Фехтование ниндзя (синоби кэндзюцу, синоби иайдзюцу). Записи с меткой «кен-дзюцу

Ковка и металлообработка были уже известны японцам, по меньшей мере, за два века до нашей эры. Железные мечи были обнаружены в каменных склепах и дольменах, относящихся к периоду Кофун-Бунка (400 до н.э. - 700 н.э.), и они свидетельствуют о техническом и художественном прогрессе японской культуры того времени. Однако большинство историков сходится во мнении, что форма и стиль клинка, который мы называем «Ниппон-То», впервые появились где-то примерно в начале 8 века. Легендой их создание приписывается некоему кузнецу по имени Амакуни, жившему в провинции Ямато.

Ниппон-То называют душой Буси. Он являлся символом всего, что тот представлял, и не было ситуаций, когда Буси был бы без него: он жил с ним и умирал с ним. Кроме того, меч самым тесным образом связывал все его существо с вопросом жизни и смерти. Ему необходимо было выйти за рамки обычной концепции жизни и смерти, и это состояние сознания называлось «сэйсин о тёэцу». Именно эта внутренняя борьба вызвала изменение внутреннего отношения и дала мечу двойное назначение: внешнее - разрубить того, кто противостоит воле его владельца, и внутреннюю - разрубить Эго самого владельца, и тем самым дать ему возможность достичь духовного пробуждения. Таким образом, меч стал символизировать такие моральные качества, как Преданность, Самопожертвование, Честь, Искренность, Справедливость и Мужество.

Можно сказать, что исторически технология изготовления меча развивалась в совершенной гармонии с различными методами владения им, и таким образом Ниппон-То стал одним из прекраснейших произведений искусств, когда-либо создававшихся человеком, и был включен в высшей степени тщательно разработанную систему ведения боя, и тем самым объединил красоту и практическое применение. В применении меча можно выделить два основных раздела КЭНДЗЮЦУ и ИАЙДЗЮЦУ. И именно посредством изучения этих двух практик человек, вероятно, может лучше всего понять и оценить основной Дух Боевых Искусств.

Кэндзюцу - это метод обращения с мечом, когда он уже вытащен из ножен. Это то, что известно как собственно классическое фехтование. Именно этот аспект считался наиболее важным аспектом из двух, и именно на него делался основной упор при тренировке фехтовальщика. В ходе своей истории, Кэндзюцу называлось по-разному, в зависимости от веяний времени или от философской и политической предрасположенности той или иной школы. Его называли Хэйхо, Кэмпо, Тохо, Гэккэн, Хёдо, Тодзюцу, Татиути и так далее. Однако сегодня слово Кэндзюцу наиболее широко используется для обозначения искусства классического фехтования на мечах.

Иайдзюцу - искусство выхватывания меча из ножен и нанесения эффективного удара одним непрерывным движением. Благодаря быстроте, с которой человек мог нанести атаку, иайдзюцу заняло очень важное место в фехтовании, хотя и второстепенное по отношению к кэндзюцу. Развитие иай или батто-дзюцу обычно приписывают сегодня Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, но тот факт, что он жил во второй половине 16 века и начале 17 века заставляет усомниться в том, что такое важное техническое преимущество было отрыто так поздно. Вернее будет заключить, что иай уже существовал в течение неопределенного периода времени до Хаясидзаки Дзинсукэ, и что оно развилось во взаимодействии с различными стилями кэндзюцу; и что именно Дзинсукэ стал его основным новатором, и его усилия в этой области сделали истинную ценность быстрого выхватывания меча более широко известной, чем когда-либо прежде.

ОТНОСИТЕЛЬНО ИАЙДО

Термин иайдо вошел в обиход только в 20 веке, и его практика стала считаться дисциплиной в своем праве среди других видов Будо. До этого времени для обозначения этой дисциплины наиболее часто употреблялись термины иай-дзюцу или батто-дзюцу. Однако между иайдо и иай-дзюцу есть существенное отличие; в практике иай-дзюцу наиболее важным моментом было развитие боевой эффективности, в то время как в практике иай-до первичным является духовное и моральное развитие человека, а эффективность вторичной. Отакэ Рисукэ в своей книге о Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю так определял иай-дзюцу: «Иай-дзюцу - это искусство, предназначенное для убийства врага». Многие люди сегодня игнорируют это напоминание об истоках этого искусства и довольствуются выполнением красивых, но зачастую пустых «фигур»; кроме этого они занимаются самообманом, полагая, что то, что они воспроизводят и есть в точности упражнение, которое практиковали Буси старых времен (иллюзия, которую можно было бы назвать «Самурайским психозом»). Оба эти обстоятельства порождаются недостатком опыта и понимания изучаемого боевого искусства.

И идея, что «Будо» прежде всего дисциплина «духовная», и имеет «более высокие» цели, чем «бу-дзюцу», и, следовательно, допускает (и даже поощряет) практическое неумение, является результатом не только неполного понимания, но даже намеренного заблуждения со стороны практикующего или учителя. Между Дзюцу и До нет никакого противоречия.

Дисциплина иай-до была введена теми людьми, которые понимали, что меч и искусство выхватывания меча, могут стать инструментами, при помощи которых человек может достичь духовного развития. Именно таким образом концепция «Сэйсин танрэн» (или в буквальном переводе «выковывание духа») представляет ситуацию, когда технические методы, требующиеся для достижения духовного просветления человека, могут быть, а могут и не быть такими же, как и те, что диктуются необходимостью боевой эффективности. Приобретение одного метода не гарантирует приобретения другого, но при этом одно не исключает другого. Поэтому ученик иайдо должен благодаря правильному пониманию объединить в себе эти, на первый взгляд, противоположные аспекты этого боевого искусства, как средства уничтожения противника, с одной стороны, и способа духовного развития, с другой. Практическую основу и происхождение дисциплины нельзя не замечать, опускать или игнорировать, просто потому что человек решил, что путь к духовному развитию человека не может быть связан с «грубым» и решительным поведением, необходимым для уничтожения врага.

И по тел. 929-0665.

Уважаемые ценители истинных Восточных и Отечественных БИ!

В связи с моей активной работой по развитию Комплексного Пятиборья и ДОСААФ России считаю не возможным, совмещать далее руководящие посты в различных организациях БИ.

Благодарю Вас за оценку моих достижений в мастерстве и преподавании Восточного и Отечественного направлений БИ.

Благодарю прежних коллег по БИ в плодотворной работе по развитию БИ в Мире и в России в частности.

Тимофеев В.И.

В связи с усилением западных ветров в сторону Отечества, желанием оценить все русское, в том числе и боевое искусство, с помощью собственной шкалы ценностей, а также навязыванием своего мнения, как единственно правильного, считаю необходимым заявить следующее:

Я, Тимофеев Виктор Иванович, Преемник в 3-м поколении Отечественного рукопашного боя Фамильного Стиля благодарю зарубежные организации за постоянное иногда навязчивое желание признать мою компетентность и успехи в развитии БИ по своей шкале ценностей (дан, почетных членств и т.п.).

Как говорил один из моих Учителей: «…у меня нет никаких данов… принятых в некоторых кругах… Не отрицаю, всем приятно… Это моя Школа… Считаю, что мне никто не может присвоить никаких данов, тем более, что они не знают что я преподаю…».

НОВОСТИ и СОБЫТИЯ 2018-19 года

23 февраля 2019

День Защитников Отечества.

2019 год


С Новым годом!

Октябрь 2018

Семинар Тимофеевых и Последователей Стиля Тимофеевых.

Сентябрь 2018

Объявляется набор во взрослую VIP-группу кен-дзюцу.

НОВОСТИ и СОБЫТИЯ 2017-18 года

Январь 2018 года

Семинар Последователей Стиля Тимофеевых.

31 декабря 2017 года


С Новым Годом!

Ноябрь 2017 года

Замечательно прошла фото сессия Стиля Тимофеевых и его Отечественного и Восточного направлений.
Фото сессия посвящена Последователям Стиля Тимофеевых.
Огромное спасибо всем участникам и особенно профессиональному фотографу москвичке Анастасии.
.

Сентябрь-октябрь 2017 года
Академия Фехтования и Рукопашного боя проводит набор по направлениям:
1) Рукопашный бой без оружия и против вооруженного нападающего.
2) Самооборона.
3) Контр-ножевая самооборона.

НОВОСТИ и СОБЫТИЯ 2016-17 года

28 марта 2017 года
Сегодня 1-ый канал телевидения осуществил съемки видеоролика о… кендзюцу… и это кендзюцу о нашей Школе АКА.
… мы к этому не готовились…, потому, делали как умеем, и импровизируя.
Огромное спасибо 1-му каналу TV, особенно санкт-петербургскому представительству 1-го канала, в частности, главному редактору программы Екатерине, оператору Олегу и журналисту Юлие.
Всем огромное спасибо за профессионализм, включение в материал (сюжет)… и понимание!
Полагаю, сюжет о кендзюцу выйдет на славу.

Январь 2017 года

В субботу состоялся семинар Романа Анатольевича Романова - специалиста и преподавателя мягкого, лёгкого и жёсткого цигун, тайцзи военно-охранного стиля Чэнь, для адептов Восточного направления Школы В.И. Тимофеева по теме: Структура тела, передача усилия и выброс силы.
Огромное спасибо Роману Анатольевичу за раскрытие столь полезной информации, наставления и секреты, а Елене и Дому ЦИНЛУН за радушный приём.

Вышла в свет книга «Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю. Будо Кёхан».
Автор книги «Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю. Будо Кёхан» О-Сэнсэй Сугино Ёсио – великий мастер Тенсин Сёдэн Катори Синто рю. Ученик и последователь великих мастеров: Дзигоро Кано, Сокаку Такэда, Морихэя Уэсибы. Впервые за 600 лет существования школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю появился письменный труд по основам школы, переведенный на русский язык.
Мой экземпляр напутствиями подписали известные наставники:
Сугино Юкихиро, Преемник Традиционной Школы Сугино-сэнсэя стиля Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю, 9 Дан Катори, Япония.
и Алан Флоке, 8 Дан Катори Сугино-додзё, 9 Дан Айкибудо, Франция.

Июль 2016 года

Набор в мини-группу индивидуального обучения осуществляется в летне-осенний период.
Группу ведёт мастер-наставник Виктор Иванович Тимофеев.
Начало занятий по практике кен-дзюцу (кобудзюцу), иай-дзюцу (бато-дзюцу) и тай-дзюцу (как неотъемлемой части кен-дзюцу) начинается с сентября месяца 2016 года.
При желании каждый из Вас может проверить полученные навыки
в близких к экстремальным условиям…

НОВОСТИ и СОБЫТИЯ 2015-16 года

16 июля 2016
Вот и закончился учебный год!
На летней Базе собрались желающие, отметить данное событие.
Отдохнули на славу!

16 июля 2016
В прошедшую субботу состоялась сдача ГТО в Петроградском районе.
Члены первичных организаций “Сфера” и “V-Стиль” принимали эти нормативы.

16 июля 2016
С 11 по 15 июль с.г. состоялся интенсивный курс индивидуальной практики.
Ребята тренировались утром и вечером по 2 часа.
Курс был насыщенным… своим разнообразием и тяжелым объемом, а также психо-физической нагрузкой.
Подробнее на >>>

15 мая 2016
Прошёл 5-ый Турнир по Комплексному Пятиборью ДОСААФ России.
Командные места распределились следующим образом:
1-е команда первичного отделения “Сфера”;
2-е команда первичного отделения “V-Стиль”;
3-е команда первичного отделения “Академия фехтования и рукопашного боя”.

Январь 2016

Додзё Academy Muto ryu
международной федерации
Kakuto karate jutsu.

Октябрь 2015
В Санкт-Петербурге начал работу Центр Комплексного Пятиборья ДОСААФ России, который в рамках содействуя армии, авиационно-космическим силам и флоту России, развивает комплексную подготовку курсантов членов первичных отделений ДОСААФ по следующим направлениям:
рукопашный бой с и без оружия,
стрельба из лука и арбалета,
стрельба из пневматического и огнестрельного оружия,
метание ножей,
преодоление полосы препятствий;
а также сертификацию инструкторов-судей, проведения семинаров, проведения соревнований.

5 октября
День Учителя - один из самых популярных праздников!
Именно в первое воскресенье октября, а теперь 5 октября в 2015 году все Ученики поздравляют своих Учителей.
Не смейте забывать учителей!
Ведь лучшее все в нас от их усилий,
Учителями славится Россия!

август 2015 года

август 2015 года

ОБЪЯВЛЯЕТСЯ на 2015-16 год запись
подростков от 14 до 17 лет
в группы фехтования и рукопашного боя ДОСААФ России;
взрослых от 18 до 40 лет
в группы Восточного направления кен-дзюцу и айкидзюцу.

НОВОСТИ и СОБЫТИЯ 2014-15 года

23 июня 2015 года
По результатам летнего экзамена, поздравляем всех подтвердивших свои прежние результаты,
в особенности Ярослава Громова по кобудзюцу и Александра Бочарникова по рукопашному бою, а также Виктора Зрелова с присвоением 2 кю кобудзюцу и 1 кю тайдзюцу.

3 июня 2015 года
По результатам соревнований 2015 года присвоены следующие разряды:
2 кю-хо юниор – Зрелову Ивану,
3 кю-хо юниор – Бочарникову Владиславу,
подтверждение по окончанию летних каникул в сентябре 2015 года.

31 мая 2015 года

Состоялся 4-ый Турнир Комплексного Пятиборья ДОСААФ России.
В финале Турнира участвовали 4 команды. Победителями стали:
1 место клуб ножевого боя “СФЕРА”;
2 место “Стиль Победителей”, рукопашный бой;
3 место “Академия фехтования и рукопашного боя”, кендзюцу и айкидзюцу.

12 апреля 2015 года
Состоялось Открытое первенство по рукопашному бою Красногвардейского района Санкт-Петербурга, посвящённое Дню космонавтики.
Поздравляем членов Первичных отделений ДОСААФ России «Академия Фехтования и Рукопашного боя» и «Стиль Победителей» участников и призеров, достойно по практиковавших в этих боях: Зрелова Ивана, Бочарникова Влада - 2 место, Зрелова Виктора - 1 место.

02 апреля 2015 года

Новое расписание на практику кен-дзюцу, айкидзюцу (тай-дзюцу) в мини-группах и индивидуально,

16 февраля 2015 года

В Великом Новгороде начинается набор в группу кобудзюцу представительства “Академия Кобудзюцу и Айкидзюцу” Санкт-Петербург.
Руководитель додзё Епифанова Ольга Владимировна ,

17 января 2015 года
Состоялось корпоративное мероприятие, посвящённое 15-летию открытой части восточного и отечественного направлений Стиля Тимофеевых, действующего с 1923 году, и 55-летию Главы Школы Тимофеева Виктора Ивановича.
Участниками встречи были последователи, друзья, учителя, ученики разных годов практики, родители учеников подростковых групп.

13 января 2015
Одно из многих поздравлений от учеников Тимофееву Виктору Ивановичу:
Тренер – просто с Днём Рожденья,
Поздравляю от Души.
Радости и вдохновения!
С перспективой вдаль идти!
Пусть здоровья и удача,
Радуют всегда, всегда!
Разрешатся все задачи!
Солнце светит, Вам всегда.
И улыбок, комплиментов,
Пусть всегда поет Душа!
Самых радужных моментов!
Больше мира и добра!!!

группа кендзюцу

Состоялся зимний экзамен Академии Кобудзюцу и Айкидзюцу.
Поздравляем подтвердивших и сдавших очередную аттестацию на кю.

28 ноября 2014 года

Местное отделение ДОСААФ России под руководством заместителя председателя Тимофеева В.И. совместно с первичными отделениями ДОСААФ России «Стиль Победителей» председателя Тимофеева Е.В. и «Академия Фехтования и Рукопашного боя» под руководством заместителя председателя Громова Я.А. провели совместное мероприятие посвященное «Дню призывника» для «Центра молодежи «Охта» и Лицея №533 Красногвардейского района по практике стрельбы из автомата Калашникова посредством интерактивного лазерного тира.
Фото-отчет >>>

14 ноября 2014


День призывника 2014 года.
Военными и ДОСААФ России на полигоне в Сертолово-2 для прибывших призывников была организована демонстрация и практика,

Октябрь 2014

Занятия по оздоровительному и боевому ЦИГУН для новичков с октября проходят в НОВОМ зале в 10 мин от ст./м. Новочеркасская по четвергам с 20.30-22.00. Дополнительно 30 мин тренажеры, в т.ч. дорожка.

20 октября 2014

В связи с активной наполняемостью младшей подростковой группы 11-14 лет открыт набор в старшую подростковую группу 15-17 лет на БЕСПЛАТНОЕ обучение рукопашном бою по адресу Индустриальный пр., дом 7.

5 октября 2014
Поздравляем с Днём Учителя!
Тимофеева В.И. – Учителя Школ Отечественного и Восточного направления;
Тимофеева Е.В. – Учителя Школы Отечественного направления;
Громова Я.А. – Учителя Отечественного ДОСААФ направления;
Пилипенко Д.В. – Учителя Отечественного ДОСААФ направления.

8 сентября 2014

Открыт набор подростков 11-14 и 15-17 лет в группы рукопашного боя для БЕСПЛАТНОГО обучения в зале по адресу СПб, Индустриальный проспект, дом 7.
Тренер Тимофеев Евгений Владимирович.

Сентябрь 2014
Первичное отделение ДОСААФ России “Академия Фехтования и Рукопашного боя” имеет честь объявить о планировании открыть с сентября с.г. БЕСПЛАТНОЕ обучение подростков 11-14 и 15-17 лет в группе рукопашного боя ДОСААФ России в новом уютном зале Красногвардейского района на Индустриальном проспекте .
Подробнее по тел. 929-0665.

Сентябрь 2014
Группа объявляет набор подростков 11-17 лет Красногвардейского района и ВСЕХ желающих. Полученные навыки можно проверить в ежегодных соревнованиях по фехтованию и рукопашному бою, в т.ч. отборочных соревнованиях и турниру по Комплексному Пятиборью ДОСААФ России .
Справки по тел. 929-0665.
Сентябрь 2014
АНОНС!!!
По многочисленным просьбам с сентября с.г. открывается мини-группа для индивидуального обучения .
Практика кен-дзюцу, айки-тайдзюцу и V-Стиля по ВТ. и/или ЧТ. 20.30-22.30.
В НОВОМ ЗАЛЕ в 10 минутах от ст./м. Новочеркасская, см. фото.
Мастер-класс ведет Виктор Тимофеев с ассистентами спарринг-партнёрами для индивидуально обратившихся.

Август 2014

Advisor “World Kenpo-Каiкаn Organization” (WKKO, Netherland) in Russia.

Август 2014

Русские поговорки: Друзья познаются в беде. Старый друг – лучше новых двух. Renshi Robert Pepels WKKO Chairman

НОВОСТИ и СОБЫТИЯ 2013-14 года

Июнь 2014

В живописном месте на берегу реки Волхов создается новая база для практики и отдыха, в т.ч. рыбалки, сбора ягод и грибов.

25 мая 2014

Состоялся III турнир Комплексного Пятиборья ДОСААФ России.

В финале участвовали три команды Стиль Победителей, Академия Фехтования и Рукопашного боя, Феникс.

Апрель 2014
По результатам участия команды АКА подростковой группы кенпо в соревнованиях «Лучший боец года» и «Элита» в феврале и марте с.г. расторгнут контракт от 1 мая 2013 года с тренером О. Шепрутом, являющимся руководителем школы рукопашного боя японского вида. 24 марта 2014г.

21 марта 2014
Поступило предложение, посетив Японию группой учеников Академии, пройти 2-х недельный семинар Традиционной Школы Ягю Син Кагэ рю, и стать Официальными Представителями данной Школы в России.

Январь 2014

Внесение дополнений в Академии и V-Стиля.

13 января 2014
Поздравляем Виктор Ивановича Тимофеева Главу Академии Кобудзюцу и Айкидзюцу с Днём Рождения . Желаем здоровья, успехов в БИ и ДОСААФ, благополучия и учеников достойных носителей и продолжателей Стиля Академии и Рю.

Декабрь 2013 года
С наступающим Новым годом!
よいお年をお迎えください。 - «Ёй о-тоси о мукаэ кудасай» - Счастливого нового года!
«Котоси мо ёросику онэгаи-симас» – Надеюсь продолжать с Вами отношения и в новом году!

Декабрь 2013 года
Комплексного Пятиборья ДОСААФ России.

Ноябрь 2013 года

Мини-группы кендзюцу, айки-дзюцу, рукопашному бою V-Cтиля

НОВОСТИ и СОБЫТИЯ 2012-13 года

27 августа 2013

Мастер-класс Виктора Тимофеева по спецподготовке реального рукопашного боя лучшим представителям группы охранных предприятий «Нарвская застава» и БЦ «Цитадель». Огромная благодарность за приглашение и радушный приём Председателю совета директоров Жихареву Ивану Николаевичу, Генеральному директору Панову Дмитрию Евгеньевичу и конечно же Начальнику отдела снабжения управления проектами Пашкову Михаилу Владимировичу.
Видео-отчёт >>>

20 июля 2013

Благодарим Питерское телевидение за приглашение в создании передачи, посвященной 40-летию со дня смерти Брюса Ли, с демонстрацией техники, описании принципов стиля и т.п.

1-10 августа 2013
Недельный семинар, направленный на ПРОРЫВ к новым НАВЫКАМ – так было всегда!!!

Семинар Виктора Тимофеева по специальной подготовке к рукопашному бою во взаимосвязи отечественного и восточного направлений Академии.
В августе состоялись занятия для 8 человек в виде СЕМИНАРА, каждый день в додзё по вечерам с 20.00 по 23.00 и в СБ. с 11.00-18.00 на Базе с 1 по 10 число, ВС. – выходной (7-ь дней трёх- и 2-а дня семи- часовых тренировок).
И хотя, семинар довольно специфический и жутко насыщенный, он – ОТКРЫТЫЙ, что означает возможность на него попасть “любому смертному”!
И хотя, знаю, что народ…, чего там скрывать, побаивается участвовать в наших открытых уроках, тем паче в семинарах – оставляю двери открытыми: Запись по телефону 911 929-0665. Для иногородних “пристанище поспособствуем”. Стоимость – мелочи жизни, было бы Ваше Желание!
Кстати, это ШАНС для Желающих познакомиться в реальном времени на татами и природе с нашей Школой и Стилем, возможность первого шага для создания собственного представительства в своём регионе!!!

Июль 2013

Специальная практика тай-сабаки и туй-шоу.

Июль 2013

Ученик Академии Отечественного направления V-Стиль Антон Бородкин, идущий по стопам отца, спецпризывом ВС РФ зачислен в 16-ю Отдельную Бригаду Спецназа ГРУ ГШ (16 ОБрСпН). Удачной службы!

9 июня 2013

Поздравляем Александра Дашевского с подтверждением 2 Дан айкидзюцу АКА.

июнь 2013
Поздравления с 90-летним юбилеем

Стиля Дома Син Кагэ Муто рю

семьи Тимофеевых.

Индивидуальное членство Евгения Тимофеева

в «Международном Буcидо Обществе» (IBS).

8,9 июня 2013

Состоялся «Всероссийский Кэнпо-Семинар». 8 семинаров экспертов реального рукопашного боя за 2 дня.

Состоялась ежегодная аттестация в подростковой группе КЕНПО. Поздравляем подтвердивших предыдущие степени и сдавших на 5, 4 и 3 кю соответственно: Аксёнова Михаила, Бочарникова Владислава, Зрелова Ивана.

26 мая 2013 года

Состоялся Закрытый Оружейный Кэнпо-Турнир «Ветер Окинавы», организованный Ассоциацией Реального Рукопашного Боя Северо-запад, в хомбу-додзё Академии Кобудзюцу и Айкидзюцу.

2-й Турнир по Комплексному Пятиборью ДОСААФ России.

Турнир прошёл при поддержке Председателя местного отделения «ДОСААФ России» Центрального района СПб
Сапрыкина Ивана Ивановича.

Для участников членов Первичных отделений ДОСААФ СПб в формате соревнований были 5-ть номинаций в 3-х этапах Турнира:

ПЕРВЫЙ ЭТАП 10.00-12.00
1. СТРЕЛЬБА
Центральный район, Тир, (15 мин. ст./м. Чернышевская)

ВТОРОЙ ЭТАП 12.00- 13.00
2. ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

ТРЕТИЙ ЭТАП 13.00- 15.00 Единоборства:
3. БОЙ-БОРЬБА ДВУХ НЕВООРУЖЕННЫХ
4. РУКОПАШНЫЙ БОЙ ДВУХ ВООРУЖЁННЫХ
5. РУКОПАШНЫЙ БОЙ БЕЗОРУЖНОГО С ВООРУЖЁННЫМ

Красногвардейский р-н, Райвоенкомат, Центр допризывной подготовки «ФЛАГМАН», ул. Республиканская, 16 (5 минут от метро Новочеркасская)

Поздравляем сборные команды первичных отделений ДОСААФ России
Ассоциацию Реального Рукопашного Боя с 1-м командным местом,
Академию Фехтования и Рукопашного боя со 2-м командным местом,
Оружейный бойцовский клуб с 3-м командным местом
в турнире Комплексного Пятиборья ДОСААФ России.

Председатель первичного отделения «ДОСААФ России» Санкт-Петербурга «Академия Фехтования и Рукопашного боя»
Координатор Комплексного Пятиборья «ДОСААФ России»
Соорганизатор Открытого Турнира «Комплексное Пятиборье ДОСААФ России»
Тимофеев Виктор Иванович.

Приглашаем ВСЕХ заинтересованных лиц, руководителей школ, колледжей, ВУЗов, представителей Администрации города и районов, курирующих военно-патриотическую работу с населением и, естественно, представителей СМИ, родителей принять участие в пропаганде и реальной работе в военно-патриотическом движении с подростками и с более взрослом населении нашего города.

А подростков 12-18 лет с 1 сентября 2013-14 уч. года на занятия в группу по Подготовке в Пятиборью, ГТО, смежным соревнованиям и службе в армии.

Информация по телефону 929-0665.

Май 2013

Объявляется набор подростков и юниоров 11-18 лет на 2013-14 учебный год
в группу фехтования и рукопашного боя
Комплексного Пятиборья ДОСААФ России

Комплексное Пятиборье ДОСААФ России включает соревнования в следующих дисциплинах:

1. СТРЕЛЬБА В ТИРЕ,
2. БОЙ-БОРЬБА ДВУХ НЕВООРУЖЕННЫХ СОПЕРНИКОВ,
3. РУКОПАШНЫЙ БОЙ ДВУХ ВООРУЖЁННЫХ СОПЕРНИКОВ,
4. РУКОПАШНЫЙ БОЙ БЕЗОРУЖНОГО С ВООРУЖЁННЫМ НАПАДАЮЩИМ,
5. ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ С МЕТАНИЕМ.

Попробовать свои силы можно уже в мае 2013 года – в рамках подготовки ко 2-му Турниру «Комплексного Пятиборья ДОСААФ России», который состоится 26 мая 2013 года.

10 февраля 2013

По результатам соревнования Виктору Зрелову адепту АКА и V-Стиля досрочно присвоен 3 кю зеленый пояс будзюцу АКА.

10 февраля 2013
Состоялся VII ОТКРЫТЫЙ КЭНПО-ТУРНИР “ЛУЧШИЙ БОЕЦ ГОДА” под эгидой АССОЦИАЦИИ РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ РОССИИ – СИН-ДЗЮЦУ КЭНПО КАЙ и ДОСААФ РОССИИ.

В Турнире участвовали известные школы БИ:
Син-дзюцу кэнпо кай,
ДОМО-контакт кэмпо-каратэ,
Сэн рё кэмпо кан,
Контэн,
СК Белый лотос,
Академия Кобудзюцу и Айкидзюцу кэмпо и айкидзюцу,
V-Стиль.

Виктор Зрелов 20 лет ученик V-Cтиля в соревнованиях по реальному рукопашному бою, занял первое место, выиграв у представителей нескольких школ и стилей – достойная победа среди достойных участников!!!

Также, заняли первые места представители подростковой группы: Зрелов Иван 14 лет, Пашков Никита 13 лет, Бочарников Владислав 11 лет.

Респект организаторам, участникам, победителям и тренерам!!!

Вчера был день зимнего солнцестояния, когда светило поднялось над горизонтом на наименьшую высоту, что, совпало с предсказанным майя о конце Старого и начале Нового Света. Теперь световой день начнет увеличиваться.

Начало астрономической зимы - очень благоприятное время, говорят астрологи. Особенно в этом году, когда расположение планет очень выгодно и все вопросы решаемы.

«Солнце в очень благоприятном соотношение с Нептуном. Это знак того, что даже самые жесткие, самые практичные люди будут попадать в такт, следуя своей интуиции, и решать вопросы очень точно.

кен-дзюцу, кобудзюцу

Состоялся очередной экзамен.
Старались…, в результате все подтвердили прежний, новички продвинулись на следующий уровень.

Поздравляем воспитанников подростковой группы АКА победителей Северо-западного чемпионата по контактному карате, прошедшего 25 ноября 2012 года, в подгруппе 12-13 лет с 3-м местом Никиту Пашкова 13 лет; в подгруппе 14-15 лет с 1-м местом Ивана Зрелова 14 лет.
12 сентября 2012

сентябрь 2012

Виктор Тимофеев, приглашает истинных ценителей отечественного рукопашного боя на практику в школу Боевых Искусств “V-Стиля” – Стиль Победителя.

В первые полгода: самооборона в экстремальных ситуациях, постановка ударов, далее ножевой бой, метание и стрельба из всех видов оружия.

Занятия проходят по адресу ул. Республиканская, 16 Учебный центр спецназа допризывной подготовки “ФЛАГМАН” (5 мин пешком от ст/м Новочеркасская). S-v-style.ru

Объявляется набор в группы:

кендзюцу, айки-дзюцу, кэмпо и СБЕ рукопашный бой

1. кендзюцу для взрослых

2. айкидзюцу для взрослых

3. спортивных единоборств для детей и подростков

Раньше

Воплощение духа воинского искусства Японии - кэндзюцу - одна из самых обширных систем вооруженного боя, известных ранее и сегодня. Именно с боевым мечом возникают у современного человека ассоциации о воинской прослойке, самураях. Частично позаимстовованные у Китая пируэты и выпады сплетались с самобытными техниками и опытом непрестанно воюющих японских солдат, в результате "искусство меча" кэндзюцу - увидело свет. Появление его можно отнести к 9-10 веку н.э., хотя информация о первых сохранившихся школах относится к 13-15 векам - Кагэ-рю, Итто-рю и Катори Синто Рю.

Кэндзюцу представляет собой совокупность практических техник и моделей поведения с обнаженным мечом, направленных на максимально эффективное поражение проивника. В отличие от появившегося позже "пути меча" - кэндо, в котором больший упор ставится на самосовершенствование и развитие воинского духа, кэндзюцу само по себе подразумевает владение именно "жизненными" техниками, применимыми в реальном бою, а значит что именно кэндзюцу входило и входит в различные комплексные школы будзюцу. Разумеется, и для ниндзя (с их ниндзя-то) кэндзюцу было одним из лакомых искусств, секреты которого перешли к ним от беглых самураев, приютившихся в горных молельнях и деревнях синоби.

При отработке техник кэндзюцу применялось не только реальное вооружение (синкэн ), но и специальное, более гуманное и менее смертельное:

  • Боккэн или бокуто , деревянный меч, дизайн которого менялся в зависимости от школы кэндзюцу.
  • Синай , меч, собранный из тонких стволов бамбука или длинных бамбуковых щеп. Удар такого инструмента был достаточно болезненным, но вполне безопасным, что позволяло оттачивать парные техники ката практически в полную силу.

Для практики кэндзюцу использовались и короткий и длинный мечи, носимые самураем в паре (сето и дайто, соответственно), также иногда применялись и специализированные доспехи. Одной из интереснейших школ кэндзюцу является школа владение двумя этими мечами одновременно - наиболее известным персонажем, связанным с этой школой является Миямото Мусаси - один из сильнейших (или сильнейший) и амбициознейших поединщиков 16 века. Но ни первооткрывателем ни создателем методики двух мечей (нито-дзюцу ) он не являлся - первые записи в тренировочном расписании об этом упоминаются в школах Тацуми-рю и Катори Синто-рю, почти на сто лет ранее.

Сегодня

Объединение многих форм ката из кэндзюцу в единый свод кэндо-ката произошел в 1912 году с целью сохранения единых исторических источников в кэндо и будзюцу в целом. Наравне со многими школами фехтования как Европы так и Азии кэндзюцу сейчас остается искусством ценным не только исторически, но и индивидуально для каждого будока - в его мыслях и действиях. Недаром "Книга пяти колец" даже сегодня необходимое пособие не только для вооруженных воинов, но и для бизнесменов.

Сразу нужно оговориться, что о фехтовании ниндзя мы знаем очень и очень мало по той простой причине, что в старинных источниках эта тема практически не отражена. С другой стороны, кино и телевидение уже успели сформировать определенный стереотип «шпионского» мечевого фехтования. Так, из фильма в фильм люди, облаченные в черные костюмы, демонстрируют фехтование мечом обратным хватом, который выдается за подлинную технику синоби кэндзюцу . Спору нет: в руках актеров на телеэкране такие выкрутасы порой выглядят довольно убедительно, но… они не имеют практически никакого отношения к реальной технике фехтования ниндзя . Чтобы понять это, необходимо хорошо представлять, в каких условиях «воинам ночи» приходилось пускать в ход свои клинки.

Чаще всего «сценой» для схваток на мечах служили узкие коридоры замков, традиционные японские комнаты с довольно низкими потолками, кустарники, лесные чащи. Одним словом, те места, где широкие размашистые движения по принципу «развернись плечо, размахнись рука» просто неприменимы. Поэтому основу «шпионского фехтования» составляли молниеносные «очереди» коротких уколов. Именно такие приемы лучше всего отвечали потребностям ниндзя .

Кололи ниндзя , как правило, не один, а два-три раза кряду, так как одним уколом далеко не всегда удавалось отправить противника на тот свет, тем более если дело происходило в кромешной тьме, когда ни дистанция, ни позиция противника не были ясны лазутчику. Колоть следовало, развернув клинок горизонтально. Объясняется это очень просто: при вертикальном положении лезвие могло наткнуться на ребра и не достать до жизненно важных органов. Зато при горизонтальном положении отточенное острие меча проскальзывало между ребрами легко, словно рассекая масло. Кроме того, грамотно пользуясь изгибом меча, ниндзя мог отклонить оружие противника в сторону и так расчистить себе путь к его персоне.

Обратный же хват требует несколько больше пространства для замахов при рубящих ударах. Кроме того, он сильно ограничивает радиус поражения, который у ниндзя , пользовавшихся короткими мечами, и без того был невелик, снижает точность ударов, так как лезвие из-за неудобного положения в руке дрожит.

В источниках упоминается некая школа «подлинного синоби кэндзюцу » Тонами-рю (по некоторым данным, еще в 30-х гг. ХХ в. существовали мастера, владевшие техникой этой школы), созданная в начале XVII в. самураем из княжества Уэно провинции Ига по имени Тонами Матабэй Торииси. Сначала этот Тонами, бывший знатоком ниндзюцу школы Ига-рю, служил семье Тёсокабэ, но позже поступил на службу к клану Тодо, господствовавшему в те времена в Ига. Он преподавал технику фехтования коротким мечом, которую называл ин кэмпо - «фехтование иньского темного начала». Исходя из этого названия, некоторые историки предполагают, что в Тонами-рю изучались приемы боя мечом, который держали обратным хватом («хват ин »). Однако в источниках сообщается, что свои знания о бое мечом Тонами почерпнул в школе Тюдзё-рю. При этом в клятвенном письме, переданном мастеру Тонами при вступлении в его школу знаменитым мастером будзюцу Араки Матаэмоном, последний выражает желание изучить школу Синкагэ-рю. Таким образом, Тонами-рю развилась на основе либо Тюдзё-рю, либо Синкагэ-рю. А обе эти школы, относимые современными «специалистами» по ниндзюцу к так называемым «самурайским», не содержат приемов боя обратным хватом.


Различные стойки (камаэ) с мечом в положении обратного хвата

Некоторые авторы считают, что ниндзя были особенно сильны в искусстве мгновенного выхватывания меча с последующими ударами - иайдзюцу , ссылаясь на то, что короткий меч можно выхватить гораздо быстрее, чем длинный. Однако сравнительно короткие мечи использовались и во многих «самурайских» школах кэндзюцу . Например, современный наставник школы Катори синто-рю Отакэ Рискэ рекомендует использовать мечи традиции Бидзэн с длиной клинка около 60 см. Он же указывает, что знаменитый фехтовальщик из школы Ягю синкагэ-рю ветви Бисю - Ягю Тосиканэ (Рэнъясай) использовал длинный меч с лезвием в 1 сяку 9 сун 8 бу (около 55 см) и короткий - с клинком в 1 сяку 3 сун 3 бу (около 38 см) - вполне в пределах размеров синобигатана .

В бою ниндзя стремился как можно быстрее разделаться со своим противником, чтобы к тому не успела подоспеть подмога. Поэтому удары наносились в жизненно важные точки человеческого тела, чаще всего в те точки, которые не защищены доспехами. Мишенями для колющих, пилящих, режущих и рубящих ударов служили сонные артерии; запястья с внутренней стороны, где проходят вены; подмышечные впадины; низ живота, где между нагрудником и «юбкой» доспехов имеется щель, прикрытая лишь шнуровкой; бедра изнутри, где проходят бедренные артерии; подколенные сгибы при атаке сзади; ахиллесовы сухожилия при внезапном нападении с земли.

С точки зрения перечисленных выше критериев «шпионского фехтования» исключительный интерес представляет техника боя мечом школы Катори синто-рю. В ней используется особый вертикальный удар маки-ути - «крученый удар». В маки-ути рассекающий удар сверху наносится не из положения с мечом, задранным в небо (дзёдан-но камаэ ), как во многих других школах, а из положения, когда клинок спинкой лежит на вытянутых вперед руках. Благодаря этому удар распространяется как бы не сверху вниз, а вперед, и минимальная высота, требующаяся для его применения, значительно ниже по сравнению с обычным ударом из положения дзёдан-но камаэ . Кроме того, замах на маки-ути с применением небольшого поворота корпуса легко превращается в подставку, с которой соскальзывает удар противника.

Не менее оригинальна в Катори синто-рю техника бокового удара ёкомэн-ути . Если во многих других школах кэндзюцу меч для такого удара предварительно заносят назад - вбок, то в Синто-рю замах осуществляется таким образом, что острие меча направлено строго вперед, в горло противника. Замах выполняется как короткий удар снизу вверх. В действительности это даже не замах, а подрезающий удар по кистям противника, поднимающего меч в положение дзёдан-но камаэ . Кроме того, если при ударе с широким замахом вбок у противника есть доля секунды для сближения и контрвыпада, то выставленное вперед острие меча в ёкомэн-ути не позволяет ему сделать этот рывок навстречу. После этого меч поднимается в позицию дзёдан-но камаэ и по кратчайшей траектории обрушивается на шею или бок противника. Благодаря такой специфической технике мастер Катори синто-рю способен наносить боковые удары мечом даже в очень узком коридоре, где другие школы кэндзюцу будут бессильны.


Вообще, техника фехтования всеми видами оружия в Катори синто-рю построена на полном контроле дистанции. Поэтому удары мечом в этой школе не проносят, а фиксируют на высоте живота, благодаря чему попытки противника приблизиться к бойцу оборачиваются самонасаживанием на клинок.

Огромное внимание в Синто-рю уделяется самым разнообразным коротким техническим действиям, направленным на перерезание артерий, вен, сухожилий. Удары и уколы выполняются по кратчайшим траекториям.


Ёкомэн-ути

В этой школе практически отсутствует техника блокирования меч в меч, чреватого порчей клинка. За счет правильного выбора дистанции боец не подставляет лезвие своего меча навстречу удару врага, а сам наносит удары по его уязвимым точкам.


Ката Нукицукэ-но кэн (1)


Ката Нукицукэ-но кэн (2)


Ката Нукицукэ-но кэн (3)

Техника иайдзюцу - «искусства обнажения меча» - в Катори синто-рю также чрезвычайно оригинальна. В ката этого раздела прорабатываются не только реакции на неожиданные нападения врага, но и приемы внезапной атаки из засады. Мастера этой школы сидят на земле не на пятках, опустившись на оба колена, а встав на одно колено в позу иай-госи . Согласно комментарию Отакэ Рискэ, главного технического наставника этой школы, эта позиция была позаимствована фехтовальщиками у разведчиков, передвигавшихся короткими перебежками от ямки к ямке, от кустика к кустику и прижимавшихся для маскировки к земле. Притаившись в яме или за камнем в иай-госи , мастер Катори синто-рю поджидал вражеский патруль, в нужный момент неожиданно взмывал в воздух в высоком прыжке и обрушивал серию молниеносных ударов по врагу. Меч до начала атаки держали вложенным в ножны, чтобы его предательский блеск не выдал разведчика. В атаках чередовали высокие прыжки с быстрыми перемещениями на коленях, когда «ночной воин» припадал к земле, становясь практически невидимым, и разил своих врагов, вспарывая им бедра, пах, голеностопные суставы…


Ката Нукицукэ-но кэн (4)

Характерным примером такой техники Катори синто-рю является ката Нукицукэ-но кэн, один из вариантов расшифровки которого выглядит следующим образом. Разведчик притаился в засаде в высокой траве в позиции иай-госи и ожидает подхода вражеского патрульного, чтобы уничтожить его (1). Когда патрульный входит в поражаемое пространство, разведчик выпрыгивает вперед - вверх одновременно с выхватыванием меча из ножен и с молниеносным ударом в горло противника. Этим рассекающим ударом разведчик как минимум лишает противника возможности закричать, позвать на помощь (2). Уходя от возможного контрудара, после прыжка он приземляется на одно колено и с коротким замахом наносит укол кончиком меча, скользя его спинкой по левой ладони. Если первый удар попал в цель, то укол выполняется в горло упавшему на колени противнику. Если же тот успел отшатнуться, то в живот (3–5). Выдернув меч, разведчик со сменой стойки уходит немного в сторону, ударом рукояти сбивая врага спиной на землю. Выдергивание меча совершенно необходимо, так как падающее тело противника может сломать клинок (6–7). Завершает атакующую комбинацию рубящий удар сверху вниз, отсекающий врагу голову (8–9). В ката эти действия завершаются очищением меча от крови и вкладыванием его в ножны (10).

Интересно, что некоторые данные позволяют проследить влияние Катори синто-рю на традиции фехтования ниндзя из Ига. Так, в XVII в. наибольшей популярностью у ниндзя княжества Тодо, располагавшегося на территории провинции Ига и включавшего древний оплот Ига-моно городок Ига Уэно, пользовалась школа иайдзюцу Ига-рю , разработанная местным госи и членом организации мусокунин (см. «Ниндзя : боевое искусство») Ига Норисигэ на основе именно Катори синто-рю. Позднее школа Ига-рю получила распространение также в провинции Этидзэн.

Приблизительно в то же время в Ига Уэно появилось додзё школы кэндзюцу Фудзан-рю. Ее создал в 1670 г. самурай из княжества Хисако, уроженец Кувана провинции Исэ Ига - Дзидаю Такэнобу. Интересно, что этот Ига Дзидаю был не только прекрасным фехтовальщиком, но и знатоком военной стратегии (гунпо ) школы Ямага-рю, которая, между прочим, уделяла особое внимание теории использования шпионов и постановки войсковой разведки.

Сегодня очень немногие слышали что-либо о группе ниндзя Сагара, которая была сплошь укомплектована мастерами, владевшими ура-тати - секретным разделом кэндзюцу школы Тайся-рю , вела тайное негласное наблюдение за деятельностью синоби из элитных подразделений Ига-гуми и Кога-гуми и наводила ужас на мятежных даймё .

Основателем школы Тайся-рю явился Марумэ Ивами-но ками нюдо Тэссай Фудзивара-но Нагаёси Курандоноскэ, которого обычно сокращенно именуют Марумэ Курандо. По рассказам, он уже в раннем детстве проявил талант к фехтованию. В 16 лет он поступил в обучение к Амакуса Ито-но ками, хозяину замка Амакуса-дзё. Через два года он познакомился с одним из величайших мастеров меча в японской истории Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуной и стал его учеником. Под его руководством, благодаря природным задаткам, Марумэ очень быстро постигал премудрости боевого искусства Синкагэ-рю. И именно он ассистировал Камиидзуми Исэ-но ками во время демонстрации его техники фехтования перед сёгуном Асикага. После этих показательных выступлений искусство Камиидзуми было оценено как «несравненное», а мастерство Марумэ Курандо - как «величайшая драгоценность Японии».

В напряженнейших тренировках прошли пять лет, и в 1567 г. Курандо получил от своего наставника полную мастерскую лицензию мэнкё кайдэн по школе Синкагэ-рю. После этого он вернулся в свою родную провинцию Хиго (современная префектура Кумамото).

Марумэ Курандо соединил полученные от своих учителей знания с магией божества Мариситэн, уходящей своими корнями в Индию, и основал собственную школу будзюцу Синкагэ тайся-рю, которая, как говорят, «вобрала в себя воинский путь, истоки которого уходят в глубочайшую древность, в век богов Идзанаги и Идзанами». Несколько позднее у Марумэ появилась возможность глубоко познакомиться и с китайским ушу . Оценив его по достоинству, мастер ввел многие китайские элементы в свою школу, которая в итоге получила название Тайся-рю. Главным же секретом этой школы стала техника «скрытого меча» - ура-тати .

После возвращения на родину в Хиго Курандо поступил на службу к господину замка Дзинся-дзё князю Сагара Ёситэру. Служба его проходила поначалу не очень удачно. Когда в 1569 г. разразилась война между Сагара и могущественным кланом Симадзу, Марумэ, возглавивший армию Сагара, потерпел жестокое поражение от Симадзу Иэхисы. После этого он впал в немилость. Причем этот период неудач и гонений затянулся на целых 15 лет! Однако, как показало время, опала была лишь маскировкой. Ведь именно во время нее Марумэ и разработал свою школу Тайся-рю (включая технику ура-тати ) и подготовил особый диверсионный отряд Сагара синоби-гун .

После прихода к власти Сагары Нагауми Марумэ Курандо обрел возможность вернуться из «изгнания» и сразу получил солидное жалованье в 150 коку .

После его смерти на протяжении нескольких поколений властителей Сагара главным наставником по боевым искусствам в их владениях был лучший ученик и любимец Марумэ Курандо - китаец Дэн Ринбо Ёриясу (кит. Чжуань Линьфан). Дэн Ринбо сам являлся мастером ушу , но своего учителя все равно ставил выше себя и выше всех других мастеров. Он был беззаветно предан сэнсэю Марумэ и в последние годы жизни наставника служил его советником. Именно Дэн Ринбо стал первым командиром отряда «спецназа» ниндзя Сагара и начальником всей службы шпионажа этого клана.

«Советник» Дэн на поприще шпионажа развил бурную деятельность. Он по всей стране создал огромную разведывательную сеть, позволявшую быть в курсе всех событий. В нее вошли синоби из Сайга, разгромленные Одой Нобунагой, бывшие сохэи монастыря Нэгоро-дэра, сожженного дотла Тоётоми Хидэёси, ямабуси из Кумано и других районов. В этой связи возникает несколько вопросов.

Как удалось китайцу Дэн Ринбо создать столь обширную сеть шпионов? Утверждают, что до поступления в ученики к Марумэ Курандо Дэн Ринбо был членом одной из шаек японских пиратов вако . В этом ничего странного нет, так как современные исследования показали, что эти шайки более чем наполовину состояли из китайцев. Приехав в Японию, Дэн вместе с группой своих «коллег» обосновался в пещере на острове Авадзи - в старинном логове пиратов. Во время своей пиратской карьеры китаец успел перезнакомиться со многими пиратами и разбойниками Внутреннего Японского моря: с «морской армией» Мураками, с шайками района Амакуса и т. д., а также с местными сюгэндзя , через которых он получил возможность добывать необходимые сведения.

Зачем же была нужна княжеству Сагара, запрятанному глубоко в горах острова Кюсю, такая шпионская сеть? Дело в том, что сёгунское правительство Токугава поручило князю Сагара контролировать тайную торговлю с зарубежными странами, к которой нет-нет да прибегали различные феодалы в обход строжайшего запрета военных правителей из дома Токугава на всякие сношения с заграницей.

В награду за свою работу князь Сагара получил земельные владения в районе Амакуса, где прежде находились вотчины императора. Тогда вместе с его управляющим туда переехало и большое число бойцов из Тайся-рю.

На склоне лет Марумэ Курандо вел неторопливую, размеренную жизнь, работал в поле. Рассказывают, что заняться сельским хозяйством его вынудила нехватка продовольствия, вызванная большим притоком воинов из разных провинций, жаждавших овладеть техникой Тайся-рю…

Деятельность самураев Сагара не ограничивалась только борьбой на море с контрабандистами и пиратами, стремившимися наладить торговлю с заграницей в обход официальных запретов и благодаря этому заработать баснословные барыши. Ниндзя Сагара активно орудовали и на суше. По совету Марумэ Курандо Дэн Ринбо сформировал десять «командирских» групп, в которые вошло по 24 бойца, все - обладатели мастерских лицензий по Тайся-рю, родственники Марумэ и его ближайших соратников, в верности которых не было ни малейшего сомнения. Не случайно названия этих групп были заимствованы из «технического каталога» (мокуроку ), который некогда вручил Камиидзуми Исэ-но ками своему ученику Марумэ Курандо: Эмпи («Полет ласточки»), Сару-маваси («Поворот обезьяны»), Коран («Буйство тигра»), Дзюттэ («Десять рук»), «Ямакагэ » («Горная тень») и т. д. Этим тюнинам подчинялись 10 групп гэнинов , по 16 человек в каждой, которые направлялись в разные районы для ведения шпионской работы.

Половина тюнинов обеспечивала охрану князя Сагара во время его обязательных посещений Эдо . Так как эти «телохранители» были прекрасно знакомы с официальным этикетом, обладали блестящей проницательностью, 24 человека из них были отобраны для службы в замке Эдо в качестве охранников сёгуна . Привлечение чужаков для охраны властителя страны вызвало озлобление ниндзя -телохранителей из Ига и Кога, усмотревших в нем оскорбление недоверием к их мастерству. По легенде, чтобы подорвать авторитет отряда Сагара синоби-гун Ига-моно под началом Хаттори Хандзо Масанари, сына великого ниндзя Хаттори Хандзо Масасигэ, устроили им западню. Во время очередного приезда князя Сагара в Эдо 16 ниндзя из Ига напали на него на лесной дороге неподалеку от станции Мисима-ядо и заставы Хаконэ. Однако попытка убийства властителя Сагара окончилась полным провалом: ниндзя Сагара из отрядов Сару-маваси-гуми и Ямакагэ-гуми перебили всех нападавших, воспользовавшись секретной техникой фехтования ура-тати .

После этого инцидента Масанари, по легенде, поссорившийся с сёгуном , пошел на новую хитрость, организовав нападение на самого Токугава Иэясу (это предание имеет хождение среди жителей Сагара, но у автора есть основания не доверять ему), но и на этот раз у его ниндзя ничего не вышло. На сей раз надежно сработал отряд Эмпи-гуми , командир которого, в конце концов, даже вынудил Хаттори Хандзо Масанари написать объяснительную записку по поводу инцидента.

После этих инцидентов, продемонстрировавших превосходную подготовку ниндзя Сагара, они получили от сёгунского правительства задание осуществлять надзор за деятельностью других групп шпионов и выполняли эти обязанности до самой буржуазной революции Мэйдзи.

Что же представляла собой секретная техника фехтования ура-тати ? Источники называют ее техникой «трех соединенных мечей» (сансин иттай-но кэн ). Ниндзя Сагара постоянно действовали тройками и практиковали групповые атаки, защититься от которых у противника-одиночки не было практически никакой возможности .

Последователи ура-тати овладевали техникой боя не только с мечом, но и с парой коротких мечей (сёто ), боевых серпов (кама ), с короткими копьями (тэяри ). Они изучали также технику метания сюрикэнов , фехтование алебардой, плавание и верховую езду, а также китайское кэмпо , привнесенное лично Дэн Ринбо (например, в технике ура-тати удары мечом сочетаются с разнообразными ударами ногами). При этом, каким бы оружием ни были вооружены эти ниндзя , они должны были уметь согласованно действовать в тройке, разя с разных углов, в разной последовательности, на разных уровнях. Все манипуляции холодным оружием сопровождались бросками ослепляющего порошка-мэцубуси по глазам противника.

Если о технике «шпионского» кэндзюцу эпохи Сражающих княжеств информация очень скудна, то о том, как орудовали мечом ниндзя из отряда Ига-гуми при сёгунах Токугава, нам кое-что известно. Дело в том, что ныне мы располагаем большим количеством синхронных документов (в основном это воспоминания современников, а также разнообразные трактаты, наставления, уставы и т. д.), рассказывающих о жизни и боевом искусстве одного из самых знаменитых воинов элитного шпионского отряда Ига-гуми Хираяма Кодзо Хисому, создателя школы кэндзюцу Тюко синкан-рю и автора нескольких трактатов по фехтованию. Из них по крайней мере, два: «Кэнсэцу» («Разъяснение фехтования») и «Кэнтё» («Собрание о фехтовании») - входят в золотой фонд литературы по будзюцу .

Хираяма Кодзо Хисому родился в 1759 г. в семье стражника из отряда Ига-гуми . Его предки из поколения в поколение служили в отряде Ига-гуми , начиная с самого первого набора, который провел великий дзёнин Хаттори Хандзо. Благодаря недюжинному таланту, преданности боевому искусству и упорству он изучил целый ряд школ военного искусства. У Сайто Сандаю он перенял школу военной стратегии Наганума-рю, у наставника Мацусита Киёкуро - технику боя копьем Осима-рю, у великого мастера борьбы Сибукава Бунгоро Токихидэ - дзюдзюцу и иайдзюцу школы Сибукава-рю, у Иноками Рюдзаэмона - искусство стрельбы из огнестрельного оружия школы Буэй-рю. Помимо этого, он изучил верховую езду, стрельбу из лука и плавание.


Оригинальный прием иайдзюцу школы Тэннэн рисин-рю - вполне в традициях «невидимок»

Наставником Хираямы по фехтованию мечом был мастер школы Синнуки-рю Ямада Мохэй. Ямада был также третьим патриархом школы кэндзюцу Унтю-рю. Так как Хираяма получил от него полную мастерскую лицензию (мэнкё кайдэн ) по Унтю-рю, он считается также четвертым патриархом этой школы. Однако Хираяма изучал технику кэндзюцу и других школ, в частности Синто иссин-рю. Поэтому он основал собственную школу, получившую название Тюко синкан-рю, которую позднее переименовал в Кобу дзицуё-рю.

Что же представляла собой техника кэндзюцу Тюко синкан-рю? В самом начале трактата «Кэнсэцу» Хираяма совершенно четко определяет сущность своей системы: «Моё кэндзюцу предназначено для того, чтобы карать врагов смертью». В отличие от большинства школ того времени Тюко Синкан-рю была ориентирована исключительно на применение на поле боя и полностью отрицала соревнования. Согласно дошедшему до наших дней «Уставу школы Тюко Синкан-рю» («Тюко Синкан-рю кисоку»), тренировочные бои обычно проводились на бамбуковых мечах-синаях , но без традиционного защитного снаряжения - маски (мэн ) и наручей (котэ ). При этом противник использовал стандартный синай длиной в 1 м, а ученик, вполне в традициях ниндзя , короткий бамбуковый меч, имевший длину вместе с ручкой всего около 40 см. Последователи Тюко синкан-рю старались мгновенно сблизиться с противником и обрушить на него град ударов мечом и всеми конечностями. Удары наносились в полную силу, и травматизм был чрезвычайно велик. Впрочем, самого Хираяму это нисколько не смущало, ведь он старался воспитать не спортсменов, а воинов, готовых умереть на поле боя.

Хотя весь тактический рисунок выглядит довольно необычным по сравнению с распространенным представлением о «самурайском» кэндзюцу , анализ генеалогии Тюко синкан-рю показывает, что эта необычная школа генетически была связана именно с «самурайским» фехтованием. Так, официальная генеалогия Тюко синкан-рю, помещенная в «Бугэй рюха дайдзитэн» («Большой энциклопедический словарь школ боевых искусств»), начинается с уже небезызвестного читателю Марумэ Курандо, а школа Унтю-рю возводит свою родословную к Ягю Мунэнори, великому наставнику школы Ягю Синкагэ-рю.


Тройная атака в стиле ура-тати школы Тайся-рю

К этому разговору о связях «самурайских» и «ниндзевских» школ боевого искусства хотелось бы добавить еще несколько фактов. Так, сын великого фехтовальщика, основателя Синкагэ-рю Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуны - Камиидзуми Хитатиноскэ Хидэёси основал собственную школу Камиидзуми-рю, в которой смешал ниндзюцу с техникой фехтования своего отца, который, как известно, был самураем. По одной легенде, сын другого великого мастера меча и основателя школы Касима синто-рю - Цукахары Бокудэна после гибели своего господина Китабатакэ Томонори бежал в провинцию Ига и передал тамошним ниндзя технику фехтования своего отца.

Сам Хираяма был человеком совершенно незаурядным. С точки зрения японских воинских искусств он являлся совершенным воином, ибо познал и военную стратегию, и боевые искусства, и конфуцианскую науку. Изучив многие боевые искусства, он, по подобию пришедших из Китая списков 18 классических боевых искусств, составил собственный список, получивший название «Бугэй дзюхаппан рякки» - «Краткие записи о 18 стандартных боевых искусствах». Во всех 18 выделенных им искусствах Хираяма достиг мастерского уровня.

Естественно, что это могло стать возможным лишь в результате титанического, поистине подвижнического труда. И действительно, можно только поражаться тому распорядку дня и стилю жизни, которому следовал Хираяма на протяжении всей своей жизни.

Он вставал в 4 часа утра, обливался ледяной водой, молился духам предков и приступал к тренировкам. Сначала Хираяма выполнял во дворе 400–500 махов шестом длиной 230 см из белого дуба. Затем по 200–300 раз повторял приемы выхватывания меча из ножен (иайдзюцу ), орудуя огромным тесаком длиной в 120 см с шириной лезвия в 9 см, так как считал, что, если человек освоит выхватывание такого неуклюжего оружия, то обращение со стандартным мечом и вовсе не составит ему труда. Далее он практиковал стрельбу из лука и ружья, упражнялся с копьем. Завершала тренировку верховая езда. Так как эта процедура повторялась каждое утро в одно и то же время, соседи даже сверяли часы по «будильнику Хираямы».

Вполне в духе традиции бун-бу рёдо , предписывавшей воину уделять равное внимание воинским упражнениям и изучению гражданских наук, призванных преображать человека духовно, огромное внимание Хираяма Кодзо уделял изучению китайской классической исторической и конфуцианской литературы. Он имел поистине гигантскую библиотеку, в которой, по утверждениям современников, насчитывалось до 8000 свитков на японском и китайском языках. В дошедшем до нас каталоге этой библиотеки значатся 2980 свитков, из которых 1085 посвящены военному делу, в том числе 362 - строительству крепостей и изготовлению различных видов вооружения. При этом около 500 свитков были переписаны Хираямой собственноручно!

Хираяма старался не тратить попусту ни секунды, чтобы не потерять физическую форму. Занимаясь чтением, он клал рядом с собой квадратную дубовую доску со стороной около 60 см и без конца обстукивал ее кулаками, которые у него, благодаря такой закалке, не уступали по прочности булыжникам. Когда же чтение надоедало ему вконец, Хираяма прыгал в ванну, наполненную ледяной водой, и взбадривался.

Всю жизнь он придерживался особой диеты, основу которой составляли неочищенный рис (гэммай ), сырое мисо (намамисо ) и разные соленья. Он никогда не употреблял горячего чая и пил лишь холодную воду. При этом Хираяма любил рисовую водку сакэ . До наших дней дошел рассказ о том, как однажды он пировал со своим старшим товарищем и мастером меча Отани Сэйитиро. В это время в харчевню зашел торговец сардинами. Хираяма заказал себе сардин, отрезал им головы, не очищая рыбу, залил ее мисо и, громко чавкая, моментально сожрал огромную порцию, так что был шокирован даже Отани, хорошо знакомый со странностями стражника из Ига-гуми .

Во всю свою жизнь Хираяма никогда не приближался к женщине и не завел жены. Он объяснял это тем, что опасается, как бы жена не стала небрежно обращаться с его матушкой. В общем, жизнь Хираяма вел поистине пуританскую.

В соответствии с традицией ниндзя из Ига Хираяма всю жизнь носил прическу ёмогами , позволявшую легко изменять внешность. И в летний зной, и в зимнюю стужу он надевал лишь один костюм авасэ (одежда на подкладке). Даже в самые лютые холода этот воин Ига-гуми не обувал носки-таби , ходил в коротких брюках-хакама , из под которых торчали волосатые голени, на поясе носил длинный меч (как это ни странно, сам Хираяма в повседневной жизни предпочитал мечи с клинком под 90 см). По улицам он гордо шествовал с огромной железной палицей-тэцубо в руках весом почти в 9,5 кг!

Согласно «Дзэнгёроку» («Записи о добрых деяниях») до 61 года Хираяма спал на голом земляном полу и не пользовался никакими спальными принадлежностями. Другие источники утверждают (возможно, речь идет о более позднем периоде жизни мастера), что постелью ему служил лишь один тонкий тюфяк (футон ) из хлопчатобумажной ткани, который обычно стелили в комнате с деревянным полом. Хираяма пользовался благосклонностью Мацудайры Саданобу, могущественного регента и фактического правителя страны в 1786–1793 гг., и тот, когда его любимый Ига-моно случайно заболел, подарил ему прекрасный шелковый тюфяк. Однако Хираяма пользовался им лишь одну ночь, а на следующий день отошел ко сну, как обычно постелив свой знаменитый тонкий хлопчатобумажный футон . Когда Мацудайра прознал про это, он преподнес Хираяме целый комплект хлопчатобумажных тюфяков со словами: «Вы уже пожилой человек, поэтому вам следует спать на постели». Тронутый вниманием Мацудайры, Хираяма стал пользоваться его подарком. Потом он рассказывал друзьям: «Поначалу я чувствовал себя неважно, но потом привык, и теперь могу спать в тепле…»

Фудзита Касуя из княжества Мито как-то посетил хижину Хираямы Кодзо и, пораженный огромным количеством книг и военного снаряжения, сказал: «Говорят, есть люди, которые заменяют подушку оружием и не бегут от смерти. Сегодня я видел такого человека собственными глазами».

А оружия и всяческого воинского снаряжения в доме Хираямы, превращенном в тренировочный зал, действительно хватало. Например, когда не была принята его петиция правительству по так называемому «вопросу северных территорий» (то есть по вопросу взаимоотношений с Россией), Хираяма со своими учениками организовал полевые учения и пробные стрельбы из пушки ядрами в 3,75 кг.

При увольнении с действительной службы он устроил большой пир для своих учеников и друзей, поставил шатры и лагерные занавесы, запускал фейерверки и потчевал всех холодным сакэ . Словно это был пир перед решающим боем, он сочинил в тот вечер прощальное стихотворение:

Шестидесятилетний старый кулак здоровеет при воспоминаниях о былом, Огромная пушка, стреляющая шестидесятикилограммовыми ядрами, теперь приведена в движение…

В то время Хираяма был еще очень бодр…

В «Эдосском дневнике» («Эдо никки») Мори Сиро Масана, самурая из княжества Тоса, поступившего в обучение к Хираяме за полгода до кончины мастера, подробно рассказано о последних днях жизни этого удивительного человека. Когда Мори прибыл к нему в дом-додзё , Хираяма был уже разбит параличом, но вовсю ругал нерадивых учеников. В стенном шкафу общей комнаты была установлена 72-литровая бочка с сакэ , из которой старик то и дело отхлебывал большими глотками. В прихожей были навалены мешки с рисом, полученным в качестве жалованья. Хираяма обжаривал рис прямо в шелухе и ел его в таком виде. Сразу за прихожей помещался тренировочный зал, застеленный татами , площадью около 50 кв. м. За ним находилась общая комната площадью в 10 татами , в которой было свалено различное оружие: алебарда-нагината длиной около 240 см, деревянный меч длиной в 270 см, длинный синай размером в 180 см, стояло несколько десятков копий, 3 пушки, 2 пушчонки-какаэдзуцу для стрельбы стрелами, а также ружья, тэцубо , алебарды, тренировочные деревянные кони и т. д. Там же помещалось несколько десятков ящиков с доспехами гусоку . Двор густо зарос травой.

Рассказывают, что за считаные дни до своей кончины тяжелобольной Хираяма Кодзо еще выходил во двор с шестикилограммовой железной палицей и с громкими криками киай демонстрировал ученикам боевую технику, так что железный кол свистел в воздухе.

В 24-й день 12-го лунного месяца 1828 г., в возрасте 70 лет, Хираямы Кодзо не стало. Он был похоронен в монастыре Эйсё-дзи в районе Ёцуя в Эдо (ныне Токио).

Кэндзюцу – это старинное искусство мечевого боя, которое появилось больше тысячи лет назад в древней Японии в связи с появлением в социальном обществе класса воинов.

Кэндзюцу – это уникальное и именно боевое искусство, в котором, в отличие от кэндо, первостепенным признается не дух воина и выбранный им путь, а мастерство боевой схватки. Соответственно, обучение сконцентрировано на мастерство владения мечом, а воспитание духа и воли – безусловно важный, но второстепенный акцент в обучении.

Во время занятий в кэндзюцу спарринги между учениками проводятся с использованием деревянных мечей-бокенов. Часто во время тренировки практикуются ката, в которых «запрограммированы» разнообразные боевые ситуации. После не одной тысяче повторений ката, техника владения мечом «вплавлялась» в тело воина на уровне рефлексов, что давало ему возможность проводить бой на автомате.

В кэндзюцу работают с мечом, который уже извлечен из ножен, поэтому тактика действий бойца в этом направлении весьма агрессивная и показывающая силу воина. Главное клинок в кэндзюцу – большой меч. После того, как воин достигает определенного уровня, он может практиковаться с коротким мечом и с двумя мечами – длинным и коротким.


Кендзюцу – это боевое искусство, где преимущество отдано действиям наступательного характера. Первые письменные свидетельства о технике кэндзюцу относятся к 800 году. С того времени документально зафиксировано существование почти полторы тысячи разных школ.

Меч для самурая отождествлялся с его душой. Воины настолько развили искусство меча, что превратили кэндзюцу не только эффективное искусство для боевых действий, но и путь очищения души. Многие ката были сформированы так, чтобы обучать тайным техникам – эти ката чем-то напоминают некий паззл. Всю полноту техники воин должен был осознать лишь после многократной проработки каждого ката в течение длительного времени.

Кэндзюцу считается классическим искусством, предназначенным для войны. Школы кэндзюцу всегда хранили свои наработки в полнейшей тайне от посторонних. Именно поэтому и появились ката. Принято считать, что многое из техник до нашего времени не сохранилось, но многое и осталось неизменным – исключительно для избранных, чтобы оградить кэндзюцу от недостойных людей.

Техническую базу кэндзюцу можно разделить на фехтование длинным мечом, фехтование коротким мечом и фехтование двумя клинками. Фехтование мечом возникло еще в 10 веке, а уже к концу 12 века были созданы канонические описания ряда приемов фехтования для пеших и конных воинов. Стоит заметить, что основным оружием самураев в то время был лук. Позднее, когда качество изготовляемых мечей стало гораздо лучше, а количество лучников весьма сократилось, мечи стали главным оружием самураев и, что естественно, искусство боя на мечах стало развиваться быстрыми темпами.

В конце 15 – начале 16 веков появляются четыре основные школы кэндзюцу. Подготовка мастера состояла в его обучении техникам схватки с противником, использования меча и иного вооружения – нагинаты, копья, шеста, а также рукопашному бою. Техника схватки на мечах была рассчитана на бой с врагом, защищенном доспехами и учитывала их особенности. Цель атакующих ударов- «щели» доспехов. Соответственно, шея, туловище в месте соединения нагрудной пластины и подола, запястья, локти с внутренней стороны, внутренняя поверхность бедра, щиколотки становились мишенью для меча. Чтобы клинок не повредился в схватке, его не подставляли под удары, а использовали разные приемы «ухода» от атак противника.

Воины практиковали парные ката

Школы кэндзюцу отличались стойками и приемами, но в каждой школе главных приемов было совсем немного – не более пятнадцати. Общим мнением было то, что при грамотном освоении, представленного количества вполне достаточно для того, чтобы одержать победу в любом бою. Школы заметно разнились друг от друга по предпочитаемой ее адептами тактике: одни ставили во главу угла наступающий стиль, для других главным стало выжидание.

Чтобы оттачивать свое искусство, воины практиковали парные ката с фиксированными движениями обоих участников, вооруженных деревянными мечами. Уровень подготовки проверялся в поединках-турнирах, где удары наносили, фиксируя меч в нескольких сантиметрах от противника, а также в дуэлях на боевом, но слегка затупленном оружии.

Со времен эпохи Токугава, кэндзюцу шаг за шагом потеряло практический смысл. Большая часть школ в этот период в основном изучало не приемы, а варианты достижение состояния «безмыслия», используя фехтование в качестве двигательной медитации, средства воспитания духа и тела.

Кэндзюцу

Глава одной из школ Ямада Хэйдзаэмон Котоку разработал особое защитное снаряжение для учебных боев с использованием мечей из бамбука, которое потом использовалось в большинстве школ. Такое распространение привело к тому, что кэндзюцу превратилось в вид спорта.

После революции эпохи Мэйдзи, кэндзюцу стремительно утратило популярность, большинство школ были закрыты. Для сохранения этого боевого искусства несколько мастеров с Сакакибара Кэнкити во главе стали проводить публичные бои на бамбуковых мечах, демонстрации разрубания предметов и так далее. Это снова пробудило интерес и привлекло к традиционному фехтованию новых поклонников.

В 1876 году кэндзюцу на официальном уровне было признано видом физической культуры, необходимой для воспитания японской нации. В полиции ввели обязательную практику кэндзюцу. В 1910 году кэндзюцу с дзюдо стали обязательными предметами физического воспитания в средних школах. В 1912 году разрабатывается комплекс ката под названием «Путь меча Великой Японской империи», в который «вплетены» фундаментальные приемы мечевого боя. Всеяпонская федерация кэндо появилась на свет в 1928 году.

В 1945 году. американские оккупационные силы поставили кэндо под запрет, как искусство, воспитывающее самурайский дух. Возродилось кэндо лишь в 1952 году, но уже в варианте, предназначенном для спорта и распространилось по всему миру.