Что такое безответственность. Кто виноват? и Что делать

Часто ли мы задумываемся о том, что многих трагических ситуаций, унесших тысячи человеческих жизней, можно было бы избежать, о том, что виной всему халатность людей, которые не были предельно внимательны к своей работе?

Проблема безответственности, бесхозяйственности, к сожалению, в последние десятилетия стала особенно актуальной. Практически каждый день в мире, и в России в том числе, случаются какие-нибудь аварии, катастрофы, пожары…

Размышляя о причинах и последствиях небрежного отношения людей к своим обязанностям, известный поэт Роберт Рождественский с возмущением задает риторический вопрос: «Но до каких пор будем мы окунаться в ситуации, когда из-за двух или трех разгильдяев сотни, а то и тысячи людей вынуждены демонстрировать мысовый героизм?» Автор убежден, что с таких горе-работников обязательно надо строго спрашивать. Только так «можно избавиться от стереотипа бесхозяйственности, который гирей висит на наших ногах».

Я разделяю мнение автора относительно того, что виновные обязательно должны нести ответственность за халатное отношение к своему делу. Только в этом случае нам удастся избежать негативных последствий непрофессионализма, разгильдяйства и лени.

Об этом, в частности, пишет известный российский ученый, автор более сотни изобретений, много лет работавший на крупных гидроэлектростанциях Георгий Борисович Черников в своей статье «Природа не спишет», опубликованной в “Литературной газете” в октябре 2003 г. Автор рассказывает об «электрических» пожарах, причиной которых являются короткие замыкания. Черников иронизирует: «Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись - что с них возьмешь? Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания - причиной огня является неисправность защитного прибора», а значит, безответственное отношение к своей работе обслуживающего персонала.

Все знают, что 26 апреля 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа, крупнейшая радиационная авария в истории человечества. Она затронула судьбы миллионов людей, заставила задуматься и ужаснуться человечество. И только недавно стало известно, что авария произошла из-за просчетов специалистов "Донтехэнерго" и неверных действий сотрудников АЭС.

Таким образом, если все мы не будем жить по принципу: «Зачем суетиться, авось гром не грянет», то многих страшных трагедий можно будет избежать, нужно помнить о том, что мы несем ответственность за свои поступки и поэтому должны серьезно относиться к своей работе.

Безответственность 2

Безответственность. Как часто она является причиной различных аварий и катастроф!

Проблема заключается в том, что люди в большинстве своем небрежно относятся к своему делу, русский «авось» стал уже нормой нашей жизни. Поговорка «После нас – хоть потоп» стала принципом целого поколения, а может, даже и нескольких поколений граждан нашей страны

Известный отечественный поэт Роберт Рождественский возмущен таким положением дел. Он пишет: «Самый страшный и самый распространенный стереотип в нашей стране – это стереотип безответственности». Рассуждая о причинах возникновения данной проблемы, Р. Рождественский приходит к выводу, что все это происходит потому, что «никто ни за что не отвечает и … всем все "до лампочки"».

Об актуальности проблемы небрежного отношения человека к своей профессии свидетельствует тот факт, что многие отечественные писатели поднимают ее в своих произведениях.

Например, в повести В. Распутина «Пожар» Иван Петрович, главный герой произведения, не может смириться с тем, что Сосновка, поселок, построенный леспромхозом, не предназначен для жизни, сооружен на время, до следующего кочевья. Он никогда не станет обжитым. В поселке не ведется строительства социальных объектов, потому что ничего никому не нужно. Пока есть работа – дерево, но через 3–4 года его не останется. Другой работы нет: все поля были затоплены при строительстве гидроэлектростанции. И вот в поселке начался пожар: горят ОРСовские склады. Архаровцы – наёмные неместные рабочие – не привыкли ответственно относиться к своей работе, даже пожар для них – средство наживы. Распутин рассуждает о том, что жизнь пошла наперекос, когда начали рубить лес. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса, но и человека. Всё больше и больше стало приходить «легких» людей, которые не хотели обзаводиться хозяйством, а работали только ради отдыха, еды и выпивки. Ухудшается социальная обстановка, растёт преступность: за войну погибло столько же сельчан, сколько погибло не своей смертью в молодой Сосновке.

Если говорить о реальной жизни, то пожары, которые полыхали прошлым летом во всей России, тоже в основном являются следствием безответственности – граждан, захламляющих леса бытовым мусором, сотрудников лесных хозяйств, некачественно выполняющих свою работу по охране и защите леса…

Таким образом, я убежден, что постоянная неразбериха, бесхозяйственность, бюрократизм – результат безответственного отношения людей к своему делу. Но нельзя оставлять все так, как есть. Нужно бороться с этим стереотипом, и начинать каждый должен с самого себя!..

Таким образом, искусство всегда является отражением духовного потенциала народа.

Искусство и молодежь (не по порядку)

По мнению Распутина искусство-это праведный и чистый голос человечества в целом и каждого народа в отдельности, духовная и эстетическая побудительная высота, осуществленная мечта человека..

Если мы станем петь песни наших бабушек и дедушек, то у нас еще будет шанс возродить Россию!

Таким образом, современная культура в основном складывается из произведений искусства низкого качества, и, как результат, ведет к деградации общества в целом. Единственный выход из сложившейся ситуации - обратить внимание молодого поколения на русскую народную культуру, приобщать его к произведениям отечественной классики.

То же можно сказать и о современной литературе. Что читает молодежь? Произведения А. Марининой, Д. Донцовой и других авторов, которые не заботятся о формировании эстетического вкуса своего читателя. Их основная цель - добиться популярности и известности любой ценой, и, соответственно, обеспечить себе и своим детям достойное будущее за счет гонораров от продажи книг.

В. Дашкевич говорит, что "любое музыкальное произведение - это маленькая программа выживания". Однако наша сегодняшняя "программа" явно направлена не на то, чтобы помогать людям справляться с их трудностями, а на то, чтобы усугублять пессимистический настрой большинства граждан.

Я согласна с этим утверждением. Действительно, если целое поколение настраивается на неудачу, то у него нет будущего, оно деградирует.

Об этом поразительно точно сказал известный композитор Дашкевич в одном из своих интервью, которое было пару лет назад опубликовано в газете "Московский комсомолец".

Известный писатель, наш современник, В.Г. Распутин пишет: "Покажите, какие поете вы песни, и я скажу, что вас ждет впереди".

Я думаю, что тексты песен, как и содержание всего искусства, обусловлены той эпохой, в которую они создаются. К тому же здесь немаловажную роль играет социальный заказ и идеология государства.

я согласна с этим утверждением. Действительно, если целое поколение настраивается на неудачу, то у него нет будущего, оно деградирует.

Об этом поразительно точно сказал известный композитор Дашкевич в одном из своих интервью, которое было пару лет назад опубликовано в газете "Московский комсомолец".

Безответственность - это нежелание человека принимать ответственность на себя за собственную жизнь, поступки, деяния и за всё, что происходит на Земле.
Безответственность говорит о том, что человека ещё не посетило осознавание Цели и смысла его Жизни и, соответственно, той ответственности, которая возложена на него его Судьбой и Божественными Силами по праву рождения его человеком.
Безответственность сопровождается отсутствием жизненных ориентиров, сужением внимания до потребностей своей личности, ленью, тупостью, потерей интереса к жизни, окружающему миру, людям…
Заполняя тело, безответственность вытесняет из него Дух. И наоборот, ответственность за доверенных тебе Судьбой людей, дела, за тебя и твои поступки способствует протеканию в тело Духа, переключению внимания со своего «Я» на окружающий мир, заставляет искать ответы на возникающие вопросы и, самое главное, заставляет действовать.
Безответственности сопутствует также недоверие к человеку со стороны окружающих, потому что ему ничего нельзя поручить.
Все интересы человека, отдавшего себя во власть безответственности, сводятся лишь к удовлетворению потребностей своей личности, что в результате приводит ко всё более глубокому отдалению его от окружающих, порождая одиночество. Увеличивается замкнутость эгоиста на свою личность, и растёт стена недоверия между ним и всеми окружающими.
Безответственность не означает - безнаказанность. И наказанием здесь является то, что человек становится изгоем. Он сам низводит себя до такого состояния. Он отказывается от своей человеческой сути, снимая с себя всякую ответственность.
Страх совершения человеческого поступка заставляет личность искать способы не видеть и не признавать возложенной на человека ответственности.
Страх подсознательно заставляет человека бояться держать ответ за свою жизнь (тогда ведь придётся что-то делать) и за жизнь доверенных ему судьбой людей и дел. Страх заставляет сваливать эту ответственность на кого угодно и ждать принятия решений со стороны.
Страх - суть безответственности.
Безответственность - суть равнодушия.
Равнодушие - суть эгоизма и предательства.
Кажется, что жить гораздо легче, не отвечая ни за себя, ни тем более за кого-либо ещё.
Нежелание искать причину того или иного своего поступка или реакции окружающего мира на свои действия, нежелание выискивать суть происходящего, размышлять - есть тоже безответственность, потому что в этом случае все действия диктуются бессознательными и неподконтрольными разуму и сердцу импульсами и рефлексами, а значит, имеют непредсказуемый результат, что по-человечески недопустимо.
Что делать:
1. Определить за кого вы в ответе, чья жизнь и судьба зависят от вас, ваших действий, эмоций. Определить за что в этой жизни вы как человек в ответе.
2. Действовать в каждом конкретном деле быстро, безупречно и адекватно.
3. Культивировать чуткость к себе и окружающим.
4. Искать способы для реализации себя как человека.

Он охотно берет самое тяжелое бремя и безропотно взваливает его на чужие плечи.

Груз безответственности одних — лежит на ответственности других.

Свобода безответственного человека приносит зло.

Безответственные больше стремятся к должностям, чем те, кто имеет чувство ответственности.

Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Стыдись безответственности, легкомыслия, ветренности своих чувств, привязанностей. В чувствах своих надо уметь быть верным и долженствующим.

Больше всего в балбесах раздражают необязательность,

неисполнительность и безответственность.

Безответственность как качество личности – неспособность нести ответственность за свои слова, поступки и деятельность в целом, склонность перекладывать ответственность на чужие плечи, привычка откладывать всё на потом.

Пришла к судье супружеская пара с просьбой развести их. Судья выполнил их просьбу без каких-либо возражений. Супруги остались довольны. Но второй вопрос, с которым они пришли к судье, оказался сложнее. Каждый из бывших супругов хотел сам воспитывать ребёнка, но судья сказал им, что никого из них не считает достойным того, чтобы заниматься воспитанием детей. - Но почему? - удивились оба. - Вспомните, когда я спросил вас, почему вы не хотите жить вместе, что вы ответили? - спросил судья. - Не сошлись характерами. - Вот. Вы не увидели, что оба виноваты в том, что не можете жить вместе, что не можете договориться друг с другом. Вы не захотели взять на себя ответственность за вашу семью. Вы свалили всё на свои характеры, которые, якобы, не подходят друг другу, как будто ваши характеры - это что-то, не зависящее от вас. При такой безответственности вам нельзя воспитывать детей.

«После нас хоть потоп», говорила маркиза де Помпадур. Безответственность – безнравственная, инфантильная позиция взрослого ребёнка, так и оставшегося по складу своего характера в ясельном возрасте, без задач и обязательств. Подобно пойманному за шалости ребенку, безответственность, не желая отвечать, увиливает от ответственности. Безответственность – это такое состояние ума, когда человек не желает брать на себя никаких обязательств, тем более выполнять их. Подобно самосвалу, он стремится перекинуть ответственность на кого-нибудь другого. Надо быть глупцом, чтобы верить его словам и обещаниям. Своим рождением безответственность обязана склонности человека откладывать дела в долгий ящик, на потом.

Из общей массы людей безответственность выуживается простым наблюдением. К примеру, если человек не доводит до конца порученное ему дело, работает спустя рукава, перепоручает его другим – значит, этот человек безответственный. Зачастую он не осознаёт наличие у себя безответственности, но чаще у него не хватает мужества и честности признать свой порок. Без зазрения совести он увиливает от наказания за допущенное непотребство, подставляет окружающих. Не желая отвечать за события своей жизни, он безвольно отдается на волю случая, принимая роль жертвы. Привыкнув с детства искать виноватых в своих несчастьях, он не предпринимает шагов для изменения жизни в лучшую сторону. Если муж безответственен, жена, однозначно, его слушаться не будет. Она считает, что я непослушная, потому что он безответственный, а он считает, что я безответственный, потому что она непослушная.

Явные признаки безответственности могут проявлять известные, публичные люди. Русский писатель И.С. Тургенев в этом отношении неоднократно отличался в негативном смысле этого слова. Близкая подруга Некрасова, А.Я.Панаева рассказывает: «К 1850-му году за журналом “Современник”, возглавляемым Некрасовым, накопилось много долгов, денег почти не было, а тут Тургеневу срочно потребовалось две тысячи рублей. Приходилось занимать под большие проценты, чтобы скорее удовлетворить писателя, который объявил Некрасову: ”Мне деньги нужны до зарезу, если не дашь, то, к моему крайнему прискорбию, я должен буду идти в “Отечественные записки”, чтобы запродать себя, и “Современник” долго не получит от меня моих произведений. Эта угроза страшно перепугала Некрасова и Панаева, они заняли деньги под проценты и при моем поручительстве. Не прошло и года, как из-за Тургенева произошла остановка в печатании книжки “Современника”. Он должен был дать рассказ, но не прислал его и даже с неделю не показывался в редакции, что было необыкновенно, так как, если он не обедал у нас, то обязательно приходил ужинать. Некрасов волновался и два раза ездил к нему, но не заставал дома; наконец, написал ему записку, убедительно прося тотчас прислать рукопись. Тургенев явился и, войдя в комнату, сказал: — Браните меня, господа, как хотите, я даже сам знаю, что сыграл с вами скверную шутку, но что делать, вышла со мной плохая история. Я не могу дать вам этого рассказа, а напишу другой к следующему номеру. Такое неожиданное заявление ошеломило Некрасова; сначала он совсем растерялся и молчал, потом начал спрашивать: Как? Почему? — Мне было стыдно показываться вам на глаза — но я счел мальчишеством далее водить вас и задерживать выход книжки. Я пришел просить, чтобы вы поместили что-нибудь вместо моего рассказа, я даю вам честное слово написать рассказ к следующему номеру. Некрасов и Панаев потребовали, чтобы он объяснил им причину. — Дайте заранее мне слово, что вы не будете упрекать меня? — Даем, даем — торопливо ответили оба. — Теперь мне самому гадко, — произнес Тургенев, и его как будто передернуло. Тяжело вздохнув, он произнес: — Я продал этот рассказ в “Отечественные записки”! (журнал, являвшийся главным конкурентом журнала Некрасова). Некрасов даже побледнел, а Панаев жалобно воскликнул: -Тургенев, что ты наделал! — Знаю, знаю! Все теперь понимаю, но вот! — и Тургенев провел рукой по горлу — мне нужно было пятьсот рублей. Идти просить к вам — невежливо, потому что из взятых у вас двух тысяч я заработал слишком мало. Некрасов дрожащим голосом заметил: -Неуместная деликатность! -Думал, может, у вас денег нет. -Да пятьсот рублей мы бы всегда достали — в отчаянии воскликнул Панаев, как ты мог так поступить? Некрасов в раздражении сказал: — Что сделано, то сделано, нечего об этом разговаривать… Тургенев тебе надо возвратить пятьсот рублей Краевскому. Тургенев замахал руками: — Нет. Не могу, не могу! Я, должно быть, находился в большом смятении, когда брал у него деньги, точно обжегся и убежал скорее. Рукопись у Краевского?- спросил Некрасов. -Нет еще! Некрасов открыл письменный стол, вынул оттуда деньги и, подавая их Тургеневу, сказал: -Напиши извинительное письмо. Тургенева долго пришлось упрашивать: наконец он воскликнул: -Вы господа ставите меня в самое дурацкое положение… Я несчастливейший человек! Меня надо высечь за мой слабый характер! Пусть Некрасов напишет это письмо, а я перепишу и пошлю с деньгами.- И Тургенев, шагая по комнате, жалобным тоном восклицал: — Боже мой, зачем я это все наделал? Некрасов, ты пообещай Краевскому, что я дам ему другой рассказ, придется мне теперь, господа, переходить на другую сторону улицы, как только я увижу, что мне навстречу идет Краевский. О господа, что вы со мной делаете! С тех пор Тургеневу был открыт неограниченный кредит в журнале “Современник”».

Другой эпизод с И.С.Тургенев еще боле красноречиво говорит о его безответственности. Опять же вспоминает А.Я. Панаева: «Перед отъездом за границу, лето мы проводили в Петербурге, и Белинский также… Тургенев жил на даче в Парголове, часто приезжал в город и останавливался у нас, так как не имел городской квартиры. Тургенев восхищался своим поваром, которого нанял на лето, описывал, какие тонкие обеды он готовил, когда Тургенев приглашал к себе на дачу своих знакомых. — Небось, графов и баронов угощаете тонкими обедами, а своих приятелей-литераторов не приглашаете к себе, — шутя заметил Белинский. Тургенев обрадовался этой мысли и пригласил всех к себе на дачу на обед, говоря, что он сделает такой фестиваль, какого мы не ожидаем. День он назначил сам и требовал от всех честного слова, что приедут к нему. — Мы-то приедем, а вот вы-то не удерите с нами такую штуку, как зимой: созвали нас всех на вечер, а сами не явились домой! — сказал Белинский. С Тургеневым не раз случалось, что он пригласит приятелей к себе и по рассеянности забудет и не окажется дома. Белинский сказал, прощаясь, Тургеневу: «Я за день до нашего приезда напишу вам, чтобы вы не забыли своего приглашения». День был жаркий, когда мы в 11 часов, все шесть человек приглашенных, отправились в коляске в Парголово. Все были утомлены от жары и пыли в дороге. Подъехав к даче Тургенева, все радостно вздохнули и стали выходить из коляски; но всех поразило, что Тургенев не вышел нас встретить. Мы вошли в палисадник и стали стучаться в двери стеклянной террасы. Мертвая тишина царила в доме. У всех лица повытянулись. Белинский воскликнул: «Неужели Тургенев опять сыграл с нами такую мерзкую штуку, как зимой?» Но его успокаивали, предполагая, что Тургенев, вероятно, не ожидал так рано нашего приезда. — Да я писал ему, что мы в час будем у него… Это черт знает что такое! Хоть бы в комнату нас впустили, а то жарились в дороге на солнце и стой теперь на припеке, — горячился Белинский.

Наконец выскочил из ворот какой-то мальчик, и все на него набросились с вопросами. Оказалось, что барин ушел, а его повар сидит в трактире. Дали мальчику денег, чтобы он сбегал за поваром и привел его отворить дверь. Мальчик убежал, а мы в ожидании уселись на ступеньках террасы. Повар не являлся. Белинский настаивал, чтобы мы ехали домой. Мы уехали бы, но кучер нашей коляски не соглашался везти нас обратно, пока не отдохнут его измученные лошади. Поневоле надо было сидеть у запертой дачи. Все проголодались; Панаев и двое из приехавших отправились в трактир посмотреть, нельзя ли достать чего-нибудь поесть. Тогда Парголово было настоящей деревней, еду трудно было достать. Панаев явился и объявил, что в трактире никакой еды нет, да и такая грязь, что противно кусок хлеба взять в рот. Все еще питали надежду, что Тургенев вернется домой. Я не рассчитывала на обед, понимая, что, если повара нет дома, так какой же можно приготовить обед, когда уже второй час, да и провизии негде достать: в Парголове только рано утром запасались всем у разносчиков, объезжавших дачи. Я пошла в избу к хозяйке дачи, купила у нее яиц, молока, хлеба. В это время явился повар. Белинский накинулся на него с вопросом, где его барин. Повар отвечал, что не знает. — А обед тебе сегодня заказан барином? — допрашивал Белинский. — Никак нет-с! Изумление и испуг выразились на всех лицах. Белинский весь вспыхнул, многозначительно посмотрел на всех и неожиданно разразился смехом, воскликнув: — Вот так задал же нам фестиваль Тургенев! Все тоже рассмеялись над комическим своим положением. — Я-то дурак! — говорил Белинский, — хотел провести приятно день на даче! — и, обратясь к повару, продолжал: — Иди, любезный, отыщи своего барина, где хочешь, и приведи его домой. Панаев и другие послали повара к священнику, так как Тургенев уже сообщил им, что он ухаживает, не без успеха, за хорошенькой дочерью священника и постоянно там сидит. Мы пошли на берег озера, в ожидании прихода Тургенева, уселись в тени под деревом и любовались природой. Белинский лежал на траве и вдруг произнес: — Как легко мне дышится, не то что в городе. Какая обида, что и одного дня не мог провести как добрые люди; что-нибудь да взбесит тебя. Вскоре пришел Тургенев и стал божиться, что мы сами виноваты, чтоон ждал нас завтра. Его спросили о письме Белинского. Тургенев уверял, что никакого письма не получил. — Хорошо, — сказал Белинский, — без оправданий обойдемся. Благодарите Бога, что вы мне не попались на глаза в первую минуту, я бы вас раскостил на все корки. Теперь нервы мои успокоились, и я не хочу вновь их раздражать. Сейчас уедем в город. Тургенев начал упрашивать остаться и сказал, что обед уже заказан. — А в котором часу вы нас накормите? чай, вечером? — спросил Белинский шутливым тоном. Тургенев отвечал в том же тоне, что его повар всемогущий, и обед будет готов к 5-ти часам. Тургенев употребил все усилия, чтобы занять гостей и успел в этом; между прочим, он предложил стрелять в цель. Все пошли на его дачу, и Тургенев нарисовал углем на задах старого сарая человека и обозначил точкой сердце. Никто из его гостей не умел стрелять. Белинский каким-то образом с первого выстрела попал в самую точку, где было обозначено сердце. Он как ребенок обрадовался и воскликнул: «Я теперь сделаюсь бретером, господа!» Но затем стрелял так неудачно, что даже ни разу не попадал в фигуру. Стрельба продолжалась долго; легкий завтрак дал себя почувствовать, и все ждали нетерпеливо обеда. В 6 часов Белинский обратился к Тургеневу с вопросом:- Что же ваш всемогущий повар не подает обед? Мы голодны, как волки. По обеду, приготовленному на скорую руку исключительно из старых тощих куриц, нельзя было судить о кулинарном таланте повара. Тургенев, сознавая это, сказал: — Господа, в воскресенье приезжайте ко… Но ему не дали окончить фразы, все покатились со меху, и сам Тургенев присоединился к общему смеху. Белинский едва мог отдышаться от хохота, воскликнув: — Тургенев, вы наивны, как младенец! Нет, уж старого воробья на мякине не надуете. Новое приглашение Тургенева всех развеселило, и шуткам не было конца. Тургенев смешил, рассказывая свое положение, когда его повар в испуге прибежал и объявил, что гости приехали к нему на обед, и в каком он страхе шел к озеру. Погуляв по парку, выпив чаю, мы поехали в город и продолжали смеяться над фестивалем, который нам задал Тургенев».

Петр Ковалев 2013 год

А потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.

Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.

Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из .

И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.

И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…

Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.

Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.

Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.

Раздутое величие

К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».

Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.

«Должен» и «хочу»

Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.

А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.

Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.

Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже .

Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.

Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».

Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.

Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.

Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.

Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.

Если вы не знаете, о чем говорить на первом свидании с мужчиной, не паникуйте. Нет ничего удивительного в том, что люди, испытывая волнение при встрече, теряются и чувствуют себя неловко из-за возникающих пауз.

32 идеи, чем заняться на каникулах дома, как занять ребенка

На вопрос «Чем заняться на каникулах?» дети ответят: «Отдыхать!» Но, к сожалению, для 8 из 10 ребят отдых - это интернет и соцсети. А ведь есть еще столько интересных занятий!

Подросток и плохая компания – что делать родителям, 20 советов

В плохой компании подростки ищут тех, кто будет их уважать и считать классными, крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет и что вызовет эффект «вау!» у сверстников.

Что такое сплетни – причины, виды и как не быть сплетницей

Сплетни - это обсуждение человека за его спиной не в позитивном ключе, а в негативном, передача неточных или вымышленных сведений о нем, которые порочат доброе имя и содержат укор, обвинение, осуждение. А вы сплетница?

Что такое высокомерие – это комплексы. Признаки и причины надменности

Что такое высокомерие? Это стремление скрыть свои комплексы и низкую самооценку, нацепив маску победителя. Таких людей с больным ЭГО следует пожалеть и пожелать им скорейшего «выздоровления»!

15 правил, как выбрать витамины – какие для женщин лучше

Выбирайте витамины правильно! Не «ведитесь» на красочные упаковки, ароматные и яркие капсулы. Ведь это всего лишь маркетинг, красители и ароматизаторы. А качество предполагает минимум «химии».

Симптомы авитаминоза – признаки общие и специфические

Симптомы (признаки) авитаминоза бывают общие и специфические. По специфическим признакам можно определить, какого именно витамина не хватает в организме.

17 советов, как снять стресс и нервное напряжение без алкоголя

Вряд ли в наше время суеты и быстрого темпа жизни можно встретить человека, которому не нужны были бы советы, как снять стресс и нервное напряжение. Причина этого - неумение правильно относиться к жизненным неурядицам и стрессовым ситуациям.