Леонид андреев петька на даче описание мальчиков. Сочинение по рассказу Андреева «Петька на даче

Среди огромного множества поучительных детских рассказов стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче». В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора.

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

Главный герой – мальчик бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

Приятель Петьки, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист . За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

Рассказ «Петька на даче» Андреева - призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Урок литературного чтения по теме:

Л. Андреев «Петька на даче», 4 класс

Учитель начальных классов

Петрова Татьяна Григорьевна

МБОУ «Лицей № 9» г.Белгород

Цель урока: создание условий по изучению композиции рассказа, определению идейно-тематического содержания.

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: создавать условия для наблюдения над выполнением целеполагания, оценки результата своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и классификации изучаемых объектов;

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.

Задачи предметные :

Содействовать формированию представления о композиционном строении рассказа.

Способствовать формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание произведения.

Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

Увидеть возрождение главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация; карточки для кластера, тесты; карточки для групповой и индивидуальной работы.

Планируемые результаты:

Научить сравнивать «два мира, два детства»: уютный мир деревни(дачи) и жестокий мир города(парикмахерской).

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Виды деятельности учащихся

  1. Организационный момент

1. Приветствие учителя. Учащиеся читают эпиграф (Слайд №1). «Надежда, которая не угаснет».

Личностные

Регулятивные

2.Актуализация опорных знаний.

Целеполагание.

3.Открытие новых знаний:

А)выявление проблемы рассказа.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Учащиеся читают эпиграф и формулируют тему и цель урока: продолжим работу над произведен

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Подробнее остановиться на образе главного героя.

Проследить за его изменением в городе на даче.

Обратить внимание на внешние и внутренние переживания.

Откуда будем получать информацию?

Какие действия нам помогут?

1.-Работа по тексту.

Какие смысловые части вы выделили в рассказе? (3части).

Тяжелые дни в парикмахерской.

Счастливые дни на даче.

Возвращение в город.

Учитель предлагает остановиться на составлении художественного портрета главного героя.

2.-Работа в группах. Заполнение таблицы юного критика: « Описание художественного портрета героя». Учитель предлагает использовать цветовую гамму для характеристики образа главного героя.

«Старший лаборант» группы получает задание. Учащиеся читают инструкцию по выполнению задания и приступают к поисковой деятельности.

Жизнь в городе.

Петька в поезде.

Петька на даче.

Возвращение в город.

Дача окончательно сломила Петьку или вселила в него надежду?

познавательные, личностные,

коммуникативные.Регулятивные-целеполагание

Коммуникативные,познавательные

Познавательные

5.Интеллектуально-мыслительная разминка

6.Систематизация и самооценка полученных знаний.

7.Подведение итогов и систематизация знаний.

8.Рефлексия.

Учащиеся находят ответы-таблицы, развешанные на стенах.

Проверим ваши знания содержания текста рассказа.

Какой художественный прием использует автор?

Какое образное сравнение помогает представить Петькины дни в парикмахерской?

Какое сравнение подобрал к облачкам?

Что хотел приласкать, как сестер?

Во время отчета групп о своей работе, учащиеся заполняют таблицу: «Художественный портрет главного героя».

После отчета групп, учащиеся делают вывод: используя прием контраста, автор противопоставляет два мира: реальный и сказочный. Дача оставляет надежду на лучшую жизнь, воспоминания.

Работа в парах.

1.Составление мини-кластера «Мир реальный- мир мечты.» Охарактеризуйте жизнь Петьки на даче и в городе.

Учащиеся приходят к выводу:

Под влиянием новых впечатлений происходит возрождение личности.

Идея рассказа:

Боль за униженных и оскорбленных .

- Теперь мы можем ответить на вопрос поставленный в начале урока о названии рассказа?

Андреев назвал рассказ «Петька на даче». так как это самое яркое событие в жизни героя. Оно дало ему надежду на лучшую жизнь.

Давайте пополним нашу копилку знаний.

О том, как люди должны относиться друг к другу, быть добрее, уметь сострадать.

Какие знания и умения помогли вам сегодня на уроке?

Напишите одно из нравственных качеств, которое вы воспитываете в себе и цените в людях на карточке и закрепите его на демонстрационной ленте, а если вдруг вы забудете,- вспомните о нашем уроке. И чудо произойдет, оно к вам вернется!

Желаю удачи!

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

Коммуникативные,познавательные,

Регулятивные, личностные

Рассказ «Петька на даче» написан в 1899 году Леонидом Николаевичем Андреевым. Сюжет рассказа заключается в повествовании небольшого отрезка жизни простого мальчика и рабочей семьи. Ребенок 10 лет от роду уже долгое время работает подсобным рабочим у парикмахера.

Главная мысль

В рассказе описаны переживания, мысли и томления мальчугана, его мечты о счастливом месте, где ему будет хорошо.Главной мыслью рассказа является то, что ребенок всегда остается ребенком. Ведь у каждого человека должно быть детство, свобода и мечты.

Читать краткое содержание Андреев Петька на даче

Счастье ребенка - это игры, свобода действий, единение с природой.О чем же рассказ «Петька на даче»? Мальчик Петя десяти лет от роду в полную силу работает помощником парикмахера в захудалой цирюльне. В свои 10 лет Петька уже много повидал. И обозленных людей, которые рады его ошибкам и готовы мгновенно отвесить подзатыльник, пьяных женщин и вечно дерущихся молодых парней. И ко всему этому он привык и ни считает это чем-то плохим, это обыденная жизнь окружающая его.

Мальчик с широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир, впитывает в себя как губка, учится справляться с действительностью. Но его мысли, которые он никогда не озвучивает, заняты мечтами о «другом месте», где он никогда не был, но где ему будет хорошо и радостно.Но однажды мать Петьки, которая работала в городе, кухаркой, забрала мальчика на дачу к своим господам.

На даче Петька никогда не был.Сколько потрясений перенес Петька. Сначала он первый раз ехал на поезде через поля и лес. Затем он, наконец, приехал на дачу, которая окружена природой. Лес, речка, поля и тропинки - все это на первых порах испугало мальчика, и он стал тихим, слегка задумчивым и робким. Но прошло всего лишь два дня и Петька, подружившись с соседским мальчишкой, стал исследовать окружающий мир.Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться.

Так и однажды матери мальчика пришло письмо от парикмахера, с указанием того, что Петька должен вернуться и приступить к своим обязанностям. И хоть умом мальчик понимал, что возвращаться необходимо, что отдых на даче не будет бесконечным, детское сердце не хотело этого. Петька держался, как мог, но не справился и разрыдался на глазах у взрослых. И слезы его говорили, о нежелании вновь становится взрослым, вновь приступать к работе.

Слезы эти были всплеском душевных страдание, от горя разлуки с окружающей природой, о незаконченных детских проделках.Мальчик вернулся в городок, но в память о счастливых каникулах Петька привез с собой самодельную удочку, которую попросил сохранить свою маму, та в свою очередь согласилась это сделать.

Ведь мама Петьки хоть с виду и совсем не очень уж нежная женщина и не привыкшая пестовать своего дитя, на самом деле очень любит Петьку, но в силу обстоятельств не может прекратить его работу, не может дать ему то, что называлось бы счастливым детством.А в городе все те же пьяные женщины, обозленные мужчины и парикмахерская. Уныние, тоска и взрослая жизнь маленького мальчика Петьки.

Вариант 2 краткое содержание Петька на даче

Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом.

В рассказе говорится об оторванности городских людей от природы, о радости возвращения к ней. Также важна социальная тема судьбы бедных детей.

Начинается рассказ со сцены в отвратительной парикмахерской. Здесь грязно, воняет, звучат ругательства, люди ведут себя нехорошо. И ребенку приходится тяжело трудиться, день за днём – безо всякой надежды на улучшение.

Из этого городского ада Петьке посчастливилось попасть на дачу с мамой. Естественно, несколько дней он привыкает к окружающей обстановке. Но вскоре ребенок снова становится собой – радостным, любопытным, бодрым мальчиком. Он играет, бегает, рыбачит, просто радуется жизни. Всё для него сказочно, даже облака кажутся похожими на ангелов.

И вот скоро ему объявляют, что пора опять возвращаться в тот серый грубый мир. Ребенок кричит и плачет, будто у него отнимают детство. Барин и барыня видят его страдания, даже сочувствуют ему. Но кому легко? И они, забыв о несчастном, которому могли бы легко помочь, идут развлекаться.

А Петька возвращается служить в парикмахерскую. Там есть его старший коллега – уже почти подросток. Так он рассказывает грязные истории о посетителях, ведёт себя отвратительно. Петька понимает, что ему самому грозит стать вот таким.

У ребенка нет сил противиться окружающей атмосфере, что-то поменять в ней, хотя бы, набравшись сил на даче, сохранить в себе детскую чистоту. Чувствуется, что здесь герой обречен «пополнить ряды» унылых горожан.

В основе рассказа о Петьке реальная история, которая произошла с однофамильцем писателя – модным парикмахером.

Картинка или рисунок Петька на даче

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сказка о царе Берендее Жуковского

    Жил в этой жизни один человек, и был он по своей профессии и должности, а также по положению в обществе – царем. И звали его Берендеем. И не было у него детей, которые смогли бы в старости подать ему стакан воды.

  • Краткое содержание Быков Знак беды

    Повесть начинается со знакомства семейства Богатька. У Степаниды и Петрока есть сын, который проходит службу. Дочь же учится в Минске в медицинском институте. Но, неожиданно для всех наступает война, где фашисты пришли и в их края

  • Краткое содержание Жуковский Людмила

    Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт

  • Краткое содержание Человек в футляре Чехова

    Главный герой рассказа Беликов - учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества. В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности

  • Краткое содержание Искандер Первое дело

    Название этого рассказа означает то, что мальчику впервые доверили серьёзную работу, которая так важна для становления мужчины. Для ребенка очень важно помочь родным, не спасовать перед трудностями.

Петька на даче — рассказ Андреева, с которым мы познакомились в школе на уроке литературы в 5 классе. Работа автора читается легко, а раскрывает нам острые социальные проблемы. Этот рассказ знакомит нас с мальчиком Петькой и его судьбой, о чем мы расскажем в . Рассказ Андреева Петька на даче в сокращении поможет многим познакомиться со смыслом произведения, узнать о жизни главных героев и ответить на другие вопросы, что относятся к данному произведению.

Рассказ Петька на даче краткое содержание

Итак, если говорить о сюжете рассказа Петька на даче и его кратком содержании по плану, то мы познакомимся с десятилетним мальчиком, который родился в бедной семье и был отдан матерью в ученики к парикмахеру. Все его детство проходит в услужении и в выполнении своих обязанностей, то есть, убрать да воду поднести. Сама же парикмахерская находилась в квартале, заполненном домами разврата, поэтому мальчик из окон парикмахерской мог видеть только пьяных мужчин и полураздетых женщин, которые сидели на лавках и выпивали. Порой он наблюдал драки. Так и проходила его жизнь. Трудился Петька много, не высыпался, работал без выходных. Ребенок в свои 10 лет был похож на маленького старичка, худого и сгорбленного. Но он все время надеялся попасть в нужное место, где бы ему было хорошо. Он просил маму забрать его. Однажды она отпросила мальчика и взяла с собою на дачу к хозяевам. Уже в дороге ребенок изменился. Он ожил. Ему было все интересно.

Прибыв на дачу, Петя попал в незнакомую для него среду, где он всего боялся, но это прошло. Спустя три дня, ребенок полностью освоился. В этом ему помог Митька. Они вместе ходили на рыбалку, играли, веселились. Морщинки у Петьки вмиг разгладились. Мальчик понял — это то самое место, о котором он мечтал. Ребенок был по-настоящему счастлив, пока не пришло письмо из города. В письме цирюльник требовал, чтобы Петька возвращался и приступал к своим обязанностям. И здесь ребенок не просто заплакал. Он закричал нечеловеческим голосом.

Но, ничего не поделаешь, все равно ему пришлось вернуться. Только теперь он ехал молча, в окна не смотрел. Он вновь возвращался в грязную парикмахерскую, где вновь начались однообразные будни и только ночами он мысленно мог возвращаться на дачу, рассказывая своему партнеру истории о своей поездке.

Описание Петьки

Делая анализ рассказа Андреева, остановимся на описании Петьки, который является к тому же и главным героем. Вначале мы видим бедного ребенка, чье детство проходит не интересно. Мало того, можно даже сказать, что детство у него забрали, и Петьку поглотили трудовые будни. От этого он ходит унылым, не высыпается. У глаз появились морщины и он стал похожим на состарившегося карлика. Однако стоило ему попасть на дачу, где его окружала красивая природа, свежесть, свобода, ребенок преобразился. Он посвежел, морщины, которые его состарили, исчезли. Как это не странно прозвучит, но ребенок помолодел. Он стал счастлив и увидел, как это быть ребенком с настоящим детством. Жаль только, что все для него быстро закончилось, ведь Петьке вновь пришлось возвращаться в город.

Петька на даче герои

Говоря о главных героях рассказа Андреева, то здесь главным персонажем является Петька. Второстепенными героями являются его мать, парикмахер Осип Абрамович, Митька гимназист и Николка.

Сочинение по рассказу Андреева «Петька на даче»

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • Петька на даче
  • чем можно помочь петьке из рассказа петька на даче

Сочинение по рассказу Андреева Л.Н. «Большой шлем» Сочинение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой»

Сочинение

Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» - судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Андреев подчеркивает грозный взгляд, который бросает на мальчика парикмахер Осип Абрамович. Временами он шепчет угрозы, предвещающие наказание.

Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой изнанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рассказа. Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ.

Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». Праздников нет. Рисуя портрет героя, Л.Н. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает детскую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.Н. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика.

Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Л.Н. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Перед читателем разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. Петька по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кричит и плачет. Но вскоре герой успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают лишь о том, что кому-то сейчас в этом мире живется еще хуже. Потом они с чистой совестью идут на танцы развлекаться.

Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рассказа «Ангелочек» Свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. Отдельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом.

Судьбу Петьки можно считать типичной для того времени судьбой ребенка из бедной семьи. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика - Николки, который на три года старше Петьки. Слушая грязные истории, которые рассказывает Николка про посетителей, Петька думает о том, что ко-гда-то будет такой же, как Николка. «Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место», - подчеркивает Л.Н. Андреев.