь являлось милосердие Божие к больным и отчаявшимся людям. Не для того ли существуют на свете все Божии храмы? Что стало бы с миром, в котором столько несчастья, если бы не было в нем этих домов милосердия?!

Что такое эта Овчая купель? Святая Церковь напоминает нам, что она была близ Овчих ворот в Иерусалимском храме, которыми проходили овцы, агнцы прежде принесения их в жертву. Они принимали в этой купели омовение, и это был прообраз грядущего Великого Пастыря, приносящего Себя в жертву за словесных овец. Пять притворов в ней – напоминание о пяти ранах Его, которыми Он дарует нам исцеление. Ангел Господень время от времени сходил с небес и возмущал воду как вестник схождения к нам Спасителя. Закипание воды от небесного прикосновения – прообразование великого освящения крещенских вод. И всякий раз, когда совершается освящение воды в храмах, священник с молитвой крестом касается воды, приводя ее в движение, и она становится целебной.

Мы слышим, что первый входящий в эту воду получал исцеление, какая бы ни была у него болезнь. Тот, кто первый сходил в купель, а не тот, кто медлил и приходил с опозданием. Время от времени Господь дает нам возможность коснуться чуда, которое никогда не повторится.

Кого же Христос избирает для исцеления? Того, кто болел так долго, и чья болезнь была особенно тяжкой. Много было болящих в Вифезде, но Господь остановил Свой взор на одном, самом беспомощном. Сколько раз отделял его один шаг от целебной воды, но всякий раз кто-нибудь опережал его. Невозможно никому преодолеть этот принцип жизни, вернее, смерти: «каждый за себя». Только Христос совершает победу над грехом и смертью и утверждает принцип новой нетленной жизни. И научает ему всякого верующего в Него.

Представим, какой подвиг нес этот больной человек. Нас не может не поражать его великое святое терпение, с которым он переносил свою болезнь. Тридцать восемь лет – это время условное. Мы знаем, что время относительно. Быстро или медленно идет время, зависит от того, в каком состоянии находится человек. Когда у человека радость, когда благодать – время летит на крыльях. Летит быстро, так что его как бы вообще не существует. Когда же у человека горе или болезнь – время не то, что без крыльев, оно, как мы видим, и без ног и может только ползти. И вообще стоит на месте. Время не движется – ад уже на земле. И это в течение тридцати восьми лет, час за часом. тридцать восемь дней поболеть кому-нибудь тяжелой болезнью, представьте, каково нам будет?! А здесь – тридцать восемь лет день за днем и год за годом.

Мы говорим об этом не зря, потому что в наши малодушные дни случись с кем какая беда или несчастье – человек порой готов сам на себя наложить руки. Сколько мы слышали сообщений в прессе: стреляются офицеры, мать вместе с собою предает отчаянной смерти своих собственных детей, девочки-подростки лишают себя жизни, выбрасываясь сразу по несколько человек с балкона. Мужество противостоять любому испытанию, любому страданию, обретается крестом Христовым, близостью ко Господу, Его даром, Его благодатью.

Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? – этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Нет человека. У слепого есть поводырь, у хромого есть кто-нибудь из его родственников, у другого расслабленного – друзья, а у него в целом свете нет ни одного человека, который мог бы помочь, хотя тысячи людей вокруг, можно сказать, все человечество. Напротив – Иерусалимский храм, где священники без конца говорят о том, что надо творить дела милосердия. И все слушают эти проповеди и, выходя из храма, идут мимо больного расслабленного человека. И нет ни одного человека. У него не было человека, говорит нам синаксарь сегодняшнего дня, и потому слово Божие, Бог Превечный стал Человеком, чтобы придти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его.

Встань, возьми постель твою и ходи, – говорит расслабленному Христос. Тут же мы видим, как реагируют на это чудо иудеи – те, кому вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они говорят исцелившемуся: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Они хотели узнать, что это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе со спасенным исцеленным человеком изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» – а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его.

За что они хотят убить Христа? За то, что Он был всего единственный человек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был единственный Человек, Который также не случайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, для того чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И не случайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.

Не случайно пришел этот единственный Человек к Овчей купели. Он пришел потому, что для Него каждый человек – единственный. И Он хочет, чтобы каждый из нас стал единственным, ради которого Он воплотился и к которому Он идет. И ради которого Он будет убит этими лжеправедниками, лжеблюстителями истины, которые создают идол из тайны Божией, из своего ложного благочестия.

Нет ли среди нас сегодня такого «благочестия»? Нет ли среди нас таких людей, которые думают, что их лично не касаются страдания окружающего мира, если они все соблюдают: все посты и все церковные установления («субботу блюдут»)? То есть всё, что надо, они исполняют, но не видят человека, не видят народа, который, как тот расслабленный, не тридцать восемь лет, не семьдесят лет уже лежит – и нет ему исцеления.

Милосердный Господь, видя злобу книжников и фарисеев, учителей израильских, проходит свободно среди них, потому что не пришел еще Его час. Но наступит время, когда ради спасения всех людей Он предаст Себя в руки этих беззаконников, в руки людей грешных, с тем чтобы Своим непостижимым смирением, Своею любовью к каждому человеку победить зло, царствующее в мире, смертию смерть поправ, и открыв нам тайну нашего участия в Его Воскресении.

Кто Этот Человек? – гневно спрашивают иудеи. Исцеленный был не в состоянии дать им ответ. Он знал, что его коснулось самое подлинное добро, какое только есть на свете, но у него не было ясного понятия об Исцелителе. Он не знал ничего о Христе, принимая Его дар. Христос совершает много милостей и для тех, кто не знает Его. Он просвещает, укрепляет и утешает нас, избавляет от тысячи бед, а мы не знаем, Кто Он. И Господь удаляется от нас, как удалился Он на время от исцеленного расслабленного.

Где же тот человек снова находит Христа? Христос пошел в храм, и получивший исцеление пошел в храм. Он пошел в храм, потому что из-за своей болезни так долго не был в храме. Может быть, он не был в нем в течение всех тридцати восьми лет. Вот признак истинно глубокой души. Первое место, куда он идет, – храм, к Богу. И встречает там живого Бога – Христа. Вот ты выздоровел, – говорит ему Христос, – иди и не греши, да не горше что тебе будет. Господь показывает, по какой причине он болел в течение столь долгого времени. Так свойственно нам, когда мы в беде, в болезни, когда оставляет нас благодать, обещать много, смиряя свою душу молитвою и постом. А потом, получив милость от Бога, стараться какое-то время жить по слову Христову, а затем снова постепенно обо всем забывать. Господь предупреждает об этой опасности: «Да не горше что тебе будет» – потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если ты отвергаешь милосердие Божие, если ты не хочешь строить свои отношения с Богом на таких условиях – есть правда Божия. И это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас – когда Господь снова и снова принимает нас в покаянии, и снова и снова повторяет эти слова. Его милосердие как будто бы снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдою последнего Страшного суда, или того, что произойдет прежде Страшного суда здесь, на земле, с нами.

Мы получили большее, чем кто-либо, – избавление: в Пасху Господню мы вкусили вечную жизнь. И мы знаем, какой дорогой ценой нам это дано: за исцеление расслабленного, за все добро, какое Он делал людям, иудеи приговорили нашего Господа к смерти как разорителя субботы. Но Его смерть открывает бесконечно большее чудо всему роду человеческому – воскресение из мертвых.

Христос воскресе!
Дорогие братья и сестры, каждый год в 4-ю неделю по Пасхе мы слышим Евангелие, которое повествует об исцелении расслабленного у Овчей купели. Раз в году Ангел Господень возмущал воду в купели и кто первый входил в неё, получал исцеление от любой болезни. Будучи недвижимым, несчастный не мог сам подойти к источнику, и лежал в надежде, так как видел, что здесь действует сила Божия. Надеясь, что кто-нибудь поможет ему, и он сумеет первым войти в купальню.

Купель у Овечьих ворот есть образ нашего мира, у этой купели, в переводе «Дом милосердия» собрались мы с вами - немощные, обремененные духовными и телесными страданиями и болезнями - хотим исцелиться, но не имеем сил приблизиться к спасительному источнику. Нам необходима чья-то помощь. И эту помощь предлагает нам Церковь, помогая каждому из нас приблизиться к источнику неиссякаемой исцеляющей благодати Божией.

Двери Дома Божьего милосердия открыты перед всеми, кто от тяжести грехов опуститься на колени, и покается пред Господом. Хотя порой мы бессильны перед грехом. Но у нас есть надежда, которую укрепляет вера. Тридцать восемь лет лежал страждущий человек у Овчей купели и не отчаялся. Страдал он от тяжкой болезни и не возроптал на Бога. Есть чему у него поучиться. Иисус Христос Сам подошел к этому человеку, видя его страдания, и сказал ему: «Встань, возьми постель свою и иди».

Так же слово Божие обращается к каждому из нас, призывая нас восстать. Но для этого надо встретиться с Богом. Грех отдаляет нас от Бога, порой настолько, что мы порой согрешаем и не понимаем, что грешим. Священное Писание приводит библейский пример царя Давида, который ходил пред Богом. Но и ему не удалось избежать искушений и грехопадений. Как повествует Книга Царств, однажды он вышел на кровлю своего дворца и увидел прекрасную женщину, и возжелал ее. И когда Давиду сказали, что она жена его храброго война, то царь приказал направить Урию в самое опасное место, чтобы он был убит. И когда гонцы сообщили царю Давиду о смерти война, тогда его жена Вирсавия была взята в дом Давида.

И вот, после этого к Давиду пришел пророк Нафан, обличая его, рассказал притчу. У богача всего было в достатке - и денег, и скота, а у бедняка была только его семья и одна овечка. И так любил он эту овечку, что она была ему как одна из его детей. И вот однажды, когда к богачу пришли гости, то богач пожалел зарезать для гостей одну из своих овец, а отобрал и велел зарезать овечку бедняка. Рассказав эту притчу, пророк Нафан спросил царя Давида: «Что бы ты сделал с этим человеком, который отобрал у своего соседа его единственную овечку?» Давид в гневе воскликнул: «Я бы сразу казнил его!» «Это ты, ты и есть тот человек», - ответил ему Нафан.

В этот момент Давид понял глубину своего падения, он понял, какой страшный грех он совершил: грех прелюбодейства и грех убийства. И много дней и ночей он провел в покаянных слезах, оплакивая свои неправедные поступки. И мы теперь читаем в Псалтири 50-й псалом, который царь Давид написал в покаянии: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое...». Это удивительное состояние души, когда человек пробуждается от самого низкого своего грехопадения, и Господь не отвергает его. Господь принял покаянные слеза Давида, помиловал его и продлил его жизнь.

Вспомним этот пример, когда согрешаем множество раз, но каемся ли мы так же искренне, как Давид каялся? Священное Писание преподает нам такие удивительные примеры. И когда человек прикасается к источнику Божественной истины, то душа его пробуждается, и хочется все в своей жизни исправить - что-то совершить доброе, полезное для людей. И не случайно Церковь призывает нас в течение года, в периоды постов пройти путь покаяния, постараться очиститься от тех грехов, которые мы видим. Общество наше сейчас, к сожалению, не всегда стремится к духовному совершенствованию, и многие грехи стали настолько обычными, что мы их уже и не называем грехами. Но общение с Богом пробуждает нашу душу, открывает сердце, и у нас возникает желание все-таки увидеть свои грехи, и не и только увидеть, но и постараться избавиться от них. Поэтому Евангельская история о исцелении расслабленного у Овчей купели очень поучительна для нас. Мы, так же как и этот человек, должны желать исцеления, терпеть и верить в то, что Господь не оставит нас, но при условии, что мы сам хотим исправить нашу жизнь. Спаси Господи всех вас.

Христос воскресе! Дорогие братья и сестры, каждый год в 4-ю неделю по Пасхе мы слышим Евангелие, которое повествует об исцелении расслабленного у Овчей купели. Раз в году Ангел Господень возмущал воду в купели и кто первый входил в неё, получал исцеление от любой болезни. Будучи недвижимым, несчастный не мог сам подойти к источнику, и лежал в надежде, так как видел, что здесь действует сила Божия. Надеясь, что кто-нибудь поможет ему, и он сумеет первым войти в купальню.

Купель у Овечьих ворот есть образ нашего мира, у этой купели, в переводе «Дом милосердия» собрались мы с вами - немощные, обремененные духовными и телесными страданиями и болезнями - хотим исцелиться, но не имеем сил приблизиться к спасительному источнику. Нам необходима чья-то помощь. И эту помощь предлагает нам Церковь, помогая каждому из нас приблизиться к источнику неиссякаемой исцеляющей благодати Божией. Двери Дома Божьего милосердия открыты перед всеми, кто от тяжести грехов опуститься на колени, и покается пред Господом. Хотя порой мы бессильны перед грехом. Но у нас есть надежда, которую укрепляет вера. Тридцать восемь лет лежал страждущий человек у Овчей купели и не отчаялся. Страдал он от тяжкой болезни и не возроптал на Бога. Есть чему у него поучиться. Иисус Христос Сам подошел к этому человеку, видя его страдания, и сказал ему: «Встань, возьми постель свою и иди». Так же слово Божие обращается к каждому из нас, призывая нас восстать. Но для этого надо встретиться с Богом. Грех отдаляет нас от Бога, порой настолько, что мы порой согрешаем и не понимаем, что грешим. Священное Писание приводит библейский пример царя Давида, который ходил пред Богом. Но и ему не удалось избежать искушений и грехопадений. Как повествует Книга Царств, однажды он вышел на кровлю своего дворца и увидел прекрасную женщину, и возжелал ее. И когда Давиду сказали, что она жена его храброго война, то царь приказал направить Урию в самое опасное место, чтобы он был убит. И когда гонцы сообщили царю Давиду о смерти война, тогда его жена Вирсавия была взята в дом Давида. И вот, после этого к Давиду пришел пророк Нафан, обличая его, рассказал притчу. У богача всего было в достатке - и денег, и скота, а у бедняка была только его семья и одна овечка. И так любил он эту овечку, что она была ему как одна из его детей. И вот однажды, когда к богачу пришли гости, то богач пожалел зарезать для гостей одну из своих овец, а отобрал и велел зарезать овечку бедняка. Рассказав эту притчу, пророк Нафан спросил царя Давида: «Что бы ты сделал с этим человеком, который отобрал у своего соседа его единственную овечку?» Давид в гневе воскликнул: «Я бы сразу казнил его!» «Это ты, ты и есть тот человек», - ответил ему Нафан. В этот момент Давид понял глубину своего падения, он понял, какой страшный грех он совершил: грех прелюбодейства и грех убийства. И много дней и ночей он провел в покаянных слезах, оплакивая свои неправедные поступки. И мы теперь читаем в Псалтири 50-й псалом, который царь Давид написал в покаянии: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое...». Это удивительное состояние души, когда человек пробуждается от самого низкого своего грехопадения, и Господь не отвергает его. Господь принял покаянные слеза Давида, помиловал его и продлил его жизнь. Вспомним этот пример, когда согрешаем множество раз, но каемся ли мы так же искренне, как Давид каялся? Священное Писание преподает нам такие удивительные примеры. И когда человек прикасается к источнику Божественной истины, то душа его пробуждается, и хочется все в своей жизни исправить - что-то совершить доброе, полезное для людей. И не случайно Церковь призывает нас в течение года, в периоды постов пройти путь покаяния, постараться очиститься от тех грехов, которые мы видим. Общество наше сейчас, к сожалению, не всегда стремится к духовному совершенствованию, и многие грехи стали настолько обычными, что мы их уже и не называем грехами. Но общение с Богом пробуждает нашу душу, открывает сердце, и у нас возникает желание все-таки увидеть свои грехи, и не и только увидеть, но и постараться избавиться от них. Поэтому Евангельская история о исцелении расслабленного у Овчей купели очень поучительна для нас. Мы, так же как и этот человек, должны желать исцеления, терпеть и верить в то, что Господь не оставит нас, но при условии, что мы сам хотим исправить нашу жизнь. Спаси Господи всех вас