1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми , если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни ), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то ), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже ) и пояснительные (союзы а именно, то есть ).
Например: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); Недоразумение было налицо, и повинен в нем был, конечно, Иван Николаевич (Булг.); На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (Булг.); В Кара-Бугазе есть соль, но нет угля, нефти... (Пауст.); Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом (Булг.); Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Быков плохо понимал, почему Васильев отказался от поездки, да и мало интересовали летчика личные планы поручика (Саян.).
Союзы ли... или в сложносочиненном предложении приравниваются к повторяющимся союзам, и поэтому запятая перед или ставится, в отличие от употребления этого же союза при однородных членах в простом предложении, где сочетание ли... или не образует повторяющихся союзов, вследствие чего запятая перед или не ставится.
Сравните: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.); Сохранился ли еще в ее памяти любовный образ прекрасного моряка, или ее внимание к умершему и к его семье было дружеской благодарностью за прошлое счастье (Купр.); – Видит ли он это или не видит (Г.).
2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:
1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.
Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;
Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.
Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но , когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);
2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.
Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода и слышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);
3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.
Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.
Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.
Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.).
Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.
Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);
4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.
Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).
3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой , если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.
Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)
4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире , если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.
Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – то таскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).
5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.
Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).
Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.
Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.
Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения
ПОРЯДОК РАЗБОРА
1. Определите тип предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
б) по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);
в) по отношению к высказыванию (утвердительное или отрицательное).
2. Выделите предикативные конструкции.
3. Определите тип синтаксической связи, укажите тип союза:
а) по значению (соединительный, противительный, пояснительный);
б) по структуре (простой, составной);
в) по функции (одиночный, повторяющийся).
4. Объясните постановку знаков препинания.
5. Проведите разбор частей сложного предложения (по образцу простого предложения).
6. Составьте схему предложения.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА
Я пожал им руки с улыбкой, и они охотно стали расссазывать о себе. (М.Пришвин.)
1.
а) Предложение повествовательное;
б) невосклицательное;
в) утвердительное.
2. Предложение сложносочиненное, в нем две предикативные основы: Я пожал им руки с улыбкой и Они охотно стали рассказывать о себе.
3. Предикативные конструкции, они связаны сочинительным союзом
и
:
а) соединительным;
б) простым;
в) одиночным.
4. В конце повествовательного предложения стоит точка; перед союзом и ставится запятая.
5. Предложение Я пожал им руки с улыбкой - двусоставное: подле-жащее я пожал - простое глагольное, выражено предикативной формой глагола; распространенное: косвенное дополнение им и прямое дополнение руки , а также обстоятельство образа действия с улыбкой относятся к сказуемому пожал ; полное.
Предложение Они охотно стали рассказывать о себе - двусоставное: подлежащее они выражено местоименным существительным; сказуемое стали рассказывать - составное глагольное, выражено инфинитивом полнозначного глагола рассказывать и вспомогательным глаголом стали ; распространенное: о себе - косвенное дополнение, а также обстоятельство образа действия охотно относятся к сказуемому стали рассказывать ; полное.
1. ЗАПЯТАЯ в сложносочинённом предложении
В сложносочинённом предложении его части соединяются союзами и, да (= и или но), а, но, однако, зато, а то, не то, или, либо, также, тоже и др. Перед ними или между повторяющимися союзами (ни … ни; ли … ли; то … то; не то … не то и др.) ставится запятая . Прекрасен мудрый путь зерна, и солнца вечный свет прекрасен. Внизу за рекой тянулись луга, а по взгорью подымался лес. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.
Не ставится запятая перед союзом и , если он соединяет:
- два вопросительных предложения. Кто это такие и что им надобно?
- два побудительных предложения. Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках!
- два восклицательных предложения. Как красиво в этих местах и как хорошо здесь отдыхать!
- два назывных предложения. Чужие скалы и мокрый снег, летевший навстречу машине.
Не ставится запятая перед союзами и, да (= и), или, либо , если простые предложения имеют:
- общее вводное слово. По-видимому , он был в большом затруднении и в его собачьей душе совершалась какая-то борьба.
- общий второстепенный член. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. НО: У гуся и крылья растопырены, и клюв раскрыт. (повторяющиеся союзы)
- общее придаточное предложение. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой.
- общее поясняемое предложение, связанное бессоюзной связью с остальной частью сложного предложения. Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому.
2. ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложносочинённом предложении
Точка с запятой ставится перед союзами но, однако, всё же, тем не менее (реже перед и, да = и), если хотя бы одна часть сложного предложения значительно распространена или имеет в своём составе запятые.
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но
стало страшно вдруг Татьяне…
3. ТИРЕ в сложносочинённом предложении
Тире ставится (чаще перед союзом и, реже перед а, но ), если необходимо показать быструю смену событий, следствие или противопоставление. Немножко счастья - и человек сразу же становится лучше, добрее. Как будто надо было радоваться - но радости не было.
Между частями сложного предложения, соединенных союзами: и, да (=и), ни...ни; а, но, да (=но), однако, ...; или, либо, ли...ли, ...; да, да и, тоже, также; то есть, а именно.
Сверкнула молния, и послышался удар грома.
Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член:
Запятая не ставится
Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.
Если есть общее придаточное предложение:
Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.
В 8. Классификация сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Например:
Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.
Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение - главное, другое - придаточное. Главное предложение - это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.
По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:
сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,
сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Например: Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».
Сложноподчиненные предложения е придаточными изъяснительными
Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол - сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Например: Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.
Вид придаточного |
Вопрос |
Пример |
Когда? С каких пор? Как долго? |
Когда пришло время, отправили Иванушку на службу. |
|
Где? Куда? Откуда? |
Мы устремились туда, откуда были слышны голоса. |
|
При каком условии? | ||
Почему? По какой причине? |
Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнованиям серьезно. |
|
Зачем? С какой целью? |
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. |
|
Следствия |
Вследствие чего что произошло? |
Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза. |
Образа действия. |
Как? Каким образом? |
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. |
Меры и степени |
В какой мере? В какой степени? |
Речка так блестит и сверкает, что глазам больно. |
Сравнения |
Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? |
Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу. |
Несмотря на что? Вопреки чему? |
Хотя для него это была трудная работа, он справился с ней безупречно. |
Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколько придаточных предложений: с однородным подчинением, с последовательным подчинением , с параллельным подчинением .
Урок русского языка в 11 классе. Повторение и системацизация материала по теме"Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Эта тема представлена на ЕГЭ в задании А19. Поэтому урок является и подготовкой к ЕГЭ. В ходе урока рассматриваются правила постановки запятой, тире в ССП, а также отсутствие запятой между простыми предложениями в ССП. Материал сопровождается презентацией. Содержит повторение орфографии и орфоэпии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
11 класс
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Задачи:
- Учащиеся должны знать, какое предложение является сложносочиненным,
средства связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП;
- Учащиеся должны уметь отличать ССП от простого осложненного, находить средства связи, правильно расставлять знаки препинания.
Оборудование : презентация, карточки, учебник
Ход урока
- Оргмомент.
Объявление темы урока, постановка цели и задач на урок
- Орфоэпическая разминка (слайд №2)
- Орфографическая работа (по карточкам)
Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм
Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм
Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.
Индивидуальное задание перед орфографической работой:
Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений»,записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с различными видами связи.
- Проверка орфографической работы
Вопрос классу: Как называется ИВС, используемое в словосочетании клокочут родники?
- Повторение «Виды сложных предложений» - проверка индивидуального задания. Дайте определение ССП
- Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь» (слайд № 3)
Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы
1) соединительные 2) противительные 3) разделительные
Как…так и но или
И зато либо
Да (=и) да (=но) то…то
Тоже а не то…не то
Не только…но и однако то ли…то ли
Также
Ни…ни
7. Проверка (слайды №4,5,6)
Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?
Как отличить простое предложение от сложного?
7. Работа с учебником – стр 331 «Синтаксический разбор ССП»
- Постановка знаков препинания в ССП (слайды № 7,8,9,10)
Одновременно анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)
К слайду №8
1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.
2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.
3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.
К слайду №9
1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?
2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!
3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.
- Тренировочные задания в формате ЕГЭ
Класс делится на 2 группы: слабые, средние - сильные
1 группа анализирует предложения по карточкам.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.
- В начале апреля уже шумели скворцы () и летали желтые бабочки.
- На углу недавно поставили новый киоск () и теперь там продают газеты.
- Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег () и укладывались правильными рядами.
- Темнеет () и странная тишина царит в селе.
2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)
- Мосты разрушены () и мы переезжаем реку вброд.
- Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки () и терялась в тенистой чаще леса.
- Берег постепенно исчезал за кормой () и на востоке росла стена темноты.
- За рекой играла гармонь () и пели девчата.
- Отдохни () и мы пойдем дальше.
- Откуда приехали ваши друзья () и куда они держат свой путь?
- Морозная ночь () и заунывный волчий вой.
- Водяная пыль () и капли покрупнее окутали лес.
- Стало свежо () и резко пропали все запахи.
- По улицам бродили только куры () да изредка показывались собаки.
Варианты ответов (слайд №10)
- Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
- Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая
- Проверка (слайд №11)
- Обобщение (при наличии времени составить таблицу "Запятая в ССП")
- Итоги урока.
- Дом. задание: параграф 94
Упр. 467, А19 вар.10-15