Круизная компания русич. «Круизный флот «Русич» не смог открыть круизную навигацию

Серия судов специальной постройки для нужд гидрографической службы военно-морского флота.

Гидрографические суда проекта 861

ГИСУ «Челекен». Севастополь, 26 сентября 2007 года.
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Подтипы
  • 861М, 861М2, 861J, 861МВ
Построено 32
В строю 9
В консервации 1
Отправлено на слом 17
Потери 1
Основные характеристики
Водоизмещение 1200 т (стандартное)
1542,6 т (полное)
Длина 73,32 м
64,4 (между пенпедикулярами)
Ширина 10,8 м (на миделе)
Высота 5,1 м (на миделе)
Осадка 3,85 м
Двигатели 2 × «Згода-Зульцер» 6ТD-48
Мощность 2 × 1800 л.с.
Скорость хода 17,3 уз.
Дальность плавания 8900 миль (при 10,93 уз.)
Автономность плавания 35 суток
Экипаж 45 + 10 человек
Вооружение
Навигационное вооружение 2 × НРЛС «Дон»
Радиолокационное вооружение радиопеленгатор АРП-50Р

Позже, часть судов была перестроена (модернизирована) в средние разведывательные корабли по проекту 861М, по кодификации НАТО .

Назначение

Суда проекта предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.

Проект

В 1960-х годах, принятие на вооружение новых проектов кораблей и подводных лодок, потребовало тщательного изучения гидрографии вод в новых районах мирового океана и значительного улучшения гидрографического обеспечения в уже известных. Это привело к созданию гидрографических судов для различных целей. Одним из таких проектов стал в соответствии с требованиями ВМФ СССР проект гидрографических кораблей 861. Суда этого проекта создавались для обеспечения безопасного выхода боевых кораблей военно-морского СССР в океан. Разработка была поручена Гданьскому Центральному бюро кораблестроения № 2 (Centralnym Biurze Konstrukcji Okrętowych nr 2 ). Главным инженером выступил Мечислав Выроцкевич (Mieczysław Wyrostkiewicz ) .

Модернизация

С начала 1960-х годов во флоте стала широко внедрятся аппаратура радиосвязи, радиолокации и гидроакустики, и основным источником информации о вероятном противнике стали электронные и радиотехнические излучения. Тем самым важным условием обеспечения систематической разведки сил вероятного противника во всех возможных районах стало обнаружение и слежение за этими излучениями. Данная разведка производилась с целью вскрытия информации о местонахождении сил вероятного противника, возможной угрозы с их стороны для своевременной выработки адекватных ответных мер и, при необходимости, приведения в боевую готовность нужные силы.

Для ведения такой разведки в районах возможного нахождения сил вероятного противника был разработан ряд новых проектов, но это требовало продолжительного времени. В 1960-х годах для быстрого увеличения числа разведывательных кораблей был разработан план модернизации (перестройки) гидрографических судов проекта 861 в средние разведывательные корабли. Данный проект получил шифр «Архипелаг» и номер 861М, по кодификации НАТО Moma-class intelligence collector . По этому проекту с 1968 года по 1977 год были модернизированы девять судов: «Архипелаг» (1968), «Пелорус» (1969), «Находка» (1970), «Кильдин» (1970), «Селигер» (1971), «Ильмень» (1972), «Вега» (1975), «Экватор» (1976) и «Юпитер» (1977). До 1977 года они классифицировались как гидрографические суда, позже официально были переклассифицированы как малые разведывательные корабли.

Позже, семь разведывательных кораблей были модернизированы на СРЗ № 82 в Росляково по проекту 861М2: «Селигер» (1978), «Архипелаг» (1986), «Ильмень» (1986), «Вега» (1987), «Находка» (1987), «Пелорус» (1987), «Юпитер» (1987). В соответствии с директивой ГШ ВМФ переоборудованные суда получали открытое наименование «судно связи». Также без определённого проекта были перестроены в разведывательные корабли три судна: «Лиман» (1989), «Океан» (1989), «Рыбачий» (1989). В 1992 году они были переклассифицированы в средние разведывательные корабли.

По проекту 861J построено судно Andrija Mohorovičić для ВМФ Югославии в 1971 году. По проекту 861МВ было построено судно Admiral Branimir Ormanow для ВМФ Болгарии в 1976 году.

Конструкция

Тактико-технические характеристики

По проекту 861
  • Водоизмещение: 1200 т (стандартное), 1542,6 (полное)
  • Длина: 73,32 м
  • Ширина: 10,8 м
  • Осадка: 3,85 м
По проекту 861М
  • Водоизмещение 1080 т (стандартное), 1560 (полное)
  • Длина: 73,32 м
  • Ширина: 10,8
  • Осадка: 3,9
По проекту 861J
  • Водоизмещение 1260 т (стандартное), 1540 (полное)
  • Длина: 73,3 м
  • Ширина: 10,8
  • Осадка: 3,8
По проекту 861МВ
  • Водоизмещение: 1504 т (стандартное), 1645 (полное)
  • Длина: 73,34 м
  • Ширина: 10,8
  • Осадка: 3,9

Корпус и надстройка

Корпус сварной выполнен из кораблестроительной стали с системой двойного дна, состоит из десяти отсеков разделённых девятью водонепроницаемыми переборками. Корпус имеет противоледовые усиления для безопасного прохода по битому льду, а непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков. Надстройка двухъярусная с ходовым мостиком из АМГ-сплава располагается в средней части корпуса. На крыше надстройки располагается грот-мачта с антенными постами. За вторым ярусом надстройки располагается дымоход обтекаемой формы. За дымоходом побортно размещены шлюпбалки с двумя рабочими катерами . Перед надстройкой монтировался кран AN718, грузоподъёмностью в 7 тонн, а также одна кран-балка грузоподъёмностью в 150 килограмм.

При модернизации по проекту 861М крановая установка AN718 демонтировалась, а первый ярус надстройки, получивший шутливое прозвище «трамвай», продлевался до полубака, в котором размещались новые боевые посты. На крыше носовой части первого яруса монтировалась фок-мачта с дополнительными антенными постами, а в кормовой части надстройки устанавливалось дополнительное оборудование, иногда скрытое радиопрозрачным колпаком из стеклопластика.

ГЭУ

Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л.с. с приводом на два винта регулируемого шага (ВРШ) диаметром 2,8 метра. Суда серии способны развивать скорость полного хода до 17,3 узла , крейсерская скорость составляла 15 узлов. Запас дизельного топлива составляет 200 тонн. В качестве источника электроэнергии служат три дизель-генератора DW 5VAN22, мощностью по 259 кВт, имеется один вспомогательный дизель-генератор DW S324М, мощностью 52 кВт.

Вооружение

По проекту 861М предусматривалось размещение ПЗРК «Стрела-2 » с боекомплектом из 16 ракет. На некоторые суда было установлено стрелковое вооружение .

  • «Рыбачий»: 2 × 2 × 12,7-мм (пулемёт)
  • «Лиман»: 2 × 1 × 7,62-мм (пулемёт)
  • Andrija Mohorovičić : 1 × 1 × 20-мм (PZO M-71)

Обитаемость и экипаж

Экипаж судна составляют 45 человек и 10 членов научной команды. На судах проекта 861М до 85 человек, в том числе 15 офицеров. По запасам провизии и воды автономность плавания составляет 35 суток. Дальность плавания судов по запасам топлива составляет 8900 морских миль при 11 узловом ходе и 4750 морских миль при 17,3 узловом ходе. По проекту 861М дальность плавания составляет 9700 морских миль на 11 узловом ходе и 4750 морских миль на 17,3 узловом ходе. По проекту 861МВ дальность плавания составляет 8000 морских миль на 12 узловом ходе . По проекту 861М и 861MB экипаж составляют 66 человек и 19 научных сотрудников . По проекту 861J экипаж составляют 37 человек, в том числе 4 офицера.

Оборудование навигации и связи

По проекту 861
  • 2 НРЛС «Дон»
По проекту 861М
  • 2 НРЛС «Дон»
  • РЛС РТР «Бизань»
  • ГАС звукоподводной связи МГ-13
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
По проекту 861J
  • Raytheon NSC25
  • Raytheon NSC34

Гидрографическое оборудование

Специальное оборудование

По проекту 861
  • радиопеленгатор АРП-50Р
  • ОГАС комплекса «Бронза»
По проекту 861М
  • ОГАС МГ-329 «Шексна»
  • Станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110К
  • «Виток-АК»
  • «Визир-М»
  • МРР-1-7
  • «Вахта-М»
  • «Вахта-10»
  • «Вахта-12»
  • «Ротор-Н»
  • «Узел»
  • «Кайра»

Информация о текущем составе радио-технического вооружения и специального оборудования, а также их характеристики и описание является государственной тайной и тщательно охраняется.

История строительства

Строительство велось в Польском городе Гданьск на верфи «Сточни Полночни» (Stocznia Północna im Bohaterow Westerplatte / Северная верфь) под руководством главного строителя Т. Лаутенбаха (T. Lautenbach ) . Главным наблюдающим за постройкой от ВМФ назначен капитан 2-го ранга В. В. Соколов .

Представители проекта

Цвета таблицы:
Белый - Современный статус неизвестен
Зелёный - действующая в составе ВМФ России
Жёлтый - действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Синий - находится в ремонте или на модернизации
Красный - списана, утилизирована или потеряна

Название Зав.№ Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Списание Примечание
«Арктика» 861/1 09.05.1967 30.12.1967 2002 До 1996 года служба в составе Балтийского флота, далее переведён в состав Черноморского флота. Ночью 9 декабря 2002 года у мола причала № 35 порта Новороссийска из-за потери поперечной остойчивости вследствие обледенения судно легло на грунт на глубине 7 метров с креном 30 градусов на левый борт. После подъема исключено из состава ВМФ и продано коммерсантам для использования в качестве грузо-пассажирского судна
«Таймыр» 861/2 28.08.1967 31.03.1968 1994 Утилизировано. Служба в рядах Тихоокеанского флота.
«Заполярье» 861/3 10.10.1967 30.05.1968 05.07.1994 Утилизировано. Служба в рядах Северного флота.
«Архипелаг» 861/4 30.11.1967 30.06.1968 05.07.1994 Утилизировано. Служба в рядах Северного флота. В 1968 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М.
«Аскольд» 861/5 30.12.1967 31.07.1968 2009 Утилизировано. Служба в рядах Балтийского флота.
«Экватор» 861/6 30.03.1968 31.10.1968 В строю Текущий бортовой номер 418. В 1976 году модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М
«Одограф» 861/7 29.10.1968 31.03.1969 Предположительно в 1983 году передано в состав ВМС Болгарии и было переименовано в Captain 1st Rank Kiril Khalachew
«Пелорус» 861/8 30.11.1968 31.05.1969 30.06.1993 Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1969 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М. С 1979 года бортовой номер ССВ-509.
«Березань» 861/9 27.07.1968 30.06.1969 В состав Черноморского флота ВМФ СССР поступило под названием «Нактоуз». В 1970 году переименовано в «Березань». С 1997 года в составе ВМС Украины, бортовой номер U-602. С 1 марта 1998 года в составе ГП Держгидрография, позывной-UVNA, IMO 8952338.
«Рыбачий» 861/10 27.02.1969 30.08.1969 17.07.1997 Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1989 году модернизировано в малый разведывательный корабль, с 1992 года переквалифицировано в средний разведывательный корабль.
«Антарктида» 861/11 16.10.1969 28.02.1970 В строю
«Моржовец» 861/12 24.11.1969 31.03.1970 1998
«Кильдин» 861/13 31.12.1969 23.05.1970 В строю Служба в составе Черноморского флота, текущий бортовой номер 406. В 1970 году модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М.
«Крильон» 861/14 20.02.1970 25.06.1970 В строю Служба в составе Северного флота.
«Находка» 861/15 27.03.1970 10.08.1970 16.03.1998 Утилизировано. Служба в составе Северного флота. В 1970 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М, бортовой номер ССВ-506.
«Океан» 861/16 30.04.1970 16.09.1970 22.01.2001 Утилизировано. Служба в составе Черноморского флота. В 1989 году модернизировано в малый разведывательный корабль без проекта. С 1992 года переквалифицировано в средний разведывательный корабль, бортовой номер 409.
«Челекен» 861/17 30.05.1970 27.10.1970 В строю Служба в составе Черноморского флота.
«Колгуев» 861/18 15.07.1970 30.11.1970 В строю Служба в составе Северного флота
«Лиман » 861/19 19.08.1970 23.12.1970 2017 27 апреля 2017 года столкнулся с судном «Youzarsif H» под флагом Того и затонул в Чёрном море в точке 41,50°/28.95°. Служба в составе Балтийского флота, в 1974 году переведено в состав Черноморского флота, бортовой номер 413. В 1989 году переоборудовано в средний разведывательный корабль без проекта.
Kopernik
«Коперник»
861/20 13.02.1970 18.09.1970 31.01.1971 20.05.2005 Утилизировано. Служба в составе ВМС Польши, бортовой номер 261. С 1974 года по 1975 год прошло модернизацию для геофизических исследований .
«Селигер» 861/21 31.10.1970 30.03.1971 30.06.1993 Утилизировано. Служба в составе Северного флота. В 1971 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М, в 1978 году вновь модернизировано по проекту 861М2, бортовой номер ССВ-514.
«Север» 861/22 02.12.1970 15.04.1971 В ремонте Служба в составе Тихоокеанского флота.
Andrija Mohorovičić
«Андрий Мокововичич»
861J/23 12.02.1971 19.06.1971 В строю Построено по проекту 861J. Вошло в состав ВМС СФР Югославии 19 июня 1971 года, бортовой номер PH33/ПХ33. С 1991 года в составе ВМС Хорватии, бортовой номер РТ72. В настоящее время, в основном, используется в качестве учебного судна для курсантов Хорватской Военно-морской академии, текущий бортовой номер BS72.
«Эльтон» 861/24 29.07.1971 17.12.1971 05.07.1994 Утилизировано. Служба в составе Северного флота.
«Альтаир» 861/25 31.08.1971 12.01.1972 1997 Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота.
«Ильмень» 861/26 20.11.1971 31.03.1972 30.06.1993 Утилизировано. В 1972 году вошло в состав Северного флота. В 1972 году модернизировано по проекту 861М. В марте 1976 года переведено в состав Тихоокеанского флота. в 1986 году модернизировано по проекту 861М2 на СРЗ № 82 в Росляково.
«Андромеда» 861/27 15.02.1972 16.06.1972 В строю В составе Балтийского флота.
«Антарес» 861/28 20.11.1972 31.03.1973 Выведено из состава Тихоокеанского флота, находится на отстое.
«Марс» 861/29 22.12.1972 29.05.1973 Выведено из состава Северного флота, по состоянию на 2012 год использовалось в качестве судна-мишени.
«Симферополь » 861/30 31.01.1973 28.06.1973 07.11.2012 Утилизировано. В 1973 году вошло в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Юпитер». В 1977 году модернизировано по проекту 861М, в 1987 году модернизировано по проекту 861М2 (861-017). С 28 ноября 1995 года под названием «Симферополь» и бортовым U511 перешло в состав ВМС Украины. С июля 2006 года использовалось в качестве учебного судна. С 27 ноября 2011 года бортовой номер U543. В 2013 году поставлен в Новоозёрное для хранения и дальнейшей разделки.
«Вега» 861/31 16.03.1973 18.08.1973 04.08.1995 Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1975 году модернизировано по проекту 861М, в 1987 году модернизировано по проекту 861М2, бортовой номер ССВ-474.
Admiral Branimir Ormanow
«Адмирал Бранимир Орманов»
861MB/32 23.02.1976 19.06.2008 Утилизировано. Достроено по проекту 861МВ и в 1978 году вошло в состав ВМС Болгарии, бортовой номер 617, далее бортовой номер 401.

Теплоход «Русь Великая» (проект РЕГК.002) компании «Круизный флот «Русич» 6 апреля начал свою навигацию, совершив прогулку от Самары до села Винновка. А на следующий день трехпалубное судно должно было отправилось уже в полноценный многодневный круиз Самара – Саратов. Однако в связи со сложной ледовой обстановкой на участке Сызрань – Балаклава, он был заменен опять же непродолжительной прогулкой. По той же причине отменен и круизный тур Самара – Волгоград – Самара, который оператор собирался начаться сегодня, 10 апреля, и завершить 15 апреля.

И теперь теплоход «Русь Великая», согласно его расписанию, 16 апреля встает на свою, ставшую уже традиционной, линию Самара – Керчь. В Крым намечено выполнить два 15-дневных круиза. Завершится волжско-черноморская программа в середине мая. То, что керченские круизы состоятся, сообщил исполнительный директор компании Антон Нешатаев, сомнений нет, поскольку прогнозы по ледовой обстановке на этот период, и даже раньше, самые благоприятные.

После южного вояжа, «Русь Великая» следует на Северо-запад, на Белое море. В этом году компания несколько изменила круизное расписание судна: увеличила продолжительность его пребывания на Беломорье, добавила новую стоянку – остров Кий, где имеется свой храмовый комплекс, также больше стало число прежних заходов, в первую очередь в Архангельск. Таким образом, намечено осуществлять прямое круизное сообщение на Соловецкие острова, в Архангельск и на Кий. В основном это будут маршруты из Петербурга и лишь один Москва – Соловки. Другая новинка: круиз из Москвы в Санкт-Петербург с выходом в Финский залив и со стоянками в Выборге и Усть-Луге.

В завершении сезона, в сентябре, «Русь Великая» прибудет в Москву, откуда отправится в круизный тур до Керчи на 26 дней, как и в прошлом году. Затем вновь возьмет курс на Крым, но уже из опять же Самары. Заканчивает навигацию теплоход 15 октября.

Уровень круизных продаж на теплоходе «Русь Великая» к началу апреля, сообщил Антон Нешатаев, составил 75-80%. Что практически полностью соответствует прошлогодним показателям. В то же время, в прошлом году заметно больше было раннего бронирования, еще до начала нового года. Тем не менее, в первые месяцы 2017 года интерес к речным круизам вновь возрос, и компания добрала прежние объемы продаж.

Круизное расписание второго судна компании – трехпалубного «Родная Русь» (проект 26-37) практически полностью повторяет прошлогодний график. С конца апреля оно вновь отправится в волжские туры и в «кругосветки» Волга - Кама – Волга продолжительностью 12-15 дней. Вновь намечены походы до Березняков, выше Перми. При этом более масштабной стала экскурсионная программа на стоянках - в Чебоксарах, Чистополе, Сарапуле, Соликамске, Чайковском, Елабуге, Ульяновске, Самаре, Казани и других местах захода. Генеральным агентом по продаже круизов теплохода «Родная Русь» в этом году выступает компания «Инфофлот».

«Круизный флот «Русич» загодя, как и прежде, выложил расписание своих водных путешествий на навигацию 2018 года. По «Руси Великой» вновь увеличивается программа пребывания на Белом море. К тому же, появится новый маршрут Санкт-Петербург – Архангельск. И уже, сообщил Антон Нешатаев, имеются первые бронирования (с предоплатой), причем их, как и год назад, набралось немало.

Игорь Горностаев