Предложения с восклицанием примеры. Восклицательные предложения, примеры. Средства передачи восклицания

По степени эмоциональной окраски предложения классифицируются на два типа: восклицательные и невосклицательные. Способность верно определить, какой именно из них подходит для конкретного случая, позволит правильно понять суть предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить в конце требующийся знак препинания.

Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. В конце таких предложений ставится точка. Например: Сегодня весь день идёт дождь. По расписанию поезд приедет через два часа.

Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего. Например: У нас большая радость!

В конце этих предложений ставится восклицательный знак, а их грамматические средства оформления следующие:

  1. Интонация , выражающая радость, восторг, грусть, удивление, гнев, волнение, страх и прочие ярко выраженные чувства. Произношение восклицательные предложений осуществляется тоном более высоким, с акцентом на слове, которое в большей степени придаёт эмоциональный окрас.

    Например: Он так подло поступил! От экскурсии мы остались в полном восторге! Никто не ожидал такого развития событий! Она испугалась не на шутку!

  2. Междометия .

    Например: Ух, какая красота! Ах, я поражена до глубины души! Эх, а ведь мы были так близки к цели!

  3. Восклицательные частицы местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие.

    Например: Какой необыкновенный дом! О, вот это да! Ну и ну, вот это неожиданность! Фу, какая гадость!

Использование трёх восклицательных знаков

Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Так можно выразить радость или восторг, гнев или возмущение. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.

27. Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации .

28. Прочитайте.

      Москва! Как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!
      (А. Пушкин)

  • Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите поэтические строки.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      В тёмный лес дремучий
      Загл..нула ос..нь.
      Сколько свежих ш..шек
      У з..лёных сосен!
      Сколько алых яго..
      У л..сной рябинки!..
      (Е. Трутнева)

  • Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак .
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки .

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      - Что ты ищешь там (? !)
      - Нектар (! ?)
      - А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      - Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

а) Работа по карточкам в парах.

– Вспомним то, что вчера так старательно учили.

(Задание на карточке.)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)

б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)

2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач

(На доске записаны предложения.)

Прочитайте про себя, что написано на доске.

1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!

– Что написано на доске?
– Докажите.

(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).

– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?

– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.

– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)

– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).

– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).

– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)

– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?

– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.

– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?

(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)

– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?

– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?

– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?

– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.

– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.

– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.

(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)

– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?

– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?

4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.

А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)

5. Первичное закрепление нового материала

– Упр.1. Поработайте самостоятельно.
– Мне хотелось бы, чтобы вы разобрались зачем дано это упр-е?

Проверка. Зачем дано это упр-е?

– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.

Сделайте вывод и обоснуйте его.

Карточки

Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?

Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!

Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.

6. Зарядка по офтальмотренажёру

– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.

7. Дифференцированная работа.

Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.

После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.

Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)

1 вариант выполнения

Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.

2 вариант выполнения.

Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!

8. Итог урока

Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.

9. Рефлексия

– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

10. Домашнее задание

Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.

Предложение – это речевая единица, представляющая собой совокупность взаимосвязанных слов. Оно содержит некий информационный посыл, вопрос или побуждает к каким-либо действиям. 3 класс – время, с которого в школе начинается изучение данного раздела. Рассмотрим, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания в нашем языке, приведем примеры.

Виды предложений по интонации

Выделяют следующие виды предложений по интонации. По эмоциональной окраске высказывания бывают восклицательными и невосклицательными. Выбор того или иного типа зависит от эмоционального состояния говорящего. Самые распространенные – невосклицательные. Они произносятся умеренно, в спокойном состоянии. Чаще всего это повествование.

Виды предложений по интонации

Невосклицательное высказывание может выглядеть так:

  1. Слишком долго сидеть за компьютером вредно для вашего здоровья: старайтесь чаще вставать из-за стола и выполнять физические упражнения.
  2. Уставший щенок после продолжительных игр уснул прямо на коленях ребенка.
  3. Вчерашний ураган был настолько страшным, что повалил высокое соседнее дерево, которое при падении сломало окно.

Невосклицательное предложение, примеры которого приведены выше, в редких случаях может иметь вопросительную или даже побудительную интонацию (пример: Пусть дети укладываются спать, а я пока посижу).

Восклицательные предложения (примеры представлены ниже) передают эмоциональность и чувства говорящего. Обычно восклицательные высказывания представляют собой побуждение.

  1. Наконец-то вы добрались!
  2. Будьте осторожны!
  3. Какую интересную новость я вам сейчас расскажу!

Восклицательные фразы произносятся по-особенному. Говорящий повышает голос, выделяет слова, которые выражают его чувства и эмоции.

Группы по цели высказывания

Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:

  • повествовательное;
  • побуждение;
  • вопрос.

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные

Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.

  1. По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
  2. Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
  3. В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.

В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.

Обратите внимание! Все тексты основываются именно на повествовательных высказываниях. В связи с этим последние встречаются намного чаще, чем побуждения и вопросы.

У повествовательных фраз есть несколько особенностей.

  1. Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
  2. Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
  3. Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.

Что такое повествовательные предложения

Побудительное высказывание

Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.

Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.

  1. Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
  2. Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
  3. Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!

Примеры побудительных предложений

Вопрос

Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.

Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.

  1. Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
  2. Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?

Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.

Знаки препинания в конце предложения

Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.

Интересные факты:

  1. На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
  2. Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).

Полезный совет! Используя знаки препинания, соблюдайте чувство меры, особенно в интернет-общении. Письменные фразы с большим количеством восклицательных знаков вызывают раздражение, и пользователи стараются их игнорировать.

Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.

По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.

Полезное видео: виды предложений по цели высказывания

Вывод

Типы предложений по цели высказывания следующие: повествование, побуждение и вопрос. Первый тип встречается наиболее часто: именно на нем базируются большинство текстов. У каждого типа высказывания есть свои особенности и характеристики.

Вконтакте