Серия судов специальной постройки для нужд гидрографической службы военно-морского флота.
Гидрографические суда проекта 861 | |
---|---|
ГИСУ «Челекен». Севастополь, 26 сентября 2007 года. |
|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Подтипы |
|
Построено | 32 |
В строю | 9 |
В консервации | 1 |
Отправлено на слом | 17 |
Потери | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1200 т (стандартное) 1542,6 т (полное) |
Длина | 73,32 м 64,4 (между пенпедикулярами) |
Ширина | 10,8 м (на миделе) |
Высота | 5,1 м (на миделе) |
Осадка | 3,85 м |
Двигатели | 2 × «Згода-Зульцер» 6ТD-48 |
Мощность | 2 × 1800 л.с. |
Скорость хода | 17,3 уз. |
Дальность плавания | 8900 миль (при 10,93 уз.) |
Автономность плавания | 35 суток |
Экипаж | 45 + 10 человек |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | 2 × НРЛС «Дон» |
Радиолокационное вооружение | радиопеленгатор АРП-50Р |
Позже, часть судов была перестроена (модернизирована) в средние разведывательные корабли по проекту 861М, по кодификации НАТО .
Назначение
Суда проекта предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.
Проект
В 1960-х годах, принятие на вооружение новых проектов кораблей и подводных лодок, потребовало тщательного изучения гидрографии вод в новых районах мирового океана и значительного улучшения гидрографического обеспечения в уже известных. Это привело к созданию гидрографических судов для различных целей. Одним из таких проектов стал в соответствии с требованиями ВМФ СССР проект гидрографических кораблей 861. Суда этого проекта создавались для обеспечения безопасного выхода боевых кораблей военно-морского СССР в океан. Разработка была поручена Гданьскому Центральному бюро кораблестроения № 2 (Centralnym Biurze Konstrukcji Okrętowych nr 2 ). Главным инженером выступил Мечислав Выроцкевич (Mieczysław Wyrostkiewicz ) .
Модернизация
С начала 1960-х годов во флоте стала широко внедрятся аппаратура радиосвязи, радиолокации и гидроакустики, и основным источником информации о вероятном противнике стали электронные и радиотехнические излучения. Тем самым важным условием обеспечения систематической разведки сил вероятного противника во всех возможных районах стало обнаружение и слежение за этими излучениями. Данная разведка производилась с целью вскрытия информации о местонахождении сил вероятного противника, возможной угрозы с их стороны для своевременной выработки адекватных ответных мер и, при необходимости, приведения в боевую готовность нужные силы.
Для ведения такой разведки в районах возможного нахождения сил вероятного противника был разработан ряд новых проектов, но это требовало продолжительного времени. В 1960-х годах для быстрого увеличения числа разведывательных кораблей был разработан план модернизации (перестройки) гидрографических судов проекта 861 в средние разведывательные корабли. Данный проект получил шифр «Архипелаг» и номер 861М, по кодификации НАТО Moma-class intelligence collector . По этому проекту с 1968 года по 1977 год были модернизированы девять судов: «Архипелаг» (1968), «Пелорус» (1969), «Находка» (1970), «Кильдин» (1970), «Селигер» (1971), «Ильмень» (1972), «Вега» (1975), «Экватор» (1976) и «Юпитер» (1977). До 1977 года они классифицировались как гидрографические суда, позже официально были переклассифицированы как малые разведывательные корабли.
Позже, семь разведывательных кораблей были модернизированы на СРЗ № 82 в Росляково по проекту 861М2: «Селигер» (1978), «Архипелаг» (1986), «Ильмень» (1986), «Вега» (1987), «Находка» (1987), «Пелорус» (1987), «Юпитер» (1987). В соответствии с директивой ГШ ВМФ переоборудованные суда получали открытое наименование «судно связи». Также без определённого проекта были перестроены в разведывательные корабли три судна: «Лиман» (1989), «Океан» (1989), «Рыбачий» (1989). В 1992 году они были переклассифицированы в средние разведывательные корабли.
По проекту 861J построено судно Andrija Mohorovičić для ВМФ Югославии в 1971 году. По проекту 861МВ было построено судно Admiral Branimir Ormanow для ВМФ Болгарии в 1976 году.
Конструкция
Тактико-технические характеристики
По проекту 861- Водоизмещение: 1200 т (стандартное), 1542,6 (полное)
- Длина: 73,32 м
- Ширина: 10,8 м
- Осадка: 3,85 м
- Водоизмещение 1080 т (стандартное), 1560 (полное)
- Длина: 73,32 м
- Ширина: 10,8
- Осадка: 3,9
- Водоизмещение 1260 т (стандартное), 1540 (полное)
- Длина: 73,3 м
- Ширина: 10,8
- Осадка: 3,8
- Водоизмещение: 1504 т (стандартное), 1645 (полное)
- Длина: 73,34 м
- Ширина: 10,8
- Осадка: 3,9
Корпус и надстройка
Корпус сварной выполнен из кораблестроительной стали с системой двойного дна, состоит из десяти отсеков разделённых девятью водонепроницаемыми переборками. Корпус имеет противоледовые усиления для безопасного прохода по битому льду, а непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков. Надстройка двухъярусная с ходовым мостиком из АМГ-сплава располагается в средней части корпуса. На крыше надстройки располагается грот-мачта с антенными постами. За вторым ярусом надстройки располагается дымоход обтекаемой формы. За дымоходом побортно размещены шлюпбалки с двумя рабочими катерами . Перед надстройкой монтировался кран AN718, грузоподъёмностью в 7 тонн, а также одна кран-балка грузоподъёмностью в 150 килограмм.
При модернизации по проекту 861М крановая установка AN718 демонтировалась, а первый ярус надстройки, получивший шутливое прозвище «трамвай», продлевался до полубака, в котором размещались новые боевые посты. На крыше носовой части первого яруса монтировалась фок-мачта с дополнительными антенными постами, а в кормовой части надстройки устанавливалось дополнительное оборудование, иногда скрытое радиопрозрачным колпаком из стеклопластика.
ГЭУ
Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л.с. с приводом на два винта регулируемого шага (ВРШ) диаметром 2,8 метра. Суда серии способны развивать скорость полного хода до 17,3 узла , крейсерская скорость составляла 15 узлов. Запас дизельного топлива составляет 200 тонн. В качестве источника электроэнергии служат три дизель-генератора DW 5VAN22, мощностью по 259 кВт, имеется один вспомогательный дизель-генератор DW S324М, мощностью 52 кВт.
Вооружение
По проекту 861М предусматривалось размещение ПЗРК «Стрела-2 » с боекомплектом из 16 ракет. На некоторые суда было установлено стрелковое вооружение .
- «Рыбачий»: 2 × 2 × 12,7-мм (пулемёт)
- «Лиман»: 2 × 1 × 7,62-мм (пулемёт)
- Andrija Mohorovičić : 1 × 1 × 20-мм (PZO M-71)
Обитаемость и экипаж
Экипаж судна составляют 45 человек и 10 членов научной команды. На судах проекта 861М до 85 человек, в том числе 15 офицеров. По запасам провизии и воды автономность плавания составляет 35 суток. Дальность плавания судов по запасам топлива составляет 8900 морских миль при 11 узловом ходе и 4750 морских миль при 17,3 узловом ходе. По проекту 861М дальность плавания составляет 9700 морских миль на 11 узловом ходе и 4750 морских миль на 17,3 узловом ходе. По проекту 861МВ дальность плавания составляет 8000 морских миль на 12 узловом ходе . По проекту 861М и 861MB экипаж составляют 66 человек и 19 научных сотрудников . По проекту 861J экипаж составляют 37 человек, в том числе 4 офицера.
Оборудование навигации и связи
По проекту 861- 2 НРЛС «Дон»
- 2 НРЛС «Дон»
- РЛС РТР «Бизань»
- ГАС звукоподводной связи МГ-13
- ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
- Raytheon NSC25
- Raytheon NSC34
Гидрографическое оборудование
Специальное оборудование
По проекту 861- радиопеленгатор АРП-50Р
- ОГАС комплекса «Бронза»
- ОГАС МГ-329 «Шексна»
- Станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110К
- «Виток-АК»
- «Визир-М»
- МРР-1-7
- «Вахта-М»
- «Вахта-10»
- «Вахта-12»
- «Ротор-Н»
- «Узел»
- «Кайра»
Информация о текущем составе радио-технического вооружения и специального оборудования, а также их характеристики и описание является государственной тайной и тщательно охраняется.
История строительства
Строительство велось в Польском городе Гданьск на верфи «Сточни Полночни» (Stocznia Północna im Bohaterow Westerplatte / Северная верфь) под руководством главного строителя Т. Лаутенбаха (T. Lautenbach ) . Главным наблюдающим за постройкой от ВМФ назначен капитан 2-го ранга В. В. Соколов .
Представители проекта
Цвета таблицы:
Белый - Современный статус неизвестен
Зелёный
- действующая в составе ВМФ России
Жёлтый
- действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Синий
- находится в ремонте или на модернизации
Красный
- списана, утилизирована или потеряна
Название | Зав.№ | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Списание | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
«Арктика» | 861/1 | 09.05.1967 | 30.12.1967 | 2002 | До 1996 года служба в составе Балтийского флота, далее переведён в состав Черноморского флота. Ночью 9 декабря 2002 года у мола причала № 35 порта Новороссийска из-за потери поперечной остойчивости вследствие обледенения судно легло на грунт на глубине 7 метров с креном 30 градусов на левый борт. После подъема исключено из состава ВМФ и продано коммерсантам для использования в качестве грузо-пассажирского судна | |
«Таймыр» | 861/2 | 28.08.1967 | 31.03.1968 | 1994 | Утилизировано. Служба в рядах Тихоокеанского флота. | |
«Заполярье» | 861/3 | 10.10.1967 | 30.05.1968 | 05.07.1994 | Утилизировано. Служба в рядах Северного флота. | |
«Архипелаг» | 861/4 | 30.11.1967 | 30.06.1968 | 05.07.1994 | Утилизировано. Служба в рядах Северного флота. В 1968 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М. | |
«Аскольд» | 861/5 | 30.12.1967 | 31.07.1968 | 2009 | Утилизировано. Служба в рядах Балтийского флота. | |
«Экватор» | 861/6 | 30.03.1968 | 31.10.1968 | В строю | Текущий бортовой номер 418. В 1976 году модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М | |
«Одограф» | 861/7 | 29.10.1968 | 31.03.1969 | Предположительно в 1983 году передано в состав ВМС Болгарии и было переименовано в Captain 1st Rank Kiril Khalachew | ||
«Пелорус» | 861/8 | 30.11.1968 | 31.05.1969 | 30.06.1993 | Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1969 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М. С 1979 года бортовой номер ССВ-509. | |
«Березань» | 861/9 | 27.07.1968 | 30.06.1969 | В состав Черноморского флота ВМФ СССР поступило под названием «Нактоуз». В 1970 году переименовано в «Березань». С 1997 года в составе ВМС Украины, бортовой номер U-602. С 1 марта 1998 года в составе ГП Держгидрография, позывной-UVNA, IMO 8952338. | ||
«Рыбачий» | 861/10 | 27.02.1969 | 30.08.1969 | 17.07.1997 | Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1989 году модернизировано в малый разведывательный корабль, с 1992 года переквалифицировано в средний разведывательный корабль. | |
«Антарктида» | 861/11 | 16.10.1969 | 28.02.1970 | В строю | ||
«Моржовец» | 861/12 | 24.11.1969 | 31.03.1970 | 1998 | ||
«Кильдин» | 861/13 | 31.12.1969 | 23.05.1970 | В строю | Служба в составе Черноморского флота, текущий бортовой номер 406. В 1970 году модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М. | |
«Крильон» | 861/14 | 20.02.1970 | 25.06.1970 | В строю | Служба в составе Северного флота. | |
«Находка» | 861/15 | 27.03.1970 | 10.08.1970 | 16.03.1998 | Утилизировано. Служба в составе Северного флота. В 1970 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М, бортовой номер ССВ-506. | |
«Океан» | 861/16 | 30.04.1970 | 16.09.1970 | 22.01.2001 | Утилизировано. Служба в составе Черноморского флота. В 1989 году модернизировано в малый разведывательный корабль без проекта. С 1992 года переквалифицировано в средний разведывательный корабль, бортовой номер 409. | |
«Челекен» | 861/17 | 30.05.1970 | 27.10.1970 | В строю | Служба в составе Черноморского флота. | |
«Колгуев» | 861/18 | 15.07.1970 | 30.11.1970 | В строю | Служба в составе Северного флота | |
«Лиман » | 861/19 | 19.08.1970 | 23.12.1970 | 2017 | 27 апреля 2017 года столкнулся с судном «Youzarsif H» под флагом Того и затонул в Чёрном море в точке 41,50°/28.95°. Служба в составе Балтийского флота, в 1974 году переведено в состав Черноморского флота, бортовой номер 413. В 1989 году переоборудовано в средний разведывательный корабль без проекта. | |
Kopernik
«Коперник» |
861/20 | 13.02.1970 | 18.09.1970 | 31.01.1971 | 20.05.2005 | Утилизировано. Служба в составе ВМС Польши, бортовой номер 261. С 1974 года по 1975 год прошло модернизацию для геофизических исследований . |
«Селигер» | 861/21 | 31.10.1970 | 30.03.1971 | 30.06.1993 | Утилизировано. Служба в составе Северного флота. В 1971 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М, в 1978 году вновь модернизировано по проекту 861М2, бортовой номер ССВ-514. | |
«Север» | 861/22 | 02.12.1970 | 15.04.1971 | В ремонте | Служба в составе Тихоокеанского флота. | |
Andrija Mohorovičić
«Андрий Мокововичич» |
861J/23 | 12.02.1971 | 19.06.1971 | В строю | Построено по проекту 861J. Вошло в состав ВМС СФР Югославии 19 июня 1971 года, бортовой номер PH33/ПХ33. С 1991 года в составе ВМС Хорватии, бортовой номер РТ72. В настоящее время, в основном, используется в качестве учебного судна для курсантов Хорватской Военно-морской академии, текущий бортовой номер BS72. | |
«Эльтон» | 861/24 | 29.07.1971 | 17.12.1971 | 05.07.1994 | Утилизировано. Служба в составе Северного флота. | |
«Альтаир» | 861/25 | 31.08.1971 | 12.01.1972 | 1997 | Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. | |
«Ильмень» | 861/26 | 20.11.1971 | 31.03.1972 | 30.06.1993 | Утилизировано. В 1972 году вошло в состав Северного флота. В 1972 году модернизировано по проекту 861М. В марте 1976 года переведено в состав Тихоокеанского флота. в 1986 году модернизировано по проекту 861М2 на СРЗ № 82 в Росляково. | |
«Андромеда» | 861/27 | 15.02.1972 | 16.06.1972 | В строю | В составе Балтийского флота. | |
«Антарес» | 861/28 | 20.11.1972 | 31.03.1973 | Выведено из состава Тихоокеанского флота, находится на отстое. | ||
«Марс» | 861/29 | 22.12.1972 | 29.05.1973 | Выведено из состава Северного флота, по состоянию на 2012 год использовалось в качестве судна-мишени. | ||
«Симферополь » | 861/30 | 31.01.1973 | 28.06.1973 | 07.11.2012 | Утилизировано. В 1973 году вошло в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Юпитер». В 1977 году модернизировано по проекту 861М, в 1987 году модернизировано по проекту 861М2 (861-017). С 28 ноября 1995 года под названием «Симферополь» и бортовым U511 перешло в состав ВМС Украины. С июля 2006 года использовалось в качестве учебного судна. С 27 ноября 2011 года бортовой номер U543. В 2013 году поставлен в Новоозёрное для хранения и дальнейшей разделки. | |
«Вега» | 861/31 | 16.03.1973 | 18.08.1973 | 04.08.1995 | Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1975 году модернизировано по проекту 861М, в 1987 году модернизировано по проекту 861М2, бортовой номер ССВ-474. | |
Admiral Branimir Ormanow
«Адмирал Бранимир Орманов» |
861MB/32 | 23.02.1976 | 19.06.2008 | Утилизировано. Достроено по проекту 861МВ и в 1978 году вошло в состав ВМС Болгарии, бортовой номер 617, далее бортовой номер 401. |
Теплоход «Русь Великая» (проект РЕГК.002) компании «Круизный флот «Русич» 6 апреля начал свою навигацию, совершив прогулку от Самары до села Винновка. А на следующий день трехпалубное судно должно было отправилось уже в полноценный многодневный круиз Самара – Саратов. Однако в связи со сложной ледовой обстановкой на участке Сызрань – Балаклава, он был заменен опять же непродолжительной прогулкой. По той же причине отменен и круизный тур Самара – Волгоград – Самара, который оператор собирался начаться сегодня, 10 апреля, и завершить 15 апреля.
И теперь теплоход «Русь Великая», согласно его расписанию, 16 апреля встает на свою, ставшую уже традиционной, линию Самара – Керчь. В Крым намечено выполнить два 15-дневных круиза. Завершится волжско-черноморская программа в середине мая. То, что керченские круизы состоятся, сообщил исполнительный директор компании Антон Нешатаев, сомнений нет, поскольку прогнозы по ледовой обстановке на этот период, и даже раньше, самые благоприятные.
После южного вояжа, «Русь Великая» следует на Северо-запад, на Белое море. В этом году компания несколько изменила круизное расписание судна: увеличила продолжительность его пребывания на Беломорье, добавила новую стоянку – остров Кий, где имеется свой храмовый комплекс, также больше стало число прежних заходов, в первую очередь в Архангельск. Таким образом, намечено осуществлять прямое круизное сообщение на Соловецкие острова, в Архангельск и на Кий. В основном это будут маршруты из Петербурга и лишь один Москва – Соловки. Другая новинка: круиз из Москвы в Санкт-Петербург с выходом в Финский залив и со стоянками в Выборге и Усть-Луге.
В завершении сезона, в сентябре, «Русь Великая» прибудет в Москву, откуда отправится в круизный тур до Керчи на 26 дней, как и в прошлом году. Затем вновь возьмет курс на Крым, но уже из опять же Самары. Заканчивает навигацию теплоход 15 октября.
Уровень круизных продаж на теплоходе «Русь Великая» к началу апреля, сообщил Антон Нешатаев, составил 75-80%. Что практически полностью соответствует прошлогодним показателям. В то же время, в прошлом году заметно больше было раннего бронирования, еще до начала нового года. Тем не менее, в первые месяцы 2017 года интерес к речным круизам вновь возрос, и компания добрала прежние объемы продаж.
Круизное расписание второго судна компании – трехпалубного «Родная Русь» (проект 26-37) практически полностью повторяет прошлогодний график. С конца апреля оно вновь отправится в волжские туры и в «кругосветки» Волга - Кама – Волга продолжительностью 12-15 дней. Вновь намечены походы до Березняков, выше Перми. При этом более масштабной стала экскурсионная программа на стоянках - в Чебоксарах, Чистополе, Сарапуле, Соликамске, Чайковском, Елабуге, Ульяновске, Самаре, Казани и других местах захода. Генеральным агентом по продаже круизов теплохода «Родная Русь» в этом году выступает компания «Инфофлот».
«Круизный флот «Русич» загодя, как и прежде, выложил расписание своих водных путешествий на навигацию 2018 года. По «Руси Великой» вновь увеличивается программа пребывания на Белом море. К тому же, появится новый маршрут Санкт-Петербург – Архангельск. И уже, сообщил Антон Нешатаев, имеются первые бронирования (с предоплатой), причем их, как и год назад, набралось немало.
Игорь Горностаев